Данный материал предназначен для проведения тематического классного часа во втором классе общеобразовательной школы. Все задания, загадки, а также видеоматериал подобраны с учетом возраста и имеющихся у детей знаний.
Целью занятия является ознакомление детей с названиями и сущностью различных профессий, с понятиями «профессия», «трудолюбие».
Муниципальное казённое образовательное
учреждение Костромского муниципального района
Костромской области
«Никольская средняя
общеобразовательная школа»
Номинация: методическая разработка по тематике
воспитательного мероприятия
Конспект классного часа
«О профессиях и трудолюбии»
Автор: учитель начальных классов
МКОУ «Никольская СОШ»
Смирнова Татьяна Александровна
2018
Автор: Смирнова Татьяна Александровна, учитель начальных классов МКОУ
«Никольская средняя общеобразовательная школа» Костромского муниципального
района Костромской области.
Описание материала: данный материал предназначен для проведения
тематического классного часа во втором классе общеобразовательной школы.Развивающие и творческие задания, загадки, видеоматериал подобраны с учетом
возраста и имеющихся у детей знаний.
Тема: «О профессиях и трудолюбии»
Цель: познакомить детей с названиями и сущностью различных профессий, с
понятиями «профессия», «трудолюбие».
Задачи:
познакомить с понятиями «профессия», «трудолюбие»;
дать основные понятия о различных профессиях;
раскрыть важность и необходимость труда для общества, потребность быть
полезным людям;
развивать артистические и коммуникативные способности;
развивать внимание, мышление, воображение;
формировать положительное отношение к труду.
Личностные УУД
Формировать способности к самооценке на основе успешности
деятельности.
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Высказывать предположения на основе собственных наблюдений;
Работать по предложенному учителем плану;
Давать эмоциональную оценку деятельности.
Принимать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой
жизненный опыт и полученную информацию.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате
совместной работы.
Коммуникативные УУД
Планируемые результаты:
Умение договариваться при работе в группе.
Слушать и понимать речь других.
Дети вспомнят правила общения при работе в группе;
Усвоят понятия «профессия», «трудолюбие»;
Закрепят знания о профессиях и их значимости для человека;
Оборудование:
Карточкираскраски А4; иллюстрации по теме «Профессии»; плакат
«Профессии»; карточки с названиями профессий для игры «Изобрази с помощью
жестов и мимики»; карточки со слогами «Мир», «Про», «фес», «сий»; карточки с
таблицей «Собери пословицу»; цветные карандаши. Картонная фигурка Незнайки.
Набор из трех «смайликов» (веселый, спокойный, грустный) для оценивания своего
настроения, своей работы.
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки.
Ход классного часа
2Вступление.
I.
Учитель. На свете есть особый мир,
В который ты войдешь,
Когда отучишься, когда
Немного подрастешь.
Собрать название его,
Конечно, сможешь ты.
Возьми и правильно сложи
Со слогами листы. (авт.)
Учитель. Что у вас получилось ребята? Почему второе слово «Профессий»
написано с заглавной буквы?
Ученик. Это название мира, о котором пойдет речь.
Учитель. Действительно, на свете огромное количество профессий. Став
взрослым, каждый из вас займет свое место в этом мире, выберет себе профессию,
которая ему будет по душе.
II.
Основная часть.
Профессия — это дело, которым занимается человек и получает за это
деньги.
Чтобы овладеть какойлибо профессией, надо специально учиться после
окончания школы, например, в колледже, в институте, в академии, в университете.
Учитель. Знаете ли вы, какие профессии у ваших родителей?
Ученик. Медсестра, прачка, санитарка, продавецкассир, вязальщица, водитель,
строитель …
Загадки о профессиях.
1.
Учитель. Отгадайте загадки о профессиях. (В случае затруднения показываю
иллюстрацию).
На работе деньденьской
Он командует рукой.
Поднимает та рука
Сто пудов под облака. (Крановщик)
Её давно бурёнки знают,
Всегда мычанием встречают.
И, за её нелёгкий труд,
Всё молоко ей отдают. (Доярка)
Он с указкой у доски
Нам расскажет про пески,
Камни, дождь и лужи.
3В школе он нам нужен. (Учитель)
Его работы ждет земля,
Едва лучи рассвет зажжет.
Весной расчешет он поля,
Наступит осень — пострижет. (Фермер)
С ним, наверно, вы знакомы.
Знает он про все законы.
Не судья, не журналист.
Всем совет дает... (юрист)
Ежедневно спозаранку
В руки он берет баранку.
Крутит, вертит так и сяк,
Но не съест ее никак. (Водитель)
Он металлическую птицу
Поднимает в облака.
Теперь воздушная граница
Надежна и крепка. (Летчик)
Тонкой палочкой взмахнет —
Хор на сцене запоет.
Не волшебник, не жонглер.
Кто же это? (Дирижер)
Ставят ловких две руки
Каблуки на башмаки,
И набойки на каблук —
Тоже дело этих рук. (Сапожник)
Мастерица на все руки
Нам сошьет пиджак и брюки.
Не закройщик, не ткачиха.
Кто она, скажи? (Портниха)
Минибеседа.
2.
Учитель. Ребята, а вы могли бы сейчас выбрать профессию по душе и приступить
к работе?
Ученик. (Варианты ответов. На ответ «Да» предложить выполнить какое
либо действие или оказать услугу, чтобы подвести детей к выводу о том, что без
профессиональной подготовки это невозможно).
Учитель. Почему нет?
Ученик. Всему нужно учиться. Без специального образования люди не доверят
себя лечить, кормить, стричь, строить дом…
Учитель. Любой труд, если к нему относиться серьезно, ответственно, с душой
— нелегок. А потому заслуживает уважения. Труд уборщицы, технички, которая
каждый вечер наводит чистоту и порядок в нашем классе, школе, не менее важен, чем
4труд учителя. И если вы видите, как с особым старанием уборщица навела порядок у вас
в классе, то не поленитесь сказать ей «спасибо» за ее добросовестный труд. Ей будет
приятно знать, что ее труд замечают и ценят. Так же и мне приятно, когда вы на уроке
внимательны, запоминаете мои слова, с уважением слушаете. Значит, вы цените мой
труд.
С давних пор на Руси трудолюбивые люди пользуются уважением. О них говорят:
«золотые руки», «мастер своего дела», «работает, засучив рукава», «трудится не
покладая рук». А что такое «трудолюбие»?
Ученик. (Ответы детей).
Трудолюбие – положительное качество человека, отличающегося любовью к
труду, усердием в работе.
3. Развивающие задания:
«Собери пословицы»
Учитель. Существует множество пословиц о труде, трудолюбии. Прочтите эти
пословицы, закрашивая начало и конец предложения одним цветом, каждую пословицу
закрасьте в свой цвет. (Работа в парах, коллективное обсуждение.)
1. Без труда не
1. руками не машут.
2. Делу время —
2. не сиди на печи.
3. Пашню пашут —
3. по делу познается
4. Хочешь есть калачи — 4. потехе час.
5. Всяк человек
5. все перетрут.
6. Терпение и труд
6. выловишь рыбку из пруда.
Ответ. 1 — 6; 2 — 4; 3 — 1; 4 — 2; 5 — 3; 6 – 5.
«Угадай профессию по предметам»
+ Классный журнал, указка, глобус. (Учитель)
+ Касса, деньги, товар. (Кассир)
+ Шприц, лекарства, капельница. (Медсестра)
+ Вагон, билеты, чай. (Проводник)
5+ Машина, сирена, погоня. (Милиционер)
+ Двор, метла, урна. (Дворник)
+ Камера, съемка, роль. (Киноактер)
+ Музыка, голос, сцена. (Певец)
+ Море, судно, сети. (Рыболов)
+ Компьютер, диск, программы. (Программист)
+ Водопроводный кран, гаечный ключ, труба. (Слесарьсантехник)
+ Письмо, газета, сумка. (Почтальон)
4.
Учитель. Вы устали сидеть за партами? Тогда следующее задание поможет вам
немного размяться. Вам нужно ответить на вопросы незнайки, но не обычным способом.
Если ответ отрицательный, то есть «нет» вы приседаете один раз. Если ответ
положительный – «да» вы встаете. Будьте внимательны, не ошибитесь. (Изображение
Незнайки вывешивается на доске).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Ответь на вопросы Незнайки»
+ Рыболов пасет свиней?
+ Кочегар топит печь?
+ Учитель собирает налоги?
+ Маляр красит стены?
+ Модель работает в цирке?
+ Строитель строит дома?
+ Дрессировщик дрессирует преступников?
+ Библиотекарь издает библии?
+ Кондитер печет торты и пирожные?
+ Таксист разводит собак породы такса?
+ Парикмахер делает парики?
+ Столяр делает мебель?
+ Хлебороб растит хлеб?
«Изобрази с помощью жестов и мимики»
На столе у учителя — карточки с названием профессии. Желающий ученик
выбирает карточку, читает и изображает с помощью жестов и мимики действия,
часто используемые в этой профессии.
(Карточки: «Уборщица», «Продавец», «Кондуктор автобуса», «Певица»,
«Модель», «Сапожник», «Пчеловод», «Учитель», «Врач», «Водитель», «Повар»,
«Официант», «Садовод», «Портной», «Доярка»).
Учитель. Я уверена, что в своей жизни вы встречали немало трудолюбивых
людей, достойных уважения. О таких людях пишут рассказы и статьи, в их честь
сочиняют стихи, рисуют картины. О необходимости всех профессий мы посмотрим
небольшой мультфильм. Припев песенки из мультфильма можно подпевать.
5. Просмотр мультипликационного клипа «Все профессии важны, все
профессии нужны». https://www.youtube.com/watch?v=YVNCcjIsXHE
6. Творческое задание
Учитель. Я приготовила для вас раскраски (в приложении 2, выдаются детям
в формате А4 или А5)с представителями некоторых профессий. Ваша задача красиво
6раскрасить картинку и на обратной стороне листа написать несколько слов – названий
предметов, которые используются в работе людьми этой профессии. Дерзайте!
Дети рисуют, обмениваются впечатлениями. По окончании работы рисунки
закрепляются магнитами на доске. При желании свои работы можно забрать
домой и подарить родителям.
III. Подведение итогов
Учитель. Когдато я тоже училась в школе, многого не знала, мечтала о
будущем, о том, как вырасту и получу специальное образование. Когда была чуть
старше вас, увлекалась сочинением стихов. Одно из них было связано с моими мечтами
и сомнениями. (Можно подготовить 34 детей для чтения наизусть).
У меня растут года
Как окончу школу,
Где работать мне тогда?
Вот вопрос «веселый»…
Я б хотел матросом быть,
По морям на яхте плыть,
Рыбу неводом ловить,
Языком акул дразнить…
Но не знаю, может,
Лучше поваром мне быть?
Я бы приготовил пир –
Удивился бы весь мир!
Ну да что там этот пир!
Космонавтом лучше
Я бы в космос полетел.
Пусть меня научат!
Пусть научат управлять
В космосе ракетой.
Объяснят пусть: избегать
Встречи мне с кометой?
Космонавта ждет почет,
Слава и погоны…
Завтра у меня зачет:
Сила… электроны!
7Думать после буду я,
А сейчас уроки –
Вот работа для меня.
Приготовлю в срок их!
Пусть пока идут года –
Буду я учиться.
Ведь учение всегда
В жизни пригодится.
8Учитель. Думаю, вы со мной согласитесь, что сейчас ваша первоочередная задача
учиться, получать знания – это тоже нелегкий труд. Будьте трудолюбивы и все у вас
получится.
Рефлексия.
Учитель. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня я понял(а)»...
Ученик. Ответы 24 учеников.
Учитель. Оцените свою работу: покажите «смайлик», который соответствует
вашему настроению по окончании классного часа. Встаньте, ребята, у кого смайлик
«веселый». (Если будут «грустные» смайлики, выяснить причину).
Учитель. Спасибо за приятное занятие. Успехов вам, ребята, в жизни и труде.
Список использованной литературы
1.
2.
3.
Интернетресурсы: поиск картинок.
Интернетресурсы: загадки для детей.
https://www.youtube.com/watch?v=YVNCcjIsXHE видеоролик «Все
профессии важны, все профессии нужны».
4.
http://www.glossary.ru/cgibin/gl_sch2.cgi?RLo,tuxyt:l!qg,lxyig!vlwxutgrg
(определение «Трудолюбие»)Приложение 1.
1. Без труда не
1. руками не машут.
2. Делу время —
2. не сиди на печи.
3. Пашню пашут —
3. по делу познается
4. Хочешь есть калачи — 4. потехе час.
5. Всяк человек
5. все перетрут.6. Терпение и труд
6. выловишь рыбку из пруда.
1. Без труда не
1. руками не машут.
2. Делу время —
2. не сиди на печи.
3. Пашню пашут —
3. по делу познается
4. Хочешь есть калачи — 4. потехе час.
5. Всяк человек
5. все перетрут.
6. Терпение и труд
6. выловишь рыбку из пруда.
Приложение 2.