О радиомикрофонах (Что такое радиомикрофон)
Обычно, в описании радиомикрофонов преобладают две крайности:
- либо это откровенно рекламная статья, которая изобилует продающими лозунгами
- либо перегруженная специальными специфическими терминами и мало понятная учебная радиотехническая лекция.
Поэтому часто пользователь не понимает разницы между радиосистемами стоимостью 200 долларов и 3000 долларов. Попробуем разобраться в этом интересном вопросе.
Радиомикрофон - это сложнейшее устройство, поэтому теорию мы все-таки давать будем, так как человеку, вооруженному теорией, гораздо легче на практике. А без теории всегда будет виновата аппаратура, или ее недостаток.
Как распространяется звук
Источник звука создает колебания молекул, которые, согласно волновой теории, распространяются в воздушной среде. Человеческое ухо улавливает эти колебания и с помощью мозга извлекает полезную информацию. Плохо только то, что звук не может распространяться на очень большие расстояния в силу физических свойств воздуха. Так как всегда имелась необходимость передачи данных на большие расстояния без проводов, то нужно было найти другой носитель для информации. На эту роль подошли электромагнитные волны, которые затухают в эфире с расстоянием медленнее и распространяются гораздо быстрее и дальше, чем звуковые волны. (Скорость звука - 330 метров в секунду, м/с, а скорость электромагнитной волны - 300 000 м/с). Если теперь наложить на радиоволну какую-то информацию (промодулировать), то она может быть принята и расшифрована на большом расстоянии.
Модуляция сигнала
Процесс наложения голоса на радиоволну называется модуляцией. Модуляция происходит, когда какой-либо сигнал (модулирующий) управляет каким-либо параметром другого сигнала (модулируемого), который называется иногда несущей частотой. В нашем случае модулирующим сигналом являются электрические колебания звуковой частоты, идущие с микрофона. Несущим сигналом будет высокочастотный сигнал, на котором "поедет" голос
Сигнал можно модулировать изменением следующих параметров:
Амплитуда. Такой принцип называется амплитудной модуляцией (сокращенно - АМ) и лежит в основе радиопередач в диапазонах коротких, средних и длинных волн. Самая "дальнобойная" связь работает именно по этому принципу, однако все помехи в эфире также носят амплитудный характер, и сигнал, передаваемый в эфире, подвергается жестким амплитудным "ударам". Естественно, в этом случае говорить о качестве не приходится, наоборот, спектр передаваемого сигнала обрезается до телефонного диапазона, чтобы только сохранить разборчивость.
Частота. Именно по принципу частотной модуляции работают радиомикрофонные системы. В процессе частотной модуляции частота несущего сигнала изменяется пропорционально амплитуде модулирующего. Соответственно, звуковой сигнал с максимальной амплитудой вызовет максимальное отклонение несущей частоты от своего "нулевого" значения. Этот процесс называется девиация. Величина девиации ограничена, чтобы сигнал не "залезал" в соседний частотный диапазон, вызывая помехи. Это очень важно при создании многоканальных радиомикрофонных систем.
Существует несколько разрешенных частотных диапазонов для радиосистем в нащей стране. Самый низкочастотный из них называется 8-метровым, это частоты порядка 30-50 МГц (длина волны 8 метров соответствует частоте 37,5 МГц). Далее идет диапазон VHF, это примерно 130-260 МГц. Самый высокочастотный диапазон UHF: 450-960 МГц, который разделен на частотные "окна" примерно по 24 МГц шириной.
В радиосистемах используется два принципа: широкополосная и узкополосная модуляция. В первом случае девиация несущей равна +/- 56 кГц, а во втором всего лишь +/- 10 кГц. Естественно, в эфире можно разместить больше узких частотных полос, но диапазон передаваемых звуковых частот в этом случае сужается до 40-12000 Гц. Узкополосные системы в основном используются для экскурсий, синхронного перевода, связи, то есть там, где не требуется студийное качество звука. Широкополосная модуляция обеспечивает частотную полосу 40-20 000 Гц и используется в основной массе радиосистем, применяемых на профессиональной музыкальной сцене.
Когда мы передаем частотно-модулированный сигнал через эфир, он также подвергается амплитудным "нападкам" со стороны помех, но частоту сигнала никакие помехи изменить не в силах, то есть информация, наложенная на несущую, остается нетронутой.
Основные компоненты радиомикрофонов
Как и любая радиосистема, радиомикрофон состоит из нескольких основных компонентов:
1. Преобразователь звуковых волн в электрические колебания. Это может быть любой микрофон со специальным разъемом для подключения к передатчику. Часто микрофон и передатчик составляют одно целое, такая конструкция по-английски называется handheld. Иногда миниатюрный микрофон крепится к одежде, а провод от него идет к передатчику, находящемуся на поясе или в кармане (часто применяется в реалити-шоу на телевидении). Это удобно, когда руки заняты. Такая конструкция называется lavalier или clip-on (по-русски - "петличка"). Исполнители, одновременно пляшущие и поющие, часто используют радиомикрофоны со специальной гарнитурой, надеваемой на голову, в сочетании с карманным передатчиком.
2. Радиопередатчик. Данное устройство преобразует электрические колебания звуковой частоты в радиосигнал, то есть в высокочастотные колебания, на которые соответствующим образом "наложен" звук. Передатчики отличаются друг от друга конструктивным исполнением, выходной мощностью (от неё зависит дальнодействие), рабочей частотой и продолжительностью работы на одном комплекте батарей (это связано с мощностью, чем больше мощность, тем чаще нужно менять батареи).
Выходная мощность портативных передатчиков обычно измеряется от 10 до 250 милливатт. Радиомикрофоны с мощностью 250 милливатт обычно применяются при наличии сильных помех или когда приемник находится далеко от передатчика.
Для оценки передатчиков существует ряд качественных параметров. В первую очередь - спектр излучения. Дело в том, что ни один передатчик не способен излучить только одну частоту. В его излучении, в той или иной мере, присутствуют другие, ненужные частоты. В хороших передатчиках доля такого "мусора" ничтожно мала, в плохих - весьма ощутима, что делает невозможным создание многоканальных систем.
Еще один важный параметр - стабильность работы. Дешевый передатчик может "плавать" по частоте и по выходной мощности при изменении температуры или по мере разрядки батарей.
Методы борьбы с гулом (грязью) в музыкальных миксах
очевидны. Его надо убирать. Для этого его надо услышать, и
самое главное, понять где он и от чего возникает. (Как правило,
он возникает на этапе аранжировки изза неправильного
подбора тембров отдельных инструментов).
При аранжировке необходимо подбирать звуки так, чтобы они
хорошо смешивались
У многих возникают проблемы с нижней серединой: гул в
области 200–400 Герц. Поэтому необходимо отфильтровывать
такие частоты. Кстати, в этом вопросе есть и перегибы.
Перебарщивать тоже не нужно, иначе в погоне за чистотой,
можно потерять плотность и насыщенность.
Очень часто в композициях можно заметить "кашу" на низких
частотах. Вся проблема в том, что на многих инструментах
слишком много басов. Решая проблему простой установкой
фильтра на мастере (общий канал микса) вы добьётесь
снижения уровня баса, но не решите главную проблему – каша
останется кашей.
Таким образом, необходимо фильтровать каждый инструмент
отдельно, чтобы добиться красивого звучания.
На мой взгляд нижние частоты необходимо заполнять только
партиями баса и бочки.
В партиях же лидов, падов и т.п., необходимо уменьшать
уровни низких частот при помоши параметрических
эквалайзеров или многополосных компрессоров в районе от 150до 600 Гц, или от 50 до 300 Гц, в зависимости от партии,
которую играет инструмент.
Все сказанное относится лишь к тому моменту, когда
инструменты играют одновременно, вместе. Если синтезатор
звучит отдельно (один) и если того требует замысел,
необходимо добавлять ему низких частот, используя
автоматизацию, на тот момент пока молчит синтезатор
создаюший линию баса.
Многие узкой полосой (параметрическим эквалайзером)
вырезают частоту 125 Гц. Именно эта или близкие частоты
являются резонирующими во многих акустических системах.
Удаление этой частоты также помогает избавиться от гудения.