У Ромена Роллана есть такая фраза: "тщеславному важно не то, что он есть, а каким он кажется". Он хочет стоять выше во мнении окружающих, чем он стоит. Человек стремиться показаться другим в выгодном свете и избегает такого положения, в котором он мог бы произвести отталкивающее впечатление. Так создается в той или иной мере "двуликость": одно лицо для посторонних, другое - для своих. Различие мужду этими лицами может достигнуть такой степени, что истинное лицо, проявляющееся в домашней жизни, совершенно не походит на "официальное" лицо, лицо для других.
О ТЩЕСЛАВИИ
У Ромена Роллана есть такая фраза: "тщеславному важно не то,
что он есть, а каким он кажется". Он хочет стоять выше во мнении
окружающих, чем он стоит. Человек стремиться показаться другим в
выгодном свете и избегает такого положения, в котором он мог бы
произвести отталкивающее впечатление. Так создается в той или иной
мере "двуликость": одно лицо для посторонних, другое для своих.
Различие мужду этими лицами может достигнуть такой степени, что
истинное лицо, проявляющееся в домашней жизни, совершенно не походит
на "официальное" лицо, лицо для других. При лживом, корыстном
сокрытии своих истинных свойств получатся то, что называтся
лицемерием. Похвала и порицание сильнейшие орудия воздействия
социальной среды на своий членов."Насмешки боится даже тот, кто уже
ничего не боиться на свете"(Гоголь). Общество своим мнением
регулирует поведение своих членов. Они оказываются, таким образом, в
зависимости от него, становятся в той или иной мере "рабами
общественного мнения". Мысль "что скажут?" получает иногда
парадоксально большую силу. Гордость и тщеславие идут рука об руку.
Гордый, как правило, в то же время чрезвычайно чуток к мнению
других. Усиленное развитие тщеславия, как и гордости, в разных
классах и слоях обществва стоит в связи с жизненной ситуацией в
данном клссе в определенный момент.
Чтобы поставить себя выше в глазах других, тщеславный человек
"козыряет всеми своими козырями" и испытвает радость при удачи. Он
гордиться, достигнув видного места, независимо от того какими путями
оно получено, кичится восхождением на высокую гору, своим
знакомством с людьми, высоко стоящими в мнении общества, своим
голосом, умом, остоумием, своими знаниями. При этом тщеславный не
только испытывает радость , принимая эти факты как доказательство
своей значимости, но радость вытекает из чувства превосходстванад
другими и получает соответсвенное внешнее выражение.
Если человеку нельзя достичь превосходствва над другими в чем
нибудь большом и серьезном, то он найдут предлог, чтобы чем нибудь
да гордиться.
Тщеславие, стремление к превосходству там, где нет для
данного лица прямого пути, выступает в замаскированной или
завуалированной форме, идет обходными путями. Чтобы приковать к себе
симпатии, тщеславные люди могут быть ласковы, любезны,
предупредительны и тем самым возбуждают мнение, что этот человек с
большим социальным чувством.
Тщеславие сказывается в выборе профессии, в постановке
жизненных целей и т.д. Неудача врага может восприниматься как личная
удача. Человек всегда готов обесценить чужие успехи и достижения
пристрастной критикой. Зависть не позволяет быть объективным.
Тщеславный не только критикует определенных конкретных лиц,
но часто вообще относится критически к людям, к "толпе", и судит о
них свысока. Тщеславное чувство превосходства над людьми находит
разнообразнейшие проявления и может быть вкраплено в переживания в
виде отдельных черточек.Самообман один из самых распространенных видов жизненной
лжи. Это своеобразная защитная реакция, позволяющая сохранить
душевное спокойствие и чувство уверенности в себя. Развитие
тщеславия, как и гордости, зависит от условий социального
существования, от индивидуальных условий развития данного индивида.
Его внешнее проявление и особенности субъективного переломления
могут стоять в связи с интеллектуальным и моральным развитием данной
личности. Оно находится в связи с рядом фактров и представляет
реакцию столь же исторически изменчивую как и гордость.
О ЛЕСТИ
Неспособность самолюбивого человека критически оценить свою
собственную личность обеспечивает успех лести. "Льстят, по
выражению Н.Г. Чернышевского, затем чтобы господствовать под видом
покорности".
Каждый человек в какойто мере самолюбив, каждому приятно то,
что говорит о его ценности, что возвышает его в своих и чужих
глазах. Тот, кто идет на встречу этой потребности, делается
приятным, как человек, приносящий радость, в то время как неприятная
"правда глаз колет".
Лесть и интриги всегда были сильнейшими средствами в борьбе
за милость коронованых и иных высоких особ. Лесть находила
блогодарную почву в самообольщении, связанном с большой властью.
Успех лести вырастает на почве тщеславия, и понятно, что
тщеславные люди наиболее легко ей поддаются.