О ТЩЕСЛАВИИ

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 01.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

У Ромена Роллана есть такая фраза: "тщеславному важно не то, что он есть, а каким он кажется". Он хочет стоять выше во мнении окружающих, чем он стоит. Человек стремиться показаться другим в выгодном свете и избегает такого положения, в котором он мог бы произвести отталкивающее впечатление. Так создается в той или иной мере "двуликость": одно лицо для посторонних, другое - для своих. Различие мужду этими лицами может достигнуть такой степени, что истинное лицо, проявляющееся в домашней жизни, совершенно не походит на "официальное" лицо, лицо для других.
Иконка файла материала О ТЩЕСЛАВИИ.doc
О ТЩЕСЛАВИИ У Ромена Роллана есть такая фраза: "тщеславному важно не то,  что он есть, а каким он кажется". Он хочет стоять выше во мнении  окружающих, чем он стоит. Человек стремиться показаться другим в  выгодном свете и избегает такого положения, в котором он мог бы  произвести отталкивающее впечатление. Так создается в той или иной  мере "двуликость": одно лицо для посторонних, другое ­ для своих.  Различие мужду этими лицами может достигнуть такой степени, что  истинное лицо, проявляющееся в домашней жизни, совершенно не походит на "официальное" лицо, лицо для других. При лживом, корыстном  сокрытии своих истинных свойств получатся то, что называтся  лицемерием. Похвала и порицание ­ сильнейшие орудия воздействия  социальной среды на своий членов."Насмешки боится даже тот, кто уже  ничего не боиться на свете"(Гоголь). Общество своим мнением  регулирует поведение своих членов. Они оказываются, таким образом, в зависимости от него, становятся в той или иной мере "рабами  общественного мнения". Мысль "что скажут?" получает иногда  парадоксально большую силу. Гордость и тщеславие идут рука об руку.  Гордый, как правило, в то же время чрезвычайно чуток к мнению  других. Усиленное развитие тщеславия, как и гордости, в разных  классах и слоях обществва стоит в связи с жизненной ситуацией в  данном клссе в определенный момент. Чтобы поставить себя выше в глазах других, тщеславный человек "козыряет всеми своими козырями" и испытвает радость при удачи. Он  гордиться, достигнув видного места, независимо от того какими путями оно получено, кичится восхождением на высокую гору, своим  знакомством с людьми, высоко стоящими в мнении общества, своим  голосом, умом, остоумием, своими знаниями. При этом тщеславный не  только испытывает радость , принимая эти факты как доказательство  своей значимости, но радость вытекает из чувства превосходстванад  другими и получает соответсвенное внешнее выражение. Если человеку нельзя достичь превосходствва над другими в чем нибудь большом и серьезном, то он найдут предлог, чтобы чем нибудь  да гордиться. Тщеславие, стремление к превосходству там, где нет для  данного лица прямого пути, выступает в замаскированной или  завуалированной форме, идет обходными путями. Чтобы приковать к себе симпатии, тщеславные люди могут быть ласковы, любезны,  предупредительны и тем самым возбуждают мнение, что этот человек с  большим социальным чувством. Тщеславие сказывается в выборе профессии, в постановке  жизненных целей и т.д. Неудача врага может восприниматься как личная удача. Человек всегда готов обесценить чужие успехи и достижения  пристрастной критикой. Зависть не позволяет быть объективным. Тщеславный не только критикует определенных конкретных лиц,  но часто вообще относится критически к людям, к "толпе", и судит о  них свысока. Тщеславное чувство превосходства над людьми находит  разнообразнейшие проявления и может быть вкраплено в переживания в  виде отдельных черточек.Самообман ­ один из самых распространенных видов жизненной  лжи. Это своеобразная защитная реакция, позволяющая сохранить  душевное спокойствие и чувство уверенности в себя. Развитие  тщеславия, как и гордости, зависит от условий социального  существования, от индивидуальных условий развития данного индивида.  Его внешнее проявление и особенности субъективного переломления  могут стоять в связи с интеллектуальным и моральным развитием данной личности. Оно находится в связи с рядом фактров и представляет  реакцию столь же исторически изменчивую как и гордость. О ЛЕСТИ Неспособность самолюбивого человека критически оценить свою  собственную личность обеспечивает успех лести. "Льстят,­ по  выражению Н.Г. Чернышевского,­ затем чтобы господствовать под видом  покорности". Каждый человек в какой­то мере самолюбив, каждому приятно то, что говорит о его ценности, что возвышает его в своих и чужих  глазах. Тот, кто идет на встречу этой потребности, делается  приятным, как человек, приносящий радость, в то время как неприятная "правда глаз колет". Лесть и интриги всегда были сильнейшими средствами в борьбе  за милость коронованых и иных высоких особ. Лесть находила  блогодарную почву в самообольщении, связанном с большой властью. Успех лести вырастает на почве тщеславия, и понятно, что  тщеславные люди наиболее легко ей поддаются.