«О воспитании безопасного поведения детей в семье»
Доклад
Автор: учитель начальных классов Фролова Анна
Максимовна
Представлены формы организации различных ситуаций направленных на формирование культуры безопасного поведения ребенка. Предложен алгоритм построения такой среды, основанный на практическом использовании современных технических средств обучения и стандартных компьютерных программ позволяющих вовлекать учащихся в практическое применение своих знаний при осуществлении проектной деятельности. Практическое содержание направлено на формирование культуры безопасного поведения школьников в условиях "школы больших возможностей": управленческий аспект.
Проблема формирования потребностей сохранения безопасности и здоровья школьников в процессе обучения в общеобразовательной школе является актуальной в связи с тенденциями, связанными с возрастанием опасностей для жизнедеятельности людей. Период младшего школьного возраста - один из главных этапов становления здоровья и формирования навыков безопасности, а также физического и психического статуса, на базе которого закладываются основы здорового образа жизни. Сегодня слабая подготовка школьников в вопросах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение ими правил дорожного движения и пожарной безопасности, пренебрежение правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и гибели детей.
В связи с этим сегодня особенно остро встают противоречия между:
- потребностью общества в формировании культуры безопасности жизнедеятельности учащихся школ и отсутствием единого системного процесса, обеспечивающего решение вопросов безопасности учащихся на всех ступенях школьного образования;
- потребностями школьника в здоровом образе жизни, безопасном поведении для себя и окружающих и неготовностью организаторов школьного образования, отсутствием разработанных системных педагогических механизмов формирования безопасного поведения детей с учетом возраста;
- необходимостью готовности школьников к безопасному образу жизни и недостаточной разработанностью данного материала;
- необходимостью создания условий для становления навыков безопасного поведения школьников и недостаточной компетентностью учителей в вопросе формирования этих навыков.
Безопасность жизни и жизнедеятельности - насущная потребность человека. В содержании общеобразовательных программ Российской Федерации есть разделы, касающиеся здоровья и безопасности : «Спорт – вместо наркотиков», «Безопасное колесо», проведение тренировочных занятий по эвакуации из здания ОУ на случай ЧС, «Скажем - нет терроризму». Неумение адекватно действовать в потенциально опасных ситуациях, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни стало недопустимым. Это, в свою очередь, настоятельно требует разработки методов, приемов, технологий, направленных на развитие и совершенствование прикладных умений и навыков, психической сферы как основных компонентов формирования готовности к действиям в экстремальных ситуациях.
В настоящее время, когда школа прошла процесс реорганизации и стала «Большой школой-школой больших возможностей», необходим новый подход к формированию готовности к действиям в экстремальных ситуациях на основе единства психики и деятельности
Культура безопасности личности включает компоненты деятельности (мотивы к безопасности, знания и умения обеспечения безопасности, опыт творческого решения проблем безопасности, опыт самоконтроля в обеспечении безопасных условий жизнедеятельности), качества личности (ценностные ориентации, взгляды и убеждения как основу безопасной жизнедеятельности), направления базовой культуры личности (прежде всего мировоззренческую, нравственную, психологическую готовность к безопасной жизнедеятельности).
Воспитание культуры безопасности ребенка включает в качестве составных частей следующие аспекты:
- формирование предметных умений и навыков (видов деятельности, которые осуществляются не только в безопасных условиях, но и в условиях риска);
- специальную теоретическую подготовку к безопасной жизнедеятельности
(осмысление общих проблем риска, безопасности, опасности и т.д.);
- психологическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (формирование смелости, решительности, готовности к разумному риску и т.д.);
- развитие качеств личности, необходимых для безопасной жизнедеятельности
(проницательность, дальновидность, гуманность, оптимистичность и т.д.).
В процессе деятельности учителя и ученика осуществляется управление педагогическим процессом: диагностика, планирование, стимулирование, организация, коррекция воспитания и развития культуры безопасности. Исходным пунктом управления в развитии культуры безопасности является диагностика процесса и результатов подготовки школьников к безопасной жизнедеятельности.
Ответственность за себя, за своих одноклассников во время урока формируется благодаря сотрудничеству учителя с каждым ребенком и со всем классом. Постепенно через коллизии, которые возникают на уроках, сталкиваясь с необходимостью применять на практике усваиваемые нормы поведения, дети овладевают правилами, обретают ответственность за себя и за своего товарища или просто постороннего человека, который находится рядом.
Жизнь современного школьника, а теперь и дошкольника в большой школе
(Школе больших возможностей) должна быть интересной, содержательной, полной событий и действий. Во время учебного процесса дети находятся в стенах учебного заведения, где большое внимание уделяется созданию их безопасного пребывания. Работая по всем направлениям комплексной безопасности, мы уделяем особое внимание воспитанию у школьников культуры безопасного поведения. Очень важно привить детям чувство ответственности за себя, своих близких, товарищей по классу и школе, даже за учителей.
Теоретические знания, бесспорно, развивают личность, но школьнику трудно ощутить их ценность, если эти знания не используются в жизни.
Придать теоретическим знаниям практическую направленность можно посредством широкого применения современных педагогических технологий. Одной из таких технологий является организация проектно-исследовательской деятельности школьников. Осуществляя процесс, мы, руководители проекта, выступали в роли равноправных участников этого процесса. Делясь информацией и добывая ее вместе с нашими подопечными, анализируя, обрабатывая их, мы становились соавторами этого необыкновенно интересного процесса.
В результате совместного сотрудничества учителей и учащихся в творческопоисковой лаборатории наши взаимоотношения с проектантами переходят на качественно новый уровень доверия и взаимопонимания, что не прекращается по окончанию работы над проектом/исследованием.
Работая над проектом, руководителям надо стараться сосредоточить внимание на позитивных моментах деятельности учащихся, всячески поощрять их инициативу.
Определяющая роль практики выражается, с одной стороны, в том, что практика выступает основой, источником знаний, и, с другой стороны, в том, что она является и средством проверки истинности знаний, критерием истины. В педагогической деятельности использую следующие виды учебных практик на уроках:
§ проектная деятельность;
§ экскурсионная практика;
§ творческая деятельность.
Учебные практики направлены на комплексное развитие компетенций. На каждом этапе мы стремимся развить мыслительную деятельность учащихся, заложить основы для формирования ключевых компетенций: учебной, образовательной, познавательной.
Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем многие другие. Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно- и полипредметного, индивидуального и группового (разнообразных образовательных маршрутов) проектов. Выполнение проектов даёт возможность для создания личностно - развивающей ситуации, позволяющей реализовать творческие силы, обеспечить выработку собственного мнения, своего стиля деятельности. Учащиеся включены в реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия.
При оценке проекта учитываются следующие моменты:
- значимость и актуальность рассматриваемой проблемы;
- активность каждого участника проекта;
- творческая самостоятельность авторов проекта;
- соблюдение требований к созданию проекта;
- речевая культура, умение отвечать на вопросы оппонентов.
Данная педагогическая технология давно и активно применяется в нашей школе, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Очень успешно и результативно применение метода проектов и исследований вошло в комплекс мероприятий по обеспечению безопасности нашего образовательного учреждения.
Работа над проектом «Большая школа – территория БЕЗ опасности» дала возможность:
-участвовать неограниченному количеству учеников (задания разного уровня для учащихся с 1 по 11 класс);
-подготовить проекты и исследования для различных ученических конкурсов;
-ознакомить учащихся с основами проектной и исследовательской деятельности;
-поднять уровень культуры безопасного поведения не только участников проекта, но и других учащихся школы через просветительную деятельность;
-воспитать любовь к своей школе, желание быть хозяином, заботиться и нести ответственность за само здание и территорию вокруг него;
-ощутить товарищеское чувство работы в коллективе и многое другое
- сплотить коллективы когда-то разных школ.
Наша основная цель: пропаганда и воспитание культуры безопасного поведения школьников через участие в проектно-исследовательской деятельности.
Исследовательские работы содержали интересные анкеты, опросники, разработанные учащимися; профессиональные социологические анкеты; сравнительные таблицы, демонстрирующие снижение уровня травматизма в нашей школе за последние годы. Эмоционально-положительное отношение к самому себе, лежащее в основе структуры самосознания личности каждого нормально развивающегося ребенка, ориентирует на притязания соответствовать положительному этическому эталону. Индивидуальная эмоциональная заинтересованность в том, чтобы быть достойным самоуважения и уважения окружающих, приводит к пониманию необходимости и эмоциональной потребности соответствовать положительному нравственному эталону. Когда потребность соответствовать положительному эталону поведения приобретает личностный смысл, у ребенка появляется ответственность как черта личности.
Мы начали параллельно с проектной деятельностью развивать и факультативные занятия на компьютерах, которые включают четыре взаимосвязанных компонента:
- активное познание окружающего мира,
- поэтапное усвоение все усложняющихся способов и средств решения задач,
- активизирующее общение.
Диапазон использования компьютера в учебно-воспитательном процессе формирования навыков безопасного поведения школьников очень велик: от тестирования обучающихся, выявления их личностных особенностей до игры или модельной ситуации.
Применение компьютерной техники позволяет сделать факультативное занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.
В образовательном процессе мультимедийная техника может быть как объектом изучения, так и средством обучения, воспитания, развития и диагностики усвоения содержания обучения, т.е. возможны два направления ее использования в процессе обучения.
При первом – компьютерные инновации и мультимедийные технологии являются мощным средством повышения эффективности организации учебно-воспитательного процесса.
При втором – усвоение знаний, умений и навыков ведет к осознанию возможностей компьютерных инноваций и мультимедийных технологий, к формированию умений их использования при решении разнообразных задач.
Очень важным для нас было привлечь к проектно-исследовательской деятельности не только самых активных и благополучных детей, а совершенно разный контингент учащихся, что позволяло корректировать их поведение, социализировало их в обществе. Ведь это и есть дети нуждающиеся в формировании и воспитании культуры безопасного поведения больше других детей.
За компьютером учащиеся предпочитают работать вместе, находя общее решение. Совместные компьютерные программы и задачи позволяют снять ряд трудностей в общении учеников.
Кроме того, использование современной цифровой техники (фото- и видеокамер) позволило учащимся делать фото- и видеосъемку различных событий на тему безопасного поведения во время каникул, во время внешкольных мероприятий и перемен. Отснятые материалы помогли организовать обсуждение увиденных ситуаций на факультативных занятиях и формировать навыки безопасного поведения школьников. Учащиеся 5-7 классов делали фотосъемку некоторых совсем обычных в школе мест, где по неосторожности можно получить бытовую травму.
На фотографиях ребята инсценировали ситуации, когда обычные лестничные перила, мокрый пол или просто дверь в кабинет могут стать опасными и травмировать, если не быть осторожным.
Учащиеся 8-9 классов выработали свод правил по безопасному поведению школьников.
В процессе проведенных занятий ребята смогли узнать общие правила коммуникации, применять их в соответствующих условиях. Ролевые позиции в группе, базовые компоненты общения. Конфликтные ситуации и способы выхода из них. Правила поведения на улице, общение с незнакомыми людьми. Семейное общение. Права ребенка в семье. Конфликты в семье. Отношения между людьми разного пола. Способы реагирования на критику. Поведенческие риски, опасные для здоровья. Навыки противостояния негативным влияниям группы. Правовые аспекты взаимоотношений между людьми. Ребята научились применять навыки межличностной коммуникации.
Соблюдать правила поведения в общественных местах. Уметь корректно отказываться от нежелательного общения. Соблюдать социальные нормы поведения в группе. Различать признаки недружелюбной группы и уметь из нее выйти. Слушать критику, конструктивно критиковать. Отстаивать аргументировано отстаивать свою правоту в различных конфликтных ситуациях. Противостоять групповому давлению.
Работая над проектом параллельно с учителями, проектанты-учащиеся имели возможность понять принципы проекта/ исследования, научились выстраивать индивидуальный план работы, четко формулировать цель работы и ее задачи, делать выводы и использовать полученные знания в своих работах. Широкие возможности интернета как основного источника информации побуждают ограничиться только им. Мы же обращаем внимание на дополнительные источники информации, очень полезные для создания «местных» проектов: школьные картотеки, архивы, журналы и т.д.
В нашем образовательном учреждении постоянно проводятся мероприятия по созданию условий безопасного нахождения учащихся и сотрудников в школе: учебные эвакуации по «тревоге», классные часы, инструктажи, создание «Школы первой помощи», разъяснительная внеурочная (и урочная) работа учителей, организация охранного поста, создание противопожарной базы и многое другое.
Мероприятия по созданию безопасности охватывают как коллектив учащихся, так и коллектив сотрудников и зачастую бывают совместными. Очень интересно прошли экспериментально-тренировочные мероприятия под рабочим названием «Чужой/ Чужие», в результате которых и учащиеся, и их родители, и сотрудники сделали вывод, что чужим людям проникнуть в стены нашей школы не так-то просто.
Система контроля, оповещения, реакция сотрудников – все работает на должном уровне.
Это говорит о том, что сотрудники нашего образовательного учреждения являются гарантами безопасности учащихся во время учебного процесса.
Итак, работая над проектом или исследованием, дети глубже усвоили проектный информационный материал и непосредственно навыки культуры безопасного поведения, что и являлось нашей задачей. Вся деятельность авторов проектов и исследований принесла им много радости, позитивного отношения к жизни и послужила примером для других учащихся.
В заключении можно сделать вывод, что посредством образования необходимо обеспечить повышение общего уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности, а также безопасности для здоровья ребенка и высокой эффективности воспитания культуры безопасного поведения посредством проектной и исследовательской деятельности, обеспечить снижение отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.
В работе над выбором темы по воспитанию культуры поведения педагог замечает, что некоторые правила повторяются. Это закономерно. Учитель всегда имеет в виду конкретную ситуацию. Но ситуации меняются, и ребенок должен действовать и применять одно и то же правило в разных условиях. Для него это не всегда просто. Так, на улице ребенок может не поздороваться с учителем другого класса, хотя в школе обычно здоровается с ним. Приучившись следить за своей обувью, когда идет в школу, ученик может в нечищеной обуви пойти к товарищу. Поэтому, рассказывая о правилах поведения, педагог перечисляет те возможные ситуации, где ученик должен их применить. Но рассказать об этом мало. Необходимо вместе с родителями проконтролировать, чтобы во всех случаях, в любой обстановке известное правило выполнялось детьми. Например, детей научили уступать место старшим в автобусе; они это делают охотно, без напоминания. Но вот в классе пришла бабушка, стоит, а ученик даже не догадается пригласить ее сесть. Такое поведение объяснимо, ведь младшему школьнику свойственна конкретность мышления. Ему требуется руководство, подсказка. Сначала это возможно сделать в ситуации класса, школы, затем дети приучаются к соответствующему поведению дома, на улице, в общественных местах. Постепенное расширение конкретных ситуаций, в которых применяются разные правила, позволяет сформировать определенные, привычные для ребенка формы поведения. Всегда и во всем быть аккуратным – значит приобрести такое качество, как аккуратность, всегда быть точным, обязательным – значит иметь эти качества в своем характере. Постепенно, через поступки, поведение, деятельность формируется характер ребенка, его нравственность. Но сам этот процесс очень сложный, требующий времени и определенных усилий. Для воспитания навыков и привычек культурного поведения необходимо позаботиться об организации упражнений в поступках. Упражнение – это не просто повторение. Оно требует, чтобы ребенок знал, что у него получается, что – нет; стремился овладеть каким-либо действием. Для успешности закрепления, необходимо, чтобы повторение сопровождалось положительными эмоциями. Это и молчаливое одобрение взрослого, и эмоциональное поощрение товарищей. Ребенок должен сам захотеть поступать правильно. Другими словами, воспитание должно быть связано с самовоспитанием. Занятия по культуре поведения проводятся, как правило, во внеклассное время, но и на уроке учитель имеет возможность работать над усвоением знаний, формированием навыков и привычек. Работая над какой-либо определенной темой, учитель не выпускает из поля зрения и то, насколько усвоены правила предыдущей темы, как полно и ярко они проявляются в деятельности и поведении учащихся. Сочетание систематической работы над правилами, проводимой на специальных занятиях, и повседневной работы учителя – важное условие успешного воспитания к.п. Если на занятии дети видят сценку: идет с тяжелой сумкой учительница, а ученики, шагающие рядом, не догадываются помочь, то, конечно, сценка эта не сформирует навыка. Но она поможет детям посмотреть на себя со стороны, оценить свое поведение, сделать для себя вывод. И, наверное, затем, в специально или случайно созданной ситуации, ребенок задумается и определит свое поведение. Учитывая ситуативность поведения детей, необходимо разнообразность условия, в которых учащиеся должны упражняться, выполнять те или иные правила поведения. Важным элементом занятий является показ, т.к. дети должны суметь сами оценить, что сделано правильно, а что - нет, сказать и показать, как надо было сделать. Такое активное участие детей в обсуждении возможно потому, что круг понятий в целом знаком детям и соответствует их жизненному опыту. Учитель дополняет имеющиеся у детей знания, приводит их в определенную систему, подкрепляет требования родителей своими требованиями, своим авторитетом. Педагог беседует с детьми, задает им вопросы, выслушивает мнения, иногда противоположные, и судит о том, что уже хорошо знакомо учащимся, а какие правила незнакомы совсем. При закреплении старых и разъяснении новых для детей правил, учитель привлекает на помощь басни, рассказы, стихотворения. Использование художественных текстов очень оживляет беседу. например, на тему о порядке можно прочитать стихи В.Лифшица «Перчатки», О. Бедарева «Вот какая я»; о поведении на перемене – стихотворение Б.Заходера «Перемена»; о правилах приличия – стихи А. Барто «Почему телефон занят?» и т.д. Самой природой заложено в ребенке стремление проиграть как можно больше сложных и разнообразных ситуаций взрослого мира, чтобы понять его. Поэтому занятия по культуре поведения можно проводить и в форме игры. В процессе подготовки к игре дети сами мастерят необходимые атрибуты, оборудование, что дает дополнительные возможности в общении, в проживании тех ситуаций, о которых говорилось на уроке. Игры проводятся со всеми детьми или с группой, может принять участие весь класс или даже несколько классов, что создает дополнительную, новую ситуацию. Чаще всего при проведении занятия используются и показ, и инсценировка, и беседа, и чтение художественной литературы в разумном сочетании. Всю эту сложную, огромную работу необходимо вести в тесном контакте с родителями, разъяснять им правильные методы воспитания и договариваться о единой линии педагогического воздействия. Участие родителей может быть непосредственным: они выступают перед детьми с беседой или являются гостями; родители могут помочь классу в подготовке занятий, требующих большой предварительной работы (декорации, костюмы, проведение репетиций…) Самое главное – привлечь родителей к систематическому контролю за выполнением правил культуры поведения в повседневной жизни. Поступление ребенка в школу – переломный момент в его жизни: он вступает в новый тип отношений с людьми, начинают складываться новые, разнообразные формы деятельности. От подготовки ребенка к школе во многом зависит успешность его обучения. Традиционно выделяются 3 аспекта школьной зрелости: а) интеллектуальный, б) эмоциональный, в) социальный. В нашем случае особенно важен социальный аспект, под которым понимается потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп на основе правил и норм поведения. Способность общаться, или коммуникативные способности, определяются как индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие эффективность и общения и совместимость с другими людьми. Способность к общению включает в себя:
1. «Я хочу» - желание вступить в контакт; 2. «Я знаю» - знание норм и правил поведения; 3. «Я умею» - организация общения. Становление 1 аспекта «Я хочу» связано с некоторыми затруднениями, которые возникают практически у каждого ребенка. Это медлительность, упрямство, страхи, вранье и т.п. Важную роль здесь играет позиция ребенка по отношению к другим и себе. Выделяют 3 основные позиции: 1. Эгоистическая – когда ребенку совершенно безразличны другие дети. Такому ребенку нетрудно толкнуть, обидеть, оскорбить. Конечно, таких детей не любят, не хотят с ними играть, дружить. В конечном итоге они остаются одни. 2. Конкурентная – ребенок прекрасно понимает, что важно, чтобы тебя ценили и уважали, для этого все надо делать правильно, со всеми дружить, никого не обижать. В сверстнике такой ребенок видит только конкурента, которого необходимо превзойти, потому что успехи и достижения других вызывают у него зависть, обиду, огорчение оттого, что не он первый. Такая линия поведения наверняка останется, и будет только укрепляться. 3. Гуманная – ребенок охотно помогает другим, умеет сопереживать. К другим относится как к самоценным личностям. Зная и учитывая вышеперечисленные обстоятельства взрослым необходимо помочь пройти сложный путь развития общения более безболезненно. В начальной школе на протяжении всех четырех лет ребенок учится общаться со сверстниками, со взрослыми. Ребенок понимает, что самое главное в жизни то, чтобы тебя ценили и уважали, а для этого необходимо делать все правильно, со всеми дружить, никого не обижать. Проще всего это воспитывается через игру. Например: Игра «Волшебные сундучки». Ребенку предлагается подумать, какое у него сейчас настроение, что он чувствует. Затем попросить его сложить все отрицательные эмоции: обиду, грусть, злость, страх в волшебный сундучок и выбросить. Вместе с тем из другого сундучка (он яркий, красочный) можно взять себе те положительные эмоции, которые он сам хочет, и желал бы подарить другим. Большое значение в регуляции поведения ребенка играют правила. Ознакомление с правилами служит средством формирования послушания и дисциплинированности, доброжелательных отношений, культуры поведения в обществе. В то же время на практике обнаруживается, что второй аспект «Я знаю» и реальное поведение расходятся, что свидетельствует о формальном усвоении правил поведения в обществе. В связи с этим актуально поставить вопрос о воспитании осознанного отношения к правилам поведения, которое должно включать в себя три взаимосвязанных компонента: - знание правил; - понимание их справедливости, осознание нравственной ценности и личной значимости для себя и для окружающих; - соответствие поступков известным правилам и саморегуляции поведения. Учитель в работе с детьми должен опираться, прежде всего, на разъяснение смысла правил, их нравственной ценности и необходимости выполнения, использовать разнообразные методы и приемы: беседы на основе обсуждения художественных произведений, иллюстраций, а также на основе детского опыта. Важно в ходе бесед обращать особое внимание детей на последствия предполагаемых поступков для себя и окружающих, на отношение детей к ребенку, поступающему вразрез с правилами, на его переживания, на собственное эмоциональное состояние. Наблюдение за поведением детей в реальной жизни показывают, что им не всегда легко поступить по правилу, преодолеть свое нежелание действовать согласно моральным нормам. Ребенок должен уметь организовать общение, поэтому становление 3-го компонента – «Я умею» сопряжено с развитием его эмоционально-волевой сферы. Одно из условий, влияющих на решение ребенка – присутствие других людей, взрослых или сверстников, их оценка. Поэтому для развития волевых усилий очень важным является организация практической деятельности, постоянное упражнение в совершении тех или иных поступков, в результате чего у детей появляется возможность «учиться» на своих ошибках. На уроках необходимо дать учащимся правила, нормы, эталоны поведения, выработать навык анализа актов общения. Дети должны понять, что надо делать и говорить, и как. Урок такой обычно включает речевую гимнастику, анализ и разыгрывание коммуникативных ситуаций, решение коммуникативных задач, коммуникативные игры. Для реализации вышепоставленных задач целесообразно использовать метод создания проблемных ситуаций. В классе можно специально создать проблемную ситуацию с целью приобретения детьми практического опыта в выполнении правил поведения. Попадая в ситуацию морального выбора, ребенку необходимо самостоятельно организовать свое поведение, применить адекватное правило и проявить необходимые волевые усилия. Например, дети с увлечением играют в интересную подвижную игру, в это время входит другой учитель и «нечаянно» рассыпает тетради. Интересно наблюдать за реакцией учащихся. Одни тут же бросаются на помощь, остальные «раздумывают», некоторые даже не прекращают игру. Необходимо после провести беседу, проанализировать поступки детей, выяснить мотивы, побудившие ребят поступить так или иначе. Интересна в этом отношении игра в «Волшебное зеркало», перед учениками ставится нелегкая задача – пользоваться вилками и ножом за накрытым столом, но он легко справится, если посмотрит в «волшебное зеркало». А зеркало – его одноклассники, которые показывают, как надо обращаться со столовыми приборами. Повседневная «методика этического заряда» помогает и учителю и ученикам справляться со сложностями в течении всего дня. Учитель начинает учебный день и при этом высказывает уверенность в том, что дети будут доброжелательны, внимательны и уступчивы, обижать никого не будут, в классе конфликтных ситуаций не возникнет. Высказывая такое напутствие, учитель и сам настраивается на понимание и расположенность к детям. В конце учебного дня учитель проводит этическую пятиминутку. Он анализирует возникшие конфликты, учит ребят находить пути выхода из них. Ученики с помощью учителя пытаются разобраться, как можно избежать отрицательной ситуации и как примирить конфликтующих. Возможно создание «Школы вежливости», в которой дети смогут показать все знания и умения, накопленные в повседневной жизни. У школьников формируется привычка оценивать собственные поступки с позиций доброжелательности и уважения к другому человеку. Дети начинают осознавать нравственную основу отношений к человеку, обществу, Родине, природе, к самому себе. И у педагога, ведущего эту работу, развивается стремление к нравственному самоконтролю. Его отношения с детьми приобретают искренний, доверительный характер, что помогает находить нестандартные пути влияния на учеников. Глава 3. Опыт работы учителей по воспитанию культуры поведения Творческий педагог всегда стремится найти новые, нестандартные и, тем более интересные для школьников, пути воспитания. Это и специальные занятия по вежливости, и уроки общения, и уроки – путешествия, КВНы, различные турниры и праздники, посвященные культуре поведения и, конечно же, работа с родителями. Ниже следует описание нескольких работ педагогов, пожелавших поделиться своим опытом в периодической печати. Своим опытом по воспитанию культуры поведения у учащихся 3 класса московской школы №235 делится учитель начальных классов Л.Кузнецова, которая ведет предмет «Этическая грамматика». Вот так проходит, например, занятие «Доброе слово, что ясный день». Дети вспоминают сказку «Морозко», произносят ласковые слова, с которыми падчерица обратилась к Деду Морозу. Затем идет выборочное чтение сказки «Гуси-лебеди», показываются фрагменты диафильма по той же сказке. Почему же, печка, Яблонька и Речка сначала не ответили Маше на ее вопрос? Потому что Маша вначале была неприветлива с ними, обидела их. А потом почему сказочные герои охотно помогли ей? Потому что девочка отведала пирожка из печки, яблочка с яблоньки, потому что нашла слова благодарности, оценила их труд, ласково обошлась с Речкой. А вы всегда ли в общении с людьми пользуетесь волшебными словами? Давайте проверим, действительно ли есть волшебные слова. А для этого проведем игру: «Волшебный цветик-семицветик». Правила игры: «Волшебник (ученик) отрывает лепесток и, сделав вид, что бросает его, отдает любому, кому пожелает, со словами из знакомой каждому ребенку сказки: Лети, лети, лепесток, Через запад – на восток, Через север, через юг, Возвращайся, сделав круг. Лишь коснешься ты земли, Быть по-моему вели…» Варианты пожеланий: Катя, я была не права, что обидела тебя. Не сердись на меня, прости, пожалуйста. Коля, я тебя сегодня толкнула нечаянно, прости, пожалуйста. В конце игры учитель обращает внимание учеников на то, как произносятся «вежливые слова». Вежливо, с улыбкой. Действительно, улыбка украшает произнесенную фразу, даже в песенке поется «От улыбки станет всем теплей». Исполняется эта песня. Так, с помощью игры педагог учит детей сложному искусству общения. Учитывая то, что многие родители еще очень молоды и сами еще могут и хотят воспитываться, необходимо проводить в начальной школе родительские собрания, семинары. Вот, например, одно из собраний такого типа, которое составлено и проведено Оспановой М.Т. («Воспитание школьников Казахстан. №2/2003»), учителем начальных классов. Тема: «Взаимоотношения в семье». Подготовка. Третьеклассники до собрания отвечают на вопросы анкеты: С кем в семье ты особенно дружен? Кому доверяешь секреты? Все ли знают о тебе родители? Понимают ли тебя мама и папа? Всегда ли справедливы к тебе? Кого позовешь на помощь в беде? Также на уроке труда ученики готовят «книжечки» участников собрания. Сюда каждый родитель имеет возможность записать вопросы, которые появились у него до или во время родительского собрания. В классе оборудуются три цветовые залы для работы. Класс оформлен плакатами: «Каковы батьки-матки, таковы и дитятки». «Тогда…глазами вашего ребенка глянет на вас еще маленькая и слабенькая, но уже враждебная зверушка, почему вы не оглядываетесь назад, почему вы не приступаете к ревизии вашего собственного поведения?» (А.С. Макаренко) Ход проведения 1) При входе каждый родитель берет цветной жетон и занимает место в одной из 3-х микрогрупп. 2) Сообщение классного руководителя. В выступлении используются материалы книг «Диалоги о воспитании», «Научись быть человеком» Н.Е. Щурковой, «Микроклимат семьи» Л.Е. Ковалевой, «Семейные традиции» Л.Д.
Суслопаровой. Семья – колыбель духовного рождения человека… Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, живая реакция на малейшие детали поведения ребенка – все это создает благоприятную среду для нравственного формирования личности. Самый большой дефицит, который испытывают дети, - дефицит ласки. В последнее время распространилось такое понятие, синдром опасного обращения с детьми – СООСД. Это и физические наказания, угрожающие жизни ребенка, и неправильное воспитание в целом. Семейные обеды и ужины. Как весело и интересно проходили они, где дети на примере взрослых познавали азы культурного поведения, учились этикету. Семейные праздники, которые учат ребенка, радуют его, воспитывают, а потом долго-долго мерцают в душе искорки – воспоминания, грея сердце до самой старости. 3) Работа в микрогруппах. Каждая микрогруппа получает лист с текстом для коллективного обсуждения. – «Обнять, прижать, потормошить…» Нужно ли ласкать ребенка? – «Из биографии Саньки». Способствуют ли семейные праздники и традиции правильному развитию отношений? – «Ремень по наследству». Оправдывают ли себя физические меры наказания? В течении 10 минут микрогруппа проводит коллективное чтение текста, обсуждение, вырабатывает групповой ответ и передает лист в следующую микрогруппу. 4) Рабочая группа анализирует мнения микрогруппы, делает обобщающие выводы. 5) Классный руководитель рассказывает о результатах проведенного анкетирования учащихся. 6) Принимается решение родительского собрания: Строить взаимоотношения на основе сотрудничества и взаимопонимания. Не скупиться на ласку, внимание. Не применять физических мер воздействия. Родителям вручаются памятки-советы. Заключение Из всего вышесказанного следует определить принципы педагогической деятельности учителя. Постоянное, повседневное осуществление их будет способствовать установлению гуманистических отношений в процессе воспитания детей. Педагог воспитывает будущего гражданина. «Как лицо, состоящее на службе у государства, воспитатель осуществляет государственный заказ в сфере воспитания». Поэтому педагогу необходимо проникнуться верой в способности каждого ученика, верой в преобразующую силу своего педагогического труда и с этих позиций рассматривать применяемую им методику воспитания. Чтобы деятельность воспитателя была успешной, приносила быстрые и положительные результаты, необходимо, чтобы в воспитательном процессе приоритет отдавался сотрудничеству, терпению и заинтересованному участию педагога в судьбе воспитанника. Педагог должен приучать своих воспитанников к способам самоконтроля и самооценки, формировать стремление к самовоспитанию, самосовершенствованию путем воспитания культуры поведения. На основании сказанного можно сделать следующие выводы: Воспитание культуры поведения как черты личности является одной из важнейших задач, поставленных перед современной школой. Важную роль в воспитании культуры поведения играет учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, личный пример педагога, единое воспитательное воздействие всех факторов. Формирование навыков культуры поведения выступает и условием эффективности обучения. Глубокое знание возрастной психологии и педагогики, умение увлечь учащихся разнообразными видами работы является залогом успешного воспитания культуры поведения. На основании вышеизложенного, и опыта работы учителей прошлого и учителей-современников результаты позволяют нам выдвинуть следующие рекомендации: 1. При воспитании культуры поведения младших школьников учителю необходимо строить свою работу на научной основе, используя опыт ведущих ученых истории педагогики: Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского. 2. В воспитательном процессе необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников. 3. педагогу следует направлять свои усилия на осознанное выполнение детьми правил культуры поведения. 4. Создавать условия для проявления теоретических знаний правил на практике. В опыте работы использовать: - Классные часы, нацеленные на воспитание культуры поведения; - Игры и игровые упражнения, позволяющие детям понять и оценить свое поведение и поведение товарищей; - Беседы на этические темы.
Список литературы
1. Законодательство об образовании в РК, Алматы, 2001.
2. Государственные общеобразовательные стандарты среднего общего образования РК. Начальное общее образование. Алматы, 2002.
3. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. – М.: Просвещение, 1986. – 448с. 4. Азбука нравственного воспитания. /Под ред. Каирова И.А., Богдановой О.С./-М.: Просвещение, 1975.-320с.
5. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети? – М.: Педагогика.1986.-176с.
6. Бектенгалиева С.Х. Особенности проявления тревожности у младших
школьников./ Начальная школа Казахстана/, 2003, №2.-с.8
7. Богданова О.С., Петрова В.И. Воспитание культуры поведения учащихся 1-3 классов. – М.: Просвещение, 1978.-157с.
8. Богданова О.С. Методика воспитательной работы в начальных классах. -М.: Просвещение, 1980.
9. Богданова О.С., Калинина О.Д. Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. – М.: Просвещение, 1985.
10. Бушелева Б.В. О культуре поведения. – М.: Просвещение, 1974.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.