О взаимодействии учителя и учащихся на уроке иностранного языка.

  • Раздаточные материалы
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Известно, что эффективность учебного процесса во многом определяется умением учителя организовать педагогическое общение с учеником. Поэтому методологические аспекты педагогического общения являются объектом тщательного изучения, которое проводят многие психологи и педагоги (Ш.А.Амонашвили, И.А.Зимняя, В.А.Кан-Калик, А.А.Леонтьев и др.). В психолого-методической литературе рассматриваются также различные вопросы учебного сотрудничества в процессе обучения. и.л. (М.А.Ариян, И.Л.Бим, А.С.Карпова, Г.А.Китайгородский, Е.И.Пассова, Г.В.Роговой, А.А.Тюкова и др.). Учёными и учителями накоплен богатый теоретический и практический опыт оптимальной организации учебного процесса.
Иконка файла материала О взаимодействии учителя и учащихся на уроке иностранного языка.doc
О взаимодействии учителя и учащихся на уроке  иностранного языка.           Известно, что эффективность  учебного процесса во многом определяется умением учителя организовать педагогическое общение с учеником. Поэтому методологические   аспекты   педагогического   общения   являются   объектом тщательного   изучения,   которое   проводят   многие   психологи   и   педагоги (Ш.А.Амонашвили,   И.А.Зимняя,   В.А.Кан­Калик,   А.А.Леонтьев   и   др.).   В психолого­методической   литературе   рассматриваются   также   различные вопросы   учебного   сотрудничества   в   процессе   обучения.   и.л.   (М.А.Ариян, И.Л.Бим,   А.С.Карпова,   Г.А.Китайгородский,   Е.И.Пассова,   Г.В.Роговой, А.А.Тюкова и др.). Учёными и учителями накоплен богатый теоретический и практический опыт оптимальной организации учебного процесса.          В наши дни процесс обучения иностранному языку понимается не как индивидуальная   деятельность   учащегося   с   Учебным   материалом,   а   как «особым   образом   организованное   общение   или   особая   разновидность общения» (В.К.Дьяченко) (6,17). Важной функцией такого общения на уроке является установление взаимодействия учеников и учителя друг с другом, в ходе которого реализуется задача присвоения школьником речевого опыта на новом   для   них   языке.   Итак,   процесс   обучения   иностранному   языку предполагает  взаимодействие обучающихся  (учитель и ученики и ученики друг   с   другом),   под   которым   понимается   прежде   всего   их  совместная согласованная деятельность.         Урок иностранного языка, будучи сложным актом общения, состоит из более простых актов общения и обладает всеми его чертами. Любой урок включает   в   себя   такие   фазы,   как   установка   на   выполнение   деятельности, ориентировка в её условиях, исполнение и контроль (самоконтроль). Каждой фазе   общения   на   конкретном   этапе   урока   соответствуют   определённые действия учителя и учеников (таблица 1).Эффективность обучения иностранного языка в полной мере зависит от того, насколько согласованы действия учителя и учеников.          Если связи между деятельностью учителя и учеников нарушаются, то нарушается   взаимодействие   между   общающимися,   что   приводит   к нарушениям деятельности учащихся.         Подчас учитель сам является причиной такого рассогласования, т.к. свои действия   он   не   соотносит   с   задачами   каждого   компонента   урока,   с содержанием   выполняемой   учениками   деятельности   и   формами   её организации (таблица 2).                  Успешность же обучения иностранным языкам зависит не только от совместного согласования деятельности учителя и учеников Большую роль играет также  взаимодействие их личностей,  складывающиеся между ними взаимопонимание,   которое   по   определению   В.А.Кан­Калика,   являетсы основой   содружества   на   уроке.   Поэтому   даже   в   случае   хорошей профессиональной   подготовки   учителя,   его   умения   методически, целесообразно   планировать   свои   действия   эффект   обучения   может   быть минимальным из­за не складывающихся между ним и учениками отношений.                    По мнению В.А.Кан­Калика результатом взаимодействия учителя и учеников и складывающихся между ними отношений могут быть следующие стили педагогического обучения: общение на основе увлечённости совместной творческой   деятельностью,   общение   –   дистанция;   общение   –   устрашение; общение – заигрывание (1,13).          Для общения – устрашения характерно устойчивое стремление учителя захватить инициативу на уроке, занять доминирующее положение и навязать свою волю ученикам. В этих целях он использует приказ, порицание, угрозу в форме   приказа,   нотации,   наставления,   подчас   наказания.   В   основе организации   учебного   процесса   у   такого   учителя   лежат   «авторитарно­ императивные   принципы»   (определение   Ш.А.Амоношвили),   а   девизом   его деятельности становятся слова «делай так как я тебе говорю!» В этом случае взаимодействие Учителя и учеников представляет собой по сути дела простойвзаимообмен репликами, в ходе которого учитель выступает, как правило, в роли   формального   организатора   учебного   процесса.   Внешний   порядок   и дисциплина являются, как правило, следствием строгой проверки и контроля учащихся   со   стороны   учителя.   Всё   это   создаёт   напряжённость   во взаимоотношениях   между   обучаемыми   и   обучающим,   нередко   приводит   к конфликтам меду ними, вызывает взаимную неприязнь.  (6,21).                            Лишь в условиях совместной творческой деятельности Учителя и учеников, имеющей для каждого из них личностный смысл (т.е. в условиях личного взаимодействия), складывается между ними отношения партнёрства, которые   проявляются   во   взаимосвязи   и   взаимовлиянии   обучающего   и обучаемых,   в   согласованности   их   речевых   поступков.   Именно   такое сотрудничество   имел   ввиду   С.Л.   Рубинштейн,   когда   писал:   «...учение мыслится как совместное исследование ... совместное прохождение того пути открытия и исследования, которое к нм приводит.»              В условиях  соактивности основными орудиями учителя становятся просьбы,   советы,   похвала,   одобрение   или   доброжелательное   порицание. Учитель   акцентирует   внимание   учеников   на   содержательном   аспекте деятельности, раскрывая цель и мотив каждого задания (что нужно сделать и для чего). Основной формой учебной деятельности в этом случае является совместная   увлечённость   коммуникативно­познавательной   деятельностью, живое   общение   учителя   с   детьми.   Ведущим   девизом   их   совместной деятельности является лозунг «Действуем вместе!». Что касается ученика, то благодаря   благоприятным   межличностным   отношениям,   он   не   испытывает страха   сделать   языковую   ошибку,   быть   не   понятым,   чувствует   себя раскованно и свободно.                Вступая в отношения сотрудничества, учитель ориентируется не на функции ребёнка как ученика (в соответствии с которым он должен выучить и ответить домашнее задание), а на его личность и перспективы её развития. Такое взаимодействие, как правило, выходит за рамки учебного общения и осуществляется в различных видах деятельности, стимулирует практическоеиспользование   иностранного   языка:   в   совместном   оформлении   стендовых газет, в подготовке групповых и межгрупповых мероприятий на изучаемом языке.  (З.Н.Никитенко).              Вывод:    Взаимодействие – согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы или задачи. Один из психологических законов подчёркивает связь развития   личности   и   деятельности.   Эта   связь   лежит   в   основе   понимания педагогической   значимости   взаимодействия,   в   которых   и   через   которые раскрывается вся сложная система способностей – предметно­практических и душевных.   Взаимодействие   является   одним   из   основных   способов активизации   саморазвития   и   самоактуализации   подростка.   Его дополнительный   эффект   –   межиндивидуальное   влияние,   базирующееся   на взаимопонимании и самооценке (15,84).