Известно, что эффективность учебного процесса во многом определяется умением учителя организовать педагогическое общение с учеником. Поэтому методологические аспекты педагогического общения являются объектом тщательного изучения, которое проводят многие психологи и педагоги (Ш.А.Амонашвили, И.А.Зимняя, В.А.Кан-Калик, А.А.Леонтьев и др.). В психолого-методической литературе рассматриваются также различные вопросы учебного сотрудничества в процессе обучения. и.л. (М.А.Ариян, И.Л.Бим, А.С.Карпова, Г.А.Китайгородский, Е.И.Пассова, Г.В.Роговой, А.А.Тюкова и др.). Учёными и учителями накоплен богатый теоретический и практический опыт оптимальной организации учебного процесса.
О взаимодействии учителя и учащихся на уроке
иностранного языка.
Известно, что эффективность учебного процесса во многом определяется
умением учителя организовать педагогическое общение с учеником. Поэтому
методологические аспекты педагогического общения являются объектом
тщательного изучения, которое проводят многие психологи и педагоги
(Ш.А.Амонашвили, И.А.Зимняя, В.А.КанКалик, А.А.Леонтьев и др.). В
психологометодической литературе рассматриваются также различные
вопросы учебного сотрудничества в процессе обучения. и.л. (М.А.Ариян,
И.Л.Бим, А.С.Карпова, Г.А.Китайгородский, Е.И.Пассова, Г.В.Роговой,
А.А.Тюкова и др.). Учёными и учителями накоплен богатый теоретический и
практический опыт оптимальной организации учебного процесса.
В наши дни процесс обучения иностранному языку понимается не как
индивидуальная деятельность учащегося с Учебным материалом, а как
«особым образом организованное общение или особая разновидность
общения» (В.К.Дьяченко) (6,17). Важной функцией такого общения на уроке
является установление взаимодействия учеников и учителя друг с другом, в
ходе которого реализуется задача присвоения школьником речевого опыта на
новом для них языке. Итак, процесс обучения иностранному языку
предполагает взаимодействие обучающихся (учитель и ученики и ученики
друг с другом), под которым понимается прежде всего их совместная
согласованная деятельность.
Урок иностранного языка, будучи сложным актом общения, состоит из
более простых актов общения и обладает всеми его чертами. Любой урок
включает в себя такие фазы, как установка на выполнение деятельности,
ориентировка в её условиях, исполнение и контроль (самоконтроль). Каждой
фазе общения на конкретном этапе урока соответствуют определённые
действия учителя и учеников (таблица 1).Эффективность обучения иностранного языка в полной мере зависит от
того, насколько согласованы действия учителя и учеников.
Если связи между деятельностью учителя и учеников нарушаются, то
нарушается взаимодействие между общающимися, что приводит к
нарушениям деятельности учащихся.
Подчас учитель сам является причиной такого рассогласования, т.к. свои
действия он не соотносит с задачами каждого компонента урока, с
содержанием выполняемой учениками деятельности и формами её
организации (таблица 2).
Успешность же обучения иностранным языкам зависит не только от
совместного согласования деятельности учителя и учеников Большую роль
играет также взаимодействие их личностей, складывающиеся между ними
взаимопонимание, которое по определению В.А.КанКалика, являетсы
основой содружества на уроке. Поэтому даже в случае хорошей
профессиональной подготовки учителя,
его умения методически,
целесообразно планировать свои действия эффект обучения может быть
минимальным изза не складывающихся между ним и учениками отношений.
По мнению В.А.КанКалика результатом взаимодействия учителя и
учеников и складывающихся между ними отношений могут быть следующие
стили педагогического обучения: общение на основе увлечённости совместной
творческой деятельностью, общение – дистанция; общение – устрашение;
общение – заигрывание (1,13).
Для общения – устрашения характерно устойчивое стремление учителя
захватить инициативу на уроке, занять доминирующее положение и навязать
свою волю ученикам. В этих целях он использует приказ, порицание, угрозу в
форме приказа, нотации, наставления, подчас наказания. В основе
организации учебного процесса у такого учителя лежат «авторитарно
императивные принципы» (определение Ш.А.Амоношвили), а девизом его
деятельности становятся слова «делай так как я тебе говорю!» В этом случае
взаимодействие Учителя и учеников представляет собой по сути дела простойвзаимообмен репликами, в ходе которого учитель выступает, как правило, в
роли формального организатора учебного процесса. Внешний порядок и
дисциплина являются, как правило, следствием строгой проверки и контроля
учащихся со стороны учителя. Всё это создаёт напряжённость во
взаимоотношениях между обучаемыми и обучающим, нередко приводит к
конфликтам меду ними, вызывает взаимную неприязнь. (6,21).
Лишь в условиях совместной творческой деятельности Учителя и
учеников, имеющей для каждого из них личностный смысл (т.е. в условиях
личного взаимодействия), складывается между ними отношения партнёрства,
которые проявляются во взаимосвязи и взаимовлиянии обучающего и
обучаемых, в согласованности их речевых поступков. Именно такое
сотрудничество имел ввиду С.Л. Рубинштейн, когда писал: «...учение
мыслится как совместное исследование ... совместное прохождение того пути
открытия и исследования, которое к нм приводит.»
В условиях соактивности основными орудиями учителя становятся
просьбы, советы, похвала, одобрение или доброжелательное порицание.
Учитель акцентирует внимание учеников на содержательном аспекте
деятельности, раскрывая цель и мотив каждого задания (что нужно сделать и
для чего). Основной формой учебной деятельности в этом случае является
совместная увлечённость коммуникативнопознавательной деятельностью,
живое общение учителя с детьми. Ведущим девизом их совместной
деятельности является лозунг «Действуем вместе!». Что касается ученика, то
благодаря благоприятным межличностным отношениям, он не испытывает
страха сделать языковую ошибку, быть не понятым, чувствует себя
раскованно и свободно.
Вступая в отношения сотрудничества, учитель ориентируется не на
функции ребёнка как ученика (в соответствии с которым он должен выучить и
ответить домашнее задание), а на его личность и перспективы её развития.
Такое взаимодействие, как правило, выходит за рамки учебного общения и
осуществляется в различных видах деятельности, стимулирует практическоеиспользование иностранного языка: в совместном оформлении стендовых
газет, в подготовке групповых и межгрупповых мероприятий на изучаемом
языке. (З.Н.Никитенко).
Вывод: Взаимодействие – согласованная деятельность по достижению
совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них
проблемы или задачи. Один из психологических законов подчёркивает связь
развития личности и деятельности. Эта связь лежит в основе понимания
педагогической значимости взаимодействия, в которых и через которые
раскрывается вся сложная система способностей – предметнопрактических и
душевных. Взаимодействие является одним из основных способов
активизации саморазвития и самоактуализации подростка.
Его
дополнительный эффект – межиндивидуальное влияние, базирующееся на
взаимопонимании и самооценке (15,84).