Звук – это распространяющиеся в упругих средах – газах, жидкостях и твёрдых телах – механические колебания, воспринимаемые органами слуха.
Понятие звука
Теперь немного поразмышляем. Если, к примеру, в горах упал камень, а рядом не было никого, кто мог бы слышать звук его падения, существовал звук или нет? На вопрос можно ответить и положительно и отрицательно в равной степени, так как слово «звук» имеет двоякое значение. Поэтому нужно условиться, что же считать звуком – физическое явление в виде распространения звуковых колебаний в воздухе или ощущения слушателя.
Первое по существу является причиной, второе следствием, при этом первое понятие о звуке – объективное, второе – субъективное.
В первом случае звук действительно представляет собой поток энергии, текущей подобно речному потоку. Такой звук может изменить среду, через которую он проходит, и сам изменяется ею.
Во втором случае под звуком мы понимаем те ощущения, которые возникают у слушателя при воздействии звуковой волны через слуховой аппарат на мозг. Ощущая звук, человек может испытывать различные чувства. Самые разнообразные эмоции вызывает у нас тот сложный комплекс звуков, который мы называем музыкой. Звуки составляют основу речи, которая служит главным средством общения в человеческом обществе. И, наконец, существует такая форма звука, как шум. Анализ звука с позиций субъективного восприятия более сложен, чем при объективной оценке.
Распространение звука в пространстве и его воздействие на органы слуха человека
При достижении звуковой волной какой-либо точки пространства, частицы вещества, до того не совершавшие упорядоченных движений, начинают колебаться. Любое движущееся тело, в том числе и колеблющееся, способно совершать работу, то есть оно обладает энергией. Следовательно, распространение звуковой волны сопровождается распространением энергии. Источником этой энергии является колеблющееся тело, которое и излучает в окружающее пространство(вещество) энергию.
Органы слуха человека способны воспринимать колебания с частотой от 15 Гц до 20 кГц. Механические колебания с указанными частотами называются звуковыми или акустическими(акустика – учение о звуке)
Итак, звук – это волновой колебательный процесс, происходящий в упругой среде и вызывающий слуховое ощущение. Однако восприимчивость человека к звукам избирательна, поэтому мы говорим о слышимых и неслышимых звуках. Совокупность тех и других в общем напоминает спектр солнечных лучей, в котором есть видимая область – от красного до фиолетового цвета и две невидимые – инфракрасная и ультрафиолетовая. По аналогии с солнечным спектром звуки, которые не воспринимаются человеческим ухом, называются:
- инфразвуками (упругие колебания и волны с частотами, лежащими ниже области слышимых человеком частот, до 15 Гц)
- ультразвуками (упругие колебания и волны с частотами приблизительно от 20 кГц до 1 ГГц
Звук – это распространяющиеся в упругих средах – газах,
жидкостях и твёрдых телах – механические колебания,
воспринимаемые органами слуха.
Понятие звука
Теперь немного поразмышляем. Если, к примеру, в горах упал
камень, а рядом не было никого, кто мог бы слышать звук его
падения, существовал звук или нет? На вопрос можно ответить
и положительно и отрицательно в равной степени, так как слово
«звук» имеет двоякое значение. Поэтому нужно условиться, что
же считать звуком – физическое явление в виде
распространения звуковых колебаний в воздухе или ощущения
слушателя.
Первое по существу является причиной, второе следствием, при
этом первое понятие о звуке – объективное, второе –
субъективное.
В первом случае звук действительно представляет собой поток
энергии, текущей подобно речному потоку. Такой звук может
изменить среду, через которую он проходит, и сам изменяется
ею.
Во втором случае под звуком мы понимаем те ощущения,
которые возникают у слушателя при воздействии звуковой
волны через слуховой аппарат на мозг. Ощущая звук, человек
может испытывать различные чувства. Самые разнообразные
эмоции вызывает у нас тот сложный комплекс звуков, который
мы называем музыкой. Звуки составляют основу речи, которая
служит главным средством общения в человеческом обществе.
И, наконец, существует такая форма звука, как шум. Анализзвука с позиций субъективного восприятия более сложен, чем
при объективной оценке.
Распространение звука в пространстве и его воздействие на
органы слуха человека
При достижении звуковой волной какойлибо точки
пространства, частицы вещества, до того не совершавшие
упорядоченных движений, начинают колебаться. Любое
движущееся тело, в том числе и колеблющееся, способно
совершать работу, то есть оно обладает энергией.
Следовательно, распространение звуковой волны
сопровождается распространением энергии. Источником этой
энергии является колеблющееся тело, которое и излучает в
окружающее пространство(вещество) энергию.
Органы слуха человека способны воспринимать колебания с
частотой от 15 Гц до 20 кГц. Механические колебания с
указанными частотами называются звуковыми или
акустическими(акустика – учение о звуке)
Итак, звук – это волновой колебательный процесс,
происходящий в упругой среде и вызывающий слуховое
ощущение. Однако восприимчивость человека к звукам
избирательна, поэтому мы говорим о слышимых и неслышимых
звуках. Совокупность тех и других в общем напоминает спектр
солнечных лучей, в котором есть видимая область – от красного
до фиолетового цвета и две невидимые – инфракрасная иультрафиолетовая. По аналогии с солнечным спектром звуки,
которые не воспринимаются человеческим ухом, называются:
инфразвуками (упругие колебания и волны с частотами,
лежащими ниже области слышимых человеком частот, до 15
Гц)
ультразвуками (упругие колебания и волны с частотами
приблизительно от 20 кГц до 1 ГГц