Андросова Елена Юрьевна,
заместитель директора по воспитательной работе
МОУ «СОШ №6» города Коряжмы
«Об инновационных методах и формах профессиональной ориентации, обучающихся при создании инженерно-технологического класса».
Сегодня в Российской Федерации наблюдается инженерный кризис — нехватка инженерных кадров и отсутствие молодого поколения инженеров, что может стать фактором, который в ближайшем будущем затормозит экономический рост страны. Это отмечают ректоры крупнейших технических университетов, этот вопрос регулярно поднимается на правительственном уровне.
Поэтому в декабре 2015 года школой был разработан инновационный проект по теме: «СОЗДАНИЕ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИХ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КЛАССА
В МОУ «СОШ №6»
С сентября 2016 года при поддержке филиала «Группа Илим» по приказу отдела образования в школе открыт класс инженерно-технологического профиля.
Целью данной работы является повышение учебной культуры в осознанном освоении предметов физико-математического цикла, более эффективное использование новых технических и технологических возможностей для повышения уровня образования, создание максимально благоприятных условий для целенаправленной профориентационной деятельности, для подготовки мотивированной личности, готовой к профессиональному самоопределению в инженерно-технологической сфере деятельности, владеющей первоначальными навыками инженерно-проективного мышления, конструирования и моделирования
Для реализации данного проекта нами определены задачи:
1. Привлечение внимания одаренных, талантливых обучающихся к сфере высоких технологий, инновационной и предпринимательской деятельности.
2. Разработка модели формирования и функционирования инженерно-технологического класса.
3. Отбор наиболее действенных практико-ориентированных методов и технологий в эффективном преподавании физико-математических дисциплин.
4. Распространение положительного опыта для формирования позитивного резонанса работы инженерно-технологического класса.
5. Популяризация научно-технического творчества и робототехники.
Концептуальная идея реализации инженерно-технологического образования в условиях действия новых федеральных государственных образовательных стандартов состоит в создании информационной образовательной среды школы и в системе сетевого взаимодействия с образовательными организациями высшего образования как ресурсными центрами профессиональной ориентации, подготовки молодежи к будущей трудовой деятельности, социальной адаптации выпускников в современных рыночных отношениях.
Новизна проекта заключается в том, что в специализированных инженерно-технологических классах большое внимание уделяется практико-ориентированной направленности углубленного и профильного изучения математики, физики, информатики, технологии и новых образовательных модулей по проектированию, техническому моделированию, робототехнике и профессиональной ориентации подростков. Основной акцент делается на практико-ориентированный подход в обучении обучающихся, вариативность обучения.
Анализ состояния образовательной системы МОУ «СОШ №6» позволил определить основные конкурентные преимущества школы для реализации Проекта.
К их числу следует отнести:
1. Значительный авторитет школы в окружающем социуме и среде образовательных организаций города.
2. Квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на работу по развитию школы.
3. Преимущественно высокий уровень общеучебных умений и навыков выпускников школы.
4. Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, позволяющих выстраивать субъект – субъектные отношения между обучающимися и педагогами.
5. Интеграция общего и дополнительного образования.
6. Развитие государственного общественного самоуправления и социального партнерства.
Сроки реализации проекта определены с января 2016 - декабрь 2018 года
На первом этапе с декабря по август 2016 года нами:
- осуществлена подготовка программно-учебно-методического обеспечения, разработаны локальные нормативные акты школы, регламентирующие работу специализированных инженерно-технологических классов;
- организован набор обучающихся для обучения в 10-ом инженерно-технологическом классе;
- проведен анализ кадрового потенциала для организации работы в инженерно-технологическом классе;
- проведен анализ состояния материально-технической базы школы, спланированы мероприятия по ее пополнению для успешной реализации проекта в том числе приобретение необходимого оборудования для установки и обеспечения функционирования канала доступа к сети Интернет в системе видеоконференцсвязи (далее – ВКС); запланировано приобретение оборудования для проведения кружковой работы технической направленности, комплект робототехники (базовый набор конструктор Lego WeDo).
- организована профориентационнная работа с обучающимися 9-х классов, в том числе: экскурсии, тренинги, профтестирование, круглые столы, проекты о профессиях, встречи с представителями, студентами профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования инженерно-технологического профиля. Были организованы экскурсии в производственный цех филиала «Группа ИЛИМ, в город Северодвинск с участием в конференции и экскурсией на Севмаш;
- организована работа с родителями (родительские собрания, консультации).
С сентября 2016 по август 2018 года осуществлен второй этап реализации проекта. 1 сентября в школе открыт класс с инженерно-технологической группой в количестве 17 человек. Одним из основных направлений работы с классом является профориентационная работа.
Профессиональная ориентация в образовательных учреждениях осуществляется в процессе обучения и внеучебной деятельности, в условиях взаимодействия образовательного учреждения с другими социальными структурами: семьей, учреждениями профессиональной ориентации молодежи, службами занятости, предприятиями, организациями города, региона.
В рамках реализации проекта на данном этапе запланировано:
¾ реализация учебного плана 10-11 ИТ-классов при углубленном (профильном) изучении отдельных предметов (физика, математика, информатика), по индивидуальному учебному плану, с привлечением образовательных организаций-партнеров, специалистов профильных предприятий;
¾ предоставление дополнительных (в том числе на платной основе) курсов, дисциплин (модулей), практических занятий, предлагаемых для изучения в ИТ- классах;
¾ осуществление сотрудничества с профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования инженерно-технологического профиля (САФУ, СЛИ, УГТУ), филиалом ОАО «Группа «ИЛИМ» в г. Коряжме для реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся ИТ-классов;
¾ использование системы видеоконференцсвязи (ВКС) для реализации образовательных программ ИТ-класса, проведения дополнительных занятий по профильным предметам учебного плана, участия в конференциях, олимпиадах, конкурсах и др.;
¾ организация предпрофильной подготовки к обучению в ИТ-классах (элективные курсы; предоставление дополнительных образовательных услуг, в т.ч. на платной основе, для обучающихся 9-х классов школы и других образовательных организаций города);
¾ курс лекций для выпускников и их родителей «Инженерно-технологическое образование» о профессиональном продвижении и развитии;
¾ психологические консультации для старшеклассников и их родителей по выбору профессиональной сферы и определению индивидуальной траектории профессионального и личностного развития.
¾ работа школьного кружка «Робототехника»;
¾ привлечение выпускников, успешно трудоустроившихся в качестве консультантов в образовательное учреждение;
¾ оборудование уголка профориентации с целью: оказания информационно-справочной поддержки учащимся, педагогам, родителям; знакомства с профессиональными учебными заведениями разного типа, учреждениями внешкольного воспитания и обучения; информирования о ситуации на рынке труда, о востребованных профессиях данного региона, местных организациях; знакомства с миром профессий (профессиографической информацией, справочной информацией о различных сферах профессиональной деятельности, отраслях народного хозяйства); содействия изучению индивидуальных психологических особенностей личности, профессиональных интересов и склонностей.
¾ создание виртуального кабинета профориентации (создан в сети Internet), который призван помочь учащимся познакомиться с миром профессий, познакомиться с описаниями профессий, получить информацию о вузах и колледжах города или района, посмотреть видеоматериалы о профессиях и т.д.
¾ работа школьного пресс центра, отражение пресс-центром школы, в т.ч. на официальном сайте школы, идеи раскрытия творческих способностей обучающихся ИТ-классов, традиций династий инженеров, достижений и трудового пути успешных выпускников школы, нашедших себя в инженерной профессии или в науке.
¾ участие обучающихся в очных, заочных, дистанционных мероприятиях:
¾ олимпиадах (очных, заочных, дистанционных) по физике, математике и по сопутствующим учебным предметам;
¾ проведение плановых и дополнительных практических занятий, научных исследований, лабораторных работ;
¾ участие в научно-практических конференциях «Юность Коряжмы», региональной научно практической конференции «Научно-исследовательская деятельность школьников в области математики, прикладной математики и информатики» (на базе САФУ);
¾ проведение экскурсий, практик на базе Филиала ОАО «Группа «ИЛИМ» в г. Коряжме, образовательных организаций высшего образования инженерно-технологического профиля в рамках сотрудничества при организации системной профориентационной работы;
Запланировано участие обучающихся в:
¾ областном конкурсе технического творчества «Креатив» (г. Северодвинск);
¾ многопрофильной инженерной олимпиаде «Звезда»;
¾ многопрофильной международной олимпиаде «Будущее Арктики»;
¾ участие в мероприятиях САФУ, в интеллектуальном турнире в городе Сыктывкар, в северном математическом турнире в городе Вологда, в летней школе для одаренных детей;
¾ обучение в областной школе для одаренных детей .
Новыми формами работы с обучающимися станут:
¾ неделя науки и техники «Семь дней в творческом полете»;
¾ дебаты «взрослые-дети» по проблеме «Трудовые семейные династии: за и против»;
¾ школьный IT фестиваль в рамках дня открытых дверей;
¾ проект «Инженерный субботник» (интеллектуальная игра «Битва умов», командное соревнование «Креатив-бой», виртуальные экскурсии «Инженеры будущего»);
¾ создание блога на сайте школы «Требуется инженер».
Заключительный этап проекта предполагает: подведение итогов реализации проекта, обобщение опыта работы; подготовку предложений по распространению и внедрению результатов проекта в практику работы других образовательных организаций; оценку эффективности проектных мероприятий (анкетирование участников образовательных отношений, изучение результативности и эффективности реализации Проекта в соответствии с критериями); разработку и реализацию авторских программ спецкурсов, подготовку методических рекомендаций и разработок.
Возможные результаты проекта
Обучающиеся получат возможность овладеть практическими компетенциями, значимыми для профессионального будущего в области техники, в области подготовки к миру труда в сфере инженерно-технологического производства:
— 100% обучающихся, успешно освоивших углубленные программы по математике, физике;
— не менее 50% выпускников, выбравших ЕГЭ по физике, информатике и успешно их сдавших;
— не менее 50% выпускников, поступивших на инженерно-технологические специальности;
— не менее 50% выпускников ВУЗов, профессионально применяющих математику, физику.
Дополнительные образовательные эффекты:
— положительная динамика качества физико-математического образования, что отразится на результатах промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся;
— повысится средний балл по ГИА и ЕГЭ по учебным предметам математика, физика, информатика;
— сетевое взаимодействие с образовательными организациями-партнерами получит нормативное закрепление через договоры, регламенты, может быть, через муниципальное задание;
— повысится профессиональный уровень работающих учителей физики, математики, информатики, технологии;
— увеличится доступность физико-математического образования для всех категорий обучающихся;
— повысится физико-математическая образованность различных категорий обучающихся в соответствии с общественной необходимостью и индивидуальной потребностью;
— увеличится доля обучающихся, принимающих участие в профильных мероприятиях международного, федерального, регионального и городского уровней;
— получат поддержку лидеры физико-математического образования: отдельные педагоги, появятся новые активные и молодые лидеры из числа педагогов;
— повысится общественный престиж физики, математики, технологии, черчения и интерес к ним через популяризацию физико-математического образования и технического творчества (увеличение числа обучающихся профильных классов, увеличение числа обучающихся, вовлеченных в техническое творчество).
В заключении необходимо отметить, что главным результатом нашей работы будет осознанный выбор обучающимися инженерной специальности, который позволит молодому человеку стать профессионалом, добиться уважения в обществе, личной удовлетворенности своей деятельностью.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.