«Об инновационных методах и формах профессиональной ориентации, обучающихся при создании инженерно-технологического класса».
Оценка 5 (более 1000 оценок)

«Об инновационных методах и формах профессиональной ориентации, обучающихся при создании инженерно-технологического класса».

Оценка 5 (более 1000 оценок)
docx
20.02.2020
«Об инновационных методах и формах профессиональной ориентации, обучающихся при создании инженерно-технологического класса».
публикация Андросовой Е.Ю..docx

Андросова Елена Юрьевна,

заместитель директора по воспитательной работе

МОУ «СОШ №6» города Коряжмы

 

 «Об инновационных методах и формах профессиональной ориентации, обучающихся при создании инженерно-технологического класса».

Сегодня в Российской Федерации наблюдается инженерный кризис — нехватка инженерных кадров и отсутствие молодого поколения инженеров, что может стать фактором, который в ближайшем будущем затормозит экономический рост страны. Это отмечают ректоры крупнейших технических университетов, этот вопрос регулярно поднимается на правительственном уровне.

Поэтому в декабре 2015 года школой был разработан инновационный проект по теме: «СОЗДАНИЕ НЕОБХОДИМЫХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЛИЧНОСТНОГО РОСТА ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИХ ПОЗИТИВНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ В РАМКАХ ФОРМИРОВАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КЛАССА

В МОУ «СОШ №6»

С сентября 2016 года при поддержке филиала «Группа Илим» по приказу отдела образования в школе открыт класс инженерно-технологического профиля.

Целью данной работы является повышение учебной культуры в осознанном освоении предметов физико-математического цикла, более эффективное использование новых технических и технологических возможностей для повышения уровня образования, создание максимально благоприятных условий для целенаправленной профориентационной деятельности, для подготовки мотивированной  личности, готовой к профессиональному самоопределению в инженерно-технологической сфере деятельности, владеющей первоначальными навыками инженерно-проективного мышления, конструирования и моделирования

Для реализации данного проекта нами определены задачи:

1.       Привлечение внимания одаренных, талантливых обучающихся к сфере высоких технологий, инновационной и предпринимательской деятельности.

2.       Разработка модели формирования  и функционирования инженерно-технологического класса.

3.       Отбор наиболее действенных практико-ориентированных методов и технологий в эффективном преподавании физико-математических дисциплин.

4.       Распространение положительного опыта для формирования позитивного резонанса работы инженерно-технологического класса.

5.       Популяризация научно-технического творчества и робототехники.

Концептуальная идея реализации инженерно-технологического образования в условиях действия новых федеральных государственных образовательных стандартов состоит в создании информационной образовательной среды школы и в системе сетевого взаимодействия с образовательными организациями высшего образования как ресурсными центрами профессиональной ориентации, подготовки молодежи к будущей трудовой деятельности, социальной адаптации выпускников  в современных рыночных отношениях.

Новизна проекта заключается в том, что в специализированных инженерно-технологических классах  большое внимание уделяется   практико-ориентированной направленности углубленного и профильного изучения математики, физики, информатики, технологии и новых образовательных модулей по проектированию, техническому моделированию, робототехнике и профессиональной ориентации подростков.  Основной акцент делается на практико-ориентированный подход в обучении обучающихся, вариативность обучения.

Анализ состояния образовательной системы МОУ «СОШ №6» позволил определить  основные конкурентные преимущества школы для реализации Проекта.

К их числу следует отнести:

1.      Значительный авторитет школы  в окружающем социуме и среде образовательных организаций  города.

2.      Квалифицированный педагогический коллектив, мотивированный на работу по развитию школы.

3.      Преимущественно высокий уровень общеучебных умений и навыков выпускников  школы.

4.      Использование в образовательном процессе современных образовательных технологий, позволяющих выстраивать субъект – субъектные отношения между обучающимися и педагогами.

5.      Интеграция общего  и дополнительного образования.

6.      Развитие государственного общественного самоуправления и социального партнерства.

Сроки реализации проекта определены с января 2016 - декабрь 2018 года

 На первом этапе с декабря по август 2016 года нами:

- осуществлена подготовка программно-учебно-методического обеспечения, разработаны локальные нормативные акты школы, регламентирующие работу специализированных инженерно-технологических классов;

- организован набор обучающихся  для обучения в 10-ом инженерно-технологическом классе;

- проведен анализ кадрового потенциала для организации работы в инженерно-технологическом классе;

- проведен анализ состояния материально-технической базы школы, спланированы мероприятия по ее пополнению для успешной реализации проекта в том числе приобретение необходимого оборудования для установки и обеспечения функционирования канала доступа к сети Интернет в системе видеоконференцсвязи  (далее – ВКС); запланировано приобретение оборудования для проведения кружковой работы технической направленности, комплект робототехники (базовый набор конструктор Lego WeDo).

- организована профориентационнная работа с обучающимися 9-х классов,  в том числе: экскурсии, тренинги, профтестирование, круглые столы, проекты о профессиях, встречи с представителями, студентами профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования инженерно-технологического профиля. Были организованы экскурсии в производственный цех филиала «Группа ИЛИМ,    в город Северодвинск с участием в конференции и экскурсией на Севмаш;

- организована работа с родителями (родительские собрания, консультации).

С сентября 2016 по август 2018 года осуществлен второй этап реализации проекта. 1 сентября в школе открыт класс с инженерно-технологической группой в количестве 17 человек. Одним из основных направлений работы с классом является профориентационная работа.

Профессиональная ориентация в образовательных учреждениях осуществляется в процессе обучения и внеучебной деятельности, в условиях взаимодействия образовательного учреждения с другими социальными структурами: семьей, учреждениями профессиональной ориентации молодежи, службами занятости, предприятиями, организациями города, региона.

В рамках реализации проекта на данном этапе запланировано:

¾    реализация учебного плана 10-11 ИТ-классов при углубленном (профильном) изучении отдельных предметов (физика, математика, информатика), по индивидуальному учебному плану, с привлечением образовательных организаций-партнеров, специалистов профильных предприятий;

¾    предоставление дополнительных  (в том числе на платной основе) курсов, дисциплин (модулей), практических занятий, предлагаемых для изучения в ИТ- классах;

¾    осуществление сотрудничества с профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования инженерно-технологического профиля (САФУ, СЛИ, УГТУ), филиалом ОАО «Группа «ИЛИМ» в г. Коряжме для реализации индивидуальных образовательных траекторий обучающихся ИТ-классов;

¾    использование системы видеоконференцсвязи (ВКС) для реализации образовательных программ ИТ-класса, проведения дополнительных занятий по профильным предметам учебного плана, участия в конференциях, олимпиадах, конкурсах и др.;

¾    организация предпрофильной подготовки к обучению в ИТ-классах (элективные курсы; предоставление дополнительных образовательных услуг, в т.ч. на платной основе, для обучающихся 9-х классов  школы и других образовательных организаций города);

¾    курс лекций для выпускников и их родителей «Инженерно-технологическое образование» о профессиональном продвижении и развитии;

¾    психологические консультации для старшеклассников и их родителей  по выбору профессиональной сферы и определению индивидуальной траектории профессионального и личностного развития.

¾    работа школьного кружка «Робототехника»;

¾    привлечение выпускников, успешно трудоустроившихся в качестве консультантов в образовательное учреждение;

¾    оборудование уголка профориентации с целью: оказания информационно-справочной поддержки учащимся, педагогам, родителям; знакомства с профессиональными учебными заведениями разного типа, учреждениями внешкольного воспитания и обучения; информирования о ситуации на рынке труда, о востребованных профессиях данного региона, местных организациях; знакомства с миром профессий (профессиографической информацией, справочной информацией о различных сферах профессиональной деятельности, отраслях народного хозяйства); содействия изучению индивидуальных психологических особенностей личности, профессиональных интересов и склонностей.

¾    создание виртуального кабинета профориентации (создан в сети Internet), который  призван помочь учащимся познакомиться с миром профессий, познакомиться с описаниями профессий, получить информацию о вузах и колледжах города или района, посмотреть видеоматериалы о профессиях  и т.д.

¾    работа школьного пресс центра, отражение пресс-центром школы, в т.ч. на официальном сайте школы, идеи раскрытия творческих способностей обучающихся ИТ-классов, традиций династий инженеров, достижений и трудового пути успешных выпускников школы, нашедших себя в инженерной профессии или в науке.

¾    участие обучающихся в очных, заочных, дистанционных мероприятиях:

¾    олимпиадах (очных, заочных, дистанционных) по физике, математике и по сопутствующим учебным предметам;

¾    проведение плановых и дополнительных практических занятий, научных исследований, лабораторных работ;

¾    участие в научно-практических конференциях «Юность Коряжмы», региональной научно практической конференции «Научно-исследовательская деятельность школьников в области математики, прикладной математики и информатики» (на базе САФУ);

¾    проведение экскурсий, практик на базе Филиала ОАО «Группа «ИЛИМ» в г. Коряжме, образовательных организаций высшего образования инженерно-технологического профиля в рамках сотрудничества при организации системной профориентационной работы;

Запланировано участие обучающихся в:

¾    областном конкурсе технического творчества «Креатив» (г. Северодвинск);

¾    многопрофильной инженерной олимпиаде «Звезда»;

¾    многопрофильной международной олимпиаде «Будущее Арктики»;

¾    участие в мероприятиях САФУ, в интеллектуальном турнире в городе Сыктывкар, в северном математическом турнире в городе Вологда, в летней школе для одаренных детей;

¾    обучение в областной школе для одаренных детей .

Новыми формами работы с обучающимися  станут:

¾    неделя науки и техники «Семь дней в творческом полете»;

¾    дебаты «взрослые-дети» по проблеме «Трудовые семейные династии: за и против»;

¾    школьный IT фестиваль в рамках дня открытых дверей;

¾    проект «Инженерный субботник» (интеллектуальная игра «Битва умов», командное соревнование «Креатив-бой», виртуальные экскурсии «Инженеры будущего»);

¾    создание блога на сайте школы «Требуется инженер».

Заключительный этап проекта предполагает: подведение итогов реализации проекта, обобщение опыта работы; подготовку предложений по распространению и внедрению результатов проекта в практику работы других образовательных организаций; оценку эффективности проектных мероприятий (анкетирование участников образовательных отношений, изучение результативности и эффективности  реализации Проекта в соответствии с критериями); разработку и реализацию авторских программ спецкурсов, подготовку методических рекомендаций и разработок.

Возможные результаты проекта

Обучающиеся получат возможность овладеть  практическими компетенциями, значимыми для профессионального будущего в области техники, в области подготовки к миру труда в сфере инженерно-технологического производства:

    100% обучающихся, успешно освоивших углубленные программы по математике, физике;

    не менее 50% выпускников, выбравших ЕГЭ по физике, информатике и успешно их сдавших;

    не менее 50% выпускников, поступивших на инженерно-технологические специальности;

    не менее 50% выпускников ВУЗов, профессионально применяющих математику, физику.

Дополнительные образовательные эффекты:

    положительная динамика качества физико-математического образования, что отразится на результатах промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающихся;

    повысится средний балл по ГИА и ЕГЭ по учебным предметам математика, физика, информатика;

    сетевое взаимодействие с образовательными организациями-партнерами получит нормативное закрепление через договоры, регламенты, может быть, через муниципальное задание;

    повысится профессиональный уровень работающих учителей  физики,  математики, информатики, технологии;

    увеличится доступность физико-математического образования для всех категорий обучающихся;

    повысится физико-математическая образованность различных категорий обучающихся в соответствии с общественной необходимостью и индивидуальной потребностью;

    увеличится доля обучающихся, принимающих участие в профильных мероприятиях международного, федерального,  регионального и городского уровней;

    получат поддержку лидеры физико-математического образования: отдельные педагоги, появятся новые активные и молодые лидеры из числа педагогов;

    повысится общественный престиж физики, математики, технологии, черчения и интерес к ним через популяризацию физико-математического образования и технического творчества (увеличение числа обучающихся профильных классов, увеличение числа обучающихся, вовлеченных в техническое творчество).

В заключении необходимо отметить, что главным результатом нашей работы будет осознанный выбор обучающимися инженерной специальности, который позволит молодому человеку стать профессионалом, добиться уважения в обществе, личной удовлетворенности своей деятельностью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Андросова Елена Юрьевна, заместитель директора по воспитательной работе

Андросова Елена Юрьевна, заместитель директора по воспитательной работе

Значительный авторитет школы в окружающем социуме и среде образовательных организаций города

Значительный авторитет школы в окружающем социуме и среде образовательных организаций города

САФУ, СЛИ, УГТУ), филиалом ОАО «Группа «ИЛИМ» в г

САФУ, СЛИ, УГТУ), филиалом ОАО «Группа «ИЛИМ» в г

Будущее Арктики»; ¾ участие в мероприятиях

Будущее Арктики»; ¾ участие в мероприятиях

В заключении необходимо отметить, что главным результатом нашей работы будет осознанный выбор обучающимися инженерной специальности, который позволит молодому человеку стать профессионалом, добиться уважения в обществе,…

В заключении необходимо отметить, что главным результатом нашей работы будет осознанный выбор обучающимися инженерной специальности, который позволит молодому человеку стать профессионалом, добиться уважения в обществе,…
Скачать файл
Приз 150 000 руб.
Свидетельство СМИ.
Плюс 10 документов.