Об организации и проведении уроков в режиме онлайн.
Докладчик: Свистельник Оксана Анатольевна, учитель истории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 48 города Донецка»
С 01.09.2022 в нашем общеобразовательном учреждении организовано обучение исключительно с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В таком режиме мы работает уже третий год. Мы все надеемся на выход в очное обучение, но в современных реалиях, это оптимальный вариант. В условиях дистанционного обучения каждый учитель, родитель, ученик столкнулись с многочисленными проблемами, которые необходимо было преодолевать. Но результат от нас требуется один - реализовать право каждого ребенка на образование. И если первый год в таком формате – это очень сложный период и для учителей, и для учеников, и для родителей, то на сегодняшний день в школе сформирована система дистанционного обучения.
На данный момент в школе обучается 230 учеников. Не все они проживают в нашем районе, переехав в более безопасные районы города или тыловые города, продолжают обучение в нашей школе дистанционно.
Обучение с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий организовано на Цифровой образовательной платформе Дневник.ру.. Проведение онлайн уроков, в основном, осуществляется учителями школы на информационно-коммуникационной образовательной платформе «Сферум».
Платформа «Сферум» позволяет вести индивидуальные, парные, групповые работы, создавать «кабинеты» для групп. Одновременная возможность демонстрации экрана и работы в чате также дает множество плюсов. Особенно, учитывая то, что в чат можно добавить не только текст, но и прикрепить документ, фото, ссылку, провести анкетирование и многое другое. Открыв одновременно несколько вкладок мы можем быстро и легко переходит от одного вида работы к другому, разнообразить тем самым процесс обучения, изменяя виды деятельности.
Учебные занятия в школе организованы в одну смену. Учебный процесс начинается с мониторинга фактического присутствия учащихся на онлайн- уроках. Начало уроков – 8.00. Уроки проводятся согласно расписанию. Продолжительность урока во 2–4-х классах составляет 45 минут, в 5- 11 классах – модульная система. Но длительность самого онлайн-урока в начальной школе - 15 минут. В 5-7 классах онлайн-занятие проходит – 20 минут. В 8-11 классах – 30 минут. – оставшееся время используется на работу с книгой, выполнение практических заданий, рефлексию. После каждого урока обучающимся предоставляется перерыв 10 мин, после второго или третьего урока – 30 мин. Обязательно в середине урока организуется перерыв для проведения физкультминуток, гимнастики для глаз, обеспечивается контроль за осанкой.
На платформе у каждого класса есть свой раздел (страница), где классный руководитель размещает расписание учебных занятий, занятий внеурочной деятельности, воспитательные мероприятия, выкладывает объявления обучающимся класса. Учителя-предметники, согласно расписанию классов, размещают ссылки для входа на онлайн уроки, дополнительно выкладывают материалы уроков (опорные конспекты, таблицы, алгоритмы выполнения заданий, ссылки видео уроков, учебные презентации, электронные учебные тренажеры, развивающие упражнения и другое) Там же размещается домашнее задание, заполняют электронные журналы по классам, выставляют отметки учащимся.
Программный материал, задания для изучения учебного материала, домашние задания, отметки обучающихся находятся в открытом доступе для всех участников образовательного процесса, а также их родителей (законных представителей). Учащиеся прикрепляют выполненные домашние задания в виде файла учителю-предметнику на проверку. Причем, домашние задания прикрепляются к конкретной дате и конкретному уроку, что значительно облегчает работу и учителям и учащимся. Учитель имеет возможность дать комментарии к выполненному заданию, отправить личное сообщение ученику или родителю.
Организуя уроки учителя пользуются онлайн-сервисы, рекомендованные министерством:
• цифрового образовательного контента ФГИС «Моя школа», (Пока только для подготовки и проведения уроков учителями и для самоподготовки учащихся (Материал на платформа наиболее приближена к обновленным программам и дает возможность получить верифицированный материал, отсутствующий в редакциях некоторых учебников)
• Российская электронная школа – https://resh.edu.ru/
• Интерактивная образовательная онлайн-платформа - https://uchi.ru/
• Цифровой образовательный ресурс для школ - https://www.yaklass.ru/
• Бесплатные видеоуроки от ООО «Инфоурок» - https://infourok.ru/videouroki
• Библиотека видеоуроков по школьной программе - https://interneturok.ru/
Мы не только используем готовые ресурсы, но и создаем свои, с учетом индивидуальных особенностей каждого класса, учителя разрабатывают свой лекционный материал, создают презентации, рабочие листы, тренировочные задания, онлайн тесты и многое другое.
Сказать, что у нас нет проблем, нельзя. Первая из них - включение учащимися видеокамер (в среднем 1-2 человека в классе). И это связано даже не техническими проблемами, а скорее с организационными (не соблюдается режим дня или ребенок не умеет организовать процесс обучения и отдыха) или даже психологическими (характерологические особенности личности ребенка). В таком случае проводится индивидуальная работа с обучающимися, их родителями, подключая педагога-психолога по необходимости. Для преодоления таких трудностей, каждый педагог также применяет индивидуальный подход к обучающемуся.
Вторая проблема - несвоевременно выполнение заданий, ссылаясь на отсутствие интернета (в среднем по школе не более 5-7%). Но и она решаема благодаря активной, тактичной работе с родителями. И тут педагогический такт, индивидуальный подход, профессионализм играют большую роль.
Понимание того, что знания – это одна из высших ценностей, все мы вместе: учителя, учащиеся и родители - заинтересованы в решении основной задачи образования. Таким образом, тесное взаимодействие «учитель-ученик», «учитель-родитель», «ученик-ученик» помогает справиться с любыми проблемами.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.