«Обеспечение эмоционального благополучия у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности»
Пестовникова Г.С., воспитатель группы раннего возраста
МБДОУ № 5 г. Кировска Актуальность.
Проблема обеспечения эмоционального благополучия детей раннего возраста в процессе игровой деятельности в последнее время стала особенно актуальной не только в семье, но и в детском саду. В ФГОС ДО в пункте 3.2.5 определено, что «условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей соответствующей специфики дошкольного возраста предполагают обеспечение эмоционального благополучия». В раннем возрасте состояние эмоционального благополучия определяется как базовое чувство эмоционального комфорта, обеспечивающее доверительное и активное отношение к миру, что способствует развитию личностного, физического, нравственного, умственного развития младшего дошкольника.
Востребованность этой темы обусловлена, с одной стороны, растущим интересом родителей к игре, игрушкам для детей раннего возраста а, с другой стороны, недостаточной компетентностью молодой семьи в вопросе условий воспитания игровой деятельности в соответствии с возрастом ребенка.
Поэтому мы определили для себя цель нашей деятельности: выработка современного подхода для создания условий эмоционального благополучия в игровой деятельности маленького ребенка. Задачи:
1. Изучить теоретический и практический материал по проблеме эмоционального благополучия в игровой деятельности маленького ребенка
2. Выработать единый подход педагогического сопровождения маленького ребенка, его семьи
3. Обеспечить психологически безопасные условия, эмоционально комфортные условия игровой деятельности ребенка раннего возраста
4. Обновить игровое пространство в соответствии с ФГОС ДО.
Уникальность раннего возраста.
Уникальность раннего возраста определяется в формировании доверительных и продуктивных контактов ребенка с миром взрослых во время игры. В игре происходит развитие ребенка, его действий и представлений, ориентация в отношениях между детьми, уважительное отношение к взрослым, навыки здорового образа жизни. В период с года до трех лет активно формируется эмоциональная сфера ребенка. Особенностями его развития являются следующие характеристики:
• отсутствие эмпатии;
• характерные эмоциональные реакции связаны с непосредственными желаниями;
• эмоциональность обусловлена конкретной ситуацией: может ли получить предмет, успешно ли действует с игрушкой, помогает ли ему взрослый;
• отсутствие соподчинение мотивов;
• ребенок не в состоянии принять решение, сделать выбор; эгоцентризм;
• зарождение самосознания (узнавание себя в зеркале, называние себя по имени, переживание кризиса 3-х лет «Я-сам», употребление в речи местоимения «Я»);
• появление первичной самооценки «Я хороший». Как правило, в этом возрасте она максимально завышена;
• восприятие аффективно окрашено;
• включаясь в действие, ребенок не предвидит последствий;
• важна оценка взрослого (похвала – порицание);
• реакция на оценку взрослого, аффект – последнее звено в цепочке реакций.
Главенствующую роль в развитии эмоциональной сферы маленького ребенка приобретает фигура взрослого - воспитателя, позволяющего создать оптимальные условия для эмоционального благополучия ребенка. Во взаимодействии с воспитанниками раннего возраста мы, педагоги, стремимся –не подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять, учитывая специфику его развития. В своей практической деятельности опираемся на следующие принципы. В своей практической деятельности опираемся на следующие принципы. Принципы по организации эмоционального комфорта:
ü Принцип междисциплинарного подхода (совместно со специалистами),
ü Принцип сотрудничества с семьей ребенка;
ü Принцип последовательности и поэтапности;
ü Принцип непрерывности;
Принцип ориентации на индивидуальные особенности
Основные направления деятельности.
Нами изучена данная проблема благодаря публикациям периодических изданий:
«Дошкольное воспитание», «Дошкольник», «Старший воспитатель», методических пособий
Смирновой Е.О., Алябьевой Е.А., Роньжиной А.С., опыту работ воспитателей через Интернет-сайт, при обсуждении видеопрезентации педагога-психолога «Формирование образа матери у маленького ребенка». Практические навыки по овладению способами педагогической поддержки, помощи в общении и в игровой деятельности с маленьким ребенком нарабатывались в семинарах-практикумах и тренингах Школы компетентного воспитателя. Совместно со старшим воспитателем, педагогом-психологом, была разработана компонентная структура эмоционально–развивающей среды в группе, которая способствует разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы маленького ребенка и учитывает основные возрастные его характеристики: эмоциональную неустойчивость, реактивную непосредственность, слабую эмоциональную регуляцию и контроль, а также отвечает сензитивным потребностям раннего детства. Нами определены основные этапы по обеспечению эмоционального благополучия у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности.
1 этап: Разработка модели компонентной структуры эмоционально - развивающей среды группы раннего возраста
Модель компонентной структуры эмоционально - развивающей среды группы раннего возраста
Составляющие структуры |
Содержание |
Эмоциональноподдерживающий компонент |
Отношения между участниками совместной жизнедеятельности (материнская функция педагога); организация эмоционально - значимого общения между детьми в группе, что способствует развитию эмпатии, умению выражать свои эмоции, стимулирует формирование навыков эмоциональной регуляции. |
Эмоциональностабилизирующий компонент среды; |
Обеспечение стабильности окружающей среды, способствующее устойчивому чувству безопасности и эмоционального комфорта через режимные моменты. |
Эмоционально-настраивающий Внешняя обстановка (цветовое решение, компонент удобство мебели и пр.) Гармоничное расположение игровых центров: «Развивашки», «Центр творчества», «Центр двигательной активности: «Здоровячки». Ритуал приветствия и прощания
Эмоционально-активизирующий Эмоционально активизирующие компонент пед.ситуации, игры, сюрпризные моменты
Эмоционально-тренирующий Формирование навыков эмоциональной компонент среды. регуляции: учить направлять такие эмоции, как гнев, страхи, т.е.отыгрывать эти эмоции, как положительные, так и отрицательные. Использование ритмических упражнений, стихов, потешек, детских песенок, психогимнастики.
2 этап: Стратегия и тактика успешной игровой деятельности ребенка раннего возраста
При создании условий для активного и эмоционально насыщенного бодрствования воспитанников мы исходили из принципов развивающей среды:
ü Окружающая обстановка должна быть интересна малышам,
соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям
К работе по созданию условий, способствующих повышению эмоционального комфорта в группе и стимулирующих развитие личности маленького ребенка, были привлечены родители, которые содействовали созданию таких игровых центров, как: «Развивашки», «Художественно-творческий центр», «Центр двигательной активности: «Здоровячки».
Нами было систематизировано и обновлено содержание игрушек, игр, игровых заданий и упражнений с учетом современных требований ФГОС ДО Авторские работы:
Необычный «радужный дождь» встречает детей во время утреннего приема, Шелковистые нити, расположенные по цветам радуги, имитируют струи воды. Через них приятно проходить, трогать руками, перебирать в пальцах. Они стимулируют тактильные ощущения, создают приятные эмоциональные переживания. Дети с удовольствием бегут в группу, подставляя ему свои ручки и щечки.
- «домотека» это специально отведенное место группы, где дети размещают предметы, принесенные из дома: фотографии, игрушки, напоминающие о близких и родных людях. Это по-настоящему приближает обстановку детского сада к семейной, решает проблему адаптации и преодоления нередко возникающего чувства одиночества, способствует установлению в группе позитивного эмоционального микроклимата;
- «часики настроения», с помощью которых мы учили детей определять свое настроение и настроение игровых персонажей
- «подушка-злючка» (для выплеска гнева),
- «полянка дружбы» - развивает мелкую моторику рук и коммуникативные способности детей
- «коврик радости» - музыкальный коврик. Дети играют на нем поодиночке, в паре, группой. Развивает дружеские и доброжелательные отношения между детьми
- на книжной полочке, мы с детьми ее называем «полочка красоты», подобраны книги, иллюстрации к сказкам, потешкам, стихам и песням при рассматривании которых дети учатся анализировать эмоциональное состояние персонажей изображённых на картинках («Что с ним?», «Почему он плачет?» и т.д.) Репертуар постоянно пополняется и обновляется. - большое место в жизни нашей группы занимают сказки. Мы читаем их, беседуем, рассматриваем иллюстрации, драматизируем, разыгрываем отдельные сценки с помощью разных видов театра (би-ба-бо; театр ложек, театр масок, театр мягкой игрушки, театр картинок, фланелеграф, пальчиковый театр и так далее). Сказка не только показывает, что хорошим быть лучше, но и обогащает жизнь детей положительными эмоциями.
- для снятия психоэмоционального напряжения используем альбом с семейными фотографиями.
- К дню рождения ребенка оформляем стенд «Звезда дня» с фотографией малыша, дополненный гороскопом. У нас в группе есть такая традиция: дети готовят подарок для именинника (делают поделки своими руками) и мы вместе с детьми вывешиваем их в центре
«Наше творчество», а вечером именинник забирает их домой
- «уголок уединения» Здесь дети могут уединиться с любимой игрушкой, книгой, семейной фотографией.
- фонотека для релаксации включает музыкальные произведения, записи голосов птиц, звуков природы. Служит для обогащения восприятия и воображения, создания психологического комфорта, снижения нервно-психического и эмоционального напряжения, релаксации, формирования навыков саморегуляции
- адаптационные игры и игрушки o в режимных моментах o на общение
o на развитие сенсорных способностей o на развитие предметно-манипулятивной деятельности: o с сыпучими материалами и водой позволяют расслабить мышцы рук, развивают тактильные ощущения, уменьшают внутреннюю тревогу. Активно используются в адаптационный период
- игры-развлечения, в том числе музыкальные игры
- атрибуты для физического развития
3 этап: Развитие воспитательской компетенции семьи в вопросах игровой деятельности
Задачи
- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
- объединить усилия по развитию воспитания детей;
- создать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной поддержки;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
-поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Одно из условий благополучного игрового взаимодействия с малышами – это преемственность в игре в ДОУ и семье. В воспитании эмоциональной отзывчивости ребенка очень важен эмоциональный микроклимат семьи, определяющийся в значительной степени характером взаимоотношений членов семьи, и в первую очередь родителей.
На встречах в клубе «Мудрая Сова», в процессе индивидуальных бесед родители знакомятся и осваивают игровые навыки тактильных игр с движениями, с потешками, с побудками, которые используют в семейном воспитании. В совместных фотовернисажах родителей: «Любимая сказка в пальчиковом театре», «Колыбельная для Сонечки», «Веселые потешки» - нашли отражение знакомые детям герои фольклора, «Колобок», «Теремок», «Курочка-ряба», а также современных сказок: «Смешарики», «Маша и Медведь».
Подводя итоги своей работы по теме: «Обеспечение эмоционального благополучия у детей раннего возраста в процессе игровой деятельности» можно с уверенностью сказать, что в группе
- создана единая воспитательская среда, важная для ребенка и его родителей;
- родители не оторваны от детского сада и с большим удовольствием посещают все мероприятия;
- родители принимают рекомендации специалистов, и, что ценнее всего, притворяют их в практику;
- у родителей возрос интерес к жизни их малыша в группе. Часто возникают дискуссии по инициативе родителей. Их начинают интересовать вопросы, касающиеся личности малыша, его внутреннего мира, отношение к окружающему.
Таким образом, процесс взаимодействия с родителями и детьми раннего возраста повышает ответственность за воспитание детей в семье, развивает эмоциональнопедагогическую компетентность родителей.
Результаты мониторинга
Нами используются наиболее информативные методики: индивидуальные Карты нервно-психического развития и Дневник наблюдения воспитателей.
(Авторы К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева)
Благодаря поддержанию комфортных условий эмоционально-развивающей среды наши воспитанники начинают осваивать разные позиции в игровой деятельности, например, «внимательного наблюдателя» - это Ярослава, Ксения, …Наблюдая за окружающим миром, эти дети самостоятельно пытаются что-то внести новое в игровую деятельность, обогащая собственный опыт. Позиция «талантливого ученика» характерна для Жени, Никиты …они проявляют большой интерес к действиям педагога, упорство, активность в желании научиться чему-то новому.
На основании наблюдений в картах нервно-психического развития и анализируя высказывания родителей в анкетах обратной связи можно сделать вывод, что все родители удовлетворены условиями, созданными для детей в группе. Воспитанники развиваются в разных видах игровой деятельности, знают разные виды игрушек и их особенности. Все малыши активно включаются в общение с взрослыми, проявляют интерес к сверстникам. Приучаются бережно относиться к книгам, игрушкам. Стремятся соблюдать простые правила игрового взаимодействия. Учатся принимать игровые действия в соответствии с ролью.
|
Результаты |
Желание идти в детский сад Знают имена близких, сверстников, воспитателей Знают разные виды игрушек и их особенности Проявляют интерес к сверстникам Бережно относятся к книгам, игрушкам Соблюдают простые правила игрового взаимодействия: не спешить, ждать своей очереди, меняться игрушками |
100% 94%
100% 100% 88%
82% |
Создание эмоционально-развивающей среды в группе способствовало разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка раннего возраста как условия его дальнейшего успешного и гармоничного развития.
Список используемой литературы.
1. Основные педагогические условия эмоционального развития детей раннего
возраста. Материалы сайта (http://www.superinf.ru/)
2. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. М. ТЦ Сфера, 2003
3. Смирнова Е.О., Галигузова Л.Н., Мещерякова С.Ю. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 160 с.
4. Профилактика агрессивного поведения у детей раннего возраста.
Коррекционная программа/ И.В. Ковалева. – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 48 с. –
(Дошкольное воспитание и развитие)
5. В мире детских эмоций: пособие для практ. работников ДОУ/ Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. – 4-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 160 с. – (Библиотека психолога образования).
6. Теплюк С.Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет. –Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
Приложение 1
Анкета обратной связи с родителями:
«Наши успехи» Уважаемые родители!
Отметьте, пожалуйста, характерные изменения у Вашего ребенка, которые, мы надеемся, произошли за этот год: - желание идти в детский сад;
-умение занять себя игрушкой;
-знает хорошо имена близких, сверстников, воспитателей;
-знает разные виды игрушек и их особенности (кубики, пирамидка. матрешка, мячики, барабан, бубен, погремушка) - бережно относится к книгам, игрушкам;
- имеет любимую игрушку; название___________________________________
- соблюдает простые правила игрового взаимодействия: не спешить, ждать своей очереди, меняться игрушками.
Март 2017 г. Ваши воспитатели.
Приложение 2 Памятка для воспитателя.
Материнская функция педагога в развитии маленького ребенка.
Особое значение имеет материнская функция педагога, проявляющаяся в теплом, сердечном и заботливом отношении к каждому малышу, в готовности прийти на помощь, терпеливо и доброжелательно приучать детей к совместному образу жизни и посильной для них самостоятельности. Быть веселой, улыбчивой, ласковой, изобретательной и терпеливой – обязательное условие успешной работы воспитательницы с малышами. В «педагогической копилке» воспитателя всегда должен быть запас различных игровых приемов, занимательных игр, шуток, образных импровизаций, прибауток, стишков.
Эмоциональная депривация — отсутствие или недостаточное удовлетворение потребности в признании, любви и общении, которое выражается в дефиците ласки, любви и физического контакта – нарушает формирование самоощущения существования и границ собственного тела, эмоциональных проявлений. Таким образом, именно эмоциональное благополучие является наиболее емким понятием для определения успешности в развитии детей.
Приложение 3
Сенсорная депривация в раннем возрасте.
Так, ограничение сенсорной чувствительности ребенка в раннем возрасте, или сенсорная депривация (недостаточность слуховых, зрительных и тактильных ощущений) приводит к отставанию в познании и отсутствию интереса к окружающему, снижению активности, вялости, апатичности, в том числе и в общении.
Приложение 4
Воспитание через эмоциональное воздействие
Воспитание через эмоциональное воздействие – очень тонкий процесс. Основная задача педагога – воспитателя заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Эмоции не поддаются произвольному формированию, а возникают, живут и умирают в зависимости от изменяющихся в процессе деятельности человека его отношений к окружающему. Нельзя произвольно, по заказу вызвать у себя то или иное чувство: чувства не подвластны воле, они своевольные дети природы. Но чувства можно косвенно направлять и регулировать через посредство деятельности, в которой они и проявляются, и формируются.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.