НОВЫЕ ВЕКТОРЫ В ОБРАЗОВАНИИ:
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ГРАМОТНОСТИ И РЕАЛИЗАЦИЯ
СОВРЕМЕННЫХ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ
ПРАКТИК
Емельянова Ирина Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцен,
методист ИМЦ издательства «Русское слово»
![]() |
![]() |
![]() |

![]() |



![]() |




|
В разделе «Русский язык: прошлое и настоящее» содержатся знания по истории русского языка и сведения о происхождении слов, устанавливаются взаимосвязи родного языка с историей и национальной культурой, показаны единство (общее) и различия (специфическое) в языках и культурах русского и других народов России и мира. |
|
В разделе «Секреты речи и текста» заложена работа по совершенствованию четырёх видов речевой деятельности, практическому применению правил речевого этикета и развитию умений работать с текстом (понимание, анализ, создание собственных текстов разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности). |
![]() |
|
|
|
|
«Литературное чтение на родном (русском языке)»
![]() |

![]() |
![]() |

![]() |

![]() |
![]() |


![]() |
![]() |
![]() |
![]() |

Тип текста
![]() |

![]() |

Структура темы
Организация и навигация

Организация и навигация

![]() |

|
Этапы чтения 1. Предчтение (ориентировочный этап) 2. Чтение (исполнительский этап) 3. Постчтение (рефлексивнооценивающий этап, включение в другую деятельность) |

•
«Ориентиры
предвосхищения»
• «Предваряющие вопросы»
• «Глоссарий»
• «Ассоциативный круг»

![]()
|
Глоссарий |
|
Предваряющие вопросы |

•
«Чтение
про себя с остановками»
• «Чтение про себя с пометками»
• «Дерево предсказаний»


![]()
![]()

•
«Вопросы
посте текста»
• Таблица «плюс-минус-интересно» и ее модификация («плюс-минус-вопрос»)
• Таблица «Верные-неверные утверждения»
• Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
• «Синквейн»
• «Дерево вопросов»
• Интеллект-карты
• Кластеры
• Составление плана текста для пересказа
• Творческие, проектные работы



|
• |
Ромашка Блума |
![]()

![]()
![]()
• Легче выделить основную идею.
• Отчетливо видна относительная важность каждой идеи.
•
Становятся
распознаваемыми связи между ключевыми понятиями.
• Восприятие информации происходит лучше и быстрее.
• Всегда остается возможность дополнения карты памяти без всяких вычеркиваний, вырезаний и вставок.
• Каждая карта не похожа на остальные, что улучшает воспроизведение из памяти.
• Неограниченный характер карты (отсутствие у нее краев) позволяет головному мозгу легче устанавливать новые связи и подсоединять новые элементы.

|
• |
Интеллект-карта |
• Формат листа лучше использовать A4 и более, расположив его горизонтально. • В центре располагается образ всей проблемы/задачи/области знания.
• От центра исходят толстые основные ветви с подписями – они означают главные разделы диаграммы. Основные ветви далее ветвятся на более тонкие ветви.
• Все ветви подписаны ключевыми словами, заставляющими вспомнить то или иное понятие.
• Использовать желательно печатные буквы.
• Желательно использовать как можно более разнообразную визуальную декорацию – форма, цвет, объем, шрифт, стрелки, значки. • Важно вырабатывать свой собственный стиль в рисовании диаграмм связей.






|
Определять отсутствие информации |


|
|
|
|
|
|
|
|



![]()












|
Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов |
![]()
![]()



|
Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью (на основе текстового материала) |
Значение литературного чтения
на родном (русском) языке и русского родного языка для формирования читательской грамотности









УМК
«Литературное чтение на родном (русском) языке»
Рубрики



Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.