Обеспечение условий для создания здоровой школьной и классной атмосферы

  • pptx
  • 18.06.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ШКОЛЬНЫЙ КЛИМАТ.pptx

Обеспечение условий для создания здоровой школьной и классной атмосферы

Голева А.В. заместитель директора по УВР,
педагог-психолог

«Делайте так, чтобы людям, которые вас окружают, было хорошо» В.А. Сухомлинский 

Что такое «психологический климат?»


Понятие "психологический климат школы" можно определить как динамическую обобщенную характеристику качества межличностных внутригрупповых взаимоотношений, отражающую степень удовлетворенности участников образовательного процесса (учеников, педагогов и родителей) основными аспектами школьной жизни, общим тоном и стилем общения.

В понятии психологического климата выделяются три «климатические зоны»:

• Первая климатическая зона - социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.
• Вторая климатическая зона - моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.
• Третья климатическая зона - психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат - это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.

Что такое благоприятный психологический климат? 



Под психологическим климатом коллектива
 понимают «эмоциональный настрой
коллектива» , «стойкое», «преобладающее
настроение людей, удовлетворённость их своим
трудом, руководством, организацией, взаимоотношениями». 
В качестве показателей психологического климата психологи отмечают:  - удовлетворённость взаимоотношениями, трудом, организацией;  - преобладающее настроение в коллективе;  - взаимопонимание и авторитет руководителей и подчинённых;  - степень участия членов коллектива в управлении и самоуправлении;  - сплочённость как эмоциональное единство;  - сознательную дисциплину. 

Благоприятный климат

Благоприятный климат - это такой, который положительно влияет на самочувствие коллектива и определяет общий эмоциональный настрой на деятельность.  Психологический климат не является изначально заданным, он формируется в ходе воспитания. 
При этом благоприятный климат создают: 
- доброжелательность в отношениях друг к другу;  - активность (активная позиция в общешкольных делах);  - взаимопомощь друг другу;  - инициатива;  - оптимизм;  - организованность членов коллектива. 

Характеристики благоприятного психологического климата:

1. В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения строятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.
2. В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.
3. В классе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.
4. Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.
5. Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.
6. В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

Характеристики неблагоприятного психологического климата:

1. В классе преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.
2. В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на «привилегированных» и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.
3. Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.
4. Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.
5. Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.
6. В классе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.
7. В трудных случаях класс не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.

Приоритетные задачи, которые   решаются
на каждом возрастном этапе

1- 4  классы  
развитие   познавательной   активности,   способности   к   взаимодействию сотрудничеству;  повышение  заинтересованности  школьников в учебной деятельности, поддержание  развития самостоятельности и самоорганизации.

5 -  6 классы 
обеспечение преемственности обучения, адаптация учащихся к требованиям  5 класса. Развитие творческих способностей, навыков саморегуляции, формирование сплочённого коллектива.



7-8 классы 
формирование активного интереса к внутреннему миру, укрепление чувств собственного достоинства.  

  9-11 классы   
формирование активной жизненной позиции, стимулирование процесса самопознания, помощь в выборе жизненных целей, профессиональное самоопределение. 









Показатели психологического климата в школе

Показатели благоприятного психологического климата

1.

хорошее настроение учеников  в течение всего дня;

2.

свободное отправление учащимися всех естественных потребностей, в том числе и потребности в движении;

3.

доброжелательность по отношению к сверстникам и взрослым;

4.

способность учащихся  занять себя интересным делом;

5.

отсутствие давления и манипулирования детьми со стороны взрослых;

6.

информированность учащихся о том, как будет спланирован их день;

7.

высокая степень эмоциональной включенности, взаимопомощи, сопереживания в ситуациях, вызывающих фрустрацию у кого-либо из учащихся;

8.

желание участвовать в коллективной деятельности;

9.

удовлетворенность учащихся  принадлежностью к группе сверстников.

Для улучшения психологического климата школы необходимо следующее:

Наличие у администрации и учителей школы теоретических знаний о психологическом климате, его содержании, структуре, формах и способах сохранения и изменения психологического потенциала.
Использование методов научно-исследовательской деятельности для описания и диагностирования существующего психологического климата образовательного учреждения.
Формирование представлений о желаемом образе учебного заведения, его миссии, целях, принципах и перспективах жизнедеятельности.
Определение возможностей и условий для установления ценностно-ориентационного согласия (единства) в школьном коллективе.




Для улучшения психологического климата школы необходимо следующее:


Проектирование аксиологических (ценностных) коммуникаций в педагогической и детской среде.
Проведение совместной деятельности на основе желаемых ценностных ориентаций. Необходимо использовать приемы и методы убеждения, личного примера и совместного творчества.
Применение способов индивидуальной и коллективной рефлексии для анализа происходящих изменений в культуре учебного заведения.

Существует не менее важная сторона жизнедеятельности класса, его психологического климата, которая почти целиком определяются руководителем - умение педагога правильно строить свои взаимоотношения с учащимися.

Для этого:
- необходимо учитывать индивидуальные особенности школьника (вспыльчивость, молчаливость, обидчивость, замкнутость), его состояние в данный момент, его отношение к вам.
- нужно уметь выслушать учащегося, особенно в минуты напряженного, нервного состояния, возникшего в результате каких-либо неприятностей, недоразумения. Сохраняйте «секреты», доверительная беседа требует осторожности, деликатности.
- относитесь уважительно к мнению других людей. Не исключайте возможности того, что вы можете ошибаться, старайтесь убеждать, не спешите использовать административные права.
- старайтесь сказать об учащемся доброе слово, если он того заслуживает. Одобрение действует сильнее, чем порицание. Учтите, что захваливание одних и тех же людей, противопоставление их успехов недостаткам других способствует плохому отношению к ним всего класса.
- критика по форме и содержанию должна исходить из уважительного отношения к людям.
Старайтесь отчитывать наедине, выслушайте смягчающие обстоятельства, говорите конкретно о случае плохого поведения. К провинившемуся относитесь справедливо, уважая его человеческое достоинство. Будьте сдержаны, не переходите на крик и злость, старайтесь не угрожать, применять строгие меры. Покажите провинившемуся, что вы верите в него. Все это помогает создавать положительный психологический климат в коллективе.
Таким образом, благоприятный психологический климат создается гуманным отношением педагога к ученику.

И, наконец, хочется перечислить принципы создания здоровой рабочей атмосферы, предложенные Дэвидом Майстером в книге «Делай, что исповедуешь», которые могут быть полезны педагогам:

1. Всегда исходите из того, что самый большой грех - это нежелание хотя бы попытаться что-либо сделать.
2. Действия классного руководителя должны свидетельствовать о его заинтересованности в личном успехе каждого члена коллектива.
3. Активно помогайте ребятам подняться на качественно новую ступень.
4. Предоставляйте детям возможность испытать себя в различных видах деятельности.
5. Будьте последовательны, никогда не нарушайте своего слова.
6. Поддерживайте в себе твёрдую веру в собственное предназначение.
7. Забудьте о покровительственном тоне.
8. Создавайте условия, а не диктуйте их.
9. Верьте людям, с которыми работаете.
10. Являйте собой пример, будьте таким, каким хотели бы видеть своего коллегу.
11. Найдите индивидуальный подход к каждому ребенку, не управляйте людьми
так, как вам это удобно. Для этого требуется обычная человеческая чуткость.
12. Будьте полны энтузиазма, помните: энтузиазм заражает.

«Коллектив учителей и коллектив учеников – это не два коллектива, а один коллектив и, кроме того, коллектив педагогический». Коллектив называют «самым могущественным оружием, известным человеку». Он потенциально является могущественным стимулом, фактором поддержки и вдохновения. А.С.Макаренко

Благодарю за внимание!