Обеспечение условий интегрированного (инклюзивного) обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.
Оценка 4.7

Обеспечение условий интегрированного (инклюзивного) обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.

Оценка 4.7
Научно-исследовательская работа
docx
социальная работа
Взрослым
04.04.2020
Обеспечение условий интегрированного (инклюзивного) обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.
Мы убеждены, что инклюзия, являясь ведущей тенденцией современного этапа развития системы образования, но она не должна подменять собой систему специального обучения в целом. Это лишь одна из форм, которой предстоит существовать не монопольно, а наряду с другими — традиционными и инновационными. Совместное обучение не противопоставляется специальному образованию, а выступает как одна из его форм.
statya-dlya-mezhregionalnoj-nauchno-prakticheskoj-konferentsiii.docx

Обеспечение условий интегрированного (инклюзивного) обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». Статья двадцать четвертая данного документа говорит, что государства-участники в целях реализации права на образование должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.

Главный вопрос, возникающий у педагогов: «Как организовать инклюзивное обучение?». Педагоги и администрация ОУ особенно остро нуждаются в помощи по вопросам составления учебного плана, разработки индивидуального образовательного маршрута, составления и адаптирования индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ.

Говоря об интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательные школы, нужно четко представлять, что каждый сотрудник ОУ (от директора до технического работника) должен осознать необходимость создания особых специальных условий для инклюзии: не ребенка нужно подстраивать под имеющиеся условия, а создавать условия для конкретного ребенка. Без их создания можно говорить о «дикой» интеграции, которая лишь ухудшит положение детей.

На сегодняшний момент можно выделить несколько барьеров для инклюзивного образования:

·         Отсутствие гибких образовательных стандартов.

·         Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка.

·         Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.

·         Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей.

·         Отсутствие возможности введения в штатное расписание образовательных учреждений дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников.

·         Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под      нужды детей с ОВЗ. В школах должны быть помещения для логопедических и коррекционных занятий с дефектологами и психологами, кабинет лечебной физкультуры, медицинский кабинет. Кроме того, трудность в ОУ вызывает создание условий для трудовой подготовки и СБО. Необходимо максимально использовать возможности окружающего социума (возможно заключение договоров с другими ОУ, предприятиями).

·         Следующей проблемой является организация ППМ сопровождения, без которого образовательный процесс детей с ОВЗ не может быть осуществлен в полной мере.

Важным условием для этого является наличие высококвалифицированных специалистов сопровождения – специальных психологов и педагогов, учителей-логопедов, дефектологов. Но зачастую таких специалистов нет в ОУ. Одним из решений проблемы является внесение изменений в статус специальных (коррекционных) учреждений за счет дополнения его функциями оказания коррекционной помощи интегрированным детям, их учителям и родителям. Эти школы могли бы стать ресурсными центрами по инклюзивному образованию, владеющими различными технологиями обучения детей с ОВЗ. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ПМПк образовательных учреждений осуществляется соответствующими специалистами: педагогами-психологами, учителями-логопедами, социальными педагогами, учителями-дефектологами. Психолого-педагогическая деятельность по выявлению детей групп риска, с ограниченными возможностями здоровья наряду с высоким профессионализмом специалистов требует стандартизированной технологии проведения диагностики, а также стандартизированного и единообразного методического обеспечения. Комплексное диагностическое обследование, предполагающего систематизацию сведений о виде, структуре и динамике отклоняющегося от нормального онтогенеза развития, включая прогноз развития, осуществляется специалистами городской ПМПК. Обязательным компонентом диагностики развития в условиях ПМПК является квалификация специальных образовательных потребностей ребенка и необходимой сопутствующей психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Основные принципы диагностической работы: комплексность, всесторонность, целостность. С учетом выявленных проблем, на основе ведущего для данного возраста вида деятельности составляются индивидуальные программы обучения и развития. На базе образовательных учреждений (ДОУ, ООУ) проводится коррекционно-развивающая работа педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми, имеющими ОВЗ, как дополнительная и необходимая составляющая их успешной социализации.

Большое внимание уделяется тому, чтобы разъяснить родителям возможность и важность адекватного обучения ребенка в соответствии с его психофизическими и когнитивными возможностями.

Таким образом, основные принципы сопровождения:

·         рекомендательный характер советов сопровождающего,

·         приоритет интересов сопровождаемого, “на стороне ребенка”,

·         непрерывность сопровождения,

·         мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения: согласованная работа “команды” специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.

Говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В образовательных учреждениях должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение ребенка-инвалида, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах, основанный на понимании проблем, нужд и чаяний ребенка-инвалида и на желании ему помочь.

Эффективность инклюзивного образования зависит:

  • от сотрудничества специалистов разных областей: здравоохранения, образования, социальной защиты;
  • от грамотного использования имеющихся учреждений коррекционной направленности в качестве опорных площадок для осуществления методической помощи педагогам других учреждений;
  • от правильного выбора формы обучения, специальных образовательных потребностей и необходимой сопутствующей психолого-педагогической и медико-социальной помощи для каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Таким образом, для ОУ Республики Бурятия проблемы развития инклюзивного обучения достаточно актуальны. И в одиночку справиться с этими проблемами школам достаточно тяжело. Поэтому необходимо принятие комплексной программы по развитию инклюзивного обучения в Республике Бурятия. Мы убеждены, что инклюзия, являясь ведущей тенденцией современного этапа развития системы образования, но она не должна подменять собой систему специального обучения в целом. Это лишь одна из форм, которой предстоит существовать не монопольно, а наряду с другими — традиционными и инновационными. Совместное обучение не противопоставляется специальному образованию, а выступает как одна из его форм.


 

Обеспечение условий интегрированного (инклюзивного) обучения детей с

Обеспечение условий интегрированного (инклюзивного) обучения детей с

Эти школы могли бы стать ресурсными центрами по инклюзивному образованию, владеющими различными технологиями обучения детей с

Эти школы могли бы стать ресурсными центрами по инклюзивному образованию, владеющими различными технологиями обучения детей с

Таким образом, для ОУ Республики

Таким образом, для ОУ Республики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.04.2020