Обеспечение условий интегрированного (инклюзивного) обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе.
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». Статья двадцать четвертая данного документа говорит, что государства-участники в целях реализации права на образование должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека.
Главный вопрос, возникающий у педагогов: «Как организовать инклюзивное обучение?». Педагоги и администрация ОУ особенно остро нуждаются в помощи по вопросам составления учебного плана, разработки индивидуального образовательного маршрута, составления и адаптирования индивидуально-ориентированных коррекционно-развивающих программ.
Говоря об интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательные школы, нужно четко представлять, что каждый сотрудник ОУ (от директора до технического работника) должен осознать необходимость создания особых специальных условий для инклюзии: не ребенка нужно подстраивать под имеющиеся условия, а создавать условия для конкретного ребенка. Без их создания можно говорить о «дикой» интеграции, которая лишь ухудшит положение детей.
На сегодняшний момент можно выделить несколько барьеров для инклюзивного образования:
· Отсутствие гибких образовательных стандартов.
· Несоответствие учебных планов и содержания обучения массовой школы особым образовательным потребностям ребенка.
· Отсутствие специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, незнание основ коррекционной педагогики и специальной психологии.
· Отсутствие у педагогов массовых школ представлений об особенностях психофизического развития детей с ОВЗ, методиках и технологии организации образовательного и коррекционного процесса для таких детей.
· Отсутствие возможности введения в штатное расписание образовательных учреждений дополнительных ставок педагогических (сурдопедагоги, логопеды, педагоги-психологи, тифлопедагоги) и медицинских работников.
· Недостаточное материально-техническое оснащение общеобразовательного учреждения под нужды детей с ОВЗ. В школах должны быть помещения для логопедических и коррекционных занятий с дефектологами и психологами, кабинет лечебной физкультуры, медицинский кабинет. Кроме того, трудность в ОУ вызывает создание условий для трудовой подготовки и СБО. Необходимо максимально использовать возможности окружающего социума (возможно заключение договоров с другими ОУ, предприятиями).
· Следующей проблемой является организация ППМ сопровождения, без которого образовательный процесс детей с ОВЗ не может быть осуществлен в полной мере.
Важным условием для этого является наличие высококвалифицированных специалистов сопровождения – специальных психологов и педагогов, учителей-логопедов, дефектологов. Но зачастую таких специалистов нет в ОУ. Одним из решений проблемы является внесение изменений в статус специальных (коррекционных) учреждений за счет дополнения его функциями оказания коррекционной помощи интегрированным детям, их учителям и родителям. Эти школы могли бы стать ресурсными центрами по инклюзивному образованию, владеющими различными технологиями обучения детей с ОВЗ. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ПМПк образовательных учреждений осуществляется соответствующими специалистами: педагогами-психологами, учителями-логопедами, социальными педагогами, учителями-дефектологами. Психолого-педагогическая деятельность по выявлению детей групп риска, с ограниченными возможностями здоровья наряду с высоким профессионализмом специалистов требует стандартизированной технологии проведения диагностики, а также стандартизированного и единообразного методического обеспечения. Комплексное диагностическое обследование, предполагающего систематизацию сведений о виде, структуре и динамике отклоняющегося от нормального онтогенеза развития, включая прогноз развития, осуществляется специалистами городской ПМПК. Обязательным компонентом диагностики развития в условиях ПМПК является квалификация специальных образовательных потребностей ребенка и необходимой сопутствующей психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Основные принципы диагностической работы: комплексность, всесторонность, целостность. С учетом выявленных проблем, на основе ведущего для данного возраста вида деятельности составляются индивидуальные программы обучения и развития. На базе образовательных учреждений (ДОУ, ООУ) проводится коррекционно-развивающая работа педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми, имеющими ОВЗ, как дополнительная и необходимая составляющая их успешной социализации.
Большое внимание уделяется тому, чтобы разъяснить родителям возможность и важность адекватного обучения ребенка в соответствии с его психофизическими и когнитивными возможностями.
Таким образом, основные принципы сопровождения:
· рекомендательный характер советов сопровождающего,
· приоритет интересов сопровождаемого, “на стороне ребенка”,
· непрерывность сопровождения,
· мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения: согласованная работа “команды” специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.
Говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в общеобразовательные учреждения, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В образовательных учреждениях должно быть организовано качественное психолого-педагогическое сопровождение ребенка-инвалида, а также создан особый морально-психологический климат в педагогическом и ученическом коллективах, основанный на понимании проблем, нужд и чаяний ребенка-инвалида и на желании ему помочь.
Эффективность инклюзивного образования зависит:
Таким образом, для ОУ Республики Бурятия проблемы развития инклюзивного обучения достаточно актуальны. И в одиночку справиться с этими проблемами школам достаточно тяжело. Поэтому необходимо принятие комплексной программы по развитию инклюзивного обучения в Республике Бурятия. Мы убеждены, что инклюзия, являясь ведущей тенденцией современного этапа развития системы образования, но она не должна подменять собой систему специального обучения в целом. Это лишь одна из форм, которой предстоит существовать не монопольно, а наряду с другими — традиционными и инновационными. Совместное обучение не противопоставляется специальному образованию, а выступает как одна из его форм.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.