Задачи безопасности жизнедеятельности – обеспечение комфортных условий деятельности людей на всех стадиях их жизни. Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни и здоровья людей, снижению уровня травматизма и заболеваемости. Поэтому объектом изучения безопасности жизнедеятельности является комплекс негативно действующих явлений и процессов в системе «человек – среда обитания», в нашем случае, более узком, – «человек – сфера труда и учебы».Инструкция поведения в школе
Методическое объединение преподавателей ОБЖ
Р.п. Башмаково Пензенская область
преподавательорганизатор ОБЖ
МБОУСОШ №1 им. К. Г. Мохова р.п. Башмаково
Полкунов Валерий Юрьевич
Тема: «Обеспечение безопасности в школе»
Задачи безопасности жизнедеятельности – обеспечение комфортных
условий деятельности людей на всех стадиях их жизни. Обеспечение
безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни и здоровья людей,
снижению уровня травматизма и заболеваемости. Поэтому объектом изучения
безопасности жизнедеятельности является комплекс негативно действующих
явлений и процессов в системе «человек – среда обитания», в нашем случае,
более узком, – «человек – сфера труда и учебы».
Таким образом, безопасность образовательного учреждения – это условия
сохранения жизни и здоровья обучающихся, воспитанников, работников, а также
материальных ценностей образовательного учреждения от возможных
несчастных случаев.
Рассмотрим, какие же негативные факторы могут действовать на человека
(преподавателя, ученика, техперсонал) в школе, а также как с этими факторами
можно и нужно бороться.
1. Пожар – неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся
уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и
здоровья людей.
Направление: пожарная безопасность.
Для обеспечения пожарной безопасности учебнообразовательном учреждения
оборудуются:
пожарными сигнализациями, датчиками дыма и огня;
щитами с противопожарным инвентарем;
пожарными рукавами и кранами;
огнетушителями; ящиками с песком и т.п.
Загорания и пожары могут быть предупреждены и значительно ослаблены
благодаря проведению профилактических мероприятий. Проводиться они
должны постоянно, быть в поле зрения не только руководителей, но и всего
состава образовательного учреждения. Это очистка от горючего мусора
территории, отказ от деревянных построек, применение негорючих материалов,
возведение огнестойких преград, обеспечение свободного подъезда к пожарным
гидрантам, незахламление запасных выходов и т.п. К мероприятиям
профилактики можно отнести также проведение объектовых тренировок.
Главное – это соблюдение мер пожарной безопасности, тогда возможность
загорания и пожара сводится к минимуму.
2. Защита личности, общества и государства от терроризма, согласно Концепции
национальной безопасности Российской Федерации,
является важной
составляющей национальных интересов России.
Направление: противодействие терроризму.
химических,
взрывчатых,
биологических,
Террористическая акция – это непосредственное совершение
преступления террористического характера в различных формах: взрыв, поджог,
применение или угроза применения ядерных взрывных устройств,
радиоактивных,
токсических,
отравляющих, ядовитых веществ; уничтожение, повреждение или захват
транспортных средств или других объектов; посягательство на жизнь
государственного или общественного деятеля, представителя национальных,
этнических, религиозных или иных групп населения; захват заложников,
похищение человека; создание опасности причинения вреда жизни, здоровью или
имуществу лицам путем создания условий для аварий и катастроф техногенного
характера либо реальной угрозы создания такой опасности; распространение
угроз в любой форме и любыми средствами; иные преднамеренные действия,
создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного
ущерба.
В качестве предупредительных мер необходимо:
ужесточить режим пропуска на территорию организации,
ежедневно осуществлять обход и осмотр территории и помещений с целью
обнаружения подозрительных предметов,
тщательно проверять поступающее имущество, оборудование по
количеству предметов, состоянию упаковки и.т.д.,
иметь план эвакуации персонала и учащихся, подготовить средства оповещения личного состава,
организовывать подготовку сотрудников учреждения совместно с
правоохранительными органами путем практических занятий по
действиям в условиях проявления терроризма,
освободить от лишних предметов служебные помещения, лестничные
клетки, помещения, где расположены технические установки,
обеспечить регулярное удаление из здания отходов,
контейнерымусоросборники по возможности установить за пределами
зданий объекта,
довести до всего персонала учреждения номера телефонов, по которым
необходимо поставить в известность определенные органы при
обнаружении подозрительных предметов или признаков угрозы проведения
террористического акта.
3. Чрезвычайная ситуация – обстановка на определенной территории,
сложившаяся в результате аварии, катастрофы, опасного природного явления,
стихийного или иного действия, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб
здоровью, ущерб окружающей природной среде.
Направление: предупреждение и ликвидация ЧС. С этой целью в
образовательном учреждении разрабатывается и реализуется (по введению
режима ЧС) специальные приказы на период ЧС, создаются местные КЧС, штаб
и оперативные формирования и команды, проводятся аварийноспасательные и
другие неотложные работы.
4. Период военных действий, состояния войны.
Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по
защите населения, материальных и культурных ценностей на территории
Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных
действий или вследствие этого.
Защита осуществляется по двум направлениям: в мирное время, в военное время.
Можно выделить мероприятия: обучение работников учреждения способам защиты от опасностей,
возникающих во время или вследствие военных действий,
разработка специальных планов и мероприятий по ГО,
строительство и обслуживание укрытий различного назначения,
оповещение,
эвакуация,
предоставление средств индивидуальной защиты,
аварийноспасательные и другие неотложные работы и т.п.
5. Иные неблагоприятные факторы, которые формируются в ходе учебного
процесса.
Направления: санитарногигиеническое, психологическое, инженерное.
Требования с целью обеспечения условий безопасности организации учебного
процесса:
к размещению образовательного учреждения,
к участку, где находится указанное заведение,
к зданию (например, определенное количество этажей),
к помещениям (глубина стены не более 6 метров, тона классной комнаты –
светлые, окраска столов и стульев – зеленая, светлосиняя, цвета дерева),
к оборудованию,
к воздушнотепловому режиму (влажность 4060%, температура +18..+20
С, в спортзале +16..+18С, аналогично в мастерских),
к естественному и искусственному освещению (естественное
левостороннее освещение в классных кабинетах, общее освещение 500
люкс, индивидуальное – 300 люкс, светильники должны располагаться
параллельно светонесущей стене),
к водоснабжению и канализации,
к режиму (расписание, рабочий график),
к организации медобслуживания, к организации питания,
к санитарному состоянию здания,
к зеленым насаждениям (эстетическое значение, уменьшение запыленности
территории, снижение уровня шума, обогащение воздуха кислородом) и
т.п.
Используемая литература:
1. Ястребов Г.С. Безопасность жизнедеятельности и медицина катастроф. –
РостовнаДону, 2015.
2. Защита от чрезвычайных ситуаций. (Темы 1 – 7). / Библиотечка «Военные
знания». Сост. М.А. Петров. – М., 2012.
3. Курс лекций БЖД. НФ БГУ. Сост. Кислов М.В. – Новозыбков, 2015.
4