Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1»
г. Сухиничи Сухиничского района Калужской области
Автор: Кочеткова В.А.,
зам. директора по УВР, учитель
Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребёнка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт
Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребёнка-он закрыт от глаз чужих,
Мир «особого» ребёнка допускает лишь своих!
Каждый ребёнок – особенный, это бесспорно. Но есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы отметить его способности, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.
С каждым годом в общеобразовательную школу поступает всё больше ослабленных, больных детей, которых принято считать детьми с особыми образовательными потребностями.
Цель обучения таких детей состоит в том, чтобы создать такую модель обучения, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.
Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые это общество принимает и учитывает.
Школа обязана дать возможность каждому ребёнку, независимо от его потребностей и особенностей, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноправным его членом.
В своем выступлении я расскажу об особенностях организации учебно-воспитательного процесса у обучающихся с ОВЗ в условиях нашей школы.
В настоящее время в школе обучаются 15 детей с особыми образовательными потребностями: из них – 3 ребёнка-инвалида (с соматическими нарушениями), 5 детей с ЗПР (варианты 7.1 и 7.2), 1 ребёнок с тяжёлыми нарушениями речи и 6 детей с интеллектуальными нарушениями. Из этого количества детей 10 вовлечены в инклюзивное обучение, а 5 детей обучаются в отдельном классе. Это дети с интеллектуальными нарушениями.
Такой класс в нашей школе впервые был открыт в 2017-2018 учебном году. Необходимость создания такого класса была обусловлена тем, что решением МПМК данной категории детей было рекомендовано обучение по АООП для детей с нарушением интеллекта (лёгкая степень умственной отсталости) в специальных коррекционных учреждениях. Но в силу того, что родители были против отправления ребёнка в другой город, эти дети с 1по 3 класс находились на индивидуальном обучении и были лишены возможности общения со сверстниками. В настоящее время весьма актуален вопрос обучения детей с нарушенным интеллектом в общеобразовательной школе, как вопрос, отвечающий социальным запросам современного общества.
Это и явилось главной причиной создания отдельного класса, объединяющего данную категорию детей.
Ведущая инновационная идея: создание в общеобразовательном учреждении развивающей среды, обеспечивающей условия обучения, развития и социализации каждого ребёнка в соответствии с его образовательными потребностями.
Этому предшествовала планомерная работа:
- изучены нормативные документы;
- проинформированы родители о результатах и условиях обучения в данном классе;
- прошли курсовую подготовку педагоги для работы с такими детьми;
- разработана АООП для детей с интеллектуальными нарушениями;
- рассмотрен на заседании педагогического совета и утверждён учебный план, в котором отсутствуют такие предметы, как иностранный язык, физика и химия, зато особое внимание уделяется предмету профильный труд;
- закуплены учебники, допущенные к использованию при реализации АООП из федерального перечня;
- разработаны АОП по предметам;
- разработана программа коррекционной работы;
- оборудовано автоматизированное рабочее место учителя.
Содержание образования «особых» детей определяется специальной адаптированной основной образовательной программой.
На основе этой программы каждый учитель по своему предмету разрабатывает АОП, в которой указывает уровни овладения предметными результатами и выстраивает образовательный маршрут этих детей.
В нашей школе создано единое коррекционно - развивающее пространство, где в центре находится ребёнок, а рядом с ним находятся все педагоги и специалисты, работающие, работающие с этими детьми и, конечно же, родители этих детей.
Дети с нарушением интеллекта, в основном, ведомые. Им свойственно подражание, нотации и беседы в большинстве случаев бесполезны, в них, как в зеркале, отражается эмоциональный настрой самого учителя. Поэтому на протяжении всего обучения проводится целенаправленная работа по формированию учебной деятельности. Основной формой обучения является урок. Мне представляется, что современный урок, независимо какой группе детей он предназначен, прежде всего должен научить детей учиться, общаться, помочь ему осознать себя. Для этого ребёнок на уроке должен стать полноправным действующим лицом. Каждый урок в таком классе – это произведение, в которое каждый учитель вносит свой опыт, свой методический почерк. Ведь перед ним стоит непростая задача: он должен помочь школьнику с нарушенным интеллектом усвоить такой круг образовательных и профессиональных знаний, умений и навыков, которые он сможет применить к условиям социальной среды, т.е. социально адаптироваться.
Целью коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование его активности, адаптации к окружающей и социальной среде.
Задачи по обучению детей с умственной отсталостью:
Ø вооружить детей знаниями, умениями и навыками по общеобразовательным предметам;
Ø воспитать такие личностные качества как: честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду;
Ø подготовить детей к реабилитации в обществе.
Для реализации поставленных целей и задач обучения необходимо применение различных методов, приёмов и педагогических технологий.
В своём выступлении я коснусь тех современных инновационных технологий, которые применяются учителями, работающими в классе для детей с интеллектуальными нарушениями.
Информационно – коммуникативные технологии (ИКТ)
Для школьников с ОВЗ, как и для обычных детей, компьютерные технологии приобретают ценность не только как предмет изучения, но и как мощное и эффективное средство коррекционного воздействия. Компьютер значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребёнка, активизирует познавательную деятельность, даёт возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся. Дети становятся активными участниками урока.
Для детей с нарушением интеллекта информация должна поступать небольшими порциями и постоянно повторяться, при этом необходимо создать эффекты, которые привлекали бы внимание учащихся
В практике работы наших учителей ИКТ применяется при:
- изучении нового материала (компьютерные презентации);
- при повторении и систематизации знаний учащихся (компьютерные тренажёры);
Очень любят дети работать с тренажёрами, потому что они сразу видят результат своей работы, и есть возможность выбрать правильный вариант ответа. А то, что ребёнок сам может исправить ошибку, повышает самооценку, которая у детей с ОВЗ зачастую занижена.
- при организации самостоятельной работы на уроке;
- прослушивании аудиозаписи художественного произведения;
- просмотре фрагментов видеофильма;
- интернет ресурсы при подготовке к урокам.
Позитивные факторы использования ИКТ:
- повышает активность учащихся;
- задействовать как визуальный канал восприятия информации (цветовая палитра, анимации), так и аудиальный (дикторский текст, музыка), что помогает учащимся лучше понять и усвоить материал;
- создаёт условия для самостоятельной работы;
- помогает интенсифицировать процесс коррекции, а именно, повысить темп занятия;
- создаёт комфортную среду обучения;
- повышает мотивацию учения.
Для учителя информационно - коммуникационные технологии расширяют возможности для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать информацию, применять и передавать другим.
Здоровьесберегающие технологии
Основная цель: формирование у учащихся представления о здоровом образе жизни, об умении оказать себе и ближнему первую медицинскую помощь, а также формирование необходимых знаний, умений и навыков, необходимых для поддержания собственного здоровья.
1. Правильная организация учебной деятельности:
а) строгая дозировка учебной нагрузки (материал преподносится небольшими порциями);
б) построение урока с учётом работоспособности учащихся;
в) соблюдение гигиенических требований;
г) благоприятный эмоциональный настрой (от доброжелательного тона учителя до юмористической составляющей педагогического общения. О том, что хороший смех дарит здоровье, сказано немало. Учитель без чувства юмора и умения проявить его в необходимый момент и в подходящей форме лишается большей части своей педагогической привлекательности). Каждый учитель, работающий в классе, старается вселить веру в силы ребёнка, создать ситуацию успеха посредством следующих операций:
- снятие страха (задаете простой вопрос и даёте возможность ответить);
- аванс успешного результата (ты справишься, ты сможешь);
- внесение мотива (ради чего? кого?);
- высокая оценка деталей (пусть нет результата, но ты старался);
д) проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках;
е) смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активации необходима во избежание переутомления.
2. Уроки физической культуры. Учебным планом на занятия физкультурой отводится 3 часа.
3. Уроки основ безопасности жизнедеятельности. В ходе практических действий дети получают навыки по оказанию самопомощи и первой помощи пострадавшему.
4. Внеклассная работа. Классным руководителем проводятся беседы, классные часы, игровые мероприятия по укреплению и сохранению здоровья. Совместно с учителями дети участвуют в трудовом десанте. Принимают участие в посильных конкурсах («Масленица», «Мой любимый питомец»)
Обучение умственно отсталого ребёнка с применением здоровьесберегающих методик имеет решающее значение для развития и реабилитации в обществе.
Игровые технологии.
Немаловажную роль при обучении детей с ОВЗ играют игровые технологии.
Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»[1].
Активное вовлечение ребёнка с интеллектуальной недостаточностью в игровую деятельность способствует формированию у них личностных свойств и коррекции познавательной деятельности, помогает снять создавшееся напряжение.
Дидактические игры - эффективная форма проведения уроков для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, так как наиболее прочны знания, которые приобретались с заинтересованностью. Дети вовлекаются в игру и не обращают внимания на то, что в её процессе им приходится решать серьёзные задачи. Атмосфера такого урока позволяет школьнику проявить способности в большей мере, чем на стандартном занятии. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. При изучении частей речи такой вид игр особенно необходим.
Сюжетные игры формируют самостоятельность ребёнка. Выполняя то или иное задание ребёнок невольно становится участником игры, помогая герою справиться с препятствием. Это заочные экскурсии, уроки-путешествия.
Ролевые игры проводятся на уроках чтения. Это чтение отрывка из текста по ролям, инсценирование басен.
Сюжетно-ролевые игры широко применяются на уроках этики и домоводства. Это такие темы, как «Украшение праздничного стола салфетками», «Мы идём в гости», «Валентинка» другу. Дети не только участвуют в процессе изготовления поделок, но и разыгрывают сюжетную ситуацию, предложенную учителем.
Технологии дифференциации и индивидуализации обучения.
Дифференциация обучения-это создание условий для обучения детей путём организации их в группы, имеющие различные способности.
Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.
Практически на каждом уроке можно увидеть элементы данной технологии. Но чаще всего для детей с умственной отсталостью это можно наблюдать на уроках профильного труда. Этот предмет занимает особое место в учебном плане данной категории детей, и на его обучение отводится самое большое количество часов. Разделы программы включают сельскохозяйственный, общественно-полезный и обслуживающий труд.
Преимущества технологии:
- в группе, где собраны дети с равными способностями, ребёнку легче учиться;
- создаются щадящие условия для более слабых учащихся;
- у учителя появляется больше возможности для помощи слабым;
- открывается возможность для более эффективной работы с трудными учащимися.
Обязательным элементом структуры учебного плана является «Коррекционная работа». В нашей школе в этой области выделяются два блока: «Познай себя» и «Психологический практикум». Коррекционно-развивающие технологии, применяемые на занятиях, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными формами и методами обучения и помогают детям утвердиться в коллективе, повысить самооценку и выстроить свои отношения с окружающими.
Я уверена, теплая и комфортная обстановка, созданная администрацией, педагогическим коллективом, родителями в нашей школе, построенная на любви, доверии и ответственности поможет всем детям стать уверенными в себе и своём успехе, умеющими работать над собой, а главное счастливыми.
Библиографический список
1. Кудимова, Т. В. Игровые технологии как средство всестороннего развития личности детей с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы) [Электронный ресурс] / Т. В. Кудимова // Образование и воспитание. — 2017. — № 5. — С. 129-131.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998.
3.Методические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на общеобразовательных уроках в школе / Г.В. Носкова, М.С. Голубева, С.М. Никитина; науч. ред. М.С. Голубева. Кострома, 2010.
4. Журнал "Начальная школа" №11, 2010г. Статья О.А. Стригоцкая "Веселые упражнения и подвижные игры".
5. Журнал "Начальная школа" №10, 2010г. Статья Н.Н. Давлятчина "Формирование основ здорового образа жизни средствами здоровьесберегающих технологий".
6. Никольская, И.А. Информационные технологии в специальном
образовании. – М.: Коррекционная педагогика, 2004.
Скачано с www.znanio.ru
[1] В.А. Сухомлинский
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.