Обмен опытом "Формы и методы работы литературно-краеведческого кружка "Певец родного края" (в рамках творческой мастерской)
Оценка 5

Обмен опытом "Формы и методы работы литературно-краеведческого кружка "Певец родного края" (в рамках творческой мастерской)

Оценка 5
Библиография +7
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
12.02.2017
Обмен опытом "Формы и методы работы литературно-краеведческого кружка "Певец родного края"  (в рамках творческой мастерской)
Работа литературно-краеведческого кружка организована при школьном литературно-краеведческом музейном уголке согласно образовательной программе дополнительного образования, которую я разрабатываю на 3 года. На кружок запланировано и отведено 3 часа в неделю. 102 часа в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Цель работы кружка: воспитание духовной нравственности и гражданского патриотизма на основе литературного краеведения, на примере творчества поэта-земляка Василия Васильевича Шабанова и других саратовских и поволжских поэтов.Формы и методы работы литературно-краеведческого кружка "Певец родного края"
Обмен опытом кружковой работы.docx
Любовь Семикопова Обмен опытом "Формы и методы работы литературно- краеведческого кружка "Певец родного края" (в рамках творческой мастерской)            Работу   литературно­краеведческого  кружка  организована   согласно       образовательной программе дополнительного образования, которую я разрабатываю на 3 года.     На кружок запланировано   и отведено 3 часа в неделю.   102 часа в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Цель работы кружка: воспитание духовной нравственности и гражданского патриотизма на основе   литературного   краеведения,   на   примере   творчества   поэта­земляка   В.   Шабанова   и других поволжских поэтов.               Литературно­краеведческий кружок «Певец родного края», которым я руковожу,  работает на базе музейного уголка члена Союза писателей СССР, поэта­земляка ­ Шабанова Василия Васильевича  в школе  села  Савельевка  Краснопартизанского  района  Саратовской  области более 28 лет. Знаменитый   саратовский   земляк   родился   и   вырос   в   нашем   селе   Родионовка Краснопартизанского   района   Саратовской   области   в   семье   потомственных   крестьян Шабановых  Василия  Ивановича и Агафьи Дмитриевны  13  мая 1937 года. Был в семье он пятым и не совсем обычным. На вопросы отвечал стихотворной  рифмой и, лёжа на солнечной полянке, устремив взгляд к небу, сочинял стишки про жаворонка, тучку, дождик, травинку на ветру.  Как впоследствии  мать Василия говорила: "Странный талант ребёнка вначале не все понимали и считали его странноватым, но позже  сельские старички окрестили его ­ "поетом".  На селе  Василия Шабанова уважали и любили. Узнав о выходе в Саратове  в 1969 году его первой книги "Белая запруда", сельчане с гордостью и радостью встречали его во время очередного приезда на родину, поздравляли, просили почитать стихи. Так и повелось, что в каждый приезд на родину Василий встречался с земляками и радовал их новыми произведениями. И, вдруг, в результате трагического случая его не стало, в 37 лет оборвалась жизнь поэта, но стихи его живут. Воспитанники музейного уголка  и литературно­ краеведческого   кружка   пропагандируют     его   поэзию   и   творчество,   увековечивая   память поэта­земляка. Работает   кружок   согласно       образовательной   программе   дополнительного   образования, которую я разрабатываю на 3 года.     На кружок запланировано  и отведено 3 часа в неделю. 102 часа в год. Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю. Цель работы кружка: воспитание духовной нравственности и гражданского патриотизма на основе   литературного   краеведения,   на   примере   творчества   поэта­земляка   В.   Шабанова   и других поволжских поэтов.    поисково­исследовательскую   деятельность   школьного Литературно­краеведческую, музейного уголка поэта­земляка организую согласно плана его работы и тематического плана кружка, используя разнообразные формы работы, занятия кружка строю с учётом интересов воспитанников, их  познавательных возможностей и восприятий окружающего мира.  Многие занятия у меня рассчитаны на индивидуальную работу с воспитанниками, с учётом их возраста, например,   в поисково­исследовательской деятельности , в подготовке проектов и презентаций,   при   подготовке   к   конкурсам,   праздникам,   конференциям,   что   позволяет углублять мировоззренческий уровень учащихся,  расширяет их образование в гуманитарном цикле  и  обогащает  круг  деятельности  музейного уголка  в образовательно­воспитательном процессе школы, помогает    воспитанию общей культуры у воспитанников кружка, культуры общения. Воспитанники   воспоминаний о знаменитом земляке.   кружка   ведут   поисковую   работу   по   сбору   экспонатов   для     уголка, Два раза в год ­ в день рождения поэта 13 мая и 29 сентября в день памяти проводятся поэтические   встречи,   вечера,   круглые   столы,   в   которых   участвуют   дети   и   взрослые, приезжают гости из Саратова и Москвы.   Пропагандируя творчество знаменитого  земляка, воспитанники литературно­краеведческого кружка   делятся   опытом   работы   на   областных   и   районных   мероприятиях     на   страницах районных и областных периодических изданий:  Это   ежегодный   областной   литературно­краеведческий   праздник,   который   проводят Министерство образования Саратовской области и областной центр дополнительного образования для детей «Поиск».  Ежегодные   областные   заочные   смотры­конкурсы   материалов   школьных   музеев «Хранитель памяти».  Ежегодный   областной   заочный конкурс исследовательских краеведческих     работ обучающихся       участников         туристско­   краеведческого   движения     «Отечество. Саратовский край в истории России».  Межмуниципальные,   областные   научно­практические   конференции,   викторины, олимпиады.  Муниципальный литературно­краеведческий конкурс и др. При подведении итогов работы кружка использую: 1. Итоговые   компьютерные   презентации   по   завершении   каждого   раздела   или   главы образовательной программы кружка; 2. Компьютерный проект по завершении программы; 3. Учебно­исследовательские конференции, круглые столы. Но   особенно   большой   интерес   у   воспитанников   кружка   вызывают   занятия   по   анализу   и рисованию  стихов поэта­земляка. Например,  Каирова Сабина, ученица 9 класса говорит: " Когда я читаю и анализирую стихи В. Шабанова, у меня в мыслях мелькают картины, спрятанные поэтом в стихотворные строки, и  я переношу их на бумагу. Так у меня рождаются нарисованные произведения нашего земляка, по  которым я изучаю творческую  направленность   поэта, а через рисунки  выражаю своё понимание его стихов, отношение к его поэзии".  Прочитав строки из стихотворения "Васильковое имя":  Я оттуда, где светлы просторы, Где рассолом пахнут погреба..., Где  сторожкий ветер у околиц, Золотой подсолнух у плетня… Мне мой край вовек не отоснится, Как в медалях ­ в дынях огород. И ромашки, словно выпускницы, Хороводы водят у ворот…, на бумагу у неё  легла картина деревни, того старенького домика, в котором родился и вырос поэт, того плетёного забора с растущими возле него золотыми подсолнухами, о которых автор ностальгически   помнил   всю   жизнь.   А   назвала   свою   картину   «Мне   мой   край   во   век   не отоснится…»: Очень точная   и удачная , на мой взгляд, картина­ассоциация   у Сабины на стихотворение "Вновь упрёк": Вновь упрёк: в стихах России много, Но скажите, в чём моя вина? Я в дороге ­ Русь моя дорога! В самолёте – и опять она… Припаду я к василькам на взгорье, К лопухам в простиранном долу… Русь моя, ни в радости, ни в горе Не следил я на твоём полу. Знайте, люди, если ветер хлёсткий Оборвёт и жизнь и песнь мою, На могильном холмике берёзкой Я опять о Родине спою... Эти   строки   родили у неё   картину,   которую она назвала  «На могильном холмике берёзкой  я опять о Родине пою»: Трудное военное детство ностальгически "хлещет" из каждого его стихотворения.  Детям нравится его стихотворение "В заплатах весь...": В заплатах весь,  Как тополь в листья , Я рос у жизни на юру. Меня ветра учили выси,        Учили свету и добру.         Я знал приречные улоги ,       Мы просыпались : я и день.       Я был подпаском – била в ноги       Росы студёная метель… Один из воспитанников, изучив это произведение, увидел   Василия, рано повзрослевшего мальчишку, лет десяти и передал в рисунке   его настроение, его не по­детски серьёзное и ответственное отношение к работе подпаска.  А картину свою назвал  «Я был подпаском, била в ноги росы студёная метель»... Но самое яркое впечатление об этом страшном событии 20 века по имени «война» у поэта связано   с   людьми,   которые   потеряли   в   войне   своих   близких.   Очень   точно   описывает   он вдовью боль в стихотворении «Этих слёз не вытрешь насухо»: Этих слёз не вытрешь насухо, Эту боль не соскрести. И выходят бабы к насыпи, Руки горькие скрестив. Шали чёрные. Страданием Брови круто сведены. Обелиски – Ожидания Не вернувшихся с войны… Эту боль  поэта выразил в своей картине «Обелиски­Ожидания не вернувшихся с войны»  ещё один ученик 9 класса Джамалов Арсен: Спеленав   себя   с   Родиной   с   детства,   Василий   Васильевич   не   скупится   на   краски,   чтобы воспевать поволжские просторы. И это у него сказочно красиво получается: Это мне, как детство, мило, Я пьянею без вина… Мягче всех постелей мира Поля русского копна. Я устало в пряность рухну И укроюсь синевой, Тишина протянет руки Над моею головой… И у Унайбекова Эльдара, я думаю, это не менее поэтично это выражено в картине   «Мягче всех постелей мира поля русского копна…»,  где на фоне красоты шабановского слога он увидел его, лежащего в копне соломы, опьянённого пряностью полевых запахов. Немало   произведений   поэт   посвятил   своей   семье.   Но   Латовину   Алину   покорило стихотворение «День мелькнул», в котором поэт  воспел свою любимую женщину, мать своих детей – Татьяну Васильевну Шабанову: День мелькнул и угас, как волна, Как с крыла опадающий ветер, Ты одна, ты такая одна На огромной и людной планете. Это облак тебя изваял, Это ночь подарила ресницы, Если жизнь повториться моя, Лишь с тобой я хочу возвратиться. Этих линий летящее диво Я в душе, словно сказку, ношу, В твои очи, как в речку с обрыва, С замиранием в сердце гляжу…, и у Алины на бумагу лёг  этот загадочный и любимый поэтом образ, его второй половинки, и назвала она свою картину также необычно, как у поэта «Это облак тебя изваял…»: Можно ещё много приводить примеров работы детей в искусствоведении, но мне хочется показать   ещё   одну   интересную   форму   работы   ­   это   литературоведение.   Форма,   когда воспитанники в ответ на стихи поэта­земляка пытаются создавать свои произведения. Например, Молдагалиева Мадина, ученица 9 класса говорит: "У Василия Васильевича мне нравятся стихи о Родине. Именно они воодушевляют меня на поэтическую волну, и я тоже пишу о Родине".  Одно из них ­ «Россия»: Россия любимая наша страна. Наша столица – родная Москва!  Мы очень гордимся Отчизной своей. Она всех красивей на нашей Земле! А наш Президент, наш Путин такой ­ За детское счастье стоит он горой! Мы верим ему и в ответ говорим,  Что чести России мы не посрамим! Нас радует Мир и улыбки,  и смех,  Ведь счастье России – радость для всех! А вот ещё одно  ­ «Земля», в котором Мадина восхищается своей малой родиной, её природой: Земля, ты кормилица наша, Земля, ты наш сказочный дом, И хлеб наш, и матушка наша, Россия, в которой живём! Красивы степные просторы Родные  поля, и луга, Саратов любимый и Волга­ Российская гордость­река. А малую  сельскую  родину нашу С её первозданной красой Люблю я всем сердцем  И  славлю душою Её доброту и покой. Особое место в её начинающем творчестве занимает   семья. Стихотворение так и называется "Семья": Моя семья ­ мой дом родной! Любимый он – всегда со мной! Там  мама, папа и сестра,  И их люблю всем сердцем я. Их не забуду никогда,  Не  брошу,  не предам. Они опора для меня  Во всех моих делах. Семья – мой стержень, мой покой, Тревоги и мечты. Кто я без мамы и отца? И как я без сестры? Без их советов,  мудрых глаз, Без добрых мамы рук? Ах, как они спасают нас  От  бед и от недуг! Такая вот моя семья. И счастлива я в ней. Семья, как Родина, Земля! Как песня, как ручей! И   как     говорит   Мадина:   "   Конечно,   мне   далеко   до   поэтического   мастерства     Василия Шабанова, но я пишу и радуюсь жизни. Пишу, когда мне хочется выразить свои чувства и мысли, пережитые впечатления. И я благодарна нашему поэту­земляку, за то, что его поэзия отрыла мне тропинку в мир прекрасного,   пробудила  затаившееся  желание   писать стихи. Хотя я  не думаю, что буду поэтессой, но, определённо,  буду к этому стремиться, и  в любом случае буду  писать для души: У меня есть право жить,  И право есть учиться. Имею право я дружить, Лепить, ваять, трудиться! Мне это Родина дала, Любимая, родная… Так пусть же Бог тебя хранит,  Россия дорогая!".      И когда видишь, что дети не просто посещают кружок, а увлеченно работают, стремятся приобретать новое, познать неизведанное,     то ради этого стоит работать и дарить детям радость общения с поэзией наших земляков.

Обмен опытом "Формы и методы работы литературно-краеведческого кружка "Певец родного края" (в рамках творческой мастерской)

Обмен опытом "Формы и методы работы литературно-краеведческого кружка "Певец родного края"  (в рамках творческой мастерской)

Обмен опытом "Формы и методы работы литературно-краеведческого кружка "Певец родного края" (в рамках творческой мастерской)

Обмен опытом "Формы и методы работы литературно-краеведческого кружка "Певец родного края"  (в рамках творческой мастерской)

Обмен опытом "Формы и методы работы литературно-краеведческого кружка "Певец родного края" (в рамках творческой мастерской)

Обмен опытом "Формы и методы работы литературно-краеведческого кружка "Певец родного края"  (в рамках творческой мастерской)

Обмен опытом "Формы и методы работы литературно-краеведческого кружка "Певец родного края" (в рамках творческой мастерской)

Обмен опытом "Формы и методы работы литературно-краеведческого кружка "Певец родного края"  (в рамках творческой мастерской)

Обмен опытом "Формы и методы работы литературно-краеведческого кружка "Певец родного края" (в рамках творческой мастерской)

Обмен опытом "Формы и методы работы литературно-краеведческого кружка "Певец родного края"  (в рамках творческой мастерской)

Обмен опытом "Формы и методы работы литературно-краеведческого кружка "Певец родного края" (в рамках творческой мастерской)

Обмен опытом "Формы и методы работы литературно-краеведческого кружка "Певец родного края"  (в рамках творческой мастерской)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2017