Обмен опытом "Формы и методы работы литературно-краеведческого кружка "Певец родного края" (в рамках творческой мастерской)
Оценка 5
Библиография +7
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
12.02.2017
Работа литературно-краеведческого кружка организована при школьном литературно-краеведческом музейном уголке согласно образовательной программе дополнительного образования, которую я разрабатываю на 3 года. На кружок запланировано и отведено 3 часа в неделю. 102 часа в год. Занятия проводятся 2 раза в неделю.
Цель работы кружка: воспитание духовной нравственности и гражданского патриотизма на основе литературного краеведения, на примере творчества поэта-земляка Василия Васильевича Шабанова и других саратовских и поволжских поэтов.Формы и методы работы литературно-краеведческого кружка "Певец родного края"
Обмен опытом кружковой работы.docx
Любовь Семикопова
Обмен опытом "Формы и методы работы литературно-
краеведческого кружка "Певец родного края" (в рамках
творческой мастерской)
Работу литературнокраеведческого кружка организована согласно образовательной
программе дополнительного образования, которую я разрабатываю на 3 года. На кружок
запланировано и отведено 3 часа в неделю. 102 часа в год. Занятия проводятся 2 раза в
неделю.
Цель работы кружка: воспитание духовной нравственности и гражданского патриотизма на
основе литературного краеведения, на примере творчества поэтаземляка В. Шабанова и
других поволжских поэтов.
Литературнокраеведческий кружок «Певец родного края», которым я руковожу, работает
на базе музейного уголка члена Союза писателей СССР, поэтаземляка Шабанова Василия
Васильевича в школе села Савельевка Краснопартизанского района Саратовской области
более 28 лет.
Знаменитый саратовский земляк родился и вырос в нашем селе Родионовка
Краснопартизанского района Саратовской области в семье потомственных крестьян
Шабановых Василия Ивановича и Агафьи Дмитриевны 13 мая 1937 года. Был в семье он
пятым и не совсем обычным. На вопросы отвечал стихотворной рифмой и, лёжа на солнечной
полянке, устремив взгляд к небу, сочинял стишки про жаворонка, тучку, дождик, травинку на
ветру. Как впоследствии мать Василия говорила: "Странный талант ребёнка вначале не все
понимали и считали его странноватым, но позже сельские старички окрестили его "поетом".
На селе Василия Шабанова уважали и любили. Узнав о выходе в Саратове в 1969 году его
первой книги "Белая запруда", сельчане с гордостью и радостью встречали его во время
очередного приезда на родину, поздравляли, просили почитать стихи.
Так и повелось, что в каждый приезд на родину Василий встречался с земляками и радовал
их новыми произведениями. И, вдруг, в результате трагического случая его не стало, в 37 лет
оборвалась жизнь поэта, но стихи его живут. Воспитанники музейного уголка и литературно
краеведческого кружка пропагандируют его поэзию и творчество, увековечивая память
поэтаземляка.
Работает кружок согласно образовательной программе дополнительного образования,
которую я разрабатываю на 3 года. На кружок запланировано и отведено 3 часа в неделю.
102 часа в год. Занятия кружка проводятся 2 раза в неделю.
Цель работы кружка: воспитание духовной нравственности и гражданского патриотизма на
основе литературного краеведения, на примере творчества поэтаземляка В. Шабанова и
других поволжских поэтов.
поисковоисследовательскую деятельность школьного
Литературнокраеведческую,
музейного уголка поэтаземляка организую согласно плана его работы и тематического плана
кружка, используя разнообразные формы работы, занятия кружка строю с учётом интересов
воспитанников, их познавательных возможностей и восприятий окружающего мира.
Многие занятия у меня рассчитаны на индивидуальную работу с воспитанниками, с учётом их
возраста, например, в поисковоисследовательской деятельности , в подготовке проектов и
презентаций, при подготовке к конкурсам, праздникам, конференциям, что позволяет
углублять мировоззренческий уровень учащихся, расширяет их образование в гуманитарном
цикле и обогащает круг деятельности музейного уголка в образовательновоспитательном
процессе школы, помогает воспитанию общей культуры у воспитанников кружка, культуры
общения.
Воспитанники
воспоминаний о знаменитом земляке.
кружка ведут поисковую работу по сбору экспонатов для
уголка, Два раза в год в день рождения поэта 13 мая и 29 сентября в день памяти проводятся
поэтические встречи, вечера, круглые столы, в которых участвуют дети и взрослые,
приезжают гости из Саратова и Москвы.
Пропагандируя творчество знаменитого земляка, воспитанники литературнокраеведческого
кружка делятся опытом работы на областных и районных мероприятиях на страницах
районных и областных периодических изданий:
Это ежегодный областной литературнокраеведческий праздник, который проводят
Министерство образования Саратовской области и областной центр дополнительного
образования для детей «Поиск».
Ежегодные областные заочные смотрыконкурсы материалов школьных музеев
«Хранитель памяти».
Ежегодный областной заочный конкурс исследовательских краеведческих работ
обучающихся участников туристско краеведческого движения «Отечество.
Саратовский край в истории России».
Межмуниципальные, областные научнопрактические конференции, викторины,
олимпиады.
Муниципальный литературнокраеведческий конкурс и др.
При подведении итогов работы кружка использую:
1. Итоговые компьютерные презентации по завершении каждого раздела или главы
образовательной программы кружка;
2. Компьютерный проект по завершении программы;
3. Учебноисследовательские конференции, круглые столы.
Но особенно большой интерес у воспитанников кружка вызывают занятия по анализу и
рисованию стихов поэтаземляка.
Например, Каирова Сабина, ученица 9 класса говорит: " Когда я читаю и анализирую стихи В.
Шабанова, у меня в мыслях мелькают картины, спрятанные поэтом в стихотворные строки, и я
переношу их на бумагу. Так у меня рождаются нарисованные произведения нашего земляка,
по которым я изучаю творческую направленность поэта, а через рисунки выражаю своё
понимание его стихов, отношение к его поэзии".
Прочитав строки из стихотворения "Васильковое имя":
Я оттуда, где светлы просторы,
Где рассолом пахнут погреба...,
Где сторожкий ветер у околиц,
Золотой подсолнух у плетня…
Мне мой край вовек не отоснится,
Как в медалях в дынях огород.
И ромашки, словно выпускницы,
Хороводы водят у ворот…,
на бумагу у неё легла картина деревни, того старенького домика, в котором родился и вырос
поэт, того плетёного забора с растущими возле него золотыми подсолнухами, о которых автор
ностальгически помнил всю жизнь. А назвала свою картину «Мне мой край во век не
отоснится…»:
Очень точная и удачная , на мой взгляд, картинаассоциация у Сабины на стихотворение
"Вновь упрёк":
Вновь упрёк: в стихах России много,
Но скажите, в чём моя вина? Я в дороге Русь моя дорога!
В самолёте – и опять она…
Припаду я к василькам на взгорье,
К лопухам в простиранном долу…
Русь моя, ни в радости, ни в горе
Не следил я на твоём полу.
Знайте, люди, если ветер хлёсткий
Оборвёт и жизнь и песнь мою,
На могильном холмике берёзкой
Я опять о Родине спою...
Эти строки родили у неё картину, которую она назвала «На могильном холмике
берёзкой я опять о Родине пою»:
Трудное военное детство ностальгически "хлещет" из каждого его стихотворения. Детям
нравится его стихотворение "В заплатах весь...":
В заплатах весь,
Как тополь в листья ,
Я рос у жизни на юру.
Меня ветра учили выси,
Учили свету и добру.
Я знал приречные улоги ,
Мы просыпались : я и день.
Я был подпаском – била в ноги
Росы студёная метель…
Один из воспитанников, изучив это произведение, увидел Василия, рано повзрослевшего
мальчишку, лет десяти и передал в рисунке его настроение, его не подетски серьёзное и
ответственное отношение к работе подпаска. А картину свою назвал «Я был подпаском, била
в ноги росы студёная метель»...
Но самое яркое впечатление об этом страшном событии 20 века по имени «война» у поэта
связано с людьми, которые потеряли в войне своих близких. Очень точно описывает он
вдовью боль в стихотворении «Этих слёз не вытрешь насухо»:
Этих слёз не вытрешь насухо,
Эту боль не соскрести.
И выходят бабы к насыпи,
Руки горькие скрестив. Шали чёрные.
Страданием
Брови круто сведены.
Обелиски – Ожидания
Не вернувшихся с войны…
Эту боль поэта выразил в своей картине «ОбелискиОжидания не вернувшихся с войны»
ещё один ученик 9 класса Джамалов Арсен:
Спеленав себя с Родиной с детства, Василий Васильевич не скупится на краски, чтобы
воспевать поволжские просторы. И это у него сказочно красиво получается:
Это мне, как детство, мило,
Я пьянею без вина…
Мягче всех постелей мира
Поля русского копна.
Я устало в пряность рухну
И укроюсь синевой,
Тишина протянет руки
Над моею головой…
И у Унайбекова Эльдара, я думаю, это не менее поэтично это выражено в картине «Мягче
всех постелей мира поля русского копна…», где на фоне красоты шабановского слога он
увидел его, лежащего в копне соломы, опьянённого пряностью полевых запахов.
Немало произведений поэт посвятил своей семье. Но Латовину Алину покорило
стихотворение «День мелькнул», в котором поэт воспел свою любимую женщину, мать своих
детей – Татьяну Васильевну Шабанову:
День мелькнул и угас, как волна,
Как с крыла опадающий ветер,
Ты одна, ты такая одна
На огромной и людной планете.
Это облак тебя изваял,
Это ночь подарила ресницы,
Если жизнь повториться моя,
Лишь с тобой я хочу возвратиться.
Этих линий летящее диво
Я в душе, словно сказку, ношу, В твои очи, как в речку с обрыва,
С замиранием в сердце гляжу…,
и у Алины на бумагу лёг этот загадочный и любимый поэтом образ, его второй половинки, и
назвала она свою картину также необычно, как у поэта «Это облак тебя изваял…»:
Можно ещё много приводить примеров работы детей в искусствоведении, но мне хочется
показать ещё одну интересную форму работы это литературоведение. Форма, когда
воспитанники в ответ на стихи поэтаземляка пытаются создавать свои произведения.
Например, Молдагалиева Мадина, ученица 9 класса говорит: "У Василия Васильевича мне
нравятся стихи о Родине. Именно они воодушевляют меня на поэтическую волну, и я тоже
пишу о Родине". Одно из них «Россия»:
Россия любимая наша страна.
Наша столица – родная Москва!
Мы очень гордимся Отчизной своей.
Она всех красивей на нашей Земле!
А наш Президент, наш Путин такой
За детское счастье стоит он горой!
Мы верим ему и в ответ говорим,
Что чести России мы не посрамим!
Нас радует Мир и улыбки, и смех,
Ведь счастье России – радость для всех!
А вот ещё одно «Земля», в котором Мадина восхищается своей малой родиной, её природой:
Земля, ты кормилица наша,
Земля, ты наш сказочный дом,
И хлеб наш, и матушка наша,
Россия, в которой живём!
Красивы степные просторы
Родные поля, и луга,
Саратов любимый и Волга
Российская гордостьрека.
А малую сельскую родину нашу
С её первозданной красой
Люблю я всем сердцем
И славлю душою
Её доброту и покой.
Особое место в её начинающем творчестве занимает семья. Стихотворение так и называется
"Семья":
Моя семья мой дом родной!
Любимый он – всегда со мной!
Там мама, папа и сестра,
И их люблю всем сердцем я.
Их не забуду никогда,
Не брошу, не предам.
Они опора для меня
Во всех моих делах.
Семья – мой стержень, мой покой,
Тревоги и мечты. Кто я без мамы и отца?
И как я без сестры?
Без их советов, мудрых глаз,
Без добрых мамы рук?
Ах, как они спасают нас
От бед и от недуг!
Такая вот моя семья.
И счастлива я в ней.
Семья, как Родина, Земля!
Как песня, как ручей!
И как говорит Мадина: " Конечно, мне далеко до поэтического мастерства Василия
Шабанова, но я пишу и радуюсь жизни. Пишу, когда мне хочется выразить свои чувства и
мысли, пережитые впечатления. И я благодарна нашему поэтуземляку, за то, что его поэзия
отрыла мне тропинку в мир прекрасного, пробудила затаившееся желание писать стихи.
Хотя я не думаю, что буду поэтессой, но, определённо, буду к этому стремиться, и в любом
случае буду писать для души:
У меня есть право жить,
И право есть учиться.
Имею право я дружить,
Лепить, ваять, трудиться!
Мне это Родина дала,
Любимая, родная…
Так пусть же Бог тебя хранит,
Россия дорогая!".
И когда видишь, что дети не просто посещают кружок, а увлеченно работают, стремятся
приобретать новое, познать неизведанное, то ради этого стоит работать и дарить детям
радость общения с поэзией наших земляков.
Обмен опытом "Формы и методы работы литературно-краеведческого кружка "Певец родного края" (в рамках творческой мастерской)
Обмен опытом "Формы и методы работы литературно-краеведческого кружка "Певец родного края" (в рамках творческой мастерской)
Обмен опытом "Формы и методы работы литературно-краеведческого кружка "Певец родного края" (в рамках творческой мастерской)
Обмен опытом "Формы и методы работы литературно-краеведческого кружка "Певец родного края" (в рамках творческой мастерской)
Обмен опытом "Формы и методы работы литературно-краеведческого кружка "Певец родного края" (в рамках творческой мастерской)
Обмен опытом "Формы и методы работы литературно-краеведческого кружка "Певец родного края" (в рамках творческой мастерской)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.