ВЫСТУПЛЕНИЕ
«Обновления воспитательного процесса. Вызовы 2022-2023 уч. года»
В последние годы все больше и больше внимания уделяется воспитанию подрастающего поколения. И это не случайно, ведь именно от воспитания зависит то, как ребенок будет вести себя в обществе, какие жизненные ценности он привнесет с собой во взрослую жизнь, к чему будет стремиться, и как будет добиваться поставленной цели.
И в подтверждение моих слов напомню слова В. В. Путина, которые он сказал в апреле на встрече с советниками по воспитанию:
«Эта миссия – воспитание детей – чрезвычайно важная».
В своём выступлении я кратко познакомлю с обновлениями в воспитательной работе в связи с новым законодательством в области воспитания и теми вызовами, которые ожидают нас в наступающем учебном году.
Итак, воспитательная работа в школе в 2021-2022 уч. году была организована на основе рабочей программы воспитания, которая как мы знаем является обязательной частью основных образовательных программ, и её структура включала в себя:
1. Особенности организуемого в школе воспитательного процесса.
2. Цель и задачи воспитания.
3. Виды, формы и содержание деятельности.
4. Основные направления самоанализа воспитательной работы.
Однако, 23.06.2022 г. была одобрена и рекомендована к работе министерством просвещения новая примерная программа воспитания. Теперь структура рабочей программы воспитания выглядит следующим образом:
РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ
1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся
1.2 Направления воспитания
1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания
РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ
2.1 Уклад общеобразовательной организации
2.2 Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
3.1 Кадровое обеспечение
3.2 Нормативно-методическое обеспечение
3.3 Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями
3.4 Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся
3.5 Анализ воспитательного процесса
Цель воспитания стала более развернутой и теперь звучит так:
Цель воспитания: Развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Задачи воспитания также формулируются немного по-другому, но включают в себя, как и прежде, три основные составляющие: знания, отношение, опыт и делают акцент на обязательное достижение личностных результатов, заданных ФГОС:
1. Усвоение учащимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний).
2. Формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие).
3. Приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний.
4. Достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС.
Кроме этого появились принципиально важные дополнения, на которых остановлюсь чуть подробнее.
Во-первых, опять вернулись направления воспитания:
Гражданское воспитание
Патриотическое воспитание
Духовно-нравственное
Эстетическое воспитание
Физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия
Трудовое воспитание
Экологическое воспитание
Ценности научного познания
Во-вторых, по каждому направлению сформулированы целевые ориентиры, т. е. другими словами, личностные результаты, которые должны быть сформированы у учащихся на момент окончания каждого из трёх уровней образования. Данные целевые ориентиры появились в связи с конкретизаций личностных результатов в новых ФГОС НОО и ООО.
Обращаю внимания всех педагогов, в том числе не являющихся классными руководителями, что над формированием данных результатов должен работать весь педагогический коллектив школы. А значит их нужно не только знать, но и понимать, как и через что мы будем это формировать.
А классным руководителям помимо этого важно в течение учебного года создавать ситуации, где эти результаты могли бы проявиться, потому что в конце учебного года для определения эффективности воспитательной деятельности им предстоит оценить уровень сформированности всех этих личностных результатов учащихся.
Следующее важное изменение в программе – это собственно содержание воспитательной деятельности. Согласно предыдущей программе, воспитание учащихся осуществлялось по следующим шести обязательным модулям:
Классное руководство
Школьный урок
Курсы внеурочной деятельности
Профориентация
Работа с родителями
Самоуправление
Также из вариативных модулей нами был взят модуль «Ключевые общешкольные дела».
В актуализированной программе название некоторых модулей незначительно изменилось, а также появились новые обязательные направления, теперь их стало одиннадцать:
Основные школьные дела
Классное руководство
Урочная деятельность
Внеурочная деятельность
Профориентация
Работа с родителями
Самоуправление
Предметно-пространственная среда
Внешкольные мероприятия
Профилактика, безопасность
Социальное партнерство
Основные требования к программе воспитания: она должна обеспечивать целостность образовательной среды, самореализацию и практическую подготовку учеников, учет социальных потребностей семей.
Несколько слов о календарных планах воспитательной работы.
Напомню, что они разрабатываются на каждый уровень образования и с 2021 г. являются частью организационного раздела основных образовательных программ.
По-прежнему мы оформляем планы по модулям/направлениям деятельности, но теперь вносим в них не только те мероприятия, которые организует и проводит школа, но и согласно ФГОС, те мероприятия, которые проводят другие учреждения, а школа в них просто участвует.
Также напоминаю, что рабочая программа воспитания должна обязательно учитываться при составлении рабочих программ учебных предметов и курсов, в том числе курсов внеурочной деятельности. Это касается как целевых ориентиров, общих подходов к воспитанию, так и знаменательных дат, основных событий календарного плана воспитательной работы.
Актуализированная рабочая программа воспитания размещена на сайте школы, и я прошу в ближайшее время всех педагогов с ней внимательно ознакомиться.
Еще одно важное изменение в организации образовательного процесса связано с внеурочной деятельностью. Согласно июльскому информационно-методическому письму министерства просвещения во внеурочную деятельность теперь включаются не только курсы внеурочной деятельности, но и занятия по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, а также различные внеурочные мероприятия, в том числе в рамках деятельности классных руководителей.
Теперь о вызовах нового учебного года.
Вызов первый: с 5 сентября каждая учебная неделя в школе будет начинаться с поднятия государственного флага Российской Федерации и исполнения гимна. Церемония будет организована на основе разработанного в соответствии с утвержденным Стандартом Положения о поднятии (спуске) государственного флага РФ.
Что в связи с этим необходимо знать всем педагогам:
- церемония будет проходить каждый рабочий понедельник (либо другой первый день учебной недели) с 8.00 до 8.10. Соответственно в этот день расписание звонков будет немного изменено;
- еженедельно согласно графика на общее построение будут приглашаться две параллели, в остальных классах классные руководители проводят упрощенную церемонию – все подробности были озвучены на совещании классных руководителей;
- в случае плохой погоды и в зимний период поднятие флага будет заменено на его вынос в фойе школы;
- знаменная группа формируется их числа учащихся 8-11 классов, добившихся достижений в различных видах деятельности на 1 месяц. Классные руководители до 20 числа каждого месяца должны подавать информацию о кандидатах в знаменную группу.
Вызов второй: с 5 сентября 2022 года во всех российских школах запускается внеурочный курс «Разговоры о важном», который будут проводить классные руководители. Примерные рабочие программы и сценарии занятий на сентябрь уже разработаны. Основные темы: патриотизм и гражданское воспитание, историческое просвещение, нравственность, экология и др. То есть, что сегодня важно и актуально.
Для подготовки к проведению курса всем классным руководителям необходимо посмотреть вебинары «Классного марафона» - ссылки отправлены в школьном чате и ЭЖ.
Важно: занятия данного курса планируется проводить сразу после церемонии поднятия флага – в понедельник (либо другой первый день учебной недели) первым уроком.
Обратите внимание, что «Разговоры о важном» - это не классный час, классные часы остаются и должны быть направлены на решение проблем и задач классных коллективов.
Таковы основные векторы развития воспитания в новом учебном году. И я уверена, что со всем этим мы с вами успешно справимся, ведь освоение нового – это всегда развитие, а развитие – это залог молодости.
Всем здоровья, позитива, творческих идей в новом учебном году!
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.