Обновления воспитательного процесса. Вызовы 2022-2023 года

  • doc
  • 11.01.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала выступление.doc

ВЫСТУПЛЕНИЕ

«Обновления воспитательного процесса. Вызовы 2022-2023 уч. года»

В последние годы все больше и больше внимания уделяется воспитанию подрастающего поколения. И это не случайно, ведь именно от воспитания зависит то, как ребенок будет вести себя в обществе, какие жизненные ценности он привнесет с собой во взрослую жизнь, к чему будет стремиться, и как будет добиваться поставленной цели.

И в подтверждение моих слов напомню слова В. В. Путина, которые он сказал в апреле на встрече с советниками по воспитанию:

 

 «Эта миссия – воспитание детей – чрезвычайно важная».

 

         В своём выступлении я кратко познакомлю с обновлениями в воспитательной работе в связи с новым законодательством в области воспитания и теми вызовами, которые ожидают нас в наступающем учебном году.

         Итак, воспитательная работа в школе в 2021-2022 уч. году была организована на основе рабочей программы воспитания, которая как мы знаем является обязательной частью основных образовательных программ, и её структура включала в себя:

 

     1.            Особенности организуемого в школе воспитательного процесса.

     2.            Цель и задачи воспитания.

     3.            Виды, формы и содержание деятельности.

     4.            Основные направления самоанализа воспитательной работы.

 

Однако, 23.06.2022 г. была одобрена и рекомендована к работе министерством просвещения новая примерная программа воспитания. Теперь структура рабочей программы воспитания выглядит следующим образом:

 

РАЗДЕЛ 1. ЦЕЛЕВОЙ

1.1 Цель и задачи воспитания обучающихся

1.2 Направления воспитания

1.3 Целевые ориентиры результатов воспитания

 

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ

2.1   Уклад общеобразовательной организации

2.2   Виды, формы и содержание воспитательной деятельности

 

РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ

3.1   Кадровое обеспечение

3.2   Нормативно-методическое обеспечение

3.3   Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями

3.4   Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся

3.5   Анализ воспитательного процесса

 

Цель воспитания стала более развернутой и теперь звучит так:

 

Цель воспитания: Развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.

 

Задачи воспитания также формулируются немного по-другому, но включают в себя, как и прежде, три основные составляющие: знания, отношение, опыт и делают акцент на обязательное достижение личностных результатов, заданных ФГОС:

 

             1.    Усвоение учащимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний).

             2.    Формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие).

             3.    Приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных и социальных отношений, применения полученных знаний.

            4.     Достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС.

 

Кроме этого появились принципиально важные дополнения, на которых остановлюсь чуть подробнее.

Во-первых, опять вернулись направления воспитания:

 

Гражданское воспитание

Патриотическое воспитание

Духовно-нравственное

Эстетическое воспитание

Физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия

Трудовое воспитание

Экологическое воспитание

Ценности научного познания    

 

Во-вторых, по каждому направлению сформулированы целевые ориентиры, т. е. другими словами, личностные результаты, которые должны быть сформированы у учащихся на момент окончания каждого из трёх уровней образования.  Данные целевые ориентиры появились в связи с конкретизаций личностных результатов в новых ФГОС НОО и ООО.

Обращаю внимания всех педагогов, в том числе не являющихся классными руководителями, что над формированием данных результатов должен работать весь педагогический коллектив школы. А значит их нужно не только знать, но и понимать, как и через что мы будем это формировать.

А классным руководителям помимо этого важно в течение учебного года создавать ситуации, где эти результаты могли бы проявиться, потому что в конце учебного года для определения эффективности воспитательной деятельности им предстоит оценить уровень сформированности всех этих личностных результатов учащихся.

Следующее важное изменение в программе – это собственно содержание воспитательной деятельности. Согласно предыдущей программе, воспитание учащихся осуществлялось по следующим шести обязательным модулям:

 

Классное руководство

Школьный урок

Курсы внеурочной деятельности

Профориентация

Работа с родителями

Самоуправление

 

Также из вариативных модулей нами был взят модуль «Ключевые общешкольные дела».

 

         В актуализированной программе название некоторых модулей незначительно изменилось, а также появились новые обязательные направления, теперь их стало одиннадцать:

 

Основные школьные дела

Классное руководство

Урочная деятельность

Внеурочная деятельность

Профориентация

Работа с родителями

Самоуправление

Предметно-пространственная среда

Внешкольные мероприятия

Профилактика, безопасность

Социальное партнерство

 

Основные требования к программе воспитания: она должна обеспечивать целостность образовательной среды, самореализацию и практическую подготовку учеников, учет социальных потребностей семей.

Несколько слов о календарных планах воспитательной работы.

Напомню, что они разрабатываются на каждый уровень образования и с 2021 г. являются частью организационного раздела основных образовательных программ.

По-прежнему мы оформляем планы по модулям/направлениям деятельности, но теперь вносим в них не только те мероприятия, которые организует и проводит школа, но и согласно ФГОС, те мероприятия, которые проводят другие учреждения, а школа в них просто участвует.

         Также напоминаю, что рабочая программа воспитания должна обязательно учитываться при составлении рабочих программ учебных предметов и курсов, в том числе курсов внеурочной деятельности. Это касается как целевых ориентиров, общих подходов к воспитанию, так и знаменательных дат, основных событий календарного плана воспитательной работы.

Актуализированная рабочая программа воспитания размещена на сайте школы, и я прошу в ближайшее время всех педагогов с ней внимательно ознакомиться.

Еще одно важное изменение в организации образовательного процесса связано с внеурочной деятельностью. Согласно июльскому информационно-методическому письму министерства просвещения во внеурочную деятельность теперь включаются не только курсы внеурочной деятельности, но и занятия по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, а также различные внеурочные мероприятия, в том числе в рамках деятельности классных руководителей.

        

Теперь о вызовах нового учебного года.

 

         Вызов первый: с 5 сентября каждая учебная неделя в школе будет начинаться с поднятия государственного флага Российской Федерации и исполнения гимна.  Церемония будет организована на основе разработанного в соответствии с утвержденным Стандартом Положения о поднятии (спуске) государственного флага РФ.

Что в связи с этим необходимо знать всем педагогам:

-       церемония будет проходить каждый рабочий понедельник (либо другой первый день учебной недели) с 8.00 до 8.10. Соответственно в этот день расписание звонков будет немного изменено;

-       еженедельно согласно графика на общее построение будут приглашаться две параллели, в остальных классах классные руководители проводят упрощенную церемонию – все подробности были озвучены на совещании классных руководителей;

-       в случае плохой погоды и в зимний период поднятие флага будет заменено на его вынос в фойе школы;

-       знаменная группа формируется их числа учащихся 8-11 классов, добившихся достижений в различных видах деятельности на 1 месяц. Классные руководители до 20 числа каждого месяца должны подавать информацию о кандидатах в знаменную группу.

 

Вызов второй: с 5 сентября 2022 года во всех российских школах запускается внеурочный курс «Разговоры о важном», который будут проводить классные руководители. Примерные рабочие программы и сценарии занятий на сентябрь уже разработаны. Основные темы: патриотизм и гражданское воспитание, историческое просвещение, нравственность, экология и др. То есть, что сегодня важно и актуально.

Для подготовки к проведению курса всем классным руководителям необходимо посмотреть вебинары «Классного марафона» - ссылки отправлены в школьном чате и ЭЖ.

Важно: занятия данного курса планируется проводить сразу после церемонии поднятия флага – в понедельник (либо другой первый день учебной недели) первым уроком.

Обратите внимание, что «Разговоры о важном» - это не классный час, классные часы остаются и должны быть направлены на решение проблем и задач классных коллективов.  

 

Таковы основные векторы развития воспитания в новом учебном году. И я уверена, что со всем этим мы с вами успешно справимся, ведь освоение нового – это всегда развитие, а развитие – это залог молодости.

Всем здоровья, позитива, творческих идей в новом учебном году!


Скачано с www.znanio.ru