Обновленный ФГОС НОО
Калюжная Г.А. , учитель начальных классов
МКОУ «Михайловская СОШ №1» руководитель ШМО учителей начальных классов
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
образовательные учреждения любого уровня, начиная с детского сада и заканчивая курсами повышения квалификации. Под эту необходимость попадают не только государственные, но и частные учебные заведения. Ведь все они подчиняются закону
«Об образовании в Российской Федерации».
Актуальный текст государственных образовательных стандартов можно почитать на официальном сайте fgos.ru.
На каждой ступени образования — свои стандарты. Необходимо руководствоваться следующими документами:
ü ФГОС начального общего образования
(1-4 классы),
ü ФГОС основного общего образования (5-9 классы),
ü ФГОС среднего общего образования (10-11 классы),
ü ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
В основе ФГОС лежат представления об уникальности личности и индивидуальных возможностях каждого обучающегося и ученического сообщества в целом, о профессиональных качествах педагогических работников и руководителей Организаций, создающих условия для максимально полного обеспечения образовательных потребностей и интересов обучающихся в рамках единого образовательного пространства на территории Российской Федерации.
Основные отличия обновленного
ФГОС не применяется для обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями).
Вариативность содержания программ начального общего образования обеспечивается во ФГОС за счет: 1) требований к структуре программ начального общего образования… 2) возможности разработки и реализации Организацией программ начального общего образования, в том числе предусматривающих
углубленное изучение отдельных учебных предметов;
возможности разработки и реализации Организацией индивидуальных учебных планов, соответствующих образовательным потребностям и интересам обучающихся. ФГОС предусматривает возможность для Организаций, являющихся частью федеральной или региональной инновационной инфраструктуры, самостоятельно выбирать траекторию изучения предметных областей и учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей, обеспечивая при этом соответствие результатов освоения выпускниками программы начального общего образования требованиям, предъявляемым к уровню начального общего образования.
ФГОС НОО
Организация образовательной деятельности по программе начального общего образования может быть основана на делении обучающихся на группы и различное построение учебного процесса в выделенных группах с учетом их успеваемости, образовательных потребностей и интересов, психического и физического здоровья, пола, общественных и профессиональных целей, в том числе обеспечивающей углубленное изучение отдельных предметных областей, учебных предметов (далее - дифференциация обучения).
В целях удовлетворения образовательных потребностей и интересов обучающихся могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в том числе для ускоренного обучения, в пределах осваиваемой программы начального общего образования в порядке, установленном локальными нормативными актами Организации. •Основные отличия обновленного ФГОС НОО
Объем обязательной части программы начального общего образования составляет 80%, а объем части, формируемой участниками образовательных отношений из перечня, предлагаемого Организацией, - 20% от общего объема программы начального общего образования, реализуемой в соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными Санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. №28 (далее - Гигиенические нормативы), и Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. 28
Учебный план программы начального общего образования…
Общий объем аудиторной работы обучающихся за четыре учебных года не может
составлять менее 2954 академических часов и более 3190 академических часов в
соответствии с требованиями к организации образовательного процесса к учебной
нагрузке при 5-дневной (или 6-дневной) учебной неделе, предусмотренными
Гигиеническими нормативами и Санитарноэпидемиологическими требованиями.
начального общего образования) 1.1.
Конкретизированы предметные результаты.
1.2. И в начальной, и в основной школе в планируемые результаты включены навыки в сфере финансовой грамотности. 1.3.
Существенно переработаны личностные и метапредметные результаты.
Новые ФГОС начнут действовать с
1 сентября 2022 года в каждой школе, а ребята, которые будут приняты в 1 и 5 классы в 2022 году, будут учиться по обновленным ФГОС.
Другим учащимся продолжить обучение по ним возможно будет только при согласии родителей.
… в настоящее время федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 года № 254, не содержит учебников, прошедших экспертизу на соответствие требованиям обновленных ФГОС 2021. В период перехода на обновленные ФГОС 2021 могут быть использованы любые учебно-методические комплекты, включенные в федеральный перечень учебников. При этом особое внимание должно быть уделено изменению методики преподавания учебных предметов при одновременном использовании дополнительных учебных, дидактических материалов, ориентированных на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов. ПИСЬМО МИНПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИИ ОТ 11.11.2021 № 03-1899 «ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ УЧЕБНЫМИ ИЗДАНИЯМИ (УЧЕБНИКАМИ
И УЧЕБНЫМИ ПОСОБИЯМИ) ОБУЧАЮЩИХСЯ В 2022/23 УЧЕБНОМ ГОДУ»
![]() |
![]() |
Выводы:
Новые (обновлённые) стандарты уточняют и актуализируют действующие ФГОС.
ФГОС-2021:
•опираются на системно-деятельностный подход;
•уточняют и конкретизируют достижение трёхкомпонентных результатов образования;
•сохраняют и развивают курс на вариативность, индивидуализацию, открытость образования;
•стимулируют использование ДОТ и электронного обучения
(с учётом опыта последних лет);
•стимулируют организацию проектной и учебноисследовательской деятельности учащихся;
•ставят задачу формирования функциональной грамотности учащихся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.