«Обнять весь мир» или здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового класса
Оценка 4.7

«Обнять весь мир» или здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового класса

Оценка 4.7
Работа в классе
docx
музыка
1 кл—11 кл
28.04.2020
«Обнять весь мир»  или здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового класса
В статье рассматривается хоровое пение - как активный метод Музыкотерапии.
Обнять весь мир.docx

Гончарова Е.Н.

 

«Обнять весь мир»

или здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового класса

 

«Здоровьесберегающие технологии» - это определение стало привычным в педагогической среде.  Я - педагог дополнительного образования, концертмейстер с 25 - летним стажем работы. Работаю с пианистами, академическими хорами, духовиками и народниками. Понимание важности здоровьесбережения детей – этот вектор осознанного движения в своей педагогической орбите пришел ко мне далеко не сразу.

21 век – век скоростей: вся планета за рулем своих авто стремится успеть ОБНЯТЬ ВЕСЬ МИР, пешеходы бегут, не успевая понять как незаметно день сменяет ночь, а ночь – день. Однажды, остановившись, понимаешь, что бежать еще далеко, а силы закончились еще год назад, да и дети как-то незаметно выросли. Да, дети…дети…

И тут самое главное – у меня лично детство было!  Было оно счастливое – и в школе, и в музыкалке, и дома, и во дворе. Пестрое, красивое, бесконечное… На первый взгляд все происходило благополучно, потому что в СССР отсутствовал огромный информационный поток. Нашему здоровью не угрожало ничего, кроме царапины от соседского дерева, на котором я могла провисеть целый день.

В таком случае назревает вопрос: как сделать сегодняшнего ребенка счастливым? Ответ очевиден: научить его воспринимать, анализировать, аккумулировать и сортировать  информацию, которая сыплется на него со всех сторон. Это – возможно! Свято в это верю. Потому что есть грамотные педагоги, мудрые руководители образовательных организаций, любящие и вдумчивые родители. Все вместе воспитаем, научим, преодолеем… Но здоровье наших детей – это вещь драгоценная!

Современные образовательные программы очень насыщенны, кроме того, много детей получают дополнительное образование. Здесь не расслабишься! Появляется еще один вопрос: как научить, не навредив? «Одно лечим, другое калечим» - в этих словах заключается сегодняшнее беспокойство педагогов и родителей. Решение вопроса кроется в простой, на вид наивной,  формулировке: надо беречь здоровье.  Все гениальное – просто. Но как в процесс обучения вместить все, и чтоб при этом не пострадало здоровье ребенка?

Расставляя акценты на уроке, да и в жизни в целом, мне пришлось обратиться к древнейшей науке – философии, прародительнице всех наук. Вспомнился мне «закон равновесия в природе как принципа устойчивости»: холодно - жарко, быстро – медленно, громко – тихо, грустно – весело.

В памяти всплывают слова моего преподавателя из музучилища: «Если ты, преследуя выполнение художественной задачи,  ускорила темп, то непременно должна его отдать, несколько замедлив после этого; если ты нагнетаешь звук в стремлении динамично выстроить фразу, то непременно должна уменьшить динамику, филируя звук в конце музыкальной фразы». Понимаете?? Это закон Вселенной – если что-то взял, то это, непременно,  нужно отдать.

Иными словами, если мы на уроке динамично даем ребенку информацию, активно задействуем все его функции: внимание, память, слух, речь, зрение, моторику и прочее, то непременно должны дать ему возможность все это восполнить, тем самым сохранить его здоровье. Как восполнить? Это правильные паузы и перемены, грамотная смена видов деятельности на занятии и, конечно, отдых.

На просторах интернета очень много различной информации о применении здоровьесберегающих технологий в педагогической деятельности. Каждый грамотный учитель задумывается на эту тему. На всевозможных педагогических порталах существует достаточно приличный банк информации о здоровьесбережении детей. Я изучала тот материал, который мне близок как педагогу – музыканту. Не скрываю – ничего нового я не изобрела, я всего лишь проанализировала необходимую информацию, полученную извне, и совместила с моим личным опытом. Поэтому, дорогие мои коллеги, если вдруг в данной статье вы увидите мысли, похожие на ваши, то знайте – мы с вами либо единомышленники, либо я опираюсь на ваши слова, чтобы на благо всех поделиться нашими общими наработками.

Как патриот своего дела, я считаю, что музыкальное искусство, как средство здоровьесберегающих технологий, имеет уникальные возможности. Психофизиологический аспект воздействия музыки на организм человека настолько широк, что  можно смело писать еще одну статью. История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времен терапевтических возможностей музыки. Музыкотерапия становится признанной наукой. Подробности я опущу, а перейду к главному – в России музыкотерапию Минздрав признал официальным методом лечения в 2003 году.

«Музыкотерапия» – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство.

Как вариант активной музыкотерапии хочу рассмотреть хоровое пение. Голос – это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Петь полезно в любом случае, даже если нет ни слуха, ни голоса. Это отличное средство для снятия внутреннего напряжения. В процессе пения – сольного или хорового – укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, укрепляется осанка. Все это положительно влияет на общее состояние здоровья учащихся.

Секрет благотворного влияния пения в том, что оно требует нижнего диафрагмального дыхания, которое естественно и очень полезно для здоровья.

Задача – внедрить в урок здоровьесберегающие технологии интересно, результативно, при одном условии – детям должно быть комфортно.

Кто-то из коллег сделал следующую классификацию здоровьесберегающих технологий в хоровом классе, и я с ним полностью согласна:

·         вокалотерапия;

·         ритмотерапия;

·         логоритмика;

·         улыбкотерапия.

Вокалотерапия

Вокалотерапия предполагает использование на занятиях определенных дыхательных и голосовых упражнений, которые кроме развивающих и обучающих задач, решают еще и оздоровительно-коррекционные задачи. Это могут быть, например:

·        Элементы дыхательной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Упражнения этой лечебной дыхательной гимнастики не только восстанавливает дыхание и голос, но и вообще чрезвычайно благотворно воздействует на организм в целом.

·        Упражнения для развития артикуляционного аппарата – скороговорки, речевые упражнения.

·        Интонационно-фонопедические упражнения, способствующие развитию силы звука, расширению диапазона, постановке основных вокальных навыков (автор фонопедического метода развития голосового аппарата В.В. Емельянов).

·        Упражнения оздоровительного физвокализа А.И.Попова. Это упражнения по реабилитации голосовых связок, улучшению состояния здоровья, основанные на пропеваемых определенных звуках или звуковых сочетаниях.

 Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Как средство лечения пение назначается детям с заболеваниями дыхательных путей.

Ритмотерапия

Ритмотерапия - система особых упражнения под музыку и ритм с использованием лексического материала, танцевальных, двигательных упражнений и движений. Способствует развитию чувства ритма, снижают общую скованность, напряжение, формирует плавность движений, пластичность движений, умение владеть своим телом. Иным словом, это включение в урок различных музыкально-ритмический упражнений. Они великолепно выполняют релаксационную функцию.

Потребность в проведении ритмотерапии возникает и тогда, когда в разучиваемом произведении не получается тот или иной ритмический рисунок. Иногда целесообразно заведомо трудное место подготовить специальными ритмическими упражнениями, а уже потом приступать к разучиванию.

Логоритмика

Двигательные паузы просто жизненно необходимы для детей. Наиболее благоприятной формой активного отдыха на занятиях хоровым пением является логоритмическая гимнастика. Это кратковременные физические упражнения под музыку, а также различные движения под собственное пение. Они снимают напряжение после долгого сидения, усиливают кровообращение, и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов мозга, вызывая возбуждение других.

Логоритмические упражнения объединены в комплексы общеразвивающих упражнений, которые выполняются в положении стоя и сидя. «Двигательные» песенки направлены на то, чтобы учащиеся не только радовались движениям, но и получали пользу для позвоночника и всех мышц своего тела. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.

Улыбкотерапия

Занятия музыкой, хоровым пением должны доставлять детям радость. В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости повышается работоспособность учащихся, усвоение знаний идет более качественно.

Улыбкотерапия – исцеление улыбкой. В улыбающемся учителе дети видят друга. Помимо того, что при пении за счет улыбки улучшается качество звука – он становится светлым, чистым, свободным, внешняя улыбка со временем становится улыбкой внутренней, и ребенок уже с ней будет смотреть на мир и на людей.

Эмоция радости тонизирует, активизирует тело, придает быстроту уму и легкость решениям. Выделяются гормоны эндорфины, появляется энергия для продуктивных действий и легкого решения проблем. Получается что чем больше в нашей жизни положительных эмоций благотворно влияющих на тело и на нашу жизнь в целом, тем счастливее мы становимся. Я рекомендую вам начинать урок с улыбкотерапии и  заканчивать этим прекрасным методом.

Сделаем улыбку хорошей и полезной привычкой! Счастливый улыбающийся ребенок обязательно вернется к вам на следующий урок с благодарностью и желанием творить дальше.

 

 

 

Библиографический список

 

1.     Басов, А. В., Тихомирова, Л. Ф. Требования к программам «Здоровье» образовательных учреждений [Текст] / Ярославль: Верхне-Волжское изд-во, 2002. – №1. –17 с.

2.     Егорова Л.В. Здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового класса [текст]: статья, опубликованная  8.02.2012 г. на сайте «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»» URL: https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/607735/

3.       Емельянов В.В.  Развитие голоса координация и тренинг/ Санкт-Петербург-Москва-Краснодар, изд-во «Лань», 2000г. – 192 с.

4.     Тихомирова, Л. Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики [Текст]: монография / Л. Ф. Тихомирова. – Ярославль, изд-во ЯГПУ, 2004. – 240 с.

5.     Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой [текст]:

здоровый образ жизни / Издатель «Издательство АСТ», 2018. – 255 с.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Гончарова Е.Н. «Обнять весь мир» или здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового класса «Здоровьесберегающие технологии» - это определение стало привычным в педагогической среде

Гончарова Е.Н. «Обнять весь мир» или здоровьесберегающие технологии на занятиях хорового класса «Здоровьесберегающие технологии» - это определение стало привычным в педагогической среде

Вспомнился мне «закон равновесия в природе как принципа устойчивости»: холодно - жарко, быстро – медленно, громко – тихо, грустно – весело

Вспомнился мне «закон равновесия в природе как принципа устойчивости»: холодно - жарко, быстро – медленно, громко – тихо, грустно – весело

Как вариант активной музыкотерапии хочу рассмотреть хоровое пение

Как вариант активной музыкотерапии хочу рассмотреть хоровое пение

Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи

Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи

Эмоция радости тонизирует, активизирует тело, придает быстроту уму и легкость решениям

Эмоция радости тонизирует, активизирует тело, придает быстроту уму и легкость решениям
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2020