Урок русского языка в 8 классе
Тема: Обобщающие слова при однородных членах предложения
Цели: сформировать у учащихся умения и навыки постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения; продолжить работу над совершенствованием умения строить монологическое высказывание на грамматическую тему; развивать пунктуационную и орфографическую зоркость; логическое мышление, творческие способности учащихся; развивать навыки работы в парах, в группах; умение оценивать учебную деятельность; положительную мотивацию к уроку русского языка путем вовлечения каждого в активную деятельность; прививать потребность оценивать свою деятельность и работу товарищей; помочь осознать ценность совместной деятельности.
Ход урока
I.Оргмомент.
II.Актуализация опорных знаний обучающихся.
1.Проверка домашнего задания. Работа над ошибками
2.Подготовка к ЕГЭ. Орфографический диктант
Отчалить от берега; не пришла оттого, что болела; дорого, зато мало; читал то же, что он; за тем лесом виднелся берег; затем все ушли; по тому лугу нельзя идти; я за то уже рассчитался.
3.Взаимопроверка
4.Изучение нового материала.
1) Синтаксический разбор предложения:
Тонкий дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр. (Н.Гоголь)
(пов., невоск., двусост., полное, распростр., с одн. членами)
( … и О, и О, и О)
2) Записать предложения.
Снег лежал на склонах горы, на ветвях деревьев. ( О, О)
Снег лежал везде: на склонах горы, на ветвях деревьев. ( … О: О, О)
Чем отличаются эти предложения? ( появилось слово «везде», оно имеет общее значение)
Обобщающее слово – это более широкое обобщающее значение, например: фрукты, инструменты и др. В качестве обобщающих слов могут выступать местоимения и местоименные наречия: все, всё, это всё, вот что, никто, ничто, всюду, везде, повсюду, нигде, никогда.
3) Работа со схемами. Изучение теоретического материала учебника.
( … О : О, О и О)
(О, О – )
(О : О и О, О и О - …)
Зима чувствовалась во всём: в коротком дне, запахе снега и рано зажигавшихся сигнальных фонарях. (Паустовский)
Зелёная долина, горы в белых шапках - всё было залито солнцем. (Шукшин)
Юные деревья всех пород: ель и сосна, осина и берёза – растут дружно и тесно. (Паустовский)
4) Работа с текстом (расставить пропущенные знаки препинания, подчеркнуть однородные члены предложения, составить схемы предложений с обобщающими словами)
Издавна март отличался праздниками и обрядами. На Руси к празднику выпекали печенье в виде жаворонков, олицетворяющих приход весны. Строили неприступные снежные или ледяные крепости. Встречающие весну делились на две группы. Одна защищала крепость, другая её штурмовала. Смех, шутки не смолкали ни на минуту в течение всего дня.
В России март не всегда бывает тёплым. Иногда в начале месяца возвращаются морозы. И все же мало-помалу снег тает. Повсюду: по овражкам, по склонам холмов – блестят на солнце, сливаясь в небольшие болотца, ручейки. В лесных чащобах, на опушках рощ – везде слышатся шорохи. Это падает с веток подтаявший снег, освобождая из плена деревья.
5.Закрепление материала. Выполнение упражнения учебника по выбору учителя.
6. Подведение итогов (задание выполняется в парах )
Задание:
1. Составьте предложение, выполнив предварительно следующие действия:
1. Из предложения: Неопытному грибнику легко заблудиться в лесу. – взять обстоятельство места;
2. Добавить сказуемое из предложения: Экскурсантов поражает старинный сад в усадьбе Тургенева;
3. Добавить подлежащее из предложения: В маленьком домике на окраине всё напоминало об отце.
2. Продолжить полученное предложение однородными членами к обобщающему слову.
( В лесу поражает всё …….)
Выставление оценок.
Домашнее задание:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.