Изотова Ирина Юрьевна,
учитель математики и информатики
муниципальное общеобразовательное учреждение
"Средняя школа c углубленным изучением отдельных предметов № 81 Центрального района Волгограда"
Волгоградская область
Обобщающий урок
по теме:
«Системы счисления. Двоичная арифметика»
8 класс
Цели урока:
1. Обучающая: обобщить и систематизировать знания учащихся по переводу чисел из одной системы счисления в другую, а также по выполнению арифметических действий с двоичными кодами.
2. Развивающая: развитие мотивации к изучению информатики, развитие памяти, внимания, речи учащихся, способности к активной умственной деятельности, развитие творческих способностей детей.
3. Воспитывающая: способствовать воспитанию культуры общения и поведения; формированию системного мышления, обобщения, организации общения в классе.
Задачи:
1. Воспитательная– развитие познавательного интереса, логического мышления, повышение интереса к предмету через применение игровой технологии
2. Учебная – обобщение знаний по теме «Системы счисления. Двоичная арифметика»
3. Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, белая маркерная доска или
интерактивная доска, презентация, карточки-задания.
Ход урока
Ход урока№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1 |
Организационный момент |
Приветствие, организационные моменты, проверка готовности к уроку |
Проверяют наличие тетрадей. |
2 |
Мотивация |
Сегодня у нас необычный урок, сегодня мы отправляемся в путешествие за сокровищами. (Слайд 1) (Слайды 2, 3, 4) А началось все с того, что Френсис Морган, потомок знаменитого пирата сэра Генри Моргана, разбирая вещи на чердаке, нашел ларец с таинственными бумагами и карту острова. Он сразу понял, что это остров, на котором старый пират спрятал свои сокровища. А так как поиски сокровищ дело очень опасное, то он приглашает нас с вами в это путешествие
|
|
3 |
Актуализация знаний.
«Подготовка к путешествию» |
Нельзя пускаться в путешествие без подготовки. Нужно вспомнить правила перевода числа из одной системы счисления в другую, а также правила сложения, вычитания и умножения двоичных чисел. Для этого выполним следующее задания. (Слайды 5-9)
|
Ученики по одному, у доски, выполняют задания на перевод числа из одной системы счисления в другую, а также на арифметические действия с двоичными числами, в процессе решения объясняя свои действия. В качестве экрана используется интерактивная или маркерная белая доска и ученики выполняют задания на проецируемом изображении |
4 |
Закрепление и обобщение полученных знаний
«Нахождение координат острова»
|
(Слайд 10) Карта острова очень подробная, но где находится остров, неизвестно. Точнее говоря, часть координат записана, но в ней не хватает несколько чисел. Чтобы заполнить пропуски необходимо перевести числа из восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в десятичную. Узнав точные координаты острова, с попутным ветром, мы быстро достигли его берегов и высадились на таинственную землю Острова Сокровищ. .
|
Каждый ученик выполняет задание в тетради, а затем, один из учеников, выписывает результат на доску.
|
5 |
Закрепление и обобщение полученных знаний
«Нахождение направления»
|
Перед нами стоит вопрос: «В каком направлении двигаться?» Старый пират Генри Морган был хитер и коварен, он конечно расставил множество ловушек для непрошенных гостей, охотников за сокровищами.. Но своим потомкам он должен был оставить подсказку. Да вот же она: на берегу установлен старый корабельный штурвал с буквами, а в шкатулке, найденной на чердаке, есть карточки с изображением штурвала. (Слайд 12) |
Ученики: 1. решают задания на сложение и вычитание двоичных чисел на индивидуальных карточках с изображением штурвала (Приложение 1), 2. найдя результат и переведя его в десятичную систему счисления, щелкают мышкой по соответствующим значениям, 3. открывается буква, 4. буква записывается на проецируемом изображении под тем номером, который указан на карточке.
|
6 |
Закрепление и обобщение полученных знаний
«Нахождение расстояния»
|
Теперь мы знаем, что необходимо двигаться на юго-восток, но какое расстояние нам нужно пройти? Ответить на этот вопрос поможет следующая записка знаменитого пирата. (Слайд 13)
|
Один ученик решает задачу у доски, остальные в тетрадях. |
7 |
Закрепление и обобщение полученных знаний
«Через бухту Аллигаторов» |
Ну что же, направление и расстояние нам известны, посмотрим по карте, по какой местности будет лежать наш путь. Так, придется пересекать бухту с аллигаторами. (Слайд 14) Значит нужно двигаться очень быстро, чтобы не попасться кровожадным крокодилам. Давайте покажем, как мы умеем быстро переводить в десятичную систему числа. (Слайд 15) |
Ученики переводят в десятичную систему числа из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем. |
8 |
Закрепление и обобщение полученных знаний
«Найти ключ к ларцу» |
Ну, вот мы и на месте. Вот он, сундук с сокровищами. На нем надпись: «Сокровища – это ваши…». Чтобы открыть сундук необходимо закончить фразу. (Слайд 16) Итак, у нас получилась фраза «Сокровища – это ваши знания». Откроем же сундук.
Сундук открывается. В нем лежит учебник информатики за 8 класс |
Ученики: 1. решают задания на умножение двоичных чисел парами на карточках с изображением штурвала (Приложение 2), 2. найдя результат и переведя его в десятичную систему счисления, щелкают мышкой по соответствующим значениям на замках, 3. открывается буква, 4. буква записывается на проецируемом изображении под тем номером, который указан на карточке.
|
9 |
Контроль знаний |
(Слайд 18) Вот и подошло к концу наше путешествие. Но нам нужно еще вернуться обратно, чтобы успеть на следующий урок. Этот путь каждому придется преодолеть самостоятельно, потому что во Френсисе Моргане проснулось коварство его предка и он уплыл на своем корабле. Но за нами послан вертолет. Чтобы на него попасть, нужно решить самостоятельную работу.
|
Ученики выполняют самостоятельную работу по карточкам. (Приложение 3) |
10 |
Рефлексия |
Вот мы и вернулись из нашего путешествия, давайте поделимся впечатлениями. |
Ученики делятся впечатлениями об уроке. Продолжают фразу по выбору «Сегодня на уроке я смог…», «Мне было интересно…», «Мне захотелось…» |
11 |
Домашнее задание. |
Придумайте текстовые задачи с использованием двоичных чисел. |
|
Приложение 1
1.
10010012+101012 |
2.
1011012+11011012
|
3.
11000112+11010112
|
4.
101101112+1010102 |
5.
100010002 - 11100112 |
6.
100100112+1110112
|
7.
101101102 - 11011002 |
8.
1101011012 - 10011112
|
9.
100000112+10010112 |
10.
111111102 - 10100012
|
Приложение 2
1.
10012 * 112 |
2.
10102 * 1012
|
3.
10012 * 1102
|
4.
110012 * 102
|
5.
10012 * 1002
|
6.
10112 * 1012
|
Приложение 3
Самостоятельная работа Вариант 1
1. 51610=Х2=Х8=Х16 2. 100101102=Х10 3. 1528=Х10 4. 11010112+10101012 5. 101110112-1011112 6. 10112*1012
|
Самостоятельная работа Вариант 2
1. 65710=Х2=Х8=Х16 2. 111011102=Х10 3. 2458=Х10 4. 101011102+11110102 5. 110110102-111112 6. 10012*1102
|
Самостоятельная работа Вариант 3
1. 58210=Х2=Х8=Х16 2. 11100102=Х10 3. 2148=Х10 4. 110111102+111012 5. 1111010012-111102 6. 111012*112
|
Самостоятельная работа Вариант 4
1. 62110=Х2=Х8=Х16 2. 110110102=Х10 3. 2018=Х10 4. 10111102+10111102 5. 11111112-110012 6. 10012*112
|
Самостоятельная работа Вариант 5
1. 59710=Х2=Х8=Х16 2. 11010000,12=Х10 3. C416=Х10 4. 10110102+11010112 5. 100111012-101112 6. 1012*112
|
Самостоятельная работа Вариант 6
1. 55510=Х2=Х8=Х16 2. 10101012=Х10 3. 2228=Х10 4. 10110102+10110102 5. 101011102-111012 6.
10102*1012 |
Самостоятельная работа Вариант 7
1. 51610=Х2=Х8=Х16 2. 100101102=Х10 3. 1528=Х10 4. 11010112+10101012 5. 101110112-1011112 6.
10112*1012 |
Самостоятельная работа Вариант 8
1. 65710=Х2=Х8=Х16 2. 111011102=Х10 3. 2458=Х10 4. 101011102+11110102 5. 110110102-111112 6. 10012*1102
|
Самостоятельная работа Вариант 9
1. 58210=Х2=Х8=Х16 2. 11100102=Х10 3. 2148=Х10 4. 110111102+111012 5. 1111010012-111102 6. 111012*112
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.