Обобщающий урок информатики по теме Системы счисления. Двоичная арифметика 8 класс

  • doc
  • 17.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Обобщающий урок информатики по теме _Системы счисления. Двоичная арифметика_ 8 класс.doc

 

 

 

 

 

 

 

Изотова Ирина Юрьевна,

учитель математики и информатики

муниципальное общеобразовательное учреждение

"Средняя школа c углубленным изучением отдельных предметов № 81 Центрального района Волгограда"

 

Волгоградская область

 

 

 

 

Обобщающий урок

по теме:

«Системы счисления. Двоичная арифметика»

8 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цели урока:

1.     Обучающая: обобщить и систематизировать знания учащихся по переводу чисел из одной системы счисления в другую, а также по выполнению арифметических действий с двоичными кодами.

2.     Развивающая: развитие мотивации к изучению информатики, развитие памяти, внимания, речи учащихся, способности к активной умственной деятельности,  развитие творческих способностей детей.

3.     Воспитывающая: способствовать воспитанию культуры общения и поведения; формированию системного мышления, обобщения,  организации общения в классе.

Задачи:

1.     Воспитательная– развитие познавательного интереса, логического мышления, повышение интереса  к предмету через применение игровой технологии

2.     Учебная – обобщение знаний по теме «Системы счисления. Двоичная арифметика»

3.     Развивающая – развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности


Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, белая маркерная доска или интерактивная доска, презентация, карточки-задания.

 

 

 


Ход урока

Ход урока№

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организационный момент

Приветствие, организационные моменты, проверка готовности к уроку

Проверяют наличие тетрадей.

2

Мотивация

 Сегодня у нас необычный урок, сегодня мы отправляемся в путешествие за сокровищами. (Слайд 1)

 (Слайды 2, 3, 4) А началось все с того, что Френсис Морган, потомок знаменитого пирата сэра Генри Моргана, разбирая вещи на чердаке, нашел ларец с таинственными бумагами и карту острова. Он сразу понял, что это остров, на котором старый пират спрятал свои сокровища. А так как поиски сокровищ дело очень опасное, то он приглашает нас с вами в это путешествие

 

 

3

Актуализация знаний.

 

«Подготовка к путешествию»

Нельзя пускаться в путешествие без подготовки. Нужно вспомнить правила перевода числа из одной системы счисления в другую, а также правила сложения, вычитания и умножения двоичных чисел. Для этого выполним следующее задания. (Слайды  5-9)

 

 

Ученики по одному, у доски, выполняют задания на перевод числа из одной системы счисления в другую, а также на арифметические действия с двоичными числами, в процессе решения объясняя свои действия. В качестве экрана используется интерактивная или маркерная белая доска и ученики  выполняют задания на проецируемом изображении

4

Закрепление и обобщение полученных знаний

 

«Нахождение координат острова»

 

 

(Слайд 10) Карта острова очень подробная, но где находится остров, неизвестно. Точнее говоря, часть координат  записана, но в ней  не хватает  несколько  чисел. Чтобы заполнить пропуски необходимо перевести числа из восьмеричной и шестнадцатеричной систем счисления в десятичную.

Узнав точные координаты острова, с попутным ветром, мы быстро

достигли его берегов и высадились на таинственную землю Острова Сокровищ.

.

 

Каждый ученик выполняет задание в тетради, а затем, один из учеников, выписывает результат на доску.

 

5

Закрепление и обобщение полученных знаний

 

 «Нахождение направления»

 

 

Перед нами стоит вопрос: «В каком направлении двигаться?» Старый  пират Генри Морган был хитер и коварен, он конечно расставил множество ловушек для непрошенных гостей, охотников за сокровищами.. Но своим потомкам он должен был оставить подсказку. Да вот же она: на берегу установлен старый корабельный штурвал с буквами, а в шкатулке, найденной на чердаке, есть карточки с изображением штурвала. (Слайд 12)

Ученики:

1.     решают задания на сложение и вычитание двоичных чисел на индивидуальных карточках с изображением штурвала (Приложение 1),

2.     найдя результат и переведя его в десятичную систему счисления, щелкают мышкой по соответствующим значениям,

3.     открывается буква,

4.     буква записывается на проецируемом изображении  под тем номером, который указан на карточке.

 

6

Закрепление и обобщение полученных знаний

 

«Нахождение расстояния»

 

Теперь мы знаем, что необходимо двигаться на юго-восток, но какое расстояние нам нужно пройти? Ответить на этот вопрос поможет следующая записка  знаменитого пирата.

(Слайд 13)

 

Один ученик решает задачу у доски, остальные в тетрадях.

7

Закрепление и обобщение полученных знаний

 

 

«Через бухту Аллигаторов»

Ну что же, направление и расстояние нам известны, посмотрим по карте, по какой местности будет лежать наш путь. Так, придется пересекать бухту с аллигаторами. (Слайд 14)

Значит нужно двигаться очень быстро, чтобы не попасться кровожадным крокодилам. Давайте покажем, как мы умеем быстро переводить в десятичную систему числа.

(Слайд 15)

Ученики переводят в десятичную систему числа из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной систем.

8

Закрепление и обобщение полученных знаний

 

 

«Найти ключ к ларцу»

Ну, вот мы и на месте. Вот он, сундук с сокровищами. На  нем надпись: «Сокровища – это ваши…». Чтобы открыть сундук необходимо закончить фразу. (Слайд 16)

Итак, у нас получилась фраза «Сокровища – это ваши знания». Откроем же сундук.

 

Сундук открывается. В нем лежит учебник информатики за 8 класс

Ученики:

1.     решают задания на умножение двоичных чисел парами на  карточках с изображением штурвала (Приложение 2),

2.     найдя результат и переведя его в десятичную систему счисления, щелкают мышкой по соответствующим значениям на замках,

3.     открывается буква,

4.     буква записывается на проецируемом изображении  под тем номером, который указан на карточке.

 

9

Контроль знаний

(Слайд 18) Вот и подошло к концу наше путешествие. Но нам нужно еще вернуться обратно, чтобы успеть на следующий урок. Этот путь каждому придется преодолеть самостоятельно, потому что во Френсисе Моргане проснулось коварство его предка и он уплыл на своем корабле. Но за нами послан вертолет. Чтобы на него попасть, нужно решить самостоятельную работу.

 

Ученики выполняют самостоятельную работу по карточкам. (Приложение 3)

10

Рефлексия

Вот мы и вернулись из нашего путешествия, давайте поделимся впечатлениями.

Ученики делятся впечатлениями об уроке. Продолжают фразу по выбору

«Сегодня на уроке я смог…»,

«Мне было интересно…»,

«Мне захотелось…»

11

Домашнее задание.

Придумайте текстовые задачи с использованием двоичных чисел.

 


Приложение 1

 

 

1.

 

10010012+101012

2.

 

1011012+11011012

 

3.

 

11000112+11010112

 

4.

 

101101112+1010102

5.

 

100010002 - 11100112

6.

 

100100112+1110112

 

7.

 

101101102 - 11011002

8.

 

1101011012 - 10011112

 

9.

 

100000112+10010112

10.

 

111111102 - 10100012

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

 

1.

 

10012 * 112

2.

 

10102 * 1012

 

3.

 

10012 * 1102

 

4.

 

110012 * 102

 

5.

 

10012 * 1002

 

6.

 

10112 * 1012

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

 

Самостоятельная работа

Вариант 1

 

1.     516102816

2.     10010110210

3.     152810

4.     11010112+10101012

5.     101110112-1011112

6.     10112*1012

 

 

Самостоятельная работа

Вариант 2

 

1.     657102816

2.     11101110210

3.     245810

4.     101011102+11110102

5.     110110102-111112

6.     10012*1102

 

 

Самостоятельная работа

Вариант 3

 

1.     582102816

2.     1110010210

3.     214810

4.     110111102+111012

5.     1111010012-111102

6.     111012*112

 

 

Самостоятельная работа

Вариант 4

 

1.     621102816

2.     11011010210

3.     201810

4.     10111102+10111102

5.     11111112-110012

6.     10012*112

 

 

 

 

 

Самостоятельная работа

Вариант 5

 

1.      597102816

2.     11010000,1210

3.     C41610

4.     10110102+11010112

5.     100111012-101112

6.     1012*112

 

 

Самостоятельная работа

Вариант 6

 

1.     555102816

2.     1010101210

3.     222810

4.     10110102+10110102

5.     101011102-111012

6.     10102*1012

 

Самостоятельная работа

Вариант 7

 

1.     516102816

2.     10010110210

3.     152810

4.     11010112+10101012

5.     101110112-1011112

6.     10112*1012

 

Самостоятельная работа

Вариант 8

 

1.     657102816

2.     11101110210

3.     245810

4.     101011102+11110102

5.     110110102-111112

6.     10012*1102

 

 

 

 

Самостоятельная работа

Вариант 9

 

1.     582102816

2.     1110010210

3.     214810

4.     110111102+111012

5.     1111010012-111102

6.     111012*112