Обобщающий урок. Однородные члены предложения
Оценка 4.6

Обобщающий урок. Однородные члены предложения

Оценка 4.6
ppt
29.12.2020
Обобщающий урок. Однородные члены предложения
Обобщающее повторение однородных членов..ppt

Обобщающий урок Однородные члены предложения

Обобщающий урок Однородные члены предложения

Обобщающий урок
Однородные члены предложения

Цели урока 1.Обобщить сведения об однородных членах предложения

Цели урока 1.Обобщить сведения об однородных членах предложения

Цели урока

1.Обобщить сведения об однородных членах предложения.
2.Формировать умения опознавать однородные и неоднородные члены,
правильно ставить знаки препинания.
3.Соблюдать перечислительную интонацию в предложениях с однородными членами.
4.Обучать текстовому анализу, расширять представления о выразительных средствах языка ( подготовка к ГИА).

Что вы знаете об однородных членах?

Что вы знаете об однородных членах?

Что вы знаете об однородных членах?

Отвечают на…
Относятся…
Могут быть…
Могут выражаться как одной… ,
Могут быть как …, так и..
Соединяются в предложении при помощи…

Проверьте себя Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос

Проверьте себя Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос

Проверьте себя

Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос.
Относятся к одному и тому же члену предложения.
Могут быть любыми членами предложения.
Могут выражаться как словами одной части речи, так и словами разных частей речи.
Могут быть как распространёнными, так и нераспространёнными.
Соединяются в предложении при помощи сочинительных союзов и интонации или при помощи интонации.

Вставьте пропущенные знаки препинания 1)

Вставьте пропущенные знаки препинания 1)

Вставьте пропущенные знаки препинания

1) Русский язык богат «снежными словами».
2) Если снежинки слипаются на лету мы говорим
«хлопья». 3) Если твёрдые белые шарики секут мы говорим «крупка». 4) Только что запорошивший землю свежий снег зовётся « пороша».
5) Подул ветер и снег зашевелился ожил струится течёт по земле. 6) Начинается низовая метель – «позёмка». 7) Если ветер кружит вьёт в воздухе снег – это «вьюга». 8) А в степи может разыграться и настоящая снежная буря –
« буран».
9) «Снежные слова» придумал народ и они по-настоящему метки.

Проверьте себя 2,3,5,9 – запятая в сложном предложении

Проверьте себя 2,3,5,9 – запятая в сложном предложении

Проверьте себя

2,3,5,9 – запятая в сложном предложении.
5,7 – запятая при однородных членах предложения.

Определите тему, идею, стиль и тип речи 1)

Определите тему, идею, стиль и тип речи 1)

Определите тему, идею, стиль и тип речи

1) Русский язык богат «снежными словами».
2) Если снежинки слипаются на лету, мы говорим
«хлопья». 3) Если твёрдые белые шарики секут, мы говорим «крупка». 4) Только что запорошивший землю свежий снег зовётся « пороша».
5) Подул ветер, и снег зашевелился, ожил, струится, течёт по земле. 6) Начинается низовая метель – «позёмка». 7) Если ветер кружит, вьёт в воздухе снег – это «вьюга». 8) А в степи может разыграться и настоящая снежная буря –
« буран».
9) «Снежные слова» придумал народ, и они по-настоящему метки.

Тема, идея Тема - « О богатстве русского языка»

Тема, идея Тема - « О богатстве русского языка»

Тема, идея

Тема - « О богатстве русского языка».
Идея – народ не только носитель, но и
ТВОРЕЦ своего языка.
Стиль художественный.
Тип речи – рассуждение с элементами описания.

Назовите выразительные средства языка в тексте

Назовите выразительные средства языка в тексте

Назовите выразительные средства языка в тексте.

Метель- вьюга – буран

Подберите антоним к слову
РАЗЫГРАТЬСЯ
Вспомните, что такое ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ ?
Найдите примеры ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ.

Проверьте себя Метель, вьюга, буран –

Проверьте себя Метель, вьюга, буран –

Проверьте себя

Метель, вьюга, буранСИНОНИМЫ

АНТОНИМ - к слову РАЗЫГРАТЬСЯ –
СТИХНУТЬ
Олицетворения: секут, зашевелился, ожил, кружит, вьёт, может разыграться.

Сравните метель( научный стиль)

Сравните метель( научный стиль)

Сравните метель( научный стиль)



Метель – перенос снега ветром в приземном слое воздуха. Различают позёмок, низовую и общую метель.
При позёмке и низовой метели происходит перераспределение ранее выпавшего снега, при общей метели наряду с перераспределением – выпадение снега из облаков.
( Из энциклопедического словаря)

Обобщающий урок. Однородные члены предложения

Обобщающий урок. Однородные члены предложения

Понятие о ГРАДАЦИИ Градация - (от латинского gradatio – постепенное повышение, ступень, степень) – последовательность, постепенность в расположении ряда слов ( обычно синонимов) по степени…

Понятие о ГРАДАЦИИ Градация - (от латинского gradatio – постепенное повышение, ступень, степень) – последовательность, постепенность в расположении ряда слов ( обычно синонимов) по степени…

Понятие о ГРАДАЦИИ

Градация - (от латинского gradatio – постепенное повышение, ступень, степень) – последовательность, постепенность в расположении ряда слов ( обычно синонимов) по степени нарастания или ослабевания их смыслового и эмоционального значения.
Пример из текста:
СНЕГ зашевелился, ожил, струится, течёт…
Постепенное нарастание метели.

Примеры градации Что-то неумолимо восточное было в его лице, но седой дремучестью

Примеры градации Что-то неумолимо восточное было в его лице, но седой дремучестью

Примеры градации

Что-то неумолимо восточное было в его лице, но седой дремучестью
СВЕТИЛИСЬ, ГОРЕЛИ, СИЯЛИ глаза.

ЧАС, И ДРУГОЙ, И ТРЕТИЙ продолжалась переправа.
Объясните знаки препинания в данных предложениях.

Сделайте синтаксический разбор предложения 4)

Сделайте синтаксический разбор предложения 4)

Сделайте синтаксический разбор предложения 4)


Только что запорошивший землю свежий снег зовётся « пороша».

Проверьте себя ( устный разбор)

Проверьте себя ( устный разбор)

Проверьте себя ( устный разбор)

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, распространённое.
Грамматическая основа
СНЕГ ЗОВЁТСЯ «ПОРОША» ( снег – подлежащее, зовётся «пороша»- сказуемое, какое оно?)
Второстепенные члены - определения:
ТОЛЬКО ЧТО ЗАПОРОШИВШИЙ ЗЕМЛЮ
СВЖИЙ

Проверьте себя (письменный разбор)

Проверьте себя (письменный разбор)

Проверьте себя (письменный разбор)

Только что запорошивший землю свежий снег зовётся «пороша».
Объясните отсутствие запятой между определениями.
Найдите подобные примеры в тексте.

Проверьте себя 3)…твёрдые белые шарики… 8)… настоящая снежная буря…

Проверьте себя 3)…твёрдые белые шарики… 8)… настоящая снежная буря…

Проверьте себя

3)…твёрдые белые шарики…
8)… настоящая снежная буря…

Однородные и неоднородные определения

Однородные и неоднородные определения

Однородные и неоднородные определения

Однородные определения:
1) каждое из определений относится к определяемому слову;
2) они соединены сочинительной связью и произносятся с перечислительной интонацией;
3) между ними допускается вставка союза И;

Неоднородные определения:
1) характеризуют предмет с разных сторон, т. е. называют разные признаки предмета;
2) между ними нет сочинительной связи и перечислительной интонации;
3) между ними не допускается вставка союза И;

Из какого произведения данный отрывок? -

Из какого произведения данный отрывок? -

Из какого произведения данный отрывок?

- Да как вы осмелились распечатать письмо такой уполномоченной особы?
- В том – то и штука, что он не уполномоченный и не особа!
- Что же он , по – вашему, такое?
- Ни сё ни то, а чёрт знает что …

Объясните знаки препинания в тексте и отсутствие запятой в конструкции
НИ ТО…НИ СЁ

Укажите предложение с пунктуационной ошибкой 1)

Укажите предложение с пунктуационной ошибкой 1)

Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) Я с удовольствием слушаю и классическую, и современную музыку.
2) Всюду: на домах, на скамейках, на шапках и воротниках прохожих – лежал снег.
3) Мал золотник, да дорог.
4) Мне предстояло купить в магазине лыжи, или санки.
5) Мы проснулись ни свет ни заря.

Проверьте себя 3) Мне предстояло купить в магазине лыжи или санки

Проверьте себя 3) Мне предстояло купить в магазине лыжи или санки

Проверьте себя

3) Мне предстояло купить в магазине лыжи или санки.

Запишите предложения, расставьте знаки, подчеркните однородные члены 1)

Запишите предложения, расставьте знаки, подчеркните однородные члены 1)

Запишите предложения, расставьте знаки, подчеркните однородные члены

1) В новой избе не было ни дверей ни оконных рам.
2) В лесу одному шумно и жутко и грустно и весело.
3) Белка зверёк маленький зато ловкий.
4) Здесь кругом озёра да болота.
5) Ни дерево ни вода ничто не шелохнётся.

Проверьте себя 1) В новой избе не было ни дверей, ни оконных рам

Проверьте себя 1) В новой избе не было ни дверей, ни оконных рам

Проверьте себя

1) В новой избе не было ни дверей, ни оконных рам.
2) В лесу одному шумно, и жутко, и грустно, и весело.
3) Белка – зверёк маленький, зато ловкий.
4) Здесь кругом озёра да болота.
5) Ни дерево, ни вода – ничто не шелохнётся.

Составьте предложения соответственно схемам или или и и и , , , , ,

Составьте предложения соответственно схемам или или и и и , , , , ,

Составьте предложения соответственно схемам

или

или

и

и

и

,

,

,

,

,

Переходим к выполнению тестов Желаю удачных ответов!

Переходим к выполнению тестов Желаю удачных ответов!

Переходим к выполнению тестов


Желаю удачных ответов!

Тест № 1 1.Укажите неверное утверждение: 1) однородные члены – это ряд одинаковых членов предложения; 2) однородные члены соединены между собой сочинительной связью, которая выражается…

Тест № 1 1.Укажите неверное утверждение: 1) однородные члены – это ряд одинаковых членов предложения; 2) однородные члены соединены между собой сочинительной связью, которая выражается…

Тест № 1
1.Укажите неверное утверждение:
1) однородные члены – это ряд одинаковых членов предложения;
2) однородные члены соединены между собой сочинительной связью, которая выражается союзами или интонационно;
3) однородные члены чаще всего выражаются словами одной части речи;
4) однородные члены соединены между собой подчинительной связью.

Тест №2
1.Укажите неверное утверждение:
1) однородные члены – это ряд одинаковых членов предложения;
2) однородные члены соединены между собой сочинительной связью, которая выражается союзами или интонационно;
3) однородные члены чаще всего выражаются словами одной части речи;
4) однородные члены соединены между собой подчинительной связью.

Укажите верный вариант постановки запятых в предложениях:

Укажите верный вариант постановки запятых в предложениях:

2..Укажите верный вариант постановки запятых в предложениях:
Не может волк (1) ни охнуть (2) ни вздохнуть.
Было грустно (3) и в весеннем воздухе (4) и в потемневшем небе (5) и в вагоне.
1) 2,3,4,5
2) 1,2,3,4,5
3) 2,4,5
4) 1,4,5

2.Укажите верный вариант постановки знаков препинания в предложениях.
На дворе стояла непроницаемая (1) чёрная ночь.
Маленькие окна были закрыты плотными (2) коричневыми занавесками.
Дела шли ни шатко (3) ни валко.
1) 1,2,3
2) 1,2
3) Знаки препинания в указанных местах не нужны
4) 1,3

Укажите верный вариант постановки запятых в предложениях:

Укажите верный вариант постановки запятых в предложениях:

3.Укажите верный вариант постановки запятых в предложениях:
И берег (1) и море молчали.
Татьяна верила преданьям простонародной старины (2) и снам (3) и карточным гаданьям (4) и предсказаниям луны.
Виднелись (5) или необработанные песчаные равнины (6) или далёкие горы.
1) 1,2,3,4,5
2) 1,2,3,4,6
3) 1,3,4,
4) 1.3.5

3.Укажите верное объяснение знаков препинания в предложении.
Он писал (1) как стихи (2) так и прозу.
1) (1), (2) – ставятся запятые, так как это сложноподчинённое предложение.
2) (2) – ставится запятая, так как это простое предложение с однородными членами, соединёнными составным союзом.

Укажите верный вариант постановки знаков препинания в предложениях

Укажите верный вариант постановки знаков препинания в предложениях

4.Укажите верный вариант постановки знаков препинания в предложениях
Безмолвие царствовало всюду (1) в поле (2) в роще (3) над рекой.
Радостью (4) счастьем (5) надеждой (6) всем поделись со своим другом.
Горы (7) и степь (8) цветущие деревья (9) и виднеющаяся вдали лента реки (10)
ничто не радовало глаз.
1) (1:) (2,) (3,) (4,) (5,) (6-) (8,) (10-)
2) (1-) (2,) (3,) (4.) (5,) (6-) (7,) (8,) (9,) (10-)
3) (1,) (2.) (3,) (4,) (5.) (6-) (8,) (10-)
4) (1:) (3,) (5,) (10-)

4.Укажите верный вариант постановки знаков препинания в предложениях
Всё (1) быстро проехавший экипаж по улице, напоминание об обеде, вопрос девушки о платье(2)всё болезненно раздражало.
1) (1), (2) ставится тире, так как обобщающее слово стоит перед однородными членами.
2) (1) - ставится двоеточие, так как обобщающее слово стоит перед однородными членами
3) (1) – ставится двоеточие, так как обобщающее слово стоит перед однородными членами; (2) – ставится тире, так как обобщающее слово стоит после однородных членов.
4) знаки препинания не нужны.

Укажите верное объяснение постановки знаков препинания в предложении

Укажите верное объяснение постановки знаков препинания в предложении

5 Укажите верное объяснение постановки знаков препинания в предложении
Всюду (1) в поле (2 ) в роще (3) над рекой (4) царствовало безмолвие.
1. ( 1-) (2,) (3,)
2. (1:) (2,) (3,)
3. (1: ) (2,) (3,) (4-)
4. (1,) ( 2,) ( 3,) (4-)

5.Укажите верное объяснение постановки знаков препинания в предложении
Дом обрамляли белые() четырёхугольные колонны.

1) ставится запятая, так как это однородные определения
2) запятая не ставится, так как это неоднородные определения


Укажите верный вариант постановки запятых в предложениях

Укажите верный вариант постановки запятых в предложениях

6.Укажите верный вариант постановки запятых в предложениях
Я сама ненавижу своё прошлое (1 ) и Орлова (2 ) и свою любовь.
Это случится (3) теперь или никогда.
Все окна (4) как в барском доме (5) так и в людских отворены настежь.
1) 1,2,3,4,5
2) 1,2,5
3) 2,5
4) 1,4, 5

6)Укажите правильное объяснение запятой или её отсутствия в предложении:
Далёкие страны и таинственные названия манили его к себе ( ) и невероятно будоражили воображение.
1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.
2) Предложение сложносочинённое , перед И ставится запятая.
3) Простое предложение с однородными членами, связанными союзом И, поэтому перед союзом запятая не нужна.
4) Предложение сложносочинённое, запятая перед И не ставится.

Ответы к тестам 1вариант 1. 4); 2

Ответы к тестам 1вариант 1. 4); 2

Ответы к тестам

1вариант
1. 4); 2. 3); 3. 2); 4. 1); 5. 3); 6. 2);

2 вариант
1.4); 2. 3); 3. 2); 4.3) ; 5. 2); 6. 3);

Критерий оценки При отсутствии ошибок - «5»

Критерий оценки При отсутствии ошибок - «5»

Критерий оценки

При отсутствии ошибок - «5»
Одна ошибка - «4»
Две ошибки - «3»

Скачать файл