Обобщающий урок по разделу "Синтаксис", 3 класс

  • docx
  • 19.06.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 8. Обобщающий урок по разделу СИНСТАКСИС.docx

Конструкт №7

Класс: 3

Тема урока: Связь слов в предложении. Словосочетание

УМК: Школа России

Цель: формирование умения выписывать словосочетания из предложения в процессе выполнения упражнений

Планируемые результаты:

Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы их спорных ситуаций.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления, формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач, овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные: обучающиеся знают, что такое главные члены предложения, что такое простое предложение и что такое сложное предложение, знают как устанавливается связь слов в предложении, умеют выписывать словосочетания из предложения и указывать связь между словами в нем, умеют составлять схемы предложений

Задачи:

Воспитательные: воспитывать принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы их спорных ситуаций

Развивающие: развивать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, умение осуществлять поиск средств ее осуществления, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач, овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Образовательные: познакомить обучающихся с тем, что такое главные члены предложения, что такое простое предложение и что такое сложное предложение, как устанавливается связь слов в предложении, научить выписывать словосочетания из предложения и указывать связь между словами в нем, составлять схемы предложений

Принципы воспитания:

Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом

Создание положительного эмоционального подъема

Воспитание через взаимодействие

Принципы обучения:

Принцип сознательной активности

Принцип наглядности

Принцип системности и последовательности

Принцип прочности

Методы воспитания:

Методы формирования социального опыта: педагогическое требование

Методы стимулирования и коррекции действий и отношений детей в воспитательном процессе: создание ситуации успеха, поощрение и порицание

Методы обучения:

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

Методы получения новых знаний: объяснение, беседа, демонстрация

Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнения

Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию

Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль

Методы организации взаимодействия учащихся и накопление социального опыта: метод взаимной проверки

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, индивидуальная

Дидактические средства:

Демонстрационные: мультимедийная презентация "Связь слов в предложении. Словосочетание"

Индивидуальные: диаграмма "рефлексия", учебник тетрадь, пенал

Тип урока: открытие нового знания

Структура урока:

1. Организационно-мотивационный этап(2 мин.)

2. Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы (8 мин.)

3. Решение проблемы (8 мин.)

4. Первичное закрепление (7 мин.)

5. Самостоятельная работа (10 мин.)

6. Рефлексия учебной деятельности (5 мин.)

Итого: 40 мин.

Использованная литература:

1.                 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357 – 41 с. – Текст: непосредственный.

2.                 Примерная основная образовательная программа начального общего образования. — Текст : электронный // РЕЕСТР : [сайт]. — URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma-nachalnogo-obshchego-obrazovaniia-1.

3.                 Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"".

4.                 Рабочая программа учебного предмета "Русский язык" для обучающихся 1-4 классов МАОУ "Средняя общеобразовательная школа №20": рассмотрено на педагогическом совете / протокол № 12 от «30» 08   2023 г. – 157 с. – Текст: непосредственный

5.                 Канакина, В. П. Учебник. Русский язык. 1 часть / В. П. Канакина, В. Г. Горецкий. — 14-е изд. — Москва : Просвещение, 2023. — 165 c. — Текст : непосредственный

Макет доски

Мультимедийная презентация

Дата.

Классная работа

 

Ход урока

Этап фрагмента урока

Задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Форма контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

1. Мотивация к учебной деятельности

 

Смотивировать обучающихся на предстоящую деятельность, собрать внимание детей, настроить на предстоящую

 

 

Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:

Методы развития познавательного интереса: формирование готовности к восприятию

Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Ксения Александровна, сегодня урок русского языка проведу я.

- Проверьте готовность к уроку. На партах у вас должны лежать: учебник, тетрадь, дневник, пенал. Проверьте, чтобы в пенале у вас лежала линейка, простой карандаш, ручка и цветные карандаши. Уберите все лишнее с парты. У кого все готово садитесь на свои места.

- Урок я предлагаю начать с вопроса. Подумайте, какое у вас настроение?

- Посмотрите, на столах у вас лежат круги. Найдите сектор, где написано "Мотивация в начале урока".  Предлагаю взять карандаш любого цвета и закрасить цветом столько, насколько ваше настроение хорошее и вы готовы к работе на уроке.

- Кто закрасил, покажите мне. Вижу,  что большинство из вас готовы к работе и у вас хорошее настроение. Отложите на край парты круги. Мы к ним вернемся в конце урока.

Приветствуют учителя

 

 

Проверяют готовность к уроку.

 

 

 

 

 

 

 

Отмечают в кругу свое настроение и готовность к работе.

Ф

Диаграмма "рефлексия"

ОК

СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют готовность слушать собеседника и вести диалог

2.        Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы.

Обеспечить мотивацию учения обучающихся. Актуализировать знания и способы действия.

Подвести детей к теме урока.

 

Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнения

Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение

Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание

Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль

- Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, предлагаю вспомнить то, что мы изучили на прошлом уроке.

- На какие группы делятся предложения по количеству основ? (На простые и сложные)

- Какие предложения называются простыми? (Это предложения, в которых только одна грамматическая основа)

- Какое предложение называется сложным? (Это предложение, которое состоит из нескольких грамматических основ)

- Как отделяются друг от друга простые предложения, входящие в состав сложного? (Запятыми)

- Чему мы учились, чтобы было проще определить количество грамматических основ в предложении? Все верно, мы учились составлять схемы предложений.

- Предлагаю вспомнить, как мы составляем схемы предложений. Для этого мы выполним упражнение.

Спиши. Подчеркни главные члены. Составь схему предложения и определи, простое или сложное предложение.

1) Люди спали и собака ревниво сторожила их. (По Л. Андрееву)

2) Однажды Петя возвращался из детского сада. (Н. Носов)

2) Весна сияет на небе но лес ещё по-зимнему засыпан снегом. (М. Пришвин)

- Перед тем, как мы выполним упражнение, предлагаю открыть тетради и записать сегодняшнюю дату и классная работа.

- Вижу, что все записали. Предлагаю приступить к выполнению задания.

- ..., прочитай 1 предложение.

- Спишите его в тетрадь. Даю вам 1 минуту для того, чтобы подчеркнуть в нем все главные члены предложения.

- Предлагаю составить схему, чтобы увидеть, сколько грамматических основ в этом предложении.

- Как мы составляем схему предложения? С чего мы начинаем? Ставим квадратную скобку. Что делаем дальше? Отлично. Мы обозначили первую группу главных членов.

- Что нам сейчас нужно сделать? Все верно, поставить запятую и перенести в схему оставшиеся ГЧП.

- Даю вам 1 минуту для того, чтобы доработать схему.

- Сколько грамматических основ получилось? 2. Значит какое это предложение? Сложное, молодцы.

- Спишите 2 предложение и выделите в нем ГЧ. Какая схема у нас получится? Составьте схему. Простое это предложение или сложное? Простое, все верно.

-  Спишите 3 предложение и выделите в нем ГЧ. Какая схема у нас получится? Составьте схему. Простое это предложение или сложное? Сложное, все верно.

- Ребята, мы с вами справились с заданием, я вижу, что вы хорошо усвоили тему прошлого урока.

- Предлагаю перейти к новой теме. Для того, чтобы ее узнать, посмотрите на слайд. Тема написана зеркально. Кто хочет попробовать прочитать тему?

- Молодцы. Тема урока: Связь слов в предложении. Словосочетание.

- Для того, чтобы изучить эту тему, предлагаю составить задачи урока.

- Для этого нам нужно расставить их в правильном порядке. Кто хочет попробовать восстановить порядок?

- Молодцы. Задачи урока:

1) Узнать, как происходит связь слов в предложении

2) Узнать, что такое словосочетание

3) Выполнить упражнения

- Предлагаю перейти к решению этих задач.

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя по теме прошлого урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Мы учились составлять схемы предложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают дату и классная работа в тетрадь.

Списывают предложение.

 

 

 

Выделяют грамматическую основу.

Вспоминают, как составляется схема предложения. Составляют схему предложения.

 

 

Списывают предложение. Выделают в нем ГО. Составляют схему предложения.

Списывают предложение. Выделают в нем ГО. Составляют схему предложения.

 

Ф

Мультимедийная презентация

ОК СК

ВК

Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы их спорных ситуаций.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления, формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач, овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные: обучающиеся знают, что такое главные члены предложения, что такое простое предложение и что такое сложное предложение, умеют составлять схемы предложений

3. Решение проблемы.

 

 

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание материала; освоение новых способов, приемов работы; развивать умения осознанно осваивать способы и знания в работе.

Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнения

Методы закрепления и повторения изученного материала: беседа, повторение

Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание

Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль

Методы организации взаимодействия учащихся и накопление социального опыта: метод взаимной проверки

- ..., прочитай 1 задачу.

- Для того, чтобы узнать, как связаны слова в предложении, предлагаю записать в тетрадь следующее предложение:

В поле созрела густая пшеница.

- Подчеркните в этом предложении главные члены.

- Где в этом предложении подлежащее? Пшеница. Сказуемое? Созрела.

- Посмотрите на сказуемое. Найдите в предложении слово, которое поясняет слово пшеница. Что это за слово? Густая. Какой вопрос мы можем задать от слова "пшеница" к слову "густая"?

- Вопрос "Какая?" молодцы. Есть ли в предложении еще слова, которые поясняют подлежащее? Нет, хорошо. Посмотрите на сказуемое и найдите в предложении слово, которое поясняет слово "созрела". Слово "в поле". Какой вопрос вы можете задать от слова "созрела" к слову "в поле"? Вопрос "Где?", все верно.

- Ребята, для того, чтобы указать связь слов в предложении, мы будем использовать стрелки. Возьмите простой карандаш. Начинаем вести вертикальную линию от слова, от которого задаем вопрос "пшеница". Затем ведем горизонтальную линию до слова к которому задаем вопрос "густая" и рисуем стрелку к нему.

- Сверху над горизонтальной линией пишем вопрос, на который отвечает слово к которому задаем вопрос.

- И точно также мы указываем связь между словом "созрела" и словом"в поле". Не забываем подписать сверху над стрелкой вопрос.

- Мы с вами узнали, как происходит связь слов в предложении? Отлично.

- ..., прочитай 2 задачу.

- Ребята, для того, чтобы узнать, что такое словосочетание, предлагаю выписать под предложением слово "пшеница". Открываем скобку и записываем вопрос, который мы указали над стрелкой в предложении. Сейчас записываем слово, которое зависит от слова "пшеница".

- Посмотрите, мы с вами сейчас выписали словосочетание.

- У словосочетания есть главное слово и зависимое.

- Главное слово - слово от которого задается вопрос. В этом словосочетании какое слово будет главным? Все верно, слово "пшеница". Над главным словом всегда ставится крестик.

-Зависимое слово - слово к которому задается вопрос. В нашем случае это какое слово?

- К нему, точно так же как и в предложении, мы ведем стрелку.

- Посмотрите, мы с вами выписали словосочетание.

- Предлагаю познакомиться с правилом. Откройте учебник на 31 странице.

..., прочитай правило. Остальные внимательно слушают. Ребята, это все то, что мы уже с вами проговорили.

- Сейчас я предлагаю каждому в течение 2 минут прочитать это правило.

- Сейчас в течение 2 минут я предлагаю в парах попробовать рассказать это правило.

- Кто хочет попробовать рассказать правило классу. ..., расскажи, пожалуйста.

- Отлично. Мы с вами познакомились с правилом. Предлагаю еще немного потренироваться

- Сейчас каждому самостоятельно нужно будет выписать следующее словосочетание из предложения. ... будет работать у доски.

- Какое словосочетание мы будем выписывать? Созрела в поле, молодцы.

- Предлагаю начать работу.

- ..., расскажи, что у тебя получилось? Ребята, у всех так же? Молодцы. ..., садись на свое место.

- Посмотрите на 2 задачу. Кто считает, что мы ее решили? Отлично.

Читают 1 задачу.

 

 

Записывают предложение в тетрадь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя. Слушают его объяснение и выполняют инструкции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают объяснение учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знакомятся с правилом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы. делают выводы.

Ф

П

Мультимедийная презентация, учебник

ОК

СК

ВК

Личностные: обучающиеся демонстрируют развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы их спорных ситуаций.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления, определять наиболее эффективные способы достижения результата, использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач, овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные: обучающиеся знают, как устанавливается связь слов в предложении, умеют выписывать словосочетания из предложения и указывать связь между словами в нем

4. Первичное закрепление.

Способствовать тому, чтобы каждый из обучающихся сделал вывод о том, что он уже умеет, создать мотивацию на успех каждого ребёнка.

Методы выработки учебных умений и накопления опыта: упражнения

Методы эмоционального стимулирования: поощрение и порицание

Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований, оперативный контроль

Методы организации взаимодействия учащихся и накопление социального опыта: метод взаимной проверки

- ..., прочитай 3 задачу.

- Для того, чтобы решить эту задачу, я предлагаю открыть учебник на 32 странице. Найдите упражнение 51.

- ..., прочитай предложение. Сейчас я даю вам 3 минуты для того, чтобы списать предложение и подчеркнуть в нем грамматическую основу. Но перед этим не забудьте записать номер упражнения.

- Я вижу, что все записали предложение.

- ..., прочитай задание под 2 точкой.

- Посмотрите внимательно под задание. Там есть подсказка для вас: указаны главные слова в словосочетаниях.

- Найдите в предложении слово, которое зависит от слова "Кузнечики". Запишите получившееся словосочетание.  Не забудьте указать главное слово и зависимое.

-  Найдите в предложении слово, которое зависит от слова "Стрекочут". Запишите получившееся словосочетание. Не забудьте указать главное слово и зависимое.

- Отлично. Мы с вами выполнили упражнение.

Открывают учебник.

 

 

 

 

 

 

 

Читают предложение.

 

 

Выполняют задание.

 

 

Читают задание.

 

Ф

И

Учебник, тетрадь

ОК

СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы их спорных ситуаций.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата, использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач, овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные: обучающиеся знают, знают как устанавливается связь слов в предложении, умеют выписывать словосочетания из предложения и указывать связь между словами в нем

5. Самостоятельная работа

Организовать самостоятельную работу обучающихся.

 

- Для того, чтобы закрепить полученные знания, мы с вами выполним еще одно упражнение. Выполнять вы будете его самостоятельно.

- Найдите в учебнике 52 упражнение.

- ..., прочитай задания под точками. Ребята, упражнение похоже на предыдущее. Нужно списать предложение, подчеркнуть в нем главные члены предложения. И затем выписать из предложения словосочетания.

- На работу даю вам 5 минут. Время пошло. Если у кого-то появятся вопросы, поднимите руку, я подойду и помогу.

- Время вышло. Какие словосочетания получились? У всех так получилось?

- Ребята, вы большие молодцы.

- ..., прочитай 3 задачу. Решили ли мы ее? Все верно, мы с вами выполнили упражнение и закрепили полученные знания.

 

 

 

 

Читают задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают инструкцию учителя.

 

 

 

 

 

Выполняют упражнение.

 

 

Озвучивают получившиеся результаты.

 

Ф

И

Учебник, тетрадь

ОК

СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Предметные: обучающиеся умеют выписывать словосочетания из предложения и указывать связь между словами в нем

6. Рефлексия учебной деятельности

Организовать

самооценку результатов деятельности.

 

Методы эмоционального стимулирования: создание ситуации успеха, поощрение и порицание

Методы формирования ответственности и обязательности: предъявление педагогических требований

- Наш урок подходит к концу. Кто помнит, как звучала тема сегодняшнего урока? Задачи? Решили ли мы эти задачи? При помощи чего?

- Предлагаю вернуться к кругу, с которым мы работали в начале урока.

- Следующий секторы остались не закрашенными?

- Сейчас даю вам одну минуту для того, чтобы вы закрасили все сектора, можно использовать разные цвета.

- Посмотрите, у  каждого из вас получилась диаграмма того, насколько для вас продуктивно прошел урок. У каждого получилось по-разному, но я хочу сказать, что вы большие молодцы. Я благодарю вас за урок, вы большие молодцы. Урок окончен. До свидания.

- Связь слов в предложении. Словосочетание.

 

 

 

 

 

 

 

- моя деятельность на уроке, деятельность учителя, понимание темы урока, близость к цели и мотивация в конце урока.

 

Прощаются с учителем

Ф

И

Мультимедийная презентация

Диаграмма "рефлексия"

ОК СК

Личностные: обучающиеся демонстрируют принятие и освоение социальной роли обучающегося

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии