Обобщающий урок по теме: "Решение задач в среде Turbo Pascal"
Оценка 4.7

Обобщающий урок по теме: "Решение задач в среде Turbo Pascal"

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
информатика
9 кл—11 кл
17.04.2020
Обобщающий урок по теме: "Решение задач в среде Turbo Pascal"
Закрепление общих характеристик и особенностей языка программирования, основных понятий, и его назначение; проверка знаний учащихся и умение применять полученные знания в практической деятельности. Отработка навыков работы с системой программирования
Открытый урок по Паскалю.doc

МОУ Первомайская общеобразовательная средняя школа

 

 

 

 

 

Разработка урока

в 11 классе

по теме:

Обобщающий урок по теме:
"Решение задач
в интегрированной среде Turbo Pascal".

 

 

 

 

 

Работу выполнила учитель информатики Первомайской общеобразовательной средней школы Кондратьева С.Н.

 

 

2007 г.

Обобщающий урок по теме:

«Решение задач
 в программированной среде
 Turbo Pascal»Тема урока:

:

Цели урока:

 

учебная

·         закрепление общих характеристик и особенностей языка программирования, основных понятий,  и его назначение;

·         проверка знаний учащихся и умение  применять полученные знания в практической деятельности;

·         отработка навыков работы с системой программирования;

воспитательная

·         воспитывать культуру программирования, бережное отношение к компьютеру;

развивающая

·         развивать логическое мышление  и навыки программирования. 

 

Оформление:

 

1)      На доске вывешены листы со слайдами презентации: «Программированный язык Turbo Pascal»;

2)      Доклад «Блез Паскаль».

3)      Папка «Система программирования Turbo Pascal”.

4)      Папка с оформленным уроком по данной теме.

5)      Листок с задачами к уроку, (на каждой парте - 10 шт)

6)      Листок с индивидуальными заданиями к задачам.  (5 шт).

7)      Записана тема урока: Обобщающий урок по теме: «Решение задач в интегрированной среде Turbo Pascal».

8)      Алгоритм задачи № 3.

9)      Формулировка домашней задачи: Найти все двузначные числа, кратные 7 и вывести их и их количество на экран. Записать программу с помощью разных операторов повторения.

 

 

План урока.

 

I.                   Проверка домашнего задания.

II.                Решение задач.

III.             Домашнее задание.

IV.         Итог урока.

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока.

 

I.                                     Проверка домашнего задания.

 

1). Предлагалась задача: Составить программу  нахождения суммы натурального ряда чисел, кратных 5, используя, различные операторы цикла:  цикла с предусловием, цикла с постусловием (послеусловием), цикла с параметром. Записать программу разными способами: на языке программирования паскаль и в виде блок-схемы.

Перед уроком учащиеся записывают свои решения  задачи на доске.

 (Приложение № 1).

На данных решениях повторяем операторы цикла и блоки в графической записи алгоритма.

    Учащиеся в начале урока записывают свою программу, идентификатор – Фамилия    имя учащегося.

Презентация:

Число. Тема урока

Алгоритм задачи

Формулировка домашней задачи

While

For

Repeat

Блок-схема

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Один ученик дает анализ по всем предложенным программам, находит ошибки, исправляет. Рассказывает, как работает каждый оператор. В чем преимущество того или другого. С помощью какого  оператора ей больше нравиться составлять программы. Дает определение идентификатора, рассказывает правила написания идентификаторов. Как записываются и работают процедуры: Writeln; Write; Readln., определение оператора.

Что такое комментарий?

- Комментарий – пояснительный текст, для лучшего понимания программы.

Второй ученик всё рассказывает о блоках графического способа записи алгоритма. И объясняет, как работает блок-схема.

Далее все сдают домашние задачи на листочках на стол учителя, открывают тетради, записывают число, тему урока. Потом садятся за свой компьютер и решают тест по данной теме в компьютерном варианте.

 

2) Тестирование в среде Excel.  (Проверка теоретических знаний учащихся по данной теме. Компьютер выставляет оценки).

 

 

 

Тест

 

Вопрос 1

Язык программирования – это…

Ответ

Набор инструкций от человека компьютеру, направленный на решение поставленной задачи;

 

Конечный набор знаков, состоящий из букв, цифр и специальных символов;

 

Фиксированная система обозначений и правил для описания алгоритмов и структур данных

Вопрос 2

Компьютерная программа – это…

Ответ

Средство записи инструкций компьютеру простыми приказами-командами на аппаратном уровне;

 

Упорядоченная  последовательность команд (инструкций, необходимых компьютеру для решения поставленной задачи;

 

Совокупность процедур, связанных определенными правилами;

Вопрос 3

Зарезервированными словами являются …

Ответ

Константы, переменные и структуры, содержащие цифры, текст (символы или строки), адреса (переменных структур);

 

Слова, имеющие  фиксированное начертание и навсегда один и тоже смысл;

 

Конечный набор знаков, состоящий из букв, цифр и специальных символов;

Вопрос 4

Транслятор – это:

Ответ

Программа для перевода;

 

Язык программирования;

 

Системный программист;

 

Компилирующий интерпретатор.

Вопрос 5

Компиляция – это…

Ответ

Составление программы;

 

Запуск программы;

 

Поиск ошибок в программе;

 

Трансляция в машинный код.

Вопрос 6

Программа на языке Pascal начинается:

Ответ

С имени программы;

 

Со служебного слова Begin;

 

Со служебного слова Program;

 

С описания переменных.

Вопрос 7

Укажите ошибочный идентификатор:

Ответ

3Х67;

 

ООХ0;

 

А007;

 

Z_N.

Вопрос 8

Служебное слово Real это:

Ответ

Целый тип переменных;

 

Имя числовой переменной;

 

Название оператора ввода;

 

Имя типа переменных для действительных чисел.

Вопрос 9

Оператор присвоения имеет формат

Ответ

Read (<список ввода);

 

Write (<список вывода>);

 

<выражение>:=<имя переменной>;

 

<имя переменной>:=<  выражение>.

Вопрос10

После служебного слова Read в круглых скобках указывается

Ответ

Список переменных;

 

Список вводимых данных;

 

Арифметическое выражение;

Список выражений.

Вопрос 11

Данные при вводе разделяются

Ответ

Запятыми;

 

Пробелами;

 

Точкой с запятой;

 

Ничем.

Вопрос 12

Элементы списков в Pascal разделяются

Ответ

Запятыми;

 

Пробелами;

 

Точкой с запятой;

 

Ничем.

       Дискета с тестом прилагается. (Приложение № 2)

 

3) Доклад «Блез Паскаль». (Приложение № 3).

 

4) Защита презентации в PowerPoint  по теме:

   «Программированный язык Turbo Pascal»

  (Приложение № 4).

 

II.  Решение задач.

 

 Пока ученики выполняют тест, учитель готовит фрагменты программ на доске. После решения теста, закрепляются основные моменты записи, понятия работы каждого оператора.

На доске записаны фрагменты программ. Чему будет равно значение переменной S-? И сколько раз выполниться данный оператор?

1)      S:=0;  i:=1;

Repeat

S:= S+5 div i;

i:=i+1;

Until i<=1

Ответ:?

 

2)      Сколько раз выполниться данный фрагмент?

S:=0;

For i:=1000 to 9999 do step 100

Begin

S:=S+1;

End;

3)      Найдите и исправьте ошибки в данной программе.

Programm  Количество цифр в числе;

Begin n;m;k, byte,

Var

Writeln (‘Введите любое целое число с клавиатуры’);

Read (n);

m:=n; k:=0;

While m<>0 do;

Inc(k);  [k:=k+1]

m:=m mod 10;

read (‘k=, k’);

end;

Сколько раз выполниться оператор повторения с предусловием, если переменная n примет значение: 8; 45; 365;3232-?

Исправляются ошибки, анализируются.

Дают определение идентификатора. Правила написания идентификаторов. Записывается программа в правильном варианте - задача № 5.

Program Kolishestwo_Zifr;                                                            

Var m,n : Longint;                                                           

║    k : integer;                                                             

║Begin                                                                         

║Writeln ('Wwedite chislo');                                                   

║Read (n);                                                                     

║m:=n;    k:=0;                                                                         

║While m<>0 do                                                                 

║begin                                                                         

║k:=k+1;       m:=m div 10;                                                                  

║end;                                                                          

║ Writeln ('k=',k);                                                            

║ Readln;                                                                      

║ End.      

 

    3) Послушаем доклад «Блез Паскаль», подготовила Ососкова А.

    4) Сегодня Чебнева Наталья расскажет о своей презентации в PowerPoint  по теме:

   «Программированный язык Turbo Pascal», но знакомить нас будет только со слайдами, заостряя внимание на некоторые важные моменты.

                                                    

Перед решением задач: рассказать об этапах решения задач на ЭВМ.

Процесс РЗ на компьютере – это совместная деятельность человека и ЭВМ. Человек занимается творческой деятельностьюпостановкой, алгоритмизацией, программированием задач и анализом результатов. Компьютеробрабатывает информацию в соответствии с разработанным алгоритмом.

 

Существует 8 этапов:

·         Постановка задачи.

·         Математическая модель задачи.

·         Алгоритмизация.

·         Структура данных.

·         Программирование.

·         Ввод программы в ЭВМ.

·         Тестирование и отладка программы.

·         Исполнение отлаженной программы и анализ результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Учитель дает ребятам задание на самостоятельную разработку программы и её отладку на компьютере.

– Загрузить папку 11 класс. Открыть Файл Задачи к  уроку. Загрузить приложение  Word т.е. (Открыть новый документ и   скопировать  задачу № которой, равен № вашего компьютера). Написать программу в среде Pascal, скопировать решение задачи и её исполнение в новый документ. Распечатать на бумагу). По возможности начертить блок-схему.

 

Ученик, выполняя задачу №3 на доске, исполняет алгоритм, формулирует задачу, объясняет, как составить программу, пишет её и чертит блок-схему по данной задаче.

Формулируется задача: Складываются все цифры числа, затем найденной суммы и т.д., до получения однозначного числа – это нахождение цифрового корня числа.

Отвечает на следующие вопросы:

Как будет работать программа, если число однозначное.

Почему записываем в начале до оператора повторения оператор присвоения: S:=0?

Почему в цикле записывает снова S:=0? Почему условие S>9?

Ск. раз выполниться внешний оператор повторения, если число однозначное?

Ск. Раз выполниться внутренний оператор повторения, если число двузначное, трехзначное, четырехзначное и т.д.?

Даёт  определения:

 Алгоритм  – точное предписание, определяющее последовательность действий исполнителя, направленных на решение поставленной задачи.

Программа – упорядоченная последовательность команд (инструкций), необходимых компьютеру для решения поставленной задачи.

 

 

Задачи к уроку. (Приложение № 5)

 

1. Составить программу определения совершенного числа. Число вводится с клавиатуры.

2. Найдите все трехзначные числа, которые при увеличении на 1 делятся на 2, при увеличении на 2 делятся на 3, при увеличении на 3 делятся на 4, а при увеличении на 4 делятся на 5.

 3. Исполнить алгоритм, записанный на доске. Сформулировать задачу  и составить программу по данному алгоритму.  (Цифровой корень  числа).

Алг          ?           (рез цел S)

      рез    S

нач   цел n,k

         вывод  “введите любое целое число”

         ввод  n

         s:=n

нц   пока  s>9

k:=s

s:=0

нц   пока  k<>0

s:=s+mod(k,10)

k:=div(k,10)

кц

кц

  вывод  s

кон

 

 

4.   Написать программу нахождения корней квадратного уравнения.

5.      Написать программу подсчета количества цифр заданного натурального числа.

6.      Дано натуральное число. Приписать к нему такое же.

7.      Написать программу нахождения среди четырёхзначных чисел палиндрома числа (перевертыша). Палиндромами являются числа: 6006, 4334 1111 и т.д.

8.      Написать программу нахождения количества четных цифр данного натурального числа. (Число вводится с клавиатуры.)

9.      Написать программу вывода всех четырехзначных чисел, которые являются симметричными.

10.  Написать программу. Сколько четных цифр в данном числе.

11.  Написать программу нахождения всех трёхзначных чисел, сумма цифр которых равна А, а само число делится на В (А и В – цифры вводятся с клавиатуры).

12.  Написать программу. Дано натуральное число. Найти произведение его цифр, верно ли, что  данное число заканчивается на нечетную цифру?

13.  Написать программу. Найти все трехзначные числа, которые при делении на 2 дают остаток 1, при делении на 3 дают остаток 2, при делении на 4 – остаток 3, а само число делится на 5.

14.  Сумма цифр трёхзначного числа равна 7, само число делится на 7. Найти все такие числа.

15.  Сумма цифр трёхзначного числа равна 7, само число делится на 7. Найти количество таких чисел.

16.  Сколько раз первая цифра встречается в данном числе. Написать программу в Паскале.

17.  Даны натуральные числа. Составить программу вычисления произведения а*b, используя лишь операцию сложения.

18.  Написать программу вывода натурального ряда чисел от 1 до n, кратных 5.

 

Решить одну из них.

 

Учащиеся выполняют самостоятельное  решение задач, с последующей проверкой  на ЭВМ. Обязательно требуется написать полный текст программы. Исполнить ее, проанализировать правильность решения задачи. Скопировать в Word программу и ее исполнение, распечатать на принтере. По возможности защитить решение задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индивидуальное задание к каждой задаче. (Приложение № 6)

 

– Загрузить папку 11 класс. Открыть Файл Задачи к  уроку. Загрузить приложение  Word т.е. (Открыть новый документ и   скопировать  задачу № которой, равен № вашего компьютера). Написать программу в среде Pascal, скопировать решение задачи и её исполнение в новый документ. Распечатать на бумагу). По возможности начертить блок-схему:

 

1. Составить программу определения совершенного числа. Число вводится с клавиатуры. Исполнить её в интегрированной среде Pascal. Скопировать программу и результаты в Word, распечатать на бумагу. Начертить блок схему.

 

2. Найдите все трехзначные числа, которые при увеличении на 1 делятся на 2, при увеличении на 2 делятся на 3, при увеличении на 3 делятся на 4, а при увеличении на 4 делятся на 5. Исполнить её в интегрированной среде Pascal. Скопировать программу и результаты в Word, распечатать на бумагу. Начертить блок схему.

 

 

3.  Исполнить алгоритм, записанный на доске. Сформулировать задачу  и составить программу по данному алгоритму и начертить блок схему. Набрать программу в среде Pascal, исполнить и вывести на бумагу).

 

Алг     ?         (рез цел S)

      рез    S

нач   цел n,k

         вывод  “введите любое целое число”

         ввод  n

         s:=n

нц   пока  s>9

k:=s

s:=0

нц   пока  k<>0

s:=s+mod(k,10)

k:=div(k,10)

кц

кц

  вывод  s

кон

 

4. Написать программу нахождения корней квадратного уравнения. Исполнить её в интегрированной среде Pascal. Скопировать программу и результаты в Word, распечатать на бумагу. Начертить блок схему.

 

 

 

 

 

 

 

5.  Дана программа подсчета количества цифр заданного натурального числа. Набрать её и исполнить её в интегрированной среде Pascal. Скопировать программу и результаты в Word, распечатать на бумагу. Начертить блок схему.

 

║Program Example_5;                                                           

║Var m,n : Longint;                                                           

║    k : integer;                                                            

║Begin                                                                         

║Writeln ('Wwedite chislo');                                                  

║Read (n);                                                                    

║m:=n;                                                                         

║k:=0;                                                                        

║While m<>0 do                                                                

║begin                                                                         

║k:=k+1;                                                                      

║m:=m div 10;                                                                 

║end;                                                                          

║ Writeln ('k=',k);                                                           

║ Readln;                                                                     

║ End.                                                                         

 

6. Дано натуральное число. Приписать к нему такое же. Исполнить её в интегрированной среде Pascal. Скопировать программу и результаты в Word, распечатать на бумагу. Начертить блок схему.

 

7. Дана программа  нахождения среди четырёхзначных чисел палиндрома числа (перевертыша) с ошибками. Исправить ошибки, объяснить их. Исполнить её в интегрированной среде Pascal. Скопировать программу и результаты в Word, распечатать на бумагу. Начертить блок схему.  Палиндромами являются числа: 6006, 4334 1111 и т.д.

 

│║Programm Opredelenie perewertischa;                                         

│║Var n;m;a;i : byte;                                                         

│║Begin;                                                                      

│║Writeln (Wwedite zeloe chislo mensche 9999);                                

│║Readln (n);                                                                 

│║m:=n;                                                                       

│║a:=0;                                                                        

│║For i=1 to 2                                                                

│║                                                                            

│║a:=a*10+m mod 10;                                                            

│║m:=m div 10;                                                                

│║                                                                            

│║if a=n then Writeln (Da);                                                    

│║else Writeln (Net);                                                         

│║Readln;                                                                     

│║End;                                                                         

                                                                            

 

 

8. Написать программу нахождения количества четных цифр данного натурального числа. (Число вводится с клавиатуры.) Исполнить её в интегрированной среде Pascal. Скопировать программу и результаты в Word, распечатать на бумагу. Начертить блок схему.

 

9. Дана программа вывода всех четырехзначных чисел, которые являются симметричными с ошибками, исправить их. Исполнить её в интегрированной среде Pascal. Скопировать программу и результаты в Word, распечатать на бумагу. Начертить блок схему.

 

10. Дана блок схема  задачи: Сколько четных цифр в данном числе. Выполнить перевод блок-схемы в программу, введите в ЭВМ. Произведите отладку и исполнение программы. Скопировать программу и результаты исполнения в Word  и распечатать на принтере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Написать программу нахождения всех трёхзначных чисел, сумма цифр которых равна А, а само число делится на В (А и В – цифры вводятся с клавиатуры). Исполнить её в интегрированной среде Pascal. Скопировать программу и результаты в Word, распечатать на бумагу. Начертить блок схему.

 

12. Дана  программа задачи: Дано натуральное число. Найти произведение его цифр, верно ли, что  данное число заканчивается на нечетную цифру? Набрать её и исполнить её в интегрированной среде Pascal. Скопировать программу и результаты в Word, распечатать на бумагу. Начертить блок схему.

 

13. Дана программа с ошибками к задаче: Нахождения всех трехзначных чисел, которые при делении на 2 дают остаток 1, при делении на 3 дают остаток 2, при делении на 4 – остаток 3, а само число делится на 5.  Исправить ошибки, объяснить их. Исполнить её в интегрированной среде Pascal. Скопировать программу и результаты в Word, распечатать на бумагу. Начертить блок схему.

 

║Programm Examp 14                                                            

║Var    k ; integer;                                                          

║Begin;                                                                       

║                                                                              

║For k=100 do 999 to                                                          

║                                                                             

║if k mod 2 = 1 and k mod 3=2 and k mod 4=3 and k mod 5=0                     

║  then Writeln ('k=', k);                                                    

║                                                                             

║Readln;                                                                       

║End;                                                                         

 

14. Сумма цифр трёхзначного числа равна 7, само число делится на 7. Найти все такие числа. Исполнить её в интегрированной среде Pascal. Скопировать программу и результаты в Word, распечатать на бумагу. Начертить блок схему.

 

15. Сумма цифр трёхзначного числа равна 7, само число делится на 7. Найти количество таких чисел. Исполнить её в интегрированной среде Pascal. Скопировать программу и результаты в Word, распечатать на бумагу. Начертить блок схему.

 

16. Сколько раз первая цифра встречается в данном числе. Написать программу в Паскале. Исполнить её в интегрированной среде Pascal. Скопировать программу и результаты в Word, распечатать на бумагу. Начертить блок схему.

 

17. Даны натуральные числа. Составить программу вычисления произведения а*b, используя лишь операцию сложения. Исполнить её в интегрированной среде Pascal. Скопировать программу и результаты в Word, распечатать на бумагу. Начертить блок схему.

 

 

 

 

 

 

18. Дана блок-схема, записанная на алгоритмическом языке, перевести ее в программу на Паскале, ввести в ЭВМ Произведите отладку и исполнение программы. Скопировать программу и результаты исполнения в Word  и распечатать на принтере.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Защита  задачи.

Во время защиты задач провести небольшой  выборочный опрос учащихся  по  следующим темам:

 

  1. Языки программирования. История развития языка Pascal.

 

 

Высокого уровня                                                 Низкого уровня

                                                                                 (машинные)

                                                                                                  

                                                                                             Ассемблер                                                                                                                             

Алгоритмические                                                                                                                                       

(процедурные)                         Логические             Сверхвысокого

                                                                                            уровня                                             

                                              (непроцедурные,                            Алгол -68

                                       объектно-ориентированные)

           

Бейсик    Паскаль      Си                                     Пролог

      Фортран       Алгол

Язык программирования   - фиксированная  система  обозначений  и правил

                                                             для  описания  алгоритмов  и  структур  данных.

  1. История развития языка Pascal.

Турбо Паскаль появился на рынке программных продуктов в 1984 году и совершил настоящую револю­цию в программировании. До этих пор при обучении программированию предпочтение чаще всего отдава­лось Бейсику — простому, дешевому и легко осваива­емому. Паскаль же был аппаратно зависимым, доро­гим и сложным. С появлением Турбо Паскаля поло­жение изменилось, Турбо Паскаль состоит из языка программирования и среды, которая обеспечивает удоб­ную и производительную работу. Изучение Паскаля как языка программирования идет вместе с изучением всей системы Турбо Паскаль.

Язык программирования Паскаль был разработан Н.Виртом в 1968 — 1970 годах и получил широкое рас­пространение благодаря наглядности программ и лег­кости при изучении. Он послужил основой для разра­ботки других языков программирования (например, Ада, Модула 2).

Первая версия Турбо Паскаля использовалась не очень долго — она появилась в 1983 году, а уже в 1984 году ее заменила вторая версия, которая получила ши­рокое распространение. К осени 1985 года появляется третья версия, еще более удобная в работе.

Четвертая версия (1988 год) представила Турбо Пас­каль в новом виде (появилась новая среда, компилятор стал встроенным). Осенью этого же года вышла пятая версия, в которой появился встроенный отладчик. А в 1989 году появилась версия 5.5, позволившая перейти к объектно-ориентированному программированию.

Шестая версия уже обеспечивала многооконный и многофайловый режим работы, использование мыши, применение объектно-ориентированного программи­рования, обладала встроенным ассемблером и имела другие возможности.

В 1992 году фирма Borland International выпусти­ла два пакета программирования на языке Паскаль — это Borland Pascal 7.0 и Turbo Pascal 7.0.

Пакет Borland Pascal 7.0 использует новейшие дости­жения в программировании. Язык этой версии обладает широкими возможностями, имеет большую библиотеку модулей. Среда программи­рования позволяет создавать тексты программ, компи­лировать их, находить и исправлять ошибки, компоно­вать программы из отдельных частей, использовать мо­дули, отлаживать и выполнять программы

3. Знакомство с программной средой Turbo Pascal.

В основе системы программирования лежит алгоритмический язык программирования Turbo Pascal.  В состав системы входят:

 алгоритмический язык программирования Turbo Pascal, основанный на стандартном Паскале,

 и интегрированная среда программирования.

Интегрированная среда включает в себя средства подготовки исходной программы, библиотеки, компилятор, компоновщик, отладчик.

Средство подготовки исходной программы – это текстовой редактор, с функциями.

Библиотеки – специальные файлы, содержащие стандартные модули (готовые программы), которые можно вставить в программу, вызывая по имени.

Компилятор – программа, предназначенная для перевода исходного текста в машинные коды.

Компоновщик – программа, предназначенная для добавления к программе кодов из библиотечных модулей и соединения программы в единое целое.

Отладчик – программное средство, позволяющее проверить программу и устранить выявленные ошибки.

Все компоненты интегрированной среды тесно связаны и не могут работать отдельно друг без друга. В состав интегрированной среды входят следующие файлы:

turbo.exe – загрузочный файл, обеспечивающий диалог пользователя и среды;

turbo.tpl – библиотека стандартных модулей;

turbo.hlp – справочный файл;

graph.tpu – библиотека графических модулей.

Эти файлы являются основными, без которых система не может функционировать.

Компьютерная программа – последовательность команд, даваемых процессору.

Линейная программа – программа, каждая строка которой выполняется обязательно и только один раз.

Константа – данная величина, значение которой не изменяется в процессе выполнения программы.

Переменная – величина, значение которой меняется в процессе выполнения программы.

4. Идентификаторы. Правила написания идентификаторов.

Идентификатор (имя программы)слово, записанное буквами латинского алфавита (возможна группа слов, соединенных знаком подчеркивания, возможно использование цифр после букв или знака подчеркивания, нельзя использовать русские буквы, знаки препинания и пробелы между словами).

Правила написания идентификаторов:

1. Идентификатор начинается только с буквы или знака подчеркивания (исключение составляют метки, которые могут начинаться и цифрой, и буквой).

2. Идентификатор может состоять из букв, цифр и знака подчеркивания (пробелы, точки и другие специальные символы при написании идентификатор недопустимы).

3. Между двумя идентификаторами должен быть по крайней мере один пробел.

4. Максимальная длина идентификатора 127 символов, но значимы только первые 63.

5. При написании идентификаторов можно использовать как прописные, так и строчные буквы. Компилятор не делает различий между ними, хотя они и имеют различные номера в стандартном коде обмена информацией

 

 

 

5. Зарезервированные слова  являются составной частью языка, имеют фиксированное начертание и раз и навсегда определенный смысл.

 

6. Структура программы на Паскале.

Программа - упорядоченная последовательность команд (инструкций), необходимых компьютеру для решения поставленной задачи.

Программа состоит из трёх основных частей:

 

А) Заголовок программы

Б) Раздел описаний (соглашения)

В) Исполняемая часть (операторы)

 

Синтаксическая диаграмма блока:

 

Program <имя> (Input, Output);

Uses <имя1, имя2, …>;

Label1 …;

Const …;

Tupe …;

Var …;

Procedure <имя>;

<тело процедуры>

Function <имя>;

<тело функции>

Begin

<операторы>

End.

 

Описание (подключение) стандартных модулей.

Раздел начинается со служебного слова uses, за которым следует имя модуля:

Пример: uses crt; uses graph

Описание меток.

Раздел начинается со служебного слова label/

Пример. Label 1,2.3;

Описание констант.

Пример: const a=10;   b=Pi;   c=a+b;

Описание переменных.

Раздел  является важным, так как он всегда должен присутствовать в программе.

Пример: var    a:integer;    b,c,d:real;

Функции (подпрограммы) называется программная программа, которая  используется в другой программе.

Процедуры  – стандартный алгоритм обработки, информации, состоящей из имени (идентификатора), описания (перечня имен переменных и др.), и операторов, реализующих процедуру.

 

 

Ввод данных осуществляется с помощью процедур: readreadln;

Read (имя переменных);

Пример:   Read (x,y) – процедура ввода с клавиатуры значения переменных x,y,

Вывод осуществляется с помощью процедур: Write; Writeln;

Writeln (‘ntrcn’ , имена переменных:m:n);

Параметры m  и  n  определяют формат вывода.

Пример: Write (‘Сумма чисел  =’, S);

Исполняемая часть.

Начинается служебным словом Begin и заканчивается служебным словом End.(с точкой).

Между этими словами пишутся операторы, процедуры, функции.

 

7. Стандартные математические функции, которые используются в выражениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Стандартные типы данных.

 

Тип данных  (data type) – множество величин, объединенных определенной совокупностью допустимых значений.

 

Стандартные типы данных.

 

 

 

              Целые                                                    Вещественные                           Символьные

 


                                                  

  Byte           Word              Shorting        Real  Single        Double       Логические

 (0…255)    (0..65535)           (-128..127)   (2.9*10Е-39..                                     (Boolean)

                                                                 ..1.7*10Е38)      comp

           Integer                       Longint                       extended

          ( -32768…32767)  (-2147483648..2147483647)

 

 

 

 

 

 

  1. Операторы и процедуры. Формат записи и их использование.

 

Оператор – указание, которое определяет характер и последовательность выполнения действий по обработке данных, записанное в установленной форме как единичный символ, слово, конструкция из набора специально зарезервированных слов (предложение, составленное по определенным правилам). В данной строке можно записать несколько операторов, разделяя их точкой с запятой.

1)  Оператор присвоения имеет формат:

<имя переменной> :=  <выражение>

2)  Условный оператор

Полная форма

If  <условие> then <оператор 1> else <оператор 2>;

Неполная форма

If  <условие> then <оператор >;

Если выполняется серия операторов, то они заключаются в операторные скобки:

Begin

  серия операторов

End;

3)   Безусловный оператор

Goto  н/м  (номер метки)

Пример: Goto 1 (перейти на метку 1)

Применяется для осуществления безусловного перехода, т.е. для изменения хода выполнения программы без каких-либо условий или достаточного прекращения выполнения какой-либо части программы или программы в целом.

4)   Оператор выбора

Полная форма:


Case   <выражение>

< список  1 > :  <оператор 1>;

< список  2 > : <оператор 2>;

   .  .  .

< список  n-1 > : <оператор n-1>

Else  < оператор n >;

End;



Неполная форма:

Case  <выражение>

< условие  1 > :  <оператор 1>;

< условие  2 > : <оператор 2>;

   .  .  .

< условие  n > : <оператор n>;

End;

 


Позволяет сделать выбор из произвольного числа имеющихся вариантов.

5)   Цикл с предусловием

While <логическое выражение > Do

begin

< оператор >;

End;

Цикл может не выполниться не разу, если условие ложно (false).

6)   Цикл с послеусловием

Repeat

            <оператор>;

     .  .  .

   <оператор>;

Until   <условие окончания цикла>;

Цикл выполняется до тех пор, пока значения логического выражения false. При приобретении логическим выражением значения true выполнение цикла завершается.

7)   Цикл с параметром

Первая форма

For <параметр цикла>:= < нач. значение > to < кон. значение> do

Begin

<оператор>;

End;

Шаг цикла равен 1 (Step  1)

 

Вторая форма

For <параметр цикла>:= < нач. значение > downto < кон. значение> do

Begin

<оператор>;

End;

Шаг цикла равен -1 ( Step  - 1 ).

 

  1. Графический способ написания программы.

Для представления записи алгоритма используют несколько способов:

Способы записи алгоритма:

1.                       Словесный          

2.                       Графический

3.                       С помощью программированного языка.

При графическом описании используются геометрические фигуры для обозначения каких-либо команд, называемых блоками.

Каждый блок конечному этапу процесса. Внутри каждого блока дается описание тех операций, которых необходимо выполнить.

Рассмотрим каждый блок:

 


                          или                            - блок начала и конца

                                                               Из блока один выход

 

 

 


                             - функциональный блок, блок переработки информации.

                                В блок один вход, один выход.

 

 

 

 


                            - блок ввода-вывода данных.

                              В блок один вход, один выход.

 

 


                                 - блок проверки условия

                                   В блок один вход и два выхода

 

 


                                                                    - подпрограмма

                                                               

                                                                 - направление процесса

 


                                                         - блок проверки условия

                                                    

                                          В блок один вход и два выхода (цикл с параметром)

 

 


                              - блок подачи на печать

                                 В блок один вход, один выход

 

 


Схемы строятся в соответствии с заданной задачей, в которой с помощью стрелок отслеживается направление движения по алгоритму.  В качестве основных структур используется объединенные схемы: линейные, ветвление, цикл.

 

  1. Этапы решения задач

 с помощью использования компьютера:

·         Постановка задачи;

·         Определение условий;

·         Построение модели задачи;

·         описание алгоритма решения задачи;

·         Выбор оптимальных компьютерных средств для решения;

·         Описание алгоритма с помощью выбранных программных средств;

·         Тестирование решения задачи;

·         При необходимости, конкретизация задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 12.  Свойства алгоритмов.

Алгоритм  решения задач – это конечная последовательность четко сформулированных правил решения определенного класса задач. Любой результат деятельности человека – это последовательно выполненная совокупность действий.  Продумывая ход решения задачи, можно найти оптимальную последовательность действий. Это означает, что нужно не просто решить задачу, а решить её с минимальными затратами.

Любой алгоритм должен быть построен с соблюдением определенных правил, согласованных с его свойствами.

Основные свойства алгоритмов:

Понятность – алгоритм должен быть задан с помощью средств, доступных для восприятия и реализации исполнителем;

Дискретность означает разбиение на последовательность строго законченных  действий;

Точность (детерминированность) – содержание любой операции конечного набора точно и однозначно определено;

Результативность – алгоритм должен обеспечить получение планируемого результата или выработку сигнала о невозможности его получения;

Массовость алгоритм составляется для многих задач определенного типа:

              Эффективность – возможность получения результата при минимальном числе операций

(Приложение № 5 Решение задач учащихся, распечатанных на принтере)

IV.             Итог урока.

Оценить работу учащихся, учитывая скорость выполнения работы, правильность выполнения программ, рациональность написания алгоритма, работу с другими прикладными приложениями.

Матрёнушкина Алена  - «5». (Прекрасно справилась со своим заданием, написала без ошибок программу, объяснила, как работают данные функции, правильно дает формулировку понятиям. Ответила на все дополнительные вопросы. Решила задачу на ЭВМ, подтверждая те результаты, которые получились у неё при исполнения алгоритма на доске. Распечатала программу на бумагу. Задача: Цифровой корень За тестирование компьютер поставил оценку «4»).

Чебнева Наталья – «5». (Тест выполнила на «4». Защитила презентацию. Решила задачу правильно, начертила блок-схему в Worde. Решила домашнюю задачу более рациональным способом).

Ососкова Алена – «5». (Решила правильно задачу, написала блок схему. Выполнила правильно домашнюю задачу. Понимает, как работают операторы. Рассказала нам о жизни Блеза Паскаля).

Русина Марина – «5». (Правильно выполнила домашнюю задачу. Рассказала об интегрированной среде паскаль. Дала много определений и понятий. Умело анализирует ошибки в задачах Тест выполнила на «4». Задачу выполнила на «5»).

Исакова Марина – «5». (Четко дала анализ всем вариантам записи домашних задач. Рассказала об операторах повторения, как каждый работает. Тест выполнила на «4». Задачу решила на «5»).

Николаева Татьяна – «4». (Рассказала о графической записи программы. О назначении каждого блока. Как работает блок-схема. Рассказала о процессе решения задач на ЭВМ и назвала все 8 этапов. Тест выполнила на «3». Решила правильно предложенную задачу).

Степанов Александр – «3». (Тест выполнил на «3». Задачу решал с 4-го этапа. Начертил блок-схему. Назвал свойства алгоритма. Рассказал о назначении программированного языка).

V.                Домашнее задание.

Повторить табличные величины. Линейные и прямоугольные таблицы – лекции 10 класса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


МОУ Первомайская общеобразовательная средняя школа

МОУ Первомайская общеобразовательная средняя школа

Оформление: 1) На доске вывешены листы со слайдами презентации: «Программированный язык

Оформление: 1) На доске вывешены листы со слайдами презентации: «Программированный язык

Ход урока. I.

Ход урока. I.

Конечный набор знаков, состоящий из букв, цифр и специальных символов;

Конечный набор знаков, состоящий из букв, цифр и специальных символов;

Арифметическое выражение; Список выражений

Арифметическое выражение; Список выражений

Сколько раз выполниться оператор повторения с предусловием, если переменная n примет значение: 8; 45; 365;3232-?

Сколько раз выполниться оператор повторения с предусловием, если переменная n примет значение: 8; 45; 365;3232-?

Учитель дает ребятам задание на самостоятельную разработку программы и её отладку на компьютере

Учитель дает ребятам задание на самостоятельную разработку программы и её отладку на компьютере

Написать программу нахождения корней квадратного уравнения

Написать программу нахождения корней квадратного уравнения

Индивидуальное задание к каждой задаче

Индивидуальное задание к каждой задаче

Дана программа подсчета количества цифр заданного натурального числа

Дана программа подсчета количества цифр заданного натурального числа

End; 8

End; 8

Написать программу нахождения всех трёхзначных чисел, сумма цифр которых равна

Написать программу нахождения всех трёхзначных чисел, сумма цифр которых равна

Дана блок-схема, записанная на алгоритмическом языке, перевести ее в программу на

Дана блок-схема, записанная на алгоритмическом языке, перевести ее в программу на

III . Защита задачи. Во время защиты задач провести небольшой выборочный опрос учащихся по следующим темам:

III . Защита задачи. Во время защиты задач провести небольшой выборочный опрос учащихся по следующим темам:

Знакомство с программной средой

Знакомство с программной средой

Зарезервированные слова являются составной частью языка, имеют фиксированное начертание и раз и навсегда определенный смысл

Зарезервированные слова являются составной частью языка, имеют фиксированное начертание и раз и навсегда определенный смысл

В ) Исполняемая часть (операторы)

В ) Исполняемая часть (операторы)

Ввод данных осуществляется с помощью процедур: read ; readln ;

Ввод данных осуществляется с помощью процедур: read ; readln ;

Стандартные типы данных. Тип данных ( data type ) – множество величин, объединенных определенной совокупностью допустимых значений

Стандартные типы данных. Тип данных ( data type ) – множество величин, объединенных определенной совокупностью допустимых значений

Операторы и процедуры. Формат записи и их использование

Операторы и процедуры. Формат записи и их использование

Позволяет сделать выбор из произвольного числа имеющихся вариантов

Позволяет сделать выбор из произвольного числа имеющихся вариантов

В блок один вход, один выход. - блок проверки условия

В блок один вход, один выход. - блок проверки условия

Свойства алгоритмов . Алгоритм решения задач – это конечная последовательность четко сформулированных правил решения определенного класса задач

Свойства алгоритмов . Алгоритм решения задач – это конечная последовательность четко сформулированных правил решения определенного класса задач

Степанов Александр – « 3 ». (Тест выполнил на «3»

Степанов Александр – « 3 ». (Тест выполнил на «3»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2020