лучшедома
Обобщающий урок русского языкав 5 классе по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи»

Обобщающий урок русского языкав 5 классе по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи»

docx
5 кл
18.03.2020
Обобщающий урок русского языкав 5 классе по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи»

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

5 кл. обобщ. словообразование.docx

МКОУ «Степновская основная общеобразовательная школа»

Кизлярский район. Республика Дагестан.

 

 

 

Открытый урок  в 5 классе

 

 

Тема: «Обобщение. Словообразование»

 

 

Учитель русского языка и литературы

Катаева Мария Ивановна.

 

 

 

 

 

2020г.

с. Степное

 


Открытый урок в 5 классе

Тема: «Обобщающий урок по разделу «Морфемика. Орфография. Культура речи».

Цели:  обобщить и систематизировать знания учащихся по разделу

              «Морфемика. Орфография. Культура речи»;

ü развивать речь учащихся, мышление, внимание, память, развитие

              навыков  морфемного разбора;

ü воспитывать чувство ответственности за членов классного коллектива, формировать умение сопереживать, сочувствовать товарищам, ответственно относиться к дружбе.

 прививать любовь к устному народному творчеству и интерес к                                                                           русскому языку.

                                        Зеленый и таинственный

Средь моря остров спит.

И надо нам единственный

Путь выбрать, что лежит

 

Через моря Познания,

На горы Мастерства,

Минуя очень топкие

Опасные места.

 

В стране Морфемики

Ищите те пути,

Которые вас к знаниям

Помогут привести.

 

В путь!

 

1

Перед дорогой необходимо подкрепиться, и мы отправляемся на рыбалку. Чтобы заполучить рыбку, надо не только её поймать, но и ответить на вопрос, указанные на рыбке. (К доске прикреплены золотые рыбки, на внутренней стороне которых написаны вопросы. . Выходят по очереди по 1-му ученику).

 

1)Что изучает морфема? Перечислите их.

2)Что такое окончание?

3)Что такое приставка?

4)Что такое суффикс?

5)Что такое корень слова?

6)Как образуется форма слова?

7)Что такое беглая гласная?

8)Что такое морфемный разбор слова и с чего он начинается?

 

2. Рыбалка удалась! Теперь надо найти свою тропу для продолжения пути. Перед нами лес. Чтобы  его пройти, нужно нарядить ёлку. Слова с приставками по левую сторону ёлки, а с суффиксами – с правой стороны.

 

 

 

СЛОВА ДЛЯ ЁЛКИ: ЛЕС (на место звезды), ЛЕСНИК, ЛЕСНОЙ, ЛЕСНИЧИЙ, ЛЕСОВИЧОК; УБЕГАТЬ, СПРЯТАТЬСЯ, ПОДНИМАТЬ, НАХОДИТЬ,ЗАМЕТИТЬ, корень (ствол).

КАК НАЗЫВАЮТСЯ СЛОВА, КОТОРЫЕ НАХОДЯТСЯ С ПРАВОЙ СТОРОНЫ ЁЛКИ?

(Однокоренные).

А теперь послушайте одну историю. «Родственники».

- Вы кто такие?

- Я гусь, это Гусыня, а это наши Гусята. А ты кто?

- А я ваша тётя – Гусеница.

Вы согласны с таким определением? Почему? Докажите.

 

3. Наш путь продолжается. Вдруг перед нами табор цыганский. Преградили цыгане путь путешественникам и говорят, что пропустят только, если  выполним задание. Нужно выписать из предложения слова в 2 столбика, в первый с ЦИ, во второй с ЦЫ.

(Ц..плёнок прыгнул на ц..новку и там на ц..почки привстал, а мимо шёл ц..ган на танцы.. и в ц..рк  ц..плёнка он позвал.)

4. Исчезли цыгане, а перед нами

 ХОЛМЫ ЗВОНКИХ И ГЛУХИХ СОГЛАСНЫХ

(Работаем у доски.) Вставьте нужную букву (З или С)

РА..БИТЬ

..ЖЕЧЬ

РА..ДАТЬ

..ДЕЛАТЬ

РА..ПИСАНИЕ

..ДАНИЕ

 

 

- Каким правилом вы пользовались?

 - Найдите лишнее слово. Почему оно лишнее? (здание)

5.     «Капканы»

Лес забвения практически преодолён. Но что это?

  Но преграда на пути,

Её так просто не пройти
Надо быстро вспоминать
О и Ё когда писать?!

Капканы! Я уверена, что вы легко преодолеете их! Необходимо расшифровать загаданное в карточке слова и записать на доске  его без ошибки!

 

КАРТОЧКИ:

1)Антоним к слову БЕЛЫЙ (ЧЁРНЫЙ), 2)Плод дуба (ЖЁЛУДЬ), 3)Разговор тихим голосом (ШЁПОТ), 4)Точная выдержка из текста (ЦИТАТА), 5)Из этой страны к нам пришли многие виды спорта и необыкновенная мифология (ГРЕЦИЯ), 6)Чей хвост у лисы? (ЛИСИЦЫН).

 

Отгадайте загадки, запишите отгадки (один человек у доски, остальные в тетрадях) и объясните их написание (выделите орфограмму

1.     К одежде за воротничок

2.     Пришили этот колпачок. (капюшон)

3.     Очень эта речь тиха,

           Прямо скажем, чуть слышна. (шёпот)

4.     На ветке – конфетки

С начинкой медовой,

А кожа на ветке –

Породы ежовой. (крыжовник)

5.     Вновь упала на глаза

Не корова, не коза,

Не сосна, не ёлка,

А моя же…(чёлка)

6.     Это платье не из ситца –

Модницам в него рядиться!

Что за ткань, возьми ты в толк,

Щеголихи любят…(шёлк)

7.     На поляне дуб могуч.

Ветви достают до туч,

Летом разрастётся он –

Тень лежит со всех сторон.

Дуб велик, плод мал, как ноготь.

Называется он … (жёлудь).

 

8.     Река.

Мы прошли все преграды. И вот уже видна река, на которой  можно будет разбить лагерь  и немножко отдохнуть.

9.      ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

 

10. Молодцы ребята! Отправляемся дальше.

Вот и речка на пути,
Не  проехать, не пройти
Соловей - разбойник злой
Мост сломал здесь над рекой.

 

Чтобы пройти речку, выбрать  в стихотворении слова с суффиксами и отметить их.

 

Маленькому зайчику
на сырой ложбинке
Прежде глазки тешили
Белые цветочки…
Осенью расплакались
Тонкие былинки,
Лапки наступают
На желтые листочки.   ( А. Блок) 

11.  Показать презентацию  « Урок – игра в 5-6 классах». Вот и завершилось наше путешествие. Мы прошли все преграды и вернулись домой. Вы можете выбрать себе дом, который вам понравился,  и ту оценку, которую по праву заслужили.

 

- А сейчас мы с вами попытаемся разгадать шараду. Чтобы правильно назвать загаданное слово, сначала определите его части, которые называются в рифмованных четверостишьях.

- Послушайте эти слова, которые я буду выделять голосом, выделите в них значимые части, которые назову, и составьте новое слово.

Корень мой находится в «цене»,
В «очерке» найди приставку мне,
Суффикс мой в «тетрадке» вы встречали,
Весь же – в дневнике я и в журнале.

(Пишу на доске по ходу ответа детей.) (оценка). Саша – 5,  Даша – 4,  Баганд – 3,

                                                                                  Адам – 5,   Диана – 4,  Коля – 3,

                                                                                  Эмиля – 5,  Тимур – 3.

 

 

Рефлексия

Подведение итогов.

Домашнее задание: стр.  упр. №455.Повторить 70 -87(параграфы).Тест.


скачать по прямой ссылке
Заполните анкету и получите свидетельство финалиста.
Опубликуйте свои методические разработки в официальном издании.
Бесплатные материалы для классных часов и грамота организатора.
Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)