Обобщающий урок-игра русского языка по теме "Лексика" в 6 классе
Оценка 4.6

Обобщающий урок-игра русского языка по теме "Лексика" в 6 классе

Оценка 4.6
Игры +1
doc
русский язык
5 кл—6 кл
23.01.2017
Обобщающий урок-игра русского языка  по теме "Лексика" в 6 классе
Обобщающий урок по теме "Лексика" построен в в форме игры в "крестики-нолики". Класс разделен на группы, и одна из команд начинает на игровом поле тот или иной конкурс. Выигравшая ставит свой знак (крестик или нолик) на поле. Следующий конкурс выбирает проигравшая команда.Победителем становится та, которая поставит три своих знака в один ряд по вертикали, горизонтали, диагонали или пять по всему полю.Сценарий урока-игры по теме "Лексика".
Лексика.doc
(Урок­ обобщение  в форме игры  «Крестики­нолики» ) Лексика                              Цели урока 1.Повторение изученного о лексике. 2.Развитие творческого мышления и культуры речи 3.Показ  богатства и точности русского языка .                  4.Воспитание любви к языку межнационального общения и бережного к нему отношения. Брейн­ ринг   фразеологизмов Международная лексика Четвертый­ лишний Каламбур  Что? Где? Когда? Шарады Аукцион  Сборник удивительных диктантов         В   мире Класс   разделён   на   группы.   Для   игры   предлагается   сетка.   Одна   из   команд начинает на игровом поле тот или иной конкурс. Выигравшая ставит свой знак (крестик   или   нолик)   на   поле.   Следующий   конкурс   выбирает   проигравшая команда. Победителями становятся те, кто поставит три своих знака в один ряд по вертикали, горизонтали, диагонали или пять по всему полю.                                              Брейн – ринг. 1.Что изучает лексика? 2.Какие слова называются однозначными, какие – многозначными? 3.Синонимы. 4.Какие слова называются омонимами? 5.Приведите примеры антонимов. 6Связаны ли профессионализмы  с профессиями  7.Диалектизмы. 8.Как обогащается наш язык?                Четвёртый – лишний. Прочитайте данные примеры и найдите лишнее  ­ с точки зрения происхождения : Футбол, хоккей, счёт, матч. Белка, берёза, фауна, осень. Телевизор, телеграф, телефон, приёмник. Автомобиль, локомобиль, локомотив, паровоз. ­ с точки зрения значения : Хоть пруд пруди                        во все лопатки Кот наплакал                           сломя голову Тьма тьмущая                       черепашьим шагом Яблоку негде упасть           в мгновение ока Слово в слово                         попасть впросак Тютелька в тютельку        попасть на седьмое небо Вилами по воде писано     попасть в переделку Комар носа не подточит   попасть в переплёт Чем являются три фразеологизма и чем – четвёртый для них? ­ с точки зрения употребления : Ланиты, очи, выя, уши. Вечер, мама, учение, град. Шпиндель, ротапринт, аккумулятор, дорога. Векша(сорока), кипун (родник), криница (колодец),иней.                    Что? Где? Когда? 1.Культура Древней Греции оставила неизгладимый след в истории человечества. Сохранился   он   и   в   нашем   языке.   Мы   пользуемся   древнегреческими математическими,  астрономическими   и  прочими  научными  терминами;  многие  из нас,  сами  того не подозревая, носят греческие  имена  : Андрей – мужественный, храбрый; Алексей – защитник; Макар – счастливый. Часто на вашем столе бывает кушанье, название которого восходит к греческому и означает, что отведать его – это   испытать   настоящее   удовольствие,   даже   счастье.   Назовите   это   блюдо. ( Макароны :счастье –макариос) 2.   Слова   панама   и   болонья,   конечно   же,   относятся   к   заимствованным.   Что   ещё общего в происхождении этих слов?( Географические названия). 3.Маленьких детей часто просят: «Покажи, где у тебя глазки, где носик…» А вам предстоит показать, где у вас ланиты, чело, выя, десница, шуйца, рамена, персты.( щёки, лоб, шея, правая, левая рука,плечи, пальцы.)                                       В мире фразеологизмов. В мире животных:  допишите названия животных в фразеологизмы : Делить шкуру неубитого ….              Желторотый…… Сесть на любимого….                       Стреляный….. Купить ….. в мешке                          белая……. Пустить…. в огород                      …..лапчатый Набить как….. в бочке                   убить двух….. Дуется как….. на крупу                 …..не клюют. Считать… Дразнить…. Брать …за рога Прокатить на … Смотреть как…. На новые ворота Писать как….лапой Среди представителей каких профессий появились эти выражения:  Стричь под одну гребёнку               закидывать удочку На живую нитку                                через час по чайной ложке Сложить оружие                               играть первую скрипку Сгущать краски                                 ход конём                             Открывать Америку                           Ждать у моря погоды                           Попасть в ловушку                           Закусить удила Фразеологические загадки:  его задирают, зазнаваясь; е 2. Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего­то не понимают; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело(нос). белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные (уши) 3.Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека; его советуют искать в поле, когда кто­ либо бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит (ветер). 4.Её заваривают, затевая какое­ нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлёбывают,   распутывая   это   дело;   её   не   сваришь   с   тем,   с   кем   трудно сговориться; её просит рваная обувь; она в голове у путаников (каша). 5.Её   толкут   в   ступе   или   носят   в   решете   те,   кто   занимается   бесполезным делом; её набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в неё прячут концы нечестные люди, иногда они выходят из неё сухими (вода). 6. Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который   говорит   легко   и   бойко;   за   него   тянут   или   дёргают,   заставляя высказаться; его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. Объясните историю происхождения фразеологизма: ­Во всю Ивановскую ­крокодиловы слёзы ­Ахиллесова пята. Каламбур. Рассказывают,   что   при   дворе   Людовика   14   какое­то   время   находился словоохотливый барон Калембург ( по­ французски Каламбур). Он так плохо знал французский,   так   часто   путал   слова,   что   стал   причиной   безудержного   веселья окружающих. Над двусмысленностями и остротами, которые возникали от незнания чужого языка, смеялся весь Париж. Барон стал популярной личностью, а коверканье языка, языковые недоразумения, словесные обмолвки, шутки по Каламбуру быстро сделались развлечением, их назвали по имени горе­ изобретателя каламбуром. Каламбур – словесная шутка, языковая острота,  игра, основанная на столкновении разных по значению слов, которые имеют звуковое сходство. Прочитайте стихи, вместо пропусков вставляя слово или сочетание слов,  зашифрованных в скобках. РАК И ГУСЬ                                      ШУТЛИВАЯ ПЕСЕНКА Раку гусь твердил…                              На медведя вы,……, ­ Ты ударь клешнёй …                         Шишку бросили……., И на берег …..                                       А на нас , ………. Вылезь, мудрость…                            Уронили……… ( адно ), ( изрики )                                (сасна), (ананас)                           Мы с Днепра, а вы с Оки.                           ­Мы с Днепра, а….                            Чуден Днепр могучий.                            Ох, над ними…..                           Вековые кручи!                                       ( высаки) Шарады. 1.Составить слова, соединяя в целое из двух колонок. Сено       овод Банк       ежи Стол       рот Зал         глас Свет      ода Яр          вал Воз       очки Газ        елка Гриб     марка Хор       он Бор       яр 2.Разгадайте шарады. ­слог первый – вид арбуза, ещё два слога­ два союза. Ответ могу назвать вам кратко­  своеобразная загадка (шар­ а­да ) ­я своё имя вам скажу: в моём начале то пишу, что в человеке есть одно, а в  коллективе – вдвое, в ручье не встретится оно, а у кукушки­ втрое. Ко мне вы  любите ходить за ягодами, за грибами. А чтобы имя завершить, мы букву «Т»  поставим с вами. Я в целом­ птица; подскажу: зимой птенцов я вывожу (к – лес – т ). ­в спектакле первый слог найдётся, середина – злак полезный, ценный. Концовка –  гласною зовётся, ответ – работает на сцене (акт – рис­ а). ­ составьте игры­ шарады    к данным словам: полоса, призрак, бойкот.                    Аукцион. 1.Кто больше?(Омонимы). Каким словом мы называем и охотника, и растение? (Зверобой) Каким словом называют и животное, и военный корабль? (Броненосец) Каким словом называют и птицу, и шест у  колодца? (Журавль) Какое коромысло летает? (  Род крупных стрекоз). Каким ключом замок не откроешь? (Родником) Какой пар не поднимается в воздух? (Пашня, оставленная без посева). Какой бор не имеет листвы? (Химический элемент или аппарат стоматолога). Какую строчку нельзя прочесть? (Прошитую на машинке). 2.Расставьте слова по степени усиления признака. Вьюга, позёмка, буран. Улыбаться, хохотать, смеяться. 3.Соберите пословицы. Пословицы разрезаны пополам, нужно их соединить. По какому принципу они  собраны? Худой мир    лучше доброй ссоры. Ученье­ свет, а неученье­ тьма. Добрая слава лежит, а худая бежит. Быль что смола, а небыль что вода. Глупый киснет, а умный всё  промыслит. Маленькое дело лучше большого безделья. В добром житье кудри вьются, в худом ­ секутся. Не узнав горя, не узнаешь и радости. Будет день ­ будет и ночь. Живое слово дороже мёртвой буквы. Меньше говори, больше делай. Не радуйся, нашедши, не плачь потерявши. В шутку сказано, да всерьёз задумано. Не мудрено начать, мудрено кончить. Сборник удивительных диктантов. Составить текст, используя как можно больше фразеологизмов, на тему «Удачный  день». ЛОТО Международная лексика Перед игроками карточки лото. Ведущий читает значение слова, заимствованного из латинского или греческого языков,  а команды должны найти у себя     на карточке составляющее этого слова  и поднять руку, затем записать слово в тетрадь Например, ави акв акт белл вит глоб сон терр юр ад Ин/им интер Пример карточки ведущего Красивый (Белла)     птица(авиа)      вода(акв)     жизнь(вит)    шар(глоб) Звук (сон)       между(интер)    право(юр)    в, не (ин/им)      к, при, возле(ад)   Слова, подобранные учениками :авиация, аквариум, аквалангист, террариум, терраса, юрист, витамин, глобус…и т д.

Обобщающий урок-игра русского языка по теме "Лексика" в 6 классе

Обобщающий урок-игра русского языка  по теме "Лексика" в 6 классе

Обобщающий урок-игра русского языка по теме "Лексика" в 6 классе

Обобщающий урок-игра русского языка  по теме "Лексика" в 6 классе

Обобщающий урок-игра русского языка по теме "Лексика" в 6 классе

Обобщающий урок-игра русского языка  по теме "Лексика" в 6 классе

Обобщающий урок-игра русского языка по теме "Лексика" в 6 классе

Обобщающий урок-игра русского языка  по теме "Лексика" в 6 классе

Обобщающий урок-игра русского языка по теме "Лексика" в 6 классе

Обобщающий урок-игра русского языка  по теме "Лексика" в 6 классе

Обобщающий урок-игра русского языка по теме "Лексика" в 6 классе

Обобщающий урок-игра русского языка  по теме "Лексика" в 6 классе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2017