Обобщающий урок русского языка по теме "Союз" (7 класс)
Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русский язык
7 кл
22.01.2017
Задачи урока:
Обучающие:
повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как служебной части речи, его морфологических признаках (деление на группы по значению и строению), роли в предложении.
совершенствовать умения и навыки:
обнаруживать союзы, отличать их от наречий и местоимений с частицами; правильно писать
определять вид сложного предложения, различать ССП и предложения с однородными членами, правильно ставить знаки препинания в них;
правильно и уместно пользоваться союзными конструкциями в речевой практике.
Развивающие:
развивать навык устной и письменной связной речи, аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания в рамках темы и раздела программы.
Воспитательные:
воспитывать ответственность за результат своего труда и труда своего товарища, умение работать в коллективе, культуру речи и общения, умение слушать.
Урок обобщения и систематизации знаний.doc
МОУ Бутаковская ООШ
Учитель русского языка и литературы Моисеенко Ирина
Николаевна
Урок-путешествие
по русскому языку в 7 классе
«Обобщение по теме «Союз»
Учитель русского языка и литературы
Моисеенко Ирина Николаевна
1 МОУ Бутаковская ООШ
Учитель русского языка и литературы Моисеенко Ирина
Николаевна
Тип урока: повторительно-обобщающий
Задачи урока:
Обучающие:
повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как
служебной части речи, его морфологических признаках
(деление на группы по значению и строению), роли в
предложении.
совершенствовать умения и навыки:
обнаруживать союзы, отличать их от наречий и местоимений
с частицами; правильно писать
определять вид сложного предложения, различать ССП и
предложения с однородными членами, правильно ставить
знаки препинания в них;
правильно и уместно пользоваться союзными конструкциями
в речевой практике.
Развивающие:
развивать навык устной и письменной связной речи,
аналитическое мышление, умение систематизировать и
обобщать полученные знания в рамках темы и раздела
программы.
Воспитательные:
воспитывать ответственность за результат своего труда и
труда своего товарища, умение работать в коллективе,
культуру речи и общения, умение слушать.
2 МОУ Бутаковская ООШ
Учитель русского языка и литературы Моисеенко Ирина
Николаевна
ХОД УРОКА
1. Орг.момент.
— Сегодня у нас необычный урок. На уроке присутствуют гости.
Ваша задача: показать все, что вы умеете и знает по теме «Союз».
2.Объявление темы урока, постановка цели.
I этап. На этом этапе проверяется знание теоретического
материала и проводится фронтальный опрос.
— Путешествовать любят все, и мы это делаем всегда с
удовольствием. Но сегодня мы отправимся в не совсем обычное
путешествие — в страну русского языка.
Перед вами висит карта нашего путешествия. Мы отправляемся
в долину Союзов.
(слайд 3)
И первая остановка — ► деревня Теоретическая.(1) (слайд 4)
3. Фронтальный опрос. (слайд 5)
ТЕСТ
1. В русском языке есть ………… и служебные части речи.
2.Служебные части речи это………
3. Союз – это……………………..
4. Союзы, состоящие из одного слова, называются…………
5. Союзы не являются………………………
6. Союзы связывают………………………………….
3 МОУ Бутаковская ООШ
Учитель русского языка и литературы Моисеенко Ирина
Николаевна
7.
Союзы, связывающие однородные члены предложения и
равноправные по смыслу простые предложения в составе
сложного, называются……………….
8.Союзы, связывающие в сложном предложении неравноправные
простые предложения, из которых одно зависит от другого,
называются….....
9.Сочинительные союзы по значению делятся на три группы:.........
10. Подчинительные союзы делятся на разряды………………
II этап: На этом этапе работы проверяется, как учащиеся
применяют теоретические знания на практике.
► Следующая остановка — «Литературная» (2) (слайд 6)
4. Слово учителя.
— Не многие знают, что союз — древнее название части речи
и по происхождению является греческим. Несмотря на то, что это
количественно небольшая группа служебных слов, по частоте
употребления она занимает седьмое место (и главенствует в ней
союз И). Кстати, очень любил этот союз А.С.Пушкин.
Свидетельство тому — строки из его произведений: (слайд 7)
4 МОУ Бутаковская ООШ
Учитель русского языка и литературы Моисеенко Ирина
Николаевна
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
«Свет мой, зеркальце! скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее».
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищелкивать перстами,
И вертеться, подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.
(сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит. (Зимнее утро)
— На использовании союзов основано стилистическое средство
художественной изобразительности,
которое называется
многосоюзием. В четверостишии из стихотворения «Я помню
чудное мгновенье…» многосоюзие замедляет фразу, придает
предложению плавность, усиливает выразительность речи.
И сердце бьется в упоенье,
5 МОУ Бутаковская ООШ
Учитель русского языка и литературы Моисеенко Ирина
Николаевна
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь. (слайд 8)
— А теперь, ребята, внимание! Перед вами строки из известного
вам произведения А.С.Пушкина. (слайд 9)
Пирует Петр. И горд, и ясен.
И славы полон взор его.
И царский пир его прекрасен.
— Из какого произведения эти строки? (Поэма А.С.Пушкина
«Полтава»)
— Можно ли назвать этот небольшой отрывок текстом? (Да, п.ч.
предложения связаны по смыслу и грамматически)
— А с помощью какой части речи осуществляется грамматическая
связь предложений в тексте? ( С помощью союза И)
— Какой можно сделать вывод о роли союза в тексте?
(Союз является не только средством соединения однородных
членов предложения и частей сложного предложения, но и
средством художественной изобразительности, а также средством
связи отдельных предложений в тексте)
► Прежде, чем мы продолжим путь, давайте запишем домашнее
задание.
Дома вам предстоит вспомнить сегодняшний разговор,
сочетания с союзами, а также предложения, с которыми вы
сегодня работали и написать сочинение, которое можно начать
словами: «Глядя на картину А.К.Саврасова «Грачи прилетели» …»
(слайд 10)
(слайды 11 и 12 картинки Паровозика из Ромашкова +
песенка Паровозика)
►
Следующая станция «Весенняя». (3) (слайд 13)
6 МОУ Бутаковская ООШ
Учитель русского языка и литературы Моисеенко Ирина
Николаевна
─ Почему «Весенняя»? Здесь нам предстоит познакомиться с
замечательной картиной А.К.Саврасова «Грачи прилетели». А на
картине, как вы сами видите, изображена ранняя весна. (слайд 14)
Явились запятые,
Девицы завитые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Работа с текстом.
Карточка № 1
Задание: Восстановите в данном тексте союзы.
А.К.Саврасов — один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей
картиной «Грачи прилетели» художник передает состояние природы, которое она
испытывает ранней весной. Чуть пригрело солнышко, … в воздухе запахло весной.
Поля, виднеющиеся вдали, уже освободились от снега. Талая вода пропитала
потемневшие сугробы, … наполнила пруд. Высокое весеннее небо еще не стало
чистым, … голубизна уже проглядывает сквозь облака.
Грачи, прилетевшие с юга, деловито вьют себе гнезда на березках, … уже
покривились от времени. Птицы счастливы вновь оказаться в родных местах.
Кажется, … их радостный гомон, крики, шум от взмахов крыльев разносятся по всей
округе.
Для справок: и, но, которые, что.
Проверка карточки № 1 – слайд 15
Карточка № 2
Задание: Восстановите в данном тексте союзы, расставьте знаки
препинания.
А.К.Саврасов — один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей
картиной «Грачи прилетели» художник передает состояние природы, которое она
испытывает ранней весной. Чуть пригрело солнышко … в воздухе запахло весной.
Поля виднеющиеся вдали уже освободились от снега. Талая вода пропитала
потемневшие сугробы … наполнила пруд. Высокое весеннее небо еще не стало
чистым … голубизна уже проглядывает сквозь облака.
Грачи прилетевшие с юга деловито вьют себе гнезда на березках … уже покривились
от времени. Птицы счастливы вновь оказаться в родных местах. Кажется … их
радостный гомон крики шум от взмахов крыльев разносятся по всей округе.
7 МОУ Бутаковская ООШ
Учитель русского языка и литературы Моисеенко Ирина
Николаевна
Карточка № 3
Задание: Восстановите в данном тексте союзы, расставьте знаки
препинания, объясните правописание пропущенных орфограмм.
А.К.Саврасов — один из основоположников русской пейзажной живописи. Своей
картиной «Грачи пр…летели» художник передает состояние природы, которое она
испытывает ран…ей весной. Чуть пр…грело солнышко … в воздухе запахло в…сной.
Поля виднеющиеся вдали уже освободились от снега. Талая вода пропитала
потемневшие сугробы … наполнила пруд. Высокое весен…ее небо еще не стало
чистым … голубизна уже проглядывает сквозь облака.
Грачи прилетевшие с юга деловито вьют себе гнезда на березках … уже покривились
от времени. Птицы счас…ливы вновь оказаться в родных местах. Кажется … их
радос…ный гомон крики шум от взмахов крыльев разносятся по всей округе.
► Веселая минутка.
─ Вы на середине пути. Настало время привала. Но ваш
отдых будет творческим.
ШАРАДЫ.
1. Две ноты, союз, 2. Мой первый слог — на
дереве.
Все вместе—игра , Второй мой слог — союз.
В которую любит А в целом я материя
Играть детвора. (До-ми-но) И на костюм гожусь.
(Сук-но)
3. Союз, предлог и падежная форма
Личного местоимения
Дают нам вкусный плод
Южноамериканского растения. (а-на-нас)
— Здесь мы мечтали отдохнуть. Но не тут-то было! Лишь только мы
прибыли в деревню, как нас окружили плачущие люди. (слайд 18)
Они просили нашей помощи. Оказалось, они потеряли ключи
8 МОУ Бутаковская ООШ
Учитель русского языка и литературы Моисеенко Ирина
Николаевна
грамотности и теперь говорят и пишут с ошибками. Вот такие
стишки они сочиняли. (слайд 19)
1. Как-то рано поутру 2. Любит кины детвора,
С другом сели мы в метру. Если в кинах кенгура,
И поехали в метре Ходит-бродит по шоссу,
Фильм смотреть о кенгуре. Носит в сумке шимпанзу.
3. Кенгуру в кафу зашел 4. Вдруг огромный обезьян
Занял там свободный стол. Стал играть на фортепьян.
И сидит за доминой Тут и взрослый сняв пенсню
С шимпанзой и какадой. Хохотал на всю киню.
5. Интересное кино.
Жаль, что кончилось оно.
В гардероб пора бежать
Будут польта выдавать.
(слайд 20)
Выпишите в 1 колонку номера предложений с
► Следующая станция « Сортировочная» (4)
Выборочно-распределительный диктант—цифровой.
(цель: закрепить умение определять разряды союзов) (слайд
21)
Задание:
сочинительными союзами, а во 2 колонку — с подчинительными.
1. Грачи радостно и громко провозглашают о приходе весны. 2. Хотя еще нет яркого
солнца, сквозь свинцово-белые облака уже голубеет край неба. 3. Кажется, что весну
ждали не только грачи, но и церквушка, виднеющаяся за деревьями, забор,
освещенный весенним солнцем. 4. Робкие лучи солнца проложили по снегу голубые
тени, он стал рыхлым, пористым, будто вата. 5. Солнца нет, однако в воздухе пахнет
весной.
КЛЮЧ (слайд 22)
Сочинительные союзы
Подчинительные союзы и союзные
слова
1 И
2 ХОТЯ
9 МОУ Бутаковская ООШ
Учитель русского языка и литературы Моисеенко Ирина
Николаевна
3 НЕ ТОЛЬКО…, НО И
5 ОДНАКО
3 ЧТО
4 БУДТО
— Составьте схему последнего предложения.
III этап: На этом этапе работы проверяется умение
учащихся использовать союзы в собственной речи.
► Следующая остановка « Творческая» (5)
а) Работа по развитию речи.
— Действительно, мы очень часто употребляем союзы в речи,
потому что они помогают нам соединить однородные члены и части
сложного предложения. Это делает нашу речь выразительнее,
богаче, но иногда мы допускаем ошибки. (слайд 24)
Задание: Вам предстоит исправить грамматические ошибки,
заменив деепричастные обороты синонимичными конструкциями
(сложными предложениями или предложениями с однородными
членами), а заодно вспомнить деепричастный оборот.
1. Рассматривая картину, чувствуется отношение художника к
родному краю.
2. А.К.Саврасов, заметив удивительное в окружающем мире, и
рассказал об этом людям.
3.Художник, тщательно прописав каждую веточку не
только на дереве, но и на снегу, на земле, и с любовью
изобразил на ближнем плане грача с веточкой в клюве.
КЛЮЧ (слайд 25)
1. Когда мы рассматриваем картину, то чувствуем отношение
художника к родному краю.
2. А.К.Саврасов заметил удивительное в окружающем мире и
рассказал об этом людям.
10 МОУ Бутаковская ООШ
Учитель русского языка и литературы Моисеенко Ирина
Николаевна
3. Художник тщательно прописал каждую веточку не только на
дереве, но и на снегу, на земле, и с любовью изобразил на ближнем
плане грача с веточкой в клюве.
► б) Работа с разноуровневыми карточками.
— Мы продолжаем работу над обобщением темы, и я хочу вам
предложить продемонстрировать уровень своих знаний по разделу
«Слитное написание союзов также, тоже, зато»
КАРТОЧКА № 1
Раскройте скобки.
Как (будто) тянутся к солнцу; что(бы) построить дом; пасмурный, за(то) по-весеннему
радостный; церквушка то(же) согрета солнцем; спряталась за(то) дерево; здесь то(же)
вода.
(слайд 26)
КАРТОЧКА № 2
Представьте, что вам нужно описать весенний день. Составьте
предложения с данными сочетаниями, чтобы их можно было
использовать в вашем тексте. Раскройте скобки.
Как(будто) тянутся к солнцу; что(бы) построить дом; пасмурный, за(то) по-весеннему
радостный; церквушка то(же) согрета солнцем; спряталась за(то) дерево; здесь то(же)
вода; забор то(же) обласкан теплым солнцем.
Для справок: искривленный, весенний, неяркий, солнечный.
КАРТОЧКА № 3
Сделать синтаксический разбор. Определить разряд
Задание:
союза.
Пригрело солнышко, и в воздухе запахло весной.
11 МОУ Бутаковская ООШ
Учитель русского языка и литературы Моисеенко Ирина
Николаевна
► Итоги урока.
─ Сегодня мы вспомнили понятие «Союз», показали, что мы знаем
разряды союзов по значению, умеем правильно и уместно
употреблять их в речи. кроме того мы вспомнили тему «Слитное
написание союзов
также, тоже, чтобы, зато». А еще мы
познакомились с удивительной картиной А.К.Саврасова «Грачи
прилетели». (слайд 28 и 29)
► Выставление оценок.
Итак, друзья, пришла пора проститься…
И я хочу вам пожелать:
Всегда с охотою учиться,
Всегда с охотою трудиться
И никогда не унывать.
Дополнительные задания.
Задание: вставьте союзы и определите их разряд.
Берегись бед, …. их нет.
Не мил свет,…..друга нет.
Дерево затем и посадили, …… есть плоды.
Сам погибай,….. товарища выручай.
Труд кормит,….. лень портит.
ТЕСТ.
1. Что(бы) не простудиться, надо одеваться по погоде.
а) раздельно
12 МОУ Бутаковская ООШ
Учитель русского языка и литературы Моисеенко Ирина
Николаевна
б) слитно
2. Что(бы) ни случилось, сохраняйте уважение к истине.
а) раздельно
б) слитно
3. Мы то(же) собирали грибы.
а) раздельно
б) слитно
4. Я так(же), как все мальчишки, любил озорничать.
а) раздельно
б)слитно
5. Горька работа, за(то) хлеб сладок.
а) раздельно
б) слитно
13
Обобщающий урок русского языка по теме "Союз" (7 класс)
Обобщающий урок русского языка по теме "Союз" (7 класс)
Обобщающий урок русского языка по теме "Союз" (7 класс)
Обобщающий урок русского языка по теме "Союз" (7 класс)
Обобщающий урок русского языка по теме "Союз" (7 класс)
Обобщающий урок русского языка по теме "Союз" (7 класс)
Обобщающий урок русского языка по теме "Союз" (7 класс)
Обобщающий урок русского языка по теме "Союз" (7 класс)
Обобщающий урок русского языка по теме "Союз" (7 класс)
Обобщающий урок русского языка по теме "Союз" (7 класс)
Обобщающий урок русского языка по теме "Союз" (7 класс)
Обобщающий урок русского языка по теме "Союз" (7 класс)
Обобщающий урок русского языка по теме "Союз" (7 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.