Тема: Обобщающий урок по теме «Заголовок»
Цель: закрепить изученный материал, развивать умение определять тему текста, называть текст, определять содержание по заголовку; воспитывать любовь ко всему живому
Ход урока:
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Сегодняшний наш урок посвящён заголовкам. На протяжение нескольких уроков мы знакомились с видами заголовков, учились правильно давать заголовки, наступил момент доказать, что вы владеете полученными знаниями.
2. Работа с эпиграфом.
· Эпиграфом к сегодняшнему уроку служат слова Аристотеля: «Начало есть более чем половина всего».
· Как вы можете соотнести слова великого мастерства с темой нашего урока?
3. Речевая разминка.
· Начнём урок с разминки.
1. Тренируем дыхание.
«Трубочист»
Прочитайте стихи: а) на одном вдохе, делая только заборы воздуха; б) увеличивая темп к концу каждой строки; в) увеличивая громкость к концу каждой строки.
Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист!
2. Зарядка для языка и губ
¨ «Грустно-весело»
¨ «Надуйте щёки»
¨ «Поболтайте языком»
4. Актуализация знаний учащихся.
1. Фронтальная беседа.
· На наших уроках мы познакомились с видами заголовков, назовите из.
Заголовок-прогноз, заголовок-ассоциация.
· Расскажите о функциях заголовков- прогнозов
· Расскажите о функциях заголовков-ассоциаций
· Чем отличаются эти виды заголовков друг от друга?
Заголовок-прогноз прогнозирует содержание текста, называет тему, главного героя, указывает место и время действия, а заголовок-ассоциация ставит перед читателем задачу, которую он может разрешить, только прочтя текст.
· Чем ещё интересен заголовок-ассоциация?
Слова, вынесенные в такой заголовок часто обретают переносный смысл.
· Какие виды заголовков-ассоциаций вы можете назвать?
Ø Заголовок-метафора
Ø Заголовок-антитеза
Ø Заголовок-риторический вопрос
Ø Заголовок-риторическое восклицание
· Чем же является заголовок для текста?
Это одна из самых сильных позиций текста, потому что он вместе с ключевыми словами, зачином и концовкой образует основу, на которой выстраивается текст.
2. Работа с картинками.
· Рассмотрите предложенные картинки. Придумайте заголовки к предполагаемым текстам.
3. Творческая работа.
· Придумайте заголовок и напишите сочинение-миниатюру по картинке.
5. Зарядка для глаз.
6. Работа с текстом.
· Прочитайте текст, придумайте заголовок-прогноз и заголовок-ассоциацию к этому тексту, объясните свой выбор.
Осень пришла и завладела землей. Все сразу стало осенним. В саду суетились синицы. Крик их был похож на звон разбитого стекла. Они висели вниз головами на ветках и заглядывали в окно из-под листьев клена. Каждое утро в саду, как на острове, собирались перелетные птицы. Под свист, клекот и карканье в ветвях поднималась суматоха. Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг. Начался листопад. Листья падали дни и ночи. Они то косо летели по ветру, то отвесно ложились в сырую траву. Леса моросили дождем облетевшей листвы.
7. Работа с заголовками.
· Определите вид заголовка и объясните свой выбор.
· Конкурс юных пианистов- прогноз
· Спорт учит мужеству - ассоциация
· Мы на выставку идем - прогноз
· Бросьте, мальчики, рогатки! - ассоциация
· Улетели птицы за море. - прогноз
· Пожалейте рябину! - ассоциация
8. Творческая работа. Просмотрите видеоклип, который назван авторами «Жизнь», и подберите свой вариант заголовка.
9. Подведение итогов урока.
· Расскажите о целях, которые мы ставили в начале урока?
· Достигнуты ли поставленные цели?
· Что нам удалось сегодня сделать?
· Всегда ли заголовки бывают удачно подобраны? Приведите примеры.
10. Выставление оценок.
11. Рефлексия.
· Посмотрите на рисунки, которые отражают разные эмоции. Выберите ту, которая подходит вашему настроению на данный момент.
Домашнее задание: выполните упражнение 36, напишите текст по заголовку.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.