Обобщение опыта "Формирование общекультурных компетенций в начальной школе через воспитательную работу"
Оценка 4.9

Обобщение опыта "Формирование общекультурных компетенций в начальной школе через воспитательную работу"

Оценка 4.9
Педсоветы +2
doc
воспитательная работа +1
Взрослым
15.04.2020
Обобщение опыта "Формирование общекультурных компетенций в начальной школе через воспитательную работу"
Данный доклад использовался для выступления на педсовете. Можно использовать для обобщения опыта для аттестации. В докладе говорится о формах работы в начальной школе, использование анкет, тестирование, диагностических карт. Апробацию программа прошла.
Юдина О.Г..doc

Юдина Ольга Геннадьевна,

 учитель начальных классов МБОУ «СОШ п. Яйва»,

Александровский район. Пермский край

Формирование общекультурных компетенций в начальной школе через воспитательную работу

 

Концепция модернизации российского образования определила новую систему взглядов и понятий образования, ориентированную на развитие личности. Она предполагает формирование ключевых компетенций, овладение которыми является необходимым условием социализации и выпускников начальной школы.

В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования, определены направления, в том числе и формирование ключевых компетенций, где понятие «компетенция» определяется как «готовность учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач».

Реальность нашей жизни такова, что востребованными оказываются люди, способные активно откликаться на возникающие перед обществом проблемы, понимающие общую ситуацию, умеющие системно мыслить, анализировать, сравнивать, практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы.

А это значит, что выпускник должен уметь принимать самостоятельные решения, работать в команде, быть инициативным, способным к новациям, готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям, уметь выходить из них.

Изменение подходов к определению целей образования потребовало от учителей начальной школы уточнения видов деятельности, которыми должен овладеть обучающийся в начальном звене, поэтому и появилась необходимость создания Программы формирования ключевых компетенций, обучающихся в начальной школе.

Программа составлена в соответствии с «Требованиями к уровню подготовки выпускников», определенными Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, утвержденном приказом Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089.

Одной из целей программы является:

приобщение детей к традиционным нравственным ценностям отечественной культуры, то есть формирование общекультурных компетенций.

Задачи:

1. Формирование духовно-нравственных ценностей и идеалов с опорой на традиции.
2. Формирование уважительного отношения к культуре своей страны, к своим предкам.
3. Формирование у детей представления о себе как о будущих гражданах России, достойных продолжателях и хранителях ее культурных традиций.
4. Оказание помощи в своевременной и гармоничной социализации ребенка, развитие инициативности, потребности в самосовершенствовании.

Эти задачи могут быть решены не только при изучении учебных предметов, но и через внеклассную работу.

Педагогическая литература предлагает разные перечни компетенций в школьной образовательной практике. Среди них особое место занимает общекультурные компетенции, которые направлены на освоение способов физического, духовного, интеллектуального саморазвития. Очень важным аспектом является самовыражение личности.

Общекультурная компетенция – круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать знаниями и опытом деятельности.

Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно- нравственные основы жизни человека и человечества, культурологические основы семейных, социальных общественных явлений, компетенции в бытовой и культурно – досуговой сфере. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном развитии личностных качеств, формировании культуры мышления и поведения.

К этой компетенции относятся забота о собственном здоровье, комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности.

В классе было проведено анкетирование.  Проанализировав анкеты и тесты учащихся моего класса, я выявила следующие проблемы:

§  учащиеся не могут с достоинством выйти из конфликтной ситуации, не обидев своего сверстника;

§  в классе проявляется слабый интерес к истории, традициям своего посёлка;

§  у некоторых детей наблюдается неуважительное отношение к своим родителям, не понимание того, какова их роль в семье.

Для решения данных проблем возникла идея создания программы «Гражданин своей страны», целью которой было: воспитание гражданина, с высокой культурой, умеющего защищать своё   человеческое право, любить и беречь свой край, относится с любовью и пониманием к близким людям.

Задачи:

·           Познакомить учащихся с нормативно-правовой базой в доступной для их возраста форме.

·           Способствовать формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, родного поселка.

·           Способствовать усвоению и реализации ребенком своих прав и обязанностей.

·           Воспитывать патриотизм, гуманизм, толерантность, любовь к семье.

·           Расширять и углублять товарищеские взаимоотношения в коллективе.

·           Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

·           Способствовать личностно-деятельному подходу в воспитании учащихся.

Направления воспитательной работы:

1.            Я и Отчизна (патриотическое, гражданское воспитание, знакомство с символикой Родины, с историей края, посёлка)

2.            Я и природа (экологические беседы, игры, праздники, викторины, КВН, экскурсии, охрана природы).

3.            Я и моя школа (знакомство с правилами поведения в школе, с уставом, с эмблемой школы, с обязанностями ученика, с сайтом школы).

4.            Я и моя семья (работа с родителями: родительские собрания, спортивные праздники, родительский комитет, совместные классные часы, коллективные работы, поездки).

5.            Я и моё Я (научная организация труда, режим дня, здоровый образ жизни, культура поведения, КВН, праздники, игры, беседы, практикумы).

6.            Я и право (знакомство с нормативно-правовой базой: с Конституцией России, с Декларацией прав ребёнка, с семейным кодексом, с Конвенцией о правах ребёнка).

Программа реализовывалась на классных часах, внеклассных мероприятиях, праздниках, беседах, играх, практикумах.

Ожидаемые результаты:

1.    Знание учащихся нормативно-правовой базы, изученных за данный год.

2.    Владение основными правилами поведения в обществе, личной гигиены.

3.    Убеждённость учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину и гордится ею.

4.    Понимание учащимися ценностей человеческой жизни, справедливости, уважения, способности к сопереживанию, милосердию.

5.    Умение видеть и беречь прекрасное в окружающей жизни, природе.

6.    Представление учащихся о роли детей в семье.

Программа “Гражданин своей страны” рассчитана на два года. Участники программы – учащиеся 3 и 4 класс. В её основе лежит идея сочетания трёх аспектов культуры гражданина: нравственной, правовой, политической.

Главное в программе – системный подход к формированию у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.  При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно – исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

В 3 классе программа знакомит учащихся с историей России и Конституцией РФ, формирует у детей гражданское отношение к школе, осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе, с проблемами экологии, с нравственным поведением в обществе. Знакомство с Всеобщей декларацией прав человека проводится на основе книги Е.С.Шабельник, Е.Г. Каширцевой “Ваши права”. Здесь в игровой форме, что характерно для данного возраста, дети знакомятся со своими правами.

Предполагаемый результат деятельности: убеждённость учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину и гордится ею, изучает её историко – культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества, а также высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, умение видеть прекрасное в окружающей жизни

В 4 классе происходит знакомство учащихся с символикой России, с основными статьями Конституции РФ, с Семейным Кодексом и Конвенцией о правах ребёнка, с культурой поведения, с духовными ценностями и традициями народов.   На основе этого знакомства происходит непосредственное прикосновение детей к отечественной истории, традициям своего народа. Здесь формируются такие понятия, как правосознание и гражданственная ответственность, раскрывается сущность основного закона государства, происходит знакомство с символикой России.  Также на данном этапе формируется уважение к членам своей семьи, понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены. Воспитывается семьянин, любящий своих родителей.

Предполагаемый результат деятельности: формировать у подрастающего поколения чувства российского патриотизма, умение находить взаимосвязь между человеком и обществом, представление о качествах и достоинствах женщин и мужчин, о роли детей в семье; сформирована правовая грамотность школьника; дети должны заботиться о своей семье, помогать взрослым, не создавать конфликтов, уметь держать данное слово.

Известный педагог Н.Е.Щуркова в свете культурологического подхода к воспитанию определяет его как организованное педагогом восхождение ребёнка по ступеням культуры через неуклонное повседневное воспроизведение культурных достижений человечества. Именно воспитательная работа создаёт развивающую среду, эмоционально насыщает, духовно обогащает жизнедеятельность детей.

Современный подход к воспитательной работе требует от педагогов постоянного изучения интересов и потребностей учащихся в формах досуга, создания конкурентоспособных, неординарных программ, сценариев, ориентированных на формирование устойчивых познавательных интересов, воспитывающих потребности в культурном досуге, препятствующих падению интереса к культурным и духовным ценностям. 

 

 

Приложение № 1.

Контрольные вопросы и задания для учащихся 

4 го класса в рамках диагностики и анализа воспитательной работы:

I.                 Культура поведения:

1.          Расскажи о правилах культурного поведения в школе:

а)  на  уроке;

б)  на  перемене;

в)  в  столовой.

 

2.          Культура  поведения  вне  школы:

а)  правила  поведения  на  улице;

б)  правила  поведения  в  кинотеатре;

в)  правила  поведения  в  гостях.

 

3.          Правила,  обязательные  для  всех:

а)  волшебные  слова;

б)  где  можно  играть?

в)  благодарность,  поздравленья,  подарки.

 

II.              Воспитание  здоровых  привычек:

1.          Как  нужно  ухаживать  за  своим  телом?

2.          Как  сохранить  хорошее  зрение?

3.          Расскажите  об  уходе  за  зубами?

4.          Оказание  первой  помощи  при  несчастных  случаях.

5.          Расскажите  о  вреде  курения.

6.          Какой  вред  приносит  алкоголь?

7.          Нужны  ли  в  твоей  жизни  наркотики?

 

III.          Уроки  безопасности:

1.          Какие  опасности  нас  подстерегают  на  улице?

2.          Назовите  виды  транспорта.

3.          Какие  обязанности  пассажиров  вы  знаете?

 

4.          Назовите  причины  пожаров.

5.          Чем  опасен  костёр  в  лесу?

6.          Правила  пользования  бытовыми  приборами.

7.          Назовите  правила  купания.

 

IV.           Экологическое  воспитание:

1.          Расскажите  о  правилах  поведения  в  лесу.

2.          Назовите  лекарственные  растения.

3.          Растения,  занесённые  в  красную  книгу.

4.          Кто  они  враги  и  друзья  леса?

5.          Чем  опасен  мусор?

6.          Расскажите  о  значении  воды в  природе.

 

Раздел  I.

№  вопроса (задания)

Ф.И.О.

1

2

3

а

б

в

а

б

в

а

б

в

1.  Иванов  В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 +  +  -  правильный  ответ  (полный)

     + - частичный  правильный  ответ  (неполный)

   — - неправильный  ответ  (нет  ответа)

 

Раздел  II.

№  вопроса  (задания) 

Ф.И.О.

1

2

3

4

5

6

7

1.  Иванов  В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 +  +  -   (полный)

     + -   (неполный)

   — -   (нет  ответа)

 

Раздел  III.

№  вопроса  (задания) 

Ф.И.О.

1

2

3

4

5

6

7

1.  Иванов  В.

 

 

 

 

 

 

 

       +  +  -   (полный)

     + -   (неполный)

   — -   (нет  ответа)

Раздел  IV.

№  вопроса  (задания) 

Ф.И.О.

1

2

3

4

5

6

1.  Иванов  В.

 

 

 

 

 

 

       +  +  -   (полный)

     + -   (неполный)

   — -   (нет  ответа)

 

Список литературы:

1.            Амонашвили Ш.А.,  Школа жизни. М.: Изд. дом. Ш. А Амонашвили, 1998.

2.            Бикбаева Л.Ф.,  «Мы -  граждане своей страны Татарстан».

3.            Всеобщая Декларация прав человека. - 1948г.

4.            Декларация прав ребёнка. - 1959г.

5.            Журнал “Воспитание школьников”- №4, №6, №7 -  2006г;  №2, №3,  - 2005 г.

6.            Журнал “Классный руководитель” № 1, №3, №8 -  2006г.

7.            Журнал “Начальная школа” 2002г., 2003г., 2004г., 2006г.

8.            Конвенция о правах ребёнка.(1989г.)

9.            Конституция Российской Федерации-ООО “Издательство “Айрис-пресс”. М., 2005г.

10.         Семейный кодекс. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г.,  Ваши права: Кн. для учащихся нач. классов - М.: Изд-во “Вита-Пресс”,1996.


11.         Скачано с www.znanio.ru

Юдина Ольга Геннадьевна, учитель начальных классов

Юдина Ольга Геннадьевна, учитель начальных классов

Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном развитии личностных качеств, формировании культуры мышления и поведения

Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в непрерывном развитии личностных качеств, формировании культуры мышления и поведения

Программа “Гражданин своей страны” рассчитана на два года

Программа “Гражданин своей страны” рассчитана на два года

Приложение № 1. Контрольные вопросы и задания для учащихся 4 го класса в рамках диагностики и анализа воспитательной работы:

Приложение № 1. Контрольные вопросы и задания для учащихся 4 го класса в рамках диагностики и анализа воспитательной работы:

Раздел II. № вопроса (задания)

Раздел II. № вопроса (задания)
Скачать файл