Обобщение опыта "Использование интерактивной доски на учебных занятиях по русскому языку"

  • docx
  • 19.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала использование ИД.docx

Использование интерактивной доски на учебных занятиях

по русскому языку

Давидович З.В.

 

Интерактивная доска – одно из самых современных средств обучения в школе, технология работы с которой сегодня активно осваивается учителями самых разных школьных предметов. Возможность использования клеточного поля и построения на нём прямых и точек избавила учителя от утомительной меловой работы, которая всегда присутствует на обычной доске при изучении этих тем, позволила заготовить для урока большое многообразие упражнений и задач.

Обучение с помощью интерактивных досок почти не отличается от привычных методов преподавания. Основы успешного проведения урока одни и те же, независимо от технологий и оборудования, которое использует педагог. Любое занятие должно иметь чёткий план и структуру, достигать определённых целей и результатов. Всё это помогает учащимся лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают.

Структура урока всегда остается та же - неважно, используется интерактивная доска или нет. Но в некоторых случаях интерактивная доска может стать хорошим помощником, например, при, так называемом, индуктивном методе преподавания, когда учащиеся приходят к тем или иным выводам, сортируя полученную информацию.

Учитель может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, привлекая к процессу учащихся, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах. Иногда можно снова обращать внимание учащихся на доску, чтобы они поделились своими мыслями и обсудили их перед тем, как продолжить работу. Но важно понимать, что эффективность работы с доской во многом зависит от самого педагога, от того, как он применяет те или иные её.

Интерактивные доски - не просто электронные "меловые" доски. Обучение с их помощью гораздо эффективнее обучения только с компьютером и проектором. Чтобы максимально использовать возможности интерактивной доски необходимо тщательно спланировать занятие. К тому же уроки, созданные на интерактивной доске можно использовать не один раз, и это сэкономит время.

Программное обеспечение для интерактивных досок позволяет чётко структурировать занятия. Возможность сохранять уроки, дополнять их записями, улучшает способ подачи материала. Благодаря разнообразию материалов, которые можно использовать на интерактивной доске, учащиеся гораздо быстрее «схватывают» новые идеи.

Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех проблем моментально. И педагоги совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Иногда доска может пригодиться только в самом начале занятия или во время обсуждения.

Методика разработки занятий с использованием интерактивной доски. Для того чтобы эффективно проводить занятия с использованием интерактивной доски можно использовать алгоритм, который поможет успешно подготовиться к занятию с использованием интерактивной доски.

1.   Определить тему, цель и тип занятия.

2.   Составить временную структуру урока, в соответствии с главной целью наметить задачи и необходимые этапы для их достижения.

3.   Продумать этапы, на которых необходимы инструменты интерактивной доски.

4.   Из резервов компьютерного обеспечения отобрать наиболее эффективные средства обучения.

5.   Рассмотреть целесообразность их применения в сравнении с традиционными средствами.

6.   Оценить использование отобранных материалов (оцениваются по времени): их продолжительность не должна превышать санитарных норм; рекомендуется просмотреть и прохронометрировать все материалы, учесть интерактивный характер материала.

7.   Составить временную развёртку (поминутный план) урока.

8.   При недостатке компьютерного иллюстрированного или программного материала провести дополнительный поиск в библиотеке или сети Интернет, или составить собственную разработку.

9.   Нужно написать сценарий.

10.            Апробировать урок.

Когда и как можно использовать интерактивную доску при обучении русскому языку, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения?

    Во-первых, при изложении нового материала: визуализация знаний (демонстрационно-энциклопедические программы, программы создания презентаций).

    Во-вторых, на этапе закрепления изученного материала (программы-тренажёры).

    В-третьих, при контроле и проверке изученного (программы для тестирования и контроля).

    В-четвёртых, при самостоятельной работе учащихся (программы-репетиторы, электронные энциклопедии, развивающие программы).

    Наконец, для индивидуальной тренировки конкретных способностей учащегося: внимания, памяти, мышления и т.п. Поиск истины путём самостоятельной работы с информационными базами данных — вот реальный путь перестройки методической системы обучения общественным и другим гуманитарным дисциплинам. Приобретая опыт работы с базами данных, учащиеся смогут самостоятельно находить решение самых различных учебных задач.

Итак, использование ИКТ возможно на разных этапах урока русского языка:

1) определение темы, целей и задачи урока;

2) повторение пройденного;

3) объяснение нового материала;

4) закрепление изученного материала (формирование орфографических, пунктуационных и речеведческих навыков);

5) контроль знаний, умений, навыков.

ИКТ сокращает время обучения; даёт возможность моделировать какие-либо процессы; подбирать материал для сообщений, докладов, рефератов; организовывать самостоятельную работу; проводить контроль, осуществлять проектную деятельность.

Использование презентаций позволяет дать больший по объему материал; использовать больше наглядного материала, графики, диаграммы, таблицы. В работе можно использовать презентации нескольких "видов":

 а) школьная лекция (видеоряд с рисунками, схемами, таблицами и т.п.). Необходимые иллюстрации выводятся на экран по мере необходимости, что позволяет поэтапно рассматривать основные вопросы темы. Здесь же используются слайд-задания.

б) "презентации - экскурсии", которые позволяют приобщиться к шедеврам мировой культуры.

в) "домашние презентации учащихся". Они позволяют учащимся более качественно проиллюстрировать свое сообщение или ликвидировать пробелы в знаниях. Кроме того, создание презентаций даёт детям возможность с пользой провести время за компьютером: далеко не секрет, что, "подсев" к компьютеру в раннем возрасте, дети не интересуются книгами, не хотят читать. Таким образом, целевое использование  ИКТ позволяет повысить мотивацию учащихся, оптимизировать учебный процесс, формировать языковые и коммуникативные компетенции.

     Если говорить об использовании информационных технологий на уроках русского языка, то здесь возможности компьютера позволяют дифференцировать материал по степени трудности, кроме того, для успешных учащихся имеется дополнительный блок материала, включающий и теоретическую подготовку, расширение лингвистического кругозора, и творческие задания, и самостоятельное знакомство с дополнительными источниками информации, данными в ссылках.

В ходе уроков русского языка учащиеся создают алгоритмы, опорные схемы, таблицы по различным разделам орфографии и пунктуации, что существенно помогает не только в усвоении теории, но и в применении её на практике: при написании диктантов, тестов, изложений и сочинений.

Использование интерактивной доски SMARTBoard. Использование интерактивного оборудования (интерактивных досок SMARTBoard, интерактивных дисплеев Sympodium и др.) и новых электронных обучающих систем, а также электронных учебников позволяет ввести принципиально новый формат проведения учебного занятия. Всего лишь одно прикосновение к интерактивной доске SMARTBoard даёт возможность перейти от одной темы занятия и другой, провести интерактивные эксперименты, протестировать и сделать видеозапись ответа учащегося специальным рекордером, встроенным в программное обеспечение интерактивной доски SMARTBoard.

Как правило, такие электронные обучающие системы содержат учебные материалы, систему тестирования, конструктор уроков, журнал преподавателя и поисковую систему. Электронные учебники объединяют в себе достоинства электронных энциклопедий, гипертекстовых учебников, программ-репетиторов с новыми учебно-методическими приемами.

С помощью тактильного управления интерактивной доской SMARTBoard можно легко и быстро настроить электронный учебник – включать специальные режимы просмотра (например, увеличение во весь экран нужного объекта), управлять звуковым сопровождением электронного занятия, создать свой урок, пользуясь специальным конструктором (прикрепить к уроку свои иллюстрации и ввести текстовую информацию), сделать графические комментарии маркером к изучаемой теме, или проставить оценки учащимся в электронном журнале, используя виртуальную клавиатуру интерактивной доски.

Для проверки текущего уровня знаний учащихся разработаны специальные интерактивные задания. Это интерактивные кроссворды по изучаемой теме, интерактивные тестирование (можно проверить орфографию и пунктуацию, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания), интерактивные контрольные вопросы с вариантами ответа. Система управления интерактивными заданиями даёт возможность проверить ответы, посмотреть комментарии к ответам и просчитать оценочные баллы.

Использование интерактивных игр и тренажёров. Технические возможности кабинета русского языка и литературы: наличие интерактивной доски, коллекция дисков, обучающих программ, выход в Интернет в режиме online – позволяют использовать интерактивные таблицы, нетрадиционные задания, демонстрировать flash-ролики, которые очень нравятся учащимся. На уроках применяются разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов. Они демонстрируют не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, «оживления» иллюстраций и так далее (это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения).

Особенно эффективно использование компьютера для тренинга и контроля усвоения знаний и навыков учащихся. Известно: чтобы грамотно писать, мало знать и понимать орфографические и пунктуационные правила, главное – выработать «автоматизированную грамотность», которая должна стать буквально подсознательным навыком. Именно в этой работе нам может помочь компьютер. Он пунктуален, неутомим, беспристрастен и упорен в достижении поставленной перед ним задачи. В индивидуальной работе с учеником он способен выявить все пробелы в его грамотности и методически искоренять их до полной ликвидации.

     Сейчас в распоряжении учителя много образовательных программ на CD с тренажёрами, моделирующими и контролирующими тестами, тренировочными упражнениями. Работая на компьютере с тестами, выполняя задания на интерактивной доске, дети проявляют неподдельный интерес, а привнесение элемента новизны способствует усилению внешней и внутренней мотивации обучения школьников.

      Для закрепления изученного неоценимую помощь оказывают обучающие тесты из коллекции образовательных ресурсов. Хотя известно всего три вида компьютерных заданий (выбор, ввод по шаблону, распределение по группам), работая с коллекцией, учащиеся встретятся с множеством их модификаций. Следует отметить, что разнообразие заданий объясняется не только стремлением сделать их более интересными, чаще всего сама тема, языковой материал, её обеспечивающий, требуют поиска формы, максимально отвечающей содержанию, а также поставленным задачам и целям. Многие задания иллюстрированы рисунками, их включение обосновано психологическими особенностями детей данной возрастной категории, а также игровой, занимательной формой многих заданий. Часто рисунок помогает решить поставленную перед учащимся задачу. Такие виды работ повышают мотивацию учащихся к изучению правил, развивают внимание, скорость, умение работать в команде.

         Использование интерактивных средств обучения русскому языку при подготовке к ЦТ. Сейчас к выпускнику школы, вступающему во взрослую жизнь, предъявляются несколько иные, чем раньше, требования: умение творчески решать научные, производственные и общественные задачи; самостоятельно, критически мыслить; вырабатывать и отстаивать свою точку зрения; систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования.

В связи с этим важным представляется требование к такому результату образования, как сформированность учебно-познавательной деятельности, которая является совместной работой, формой сотрудничества педагогов, учащихся и их родителей, а также социума. Эффективная организация образовательного процесса, неотъемлемой частью которого является контроль и самоконтроль уровня знаний обучаемых, осознание субъективных способов добывания знаний, подготовка к дальнейшему самообразованию, подготовка школьников к профессиональному выбору во многом зависит от профессионализма педагогов и их готовности к реализации современных образовательных задач.

Одной из таких задач является относительно новое направление контроля уровня знаний учащихся – применение тестов, подготовка к итоговой аттестации и централизованному тестированию.

Специфика дисциплины «Русский язык» такова, что абитуриенты в обязательно порядке должны сдавать тестирование по этому предмету  либо по предмету «Белорусский язык» (на выбор). Отсюда следует, что преподавание предмета «Русский язык» на всех ступенях обучения должно отличаться глубиной и качеством изучаемого материала, носить практическую направленность и иметь конечной целью успешное участие учащегося в централизованном тестировании.

Электронные энциклопедии объединяют функции демонстрационных и справочных материалов и, в соответствии со своим названием, являются электронным аналогом обычных справочно-информационных изданий, таких, как энциклопедии, словари, справочники. В отличие от своих бумажных аналогов, гипертекстовые энциклопедии обладают рядом дополнительных свойств и возможностей: обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевымсловам и понятиям; имеют удобную систему навигации на основе гиперссылок; могут включать в себя аудио- и видеофрагменты.

Дидактические материалы (сборники задач, диктантов, упражнений, примеров, рефератов и сочинений), представленные в электронном виде и объединённые в некую логическую структуру средствами гипертекста (http://vedi.aesc.msu.ru ; http://www.gramota.ru/class/coach/idictation/).

Программы системы контроля знаний, такие, как опросники и тесты позволяют быстро, удобно, беспристрастно и автоматизировано обработать полученные результаты.

Интересно интернет-приложение Learningаpps.org. Данный онлайн-сервис позволяет создавать модули, сохранять и использовать их, обеспечивать свободный обмен ими между педагогами, организовывать работу обучающихся (в том числе, и по созданию новых модулей). Родной язык Learningаpps.org – немецкий, но на сайте реализована мультиязычная поддержка. Однако не все фразы нашли своего переводчика.         

Разобраться с функционалом и навигацией очень просто. Для этого достаточно нажать «все упражнения» в верхней части главной страницы, и перед вами откроется список упражнений, созданных и опубликованных другими пользователями. Для создания и сохранения собственных заданий необходимо зарегистрироваться. После прохождения регистрации, Вам станут доступны шаблоны, которые помогут создать интерактивное упражнение для учеников.

Шаблоны сгруппированы по функциональному признаку: 

  • Выбор – упражнения на выбор правильных ответов; 
  • Распределение – задания на установление соответствия; 
  • Последовательность – на определение правильной последовательности; 
  • Заполнение – упражнения, в которых надо вставить правильные ответы в нужных местах; 
  • Онлайн-игры – упражнения-соревнования, при выполнении которых учащийся соревнуется с компьютером или другими учениками. 

Создав задание, можно тут же опубликовать его или сохранить для личного пользования. Доступ к готовым ресурсам открыт и для незарегистрированных пользователей. Вы можете использовать задания, составленные вашими коллегами, скопировав ссылку внизу задания из поля «привязать» и вставить на страницу своего личного сайта, как делают это многие учителя-блогеры.

Кроме того, можно создать аккаунты для своих учеников и использовать свои ресурсы для проверки их знаний прямо на этом сайте.

     Таким образом, использование интерактивной доски на учебных занятиях по русскому языку развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует интенсификации образовательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, активизирует познавательную деятельность учащихся, повышает интерес к предмету, развивает у детей логическое мышление. А значит, учащиеся овладеют всеми ключевыми компетенциями школьника (коммуникативной, культуроведческой, информационной, языковой, исследовательской), что позволит им не только успешно выдержать выпускные экзамены, но и стать востребованными специалистами, занять достойное место в обществе.

 

 

Литература

1.     Галишникова Е. М. Использование интерактивной доски в процессе обучения // Учитель. - 2007. - № 4.

2.     Интерактивные технологии в образовании// учебно-методический комплекс// Российский государственный гуманитарный университет. – Москва, 2005.

3.     http://induc.ru/news/events/?ELEMENT_ID=4631


 

Скачано с www.znanio.ru