Обобщение опыта "Использование современных технологий на уроках кубановедения"
Оценка 4.9

Обобщение опыта "Использование современных технологий на уроках кубановедения"

Оценка 4.9
Педсоветы
docx
окружающий мир
СCУЗ, ВУЗ
10.08.2022
Обобщение опыта "Использование современных технологий на уроках кубановедения"
обобщение опыта учителя
Использование современных технологий на уроках кубановедения.docx

 «Использование современных технологий на уроках кубановедения».

 

Подготовила:

Шевцова Людмила Анатольевна

учитель начальных классов

МБОУ ООШ № 15 станицы Махошевской

 

Современное общество ставит перед нами, учителями, задачи воспитания развитой, творческой, нравственной, самостоятельной личности.

В профессиональной деятельности учителя всегда есть простор для поиска, педагогического творчества и уже не на уровне традиционной методики, а на уровне интеграции знаний по предметам и технологий обучения.

Любая технология обучения включает в себя: целевую направленность; научные идеи, на которые опирается; системы действий преподавателя и учащегося; критерии оценки результата; результаты; ограничения в использовании.

Таким образом, современную технологию обучения характеризуют следующие позиции:

- технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе ее лежит определенная методологическая, философская позиция автора (различают технологии процесса передачи знаний умений и навыков; технологии развивающей педагогики и т.д.);

- технологическая цепочка действий, операций, коммуникаций выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, имеющими форму конкретного ожидаемого результата;

- функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность преподавателя и учащихся с учетом принципов индивидуализации и дифференциации, оптимальную реализацию человеческих и технических возможностей, использование диалога, общения;

- поэтапное планирование и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должны быть, с одной стороны, воспроизведены любым преподавателем и, с другой, гарантировать достижение планируемых результатов всеми учащимися;

- органической частью педагогической технологии являются диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

Использование современных технологий позволяет:

- развивать у учащихся навыки исследовательской деятельности, творческие способности;

- повысить мотивацию обучения;

- сформировать у учащихся коммуникативные способности (умение работать в группах, совместно с товарищами планировать этапы работы);

- сформировать у учащихся умение добывать информацию из дополнительных источников (энциклопедий, Интернета);

- активно вовлекать учащихся в учебный процесс;

- качественно изменить контроль за деятельностью учащихся.

Быстрое развитие вычислительной техники и расширение её функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса. На своих уроках я использую компьютер и мультимедийный экран. Всё это даёт возможность учитывать возрастные особенности учащихся, построить урок в форме игры или путешествия, разнообразить задания, дополнить сведения научного материала иллюстрациями, то есть повысить наглядность. Яркие образы дают возможность учащимся проявить себя: фантазировать, сделать определенные выводы при изучении материала, что в итоге приводит к более лёгкому усвоению материала. Учащиеся  концентрируют свое внимание на отрабатываемом материале.

Содержание образования курса «Кубановедения» ориентированно на формирование у учащихся самостоятельности, культуры мышления, а так же развития творческих способностей. Систематическая работа учителя в этом направлении способствует решению учащимися нестандартных задач, формированию положительного отношения к заданиям исследовательского характера. Работу по формированию творческих способностей я стараюсь проводить на каждом уроке, а так же во внеурочное время, при проведении экскурсий, походов.

Учебные и внеклассные занятия должны быть понизаны исследовательским духом, эмоциональным накалом. Важно, чтобы ученики постоянно обращались к различным методам раскрытия того или иного явления. Здесь помогает проектная деятельность учащихся.

Важно, чтобы обучающиеся учились участвовать в диалоге, откровенно обсуждать события прошлого и настоящего, которые волнуют их, учились извлекать уроки, выводы из событий истории родного края, активно участвовать в возрождении и обновлении прогрессивных культурных традиций народов Кубани. Встречи с интересными людьми, экскурсии по родному краю, сотрудничество со школьным музеем, участие в патриотических мероприятиях дают им эту возможность.

На уроках кубановедения и внеурочных занятиях я часто предлагаю задания поискового и исследовательского характера.

Традиционными исследовательскими проектами для начальной школы являются естественно- научные, например, ведение классного дневника ежедневных наблюдений за погодой, за птицами нашего края.

С 1 классом мы проводили исследовательскую работу «Поможем зимующим птицам», где мы изучали, какие виды кормушек подходят для птиц, зимующих в нашем крае.

 

Проект «Поможем зимующим птицам».

1. Этапы реализации проекта.

I. Подготовительный этап.

Создание условий для реализации проекта:

Обсуждение цели и задач с учащимися. Вхождение в проект (использование методики «трех вопросов»)

Что мы будем изучать?

Что мы хотим узнать?

Как мы будем узнавать?

Зимующих птиц (названия, незначительные сведения о них).

Их необходимо подкармливать в холодное время года.

Зачем необходимо подкармливать птиц зимой?

Как и из чего сделать кормушку для птиц?

Как часто надо их подкармливать?

Какую пользу приносят птицы людям?

Спросим у взрослых (родителей, воспитателей)

Посетим библиотеку (рассмотрим энциклопедии и подберем интересные факты о жизни птиц в зимний период, художественную литературу).

Обсуждение цели, задач с родителями.

В наглядной форме довести информацию до учащихся и родителей о начале работы проекта: оформить афишу, где сообщается тема проекта, цель, сроки, план работы, какая помощь потребуется от родителей.

Нацелить родителей на оказание помощи детям (наблюдение за птицами на улице, подбор иллюстраций с изображением птиц, художественное слово, посещение библиотеки).

 

2.Основной (практический) этап.

Внедрение в образовательно-воспитательный процесс знаний и практический умений дошкольников о зимующих птицах Кубани.

Организация взаимодействия между всеми участниками процесса, постоянное обсуждение полученных в ходе реализации проекта результатов.

 

3.План мероприятий по реализации проекта.

№ п/п

Название

Сроки выполнения

ответственные

1.

Разработка и накопление методических материалов, рекомендаций по проблеме проекта.

ноябрь - март

учитель

2.

Смастерить и развесить кормушки на территории участка школы и парка

ноябрь

Дети, родители, учитель

3.

Фиксирование результатов ежедневных наблюдений «Репортажи с кормушки»

ноябрь - март

Учитель, дети

4.

Создание фотоотчета «На помощь птицам»

март

Учитель, родители, дети

5.

Создание альбома «Зимующие птицы»

декабрь

Учитель, родители, дети

6.

Выставка творческих детских работ

1раза в месяц

Учитель, дети

7.

Просмотр мультимедийных презентаций «Зимующие птицы», «Накормим птиц зимой»

ноябрь, декабрь, январь, март

Учитель

 

Реализация проекта осуществляется через различные виды деятельности.

 

4. Планирование деятельности по реализации проекта.

Виды деятельности

Совместная деятельность взрослого и детей

Сроки выполнения

Игровая

Дидактические игры:

«Угадай по описанию»

 «Что это за птица?»

 «Кто лишний и почему?»

«Чей клюв?», «Чей домик?»

 «Разрезные картинки»

Сюжетно-ролевые игры:

«Ветеринарная клиника», «Кого чем угостить»

Игра-перевоплощение «Все когда-то мечтают стать птицами».

Ноябрь- март

Двигательная

Познавательно-исследовательская

Физкультминутки: «Вороны», «Снегири», «Стайка»

 

Подвижные игры:

«Воробушки и автомобиль», «Птички и кошка»,  «Птицелов», «Перелет птиц»

 

Беседы: «Кто от зимы не улетает?»

«Синичка-невеличка»,

«Меню для птиц»

 

Цикл наблюдений за птицами: «Какие птицы прилетают на территорию школы?»

 

Составление графика подкормки птиц.

 

Фиксирование результатов ежедневных наблюдений

«Репортажи с кормушки»

 

Решение проблемных ситуаций: «Чем можно помочь птицам зимой?»

«Как помочь птицам дождаться весны?»

Проведение экспериментов:

« Как часто нужно добавлять корм в кормушки?»

«Чем любятся лакомиться синички ?», « Могучая скорлупа»

Рассматривание  иллюстраций,  картин о птицах в книгах. Сообщение библиотекаря  «Пернатые соседи»

Оформление альбома «Зимующие птицы»

 Викторина «Что мы знаем о птицах»

Ноябрь,

 

 

Ноябрь - февраль

 

 

 

 

Ноябрь - Март,

 

 

 

Ноябрь-март

 

 

 

Ноябрь

 

 

Ноябрь-март.

 

 

 

Ноябрь,

Декабрь

 

 

Ноябрь-

Февраль

 

 

 

март

 

 

декабрь

 

январь

Трудовая

Изготовление и развешивание кормушек на территории участка школы.

Кормление птиц на участке.

Очистка и наполнение кормушек.

Ноябрь - март

Коммуникативная

Беседы:

«Берегите птиц»,

«Почему птиц стало меньше?»

 

Дидактические упражнения:

«Какой птички не стало?»

«Назови ласково»

 

Придумывание рассказов «Как я спас птичку» , «История о птицах»

Ноябрь-март

 

 

 

Декабрь

 

 

 

Январь

Чтение художественной литературы.

Чтение рассказов:

И. Тургенев. Воробей. М. Горький. Воробьишко.

Г. Скребицкий. Берегите птиц.

В. Бианки. Лесные домишки. Чтение стихотворений:

Н. Рубцов. Воробей.

З. Александрова. Новая столовая.

А. Яшин. Покормите птиц зимой.

Аукцион загадок, стихотворений о птицах.

Конкурс чтецов «Знакомые незнакомцы»

Ноябрь-март

Продуктивная

Рисование «Портрет птиц», «Птицы у кормушки»

Оригами «Птицы счастья»

Февраль,

 

Март

Музыкальная

Слушание голосов птиц.

Разучивание  песен по теме проекта.

Ноябрь -март

 

5  Заключительный этап

Анализ проведенной работы по реализации проекта, достигнутых результатов.

Деятельность педагога.

Анализ результатов.

Сбор материалов для создания презентации «Поможем зимующим птицам»

Проанализировать результаты анкетирования родителей заключительного этапа проекта.

Защита проекта.

Деятельность родителей.

Передать накопленные материалы и фото учащихся.

Анкетирование родителей на заключительном этапе

Анализ выполненных мероприятий.

1.Анализ анкетирования родителей на подготовительном этапе показал:

- в анкетировании приняли участие 12 семей;

- развешивали кормушки, подкармливали птиц и наблюдали за ними 15% семей;

- художественную литературу о птицах читали с детьми   25% семей;

- о видах кормов для птиц знают 50% опрошенных;

- желание принять участие в проекте выразило 75% респондентов;

2. Анализ изготовленных кормушек показал:

- кормушки принесли 17 семей. Большинство  из них прочные, сделаны из дерева и пластика. 3 кормушки из бросового материала, 2 кормушки сделаны из коробок, 2 кормушки сделаны из бумаги. Эти кормушки недолговечны и быстро испортились.

Считаю, что работа с родителями по использованию и изготовлению кормушек из долговечных материалов проведена в недостаточной степени.

Возможно затраты  на ее изготовление оказались большими для большинства участников проекта.

Считаю, что необходима более активная агитация родителей для  увеличения числа изготовленных кормушек. Изготовление кормушек необходимо продолжить.

3. Дети научились  находить нужную  информацию в энциклопедиях из библиотеки школы и сельской библиотеки.  Свои знания реализовали   в сообщениях по теме «Коллекции идей».

4.  Юные художники устраивали выставки своих творческих работ.

В познавательно-исследовательскую деятельность вовлечены большинство родителей учащихся. Вместе с родителями они сочиняли истории, принесли и развесили кормушки, корм для птиц, подкармливают птиц во дворах своих домов.

В результате проведенной работы с детьми узнали:

Какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, какие прилетают к нам на зиму.

Как различать птиц по окраске.

Какие корма предпочитают птицы.

5. Анализ анкетирования родителей на заключительном этапе показал, что все родители класса приняли участие в проекте. Одни активно помогали детям, другие по просьбе детей, были и те, кто считал, что от родителей должна быть минимальная помощь в исследовательской деятельности детей.

 

Заключение

Выводы.

1.Участие в проектной деятельности  стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей.

2. Ценностно-ориентированная деятельность помогает детям  осознать многостороннее значение природы. Участники  проекта получают не только знания, но и приобретают знания бережного, созидательного отношения к птицам.

3. Совместная проектная деятельность помогает родителям осваивать педагогические приемы необходимые в семейном воспитании, объективно оценивать своих детей и сотрудничать с ними как с равными партнёрами.

        

В 3 классе с учащимися мы выполняли проект «Моя семья», целью которого явились:

- осознать роль семьи в жизни человека;

- изучить историю своей семьи (родословную), роль членов семьи, их хобби, родственные связи и отношения;

- понять свою роль в этой семье;

- подобрать фотографии, отражающие родословную и важные моменты в жизни семьи, а также в семейном труде и отдыхе;

- создать рисунки «Моя семья», поделки и небольшие семейные фотоальбомы;

- развивать теоретические и коммуникативные способности ребенка, привить навыки сотрудничества, активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи, развивать умения осмысливать собранную информацию и использовать ее в работе над проектом.

 

 

 

Метод проектов помогает мне:

- обучать детей находить некую значимую для них проблему и решать её путем творческого поиска и применения интегрированного знания;

- подводить ребят к осмыслению значимости предполагаемых результатов в практической, творческой и познавательной деятельности;

- развивать творческие, исследовательские способности и применять их на практике;

- учить детей алгоритму выполнения этапов проекта;

- создавать условия для самостоятельной деятельности учащихся в ситуации выбора.

В современной практике преподавания одной из самых распространённых форм проверки усвоения учащимися учебного материала являются тестовые задания.

Виды тестовых заданий:

Выберите правильный ответ;

Укажите верные утверждения;

Установите правильное соответствие;

Вставьте в текст недостающие слова;

Восстановите последовательность событий.

Разнообразные задания включают в себя такие элементы содержания как даты, факты, события, имена, хронологию событий, исторические лица.

Использование этих тестовых заданий даёт возможность за короткое время опросить весь класс, выявить ошибки, после чего устранить пробелы в знаниях учащихся, повысить интерес к изучаемому предмету, превратить фронтальный опрос в увлекательную и познавательную игру.

Разработки уроков кубановедения с использованием современных образовательных технологий и позволяют начать работу по решению вышеуказанных проблем. При обучении младших школьников применяются: показ иллюстраций фотографий, исторических документов, таблиц, содержащих интересные данные. Можно включать в урок интерактивные игры, ребусы, кроссворды, задания, предполагающие развитие внимания, мышления, памяти. Это делает преподавание предмета более результативным, позволяет достигать поставленные цели, активизировать познавательную деятельность ребенка. Младшие школьники активно включаются в поисковую деятельность, используют фотографии, рисунки и другие домашние заготовки.

Также одной из форм работы в качестве средств обучения младших школьников на уроках кубановедения является использование дидактических игр, которое определятся рядом причин. Одна из них представлена перед вами. (показ игры). Самым главным здесь, я считаю, то  что при проведении игры создаётся ситуация успеха. Сущность и важность игры заключается в том, что в ней важен не столько результат, сколько сам процесс переживаний, связанных с игровыми действиями. Обучение в игре происходит на высоком эмоциональном уровне, что способствует большей мотивации, а следовательно, и более прочному усвоению учебного материала. Несомненно, что ещё одно из преимуществ игр – коллективная, диалоговая форма работы.

 

Я считаю, что применение на уроках интерактивных средств обучения позволило использовать мультимедийные технологии. Они вдохнули в дидактические игры новую жизнь. Они стали динамичнее, эмоциональнее, эстетичнее.

         Но одних уроков недостаточно, чтобы добиться такой важной цели в воспитании. Для полноценного достижения необходимо продолжать эту работу на внеклассных мероприятиях и во внеурочной деятельности.

При активном использовании современных технологий можно сделать вывод, что, уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.


 

Использование современных технологий на уроках кубановедения»

Использование современных технологий на уроках кубановедения»

Интернета); - активно вовлекать учащихся в учебный процесс; - качественно изменить контроль за деятельностью учащихся

Интернета); - активно вовлекать учащихся в учебный процесс; - качественно изменить контроль за деятельностью учащихся

На уроках кубановедения и внеурочных занятиях я часто предлагаю задания поискового и исследовательского характера

На уроках кубановедения и внеурочных занятиях я часто предлагаю задания поискового и исследовательского характера

План мероприятий по реализации проекта

План мероприятий по реализации проекта

Игра-перевоплощение «Все когда-то мечтают стать птицами»

Игра-перевоплощение «Все когда-то мечтают стать птицами»

Двигательная Познавательно-исследовательская

Двигательная Познавательно-исследовательская

Анализ проведенной работы по реализации проекта, достигнутых результатов

Анализ проведенной работы по реализации проекта, достигнутых результатов

В результате проведенной работы с детьми узнали:

В результате проведенной работы с детьми узнали:

Метод проектов помогает мне: - обучать детей находить некую значимую для них проблему и решать её путем творческого поиска и применения интегрированного знания; - подводить…

Метод проектов помогает мне: - обучать детей находить некую значимую для них проблему и решать её путем творческого поиска и применения интегрированного знания; - подводить…

Одна из них представлена перед вами

Одна из них представлена перед вами
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.08.2022