Исследовательская работа.Тема:Развитие дедуктивного стиля мышления на уроках математики.
МОУ Еманжелинская СОШ
учитель начальных классов
Милюкова Лариса Анатольевна.
Теории развития:
Л.С. Выготский. Зона ближайшего развития.
Л.В.Занков. Общее психическое развитие школьника. Наблюдательность, мыслительная деятельность, практические действия.
Н.А. Менчинская. Умственное развитие школьников.
Д.Б.Эльконин. Формирование у учащегося научно-теоретического стиля мышления.
П.Я.Гальперин. Теория поэтапного формирования умственных и практических действий.
Экпериментальная работа включает в себя:
введение,
две главы,
заключение,
библиографию,
приложения (№ 1 - словарь основных терминов; №2 –контрольные работы.)
Целью эксперимента является изучение возможности формирования у младших школьников дедуктивного стиля мышления на уроках математики.
основные задачи экспериментального исследования:
выяснение доступности учащимся начальной школы познания действительности при помощи дедуктивного стиля мышления;
определение ошибок, которые допускают младшие школьники при обращении к дедуктивным умозаключениям;
выявление ступеней, по которым развивается дедукция младшего школьника;
разработать и апробировать систему специальных упражнений, направленных на развитие дедуктивного стиля мышления на уроках математики
методы:
анализ психолого-педагогической и методической литературы;
педагогическая диагностика;
аналитический эксперимент.
Задачи констатирующего этапа исследования:
выяснение уровня владения учащимися 3-х классов основными правилами дедукции;
- определение ошибок, которые допускают младшие школьники при обращении к дедуктивным умозаключениям.
Задачи формирующего этапа эксперимента:
изучение возможности успешного формирования у детей 3-го класса дедуктивного стиля мышления на уроках математики с помощью разработанной системы упражнений, дополняющей содержание обучения;
выявление ступеней, по которым развивается дедукция младшего школьника.
Ступени, по которым развивается дедукция (теория П.Я. Гальперина).
Подготовительная работа;
Ступень анализа формально-логических отношений.
Методика развития мыслительных способностей, разработанная Агафоновой И.А.
обучение выделению в предметах его существенных признаков на основе сравнения:
а) выделение общих признаков;
б) группировка.
Эффективные средства развития дедуктивного стиля мышления:
опорные схемы (методика Ф.Шаталова),
условные знаки ( методика В.Истоминой),
прием указания на субъект (цветовое подчеркивание основных терминов в задаче).
Задачи контрольного этапа экспериментального исследования:
выявление результата эксперимента;
статистическая обработка опытных данных;
интерпретация педагогического эксперимента.
Вывод результата педагогического эксперимента
дедуктивный стиль мышления на уроках математики можно успешно развивать в результате введения в содержание обучения специально – разработанных упражнений, и это отразится на улучшении успеваемости учащихся начальных классов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.