Обобщение опыта по методической теме самообразования
Оценка 4.8

Обобщение опыта по методической теме самообразования

Оценка 4.8
Исследовательские работы
docx
логика
5 кл—7 кл
13.02.2022
Обобщение опыта по методической теме самообразования
В статье описаны педагогические возможности использования дидактических игр и упражнений, которые являются доступным и эффектным средством в развитии логического мышления у старших дошкольников.
Методическая тема самообразования.docx

Методическая тема

«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений»

МАДОУ «Детский сад №25 компенсирующего вида»

Мурманская область, г. Мончегорск

воспитатель 1кв.категории: Степанова Е.А

 «Если логика не в чести –

ни один довод не будет услышан».

Эмиль Золя

Введение:

Логика, логическое мышление – понятия, о которых, казалось бы, рано говорить в дошкольном возрасте. Ведь умея логически рассуждать, анализировать, обобщать, делать правильные выводы обладает не каждый взрослый, а что уж говорить о ребенке! 

Развитие логического мышления – это очень важный и необходимый процесс! Логическое мышление по праву занимает первостепенное значение в системе дошкольного образования. С помощью мышления человек познает окружающий мир во всем его многообразии, свойствах и отношениях. Оно оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике.  А что же такое логика?

Логика – эта наука о законах мышления и его формах. Она возникла в недрах древнегреческой философии, в 4 веке до н. э., основателем считается древнегреческий философ Аристотель. Знание законов логики важно при выработке решений в сложных, запутанных ситуациях.

Формирование логического мышления заканчивается в подростковом возрасте, однако активный старт этого процесса отмечается именно в дошкольном детстве. Дошкольная, «детская» логика – это своеобразный мир со своими приемами, способами, умениями.

Но зачем логика маленькому ребенку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором закладываются важные психические познавательные процессы, которые необходимы для перехода к следующему этапу. Психолого - педагогические исследования ученых доказали, что основные логические умения формируются у детей, начиная с 5- 6 летнего возраста. А приобретенные навыки и умения в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в более старшем возрасте.

С логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. Идеи отечественных и зарубежных педагогов - психологов Ж.Пиаже, П.Гальперина, Л.Венгера, М. Монтессори раскрывают, что под развитием логического мышления в дошкольном возрасте, рассматривается развитие способности к анализу, сравнению, обобщению, классификации, сериации, абстрагированию, умению рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики, построению причинно – следственных связей.

Также развиваются такие качества как любознательность, сообразительность, смекалка, наблюдательность. Развивается речь ребенка, так как он высказывается посредством слова.

Актуальность:

 Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. 

Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. Современные дети должны быть развитыми личностями, чтобы они могли умело ориентироваться в постоянно растущем потоке информации, анализировать её, применять в освоении нового, находить неординарные решения в различных ситуациях, основываясь на логике мысли.

Одна из важных задач современного дошкольного воспитания — создание таких условий, которые способствовали бы развитию ребёнка, раскрытию его познавательного и творческого потенциала.

Концепция развивающего обучения Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, педагогические эксперименты психологов и педагогов продемонстрировали огромный потенциал детских способностей и доказали, что основным условием развития мышления детей является их целенаправленное воспитание и обучение посредством игровой деятельности.

      Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых организационно - педагогических условий, содействующих развитию логического мышления у дошкольников с помощью занимательного игрового материала. При проведении работы учитывалась преемственность образовательной программы, обязательное включение семьи, деятельностный подход, опора на индивидуальные особенности ребенка.

Гипотеза: В связи с этим было выдвинуто предположение, что если соблюдать определенные организационно-педагогические условия, то процесс развития логического мышления у детей дошкольного возраста будет более эффективным.

В связи с этим была определена цель и задачи опыта:

Цель: Создать условия для формирования логического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр и упражнений и проанализировать ее результативность и эффективность.

Исходя, из цели, были поставлены следующие задачи: 

1.        Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме.

2.        Выявить уровень развития предпосылок логического мышления и составить план работы.

3.        Продумать и создать предметно – развивающую среду, в которой находятся дети, и оформить картотеку игр с учетом возраста детей.

4.        Предоставить родителям практические рекомендации по использованию дидактических игр и упражнений, направленных на развитие логического мышления. Привлечь их активное внимание к проблеме.

5.        Провести анализ эффективности проделанной работы.

Работа по теме строилась с учетом организационно - педагогических условий и общедидактических принципов, которые легли в основу опыта.

Под организационно-педагогическими условиями подразумевается совокупность объективных возможностей, содержания, форм, методов, педагогических приемов, направленных на решение поставленных задач.

Дифференцированный подход в плане представления игрового материала. комплексность и вариативность игровых заданий предполагал несколько вариантов игр с одним и тем же игровым материалом.

Это способствовало развитию волевого, произвольного познавательного интереса, переход от простого к сложному и ориентирован на «зону ближайшего развития».

Для реализации задач были использованы основные формы взаимодействия, которые представлены на слайде:

Это в первую очередь активное межличностное общение между детьми и детьми и воспитателем, т.е. субъект-субъектные отношения.

Выстраивая систему работы по теме, большую роль уделяла практической деятельности.

Методическая работа проводилась по следующим направлениям:

Организация предметно-развивающей среды в группе.

Подбор комплекса игр и упражнений для развития логических приемов мышления старших дошкольников, определение условий их организации.

Предметно - развивающая среда была организована в соответствии с требованиями ФГОС ДО, которые выведены на слайд. В группе был оформлен уголок с математическими и дидактическими играми с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Предметно-развивающая среда позволила включить в активную познавательную деятельность всех детей группы и создана таким образом, что совместную, индивидуальную, организованную деятельность с детьми, а также самостоятельные детские игры можно выстроить с использованием разнообразных игровых пособий, специальных альбомов, дидактического материала, картотек. Насыщенность среды способствовала стимулированию развития мышления, самостоятельности, инициативности, в ней дети могли реализовать свои способности.

Такая организация предметно - пространственной развивающей среды группы оказалась наиболее рациональной, так как она учитывала основные направления развития ребенка и способствовала его благоприятному развитию и эффективной организации игрового взаимодействия.

В основу игр легли: дидактические, развивающие, логико-математические, а также игровые упражнения, экспериментирование, решение творческих и проблемных задач, практическая деятельность. Формирование развития логического мышления начала с использования простейших игр «Разрезные картинки» разными способами, «Собери пазлы», «Подбери узор» и другие.  Далее содержание работы расширяла и усложняла.

Одним из путей, интенсивно развивающим детское познание преобладал наглядно-практический метод моделирования. Впервые метод был разработан педагогами и психологами Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым. Он заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

Моделирование и конструирование – это увлекательный процесс. Игры такого типа совершенствуют наглядно-образное мышление дошкольников, создают условия для развития логических компонентов мышления и конструкторские способности.

В процессе работы были задействованы современные методики:

Блоки Дьенеша и Счетные палочки Кюизенера - Это методики, представляющие собой демонстрационный материал, они прекрасно дополняют друг друга. Формируют способность анализировать и обобщать информацию, производить логические операции. У ребят развиваются комбинаторные и речевые навыки.

Развивающие игры Никитиных известны у нас в стране и за рубежом как нетрадиционная система воспитания детей. Ее цель заключается в формировании памяти, внимания, пространственного воображения, способности к логическим вычислениям, поиска закономерностей, умения классифицировать, находить свои ошибки. В таких играх дети учатся быть сообразительными, изобретательными, развивается творческое мышление.

Хорошим средством развития логического мышления являются различные виды конструктора, кубики, мозаики, настольно – печатные игры.

Такие игры стимулируют образное, пространственное мышление, развивают память и воображение, способствуют совершенствованию интегративных функций посредством координации в системах «глаз — рука» (зрительно-моторная интеграция) и «ухо — глаз — рука» (слухо-зрительно-моторная интеграция).

Игры с мировыми головоломками. Развитие логического мышления включает в себя решение различных логических игр на смекалку, лабиринтов и головоломок, что вызывает у детей большой интерес.

В играх с головоломками, дети вначале учились анализировать рисунок, схему (из каких фигур состоит, где они расположены), затем перешли к упражнениям по составлению более сложных фигур и предметов. В итоге некоторые дети использовали уже схемы силуэтного изображения проверяя свои предположения и составляя фигуру или предмет.

Логические лабиринты дали возможность детям логически прокладывать ходы, перебирая все возможные варианты.

Игры с плоскостным геометрическим материалом способны развивать умение зрительно обследовать, узнавать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры. Развивают умение сравнивать их между собой, классифицировать по признаку формы, присоединять новые фигуры к имеющимся группам, обозначать основание группы словом. У детей развивается мышление, логика, стремление к познанию.

Игры со счетными палочками. В таких играх дети овладевают простейшими формами конструирования, появляется способность к фантазированию, закладываются основы интеллекта.

Игры с магнитным конструктором 3D. Тренируют память, интеллект, внимание; формируют пространственное мышление, логику, сосредоточенность, способствуют возможности находить новые задачи и решать их, развивают фантазию и воображение.

Нельзя не отметить благоприятное влияние небылиц с логическими ошибками. Нахождение несоответствия занимает немного времени. Но тем не менее, картинки­ «нелепицы» - это   замечательный   методический   прием, дети учатся логически   мыслить, рассуждать, делать   выводы, умозаключения, строить развернутые высказывания.

Большой интерес вызывают у детей интеллектуальные задания. Для этого оформлена серия Лэпбуков. Это интерактивные папки: внутри каждой коллекция увлекательных для детей интерактивных игр и заданий. В их содержание включены загадки, разгадывание ребусов, лабиринтов, лото, разрезные картинки, игры для развития памяти и логического мышления.

Загадки, ребусы, лабиринты, все эти логические слоты, направленные на развитие мыслительных операций, сочетаются в интеллектуальных мероприятиях.

С детьми были проведены - Викторины: «Знаток правил дорожного движения», «Добро пожаловать в Лесную академию», «Юный математик». Олимпиада «Эколята-дошколята»

Совместно с воспитателями и специалистами были проведены разные мероприятия: квест «В поисках новогодних игрушек», образовательный терренкур «Тайна звезд», мини проекты.

Все проведенные мероприятия интересны по содержанию, занимательны по форме, отличаются необычностью решения, парадоксальностью результата, рассчитанными на игру фантазии и воображения, а это, в свою очередь, способствовало удовлетворению познавательных потребностей детей.

Также в работе были использованы математические игры и упражнения, которые направлены на тренировку мышления при выполнении логических операций и действий. Это задачи на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, на поиск чисел, недостающих в ряду фигур, т.е. нахождение закономерностей.

В каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом. Дети с удовольствием включались в эти игры и практически все самостоятельно справлялись с поставленными задачами.

Использование представленных игр строился по комплексно-тематическому принципу. Данная модель позволила максимально использовать разнообразные виды детской деятельности, их интеграцию.

Чтобы выявить эффективность дидактических игр и упражнений, с детьми был проведен анализ предполагаемого уровня способностей логического мышления в начале и в конце опыта.

Н. Н. Поддьяков указывал, что критериями формирования операций логического мышления являются сами операции: анализ, синтез, сравнение, классификация и обобщение.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил определить диагностический инструментарий, включающий комплекс диагностических методик, дополняющих друг друга и направленных для определения уровня сформированности логического мышления:

1.      «Домино» (Е.Г. Самсонова, Т.Н. Овчинникова)

2.       «Недостающие детали» (А.К. Болотова).

3.      «Найди такую же» (Г.М. Угарова)

4.      Методика «Нелепицы» - автор Немов Р. С.

Данные методики позволили получить объективную оценку сформированности у детей операций логического мышления.

Результат оценивания проходил в индивидуальной работе, которые помогли объективно сформировать представления о способностях детей.  Что в свою очередь дало возможность выстроить индивидуальную траекторию развития каждого ребенка в начале опыта и в конце.

Результаты на промежуточном этапе работы с 2019 по 2021г. по развитию логического мышления у детей дошкольного возраста, показали положительную динамику. Высокий уровень на конец года по сравнению с прошлым годом повысился на 32%, средний снизился на 28%, низкий уровень снизился на 4%.

Дети овладели способностью анализу и синтезу, классификации, сравнение, но у некоторых детей, в силу своих индивидуальных особенностей возникли трудности при анализе и установлении причинно – следственной связей.

В рамках взаимопосещений с детьми старшей группы, был проведен открытый момент по познавательно – исследовательской деятельности «Экскурсия в лабораторию Всезнамуса». В ходе образовательной деятельности решались задачи на развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение.

В рамках годового плана, для педагогов ДОУ, в формате Zoom конференции выступила с темой «Влияние блоков Дьенеша на развитие логического мышления у дошкольников» где были представлены варианты игр с блоками, в процессе которых дети овладевают различными мыслительными умениями интеллектуального развития. Также в рамках годового плана, была организована деловая интерактивная квест – игра «Где логика?». В декабре был обобщен опыт по теме «Развитие логического мышления с помощью дидактических игр и упражнений».

Взаимодействие с родителями.

Известно, что ни одну задачу по воспитанию и развитию ребенка нельзя решить без участия родителей.

К сожалению, в условиях пандемии, запланированные совместные мероприятия не удалось провести.

Для ознакомления родителей были разработаны консультации, беседы, отражающие актуальные вопросы по теме развития логического мышления в ДОУ и в семье посредством дидактических игр и упражнений. Оформлена стендовая информация о подборе развивающих игр по развитию логики для детей от 5-7 лет. Также было проведено анкетирование родителей с целью выявления знаний по теме развития логического мышления у детей. Все это позволило родителям получить опыт самостоятельного подбора игр и упражнений для развития детей в домашних условиях.

Заключение:

Таким образом, можно сделать вывод: Педагогические возможности дидактической игры очень велики. Они являются доступным и эффектным средством в развитии логического мышления у дошкольников. А целенаправленная и систематическая работа позволяет достичь определенных результатов при выполнении организационно – педагогических условий, которые были направлены на то, чтобы

Ø  стимулировать практическую деятельность;

Ø  развивать способности к мыслительным операциям;

Ø  развивать самостоятельность;

Ø  создать предметно – развивающую среду;

Ø  содействовать овладению родителями методами использование дидактических игр и упражнений.

Все использованные игры и упражнения, направленные на развитие логического мышления, способствовали развитию всех сторон личности ребёнка, активизировали скрытые умственные и интеллектуальные возможности. В процессе использованных игр, у детей формировалась тесная связь между практическим опытом и наглядно-образными представлениями с переходом к словесно – логическому.

Игры позволили организовать сложный процесс развития логических приемов мышления в интересной для детей форме и придать умственной деятельности увлекательный, занимательный характер.

Дети были вовлечены в игровую деятельность, что создавало условия для развития их познавательных интересов, формировало стремление к размышлению и поиску, вызывало чувство уверенности в себе, в возможностях своего интеллекта.

Как утверждал Л. С. Выготский, игра как бы создает «зону ближайшего развития ребенка».  Думаю, что в дальнейшем детям это даст возможность хорошо усваивать учебный материал в школе.

Считаю, что данная тема опыта была актуальна.

 

Использованная литература: электронная библиотека

1.      Азбука логики / Л. Я. Береславский. – М., 2017г.

2.      Алексеева, Е. О. Использование дидактических игр в процессе усвоения пространственных отношений/ Е. О. Алексеева. - М., 2012.- 260с.

3.      Антюхина. А. В. Дидактические игры и их роль в старшем дошкольном возрасте/ А. В. Антюхина. -М., 2017.- 271с.

4.      Басов, А. В. Развитие логического мышления детей / Басов, А. В., Тихомирова Л. Ф. – Ярославль: Гринго, 2017. – 348 с.

5.      Белошистая, А. В. Обучение математике в ДОУ: Методическое пособие/ А. В. Белошистая – М., 2015. – 190с.

6.      Блонский, П. П. Память и мышление / П. П. Блонский – СПб: Издательство «Питер», 2015. —288с.

7.      Богуславская, З. М. Психологические особенности познавательной деятельности детей- дошкольников в условиях дидактической игры/ З. А. Богуславская. - М., 2006.- 165с.

8.      Веклерова, Х. М. Формирование логических структур у старших дошкольников/ Х. М. Веклерова. - Обнинск, 2018.- 211с.

9.      Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве:

Учебное пособие. / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – 336 с.

10.  Давайте поиграем: Математические игры для детей 5-6 лет / Под ред. А. А. Столяра. - М.: Просвещение, 1991. – 314 с.

11.  Ефанова З. А. Развитие мышление. – Волгоград: ИТД «Корифей» 2010.

12.  Зак, А. Г. Различия в мышлении детей/ А. Г. Зак. - М. Российского открытого университета, 2019.-128с.

13.  Кузнецова А. 205 Развивающих игр для детей 3-7 лет. – М., 2008.

Интернет ресурсы:

14.   http://raguda.ru/sk/logicheskoe-myshlenie-u-detej-starshego.html

15.   https://infourok.ru/razvitie-logiki-i-intellekta-na-zanyatiyah-po-razvitiyu-rechi-v-starshem-doshkolnom-vozraste-4387650.html

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Методическая тема «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений»

Методическая тема «Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений»

Концепция развивающего обучения

Концепция развивающего обучения

Насыщенность среды способствовала стимулированию развития мышления, самостоятельности, инициативности, в ней дети могли реализовать свои способности

Насыщенность среды способствовала стимулированию развития мышления, самостоятельности, инициативности, в ней дети могли реализовать свои способности

У детей развивается мышление, логика, стремление к познанию

У детей развивается мышление, логика, стремление к познанию

Недостающие детали» (А.К. Болотова)

Недостающие детали» (А.К. Болотова)

Все использованные игры и упражнения, направленные на развитие логического мышления, способствовали развитию всех сторон личности ребёнка, активизировали скрытые умственные и интеллектуальные возможности

Все использованные игры и упражнения, направленные на развитие логического мышления, способствовали развитию всех сторон личности ребёнка, активизировали скрытые умственные и интеллектуальные возможности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.02.2022