Обобщение опыта по теме: «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр»
Оценка 5

Обобщение опыта по теме: «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр»

Оценка 5
Документация
docx
05.03.2024
Обобщение опыта по теме: «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста с     помощью пальчиковых игр»
В обобщении опыта рассмотрено развитие мелкой моторики, как одно из важных направлений в развитии детей раннего возраста. Определяется взаимосвязь моторики рук и пальцев с развитием речи и мышления малыша, отражены основные виды работ с воспитанниками.
ОБОБЩЕНИЕ ПАЛЬЧИКИ.docx

Обобщение опыта по теме:

«Развитие мелкой моторики детей раннего возраста с     помощью пальчиковых игр»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель: Шмакова Наталья Валерьевна

Должность: воспитатель

Место работы: МБДОУ «Детский сад № 29

«Рябинушка»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Аннотация.

Обобщение опыта «Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковых игр».

В обобщении опыта рассмотрено развитие мелкой моторики, как одно из важных направлений в развитии детей раннего возраста. Определяется взаимосвязь моторики рук и пальцев с развитием речи и мышления малыша, отражены основные виды работ с воспитанниками. Приведен ряд методов по данной теме. Отмечены результаты использования пальчиковых игр и пальчиковой гимнастики в развитии мелкой моторики. В результате использования данной технологии улучшается мелкая моторика, координация движений кистей пальцев рук, совершенствуется словарный запас, развивается воображение, внимание, наглядно – образное мышление. Формируется благоприятный эмоциональный фон в группе.

Положительная динамика в развитии мелкой моторики детей раннего возраста достигается через использование разнообразных форм, методов и приемов в игровой деятельности, в частности посредствам пальчиковых игр.


Теоретическое обоснование проблемы развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста.

Развитие руки в истории человечества трудно переоценить. Именно их развитие и особенно развитие движений пальцев дало возможность человеку овладеть трудовыми операциями, путем жестов развить тот первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей. Это и есть моторика, под которой понимаются «все формы движения, свойственные человеку - от простейших двигательных реакций до сложных двигательных действий и различных умений и навыков». Мелкая моторика - «совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук». К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений: застегивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д.

М.М. Кольцова oтмeчaeт, чтo мелкая мoтoрикa - этo «двигaтeльнaя дeятeльнoсть, которая oбусловлена скooрдинирoвaннoй рaбoтoй мeлких мышц руки и глaзa». Проекция кисти руки, с анатомо-физиологической точки зрения, «занимает около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга. Она расположенная очень близко от речевой зоны». Поэтому развитие речи ребенка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. А.Р. Лурия отмечал, что «кисть руки - это своеобразный орган рeчи, который может быть приравнен к aртикуляциoнному aппaрaту. Следовательно, с этoй тoчки зрeния, мелкая моторика рук - это eщe oднa рeчeвaя зoнa мoзгa». В ходе общественно-исторического развития у человека особое развитие получили руки как автономные манипуляторы, нужные для осуществления разных движений и действий. В связи с этим резко увеличилось количество рецепторов осязания в коже кистей рук и участков коры головного мозга, соответствующие этим рецепторам. Это же мнение высказывает О.И. Крупенчук, когда рассматривает физиологию взаимосвязи мелкой моторики и речи: «В правом полушарии мозга человека возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение. Это происходит благодаря «мостику» между правым и левым полушариями мозга. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если мы хотим, чтобы ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкую работу, надо с раннего возраста развивать его руки: пальцы и кисти». С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, зная об этом факте, образно отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,


которые питают источник творческой мысли». Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга. Известный физиолог И.П. Павлов считал взаимосвязанными те процессы, которые происходят при развитии рук и мышления, Он писал:

«Руки человека учат его голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга. Можно сделать вывод: начало развитию мышления дает рука». По мнению Л.В. Антаковой- Фоминой, «систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга». Возможность познания окружающих предметов у детей раннего возраста в большей степени связана с развитием действий рук, т.е. мелкой моторикой. Мелкая моторика рук формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов. Развитие мелкой моторики - процесс накапливания различных движений, которые совершаются пальцами рук, и их постепенное качественное улучшение - от простых к сложным. Еще в 1970-е годы Н.М. Щелованов и М.Ю. Кистяковская показали, что в результате такого развития происходит «овладение относительно тонкими действиями рук». Этими же учеными доказано, что развитие мелкой моторики происходит в тесной связи с развитием зрения, осязания, кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве.

«Вид предмета служит определенным стимулом для движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются. Начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган». Исследования М.М. Кольцовой показали, что речевая деятельность детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Наблюдая детей в возрасте 10-12 мес., эта ученая установила, что «eсли рaзвитиe движeний пaльцeв сooтвeтствуeт вoзрaстной нoрме, тo и рaзвитиe рeчи и навыков письма тoжe находятся в прeдeлaх нoрмы, eсли жe рaзвитиe мелкой моторики oтстaeт, то имеются нарушения и в речевом развитии и в развитии навыка письма». Поэтому М.М. Кольцова делает такой вывод: «Правильная oргaнизация рaзличных видов детской дeятeльнoсти и систематическое применение тренировочных упражнений способствуют достижению хoрoших рeзультaтoв в рaзвитии пaльцeвoй мoтoрики рук». Такого же мнения придерживается А.Е. Белая, которая пишет: «Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и


подготавливает ребенка к рисованию, а в дальнейшем и к письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений». Развитие мелкой моторики определяет речевое и познавательное развитие детей, начиная с раннего возраста.

Авторы Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, придают большое значение развитию мелкой моторики дошкольников. Начиная с 5-ти и до 12-месячного возраста рекомендуется «развивать мелкую моторику рук и движения пальцев, предлагая детям расстегивать кнопки, снимать кольца со стержня, открывать коробки, брать маленькие мячи, перебирать крупные бусы, нанизанные на леску, катать и передвигать шарики, нанизанные на горизонтально и вертикально расположенные стержни и т.д., организовывая игры «Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик» и др.». В работе с детьми 3-4 лет ставятся задачи «совершенствовать координацию руки и глаза; продолжать развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности». Согласно данной программе развитие мелкой моторики рук осуществляется на интегративной основе при овладении детьми содержанием      образовательных      областей      «Физическое      развитие»,

«Познание», «Художественное творчество» (рисование, лепка, аппликация),

«Труд», в исследовательской и конструктивной деятельности.

Актуальность данной проблемы обусловлена современным социальным заказом общества на воспитание человека, интеллектуально и коммуникативно развитого, способного и стремящегося активно познавать окружающий мир и общаться с людьми. Такие требования к подрастающему поколению сформулированы в законодательных и нормативных документах образования. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования именно познавательное и речевое развитие являются приоритетными направлениями в развитии и образовании детей дошкольного возраста. Познавательное развитие предполагает развитие мышления, интеллектуальных способностей, познавательных интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Чем больше уверенности и ловкости в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ложкой, ручкой, карандашом и т.д.), тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского ума, чем больше мастерства в детской руке. Речевое развитие предполагает владение речью как средством общения и культуры: освоение фонетической, лексической, грамматической сторон речи, умениями монологической и диалогической речи, развитие связной речи. Один из важнейших целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования - «хорошо развитая мелкая моторика, которая позволяет ребенку владеть основными движениями, контролировать их и


управлять ими». В настоящее время актуальной проблемой дошкольной системы образования является полноценное развитие детей уже с раннего возраста. Немаловажную роль в успешности речевого, интеллектуального и психофизического развития ребенка играет сформированная мелкая моторика - движения пальцев и кисти рук. Психологами и педагогами доказано, что развитие мелкой моторики в частности является важнейшим условием психического и физического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. В настоящее время у большинства детей отмечается отставание в развитии мелкой моторики. К сожалению, из-за вечной занятости, в стремлении обеспечить материально себя и свою семью родители все меньше уделяют внимание совместным играм с ребенком и развлечениям, все больше предоставляя его телевизору и компьютеру. К тому же многие родители стараются облегчить проживание себе и своему ребенку - приобретают обувь на липучках, курточки на молнии, чтобы ребенку не пришлось завязывать шнурки, застегивать пуговицы. Все это препятствует нормальному развитию мелкой моторики. Проблема развития мелкой моторики детей 2-4 лет исследована достаточно глубоко. Изучение мелкой моторики дошкольников осуществлено в работах Н.А. Бернштейна, Л.С. Выготского, Е.П. Ильина, А.Р. Лурии, Е.А. Смирновой, Д.Б. Эльконина и др. Связь пальцевой моторики и речевой функции подтверждена исследованиями А.В. Антаковой-Фоминой, М.М. Кольцовой, Е.И. Исениной, Н.М. Щелованова, М.Ю. Кистяковской и др.. Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры для детей 2-4 лет рассматриваются как эффективное средство развития мелкой моторики детей в работах А.Е. Белой, М.Г. Борисенко, С.Е. Гаврина, Н.А. Крaсильникoвой, О.И. Крупенчук, О.П. Рожкова и И.П. Дворовой, Л.П. Савиной, И.Е. Светловой, В.А. Солнцевой, Т.А. Ткаченко, О.В. Узоровой, В.В. Цвынтaрного, Е.Ф.Черенковой.

Таким образом, развитие мелкой моторики детей раннего и дошкольного возраста - это психолого-педагогическая проблема, которая является актуальной. Ее решение предполагает организацию работы с детьми по развитию у них дифференцированных и сложно скоординированных движений кистей и пальцев рук при выполнении различных действий. Важно, что мелкая моторика рук взаимодействует с такими познавательными процессами, как мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Существует тесная связь между координацией тонких движений пальцев рук и речью. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости.

Работая уже не один год, с детьми, обратила внимание, в последнее время отмечается увеличение количества «неговорящих детей», имеющих проблемы в речевом развитии. Причин для такой тенденции много. Родители не уделяют детям достаточного внимания, сейчас ребенок чуть ли не с первых своих дней окунается в мир теле и аудио коммуникаций, да и современные игрушки не все способствуют развитию речи, в частности, мелкой моторики, очень важной для ее становления. Они редко делают что – то своими руками, в силу того, что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития навыков и мелкой моторики. Детям нравится переодевать кукол или просто снять с них одежду, но они с трудом застегивают и расстегивают пуговицы, замки на одежде. Некоторые дети затрудняются правильно держать ложку. Это говорит о том, что у детей слабо развиты мелкие мышцы рук, несовершенна координация движений.

В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Как говорил В.А. Сухомлинский: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития… Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Исходя из этого, хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, захватывают детей своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности и предполагают наличие ситуации успеха. Пальчиковые игры отображают реальность окружающего мира предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук, тем самым вырабатывая ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на развитие мелкой моторики ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.

Я считаю, что развитию общей и особенно мелкой моторики ребёнка необходимо уделять особое внимание, начиная с самого раннего возраста. Но просто делать упражнения малышу будет скучно –надо обратить их в интересные и полезные игры.

Исходя из всего вышесказанного, мной были поставлены в данном направлении цели и задачи:

Цель: достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики детей раннего возраста, через использование разнообразных форм, методов и приемов в игровой деятельности.

И так же были выделены следующие задачи:

Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук, детей  раннего возраста. Способствовать совершенствованию словарного запаса посредством пальчиковых игр, дидактических игр по развитию мелкой моторики рук и речи у детей группы раннего возраста.

Совершенствовать развивающую предметно- пространственную среду группы.

Способствовать формированию благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Развивать воображение, внимание, наглядно-образное мышление, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность и способность.

Мной были определены принципы работы, которые легли в основу организация деятельности по развитию мелкой моторики дошкольников: 1.Принцип целенаправленности опираясь на данный принцип в своей работе, я стараюсь, создать все необходимые условия, чтобы дети успешно овладели всеми навыками.

Составила:

«Пальчиковые игры в стихах»;

«Пальчиковая гимнастика»;

Развивающая игра на липучках «Времена года»;

«Шнуровки»;

«Бизиборд».

Я, как воспитатель, стараюсь заинтересовать детей, использую сюрпризные моменты, преподношу новую игру в стихах изображая героев, и меняя интонацию голоса.

Считаю, что принцип доступности и индивидуальности это основной принцип работы с детьми 2-3 лет. Каждый ребенок индивидуален, я стараюсь найти к каждому свой подход. Также учитываю способности своих воспитанников. Например: Собираем домик из геометрических фигур, Вероника сразу собирает домик по

образцу воспитателя, а Саше, я обязательно, помогу в этом сложном для него занятии.

Принцип систематичности и последовательности. Строя работу по развитию мелкой моторики рук, я всегда продумываю систематичность игровых действий, и усложняя постепенно, при этом учитываю способности моих детей.

Принцип наглядности обучения. Ни одно НОД, ни одна совместная деятельность не проходит без использования наглядных материалов. Продумываю, чтобы наглядный материал, соответствовал теме НОД, и возрасту детей.

Стараюсь, чтобы наглядный материал и дидактические пособия, в моей группе, имели привлекательный вид: картинки яркие, красочные; игрушки целые, не сломанные, приведены в аккуратный вид, что обязательно привлекает внимание детей и вызывает интерес.

Принцип интегрированности. Данный принцип я обязательно, использую в своей работе. Как замечательно, когда мы рассмотрели цыпленка, обследовали его перышки, клюв, «покормили его»-рисуя пальчиком «зернышки», а потом мы с удовольствием поиграем в игру «Вышла курочка гулять». Считаю, что интегрированные занятия проходят на много продуктивней.

Принцип адаптивности очень важен в моей профессиональной деятельности. К каждому ребенку стараюсь найти свой подход, учитывая его индивидуальные и психофизические особенности. Я понимаю, что только тогда, когда ребенок научиться мне доверять, он с удовольствием включиться в игровую деятельность.

Принцип прочности, Развивающая среда в моей группе: игры, игрушки, конструктора, подобраны в соответствии с возрастом моих детей. При проведении НОД, стараюсь, чтобы каждый ребенок справился с заданием. Закрепляю     пройденный     материал     в    совместной деятельности, индивидуально. Убедившись, что дети усвоили материал, даю с усложнениями.

Условия для развития мелкой моторики.

В первую очередь, я начала свою работу с изучения педагогических условий проведения пальчиковых игр и методической литературы: И. А. Ермакова "Развиваем мелкую моторику у малышей"; А. Е. Белая

«Пальчиковые игры для развития мелкой моторики»; а также ежемесячный журнал «Дошкольное воспитание», отобрала нужную информацию для дальнейшей систематической работы с детьми. Регулярно изучаю новую методическую литературу, использую в работе компьютерные технологии.

На основе данной литературы разработала:

перспективный план по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста (Приложение 2);

пополнила развивающую предметно- пространственную среду (Приложение 3);

оформила картотеку пальчиковых игр со стихами по тематическому планированию (Приложение 4).

картотека занятий по развитию мелкой моторики (Приложение 17)

систематизировала игры;

партнерства взрослого и ребенка в процессе деятельности.

Для определения уровня развития мелкой моторики провела педагогическую диагностику, детей раннего возраста, для выявления полноценной картины уровня моторного развития рук воспитанников.

В группе имеется большое количество игрушек развивающего характера: пирамидки, безиборды, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, разнообразные мозаики, кинетический песок, различные крупы, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями, конструкторы разной формы; дидактические игры и пособия, различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов

шнуровки необходимые для развития мелкой моторики, большинство из которых сделаны самостоятельно и с помощью родителей. Очень эффективны для развития руки и пальцев разнообразные мячики: колючие, рифлёные, мягкие. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа. Для развития речи детей в группе предусмотрены следующие зоны, стимулирующие речевую активность детей: книжный уголок, уголок речевого развития, музыкальный и театральный уголки, уголок сенсомоторного развития, игровой уголок.

Литературный центр:

Включает художественную литературу, соответствующую учебной программе дошкольного образования, возрасту воспитанников (стихи, потешки, поговорки, приговорки). Репертуар постоянно меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

В уголке представлены следующие виды книг:

книги со знакомым сказкам, потешками;

книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т. п.);

книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа, книжки четвертушки, книжки малышки;

книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками);

музыкальные или говорящие книги (с голосами животных, песенками сказочных героев и т. п.);

книжки-раскладушки.

Центр речевого развития включает:

наборы предметных и сюжетных картинок для рассматривания детьми;

картотека игр по звуковой культуре речи («Подбери и назови», «Подбери пару», «Большие и маленькие», «Чей домик?»);

картотека игр для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматического строя речи, связной речи;

картотека упражнений артикуляционной гимнастики;

картотека упражнений дыхательной гимнастики;

картотека пальчиковых игр;

картотека логоритмических игр;

картотека тематических стихов, потешек, прибауток для заучивания

картотека словесных дидактических игр;

фонотека сказок, песенок, голосов животных, птиц, игровых движений под музыку);

медиатека (презентации, стихи, мультфильмы). Центр мелкой моторики:

вкладыши разной формы,

сюжетно-дидактическое панно с пуговицами,

разные виды мозаик,

пирамидки,

настольно-печатные игры;

бизиборды

и напольные мягкие развивающие коврики для развития мелкой моторики;

Центр музыки служит для развития фонематического слуха и чувства ритма.

Музыкальный уголок включает:

музыкальные инструменты (погремушки, молоточки и т. д.);

шумовые инструменты, изготовленные своими руками

звучащие игрушки (говорящие, поющие).

Театральный уголок

различные виды театра: театр на варежках, на цилиндрах, теневой театр, театр игрушки, пальчиковый, кукольный, настольный,

маски для игр-драматизаций, разнообразные фланелеграфы.

Игровой уголок включает:

дидактические игры, направленные на речевое развитие (например: «Кто голос подает?», «Угадай, чей дом?» и др.

игры для развития мелкой моторики (прищепки, массажные мячики, граненые карандаши, шишки и др.)

игрушки-шнуровки разного вида («Шнурочки», «Застегнём кукле рубашку» и др.,

крупный и мелкий строительный материал для строительно – конструктивных игр;

игрушки, которые знакомят детей с окружающими предметами быта;

кукольная мебель для комнаты и кухни;

атрибуты для сюжетно–ролевых игр: «Магазин», «Больница», «Дом»,

«Семья», «Шоферы» (куклы, дикие и домашние животные, наборы кухонной и чайной посуды, наборы овощей и фруктов, машины, инструменты, кукольные коляски и т. д.)

Средства развития мелкой моторики.

Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных средств и приёмов, используются разнообразные стимулирующие материалы. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, в контакте с родителями.

Мелкую моторику рук развивают:

- Пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;

Массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;

Народные игры с ладошками;

Игры с природным материалом;

Игры с предметами домашнего обихода;

Игры с песком и водой;

Пальчиковый театр;

Дидактические игры.

Перечисленные виды детской деятельности я использую в ежедневной работе с детьми, так как считаю, что эпизодическая деятельность не может дать положительного эффекта. Регулярно провожу с детьми игры с координации движений пальцев рук, используя игровые упражнения в различных видах деятельности и режимных моментах: продуктивной деятельности, Индивидуальной работе с детьми, на прогулке, при проведении утренней гимнастики, при формировании навыков самообслуживания у детей.

В работе с моими детьми 2-3 лет, я много внимания уделяю настольным играм:

мозаики разных видов;

пазлы;

конструктора разных видов;

игры собери целое из частей (2-4 части).

Такие игры не только способствуют развитию мелкой моторики, но и формируют творческое воображение, ориентировку в пространстве.

Знакомство с играми по мелкой моторике я начинаю с изучения частей тела, а именно руки: «Этот пальчик…», «Ладошки вниз, ладошки вверх…», и др.). Затем детям предлагаю игры более сложного характера: с левой или правой рукой («Пальчики здороваются» и др.) и только потом мы осваиваем игры с двумя руками: «Ножницы», «Замок», «Солнечные лучи» и др.). Игре придаю большое значение, как средству создания эмоционального подъема, положительных эмоций и радости.

В комплекс "Пальчиковые игры" я включила следующие виды игровых упражнений:

Пальчиковая гимнастика

При выполнении гимнастики стараюсь задействовать все пальцы рук. Вначале я произношу стихотворение чётко, затем одновременно с движением рук, а потом уже совместно с детьми. В процессе работы меняю темп, ритм, интонацию, громкость. Это помогает развивать речь детей, координировать движение, развивать чувство ритма.

Физкультминутки.

Оптимальный вариант развития мелкой моторики - использование физкультминуток. Физкультминутки, как элемент двигательной активности, я предлагаю детям для переключения на другой вид деятельности, снятия нагрузки, связанной с сидением.

Пальчиковые шаги.

Эти                   упражнения        направлены         на      развитие      координации       движений кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью   экспериментировать,          фантазировать,             придумывать       новые, варианты. Я использую пособие "Пальчиковые шаги" Е. И. Чернова, Е. Ю. Тимофеевой. В нём

представлены варианты работы для левой и правой руки. Использую              наглядный           материал             на               всех  этапах              работы       по     изучению движений, а также создание игровых ситуаций. Например, играя, дети фантазируют, изображают сказочные персонажи, рисуют их на песке или мелкой крупе         пальчиком и       палочкой,         обводят               пальцем               дорожки, выкладывают из палочек, ниток, плодов, мозаики…

Игры с предметами.

Игры с дополнительными материалами такие как: прищепки, верёвочки, мячи, шарики, орехи, скрепки, валики, нитки и другое повышают интерес детей, внимание становится более устойчивым, а поэтому результата в развитии мелкой моторики я добиваюсь быстрее. Грецкие орехи я использую для катания ладошкой по столу или другой поверхности, а также между ладонями. Такое занятие - дополнительный массаж ладошек и улучшение координации движения рук. Также орехи я использую для перекладывания и удерживания их между пальцев. Такая тренировка отлично развивает подвижность пальцев, улучшает мелкую моторику.

Игры-мозаики являются ещё одним эффективным способом развития мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка. Такая игра подходит для детей любого возраста. Главное - обратить внимание на размер фишек. Для детей младшего дошкольного возраста я выбираю мозаику с крупными фишкам.

Дидактические игры:

Игра «Где же, где же наши ручки?»

Цель: учить детей подражать движениям взрослого. Материал: платки, коробки.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям повторить следующие движения:

Давайте спрячем наши ручки вот так! (дети прячут руки за спину).

Где же, где же наши ручки? (воспитатель пытается заглянуть за спину детей, «ищет» ручки).

Вот, вот наши ручки! Вот наши ручки! (дети показывают руки).

Снова ручки спрятались… (дети снова прячут руки).

Где же, где же наши ручки? А вот они! (малыши показывают руки). Игра повторяется несколько раз. Таким же образом дети прячут руки под платок, в коробку, под стол.

Главное, чтобы дети выполняли соответствующие действия по сигналу. Игра «Спрячь в ладошке»

Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Материал: кусочки поролона или резиновые кольца и другие игрушки из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке (по количеству детей).

Ход игры:

Воспитатель раздает детям небольшие кусочки поролона и предлагает спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно: «Вот вам губки. Они волшебные, умеют прятаться и становиться незаметными. Спрячьте их так, чтобы никто их не увидел и не нашел – зажмите покрепче в ладошке!» Игра «Котенок»

Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук; учить подражать

Движениям        взрослого.

Материал: маленькие резиновые игрушки – пищалки: котята (по количеству детей).

Ход игры:

Воспитатель раздает детям игрушки и предлагает сжать их в кулачке. В это время читает двустишие:

Ты, котенок, не пищи, Лучше маму поищи.

После того, как все «котята пропищат» воспитатель показывает «маму – кошку» - большую игрушку.

Игра повторяется несколько раз.

Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности: рисование, лепка, конструирование.

 

Ещё один из способов развития мелкой моторики, который нравится мне и детям - это застёгивание и расстёгивание различных застёжек, кнопок, пуговиц, молний. Этот способ влияет на тренировку пальцев, совершенствует ловкость рук.

Дети моей группы раннего возраста очень любят играть с песком, такие игры помогают развивать мелкую моторику рук. Кинетический песок - оптимальное решение. При лепке песком каждый пальчик ребенка активно задействован в процессе. Это позволяет развивать не только, но и активировать творческие способности малыша. (Приложение 5)

В процессе игры с кинетическим песком, имеющим своеобразную текстуру, у детей развивается тактильная чувствительность;

Манипуляции с песком оказывают благотворное влияние на эмоциональное состояние ребенка, помогают раскрепоститься и приучают к концентрации внимания.

Игра с кинетическим песком даже в одиночку очень полезна и увлекательна, а в компании способствует развитию элементарных навыков общения.

Занятия с песком способствуют развитию творческого воображения. Это расширяет границы детских возможностей и вдохновляет ребенка на познание и творчество.

Игры действия с тренажерами.

Целью этих игр и упражнений является укрепление мелкой моторики за счет совершенствования технических навыков и умений детей, регулярной практической деятельности. Все игры и упражнений с нестандартным оборудованием, которые проводятся с детьми в интересной, непринуждённой игровой форме помогают развивать не только мелкую моторику рук детей, их речь, внимание, мышление, а также формирует дружеские взаимоотношения, доставляют им радость и удовольствие.

Формы работы.

В своей работе использую разнообразные формы работы с детьми:

в совместной деятельности с детьми, ежедневно уделяю внимание не только подвижным, сюжетно - ролевым играм, но и обязательно играм на развитие мелкой моторики.

Все дети разные, с детьми у которых слабо развита моторика, работаю индивидуально: разминаем ладошки, пальчики, собираем пирамидки, вдеваем шнуровки, выкладываем мозаики, строим и т д.

В самостоятельной деятельности детей стараюсь заинтересовать, направить, побудить их к действию. С раннего возраста стараюсь формировать в детях навык самостоятельного выбора. Всегда спрошу у ребенка, чем он хочет заняться? И всегда поддержу его выбор.

-Работа с родителями.

Большой вклад в работу по развитию мелкой моторики рук могут внести родители. Родители активные помощники в организации образовательного процесса. Нельзя добиться хороших результатов в решении задач развития речи, если они не решаются совместно с семьей, для которого характерно содействие друг другу. Я постаралась максимально привлечь родителей к активному участию, добилась полного осознания проблемы и активного стремления. Провела анкетирование родителей: «Развитие мелкой моторики   у   детей   раннего   возраста»   (Приложение   1)   консультации:

«Развитие мелкой моторики рук у детей 2-3 лет» (Приложение 9), «Пальцы помогают говорить» (Приложение10). Информирую родителей о состоянии речи их детей. Широко использую информацию в родительских уголках, в папках - передвижках: «Значение пальчиковой гимнастики в развитии детей дошкольного возраста» (Приложение 11), «Пальчиковые игры в развитии речи и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста», «Памятка по проведению игр с предметами в домашних условиях» (Приложение 13), памятка «Рисуем пальчиком» (Приложение 14), «Игры на природе» (Приложение 15). Разработала рекомендации и памятки, в которых прописывала о необходимости давать детям больше самостоятельности при одевании (застегивать, расстегивать молнии, пуговицы), так как эти действия являются базовым, они формируют ручную умелость. Например: «Ум ребенка на кончиках его пальцев. Пальчиковые игры» (Приложение 8),

«Развитие речи ребёнка посредством пальчиковых игр» и др.

Методы и приемы.

Очень важно подобрать правильные методы и приемы при обучении детей ясельного возраста.

Словесный метод.

Я всегда стараюсь расположить ребенка к себе, с первой встречи, доброжелательным (не в коем случае не нравоучительным) тоном. Обращаюсь к ребенку ласково. Много читаю детям потешек, сказок стихов.

Рассказыванию сказки, выделяя голосом фразы персонажей.

 

Рассматриваем иллюстрации к данной сказке, проговариваем фразы из текста. Заучиваем короткие стишки, потешки, совместно пересказываем короткие сказки например:

«Курочка Ряба».

Наглядно-действенный метод обучения.

В раннем возрасте, как известно, дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, я стараюсь широко использовать приемы наглядности:

Рассматривание иллюстраций, фотографий, мультфильмов.

рассматривание предметов, игрушек;

-наблюдение;

описание предметов, картин, игрушек;

наблюдение в природе;

Практический метод.

Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности. После общего показа и объяснения, я предлагаю выполнить под непосредственным руководством фрагмент дидактической игры отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь, даю единичные указания.

Также в своей работе использую интересную методику итальянского педагога, врача и психолога разработанные Марией Монтессори, позволяющих реализовать потребности ребенка в каждый момент его развития. Не менее популярными для развития мелкой моторики руки ребенка являются игры, специальные упражнения. Известная во всем мире система становится популярной и в России. Все упражнения системы Монтессори имеют следующий принцип: «Помоги мне сделать самому».

Ребенку даются задания, с которыми он может справиться, и делают все, чтобы он чувствовал себя максимально комфортно при выполнении заданий. Главный принцип развития ребенка по методике Монтессори таков:

«Каждый ребенок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде». Система М. Монтессори является интересной и востребованной ретроинновацией в нашей современной действительности. Использование этой системы способствует реализации требований ФГОС ДО.

Методика Марии Монтессори вырабатывает в детях усидчивость порядок и воспитанность в обществе, а это не маловажно. Упражнения по Монтессори, которые использую в своей работе: (Приложение 6)

-игры шнуровки, нанизывание на шнурок бусин с большими отверстиями; не маловажное значение в развитии мелкой моторики и речи детей имеют упражнения по выработке обобщенного двигательного образа предмета, которые я провожу в индивидуальной работе застегивание и расстегивание пуговиц.

пересыпание различных круп с помощью воронки, совка, ложки,

разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу. Использую разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать крупу в коробку руками, прятать и искать в крупе разные мелкие игрушки.

упражнения с бумагой:

мять развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния),

рвать (развитие соотносящих движений) захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны.

Большой интерес для детей представляет конструирование. Работая с деталями   конструктора,   дети   общаются   друг   с   другом    при    этом речь детей приобретает систематический характер, кроме этого развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность.

Рисование и лепка любимые занятие детей и очень полезные, на каждом занятии использую   пальчиковые игры, которые применяются, как на подготовительном этапе, так и в процессе рисования и лепки.

В непосредственной образовательной деятельности использовала различные нетрадиционные техники рисования: ватными палочками, рисование пальчиком, печати от руки и др. Детям предлагаю такие задания, как: «прилетела тучка, что она с собою принесла, дети рисуют дождик, снежок (маски, штрихи, точки); выглянуло солнышко рисуют лучики». Для развития точности и уверенности движения рук предлагала игры, в которых детям необходимо было проводить параллельные прямые в определенном направлении,

Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятий. В   своей   работе   использовала   пластилин, семена. (составление узоров из семян). Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованны в работе глаз и руки, координация движений, их точность.

Рисование пластилином (пластилинография)-не только увлекательная игра, но и очень полезное занятие. Оно повышает сенсорную чувствительность, развивает воображение, пространственное мышление, мелкую моторику, развивает ребёнка эстетически.

Также в своей работе использую манную крупу, она напоминает по своей структуре песок, но работать с ней проще, так как она легче по весу, окрашивание не занимает много времени, крупа быстро сохнет и в изделии имеет более яркий вид. Выполнение аппликации из цветной манки доступно для детей раннего возраста. Игры с манной крупой очень нравятся детям и развивают мелкую моторику: ее можно брать в ручки, пересыпать из ладони в ладонь, водить рукой и пальчиком, рассыпать на подносе и на лист бумаги. Играть и рисовать манкой можно круглый год. Рисование манкой снимает стресс, так как во время этого процесса у ребят снимается напряжение, зажатость, они становятся более раскованными и расслабленными.

Занятия с крупами влияют на тактильное восприятие малышей. Во время игр с манкой дети используют ладонь, пальцы, тыльную

сторону ладони руки, рисуют различные узоры, линии, фигуры. Рисование манкой развивает фантазия и воображение ребенка, память и координация его движений.

Игровой метод.

Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для малышей игровой. В своей работе я использую игровые приемы, они мне очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:

различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации;

использование сюрпризного       момента,    прием         неожиданного      появления игрушек, сказочных героев;

решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев.

Наиболее продуктивными в решении поставленной задачи являются пальчиковые игры, которые дают наиболее значимый эффект. Психомоторные процессы развития речи напрямую зависят от развития мелкой моторики (то есть умения манипулировать пальчиками). Пальчиковые игры дают пальцам полноценный отдых. Кроме того, они развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять моральное напряжение. Регулярное проведение пальчиковых игр и упражнений стали способствовать поддержанию хорошего тонуса у детей. Перед игрой мы с детьми обсуждаем ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволяет подготовить малышей к правильному выполнению упражнений, но и создает необходимый эмоциональный настрой. Перед началом упражнений дети разогревают ладони легкими поглаживаниями до приятного ощущения тепла. Все упражнения выполняю вместе с детьми в медленном темпе, от трех до пяти раз сначала одной, затем другой рукой, а в завершение двумя руками вместе. Все упражнения выполняю вместе с детьми и демонстрирую собственную увлеченность игрой. При выполнении упражнений вовлекаю, по возможности, все пальцы руки. Слежу за правильной постановкой кисти руки ребенка и точностью переключения с одного движения на другое. Добиваюсь, чтобы все упражнения выполнялись детьми легко, без чрезмерного напряжения мышц руки, чтобы они приносили радость. Использование пальчиковых игр и упражнений помогают детям:

- овладеть навыком мелкой моторики;

сделать рывок в развитии речи улучшить произношение и обогатить лексику;

развить внимание, терпение, «внутренний тормоз» умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;

повышает работоспособность коры головного мозга;

улучшить психические процессы (внимание, мышление, память);

снять тревожность;

проявлять творческие способности.

С моей точки зрения, пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому их можно разделить на группы и определить назначение.

Игры манипуляции

Эти упражнения ребенок может выполнить самостоятельно или с помощью взрослого («Сорока белобока», «Пальчик мальчик, где ты был?)

Сюжетные пальчиковые упражнения.

К этой группе относятся такие упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья. («Пальчики здороваются», «Грабли», «Елка»)

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом,

выпрямлять по очереди пальцы, сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки.

Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).

Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности. («Колечко», «Кулак ребро – ладонь»)

Пальчиковые упражнения  в        сочетании  с        самомассажем     кистей и пальцев рук.

В   данных       упражнениях      используются      традиционные     для      массажа движения разминание, растирание, надавливание, пощипывание.

Театр в руке.

Игры с пальчиками уникальное средство для развития речи, поэтому в течение дня несколько раз организую игры. Такие игры

представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй. Стихи привлекают детей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малышей является чем –то магическим, утешающим и успокаивающим. Игры очень увлекательны и способствуют взаимопониманию между детьми и взрослыми. Забавные персонажи пальчиковых игр просты и понятны малышам – коза и зайчик, дождик и солнышко, паучок и муха с восторгом воспринимаются детьми. Они с большим воодушевлением копируют все движения взрослых и повторяют за ними стишки. В трех летнем возрасте дети прекрасно осваивают пальчиковые игры с участием обеих рук, причем одна рука может быть домиком, а другая мышкой, вбегающей в него. Благодаря таким играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров.

Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредоточиваться. А вот пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребенка – дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты. Он очень сложен, хотя сложность эта не всегда бросается в глаза. За этими словами признание права художника на

творение своего мира и одновременно призыв к его познанию, суждению о нем. Суть фольклорных текстов – действие. Действия персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их разрешение создают единственную в своем роде, удивительную, движущуюся стихию жизни. Использую в работе картинки – схемы, показывающие детям положение или движение кисти руки при чтении потешек, например:«Петушок»,   «Сорока   -   белобока»,   «Мы   капусту   рубим,   рубим…   »,«Ладушки» и др.. Серьезное вн театр, театр перчаток и рукавичек). Они выступают эффективным средством речевого развития детей. Использую театральные приемы на занятиях по развитию речи.

В пальчиковых играх одним из основных массажных приемов является поглаживание. Его следует выполнять ритмично, спокойно, свободно и легко скользя по коже кончиками пальцев или ладонью. Поглаживания могут быть прямолинейными, спиралевидными, зигзагообразными, попеременными,

продольными, кругообразными и комбинированными. Кроме того, применяются щипцеобразные, гребнеобразные поглаживания и просто глажение.

Другим основным массажным приемом в пальчиковых играх считается растирание. В отличие от поглаживания при этом производится определенное давление на поверхность и рука не скользит по ней, а как бы немного сдвигает кожу, образуя впереди складку. Растирание выполняется подушечками пальцев или ладонью и также бывает зигзагообразным, спиралевидным и прямолинейным.

Весьма полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывание, рубление, поколачивание, встряхивание, потряхивание и т. д. Она оказывает сильное воздействие на нервную систему. Так, слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. В зависимости от темпа проведения массаж может быть быстрым, средним и медленным. В первом случае повышается возбудимость нервной системы. При медленном массаже она, имание стала уделять театрализованным играм (пальчиковый театр, театр перчаток и рукавичек). Они выступают эффективным средством речевого развития детей. Использую театральные приемы на занятиях по развитию речи.

В пальчиковых играх одним из основных массажных приемов является поглаживание. Его следует выполнять ритмично, спокойно, свободно и легко скользя по коже кончиками пальцев или ладонью. Поглаживания могут быть прямолинейными, спиралевидными, зигзагообразными, попеременными,

продольными, кругообразными и комбинированными. Кроме того, применяются щипцеобразные, гребнеобразные поглаживания и просто глажение.

Другим основным массажным приемом в пальчиковых играх считается растирание. В отличие от поглаживания при этом производится определенное давление на поверхность, и рука не скользит по ней, а как бы немного сдвигает кожу, образуя впереди складку. Растирание выполняется подушечками пальцев или ладонью и также бывает зигзагообразным, спиралевидным и прямолинейным.

Весьма полезным массажным приемом в пальчиковых играх является вибрация, к которой относятся похлопывание, рубление, поколачивание, встряхивание, потряхивание и т. д. Она оказывает сильное воздействие на нервную систему. Так, слабая вибрация повышает мышечный тонус, а сильная снижает повышенный тонус и снимает нервную возбудимость.

Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. Массажные движения создают благоприятные условия для мышечной деятельности, ускоряя передачу нервного возбуждения от одних элементов к другим. В зависимости от темпа проведения массаж может быть быстрым, средним и медленным. В первом случае повышается возбудимость нервн напротив, снижается. Если приемы выполняются в среднем темпе, обеспечивается успокаивающий эффект. Любой массаж снимает утомление, повышает физическую и умственную активность, вызывает легкость и бодрость.

Меня радует то, что у моих детей, наблюдается положительная динамика развития мелкой моторики, речь более развита, дети более любознательны и активны, что доказывает диаграмма.

 В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрация внимания на одном виде деятельности. Тренировка пальцев через определенные зоны в коре головного мозга стимулирует подвижность органов артикуляции, делая речь ребенка более четкой и правильной. Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Регулярное повторение двигательных движений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка.

В перспективе планирую в дальнейшем продолжать работу по развитию мелкой моторики рук:

обогащать развивающую предметно пространственную среду играми и дидактическим материалом;

продолжать активную работу с родителями;

изучать литературу и пособия по данной теме;

искать новые методические приёмы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

Литература

Анищенкова    Е.С.  Пальчиковая       гимнастика для    развития    речи дошкольников. М., «АСТ Астель»,2007

Галигузова Л.Н. Мещерякова С.Ю. Как развивается малыш в раннем возрасте. - М. Детская психология для родителей, 2008. 55с.

Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. - М., 2005. – 98с.

Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи. / Книга «В защиту живого слова». - М. Логос, 2006. 241с.

Железнова Е. Паучок ходил по ветке…- М.: Изд-во «Карапуз», 2008.

Железнова Е. Тюк-тюк кулачок (2 4 года).- М.: Изд-во «Карапуз», 2012.

Павленко И. Развитие мелкой моторики рук. – М., 2009.

Общая психология. // http://www.rusmedserver.ru/med/obschaya/261.html //.

Развитие моторики у детей // http://adalin.mospsy.ru/l_01_11.shtml.

Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., «Олма-Пресс», 2001

Смирнова Е.О. Ранний возраст. Психологическая характеристика. М. http://www.childpsy.ru/rubricator/index.php?rid=20307&detail=Y

Шатлова С., Анонова С., Рябинина О. Играем пальчиками развиваем речь // Дошкольное воспитание. – 2015. - №5 – С. 72.

Пальчиковые игры для детей раннего возраста [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.maminpapin.ru/palchikovie-igri-v-kartinkax-i-v- stixax/

Пальчиковые игры и упражнения по временам года [Электронный ресурс]. https://infourok.ru/kartoteka-palchikovie-igri-v-kartinkah-482651.html

Александра Стефанько «Наши пальчики играют» [Электронный ресурс]. http://www.maam.ru/detskijsad/palchikovye-igry-dlja-malyshei-ot-1-do-3- let.html

Источник: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=889423

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, Москва: Мозаика- Синтез,2016,г.


 

Скачано с www.znanio.ru

Обобщение опыта по теме: «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр»

Обобщение опыта по теме: «Развитие мелкой моторики детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр»

Аннотация. Обобщение опыта «Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковых игр»

Аннотация. Обобщение опыта «Развитие мелкой моторики с помощью пальчиковых игр»

Теоретическое обоснование проблемы развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Теоретическое обоснование проблемы развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

В связи с этим резко увеличилось количество рецепторов осязания в коже кистей рук и участков коры головного мозга, соответствующие этим рецепторам

В связи с этим резко увеличилось количество рецепторов осязания в коже кистей рук и участков коры головного мозга, соответствующие этим рецепторам

Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга

Это совершенно справедливо, ведь кисть руки имеет наибольшее представительство в моторной зоне коры головного мозга

М.М. Кольцовой показали, что речевая деятельность детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук

М.М. Кольцовой показали, что речевая деятельность детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук

Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений»

Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений»

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования именно познавательное и речевое развитие являются приоритетными направлениями в развитии и образовании детей дошкольного возраста

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования именно познавательное и речевое развитие являются приоритетными направлениями в развитии и образовании детей дошкольного возраста

В настоящее время актуальной проблемой дошкольной системы образования является полноценное развитие детей уже с раннего возраста

В настоящее время актуальной проблемой дошкольной системы образования является полноценное развитие детей уже с раннего возраста

Н.А. Крaсильникoвой, О.И. Крупенчук,

Н.А. Крaсильникoвой, О.И. Крупенчук,

В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра

В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра

Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук, детей раннего возраста

Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук, детей раннего возраста

Например: Собираем домик из геометрических фигур,

Например: Собираем домик из геометрических фигур,

Закрепляю пройденный материал в совместной деятельности, индивидуально

Закрепляю пройденный материал в совместной деятельности, индивидуально

Очень эффективны для развития руки и пальцев разнообразные мячики: колючие, рифлёные, мягкие

Очень эффективны для развития руки и пальцев разнообразные мячики: колючие, рифлёные, мягкие

Центр речевого развития включает : наборы предметных и сюжетных картинок для рассматривания детьми; картотека игр по звуковой культуре речи («Подбери и назови», «Подбери пару», «Большие…

Центр речевого развития включает : наборы предметных и сюжетных картинок для рассматривания детьми; картотека игр по звуковой культуре речи («Подбери и назови», «Подбери пару», «Большие…

Театральный уголок различные виды театра: театр на варежках, на цилиндрах, теневой театр, театр игрушки, пальчиковый, кукольный, настольный, маски для игр-драматизаций, разнообразные фланелеграфы

Театральный уголок различные виды театра: театр на варежках, на цилиндрах, теневой театр, театр игрушки, пальчиковый, кукольный, настольный, маски для игр-драматизаций, разнообразные фланелеграфы

Народные игры с ладошками;

Народные игры с ладошками;

В комплекс "Пальчиковые игры" я включила следующие виды игровых упражнений:

В комплекс "Пальчиковые игры" я включила следующие виды игровых упражнений:

Грецкие орехи я использую для катания ладошкой по столу или другой поверхности, а также между ладонями

Грецкие орехи я использую для катания ладошкой по столу или другой поверхности, а также между ладонями

Игра «Спрячь в ладошке» Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук

Игра «Спрячь в ладошке» Цель: укреплять мышцы пальцев и кистей рук

Дети моей группы раннего возраста очень любят играть с песком, такие игры помогают развивать мелкую моторику рук

Дети моей группы раннего возраста очень любят играть с песком, такие игры помогают развивать мелкую моторику рук

Все дети разные, с детьми у которых слабо развита моторика, работаю индивидуально: разминаем ладошки, пальчики, собираем пирамидки, вдеваем шнуровки, выкладываем мозаики, строим и т д

Все дети разные, с детьми у которых слабо развита моторика, работаю индивидуально: разминаем ладошки, пальчики, собираем пирамидки, вдеваем шнуровки, выкладываем мозаики, строим и т д

Например: «Ум ребенка на кончиках его пальцев

Например: «Ум ребенка на кончиках его пальцев

Практический метод. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности

Практический метод. Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности

Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу

Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу

Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятий

Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятий

Игровой метод. Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста

Игровой метод. Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей раннего возраста

Все упражнения выполняю вместе с детьми и демонстрирую собственную увлеченность игрой

Все упражнения выполняю вместе с детьми и демонстрирую собственную увлеченность игрой

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой

Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой

Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредоточиваться

Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредоточиваться

В отличие от поглаживания при этом производится определенное давление на поверхность и рука не скользит по ней, а как бы немного сдвигает кожу, образуя впереди…

В отличие от поглаживания при этом производится определенное давление на поверхность и рука не скользит по ней, а как бы немного сдвигает кожу, образуя впереди…

Другим основным массажным приемом в пальчиковых играх считается растирание

Другим основным массажным приемом в пальчиковых играх считается растирание

Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности

Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности

Развитие моторики у детей // http://adalin

Развитие моторики у детей // http://adalin
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.03.2024