Обобщение опыта работы. Духовно - нравственное развитие младших школьников через исследовательскую деятельность

  • doc
  • 06.12.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Духовно - нравственное развитие младших школьников.doc

Духовно- нравственное развитие младших школьников через исследовательскую деятельность

 

 Автор: Михалёва Галина Константиновна,

учитель начальных классов МБОУ «МСОШ»,

РФ,   Иркутская область, АГО, поселок Мегет

 

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современного образования. Ценности личности школьников формируются в семье, но наиболее  последовательно  духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающего. Проанализировав опыт работы  проектно- исследовательской деятельности   с учащимися,  возможно сделать вывод, что, именно исследовательская деятельность   помогает  развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Исследовательская деятельность  выступает не как самоцель, а как средство воспитания и развития учащегося и  позволяет развивать актуальное для человека поисковое поведение, формировать  культуру личности: сотрудничество,  диалог, дружба. Главная цель исследовательской работы  - формирование   навыков самостоятельной деятельности учащихся,  развитие коммуникативных,  исследовательских и поисковых навыков,  формирование  универсальных учебных действий учащихся.  К занятиям исследовательской деятельностью следует привлекать  уже в 1 классе.    Так  наиболее интересным проектом в  1 классе  стал проект «Моя малая родина». Ребята привели много интересных фактов о поселке Мегет, приготовили фотографии,  нарисовали рисунки интересных мест нашего поселка. Второй класс- самый  благоприятный возраст для развития творческого мышления и  воображения. Темы исследовательских работ  необходимо формировать, опираясь на познавательные интересы учащихся.  Наиболее интересными являются темы, связанные с краеведческим материалом. Была рассмотрена тема «Тайна сибирского кедра».  Чтобы раскрыть эту тему, мы два года пытались вырастить кедр из семени в домашних условиях, но наша гипотеза не подтвердилась и дома кедр вырастить невозможно.  Работая над темой «Почему летает самолет?»,  с ребятами побывали на авиазаводе в городе Иркутске и посмотрели  не только модели самолетов, но и настоящие самолеты. Темы исследовательских работ в 3 классе более  значительные. Они предполагают  работу  со  всеми видами источников, с  дополнительной литературой, поэтому очень важно педагогу приготовить обобщенный дополнительный материал, где имеются ответы на поставленные вопросы. Тогда перед учащимися стоит более простая задача: найти ответ в одном источнике.  Три  года  ребята участвовали во Всероссийском проекте «Школа Ростом» для талантливых детей.  Были выполнены  исследовательские работы   «Водопроводная вода в Мегете. Оценка качества и методы дополнительной очистки», «Оценка радиационной безопасности для людей, проживающих в  поселке Мегет», «Укрощение огня».  Проектно – исследовательские работы учащиеся представляют на школьной научно – практической конференции, на  Муниципальном конкурсе «Юный исследователь», на  Рериховских и  Сукачевских чтениях, на дистанционных конкурсах «Первые шаги в науку» и «Интеграция»,  на проекте «Школа Ростом» и  на Российском  сетевом проекте «Хамелеон».

 Исследовательская деятельность учащихся есть творческий процесс совместной деятельности учащихся,  педагога и родителей  по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется передача между ними культурных ценностей, результатом чего является формирование научного мировоззрения.