Духовно- нравственное развитие младших школьников через исследовательскую деятельность
Автор: Михалёва Галина Константиновна,
учитель начальных классов МБОУ «МСОШ»,
РФ, Иркутская область, АГО, поселок Мегет
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современного образования. Ценности личности школьников формируются в семье, но наиболее последовательно духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь обучающего. Проанализировав опыт работы проектно- исследовательской деятельности с учащимися, возможно сделать вывод, что, именно исследовательская деятельность помогает развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков саморазвития и самообразования. Исследовательская деятельность выступает не как самоцель, а как средство воспитания и развития учащегося и позволяет развивать актуальное для человека поисковое поведение, формировать культуру личности: сотрудничество, диалог, дружба. Главная цель исследовательской работы - формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся, развитие коммуникативных, исследовательских и поисковых навыков, формирование универсальных учебных действий учащихся. К занятиям исследовательской деятельностью следует привлекать уже в 1 классе. Так наиболее интересным проектом в 1 классе стал проект «Моя малая родина». Ребята привели много интересных фактов о поселке Мегет, приготовили фотографии, нарисовали рисунки интересных мест нашего поселка. Второй класс- самый благоприятный возраст для развития творческого мышления и воображения. Темы исследовательских работ необходимо формировать, опираясь на познавательные интересы учащихся. Наиболее интересными являются темы, связанные с краеведческим материалом. Была рассмотрена тема «Тайна сибирского кедра». Чтобы раскрыть эту тему, мы два года пытались вырастить кедр из семени в домашних условиях, но наша гипотеза не подтвердилась и дома кедр вырастить невозможно. Работая над темой «Почему летает самолет?», с ребятами побывали на авиазаводе в городе Иркутске и посмотрели не только модели самолетов, но и настоящие самолеты. Темы исследовательских работ в 3 классе более значительные. Они предполагают работу со всеми видами источников, с дополнительной литературой, поэтому очень важно педагогу приготовить обобщенный дополнительный материал, где имеются ответы на поставленные вопросы. Тогда перед учащимися стоит более простая задача: найти ответ в одном источнике. Три года ребята участвовали во Всероссийском проекте «Школа Ростом» для талантливых детей. Были выполнены исследовательские работы «Водопроводная вода в Мегете. Оценка качества и методы дополнительной очистки», «Оценка радиационной безопасности для людей, проживающих в поселке Мегет», «Укрощение огня». Проектно – исследовательские работы учащиеся представляют на школьной научно – практической конференции, на Муниципальном конкурсе «Юный исследователь», на Рериховских и Сукачевских чтениях, на дистанционных конкурсах «Первые шаги в науку» и «Интеграция», на проекте «Школа Ростом» и на Российском сетевом проекте «Хамелеон».
Исследовательская деятельность учащихся есть творческий процесс совместной деятельности учащихся, педагога и родителей по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется передача между ними культурных ценностей, результатом чего является формирование научного мировоззрения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.