Обобщение опыта работы по теме: "Формирование исследовательской компетентности школьников при изучении предметов технологического цикла"

  • doc
  • 03.01.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сажина С.Я. Обобщение опыта.doc

Бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Чекрушанская средняя общеобразовательная школа»

Тарского муниципального района Омской области

 

 

 

ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

Учителя технологии, изобразительного искусства

Сажиной Светланы Яковлевны

по теме:

«Формирование исследовательской компетентности школьников при изучении предметов технологического цикла».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2023 год

Содержание:

Введение …………………………………………………………………4

1.                 Направление деятельности ……………………………………...13 

2.                 Этапы реализации системы работы……………………………..22

3.                 Результативность работы по формированию

          исследовательской компетентности………………………….…25

4.                 Литература ……………………………………………………….39

5.                 Приложение  ……………………………………………………..40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Тема: «Формирование исследовательской компетентности школьников при изучении предметов технологического цикла».

Актуальность темы

Традиционно цели школьного образования определялись набором знаний, умений, навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит от компетентности выпускников, проявляющейся в способности и готовности их к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и ориентированы на самоопределение и самореализацию в обществе.

     Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества «хорошая школа»?

  • Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
  • В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
  • В школе должны быть свои традиции.
  • Школа должна давать современное образование.
  • В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.

Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы с одаренными детьми

Курс на формирование ключевых компетенций обучающихся, провозглашенный в концепции модернизации российского образования является отражением государственной политики в области образования. Тесная связь понятий «компетентность» и «умение» свидетельствует, что государственная политика в области образования благоприятствует формированию у школьников организационных, познавательных, практических и  других умений, формированию мотивации умения, что в конечном итоге работает на развитие познавательной самостоятельности школьников.

 Компетентностный подход позволит постепенно переориентировать  доминирующую образовательную парадигму с преимущественной трансляции знаний, формирования  навыков на создание условий для  овладения комплексом компетенций, означающих потенциал способностей ученика к выживанию и устойчивой жизнедеятельности в современном пространстве. Анализ уровня сформированности исследовательской компетентности показал, что у обучающихся  5-11 классов данная компетентность  сформирована на критическом уровне (65% обучающихся школы не владеют данной компетентностью). Наиболее проблемными являются следующие исследовательские умения: осознание и мотивация деятельности (58%) , целеполагание (60%), планировать деятельность (55%), формулировать проблему и тему (58%), анализировать возможные идеи (55%), грамотно структурировать текст  исследовательской работы (50%).  На более высоком уровне сформированы:  умения воспринимать информацию (70%), отбор фактического материала (68%), использовать иллюстрационный и демонстрационный материал (69%), использовать термины (75%). Исследования  уровня мотивации обучающихся показали повышенный интерес школьников к изучению предметов технологического цикла.(68-90%). (Приложение 1, 2, 3)

Для преодоления противоречия между уровнем  требований Стандартов нового поколения и  действующей школьной программой по предметам технологического цикла была разработана система  формирования исследовательской компетенции школьников, которая позволит обучающимся включиться в современное образовательное пространство, повысит их конкурентоспособность при профессиональном самоопределении и жизненном выборе.  

Таким образом, желание обучающихся,  уровень сформированности отдельных составляющих исследовательской компетентности, учет требований Стандартов нового поколения послужили основой для  разработки и  внедрения системы по формированию исследовательской компетентности на уроках технологического цикла и во внеурочной деятельности.

ПРОБЛЕМА, видимая нами заключается  в том, как  создать условия, способствующие формированию исследовательской компетентности   обучающихся.

ОБЪЕКТ: Учебно-воспитательный процесс

ПРЕДМЕТ: условия формирования  исследовательской компетентности обучающегося  на уроках и во внеурочной деятельности  при изучении предметов технологического  цикла.

 Цель: разработка и  внедрение систему по формированию исследовательской компетентности на уроках технологического цикла (технологии, изобразительного искусства, черчения, экономики) и во внеурочной деятельности.

ЗАДАЧИ :

1.     Изучить научную и методическую литературу по данной теме.

2.     Осуществить констатирующую диагностику для проведения проблемно-ориентированного анализа по уровню сформированности исследовательских умений обучающихся

3.     Разработать и  внедрить систему по формированию исследовательской компетентности на уроках технологического цикла (технологии, изобразительного искусства, черчения, экономики) и во внеурочной деятельности.

4.     Отследить результативность данной деятельности и составить программу коррекции.

Гипотеза: Если на уроках  и во внеурочной деятельности  по технологии, изобразительному искусству, экономике  будут созданы условия  для формирования  исследовательской компетентности обучающегося, то выпускник будет готов к  успешной адаптации в процессе дальнейшего обучения.

 Ожидаемые результаты

  • Формирование системы работы с одаренными учащимися.
  • Творческая самореализация выпускника школы.
  • Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.
  • Реализация положений программы развития школы: «Формирование социальной зрелости сельских школьников». (Подпрограмма «Одаренные дети»)

Концептуальные   основы

Образование должно собрать воедино социально значимые ценности и общественные установки  с  передовыми  отечественными традициями, отмечается в концепции модернизации российского образования.
В разработке концепции данного проекта, кроме ориентации на модернизацию образования, мы опирались на идеи, заложенные в  Стандартах нового поколения в области  технологии. Изучение технологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

Освоение технологических знаний, технологической культуры с опорой на сведения, полученные при изучении других образовательных областей и предметов, начальных знаний по прикладной экономике и предпринимательству, развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей в процессе различных видов технологической деятельности, способностей самостоятельно и осознанно определять свои жизненные и профессиональные планы, исходя из оценки личных интересов и склонностей, текущих и перспективных потребностей рынка труда; воспитание трудолюбия и культуры созидательного труда, ответственности за результаты своего труда; приобретение опыта применения и технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Основным понятием при работе по данной теме является понятие компетентности. Под компетентностью понимается способность личности, основанная на знаниях, умениях, навыках, опыте, ценностях, природосообразных  способностях и склонностях, приобретенных в процессе образования. Г. Селевко отмечает, что понятие «компетенция» чаще применяется для обозначения образовательного результата, выражающегося в реальном владении методами, средствами деятельности, в возможности справиться с поставленными задачами. А.В. Хуторской разделяет понятие «компетентность» и «компетенция», имея в виду под компетенцией некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество (характеристику).

Следует подчеркнуть, что компетентность не сводится ни к знаниям, ни к навыкам. Более того, понятие компетентности осваивается посредством знаний, умений и навыков. Быть компетентным означает умение мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Поэтому одним из этапов формирования компетенций является формирование ОУУН.

 Таким образом, компетентностный подход – это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях, то есть социальная адаптация личности (Н.В. Чекалева). Ориентируемся на взгляды отечественных педагогов и психологов В.В. Давыдова, П.Я Гальперина, И.С. Якиманского, представляющих учебные материалы и технологии формирования обобщенных знаний, умений и способов деятельности. 

При разработке  условий, способствующих формированию исследовательской компетентности, мы опираемся на классификацию, предложенную А.В. Хуторским.

Компетенция  - совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых, чтобы качественно продуктивно действовать по отношению к ним.
Компетентность  — владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Образовательная компетенция — это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика, необходимых, чтобы осуществлять личностно и социально-значимую продуктивную деятельность по отношению к объектам реальной действительности.  Исходя из трехуровневой иерархии компетенций, мы считаем  исследовательскую компетентность – ключевой, т.е. относящейся  к общему содержанию образования. При  решении поставленных  задач    развиваются также  следующие компетенции: ценностно-смысловая компетенция, обеспечивающая механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и исследовательской деятельности. Общекультурная компетенция как основа  семейных, социальных, общественных явлений и традиций  в бытовой и культурно-досуговой сфере. Учебно-познавательная компетенция - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесённой с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приёмами действий я нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Информационная компетенция  как умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовывать, сохранять и передавать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.  Коммуникативная компетенция включает знание способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.   В социально-трудовую  компетенцию входят умения анализировать ситуацию на рынке труда. Компетенция личностного самосовершенствования – овладение  способами деятельности в собственных интересах и возможностях, развитие необходимых современному человеку личностных качеств, формировании культуры мышления и поведения. 

К числу наиболее популярных современной психологии моделей одаренности относится концепция, разработанная американским ученым Джозефом Рензулли. Одаренность – это непросто высокий коэффициент интеллекта, или высокая креативность, это сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Рассмотрим основные составляющие его модели.

Мотивация. Мотив (от французского motif – побудительная причина) – психическое явление, становящееся побуждением к деятельности. В результате ряда специальных исследований было выявлено, что люди, изначально менее способны, но целенаправленно решающие собственную, значимую для них задачу, оказываются, в конечном счете, более продуктивными, чем более одаренные, но менее заинтересованные. Максимально реализует свой потенциал, а следовательно, и достигает высот чаще не тот, кто был более развит, умен, а тот, кто был более настойчив, кто упорно шел к выбранной цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

Креативность (от латинского creatio - созидание) – творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. По мнению П. Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний,  действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для новых элементов, при этом учащихся поощряют к формулировке множества вопросов. Некоторые отечественные ученые до сих пор отказываются признавать факт существования креативности как некой универсальной способности. Они считают, что творчество всегда связано с определенным видом деятельности. По их мнению, нельзя говорить о творчестве вообще, есть художественное творчество, научное творчество, техническое творчество и т.д. Но большинство специалистов склоняются к тому, что природа творчества едино, а потому и способность к творчеству универсальна. Научившись «творить» в сфере искусства, техники или других видах деятельности, человек без труда может перенести этот опыт в любую другую сферу. Именно поэтому креативность рассматривается как самостоятельная, универсальная способность.

Интеллект (способность выше среднего уровня). Большая часть видов деятельности требует того, что называют интеллектом и обычно определяют по системе IQ.

Представленная концепция одаренности дает ответы на вопросы о том, по каким параметрам выявить одаренность, как прогнозировать ее развитие, на что ориентироваться в обучении и воспитании.

Многие одаренные дети резко ограничивают круг своих интересов и достигают больших успехов, в каком – либо одном направлении. Эту категорию детей называют уже не одаренными, а талантливыми детьми.

Одаренным детям, как правило, хочется попробовать себя в самых разных сферах. Нередко это приводит к распылению сил. Однако широту интересов надо развивать и поддерживать. Широта интересов – основа многообразного опыта, служащего исходным материалом для ассоциирования и других важных творческих операций.

При планировании учебного процесса  используем технологии    В.Д. Симоненко, Н.В.Синициной,  Ю.В.Крупской,И.А.Сасовой, В.Н.Черняковой, В.М.Журковской, М.А.Перепелицыной, В.А. Болдыревой.  В кружковой деятельности –   научно-методические материалы  О.Н.Маркеловой, И.Д.Агеевой, Б.М. Неменского.

 

 

1. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

  Наши исследования и практика формирования исследовательской компетентности у обучающихся школы показали, что деятельность в данном направлении оказывается эффективной, когда органически используются и включаются в данный процесс самые различные современные методы, формы и направления активизации процесса обучения, а сама деятельность рассматривается в общем интегрированном  образовательном пространстве,  что  и является необходимыми и эффективными  условиями для решения поставленных задач. (Приложения 4, 5)

  В нашей школе сложилась определенная система  исследовательской деятельности по  различным предметам. Разработаны требования и памятка юному исследователю, намечены этапы. (Приложения 6,7,8)    Технологический цикл также включается в данную систему работы.

Основными направлениями деятельности по созданию условий для формирования исследовательской компетентности являются урочная и внеурочная формы работы. При реализации разработанной системы по формированию исследовательской компетентности, используется следующие методическое обеспечение. (таблица 1)

Таблица 1.  Методическое обеспечение системы работы  по формированию исследовательской компетентности

 

Направление деятельности

Содержание

Информационное обеспечение

1.     Образовательная программа БОУ «Чекрушанская СОШ»

2.     Нормативно-правовое обеспечение:

·                       Положение о НОУ «Прометей»

·                       О проведении школьного тура предметных олимпиад

·                       О проведении предметной недели (декады)

·                       О научно-практической конференции

·                       О проведении Марафона знаний

·                       О проведении конкурса Ученик года

3. Программное обеспечение (планы работы по предметам)

4. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).

5. Создание банка  материалов исследовательских работ обучающихся по технологии, изобразительного искусства, экономике.

Организационно-методическое обеспечение

1. Создание программы по  работе с одаренными детьми (программы работы кружков «У Золушки», «Юный художник», «Театр мод»)

2. Повышение квалификации педагога через систему школьных, муниципальных, региональных тематических семинаров, конкурсах,  курсовой переподготовки.

3. Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в школе.

4. Изучение обобщения опыта работы педагогов.

5. Мониторинг работы системы  (администрация)    

Социальное партнерство

1.      Организовать взаимодействие с культурно-досуговыми центрами села, района, области.

2.     Привлекать родителей, общественность, педагогов, администрацию в организацию и проведение конкурсов, выставок, декад.

 

 

Расширение образовательного пространства, использование межпредметных связей создает условия  для формирования исследовательской компетенции   во время учебного процесса и создание необходимых условий на уроках  технологии, изобразительного искусства, экономики.

 На основе изученных  теоретических источников (П.И.Третьяков,  И.С. Якиманская,  В.В.Гузеев, Т.С.Горбунова)  разработаны  основные  критерии  уровня  сформированности исследовательских умений, предложенные в таблице «Уровни сформированности основных исследовательских умений». (Приложение 9)

Для успешной реализации поставленных задач считаем наиболее целесообразным применение на уроках и во внеурочной деятельности современных педагогических технологий. Использование современных образовательных технологий  в обучении   (Приложение 10)                                                                                                                                  

Технологии, способствующие развитию  исследовательской  компетенции:

1.Технологии проблемного обучения – организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое общение учителя и учеников. Создаются условия для плодотворного  сотрудничества учителя и учащихся; результатом будут не только полученные знания, но и опыт сотрудничества.        

2.Технологии интерактивного обучения, т. е. обучения, погружённого в общение. Процесс обучения происходит в совместной деятельности. «Доказано,- подчёркивает И.А. Зимняя, - что по сравнению с индивидуальной работой по схеме «Учитель – ученик» внутригрупповое сотрудничество в решении одних и тех же задач повышает его эффективность не менее, чем на 10%. Важную роль здесь играет организация образовательного пространства:      расстановка парт, число учащихся в группе. Интерактивные технологии   позволяют глубоко изучить проблему,  лично вникая в её суть.

3.Технология развивающего обучения осуществляется как  целенаправленная деятельность, в которой ребёнок сознательно ставит цели  и задачи  самоизменения и достигает их в процессе коллективной мыслительной деятельности, делового общения. Одним из направлений является развитие умений оценивать свои действия, поведение, находить причины неудач, проблемных ситуаций, то есть развитие рефлексии.

4.Технологии коллективного обучения  - это организация, при которой обучение происходит в динамических парах, когда каждый учит каждого;  в группах по 3-7 человек, когда группа решает одну свою задачу,        отличную от других, а каждый ученик в группе выполняет свою функцию, что способствует осознанию учащимися ценности, индивидуальности каждого, необходимости выполнения различных функций, важность всех для достижения общей цели, воспитывает умение быть в роли подчинённого и лидера, не ущемляя достоинства других; таким образом, в процессе совместной деятельности формируются навыки толерантного общения.

5.Диалоговые технологии, когда ученики вступают в диалог друг с другом, с учителем, с компьютером, с учениками других школ с помощью компьютерной связи, вступают в дискуссии, беседы, берут интервью и т. п.  С помощью диалога учащиеся обучаются коммуникации, миролюбивым способам разрешения спорных ситуаций, обучаются культуре диалога, дискуссии, приобретают навыки толерантного диалога.

 

6.Технологии проектирования, при использовании которых  учащиеся под руководством учителя составляют и по возможности осуществляют проекты, где применяют полученные на уроках знания и умения. В процессе разработки и исполнения проекта учащиеся вступают в сотруднические отношения, приобретают опыт совместной деятельности, разрешения конфликтных и проблемных ситуаций с позиций толерантности.

7.Технологии проведения нестандартных уроков: диспутов, конференций,      аукционов, пресс-конференций, «сократовских диалогов», бинарных, интегрированных уроков и т. д. ставят учеников в ситуации, когда им приходится высказывать и отстаивать свою точку зрения, уметь аргументированно возражать, не ущемляя при этом достоинства других; выслушивать другую точку зрения, оппонировать докладчику, не навязывая своего мнения. В ходе таких уроков формируется представление о многообразии мнений по одному вопросу, о способах донести до оппонента свою мысль.

8. Личностно- ориентированные технологии, предполагающие осознанную ориентацию учителя на личность учащегося, что является условием его развития.

Учитывая специфику преподаваемых предметов, их социокультурную направленность применение названых педагогических технологий представляется целесообразным и оправданным. Формирование у подрастающего поколения социальной активности гражданского самосознания, потребности к самореализации, и формирование культуры требует от учителя владение широким арсеналом современных средств педагогического воздействия, адекватного современным требованиям к личности. Использование современных образовательных технологий приводит к увеличению индивидуализации обучения, к более наглядному восприятию действительности, позволяет добиться стабильных результатов в работе с обучающимися.

Формирование исследовательской компетентности  на уроках технологического цикла происходит  на основе  создания обучающих ситуаций в соответствии с программой.  Правильный подбор методов обучения (В.А.Онищук, М.Н.Скаткин )  и  форм организации урока позволяет повысить эффективность  данной работы. Приведенная ниже таблица отражает некоторые уроки по формированию исследовательской компетентности.

Таблица 2. Внедрение в учебный процесс программы формирования исследовательской компетентности (на примере нескольких тем).

Предмет

класс

Тема урока

Исследовательские

умения

Формы урока Методы обучения,

 

 

технология

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

«Вышивка как один из самых  древних видов декоративного  искусства»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Физиология питания. Блюда из молока, круп и макаронных изделий»

воспринимать

информацию

Лекция

(слайд-лекция)

иллюстративные

частично-поисковые

демонстрационные

словесные

 

Дискуссия

объяснительные

проблемные

поисковые

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

9

 

«Выполнение творческого проекта»

 

 

 

 

 

 

«Профессия и карьера»

 

 

осознание и мотивация своей

деятельности

 

 

 

 

 

Практикум

демонстрационные

поисковые

иллюстративные

словесные

 

Экскурсия

интервьюирование

иллюстративные

наглядные

 

11

 

 

 

 

5

«Основы жизненного и профессионального самоопределения»

 

 

 

«Интерьер кухни и столовой»

целеполагание

Дебаты

эвристичес

кие

поисковые

 

Деловая игра

практические

поисковые

групповые

демонстрационные

 

10

 

 

 

 

7

«Профессиональная деятельность. Сферы профессиональной деятельности»

 

 

«Косметология. Красота и здоровье»

планировать деятельность

Дискуссия

поисковые

творческие

словесные

 

Ролевая игра

демонстрационные

практические

проблемно-поисковые

 

11

 

 

 

 

 

 

 

7

«Производство и экология»

 

 

 

 

 

 

«Виды одежды. Поясная и плечевая группы одежды»

 

 

 

Формулиро-вать проблему и тему

 

 

 

 

 

 

отбор фактического материала

 

 

Интегрирован-ная видеолекция

иллюстративные

проблемные

практические

 

Дидактическая игра

словесные практические наглядные поисковые моделирующие  проблемные

 

8

«Семья и бизнес»

 

использовать

иллюстрационный и демонстрационный материал

Имитацио-

ная ролевая игра

проблемные

поисковые

практические

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5      

«Основы художественного проектирования изделия»

 

 

 

 

 

 

 

 

«Бытовая швейная машинка и ее устройство»

использовать термины

Семинар

   словесные

методы учебной работы под руководством учителя

методы самостоятельной работы

наглядные

проблемные

 

Беседа

словесные

объяснительно-иллюстративные

наглядные

практические

 

10-11

 

 

 

 

 

 

 

5-6

Обобщение по теме

«Проектирование и изготовление одежды»

 

 

 

 

 

Обобщение по теме

«Виды тканей»

анализировать возможные идеи

Показ моделей

(театр мод)

иллюстративные

практические

творческие

проблемно-поисковые

Тетрализован-ный урок

Ярмарка тканей

поисковые

иллюстративные

творческие

практические

коллективные

 

8

 

 

 

 

 

 

 

«Влияние экономики семьи на экономическое развитие села»

 

 

 

 

грамотно структури-

ровать

текст

Семинар

проблемные

поисковые

исследова-

тельские

социологического исследования

 

Работа по совершенствованию исследовательских умений продолжается во внеурочной деятельности. Включение обучающихся в непрерывную  творческую деятельность позволяет повышать  мотивацию и уровень заявленной компетентности.  В данной таблице отражены формы организации внеурочной деятельности, способствующие решению поставленных задач.

 

 

 

 

 

 

Таблица 3. Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы  по предметам технологического цикла

Форма

Задачи

Предметные кружки

«У Золушки», «Юный художник» «Театр мод»

 

Практикум «Современные проблемы Российской экономики»

·    учет индивидуальных возможностей учащихся

·    повышение степени самостоятельности учащихся

·    расширение познавательных возможностей учащихся

·    формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности. Развитие творческих способностей учащихся.

·    содействие в профессиональной ориентации

·                самореализация учащихся во внеурочной работе

Ученическая конференция

·    развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой

·    обобщение и систематизация знаний по учебным предметам из области технология

·    формирование информационной культуры обучющихся

Предметная неделя (декада)

·    предоставление широкого спектра форм внеурочной деятельности.

·    повышение мотивации школьников к изучению образовательной области.

·    развитие творческих способностей  обучающихся

Научное общество учащихся

·    привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.

·    формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований; развитие исследовательской компетентности

Консультирование обучающихся в   ВУЗах г.Тары

·    содействие профориентации

·    расширение кругозора по выбранным областям

·    общение с преподавателями ВУЗов

Развивающие занятия;

работа по индивидуальным планам;

 

·    развитие индивидуальных способностей

·    формирование более прочных знаний по предмету

Участие в олимпиадах;

интеллектуальных марафонах; конкурсах, выставках; интернет-проектах

·    возможность проверить свои знания,  развивать исследовательские, рефлексивные  умения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ РАБОТЫ.

         

В системе работы по проблеме формирования исследовательской компетентности при изучении предметов технологического цикла можно выделить следующие этапы.

Таблица 4. Этапы формирования исследовательской компетентности

Этапы

Содержание

Ожидаемые результаты

Подготовительный

 

·                   Изучение  научной и методической литературы по данной теме

·                   накопление идей по внедрению в учебный процесс новых технологий

·                   создание банка педагогических технологий

·                   разработка системы оценки знаний на основе формирования основных компетенций

·                   разработка требований к исследовательским работам, проектам совместно с обучающимся (Приложение 5)

·    Увеличение числа школьников, вовлечённых в творческую деятельность

·    участие в  творческих группах  и  мастерских по формированию исследовательской компетентности.

·    повышение эффективности

учебных и внеурочных занятий

·    повышение качества выполняемых работ, стимулирование исследовательской и творческой деятельности

·    повышение уровня, качества и оформления исследовательских работ

Диагностический

·                   Выбор  методик диагностирования уровня сформированности исследовательских умений обучающихся

·                   разработка программ учебных курсов и факультативов, направленных на формирование   исследовательской компетенции

·                   исследование  потенциальных возможностей традиционных учебных курсов для формирования исследовательской компетенции

·    Повышение научно-методической и организационной подготовки школьников

·    повышение уровня удовлетворённости обучающихся  научно-исследовательской  деятельностью

·    повышение  уровня исследовательских умений  и навыков на уровне межпредметных связей

Практико-ориентированный

 

·        работа  по внедрению в учебный процесс новых технологий

·        прохождение курсов повышения квалификации педагогов

·        участие в Фестивале педагогических идей «Открытый урок»

·        установление связи с педагогическим университетом

·        организация учебного процесса в соответствии с разработанной программой

участие обучающихся в НОУ, олимпиадах, конкурсах, выставках

·                   повышение уровня исследовательской, технологической компетентности учителей и учеников;

·                   повышение мотивации к участию в исследовательской деятельности; 

·                   повышение качества исследовательских и творческих работ обучающихся;

·                   рост результативности в   олимпиадах, НОУ, конкурсах.

 

Рефлексивный

·        отслеживание результативности программы

·        составление и реализация  программы коррекции.

повышение уровня сформированности исследовательской компетентности до оптимального.

 

Особенность  предметов технологического цикла позволяет  осуществлять связь с начальным звеном. Обучающиеся начальных классов посещают кружки, что позволяет им включаться в исследовательскую деятельность на раннем этапе, повышает их мотивацию к изучению предметов. В дальнейшем это приводит к высокому уровню участия в НОУ, предметных олимпиадах, конкурсах, выставках.  Поэтому при организации  творческой деятельности опираемся на следующие  данные  по организации исследовательской работы обучающихся в школе. Организация исследовательской работы обучающихся в школе (Приложение 11)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Система работы по формированию исследовательской компетентности повысит:

·        уровень обученности

·        уровень сформированности ОУУН

·        эффективность профессионального выбора

·        уровень творческого развития личности школьника

·        уровень сформированности  исследовательской компетентности  обучающихся.

Параметры и показатели сформированности  исследовательской компетентности.(Приложение 12)        

Эффективность деятельности по формированию исследовательской компетентности.

 

1.     Урочная деятельность

                                                     

Таблица 5.  Учебные достижения обучающихся по технологии 

                                                                                                                            

Годы

Количество

обучаемых

Обученность

«Качество знаний»

чел.

%

чел.

%

2020-2021

31

31

100

31

100

2021-2022

36

36

100

36

100

2022-2023

40

40

100

40

100

   

 Мониторинг качества знаний и уровня обученности по технологии характеризуется  положительной динамикой. Оценка деятельности обучающихся  по технологии в процессе обучения имеет четкие критерии и осуществляется на основе учета диагностики учебных возможностей и интересов ребят. Обучающиеся становятся активными участниками образовательного процесса:  участвуют в разработке  критериев творческих работ, проектов, инструкционных карт, алгоритмов изучения тем, овладевают умениями целеполагания, самооценки и взаимооценки. Приобретенные навыки и умения широко применяются на практике и используются в процессе обучения, что становится основой развития  учебно-познавательной компетенции. Применение дифференцированных, личностно-ориентированных, проектных технологий  способствует повышению интереса к изучению предмета и позволяет добиваться стабильно высоких результатов. Предмет технология представляет собой интегрированный курс различных дисциплин и предполагает  наличие у обучающихся основ  знаний по изобразительному искусству, экономике, черчению. Эффективное усвоение учебного материала  возможно на основе овладения  обучающимися такими учебными действиями как анализ, синтез, обобщение, систематизация.

 Добиваться стабильного высокого уровня качества знаний по  предмету «Технология» достаточно трудно,  несмотря на высокую учебную мотивацию обучающихся, обусловленную внешней легкостью предмета и его «второстепенностью». Это требует от учителя высокого профессионализма и умения организовать и управлять учебным процессом в соответствии с современными требованиями к уроку на основе применения современных педагогических технологий, интерактивных методов обучения,  ИКТ-технологий, интегрированных форм  проведения уроков и  нестандартных форм оценивания учебных достижений обучающихся.

 

Таблица 6. Учебные достижения обучающихся по  изобразительному искусству

                                                                                                                              

Годы

Количество

обучаемых

Обученность

«Качество знаний»

чел.

%

чел.

%

2020-2021

57

57

100

57

100

2021-2022

53

53

100

53

100

2022-2023

49

49

100

49

100

   

 Качество знаний по предмету «Изобразительное искусство» стабильно, что свидетельствует об эффективной работе педагога по развитию творческих способностей обучающихся. Учителем создаются  условия  для    самореализации и самовыражения  каждого обучающегося в соответствии с их индивидуальными возможностями и интересами и успешно решаются педагогические проблемы с учетом психолого-педагогических особенностей обучающихся на диагностической основе. Для достижения стабильных результатов по предмету необходимо воспитывать у обучающихся отношение к изобразительному искусству как  форме  человеческого сознания, к деятельности, требующей глубоких знаний, целеустремленности, большого труда, умения преодолевать трудности.  Серьезное внимание уделяется воспитательному потенциалу предмета «Изобразительное искусство»,  эстетическому развитию обучающихся на основе использования таких средств обучения как музыка, демонстрация иллюстраций, картин, компьютерных презентаций; посещение музея, картинной галереи, выставок. Все это способствует формированию  высокой устойчивой положительной мотивации по предмету и желанию участвовать в различных конкурсах, выставках, фестивалях.

 

 

 

 

 

 

 

2.Внеурочная деятельность

 

Таблица 7. Участие обучающихся в предметных олимпиадах школьного и муниципального уровней, конкурсах, смотрах, соревнованиях, выставках, научно-практических конференциях.

 

                                                                                                                                    

 

 

Годы

Количество  участников олимпиад

школьного и

муниципального  уровней

Количество участников

НПК

Количество

участников олимпиад, НПК

областной уровень

 

Доля обучающихся, имеющих устойчивый интерес к предмету*

чел.

%

чел.

%

 

чел.

%

2020-2021

20

23

8

9

 

68

78

2021-2022

24

27

9

10

1 лауреат и 1 участник  НПК

72

81

2022-2023

30

34

12

13

2 место олимпиада по технологии,

2 лауреата НПК

80

90

  

 

 

 

 

Оценка учебной мотивации обучающихся осуществляется ежегодно школьным психологом по методике  И.Г.Лускановой.

Наблюдается повышение интереса к изучению предметов «Технология» и «Изобразительное искусство». На оптимальном уровне устойчивый интерес у  школьников старшего  звена по технологии, у  среднего звена по изобразительному  искусству, что свидетельствует о результативности работы учителя по повышению мотивации к изучаемым предметам.  Этому способствует организация эффективная организация процесса обучения: использование учителем личностно-ориентированного обучения на основе игровых технологий на начальном этапе обучения, проектных – на среднем и старшем этапах. Разнообразным и интересным, современным процесс обучения по изобразительному  искусству  становится при использовании  элементов  современных  ИКТ - технологий, Интернет-ресурсов, проблемных, эвристических  методов  обучения.  Школьники  учатся самостоятельно ставить учебные задачи и решать их в соответствии с уровнем технологической и познавательной компетенции и личных интересов.  Ежегодно в школьной олимпиаде по технологии  и  изобразительному  искусству   участвуют ребята с  5 класса. На районную олимпиаду направляется победитель школьной олимпиады.  Обучающиеся школы показывают стабильно высокие   результаты на районном и областном уровнях.  Качество подготовки к олимпиадам растет: повышается качество выполнения тестовых заданий, практические  навыки  в области моделирования и конструирования и  уровень оформления и защиты  творческих проектов. В дальнейшем планируется большее внимание уделять практической  направленности исследовательских  работ учащихся, что позволит   применить на практике теоретические знания и практические навыки и умения, осуществить  межпредметные связи  из  предметной области  «Технология».

 

Таблица 8. Информация о призовых местах, занятых обучающимися  в олимпиадах,  смотрах, конкурсах, выставках

                                                                                                                                  

Уровни

 

 

Годы

Муниципальный

Региональный,

зональный

кол-во

человек

вид

состязания

кол-во

человек

вид

состязания

2020-2021

 1-III

место

олимпиада по экономике

 

 

 

1-II место

 

НПК

(экономика)

 

 

 

1-II

место

НПК

(технология)

 

 

2021-2022

1-II

место

олимпиада

(предпринимательство и право)

 

 

 

1-III

место

 

НПК

(технология)

 

 

2022-2023

1-III

место

Олимпиада (технология)

 

 

 

1-II место

НПК

(экономика

 

 

 

1-I

место

олимпиада

(технология)

1-II

место

 

 

олимпиада

(технология)

 

1-III

место

олимпиада

(экономика)

 

 

 

1-II

место

НПК

(технология)

 

 

 

1-I

место

НПК

(экономика)

 

 

 

Результативность подготовки обучающихся к олимпиадам  и  научно-практическим конференциям достигается за счет целенаправленной деятельности по развитию учебно-познавательной, информационной  и исследовательской   компетенций.  Применяются  современные педагогические технологии, позволяющие выйти за рамки изучаемого предмета и применить полученные знания и умения в новых ситуациях.

Эта совокупность компетенций позволяет  ученику  добиться  успехов в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с необходимостью решения возникающих проблемных ситуаций, связанных с областью изучаемых предметов.  Работа по подготовке обучающихся к олимпиадам и научно-практическим конференциям  осуществляется во внеурочной деятельности. Применение элементов дифференцированного обучения позволяет школьникам с высокими учебными возможностями и повышенным познавательным интересом к предмету решать учебные задачи на более высоком, творческом уровне. Выполнение исследовательских работ формирует у обучающихся  ставить проблему, гипотезу, определять направления исследования, методы поиска, что, безусловно, способствует развитию исследовательских навыков, способностей решать проблему, а также работать с научно-популярной литературой,  то есть создает условия для формирования исследовательской компетенции. Уровень и качество творческих работ обучающихся свидетельствуют об эффективности данного направления.

  Научно-исследовательские работы обучающихся в образовательной области «Технология» предполагают выявление проблемных ситуаций и их решения с использованием знаний и умений, полученных при изучении предметов этого цикла.

При изучении раздела декоративно-прикладного искусства было выявлено, что интерес к народным ремеслам растет. В своих исследовательских  работах школьники выявляют истоки развития и историю  народных промыслов в родном селе, знакомятся с технологией и приемами  выполнения и особенностями работы мастеров, владеющих данным ремеслом: «Развитие ремесел в селе» (2018), «Особенности выполнения изделий крючком»(2019), «Удивительный мир соломки» (2019), «Технология изготовления изделий из бисера» (2013). Особенностью работ этого цикла является выполнение творческих  проектов, которые были представлены на различных художественных конкурсах, выставках, фестивалях и получили достойную оценку. 

Результатом научно-исследовательской работы «Развитие ремесел в селе»  стало оформление стенда в краеведческом музее села Чекрушево. В данной работе  собран материал о развитии декоративно- прикладного искусства в селе, начиная с  истоков и  умельцах, которые радуют своим мастерством. Школьники описали технику выполнения ремесел, совместно с умельцами изготовили изделия, которые хранятся в музее.

Наряду с творческими,  выполняются  исследовательские проекты, которые  позволяют решить   бытовые проблемы.  В работе «Первичная экологическая  экспертиза упакованных продуктов питания» (2020 г.)  была раскрыта проблема некачественного изготовления тары и ее неправильного использования. В ходе исследования выявлены отклонения от санитарно-гигиенических норм производителем и нарушения правил  хранения и сроков реализации этих продуктов, несоответствие штрихкода изготовителя. Автором работы были изучены  пищевые добавки, применяемые при изготовлении  продуктов питания, и выявлены,  наиболее часто употребляемые школьниками  продукты. Рекомендации, разработанные в практической части работы были сообщены  школьникам и родителям. В отзыве на исследовательскую работу Павловой  Елены отмечается актуальность данной темы, ее практическая направленность и творческий подход в выявлении и решении предложенной проблемы.

В отзыве на исследовательскую работу  Ефремовой Анастасии  «Развитие культуры в селе Чекрушево» отмечается актуальность темы, так как в настоящее время много внимания уделяется изучению  национальных  духовных ценностей, которые в последнее  время были основательно растеряны. Она четко определили цель исследования, и поставила конкретные задачи, определила предмет и объект исследования, методы, изучила интересный материал, который успешно систематизировала. В  целом работа интересна, полезна и актуальна для молодежи.

В научно-исследовательских работах «Демографическое положение   в селе Чекрушево» и «Взаимосвязь уровня численности населения и безработицы, влияющая на экономическое положение села» была изучена  научная литература по таким важным понятиям темы современной экономики как безработица, занятость, уровень безработицы, причины и формы безработицы  и  проведен анализ возникшей ситуации в селе. В рецензии на данную работу ст. преподавателя кафедры экономики филиала ОмГПУ в г. Таре Н.В. Бахмат отмечено: «Грамотно осуществлена исследовательская часть проекта. Интерес представляет теоретическая часть исследования, в которой  присутствует внутренняя логика изложения  материала».

 

 

Результаты внеурочной  деятельности  по учебным предметам

 

Таблица 9. Информация о внеурочной деятельности по учебным предметам

                                                                                                                                                       

Кол-во

обучаемых

 

Годы

 

Факультативы

Кружки

 

чел.

 

%

 

чел.

 

%

2020-2021

 

 

41

«У Золушки»

20

«Юный художник»

25

«Модельер»

 

 

100

 

35

 

61

 

 

 

2021-2022

20

100

43

«У Золушки»

25

«Юный художник»

25

«Модельер»

 

 

100

 

47

 

61

2022-2023

30

100

45

«У Золушки»

30

«Юный художник»

25

«Модельер»

 

 

100

 

61

 

61

 

Обучающиеся школы проявляют устойчивый интерес к занятиям кружков эстетического направления, о чем свидетельствуют данные диагностики.  Кружок «У Золушки» посещают не только девочки,  изучающие технологию, но и  школьники младшего звена. Их привлекает возможность изучать технику   выполнения  изделий, возможность участия в конкурсах, выставках и фестивалях. 

Большая часть обучающихся среднего звена, изучающая  изобразительное искусство посещают занятия кружка «Юный  художник». Ребята старшей школы продолжают посещать занятия  и участвуют в конкурсах, выставках на школьном, муниципальном, региональном и Всероссийском уровнях.

Синтез всех приобретенных  знаний, умений и навыков  на занятиях предметов технологического цикла и кружков «У Золушки» и «Юный художник» демонстрируется на     сезонных показах  работ кружка «Модельер», активного участника большинства   школьных, сельских, муниципальных праздниках.

Важную практическую  роль для школы, Дома Культуры и музея села   играют данные кружки, так как  оформление, декорации   и выставки для различных праздников, костюмы изготовляются  на занятиях  школьниками под руководством учителя. 

Насыщенная, интересная программа работы кружков, разработанная с учетом современных требований и интересов учащихся, и социума позволяет, решить проблему занятости сельских школьников в свободное время, способствует формированию эстетически развитой, творческой личности.

Результатами работы кружков,  помимо исследовательских работ обучающихся,  является участие и победы в творческих конкурсах различного уровня.

Результатами работы кружка являются не только участие в конкурсах, выставках и фестивалях, но и исследовательские работы обучающихся с которыми они выступают на краеведческих, научно - практических конференциях.

Количество проводимых в школьных конкурсов с каждым годом возрастает. Увеличивается количество участников конкурсов, что обусловлено различными причинами. Во-первых, увеличивается  количество детей, изучающих технологию и изобразительное искусство. Во-вторых, принимают участие младшее и старшее звено. В-третьих, число самих конкурсов и их тематика может варьировать по годам. С каждым годом увеличивается качество выполняемых работ, повышается интерес к этим предметам, возрастает мотивация, увеличивается количество работ участвующих на муниципальном и региональном уровнях. Участие обучающихся в школьных конкурсах, смотрах, соревнованиях, выставках. (Приложение 13)

 

Количество участников конкурсов по годам можно представить в виде диаграммы:   

Таблица 11. Информация о призовых местах, занятых учащимися в олимпиадах, спортивных соревнованиях, смотрах, конкурсах, выставках.

                                                                                                                                  

Муниципальный

Региональный

Всероссийский

кол-во

человек

вид

состязания

кол-во

чело

век

вид

состязания

кол-во

чело

век

вид

состязания

2020 – 2021 учебный год

10

1 - I  (живопись)

1 - II (живопись)

«Мой дом, моя семья»

 

 

 

 

 

9

2 - II  (живопись)

«Проблемы 21 века»

 

 

 

 

 

10

2 – III (живопись)

«Скажи жизни  - Да!»

 

 

 

 

 

 

 

12

2 – I

( флористика и крючок)

3 – II (живопись, вязание на спицах, аппликация)

1 – III (живопись)

Фестиваль «Мы все талантливы»

 

 

 

 

 

5

1 – III (живопись)

«Гимн чести, мужеству и славе»

 

 

 

 

10

1 – I (живопись)

1 – II (фото выставка)

1 – III (презентация)

«Россия молодая»

 

 

 

 

 

5

1-I (флористика)

1-II (куклы)

1-III (живопись)

Экологический фестиваль «Красота спасет мир»

 

1 человек - участие

Экологический фестиваль «Красота спасет мир»

 

 

20

(ценные подарки)

Конкурс рисунков на противопожарную тематику

 

 

 

 

 

25

(ценные подарки)

Конкурс рисунков, посвященной открытию библиотеки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2021 – 2022 учебный год

11

1- I  (живопись)

1 - II (живопись)

1-III (живопись)

 

«Мой дом, моя семья»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

1- I (живопись)

2 - II  (живопись)

«Проблемы 21 века»

 

 

 

 

 

12

2 – II (живопись)

2 – III (живопись)

«Скажи жизни  - Да!»

 

 

 

 

 

16

2 – I

( флористика и крючок)

3 – II (живопись, вязание на спицах, аппликация)

2 – III (живопись)

Фестиваль «Мы все талантливы»

 

 

 

 

 

8

2 – III (живопись)

«Гимн чести, мужеству и славе»

 

 

 

 

15

1 – I (живопись)

2 – II (фото выставка, живопись)

2 – III (презентация, живопись)

«Россия молодая»

 

 

 

 

 

8

1-II (куклы)

1-III (живопись)

Экологический фестиваль «Красота спасет мир»

 

 

 

 

 

30

(ценные подарки)

Конкурс рисунков на противопожарную тематику

 

 

 

 

 

4

1 – III

Фестиваль инновационных соц. проектов

 

 

 

 

2022 – 2023 учебный год

15

3-I (живопись)

2-II (живопись)

3 – III (живопись)

«Мой дом, моя семья»

 

 

 

 

 

6

1 – I (живопись)

1 – II (живопись)

2 – III (живопись)

«Проблемы 21 века»

 

 

 

 

 

10

3 – I (живопись)

«Скажи жизни  - Да!»

 

 

 

 

 

15

3 – I (крючок, флористика, бисер)

1 – II (вязание на спицах)

Конкурс поделок и рисунков  на фестиваль «Мы все талантливы»

 

 

 

 

 

13

3 – I (живопись)

5 –II (живопись)

1 – III (живопись)

«С верой в сердце»

 

 

 

 

 

8

1-   I (живопись)

2 – II (живопись)

«Гимн чести, мужеству и славе»

 

1 - II

«Гимн чести, мужеству и славе»

 

 

 

12

3 – I (живопись)

«Россия молодая»

 

 

 

 

6

2 – II (флористика, живопись)

Экологический фестиваль

«Красота спасет мир»

 

 

 

 

 

27 (ценные подарки)

Конкурс рисунков на противопожарную тематику

 

 

 

 

12

(ценные подарки)

«Дорогами Победы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 - работ

«Удивитель

ный мир сказок А.С. Пушкина»

 

 

 

 

10 - работ

«Добрый доктор Айболит»

 

 

 

 

10 - работ

Конкурс рисунков по произведения Гоголя

                                                                                                       

Анализируя данную диаграмму можно констатировать повышение интереса и результативности участия в конкурсах муниципального и регионального уровне. Впервые в 2018 году учащиеся приняли участие во Всероссийском конкурсе рисунков «Добрый доктор Айболит»,  в  2018 году   в конкурсе рисунков по сказкам А.С.Пушкина, а в 2019 году конкурс рисунков по произведения Гоголя.  Качество работ повышается, растет уровень мастерства участников и  количество призовых мест.

                                                                                                          

Из диаграмм видно, что увеличивается число участников конкурса и число призовых мест.

Положительная динамика участия в конкурсах свидетельствует об эффективности работы учителя по подготовке к участию в конкурсах различного уровня. Это значит, что главная задача – формирование разносторонне развитой, творческой  личности  решается на оптимальном уровне.

      Таким образом, анализ представленных результатов показывает, что реализуемая система работы дает устойчивые положительные результаты.

Созданные  условия формирования  исследовательской компетентности обучающегося  на уроках и во внеурочной деятельности  при изучении предметов технологического  цикла способствуют  решению поставленных задач и выполнению главной цели данной работы.

Разработанная и используемая  система по формированию исследовательской компетентности на уроках технологического цикла (технологии, изобразительного искусства, черчения, экономики) и во внеурочной деятельности  позволила повысить уровень обученности по предметам из области технологии, мотивацию к изучению данных предметов, количество и качество  творческих работ, результативность участия в НОУ, НПК, олимпиадах различного уровня.

 

Литература

 

1.          Агеева И.Д. Занимательные материалы по ИЗО. Метод. Пособие. – М.: ТУ Сфера, 2007. – 160 с.

2.          Арефьева И.П.. Занимательные уроки технологии для девочек. Пособие для учителя. – М.: Школьная Пресса, 2005 г. – 64 с., ил.

3.          Г.В.Пичугина. Статья «Компетентностный подход в технологическом образовании».

4.          Гин А.А.. Приемы пед. Техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Пособие для учителя/ А.А. Гин – 9-е издание. – М.: Вита – Пресс, 2009 – 112 с.

5.          Гореева Н.А. из. на-во. Д-П искусство в жизни человека. Метод. пособие. – М.: Просвещение, 2007. – 109 с. : ил.

6.          Держава Периха. – М.: ис-во, 1994 г.

7.          Дьяченко С.А. Организация современного урока через использование основных компетенций-С.-П.,2003г.

8.          Журнал «Школа и производство» №1 2006г.

9.          В.Д Симоненко, Н.В. Фомин «Методика обучения учащихся основам экономики и предпринимательства. – Брянск: издательство Брянского пед. университета, 1997. – 319 с.

10.     И.А.Зимняя. Статья «Ключевые компетенции – новая парадигма результатов образования». // Интернет-журнал "Эйдос".

11.     Кирилло А. Учителю об изоматериалах. -  М.: Просвещение. 1971.

12.     Крупская Ю.В. Технология обслуживающего труда. – М.: Вентана-Граф, 2008 – 80 с.

13.     Организация проектной деятельности в школе: система работы/ авторы состовители С.Г. Щербакова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 189 с.

14.     Психология процессов художественного творчества. – Л.: Наука, 1980.

15.     Переломова Н.А., зав кафедрой ИПКРО, г. Иркутск.

16.     Синицына Н.В. Технология обслуживающего труда. – М.: Винтена-Граф, 2008 – 80 с.

17.     Статья «Ключевые компетенции в образовании: современный подход. // Интернет-журнал "Эйдос".

18.     С.А. Денисова, г. Новосибирск.

19.     Статья «Развитие субъектов образовательной деятельности посредством формирования ключевых компетенций». http://den-za-dnem.ru/page.php?article=153

20.     Технология. Организация кружковой работы в школе. О.Н. Маркелова.: - Волгоград: учитель, 2008 – 184 с.

21.     Хуторской А.В. Статья «Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования» // Народное образование. – 2003. - №2. – С.58-64.

22.     Хуторской А.В. Статья «Технология проектирования ключевых компетенций и предметных компетенций». // Интернет- журнал "Эйдос".

 

 

  Приложение 1

 

Количественный  показатель по уровням  сформированности исследовательской компетентности.

 

 

 

год

 

 

Количество обучающихся

Уровни

критический

доступный

высокий

Количество обучающихся

%

Количество обучающихся

%

Количество обучающихся

%

2018   2019

88

37

42%

28

32%

23

26%

2019 2020

89

27

30%

34

38%

28

32%

2020 2021

89

18

20%

40

45%

31

35%

 

 

 

 

Приложение 2                   

Уровень сформированности исследовательских умений обучающихся

5-11 класса, сентябрь 2020 учебный год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3

 

Уровень сформированности исследовательских умений обучающихся

5-11 класса, сентябрь 2019 учебный год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Приложение 4

 

Организационные формы в формировании исследовательской компетентности

 

 

Четверговая школа

 

 

Тренинги

 

 

 

Проекты

 

Научно практические конференции

 

Творческие конкурсы

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Приложение 5

 

Методы используемые при формировании исследовательской компетентности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

Требования к учебно-исследовательским работам

 

 

Плохо

Слабо

Хорошо

Отлично

Связь с учебной программой и учебным планом

Не связана с действующей школьной программой и учебным планом

В некоторой степени связана с программой и учебным планом; ее внедрение возможно только за счёт внеклассной работы

Связана с программой и учебным планом по предмету, но для её проведения придется использовать резервное время

Полностью ориентирована на действующую программу и действующий план и может быть легко интегрирована в рамках учебного процесса

Постановка проблемы

Названы причины, по которым приступили к работе над исследованием

Указывает на то, что надо изменить в реальной ситуации

Самостоятельно сформулирова

но противоречие между идеальной и реальной ситуацией; указывается на причины существования проблемы. 

Самостоятельно сформулирована проблема на основе анализа реальной ситуации; указывается на возможные последствия существования проблемы; называются субъекты, заинтересованные в решении проблемы

Содержание исследовательской работы

Нет логической последовательности в изложении материала, были допущены ошибки. Отсутствуют самостоятельные исследования обучающихся. Нет деятельности обучающихся, связанной с умениями находить, описывать и суммировать информацию. Намеченные цели расплывчаты и плохо поддержаны вопросами темы учебной программы 

Материал дается более или менее логично, но непонятные отдельные вопросы. Самостоятельные исследования обучающихся не затрагивают основополагающие вопросы. Деятельнос

ть требует от обучающихся умений находить, описывать и суммирова

ть информа

цию, при этом творческий подход минимален. Намечен

ные цели расплывча

ты

Материал изложен логично, между его частями сделаны плавные переходы. Самостоятельные исследования обучающихся частично иллюстрируют основополагающие вопросы. Деятельность заставляет обучающихся анализировать и использовать информацию, решать проблемы и делать выводы. Намеченные цели изложены частично, поддержаны основополагающими вопросами и вопросами темы учебной программы

Содержание представлено логично удобно для восприятия. Самостоятельные исследования обучающихся самым понятным образом иллюстриру

ют основополагающие вопросы. Деятельность помогает обучающимся интерпретировать, оценивать и систематизировать информацию. Цели ясно изложены, хорошо определены и поддержаны основополагающими вопросами и вопросами темы учебной программы

Целеполагание

Демонстрируется понимание цели выработанной совместно с учителем; расставляются в хронологической последовательности действия, которые необходимо осуществить; описывается результат

Самостоятельно ставится задача на основе цел, сформулированной с помощью учителя; характеризуется продукт своей деятельно

сти; контролируется соблюдение последовательности действий 

Самостоятельно ставится цель на основании проблемы; самостоятельно определяются шаги для решения задач на основе общего подхода, выработанного совместно с учителем; определяется внешняя потребность в планируемом продукте; оцениваются промежуточные результаты 

Предлагается стратегия достижения цели; анализирую

тся необходимые ресурсы; прогнозируются последствия появления продукта; корректирует

ся план на основании оценивания промежуточных результатов

Оригинальность

Выполнена главным образом, на основе минимального набора материалов и идей, заимствованных из ограниченного количества источников информации  

Выполнена на основе большой коллекции материалов и идей, заимствованных из различных источников информа

ции

Разработана на основе оригинальных авторских идей, усиленных большой подборкой материалов из разных источников информации

Характеризуется большой оригинальностью идей исследовательским подходам к собранным и проанализированным материалам, использованием широкого спектра первоисточников

Работа в группе

Роли между участниками распределены небыли, коллективная деятельность практически не осуществлялась, некоторые члены группы вообще не работали над темой

Большин

ство членов группы участвовали в работе, однако нагрузка между ними была распределе

на неравномерно 

Большинство членов группы внесли свой вклад в работу

Работу в равной мере осуществляли все члены группы

Организация применения исследовательской работы в школе и в не её

Описание непонятно, не ясно, каким образом будет внедряться в учебный процесс. Компоненты не завершены

Описанию не хватает ясности, не отражает последовательность мероприятий по внедрению. Компонен

ты не завершены, либо не достаточно детализиро

ваны

Описание отражает последовательность мероприятий по его внедрению, но некоторые аспекты непонятны. Компоненты являются завершенными, но недостаточно детализирован

ными, чтобы их эффективно  использовать  

Описание отражает чёткую последовательность мероприятий по его внедрению. Компоненты хорошо подготовлены для использования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 7

ПОЭТАПНАЯ РАЗРАБОТКА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Этапы

Цели

Задания

Замер, проявления

1. Этап вхождения в поисковую исследовательскую деятельность

Формирование умений работать с научной литературой, проводить наблюдения, планировать эксперимент

Создать опорную базу знаний, необходимую для проведения конкретного исследования, выработать конкретные умения

Определение общего уровня сформированности системы знаний, и системы умений в беседах, отдельных конкретных заданий, рассмотрение конспектов изученной литературы

2. Этап приобретения учащимися некоторого опыта исследовательской деятельности

Ориентация на приобретение учащимися достаточного опыта исследовательской деятельности

Научить методике работы с научно-технической информацией, самостоятельному составлению плана исследования, проведению наблюдения

Уровень овладения основными исследовательскими умениями, любая информация воспринимается, не только как конкретное обозначение предметов и действий, а как побуждение к соотнесению отдельных явлений установлению между ними взаимосвязей

3. Этап собственно исследовательской деятельности

Выдвижение гипотез и их защита

Построить систему знаний и методов их использования для проведения конкретного исследования

Нахождение связей между явлениями систематическая работа с научной литературой, самостоятельная работа по подбору необходимой литературы

Приложение 8

ПАМЯТКА ЮНОМУ ИССЛЕДОВАТЕЛЮ

При планировании учебно-исследовательской деятельности, нужно помнить о ее компонентах.

Компонент

Описание компонента

 

 

1

Проблема

Вопрос или комплекс вопросов, требующих решения.

Формулировка проблемы может начинаться со слов: как, отчего зависит, какую роль сыграл, при каких условиях...

 

2

Актуальность

Почему важно изучать этот вопрос именно сейчас, сегодня, в настоящее время.

 

 

3

Цель

Запланированный результат ваших исследований

Ответ на поставленный в проблеме вопрос; оформленный в виде реферата, компьютерной программы, модели, макета...

 

4

Задачи

Что нужно сделать, чтобы цель была достигнута.

Определяя задачи исследования Вы составляете план работы, её этапы:
- изучение литературы (научная, критическая, художественная, публицистическая
- материалы проектов других авторов
- интернет
-архив
-музеи...

5

Методы

Как решать задачи, проводить исследование

Сравнение, сопоставление, обобщение, описание, анализ (лексический, грамматический, математический, химический...). Обязательно должен быть самостоятельный вывод. Очень хорошо, если выбранная Вами тема, позволяет поставить опыты, физические, химические, биологические эксперименты. Методы социологических исследований, анкетирование, интервью...

 

6

Гипотеза

Предположение, требующее доказательств

 

 

7

Теоретические основания

Теории, в рамках которых проводится исследование

 

 

8

Объект

Что исследуется

 

 

9

Предмет

Как, в каком аспекте исследуется объект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 9

Уровни сформированности основных исследовательских умений.

 

Умение

 

Уровни сформированности

критический

средний

Оптимальный

воспринимать

информацию

только интересную

важную

актуальную

осознание и мотивация

деятельности

ситуативный

интерес

интерес к предмету

повышенный

познавательный интерес

 

целеполагание

с помощью учителя

с помощью других (учитель, одноклассник, родители)

самостоятельно

планировать деятельность

с помощью учителя

по алгоритму

самостоятельно

формулировать проблему и тему

по материалу урока

с практическим

применением

с теоретическим обоснованием и практическим  внедрением

отбор фактического материала

из предложенной учителем литературы

с  привлечением

дополнительной

литературы

с использованием

ИКТ

использовать

иллюстрационный и демонстрационный материал

только на уроках

под руководством учителя

частично самостоятельно

во внеурочной деятельности

самостоятельно  в соответствии с  темой и целями 

работы

использовать термины

по материалам

урока

с привлечением

дополнительной научной литературы

с использованием

И с использованием

ИКТ

 

анализировать возможные идеи

с помощью  консультантов

частично самостоятельно

самостоятельно, с  использованием современных методик (мозговой штурм)

грамотно структурировать

текст

по плану, предложенному учителем

частично самостоятельно

под консультацией  учителя

самостоятельно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 10

 

Использование современных образовательных технологий  в обучении                                                                                                                                     

 

Перечень

используемых

современных

образовательных технологий (ОТ)

в процессе обучения

Примеры

 учебных  тем

  (2-3)

Открытые учебные занятия

с использованием ОТ в процессе обучения

(когда, для кого)

Разработанные

средства к ОТ

в процессе обучения

(какие)

Форма

фиксации использования ОТ

в процессе обучения

Технология проблемно-модульного обучения (М.А.Чоханов)

1. «Архитекту

ра города Тары»

Открытый урок для учителей центрового МО 2012 год.

Актуализирующие знания тесты для ввода в проблему по теме; индивидуальные программы - модули; банк ситуаций на поиск ошибок.

Активизирующий тестовый контроль, самостоятельная работа с программой-модулем.

Игровые технологии

«Ярмарка тканей»

Открытый урок для учителей районного МО 2011 год.

Конкурс на лучшее рекламное агентство.

Технологическая карта

Технология интегрированного обучения

«Развитие малого бизнеса»

Интегрированные уроки ИЗО, технологии, экономики.

Открытый урок для учителей районного МО 2010 год.

Интегрированные обучающие средства: тексты, памятки, карточки, тесты с заданиями, проекты.

Реализация образовательных программ. Система интегрированного контроля.

ИКТ

«Создание эскизов вечерних ансамблей»

Открытый урок для учителей районного МО 2013 год.

Презентации, проекты, модели, рисунки.

Создание коллекций вечерних нарядов.

 

 

Приложение 11

Организация исследовательской работы обучающихся в школе

1 – 4 классы

Подготовительный этап:

  • Формирование навыков научной организации труда.
  • Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.
  • Формирование познавательного интереса.
  • Выявление способных учащихся

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Кружки эстетического цикла.

5-7 классы

Творческий этап:

  • Совершенствование навыков научной организации труда.
  • Формирование познавательного интереса.
  • Творческое развитие учащихся.
  • Индивидуальная работа со способными школьниками.
  • Формирование исследовательских навыков.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Школьные олимпиады.

Факультативы.

Краеведческая конференция.

Кружки.

 

8-9 классы

Развивающий этап:

  • Совершенствование навыков научной организации труда
  • Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.
  • Развитие исследовательских навыков.
  • Развитие информационной культуры учащихся.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Олимпиады.

Факультативы.

Краеведческая конференция.

НОУ.

Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов.

Практикумы.

 

10-11 классы

 

Исследовательский этап:

  • Совершенствование исследовательских навыков.
  • Совершенствование информационной культуры учащихся.
  • Самостоятельное применение учащимися  исследовательской компетенции  при профессиональном самоопределении

 

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Олимпиады.

Факультативы.

НОУ.

Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ.

Практикумы

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 12

Параметры и показатели сформированности  исследовательской компетентности.

 

параметры

показатели

Ожидаемый результат

1.образовательный

 

 

 

 

 

 

 

Успеваемость

Качество знаний

Сформированность ЗУН

Сформированность ОУУН

Мотивация

 

Участие в НОУ, олимпиадах

 

Итоговая аттестация

 

Поступление в ВУЗы

Профориентация

 

·       Стопроцентное качество знаний

·       Оптимальный, высокий уровень

·       Высокая мотивация

·       Победы в НОУ,

лауреатство

·       Оптимальный уровень

·       Самореализация,

соответствие уровню притязания личности выпускника

2. воспитательный

Трудолюбие

Ответственность

Целеустремленность

Гуманность

Дисциплинированность

Эстетическое развитие

 

Соответствие модели выпускника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 13

Участие обучающихся в школьных конкурсах, смотрах, соревнованиях, выставках.

 

Количество участников

 школьных конкурсов, выставок

 

 

Название школьных конкурсов, выставок

кол-во

человек

%

88

2020 -2021

100

Конкурс рисунков «Здравствуй школа»

 

90

2021 -2022

100

«Золотая осень» (конкурс рисунков и поделок из природного материала)

 

93

2022 -2023

100

«Мой любимый учитель» (конкурс рисунков и поделок)

 

 

«Дорогие мои старики…» (конкурс рисунков)

 

«Мир  глазами детей» (конкурс рисунков и поделок)

 

«Мой дом, моя семья» (конкурс рисунков)

 

«Мамины глаза» (конкурс рисунков и поделок)

 

Показ моделей на концертно-развлекательной программе «Мамины глаза»

 

«Проблемы 21 века» (конкурс рисунков)

 

«Скажи жизни  - Да!» (конкурс рисунков)

 

Конкурс поделок и рисунков  на фестиваль «Мы все талантливы»

 

Конкурс рисунков  «Волшебный Новый год»

 

Показ  новогодних моделей

 

Конкурс рисунков «Мой папа солдат», «Гимн чести, мужеству и славе»

«Россия молодая» (конкурс рисунков)

 

«Красота спасет мир»

(поделки и рисунки)

 

Конкурс рисунков «Выборы глазами детей»

 

«Милый родной  человек» (конкурс рисунков и поделок)

 

Конкурс рисунков на противопожарную тематику

 

«Дорогами Победы» (конкурс рисунков)

 

Конкурс рисунков, посвященный Дню детства (конкурс рисунков и поделок)

«С верой в сердце» (конкурс рисунков)  2018 года

Конкурс рисунков, посвященной открытию библиотеки 2019 год

«Удивительный мир сказок А.С. Пушкина» 2020 год

«Добрый доктор Айболит» 2018 год

Фестиваль инновационных соц. проектов 2019 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 14

Обобщение педагогического опыта

 

Годы

 

Уровни

 

2020-2021

 

2021-2022

 

2022 -2023

Муниципаль

ный

 

Выступление на районном МО с темой «Декоративно-прикладное искусство как средство повышения учебной мотивации».

 

Участие в выставке работ на августовской конференции

 

Участие в Педагогическом марафоне учебных предметов по теме «Социальная и профессиональная определение обучающихся - важнейшая задача школы»

 

Открытые уроки технологии «Развитие малого бизнеса», «Ярмарка тканей»

Систематизация опыт внеклассной работы в предметной области «Технология» на районном МО

 

Участие в районном конкурсе методических материалов на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию среди обучающихся «Растим патриотов России»

 

 

Обобщение  опыт работы по теме «Проектирование как метод научно-практической деятельности обучающихся на районном МО

 

Участие в Муниципальном Педагогическом марафоне учебных предметов.

 

Обобщение опыта работы классного руководителя классного руководителя по программе «Я - гражданин России»

Региональ

ный

 

Выступление на научно-практической конференции «Инновационные процессы в теории и практике» с темой «Взаимодействия школы и семьи»

 

Выступление на межрегиональной научно-практической конференции «Образование и культура в Заподно-Сибирском регионе» с темой «проектная деятельность как условие успешной социализации обучающихся»

Выступление на научно-практической конференции «Воспитание и развитие детей, подростков и молодёжи в современных условиях: проблемы, подходы и стратегии» с темой «Взаимодействие сельской школы и семьи как средство социализации личности»

 

Выступление на историко-краеведческой конференции «Вагановские чтения 2020» с темой «Взаимосвязь уровня численности населения и безработицы, влияющая на экономическое развитие села»

Выступление в Педагогических чтениях «Совершенствования воспитания как условие модернизации региональной системы воспитания»

 

Выступление на историко-краеведческой конференции «Вагановские чтения 2012» с темой «Демографическая ситуация в селе Чёкрушево»

Федераль

ный

 

участник конкурса Педагогических идей «Открытый урок» газеты «Первое сентября»

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 15

 

 

Публикации в сборниках НПК различного уровня

 

1.Инновационные процессы в теории и практике современного образования. Материалы научно-практической конференции. Омск- 2018.

Сажина С.Я. «Взаимодействие семьи и школы»

 

2.Научно-практической конференция, посвященная 60-летию Победы в Великой Отечественной войне. Тара- 2019.

 

3.Воспитание и развитие детей, подростков и молодежи в современных условиях: проблемы, подходы и стратегии. Материалы научно-практической конференции. Тара- 2020.

Сажина С.Я. «Взаимосвязь сельской школы и семьи как средство социализации личности»

 

4.Образование и культура в западно-сибирском регионе: история, перспективы и проблемы взаимодействия. Материалы межрегиональной научно-практической конференции, Тара-2019

Сажина С.Я. « Проектная деятельность как условие успешной социализации учащихся»

 

5.Педагогическая инноватика  как фактор развития региональной системы   образования. Материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Тара -2021

Сажина С.Я. «Предпрофильная подготовка и профессиональное самоопределение старших подростков в системе «Школа-ВУЗ»;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 16

 

Повышение квалификации, профессиональная переподготовка

                                                                                                                            

 

Обучение

 

 

 

Годы

Повышение

квалификации

наименование образовательной программы

кол-во

часов

2018-2019

Художественная обработка материалов в образовательной области «Технология»

«Основы Экономике и предпринимательства»

144

 

86

2019-2020

Обновление содержания и методики обучения в условиях модернизации образования

 

Использование современных педагогических технологий в профессиональной деятельности учителя

 

144

 

 

 

 

2020-2021

Использование информационных технологий в обучении предмету