Обобщение педагогического опыта на тему"Экологическое воспитание средствами музыки"

  • Руководства для учителя
  • pptx
  • 01.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Данный материал будет полезен для работы по экологическому воспитанию средствами музыки в урочной и внеурочной деятельности.
Иконка файла материала Экологическое воспитание средствами музыки.pptx






Экологическое воспитание средствами музыки
(обобщение педагогического опыта)













2020г.

МОУ СОШ х. Бурковский
 

Всё больше – окружающей среды,
Всё меньше – окружающей природы.
Р. Рождественский

Выполнил: Осипова Т. П.

2017 год – Год Экологии в Российской Федерации.



Экологическое образование в современной школе актуально. Оно сегодня интегрируется в разные предметные области. Но чем же музыка может помочь решить проблемы экологии,
ведь музыка – это искусство , а экология - наука.











Среди различных видов искусства именно музыка обладает наибольшими возможностями в вопросе формирования
экологической культуры
общества , потому что
музыка является тончайшим инструментом воздействия на чувства человека и даёт нам познание окружающего мира не через научные понятия ,а через образы..

Клод Дебюсси писал о том, что «музыка как раз то искусство, которое ближе всего к природе…»

В начале работы по экологическому воспитанию средствами музыки ,передо мной встал вопрос содержания. Критериями отбора музыкального содержания стали психофизиологические возможности детей разного возраста и специфика языка музыкального искусства. Анализ используемых мною учебных программ по музыке Критской, Сергеевой показал, что они очень экологичны. Содержание учебного материала в них обладает большими потенциальными возможностями для экологического образования, и что очень важно для воспитания искренней любви и бережного отношения к Природе.

.








.



В 6-м классе по программе "Музыка" Е.Д.Критской изучается новая грань темы – правда и красота музыки, рисующей картины природы, рассказывающей об отношении человека к природе, о воздействии природы на человека.

Вопросы экологического воспитания средствами музыки прекрасно решаются на уроках музыки
Например:
На одном из уроков по теме "Музыка осени" в 1-м классе дети связывают жизненные впечатления об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова , фортепианная пьеса "Октябрь" П.И.Чайковского из цикла "Времена года", песни "Капельки" В.Павленко и "Скворушка прощается" Т.Попатенко.

Мелодией гениального русского композитора М.П.Мусоргского открывается первый урок музыки во 2-м классе по программе Е.Д.Критской. Слушается фрагмент вступления "Рассвет на Москве-реке" к опере "Хованщина", который рисует картину наступающего дня.

Среди ярких музыкальных картин, связанных с изображением природы, фортепианный циклы П.И. Чайковского и Вивальди «Времена года»

У Римского - Корсакова(образы моря в "Садко" и "Шехерезаде", образ весны в "Снегурочке"), ,





В творчестве М. И. Глинки отметим романс
«Жаворонок»;
у Г. Свиридова – «Поёт зима, аукает»;



Формы музыкально-экологического воспитания

Образовательные мероприятия

Развлечения, досуги
праздники

Уроки
кружки





?

экскурсии

комплексные

тематические

сюжетно-игровые

интегрированные

конкурсы

тематические вечера

посиделки

театрализации, инсценировки

турниры

традиционные , интегрированные

Весёлые нотки
Палитра детских голосов


Работая с содержанием в рамках каждой из этих форм я использую один и тот же приём
Восхищение - Сравнение - Предложение
Классическая музыка воспевает красоту природы т.е. мы сначала восхищаемся этой красотой, гармонией в природе, затем замечаем нарушение этой гармонии в результате необдуманной деятельности человека и предлагаем пути восстановления этой гармонии. При этом в рамках одного урока или мероприятия мы можем использовать как вокальный материал так и музыку для слушания Всё это формирует в дальнейшем бережное отношение к окружающему нас миру, способствует формированию экологической культуры учащихся.

Сен-Санс «Лебедь».

Римский –Корсаков
«Полёт шмеля».

Д.З. Звучащие картины

 

Не порти музыку природы
нотами разрушения!

2017 год – Год Экологии в Российской Федерации.

Среди различных видов искусства именно музыка обладает наибольшими возможностями в вопросе формирования
экологической культуры
общества , потому что
музыка является тончайшим инструментом воздействия на чувства человека.



В рамках каждой из этих форм я использую один и тот же принцип (восхищение , сравнение, предложение) Классическая музыка воспевает красоту природы т.е. мы сначала восхищаемся этой красотой, гармонией в природе, затем замечаем нарушение этой гармонии в результате необдуманной деятельности человека и предлагаем пути восстановления этой гармонии. Всё это формирует в дальнейшем бережное отношение к окружающему нас миру, способствует формированию экологической культуры учащихся.

Формы музыкально-экологического воспитания

Образовательные мероприятия

Развлечения, досуги
праздники

Уроки
кружки





?

экскурсии

комплексные

тематические

сюжетно-игровые

интегрированные

конкурсы

тематические вечера

посиделки

театрализации, инсценировки

турниры

традиционные , интегрированные

Весёлые нотки
Палитра детских голосов

.








.



В 6-м классе по программе "Музыка" Е.Д.Критской изучается новая грань темы – правда и красота музыки, рисующей картины природы, рассказывающей об отношении человека к природе, о воздействии природы на человека.

Вопросы экологического воспитания средствами музыки прекрасно решаются в программе Критской, Сергеевой, Шмагиной.
Например:
На одном из уроков по теме "Музыка осени" в 1-м классе дети связывают жизненные впечатления об осени с художественными образами поэзии, рисунками художника, музыкальными произведениями П.И.Чайковского и Г.В.Свиридова , фортепианная пьеса "Октябрь" П.И.Чайковского из цикла "Времена года", песни "Капельки" В.Павленко и "Скворушка прощается" Т.Попатенко.

Мелодией гениального русского композитора М.П.Мусоргского открывается первый урок музыки во 2-м классе по программе Е.Д.Критской. Слушается фрагмент вступления "Рассвет на Москве-реке" к опере "Хованщина", который рисует картину наступающего дня.

В них есть важный смысл, который должен понять каждый житель планеты. В них звучит призыв — «Берегите природу!!! Любите свой дом!!! Заботьтесь об окружающей среде!!!».
Песни:
«Жестокость»
«Просьба»
«Не дразните собак»
«Розовый слон»




/

Экологические песни есть в различных стилях музыки. Главная цель «зелёных» песен — достучаться до человеческих сердец, научить нас относиться к окружающей среде с заботой и любовью.

Мы, педагоги, должны решать экологическую проблему, продолжая приобщать детей к лучшим образцам музыкального профессионального искусства. Посредством музыки мы можем эмоционально настроить детей на серьёзное и бережное отношение к окружающему нас миру, можно научить детей действовать в едином порыве, любить животных, птиц, небо, лес и луг. Хорошо об этом сказал А.С. Пушкин:
«Музыка может ударить по сердцам с неведомой силой!».