Государственное учреждение образования «Старобинская средняя школа Солигорского района»
Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка с использованием школьного интернет-сайта «Круг семьи»
Шухто Елена Леонидовна,
учитель русского языка и литературы
8 (029) 159-74-59;
e-mail: shukhto58@mail.ru
п.г.т. Старобин, 2020
Информационный блок
1.1. Название темы опыта. «Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка с использованием школьного интернет-сайта «Круг семьи»»
Актуальность опыта
Происходящие в современном мире изменения требуют от выпускников школы наличия сформированных коммуникативных навыков. Сегодня им необходимо владеть навыками речевого общения на довольно высоком уровне. Речь – показатель культуры и образованности современного члена общества. А полноценное владение речью способствует налаживанию контактов для осуществления успешной профессиональной деятельности, для самореализации в семье и обществе.
Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка с использованием школьного интернет-сайта «Круг семьи» направлено на социализацию учащихся, на подготовку школьников к самостоятельной учебе в ВУЗе, работе, индивидуальное развитие, помогает сформировать навыки самоорганизации, учит выражать свои мысли, распространять их среди других людей, лучше познать себя, открыть мир и ликвидировать барьер в общении.
Это дает возможность реализоваться таким качествам учащихся, как самостоятельность, ответственность за выбранное дело, аккумулируют умения учащихся работать с книгой (критической, научно-популярной, справочной и др.) и информацией из Интернета и другими источниками, умение владеть монологической и диалогической речью, письменной речью, развивает способность анализировать прочитанное, делать выводы.
Цель опыта: построение образовательного процесса на уроках русского языка и во внеурочной деятельности, ориентированного на развитие коммуникативных навыков обучающихся как необходимого условия, обеспечивающего качественное усвоение учебной программы по русскому языку, развитие современной личности, способной жить в современном быстро меняющемся мире.
Задачи опыта:
- формировать коммуникативные навыки учащихся на уроках русского языка с использованием школьного интернет-сайта, научить учащихся пользоваться русским языком в разных сферах и ситуациях общения, расширить и углубить запас их знаний, воспитывать коммуникативную культуру;
- создать условия для развития коммуникативных навыков практического усвоения материала в соответствии с изучаемыми темами и разделами учебной программы по русскому языку;
- способствовать развитию социальных навыков, совершенствованию речевых навыков, творческих способностей;
- создать положительную мотивацию изучения русского языка на уроках и во внеурочной деятельности.
Длительность работы над опытом
Работа по теме «Коммуникативное обучение русскому языку на уроках и средствами школьного интернет-сайта «Круг семьи» начата в 2013 году, когда я включилась в работу педагогического проекта «Круг семьи». В проекте приняли участие педагоги и учащиеся ГУО «Старобинская средняя школа Солигорского района», «Гимназия № 2 г. Солигорска», ГУО «Средняя школа № 2 г. Солигорска». Технической площадкой для реализации проекта является веб-сайт «Круг семьи», расположенный по адресу http://sol-family.ucoz.org.
В настоящее время в работе проекта участвуют педагоги и учащиеся ГУО «Старобинская средняя школа Солигорского района», г.п. Старобин (Беларусь) и МОУ «Средняя школа № 37 с углубленным изучением английского языка», г. Ярославль (Россия). Ценность сетевой реализации проекта заключается в том, что учащиеся сами создают социально значимый продукт, осознавая собственную ответственность за качество представляемого контента, влияя тем самым на формирование общественного мнения, развитие коммуникативных навыков. Проект призван содействовать формированию у учащихся семейных ценностей, воспитанию гражданственности, патриотизма на основе христианских духовно-нравственных традиций.
Изучив содержание проекта, я сделала вывод о том, что организовать работу по развитию коммуникативных навыков на уроках русского языка будет целесообразно, используя возможности данного сайта.
2. Описание технологии опыта
2.1. Ведущая идея опыта
Перед каждым учителем-филологом встают вопросы, которые порой кажутся не решаемыми: как включить в осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность всех учащихся? Как помочь учащимся не поверхностно, наспех, а продуманно, глубоко осмыслить идеи великих писателей? Как заинтересовать детей чтением? Как превратить освоение русского языка в увлекательный, творческий процесс?
Общество хочет видеть в выпускнике личность со сформированными коммуникативными навыками, умеющую работать в команде, брать на себя ответственность за решение проблем, готовую к постоянному самообразованию.
Научить русскому языку - значит обеспечить формирование коммуникативных навыков. Но что это такое — коммуникативные навыки и умения? Это поведенческий комплекс, благодаря которому мы можем установить контакт с незнакомым человеком, заинтересовать собеседника в последующем общении, поддерживать теплые отношения с окружением,
отстоять и аргументировать свою позицию, защитить свои интересы, сводить к минимуму последствия конфликтов, осознанно использовать невербальные способы общения, распознавать и предотвращать попытки манипуляции, понимать других людей, причины их поступков и реакции на те или иные действия и слова собеседника. Основное формирование коммуникативных навыков происходит еще в детстве, поэтому мы должны прилагать максимум усилий для решения задач формирования этих навыков в школьном возрасте.
2.2. Описание сути опыта
2.2.1. В связи с этим, я приняла решение в опыте своей работы более активно и целенаправленно использовать формы и методы для формирования коммуникативных навыков учащихся. При составлении заданий работаю над тем, чтобы задания на каждом уроке русского языка повышали мотивацию учения, чтобы у учащихся был выбор подходов к выполнению заданий или упражнений и к выбору способов деятельности. Выбор пути выполнения задания позволяет учащимся моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством учета дополнительных возможностей изучаемого материала. Все формы и виды заданий строятся на формировании и активизации навыков критического мышления и творческого подхода к выполнению заданий. Это дает возможность обучающимся рассмотреть идею задания с многочисленных точек зрения, извлекать информацию по самостоятельно сформулированным целям и задачам, систематизировать материал согласно теме урока или раздела русского языка.
Решение задач формирования коммуникативных навыков обусловило необходимость внедрения новых форм работы на уроках русского языка и во внеклассной деятельности по предмету. С этой целью я использую поддерживающие и стимулирующие занятия, вовлекаю учащихся в изучение истории родного края (объединение по интересам «Юные краеведы») и активное участие в работе школьного сайта «Круг семьи».
Расширение круга общения, признание и оценка работы сверстниками, родителями, членами семьи, знакомыми важно для каждого ребёнка.
Работа в тесной связи с сайтом «Круг семьи» позволяет решать как дидактические, так и воспитательные задачи. Работа учащегося не замыкается на уроке и выполнении домашнего задания. Выполняя различные виды работ, учащиеся не только усваивают программный материал, но и учатся применять полученные знания при создании продукта для сайта. Тематика работ не ограничена. Актуальной может оказаться любая тема, волнующая учащегося.
Первое домашнее задание в 5 классах по русскому языку - написать сочинение «Самые интересные дни летних каникул». Дополнительные баллы можно было заработать, предоставив работу в электронном варианте, проиллюстрировав фотографиями. Знакомясь с классом, мне было интересно узнать не только уровень знаний и умений учащихся при выполнении творческих работ, но и их умения владения электронными средствами обучения, интересы, занятия, особенности организации досуговой деятельности. Как выяснилось, учащимся не терпелось поделиться с товарищами этими новостями. Особенно интересными получились рассказы о путешествиях ребят. В результате появились первые работы на сайте «Круг семьи», объединенные общей темой «Путешествуем семьей по Беларуси». Когда ребята увидели, что их работы читают родители, дедушки, бабушки, учащиеся и учителя школы, ставят им высокие оценки, то у них появилось желание высказаться и на другие темы.
Затем возникло желание рассказать о своей семье, поздравить родных и близких с праздниками. Ко дню пожилого человека на сайте появились рассказы «Мой дедушка», «Моя любимая бабушка», ко Дню учителя – поздравительные стихи, ко Дню Матери – «Моя мама», поздравления и рассказы о папах – ко Дню Защитника Отечества и т.д. Стоит отметить, что работы о папах на сегодняшний день являются лидерами просмотров – более двух тысяч.
На одном из уроков в 5 классе учащиеся учатся описывать домашнее животное. Ребята написали о кошках, собаках, рыбках и т.д. с большой любовью, лаской, приложили интересные фотографии. Работы размещены в разделе сайта «Животные – члены семьи».
При изучении темы «Действительные и страдательные причастия» в 7 классе (тема изучается в октябре – ноябре месяце) работаем над созданием осенних зарисовок, стихов и рассказов на осеннюю тематику.
С целью создания рабочей атмосферы на уроке, предлагаю учащимся составить словосочетания или сочетания слов на тему «Осень», используя в них метафоры «золотая», «море», «мертвая», «кипит», «горят», «железная», «гром». В результате коллективной работы у нас получилось, что осень золотая, грибов море, в лесу тишина мертвая, работа кипит, глаза горят, для достижения цели проявим волю железную, услышим гром аплодисментов.
При проведении опроса-повторения провожу выборочный диктант. Выписать причастия. Тема текста «Осень».
Как же много можно написать об этом времени года! Желтеющие на деревьях листья, облегающие небо облака, собирающиеся в стаи птицы. Листья на деревьях из ярко-зеленых становятся сначала бледными, потом постепенно желтеют. Особенно красиво в осеннем лесу среди растущих деревьев. На осинках горят тысячами огней красные дрожащие листья, а на кленах - резные яркие звезды, как будто только что сорвавшиеся с неба. Очень легко и приятно отдыхать на мягком ковре из опавшей листвы.
В качестве тренировочных упражнений использую задание на конструирование предложений. Составить предложения на тему «Осень» по данным схемам, используя визуальный ряд слайда: 1) [ ]”(которые...); 2) [ ], (где...)?; 3) [там.., (где...),...]; 4) Чтобы ( ),[ ].
Примеры предложений: 1) Как прекрасны виноградные гроздья, которые ласкает последний солнечный луч. 2) А вы бывали в осеннем лесу, где царит тишина? 3) Там, где дорожка поворачивает налево, на фоне золотой листвы зеленели пушистые ели. 4) Чтобы убрать с парковых аллей опавшую листву, Кузьмич встал очень рано.
Для низко мотивированных учащихся даю задание подобрать к схемам предложения. Для более высокого уровня – доказать свой выбор.
На заключительном этапе урока даю задание на карточках с самопроверкой, чтобы помочь учащимся оценить себя. Продолжаем тему осени.
Найти словосочетания с действительными причастиями: гонимые ветром облака, облегающие небо тучи, собирающиеся в стаи птицы, посаженные осенью, ведущая в парк, сложенное в скирды, засеянное поле, дрожащие листья.
Найти словосочетания со страдательными причастиями: выращенный урожай, опавшие с тополя, засыпанные листвой аллеи, оглашенное криками журавлей, пролетающих в небе, остывающую землю, на увядающей траве, убранной с огорода, редеющие кроны.
В результате такой работы учащиеся не только изучают данную тему, но и готовятся к написанию творческих работ.
Домашнее задание на выбор учащихся: упражнение 101(комментировать) или написать стихотворение, сочинение и др. об осени (возможно последующее размещение на сайте).
В настоящее время на сайте размещено около пятисот материалов. Это дает возможность для использования материалов сайта «Круг семьи» в качестве дидактического материала. Например, на уроке русского языка в 8 классе по теме «Виды синтаксические связи слов в словосочетании: согласование» на этапе «Организационный момент: приветствие, создание рабочей атмосферы» зачитываю стихотворение ученицы 8 «В» класса Брезиной Ангелины (в своем классе ученица зачитывает сама), посвященное маме. Подчеркиваю, что стихотворение размещено на сайте и набрало уже много просмотров.
Я в сердце образ материнский,
Как главное сокровище, храню.
Благодаря тебе, родная,
Безумный мир еще люблю.
От зла людского заслонила,
Все силы света призвала,
Терпенью, кротости учила
И силы, чтобы жить, дала.
Я говорю тебе «спасибо»
За ночи, проведенные без сна,
Что радость, счастье подарила
И для меня всегда жила.
Постараемся порадовать мам хорошими отметками. За работу!
Составьте словосочетания со словом «мама». Такая работа не только создает определенный настрой на уроке, но и побуждает ребят к созданию собственных произведений. Конечно, стихи ребят зачастую нуждаются в определенной доработке, в исправлении ошибок. И это уже процесс творчества, результаты которого видят на сайте родители, дети, знакомые.
К теме матери учащиеся обращаются часто – работы Круковича Никиты, Брезиной Ангелины, Бунцевич Анастасии и др. Но границы сайта открыты для учащихся, имеющих разный уровень знаний и способностей. Особое впечатление произвела работа учащейся Белькевич Андрианы, имеющей по русскому языку отметку «3» балла. Учащаяся с такой нежностью и любовью обращается к матери, оказавшейся в сложной жизненной ситуации, что невозможно оставаться равнодушным. Не всегда таким учащимся предоставляются возможности для индивидуального раскрытия. Следует отметить, что стремление к размещению материалов на сайте возникает не только у высоко мотивированных учащихся. Есть материалы, подготовленные учащимися ОПФР, учащимися, обучающимися на дому. Учащийся Хохлов Иван обучается на дому, а для таких ребят вопрос социализации всегда стоит остро. Размещение на страницах сайта работ Ивана о его семье, поздравительных писем маме, бабушке, учащимся школы с календарными праздниками стало для Ивана настоящим открытием. Участие в работе сайта дает неоспоримую возможность для развития коммуникативных навыков, для самореализации, самоутверждения, раскрытия творческих способностей всех учащихся.
Письмо, как эпистолярный жанр, незаслуженно забытый вид общения. По моему мнению, письмо - это источник эмоциональности и экспрессивности, лиризма, потому что автор выражает в нём свои мысли, чувства и переживания, основываясь на реальных событиях. Обращаясь к письму, мы совершенствуем свой язык, стараемся, чтобы речь наша была выразительной и правильной, придумываем свои языковые обороты и яркие примеры. А как порой важно выбрать единственно необходимое и возможное слово. А ещё важнее научить этому ребят.
На одном из таких уроков показываю ребятам подлинные письма жителей своего посёлка с фронта и рассказываю о том, как их ждали дома. Письма были разные: одни несли радость – жив! Здоров! А другие, в официальном конверте, – были трагедией. Но если в семье получали солдатский треугольник, это был праздник. Напоминаю, что письма бывают разные, но есть советы для написания всех писем. Провожу беседу об особенностях написания письма. В конце беседы зачитываю отрывок из стихотворения.
Мы все в ответе за слова,
Произнесенные порой.
Но за письмо мы отвечаем строже,
Оно диктуется душой…
Домашнее задание даю на выбор: письмо на фронт, обращение к ветеранам, стихотворение и др. Лучшие работы размещены на сайте «Круг семьи».
Любят ребята и помечтать о своем будущем. Предлагаю написать письмо самому себе в будущее. Такая форма работы не только решает определенные дидактические задачи, но и в непринужденной форме помогает учащимся сформулировать свои жизненные цели.
Как оказалось, умение писать письма сегодня для современного человека достаточно актуально. Наш поселок, школа имеют давнюю историю и богатые традиции. В ходе работы над проектом «Знаменитые земляки» была налажена электронная переписка с интересными людьми. Открыты новые имена. Одно из них – Герасименя Валерий Павлович, заслуженный деятель наук РФ, Академик академии военных наук РФ. В ходе переписки ребята не только рассказывают знаменитому земляку о жизни школы и поселка, но и учатся у знаменитого земляка языку общения. Одно из первых писем начинается так: «Здравствуйте, уважаемый Валерий Павлович! «Школа славится не числом, а славою своих выпускников». Считаем, что более чем за 150-летнюю историю Старобинской школе можно гордиться и тем, и другим. Достижения выпускников – это наша особая гордость! Ознакомившись с некоторыми фактами Вашей биографии, мы уверены, что Ваше имя должно быть среди тех, кто составляет гордость Старобинской школы…»
Стремясь заинтересовать учащихся к созданию творческих работ, связываю их написание с государственными и народными праздниками, памятными датами и событиями поселка, родного края, участие в которых принимает вся семья. Как правило, в связи с памятными датами, праздниками проводятся конкурсы, участие в которых является не только интересным и познавательным, но и несет в себе большой воспитательный потенциал.
При изучении темы «Обособленные определения» в 8 классе в учебнике имеется упражнение по анализу текста «Описание памятника». На дом учащимся дается задание описать памятник, который находится в вашей местности. В связи с этим дидактические задачи на уроке связываю с темой памяти.
Посмотрите внимательно в окно. Что вы видите каждый день? Какие деревья растут под окнами нашей школы? (Учащиеся отвечают, что под окнами школы растут ели). Выполнив следующее задание, вы узнаете об истории этих елей. Задания по группам.
Сравните предложения в парах. В каком из них выражено одно сообщение, а в каком – два? Запишите предложения, в которых содержится два сообщения. 1) Под окном школы растут ели. Их посадил Толпеко Николай Иосифович. - Под окном школы растут ели, посаженные Толпеко Николаем Иосифовичем. 2) Толпеко Николай Иосифович был участником Великой Отечественной войны. Война принесла много горя и страдания на белорусскую землю. - Толпеко Николай Иосифович был участником Великой Отечественной войны, принесшей много горя и страданий на белорусскую землю. 3)После войны Николай Иосифович работал директором и учителем географии в нашей школе. Школа носит имя Героя Советского Союза Дмитрия Тимофеевича Гуляева. - После войны Николай Иосифович работал директором и учителем географии в нашей школе, носящей имя Героя Советского Союза Дмитрия Тимофеевича Гуляева. 4) Сегодня мы гордимся ветеранами. Они для нас яркий пример доблести, героизма и любви к родной земле. - Сегодня мы гордимся ветеранами, являющимися для нас ярким примером доблести и героизма.
На этапе закрепления знаний использую работу с отрывками из текстов, уже размещенных на сайте в рубрике «Фоторепортаж из прошлого». Учащиеся получают групповые задания. Они не только выписывают обособленные определения из текста и определяют их роль в тексте, но и узнают памятник, описанный в тексте. Во время ответов учащихся демонстрируются слайды.
В результате выполнения домашнего задания учащиеся обращаются к истории родного края, стараются выполнить работу так, чтобы ее можно было разместить на сайте. Это позволит не только заработать дополнительные баллы, но и сделать свою работу доступной для просмотра в интернете. Безусловно, работы учащихся чаще всего нуждаются в доработке, которая, как правило, проводится в индивидуальном порядке с помощью учителя. Типичные ошибки анализируются на уроке после проверки работ, исправляются, дорабатываются и размещаются на сайте.
2.3. Результативность и эффективность опыта.
О результативности и эффективности данного опыта свидетельствуют стабильные результаты контрольных и диагностических работ. В 2018/2019 учебном году 42 % учащиеся восьмых классов, в которых я работаю, приняли участие в тестировании по желанию, которое проводилось при БНТУ. Процент выполнения заданий составил от 57% до 86%. На протяжении трех лет учащаяся восьмого класса Лопан Каролина, с которой я занимаюсь, занимает 2-3 места в районном этапе олимпиады. 76 % учащихся разместили свои работы на страницах сайта. Высокую оценку получили работы на тему Великой Отечественной войны. Результатом работы по данной тематике стало создание электронной книги «Живая память поколений» и участие в создании районной книги «Летопись военно-трудового подвига Солигорского района».
Очень важно, что в ходе работы учащиеся изучают работу с компьютером, фотографией, аудио- и видеоматериалами, учатся редактировать тексты, искать нужную информацию в Интернете и т.д.
Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках русского языка с использованием интернет-сайта становится результативным еще и потому, что, обращаясь к материалам сайта, воспитываются не только дети, но и их родителя, бабушки, дедушки, друзья, родственники и просто все посетители сайта.
Заключение
Школа призвана развивать коммуникативные навыки учащихся, способности школьника реализовать себя в новых динамичных социально-экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Нет сомнения, что характеристиками такой личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.
В формировании коммуникативной компетенции учащихся принципиально изменяется и позиция учителя. Он перестает быть носителем «объективного знания», а мотивирует учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. Учитель создает условия, развивающую среду, в которой становится возможным выработка каждым учащимся на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей определенных умений: вступать в контакт с любым типом собеседника, учитывая его особенности; поддерживать контакт в общении, соблюдая нормы и правила общения; слушать собеседника, соблюдая уважение и терпимость к чужому мнению; высказывать, аргументировать и в культурной форме отстаивать собственное мнение; стимулировать собеседника к продолжению общения; грамотно разрешать конфликты в общении; изменять при необходимости свое речевое поведение; оценивать успешность ситуации общения; корректно завершать ситуацию общения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Антонов Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: Учебное пособие. - М., 2005.
2. Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании//На сайте: http: //www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm.
3. Быстрова, Е. А. Цели обучения русскому языку или какую компетенцию мы формируем / Е.А. Быстрова // Рус. словесность. – 2003. – № 1.
4. Коноваленко С. В. Коммуникативные способности и социализация детей 5-9 лет. – М.: «ЭКСМО», 2004.
5. Хуторской А. В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты: Доклад на отделении философии образования и теории педагогики. Центр «Эйдос»//На сайте: www/eidos/ru/news/compet.htm.
6. Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.