Обобщение педагогического опыта «Волшебные пальчики»
Оценка 4.9

Обобщение педагогического опыта «Волшебные пальчики»

Оценка 4.9
Документация
docx
14.02.2024
Обобщение педагогического опыта  «Волшебные пальчики»
Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста.
ОБОБЩЕНИЕ ПАЛЬЧИКИ.docx

Педагогический опыт (ОБОБЩЕНИЕ)

МБДОУ «Детский сад №29 «Рябинушка»

Шмаковой Натальи Валерьевны

 ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 

 «Волшебные пальчики»

Развитие мелкой моторики рук детей в настоящее время является одной из приоритетных направлений педагогической работы. Мелкая моторика у детей — основа развития таких психических процессов, как внимание, память, восприятие, мышление и речь. Развивать ее важно для детей любого возраста. Почти все, чем занят маленький ребенок (кроме подвижных игр), — это операции с предметами, через которые он не только узнает их свойства и назначение, но и знакомится с миром в целом. Для меня важно предложить детям большое разнообразие занятий на мелкую моторику.

 Термин «мелкая моторика» известна родителям, но что это такое на самом деле, не все себе представляет. И развитие мелкой моторики рук начинается с самого раннего детства, когда родители направляют действия малыша, обеспечивая огромный интерес и активность мозга, желающего впечатлений. Первые годы жизни ребенка важны и значимы, так как ранний опыт и ранние впечатления закладывают основы личностного развития. Ежедневные действия и выполнение сложных задач, с которыми родители помогают справляться малышу, прямым образом влияют на то, сохраниться ли его природная любознательность, сможет ли он совершенствовать свой интеллект, будет ли он комфортно себя чувствовать в любых жизненных ситуациях. И взрослым дана такая возможность в первые несколько лет жизни ребенка помочь ему стать тем, кем он станет. Все педагоги и психологи утверждают, что мозг ребенка развивает любое к нему внимание, а внимание заставляет обрабатывать получаемую информацию, то есть развиваться. Поэтому крайне важно уделять этому достаточно внимания с самых ранних лет жизни малыша.

Данная проблема была освещена родителям воспитанников младшей группы на родительских собраниях и «круглых столах» в виде консультаций, бесед.  Так же я веду кружковую работу с детьми «Волшебные пальчики»

 Так же было проведено анкетирование по нашему исследованию, с целью обратить внимание родителей на развитие мелкой моторики рук их детей. В дальнейшем была проведена презентация парциальной программы по сенсорному и речевому развитию «Волшебные пальчики. После чего всеобщим голосованием родители проголосовали за применение данной программы – 90% и 10% воздержались.

    

Для меня каждый ребенок по-своему индивидуален, которому присущи определенные качества, уровень развития и первоначальный сенсорный опыт. Главная задача для меня, как педагога, состоит в том, чтобы изучить и знать личностные особенности каждого ребенка, искать индивидуальные методы работы. И подбираемые материал для проведения занятий и игр был доступен, и понятен каждому малышу.

Учитывая возрастные и психологические особенности детей раннего возраста, где наглядность в сочетании со словами играет большую роль. При этом образуется связь между предметами и явлениями действительности и словами их обозначающими. Правильно подобранные игры и задания несут в себе большой эмоциональный заряд.

На сегодняшний день разработано недостаточно программ по интегрированному подходу в сенсорном развитии и развитии речи. Парциальная программа «Волшебные пальчики» построена на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Программа реализуется во всех видах детской деятельности: игровая, чтение художественной литературы, социально – коммуникативная, познавательно – исследовательская, продуктивная, художественно – эстетическая, двигательная, трудовая, которые проявляются в разных формах работы педагога с детьми. В качестве ведущей деятельности детей младшей группы преобладает игровая деятельность – это различные игры с предметами (прищепки, пуговицы, крышки, шнуровки и т. д.), пальчиковые игры, гимнастики утренняя и корригирующая проводятся в виде игры, природный материал (песок, камушки, шишки и т. д.), дидактические игры, а также подвижные, малоподвижные и неподвижные игры. Значение и педагогическая целесообразность программы состоят в том, что, развивая мелкую моторику и речь с раннего возраста в дальнейшем общество получить всесторонне развитую личность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При составлении программы учитывались особенности детей конкретного детского сада. Задействованы дети от 2 до 3 лет. В начале учебного года в группу приходят дети, большинство которых не владеет тонкими движениями рук, у них наблюдается мышечная напряженность, нарушение мелкой моторики. Этих детей отличает общая скованность и медлительность в выполнении даже простых упражнений, направленных на развитие моторики рук, у большинства детей не развита речь. Многие дети не владеют навыками самообслуживания. Все эти навыки и умения формируются у ребенка чаще всего посредством развития мелкой моторики пальцев рук

Дети владеют основными жизненно важными движениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами), сидят на корточках, спрыгивают с нижней ступеньки.

У двухлетних детей наблюдается устойчивое эмоциональное состояние. Для них характерны яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка. Проявления агрессии бывают редко, проявляется эмоциональный механизм сопереживания, сочувствия, радости. Все дети называют себя по имени, употребляют местоимение «я» и дают себе первичную самооценку – «я хороший», «я сам». Для детей 3-х летнего возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этом возрасте начинает складываться и произвольность поведения. У детей к 3 годам появляются чувство гордости и стыда, начинают формироваться элементы сознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ранний возраст завершается кризисом 3-х лет. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: упрямство, негативизм, нарушение общения со взрослыми и др.

Игра носит процессуальный характер, главное в ней - действия. Дети уже спокойно играют рядом с другими детьми, но моменты общей игры кратковременны. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к реальности. Появляются действия с предметами - заместителями. Для детей 3х летнего возраста игра рядом. В игре дети выполняют отдельные игровые действия, носящие условный характер. Роль осуществляется фактически, но не называется. Сюжет игры - цепочка из 2-х действий; воображаемую ситуацию удерживает взрослый.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Возрастает количество понимаемых слов. Интенсивно развивается активная речь детей. К 3-м годам они осваивают основные грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает 1000-1500 слов. К концу 3-го года жизни речь становится средством общения ребенка со сверстниками, дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.

В сфере познавательного развития восприятие окружающего мира - чувственное - имеет для детей решающее значение. Они воспринимают мир всеми органами чувств, но воспринимают целостные вещи, а не отдельные сенсорные свойства. Возникает взаимодействие в работе разных органов чувств. Зрение и осязание начинают взаимодействовать при восприятии формы, величины и пространственных отношений. Слух и рече - двигательные системы начинают взаимодействовать при восприятии и различении речи. Постепенно учитывается острота зрения и возрастает способность к различению цветов. Внимание детей непроизвольно. Ребенок просто не понимает, что значит заставить себя быть внимательным, т.е. произвольно направлять и удерживать свое внимание на каком-либо объекте. Устойчивость внимания ребенка зависит от его интереса к объекту. Направить на что-либо внимание ребенка путем словесного указания - очень трудно. Детям сложно немедленно выполнять просьбы. Объем внимания ребенка очень невелик - один предмет. Память проявляется главным образом в узнавании воспринимающихся ранее вещей и событий. Преднамеренного запоминания нет, но при этом запоминаю то, что им понравилось, что они с интересом слушали или, зачем наблюдали. Ребенок запоминает то, что запомнилось само. Основной формой мышления становится наглядно-действенная.

В этом возрасте наиболее доступными видами изобразительной деятельности является рисование и лепка. Ребенок уже способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Но, естественно, сначала у него ничего не получается: рука не слушается. Основные изображения: линии, штрихи, округлые предметы. Типичным является изображение человека в виде «головонога» - и отходящих от нее линий.

В музыкальной деятельности у ребенка возникает интерес и желание слушать музыку, выполнять простейшие музыкально-ритмические и танцевальные движения. Ребенок вместе со взрослым способен подпевать элементарные музыкальные фразы.

Планируемые результаты освоения программы

Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)

Обязательная часть

После освоения содержания рабочей программы дети готовы и способны:

- Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук до уровня,

соответствующего данному возрасту.

- манипулировать мелкими предметами;

- застегивать и расстегивать пуговицы, застежки, молнии;

- справляться со шнуровкой и нанизыванием пуговиц, шариков на тесьму;

- владеть приемами работы с пластилином (круговые, прямые движения, сплющивание, отщипывание), бумагой;

- согласовывать движения кистей рук со словами пальчиковых игр, потешек ориентироваться в понятиях «вверх», «вниз» и т.д.

- владеет приёмами работы с карандашом, кистью, пластилином, бумагой.


 

Педагогический опыт (ОБОБЩЕНИЕ)

Педагогический опыт (ОБОБЩЕНИЕ)

На сегодняшний день разработано недостаточно программ по интегрированному подходу в сенсорном развитии и развитии речи

На сегодняшний день разработано недостаточно программ по интегрированному подходу в сенсорном развитии и развитии речи

При составлении программы учитывались особенности детей конкретного детского сада

При составлении программы учитывались особенности детей конкретного детского сада

Слух и рече - двигательные системы начинают взаимодействовать при восприятии и различении речи

Слух и рече - двигательные системы начинают взаимодействовать при восприятии и различении речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2024