Министерство образования и науки Российской Федерации Министерство образования и науки Республики Адыгея Муниципальное образование «Майкопский район» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Образовательный центр № 3 Майкопского района» 385774, Республика Адыгея, Майкопский район, ст. Абадзехская, ул. Первомайская, 33 |
|
УрысыеФедерациемгъэсэныгъэмрэ ш1эныгъэмрэк1э и Министерств АдыгэРеспубликэмгъэсэныгъэмрэ ш1эныгъэмрэк1э и Министерств Муниципальнэ гъэпсык1э зи1э «Мыекъопэ район» Гъэсэныгъэмк1э муниципальнэ бюджет гъэ1орыш1ап1эм игурыт еджап1эу № 3 385774, АдыгэРеспубликэр, Мыекъопэ район, ст. Абадзехскэр, ур. Первомайскэр, 33 |
Тел: 8(87777)5-71-41 E-mail: school3abz@yandex.ru |
Целостное описание
Позитивного педагогического опыта работы
по теме:
«Здоровьесберегающие технологии в начальной школе на уроках, внеурочной деятельности, внеклассных занятиях».
Автор:
Мартынова О.В.,
учитель истории и обществознания
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Образовательного центра № 3 Майкопского района» ст. Абадзехской
Руководитель – Сагидова Г.Н., зам. директора по УВР.
ст. Абадзехская 2023год
Содержание:
Список литературы |
стр. 3 |
Актуальность опыта |
стр. 5 |
Задачи |
стр. 5 |
Адресность опыта |
стр. 6 |
Ведущая педагогическая идея |
стр. 8 |
Новизна опыта |
стр. 10 |
Предполагаемые результаты |
стр. 12 |
Описание опыта |
стр. 15 |
Результативность опыта |
стр. 22 |
Заключение |
стр. 24 |
Приложение |
стр. 25 - 36 |
Список литературы
1. Бутова СВ. Оздоровительные упражнения на уроках // «Начальная школа», 2006, №8.
2. Вишневский В.А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии).-М.,2002.
3. Гладышева О. С. Уроки здоровья : Методические рекомендации для учителя к интегрированному курсу.-НИРО.-2008.
4. Ермакова И.Н. Реализация здоровьесберегающей технологии в начальной школе.// Начальная школа плюс до и после.-2006.-№12.
5. Зиганов М. Учимся читать и считать: Готовим ребенка к школе. – М.; АСТ-ПРЕСС, 1997.
6. Ковалева Е.Л. Учиться легко и весело.- Волгоград.-1996.
7. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004.
8. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся: Пособие. - Минск: Университетское, 1998.
9. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов Москва «Просвещение» 2007.
10. Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008.
11. Методические рекомендации по разделу "Воспитание. Здоровый образ жизни" курса "Педагогика" /Сост. В.П. Щербинина. - Гродно: ГрГУ, 2001.
12. Миронова Р.М. Игра в развитии активности детей.- Минск.-1989.
13. Москаленко О. Физкультминутки в начальной школе. – М.: Граф-пресс, 2004.
14. Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006.
15. Разговор о правильном питании.-М.-2005.-с.60-61.
16. Савинова С.В., Геручкина Е.Е. Нестандартные уроки в начальной школе.- Волгоград.- 2003.
17. Смирнов Н.К.Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.-М., 2007.
18. Татарникова Л.Г. Я и мое здоровье. .- Волгоград.-2002.
19. Феоктистова В.Ф.Образовательные здоровьесберегающие технологии.-Волгоград.-2009.
20. Щербинина В.П. Педагогика здорового развития детей младшего возраста. Гродно, 1992.
Актуальность опыта.
Актуальность данного исследования обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании.
По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия.
Забота о сохранении здоровья учащихся важнейшая обязанность школы, отдельного учителя, педагогического коллектива и самого ребенка.
Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов.
Задачи:
· сформировать практические навыки учащихся, умение принимать решения, избегать критических ситуаций, при необходимости действовать и оказывать первую помощь окружающим в сложных условиях, связанных с угрозой здоровью или жизни;
· Пропаганда здорового образа жизни; учиться быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и законами бытия;
· Развивать у младших школьников самостоятельное мышление и формировать учебные навыки, необходимые для дальнейшего успешного обучения;
· Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащихся начальной школы;
· Помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития;
· Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход при обучении и воспитании.
Адресность опыта:
Долгое время наше образование не уделяло должного внимания сохранению, укреплению и развитию здоровья, не отводилось должное внимание на уроках физминуткам, пальчиковой гимнастике, упражнениям для глаз и т. п., уходило от оценок влияния педагогического процесса, на психическое состояние обучаемых, не рассматривало образовательные технологии с точки зрения здоровьесберегающей направленности. В лучшем случае все сводилось к спортивным мероприятиям и оздоровительному отдыху во время каникул. Практика обнажила: судя по статистике, лишь малая часть выпускников школы относятся к числу здоровых. Таким образом, каждому учителю, необходимо учитывать, что присутствующий на уроке в обычной школе ребенок, как правило, не здоров.
Статистические данные говорят о неуклонном ухудшении здоровья детей. Специалистами Минздравсоцразвития России приводится цифра – 32% здоровых детей, по неофициальным данным эта цифра колеблется от 10 до 20 %.
Проведя многочисленные мониторинги здоровья и физического развития за последние 3 года, изучив социальную обстановку в станице, можно сформулировать факты, которые могут быть причиной резкого снижения здоровья учащихся:
Неблагополучная (ассоциальная) семья______________
плохое питание
нарушенный режим
психологический дискомфорт
пропаганда вредных привычек
генетические факторы
|
Повышенные перегрузки _________________
сложные школьные программы
стремление родителей, как можно больше развить свое чадо (масса кружков, секций, муз. школа и т.д.)
|
Экологические проблемы __________
|
Потеря физического и психического здоровья
|
По оценкам отечественных и зарубежных специалистов состояние здоровья детей зависит от экологических факторов на 20-40%, от генетических факторов на 15-20%, от образа жизни на 25-50%.
По результатам медицинских осмотров только 10% учащихся школы практически здоровы, а более 30% учащихся имеют одно или несколько хронических заболеваний. В школьной статистике лидируют заболевания опорно-двигательного аппарата; снижение зрения.
Ребенок, должен осознавать, что быть здоровым - его обязанность перед самим собой, близкими, обществом. Человек, не приученный или не умеющий заботиться о своем здоровье, психологически ущербен и не адаптирован в реальной жизни. Школьникам, испытывающим проблемы со здоровьем, труднее учиться. И в первую очередь педагоги должны помочь им справиться с этими трудностями.
Здоровье ученика в норме, если:
- в физическом плане – здоровье позволяет ему справиться с учебной нагрузкой, ребёнок умеет преодолевать усталость;
- в социальном плане – он коммуникабелен, общителен;
- в эмоциональном плане – ребёнок уравновешен, способен удивляться и восхищаться;
- в интеллектуальном плане – он проявляет хорошие умственные способности, наблюдательность, воображение;
- в нравственном плане – он признаёт основные общечеловеческие ценности.
Ведущая педагогическая идея
Значимость определения стратегических задач в аспекте своевременного осмысления проблемы укрепления и сохранения здоровья молодежи для будущей жизнедеятельности в условиях образовательных учреждений раскрыта в работах Л.П.Вашлаевой, М.Я.Виленского, Т.К.Виноградовой. Аспекты укрепления, сбережения и сохранения здоровья в научной литературе занимают важное место. Фундаментальные вопросы, связанные со здоровьем человека, раскрываются в работах А. М. Амосова, Г. Л. Апанасенко, Р. М. Баевского, И. И. Брехмана, К. В. Гаврикова, С. В. Гущиной, Д. Н. Давиденко, Э. М. Казина, Г. А. Кураєва, Н. К. Смирнова, А. И. Федорова, А. Г. Хрипковой, Ю. П. Шорина и др.
Проблема состояния здоровья современного человека обусловливает необходимость включения молодых людей в решение вопросов, связанных с укреплением и сохранением здоровья вне зависимости от их профессионального выбора. Значимость определения стратегических задач в аспекте своевременного осмысления проблемы укрепления и сохранения здоровья для будущей жизнедеятельности в условиях образовательных учреждений раскрыта в работах Л. П. Вашлаевой, А. П. Видюка, М. Я. Виленского, Т. К. Виноградовой, Т. В. Гладковой, И. В. Карнаевой, Н. А. Литвиновой, Н. П. Недоспасовой, Е. И. Тороховой и др. Проблеме формирования здорового образа жизни школьников и студентов посвящены работы Н. П. Абоскаловой, О. С. Васильевой, А. В. Лотоненко и др.
Анализ научной литературы показывает, что проблема воспитания здоровья, формирования здорового образа жизни у учащихся далеко не новая. Делались попытки ее решения на философском (Гиппократ, Б. Ф. Базарный); психологическом (Л. Выготский, Н. К. Смирнов); медико-валеологическом (Н. М. Амосов, М. М. Безруких, Д. В. Колесов) и педагогическом (А. Г. Бусыгин, М. Я. Виленский, В. Е. Иванова) уровнях. В то же время проблема формирования индивидуального опыта здоровьесбережения у учащихся в образовательной среде школы еще не в полной мере осмыслена. Потребность восполнить данный пробел в научном знании и определяет актуальность нашего исследования.
Значимость определения стратегических задач в аспекте своевременного осмысления проблемы укрепления и сохранения здоровья для будущей жизнедеятельности в условиях образовательных учреждений раскрыта в работах Л. П. Вашлаевой, А. А. Сидоренко, Е. И. Тороховой.
Возникает необходимость теоретического осмысления практической реализации педагогических условий формирования здоровьесберегающей ответственности учащихся, характеризующейся наличием мотиваций и потребностей школьников в укреплении и сохранении собственного здоровья, здоровьесберегающей деятельности, способствующей полноценной жизнедеятельности, возможности реализовать свой личностный и творческий потенциал, достижению успеха в жизни, так как современный социум предъявляет подрастающему поколению требования осознанного саморазвития, самосовершенствования, здоровьесбережения.
Новизна опыта
Весь процесс обучения включает в себя три основных этапа:
• Первоначальное ознакомление с основными понятиями, принципами, представлениями.
• Дальнейшее расширение и углубление полученных знаний.
• Закрепление и дальнейшее совершенствование знаний, умений, навыков.
Цель первого этапа – формирование понятия здорового образа жизни, добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
Задачи первого этапа:
• Сформировать представления об элементарных правилах здоровьесбережения.
• Создать первичные представления об основных понятиях здорового образа жизни.
• Добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
• Предупредить непонимание основных понятий здорового образа жизни.
Цель второго этапа – формирование полноценного понимания основ здорового образа жизни.
Задачи второго этапа:
• Усовершенствовать представление об элементарных правилах здоровьесбережения.
• Добиться сознательного выполнения элементарных правил здоровьесбережения.
• Сформировать необходимые знания, умения, навыки.
Цель третьего этапа – перевести умение в навык.
Задачи третьего этапа:
• Добиться стабильности и автоматизма выполнения правил здоровьесбережения.
• Добиться выполнения правил здоровьесбережения в соответствии с требованиями их практического использования.
• Обеспечить вариативное использование правил здорового образа жизни в зависимости от конкретных практических обстоятельств.
Работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся невозможна без привлечения родителей, так как хорошая связь между школой и родителями является фундаментальным условием в личностно- ориентированном образовании
Проводились родительские собрания на эту тему, цикл бесед «Я и мой ребенок», «Здоровьесберегающие технологии в школе и в семье», «Разговор о правильном питании», «Режим дня школьника», «Ребёнок и компьютер», анкетирование, тестирование.
Тесты проводились по таким темам: “В хорошей ли вы форме?”; “Можно ли ваш образ жизни считать здоровым?”; “Часто ли случаются стрессы в вашей повседневной жизни?”; “Знаете ли Вы, как обезопасить свою жизнь и здоровье?”
Здоровье лежит в основе благополучия наших детей. Обучение и здоровье находятся в тесной связи, поэтому мои уроки русского языка, литературного чтения, математики, изобразительного искусства, технологии, а так же внеурочная деятельность и внеклассные занятия «построены» на основе здоровьесберегающих технологий.
Таким образом, целью моего педагогического опыта является повышение профессиональной квалификации по вопросу современных здоровьесберегающих технологий.
Предполагаемые результаты
Изучая данную проблему, я пришла к выводу, что основными возможными проблемами для школьников при переходе из начальной школы в среднюю становятся:
• возрастание объема и усложнение учебной нагрузки;
• низкий уровень заинтересованности учебными предметами, нежелание самостоятельно изучать дополнительную литературу по предмету;
• становление оценки одним из главных факторов, учитываемых при контроле родителями и самоконтроле учащимися;
• новая форма обучения - у нескольких учителей сразу;
• необходимость заново выстраивать взаимоотношения с классом, учителями.
Все эти факторы несут в себе стрессовую нагрузку, влияющую на психологическое состояние и здоровье ребенка в целом. Стресс, последствия которого могут выражаться в быстрой утомляемости, заторможенности, расстройстве сна, кошмарных сновидениях, боли в суставах и мышцах, не проходит для ребенка бесследно, если вовремя не обратить на него пристального внимания.
Помимо психологического фактора, на здоровье ребенка влияет недостаточная двигательная активность и несоблюдение здорового образа жизни.
В связи с постоянно развивающимися технологиями, популяризацией телевидения и интернета, школьники все меньше двигаются, больше сидят за компьютерами, увеличивая нагрузку на глаза, усугубляя нарушения осанки, недостаточное количество времени проводят на свежем воздухе.
Под влиянием всех этих факторов, предо мной встали такие вопросы: как достаточно эффективно организовать учебную деятельность без ущерба здоровью школьников? Как научить их ценить и беречь собственное здоровье?
Для решения данной проблемы, мною были выделены следующие задачи:
• Создание условий, способствующих развитию мотивации школьников к занятиям физической культурой и осознанному отношению к здоровью.
• Обеспечение учащихся необходимой достоверной информацией и технологиями в области формирования здорового образа жизни.
• Предупреждение непонимания основных понятий здорового образа жизни.
В связи с наблюдающимися малоподвижным образом жизни, неправильными привычками, незнанием средств, форм, перегрузка учебными занятиями, накапливанием отрицательных эмоций у детей все чаще наблюдаются заболевания, связанные с:
• опорно-двигательным аппаратом;
• нарушения осанки, плоскостопие;
• снижение зрения;
• нервно-психические расстройства.
Однако необходимо подчеркнуть, что в современной школе добавилось много других недостатков. Так, влияние на здоровье школьников оказывают и многие другие факторы. Усилилась роль “внутришкольных факторов”:
•Интенсификация обучения;
•Снижение двигательной активности;
•Увеличение простудных заболеваний и пропусков уроков по болезни;
•Нарушение зрения, осанки;
•Ухудшение нервно – психического здоровья.
Исходя из этого, я предприняла все меры, чтобы организовать индивидуальный подход к учебно-воспитательной работе с учетом психических, физиологических особенностей и состояния здоровья учащихся.
Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса, как и технология работы учителя на уроке, составляют сердцевину здоровьесберегающих образовательных технологий.
Важная составная часть здоровьесберегающей работы школы – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:
•Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
•Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
•Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия, внеурочная деятельность и т.п.
Режим дня — важнейший фактор здоровья и воспитания детей. Рациональная, научно обоснованная организация учения, труда и отдыха учащихся создает условия для их психофизиологического, физиологического и личностного развития: формирует регулятивные процессы, закрепляет организационные навыки.
Здоровьесберегающие технологии применяются и при организации питания младших школьников, обучение их культурно-гигиеническим правилам приема пищи.
Перед посещением столовой провожу двухминутные этические беседы («Как нужно правильно питаться?», «Что такое режим питания?», «Какие продукты необходимо употреблять каждый день?», «Вредные и полезные продукты»). Также слежу за соблюдением правил приема пищи, поведением, организованным уходом детей из столовой.
Спортивный час, проводимый в начальных классах, удовлетворяет потребность организма в движении, служит укреплению здоровья детей и их хорошему самочувствию. Спортивный час проводится в более или менее свободной форме с элементами игры, танца.
Так же я веду внеурочную деятельность в начальных классах: «Мы – за здоровый образ жизни». Часть времени мы посвящаем беседам на различные темы о здоровье, а другую часть – играем, соревнуемся, разучиваем новые физминутки, в основном с музыкальным сопровождением.
Описание опыта
От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, я провожу физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока и за 10 – 15 мин до окончания урока.
Кроме того, определяю и фиксирую психологический климат на уроке, провожу эмоциональную разрядку, строго слежу за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.
Физкультминутки я провожу, учитывая специфику предмета, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность.
В состав упражнений для физкультминуток я включаю:
• упражнения по формированию осанки,
• укреплению зрения,
• укрепления мышц рук,
• отдых позвоночника,
• упражнения для ног,
• релаксационные упражнения для мимики лица,
• потягивание,
•массаж области груди, лица, рук, ног,
•упражнения, направленные на выработку рационального дыхания.
Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также в условиях относительного мышечного покоя. Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена веществ. Поэтому я ввожу упражнения для выработки глубокого дыхания. Усиления выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей.
Выполняемые упражнения дают нагрузку мышцам. Которые не были загружены при выполнении текущей деятельности, а также способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную статическую или статико-динамическую нагрузку.
Учитываются: обстановка и гигиенические условия в классе. Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски.
Количество видов учебной деятельности. Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание. Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности.
Количество видов преподавания. Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа. Чередование видов преподавания.
Наличие и место методов, способствующих активизации. Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).
Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки.
Место и длительность применения мультимедийных средств обучения.
Поза обучающегося, чередование позы. Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы.
Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления. Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз.
Наличие мотивации деятельности обучающихся на уроке.
Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт— напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик (сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие).
Эмоциональные разрядки на уроке: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие.
Темп окончания урока.
Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.
Однако не только важно знать и понимать, что должен делать учитель на уроке, чтобы сохранить психическое здоровье учащихся. Из опыта работы я поняла, что здоровьесберегающая направленность работы требует к себе более глубокого и сложного исследования, а так же требует разработки концепции, теории, технологии, и диагностических процедур оценки качества урока. И я выстроила концепцию здоровьесберегающего обучения следующей логической цепочкой.
Здоровьесберегающее обучение направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся.
Опирается на – природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации).
Достигается через – учет особенностей класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранении интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.
Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.
И чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.
Технология сотрудничества создает все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся. Разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребенка, использовать их для более полного развития личности. Важнейшая черта этой технологии - приоритет воспитания над обучением - позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья учащегося. Здесь я использую такие приемы организации деятельности:
-работа в группах,
-работа в парах сменного состава,
-деятельность с элементами соревнования,
-взаимооценка и др.
Огромные возможности для душевного здоровья имеет музыкотерапия. Она является интересным и перспективным направлением, которое используют в лечебных и оздоровительных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокаивать, укреплять иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы. Я использую веселую ритмичную музыку в физкультминутках, а спокойную лирическую при самостоятельной работе на уроках изобразительного искусства, технологии и др.
Игровые оздоровительные технологии позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научиться владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности. Игры на всех этапах урока, а именно игры на:
-развитие внимания;
-развитие памяти и восприятия, наблюдательности;
-развитие произвольных движений и самоконтроля;
-развитие сообразительности, самодисциплины и самоорганизации;
-развитие мышления и речи.
Технология развивающего обучения. Ориентация на «зону ближайшего развития» ученика позволяет учесть его возможности, способности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий.
Свои уроки я стараюсь строить с учетом индивидуальных возможностей и способностей детей, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. У меня есть возможность помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные ученики активно реализуют свое стремление быстрее продвигаться вперед и вглубь, слабые - меньше ощущают свое отставание от сильных учеников. Они стремятся их догнать.
Все шире в учебный процесс входят информационные технологии. Преимущество их использования перед традиционными технологиями в том, что за тоже время дается больше информации, форма и способ подачи ее более наглядны, а значит, легче воспринимаются. Уровень работоспособности на таких уроках не снижается до конца урока. Наглядность, возможность изменять темп и формы изучения материала, его образно-художественное представление-все это делает компьютер незаменимым помощником учителя. Я люблю работать с компьютером. Его я применяю на уроках окружающего мира, литературного чтения, математики, уроках здоровья.
При повторении, обобщении и контроле часто применяю методику свободного выбора детьми разноуровневых заданий, прием, когда ученики оценивают ответ товарища, дают самооценку своего ответа.
Упорядочение системы домашних заданий, их дозировка, выбор и творческий характер заданий. Объем домашних заданий и степень их сложности я соразмеряю с возможностями каждого ребенка.
Использую здоровьесберегающие технологии на всех уроках. Для сохранения здоровья необходимы оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня. Именно комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность, а это, в свою очередь, способствует сохранению и укреплению здоровья.
Большие возможности в формировании установки на здоровый образ жизни предоставляют уроки окружающего мира. Изучение разделов «Время», «Осень», «Зима», «Весна» формирует у обучающихся не только знания по предмету, но и практические навыки по сохранению и укреплению собственного здоровья в течение дня, учебной недели, сезонов.
В пропаганде здорового образа жизни большую роль играют – внеурочная деятельность «Мы – за здоровый образ жизни», внеклассные мероприятия, родительские тренинги, выступления и мероприятия, проводимые в рамках работы сельского социокультурного комплекса.
Все здоровьесберегающие технологии стараюсь применять в комплексе.
1. Оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня.
1.1. Физкультурные минутки.
Это кратковременные перерыв на занятиях (на 10 - 30 минуте занятия). Занимают 1-3 минуты для проведения физических упражнений, связанных с длительной статичной позой детей. Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки. Виды физкультминуток: упражнения для снятия общего утомления; упражнения для кистей рук; гимнастика для глаз; упражнения на осанку; дыхательная гимнастика.
1.2. Уроки здоровья.
На уроках здоровья дети получают больше знаний о важности быть здоровым, обучаются практическим навыкам соблюдения гигиены (как правильно чисть зубы, как ухаживать за волосами и т.д.).
Но ходе работы встретилась и с рядом трудностей:
- проводить работу в системе;
- постоянное отслеживание результатов;
- оформление дополнительного дидактического материала;
- постоянное применение знаний учащимися в дальнейшей работе, что не всегда происходило;
-не все здоровьесберегающие технологии удалось применить.
Результативность.
Одним из показателей эффективности работы в данном направлении могут служить результаты.
Результаты представлены в графиках.
1. Снизился процент часто болеющих детей: % часто болеющих детей
2. Увеличился процент детей, занимающихся в основной группе
% детей
3. Снизился уровень тревожности:
Заключение
Использование оздоровительных мероприятий в режиме реального учебного дня мобилизирует обучающихся, способствует снятию утомления, повышает общую работоспособность.
Внеурочная деятельность стимулирует развитие творческой активности, вырабатывает навыки здорового образа жизни, способствует всестороннему развитию обучающихся, развивает интерес обучающихся к важным проблемам здорового образа жизни, воздействует на эмоциональный мир ребенка.
Мне, как учителю начальных классов, нужно не только формировать у обучающихся универсальные учебные действия, готовность к переходу в среднее звено школы, а вначале формировать осознание ценности своего здоровья, ведение здорового образа жизни.
Поэтому стремлюсь привить детям умения стремиться творить свое здоровье, применять знания и умения в согласии с законами природы и общества, реально воспринимать окружающий мир; учу оценивать различную обстановку и жизненные ситуации, свои возможности и сделать правильный выбор, направленный на здоровый образ жизни.
ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Наши пальчики сцепились и тянулись, и крутились.
Каждый хочет победить и награду получить.
2. А теперь одну ладошку развернем наоборот
И похлопаем немножко – пусть другая отдохнет.
3. Руки вытянем вперед, а потом свои ладошки
Развернем наоборот и похлопаем немножко.
4. Вот идет по полю гусь. Он не страшный, ты не трусь.
Он тебя совсем не тронет, только клюв к земле наклонит.
5. В парке есть глубокий пруд, караси в пруду живут.
Чтобы стаю нам догнать, нужно хвостиком махать.
6. «Я сильней наверняка!» - молвит правая рука.
«Почему же? Вот и нет!» - спорит левая в ответ.
7. Пара ножниц есть у нас, пригодятся нам не раз.
Кто из нас такой отважный, что разрежет лист бумажный?
8. Вася, Петя, Миша, Боря сели рядом на заборе.
Малыши сидят, мечтают, вместе ножками качают.
Солнечные зайчики.
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали.
Вы скачите, пальчики,
Как солнечные зайчики.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прискакали на лужок.
Ветер травушку качает,
Влево, вправо наклоняет.
Вы не бойтесь ветра, зайки,
Веселитесь на лужайке.
Ручки.
Где ладошки - тут? Тут.
Дети показывают открытые ладошки.
На ладошках – пруд? Пруд.
Хлопают в ладоши. Потом на каждую строчку стихотворения массируют каждый пальчик.
Палец большой – гусь молодой.
Указательный палец – поймал.
Средний палец – пощипал.
Этот пальчик – печь топил.
Этот пальчик – суп варил.
Полетел гусь прямо в рот. Вот.
Двигательно-речевые физкультминутки
Одни из самых популярных и полезных физкультминуток — это двигательно-речевые. Они способствуют развитию громкой речи, тренируют память, снимают утомление, рифма стихов развивает слуховое восприятие детей.
Дети произносят стихотворный текст и в соответствии с ним выполняют движения.
Упражнения для развития координации речи с движением:
Упражнение «МОЙ БРАТ»*
Есть у меня братишка, Смешной такой мальчишка! Мне во всем он подражает И ни в чем не уступает. Если мы играем в мячик, Я скачу, он тоже … (скачет), Я сижу, и брат … (сидит), Я бегу, и он … (бежит), Мяч беру, и он … (берет), Мяч кладу, и он … (кладет), Куст стригу, и он … (стрижет)! |
Ходьба на месте. Импровизация движений, соответствующих смыслу стихотворения. |
Упражнение «СЕМЕЙНАЯ ЗАРЯДКА»**
Осенью, весною, Летом и зимой Мы во двор выходим Дружною семьёй. Встанем в круг и по порядку Каждый делает зарядку. Мама руки поднимает. Папа бодро приседает. Повороты вправо-влево Делает мой братик Сева. Я сама бегу трусцой И качаю головой. |
Ходьба на месте. Стать в круг. Руки верх и вниз. Приседания. Руки на поясе, дети делают повороты всем корпусом. Бег на месте. Наклоны головой в стороны. |
Топай, мишка, хлопай, мишка,
Приседай со мной, братишка.
Руки вверх, вперед и вниз.
Улыбайся и садись.
Медвежата в чаще жили,
Головой своей крутили.
Вот так, вот так, головой своей крутили:
Медвежата мед искали,
Дружно дерево качали.
Вот так, вот так, дружно дерево качали.
Вперевалочку ходили И из речки воду пили.
Вот так, вот так, и из речки воду пили.
А потом они плясали,
Выше ноги поднимали.
Вот так, вот так, выше ноги поднимали.
***
Девочки и мальчики, хлоп, хлоп, хлоп,
Прыгают, как мячики, прыг, прыг, прыг!
Ножками топочут, топ, топ, топ!
Весело хохочут: ха, ха, ха!
Мелкие прыжки — раз, два, три.
Мелкие шажки — раз, два, три.
Вот и вся зарядка — раз, два, три.
Мягкая посадка — раз, два, три.
Посмотрел он вправо, влево.
Приседанья сделал смело.
Пощипал немного пух
И с разбегу в воду плюх!
***
Лошадка по полю бежала, бежала.
Лошадка устала, лошадка упала.
Но вот отдохнула лошадка и встала.
И снова по полю она побежала.
Поднимайте плечики, прыгайте, кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок. Стоп!
Сели, травушку покушали, тишину послушали.
Выше, выше, высоко, прыгай на носках легко.
Лебеди летят, крыльями шумят.
Прогнулись над водой, качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться.
Очень бесшумно на воду садятся.
***
Руки подняли и покачали — это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули — ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем — это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем — крылья сложили назад.
Это — правая рука, это — левая рука.
Справа — шумная дубрава, слева — быстрая река. Обернулись мы, и вот стало все наоборот:
Слева — шумная дубрава, справа — быстрая река... Неужели стала правой моя левая рука?
***
Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже.
Руки за спину положим.
Голову подымем выше.
И легко-легко подышим.
Раз, два — выше голова!
Три, четыре — руки шире!
Пять, шесть — тихо сесть.
Семь, восемь — лень отбросим.
Раз — подняться, потянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире.
«Буратино потянулся,
Раз – нагнулся, два – нагнулся,
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать»
«Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо,
Деревцо все выше, выше,
А ребята – тише, тише»
«Раз, два – выше голова
Три, четыре – руки шире
Пять, шесть – всем присесть
Семь, восемь – встать попросим
Девять, десять – тихо сесть
«Утром бабочка проснулась, улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась, два – изящно покрутилась,
Три – нагнулась и присела, на четыре – улетела!»
Наклонись и поклонись!
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело.
Отдохнули все немножко
И отправились в дорожку.
Все ребята дружно встали
Все ребята дружно встали
(Выпрямиться)
(Ходьба на месте.)
И на месте зашагали.
На носочках потянулись.
(Прогнуться назад, руки положить за голову.)
Как пружинки мы присели
(Присесть.)
И тихонько разом сели.
(Выпрямиться и сесть.)
У меня спина прямая
У меня спина прямая,
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Я наклонов не боюсь:
(Наклон вперед.)
Выпрямляюсь, прогибаюсь,
(Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь.
(Повороты туловища.)
Раз, два. три. четыре.
Три. четыре, раз. два.
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Я хожу с осанкой гордой.
(Повороты туловища.)
Прямо голову держу,
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Никуда я не спешу.
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Раз. два. три. четыре,
(Повороты туловища.)
Три. четыре, раз, два.
(Ходьба на месте, руки за спину.)
Я могу и поклониться.
(Поклон и выпрямиться.)
И присесть, и наклониться,
(Присед, наклон вперед.)
Повернись туда - сюда!
(Повороты туловища направо -налево.) Ох, прямешенька спина!
(Наклон вперед и выпрямиться.)
Раз, два, три, четыре
(Повороты туловища.)
Три, четыре, раз, два.
Наклоняемся с хлопком.
Наклоняемся с хлопком.
И с хлопком потом встаем.
Вниз и вверх, вниз и вверх.
Ну-ка. хлопни громче всех!
(Наклониться и хлопнуть в ладоши внизу, распрямиться - хлопнуть над головой.)
На одной ноге мы скачем.
Как упругий звонкий мячик.
На другой поскачем тоже.
Очень долго прыгать можем.
(Прыжки на одной ножке.)
Головой вращаем плавно.
Смотрим влево, смотрим вправо
(Поворот головы вправо и влево.)
И пройдемся мы немного.
{Ходьба на месте.)
И вернемся вновь к уроку.
(Дети садятся за парты.)
Мы старались, мы учились.
Мы старались, мы учились
И немного утомились.
Сделать мы теперь должны
Упражненье для спины.
(Вращение корпусом вправо и влево.)
Мы работаем руками.
Мы летим под облаками.
Руки вниз и руки вверх.
Кто летит быстрее всех'?
(Дети имитируют движения крыльев.)
Чтобы ноги не болели.
Раз - присели, два - присели.
Три. Четыре. Пять и шесть.
Семь и восемь. Девять, десять.
(Приседания.)
Рядом с партою идем,
(Ходьба на месте.)
И садимся мы потом.
(Дети садятся за парты.)
В классе радугу построим, вверх по радуге пойдем,
{Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.)
Вправо, влево повернем, а потом скатимся вниз,
(Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись.
{Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)
ФИЗМИНУТКИ ДЛЯ ГЛАЗ
Чтобы
отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо,
налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо,
когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.
Повторить 4-5 раз. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть
вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз. Вытянуть правую руку вперед. Следить
глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца
вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз. Посмотреть на
указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на
счет 1-6. Повторить 4-5 раз. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения
глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы,
посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
1. «Солнышко». Мягкие движения носом по кругу с движением глаз.
2. «Морковка». Повороты головы вправо-влево, носом нарисовать морковку (сопровождается движением глаз).
3. «Буратино». Буратино рисует своим длинным любопытным носом (сопровождается движением глаз).
4. «Ах, как долго мы писали».
Ах, как долго мы писали, глазки у ребят устали(поморгать глазами).
Посмотрите все в окно, (вправо-влево)
Ах, как солнце высоко(посмотреть вверх),
Мы глаза сейчас закроем(закрыть глаза ладошками),
В классе радугу построим, вверх по радуге пойдём, Вправо, влево повернём,а потом скатимся вниз,
Жмурься сильно, но держись.
Упражнения для тренировки
наружных мышц глаз
1. Сидя, медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно. 8 — 12 раз
(голова неподвижна) .
2. Медленно переводить взгляд справа налево и обратно. 8 — 10 раз.
3. Круговые движения глазами в одном и затем в другом направлении. 4 — 6 раз.
4. Частые моргания в течение 15— 30 с.
Тренировка внутренних, цилиарных, мышц глаза производится по методу,
называемому «метка на стекле» (Э. С. Аветисов).
Упражнения «метка на стекле»
Занимающийся в очках становится на расстоянии 30 — 35 см от оконного стекла, на
котором на уровне его глаз крепится круглая метка диаметром 3— 5 мм.
Вдали от линии взора, проходящей через эту метку, намечается какой-либо предмет
для фиксации. Надо поочередно переводить взгляд то на метку на стекле, то на предмет.
Упражнение выполнять 2 раза в день в течение 25 — 30 дней. Если за это время не
наступит стойкой нормализации аккомодационной способности, то упражнение
выполнять систематически с перерывом 10 — 15 дней.
Первые два дня продолжительность занятия 3 мин, последующие два дня— 5 мин, а в
остальные дни — 7 мин.
ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ФИЗМИНУТКИ
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
И ещё разок.
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
И снова - по порядку.
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами
Раз, два, три!
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.