Обобщение передового педагогического опыта учителя украинского языка и литературы по теме «ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ УКРАИНСКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

  • doc
  • 16.06.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ОБОБЩЕНИЕ МОЁ.doc

ГБОУ ЛНР «Новодарьевская общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

 

 

Обобщение передового педагогического опыта

учителя украинского языка и литературы

по теме

«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ

УКРАИНСКОГО  ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2017

Я.jpg                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Купрюшина Наталья Михайловна          

Педагогический стаж: 11 лет                               

Образование: высшее                                       

Квалификационная категория: специалист І  категории                                

Курсовая переподготовка:

·       курсы повышения квалификации учителей украинского языка и литературы для специализированных школ, лицеев, гимназий, коллегиумов при Луганском областном институте последипломного образования на тему  «Метод проектов и его жизненно-компетентностный потенциал»

Предмет: украинский язык и литература 

 

 

Содержание

Введение .................................................................................................. .. 4

       I.            Теоретическая база опыта……………………………………………...….6

    II.            Методика применения метода проектов при обучении украинскому языку и литературе………………...…………………………….…….…11

 III.            Обобщение педагогического опыта учителя………………………..…15

3.1.          Проектные технологии на уроках украинской литературы………15

3.2.          Практическая часть……………………………………………...…...16

3.3.          Проектные технологии на уроках украинского языка .... ......... ….30

3.4.          Практическая часть…………………………………………………..33

Вывод .............................................................................. ... ………………...…..41

Литература……………………………………………………….………………44

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В начале XXI века в современном постиндустриальном информационном обществе происходят неоднозначные трансформационные процессы, поэтому на сегодняшний день мы все увлечены поиском нового миропонимания, педагогического мироощущения, которое способно было бы заглянуть в будущее. Современное образование призвано переосмыслить свои достижения, уроки, освоить новые ценности. Начало третьего тысячелетия имеет свой смысл, свою философию. Это время определения стратегических ориентиров, рождение нового качества жизни, инновационной культуры.

Важнейшей педагогической проблемой сейчас стало внедрение в образовательный процесс средств и методик, которые помогают детям «открывать» себя, раскрывать свою личность. Критерием успешности подростка становится не столько результативность в изучении школьных предметов, сколько отношение человека к возможностям собственного познания и преобразования природы, истории, самого себя.

Сейчас в образовании Луганской Народной Республики наблюдаются следующие тенденции: усовершенствование традиционных методик и методов работы с учащимися и поиски и разработка новых альтернативных технологий, более эффективных, оптимальных, результативных, чем те, что существовали в прошлом. На сегодня уже изменилось содержание процесса получения образования: это уже не процесс передачи суммы знаний или информации, не повторение готовых результатов, а формирование компетенций, опыта, самореализация на основе природных данных и развития способностей ребенка.

Одним из методов, который существенно обогащает учебный процесс современной школы, является метод проектов, использование которого изменяет традиционный подход к обучению учащихся.

Проектную технологию считают технологии XXI века, а умение применять метод проектов в своей педагогической деятельности ─ показателем высокой квалификации учителя, его прогрессивной методики обучения и развития школьников. Методика проектной технологии становится альтернативой старой системе образования, поскольку ставит целью формирования с точки зрения компетентностного подхода, который сейчас входит в практику учебно-воспитательной работы школ.

Над этой проблемой работали целый ряд исследователей С. Сысоева, М.Чанова, Е.Полат, И.Ермаковой, Л.Шелкович, Г.Шварц, Г.Столяренко, А.Демьяненко, Г.Исаева, И.Зозюк, С.Клепко, И.Гусь, И.Калмикова и др.

Государственный образовательный стандарт ЛНР направлен на обеспечение перехода в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования, от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей, подготовке к жизни в современных условиях на основе системно - деятельностного подхода и предоставление образовательному процессу воспитательной функции.

Государственным образовательным стандартом предусматривается обеспечение исследовательской проектной деятельности обучающихся, направленной на овладение обучающимися учебно-познавательными приемами, практическими действиям для решения личностно - и социально значимых задач, нахождения путей разрешения проблем.

Актуальность этой проблемы способствовала выбору темы для изучения передового педагогического опыта учителя украинского языка и литертуры, Купрюшиной Натальи Михайловны.

Тема: «Проектная деятельность на уроках украинского  языка и литературы»

Цель: изучить, проанализировать и обобщить педагогический опыт учителя украинского языка и литературы по данной теме, систематизировать эффективные формы, методы, приемы, системы работы учителя, обеспечивающие высокий уровень обучения и воспитания.

Задачи:

-углубление знаний о проектной деятельности;

-формирование системы исследовательских теоретико-методологических, методических и практических знаний, умений и навыков, развитие творческих способностей.

-организация работы с классом по данной теме;

-формирование опыта сотрудничества;

-развитие творческих способностей, исследовательских навыков учащихся;

-развитие навыков самопрезентации и публичных выступлений;

-воспитание коммуникативных качеств;

-повышение самооценки обучающихся, благодаря достижению поставленной цели и полученным результатам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

І. Теоретическая база опыта

Метод проектов как метод планирования целесообразной (целенаправленной) деятельности в связи с решением учебных задач в реальных жизненных обстоятельствах начал складываться в конце XIX в. в США как «метод проблем». Он развивался в педагогических взглядах и экспериментальной работе Джона Дьюи в пределах гуманистического направления в философии и образовании. Сам термин «метод проектов» впервые появился в 1908-1910 гг. в отчетах Массачусетского школьных органов и был заимствован из агрономической литературы. В методе проектов содержались идеи построения обучения на активной основе, через целесообразную деятельность учащихся, в соотношении с их личным интересом. В основе метода проектов лежат концепции обучения путем «действия» и «свободного воспитания». Девизом Дж. Дьюи стала попытка помочь учащимся развить свои способности благодаря сотрудничеству над определенной проблемой при коллективном поиске и создании коллективного проекта. Чрезвычайно важно было показать ребенку его личную заинтересованность в получении знаний, где и каким образом они могут ей пригодиться в жизни. Ученики получали опыт и знания в процессе планирования и реализации практических задач, которые на протяжении обучения постепенно усложнялись.

Одному из последователей Дж. Дьюи - профессору В. X. Килпатрик удалось усовершенствовать систему работы над проектами, теоретически обосновать метод, исходя из принципа: «воспитание—это жизнь, а не подготовка к жизни»; предложить первую классификацию проектов (проекты создаваемые, потребительские, проекты решения проблем, проекты-упражнения). Под проектом в то время имелся в виду целевой акт деятельности, в основе которого лежит интерес ребенка.

Дальнейшего развития идея проектного обучения получила в работах Коллингса, который углубил теоретическое обоснование метода проектов, предложив использовать в качестве содержания школьной деятельности опыт детей, понимая под опытом интересные и плодотворные стороны их жизни. Им создана собственная классификация проектов (игровые, проекты рассказов, экскурсионные, трудовые) и обобщен опыт работы американской школы по методу проектов в течение четырех лет.

Американский опыт проектного обучения состоит в создании системы учебной работы из-за активной целесообразной деятельности учащихся, основанной на их личном интересе. Цель решения учебных задач в реальных жизненных обстоятельствах предусматривала получение практического результата - коллективный проект и развитие способностей ребенка. Учебная деятельность требовала от педагога умения ставить перед учениками проблему, корректировать поиск школьников, стимулировать применение имеющихся у них знаний. В проектном обучении применялись активные методы, коллективные формы работы. Е. Кагоров, проанализировав опыт применения проектной деятельности В. Чартерса, Стивенсона, В.Кильпатрика, Вудхелла, Р. Уоткинса, отметил, что несмотря па разницу во взглядах на сущность метода проектов американские педагоги подчеркивают одни и те же концептуальные черты: принцип активности в выборе задачи и при его выполнении; жизненный, практический характер проектов, общественно полезную целевую установку; интерес учащихся к работе; сочетание теории и практики, знаний и навыков.

Установление советской власти, ликвидация старой системы образования и ее развитие на новых марксистских идеях сделала невозможным использование методов обучения, которые существовали в старой дореволюционной школе. Новой формой организации учебного процесса стала комплексная система обучения, в которой были такие составляющие: учет природы ребенка, его интересов и потребностей; определение специфики средств освоения знаниями; установление многоуровневых связей между знаниями и жизнью; сложная система зависимости между развитием ребенка и знаниями, которые она получает, обоснование специфического места и роли учителя в процессе обучения. Было предложено принципиально новый подход к определению основ содержания школьного образования, создано ­ программы, которые были построены на новых методических принципах, введено студийную систему обучения.

В начале 20-х годов XX ст. в Россию и в Украину пришел метод проектов как результат дидактических поисков ряда экспериментальных школ по активизации учебной работы, связи обучения с жизнью и производством, осуществления трудового воспитания учеников. Метод проектов стал не только одним из основных форм организации обучения в отечественных школах, но и определял содержание всей школьной работы. Но несмотря на то, что этот новый метод обучения нашел поддержку у учителей, он вводился в школах без надлежащего методического обеспечения, теоретического осмысления и экспериментальной проверки. Уже первый опыт его применения выявил определенные проблемы и осложнения: снижение роли учителя в учебном процессе, неэкономный расход учебного времени, отсутствие у учащихся достаточной мотивации для такого типа обучения. Поэтому Постановлением ВКП (б) 1931 «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» метод проектов был осужден и запрещен. В советское время проектную деятельность учащихся было вытеснено за пределы урока и она встречалась преимущественно во внеклассной групповой работе. В конце 80-х годов эхо проектной системы 
наблюдается в технологии коллективных творческих дел (Коммунарская методика И. Иванова).

С середины 90-х годов метод проектов снова начинает привлекать к себе внимание педагогов школ. Л. Варзацкая и Л. Кратасюк разработали практические методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся на уроках украинского языка, Г. Токмань считает проектирования современной учебной технологией в преподавании украинской литературы. Подробные методические рекомендации по внедрению метода проектов в учебно-воспитательном процессе средней школы разработали учителя С. Коршок и Г. Бойко (г. Донецк) Обосновывают позицию, что в процессе разработки новых учебников по украинской литературе необходимо учитывать возможность использования учителями-словесниками метода проектов.

В разное время в зарубежной педагогике метод проектов подвергался критике как таковой, не в состоянии обеспечить высокий уровень теоретических знаний учащихся по основам наук, однако во многих американских и европейских школах и высших учебных ­заведениях проектное обучение пользуется популярностью и считается прочной составной образования. 

Со временем метод проектов прошел стадию эволюционных изменений. Родившись из идеи свободного воспитания, сегодня она становится интегрированным компонентом достаточно разработанной и структурированной системы образования. Но сущность метода проектов почти не изменилась. Анализ литературы по теме позволяет сделать определенные выводы относительно метода проектов с точки зрения понятий «метод», «методика», «технология».

Если проанализировать ряд словарей, учебную литературу и работы ученых и педагогов-практиков, то образуется такая номенклатура сущностных признаков метода проектов:

•      самостоятельная деятельность учащихся (индивидуальная, парная или групповая), которую они выполняют в течение определенного отрезка времени;

•      решение проблемы, которая предусматривает использование разнообразных методов, средств обучения, интегрирования знаний, умений из различных областей науки, техники, творчества;

•      «осязаемость» результатов выполнения проекта (если это теоретическая  проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению)

•      использование педагогом совокупности исследовательских, поисковых, творческих по своей сути методов, приемов, средств;

•      не пассивное, а активное восприятие «обучение через действие»;

•      смещение акцентов в деятельности с формального запоминания на активное мышление;

•      применение «принципов» (общедидактичних или частично методических) только при необходимости;

•      планирования целесообразной (целенаправленной) деятельности в связи с решением какого-либо учебного школьного задания в реальных жизненных обстоятельствах;

•      проблематичный акт, приведен в исполнение до конца в его естественной установке;

•      творческая деятельность, проблемная по форме представления материала, практическая по форме его применения, интеллектуально насыщенная по содержанию, которая происходит в условиях постоянного конкурса мыслей (И. Зимняя);

•      ориентирование ученика на актуализацию имеющихся знаний и приобретение новых для активного включения в проектировочной деятельности в социокультурной среде;

•      развитие познавательных, творческих навыков и умений, которые требуют  самостоятельного конструирования знаний и ориентации в информационном пространстве;

•      практика личностно-ориентированного обучения, учитывающая в процессе обучения конкретного ученика, его свободный выбор и личные интересы;

•      не интеграция фактических знаний, а применение знаний и приобретение новых, порой путем самообразования;

•      не только приобретение учащимися новых знаний, но и освоение способов деятельности;

•               обязательная презентация полученных результатов.

     Метод проектов как педагогическая технология состоит из определённого количества шагов-операций, которые выполняют соответствующие задачи. 

Цели и задачи метода проектов:

1) создать условия при образовательном процессе, при которых его результатом является индивидуальный опыт проектной деятельности ученика;

2) научить учащихся добывать знания самостоятельно, применять их для решения новых познавательных и практических задач;

3) способствовать ученику в получении коммуникативной компетентности, то есть способности работать в группах, ролевой компетентности, то есть способности выполнять социальные роли;

4) расширить круг общения детей, знакомить их с другими культурами, разными точками зрения на одну проблему;

5) способствовать развитию умений учащихся пользоваться исследовательскими приемами (оперировать информацией, выдвигать гипотезы, делать выводы и т.п.);

6) стимулировать интерес учащихся к определенной проблеме, прагматический интерес к практическому применению полученных результатов;

7) формировать прогностические умения и навыки учащихся;

8) способствовать созданию социально значимых ситуаций в процессе живого общения ребенка с окружающими и поэтому влиять на психологическое развитие ученика;

9) вооружить ребенка инструментарием для решения жизненных проблем, поиска и исследований в жизненных ситуациях;

10) формировать специальные и общекультурные знания и умения учащихся;           

11) стимулировать инициативность, решительность, навыки сотрудничества;           

12) развивать логическое мышление.

            Авторы учебно-методического пособия «Образовательные технологии» выделяют этапы метода проектов. Подобная структура иллюстрирует технологичность метода проектов:

1. Подготовка (определение темы и цели проекта).

2. Планировка:

а) определение источников, средстве в сбора, методов анализа информации, средств представления результатов;             

б) установление критериев оценки результата и процесса. 

З. Сбор информации (наблюдения, работа с литературой, эксперимент).              

4. Анализ (анализ результатов, формулирование выводов).

5. Представление и оценка результатов (устный, письменный отчет, оценка результатов и процесса исследования).

              Поскольку применение метода проектов требует затраты большого количества времени, серьезной, основательной подготовки, технология проектирования стала ассоциироваться с формами внеклассной работы по учебным предметам.

Реалии современного учебно-воспитательного процесса свидетельствуют о возможности эффективного применения метода проектов в рамках классно-урочной системы.

 

 

 

 

 

 

 

ІІ. Методика применения метода проектов при обучении украинскому языку и литературе.

Одна из основных стратегий современного обучения состоит в умении педагога разрабатывать уроки, опираясь на основные проблемы школьного курса, что в свою очередь предусматривает обращение к глубоким, обобщающим вопросам. Таким образом, метод проектов даёт возможность привлекать учащихся к раскрытию базовых идей, что составляет суть каждой дисциплины, и открывает путь внедрения их в жизнь.

Поскольку метод проектов непосредственно связан с реалиями современности, внедряя его, учитель должен находить выход на жизненные проблемы в конкретной учебной теме.

 

Особенности содержательных ресурсов уроков украиноведческого цикла

 

Урок украинского языка

Урок украинской литературы

Личностно значимые аспекты учебных тем, факторы мотивации учебной деятельности

Идейно-эмоциональные оценки изученных художественных произведений

 

Готовясь к уроку по методу проектов, учитель должен чётко осознавать, какое содержание проекта он предложит создать учащимся. Проект должен выходить за рамки учебного предмета, должен совмещать его с другими науками, искусством, опираясь на общечеловеческие ценности, то есть быть межпредметными, надпредметными. Учитель подбирает ориентировочное название проекта.

Как было сказано выше, метод проектов, имея определённую структуру, является личностно-ориентированной технологией. Обобщенно алгоритм творческого проектирования по деятельности учителя и учеников представлено в таблице

Алгоритм проектной деятельности

Этапы метода проектов

Деятельность учителя

Деятельность учеников

1. Постановка проблемы задачи

- Подводит учеников к осознанию проблемы, цели деятельности.

- Подбирает приблизительное название проекта.

- Даёт задание, которое отражает форму выполнения проектов.

- Предлагает операционные карты по разработке тематических вопросов.

- Осознают проблему.

- Определяют цель деятельности.

- Подбирают варианты названий.

- Знакомятся с операционными картами.

2. Самостоятельная исследовательская работа

- Организует групповую исследовательскую работу учащихся, применяя активные и интерактивные методы.

- Следит за индивидуальной работой учеников.

- Обговаривают в группах аспекты тематических вопросов.

3. Критическая оценка промежуточных результатов

- Организует обсуждение тематических вопросов, создаёт благоприятную психологическую атмосферу.

- Следит за логической последовательностью изложения материала.

- Корректирует мыслительную деятельность учеников, тактично исправляет ошибки, высказывает пожелания, подводит к определённым выводам.

- Формулирует домашнее задание, указывая на термин выполнения.

- Высказывают своё мнение по тематическим вопросам.

- Раскрывают разные взгляды на проблемы.

- Занимают определённую позицию согласно со своим жизненным опытом, убеждениями, личностными ориентациями.

- Создают микропроект (если получили дополнительные задания).

- Оценивают работу друг друга.

 

4. Защита проекта

- Организует защиту учениками проектов на уроке или внеурочном мероприятии.

- Организует оценивание, выставляет итоговую оценку.

 

- Создают собственные проекты, соответственно их оформляя.

-Готовятся к защите проектов.

Принимают участие в подготовке итогового урока (мероприятия)

  Проектную технологию внедряют на уроках развития речи, на обобщающих уроках изучения художественных произведений. Во время использования метода, создавая собственные проекты, учащиеся должны быть вооружены основательными знаниями по теме, которая изучается. Процесс защиты проектов можно засчитывать как тематическую аттестацию.

Поскольку проектная технология разработана для внедрения в обучении гуманитарным украиноведческих предметов, смысловым наполнением деятельности по проектированию был целенаправленно обучаемый текст или его интерпретации, а именно на уроках: украинскому языку - сочинение на морально-этическую или общественную тему; украинской литературы - эпический, лирическое или драматическое произведение как искусство слова.

Выполняя литературный проект, учащиеся при изучении художественного произведения под руководством учителя должны сделать как можно более подробный, обстоятельный его анализ. Учителя-практики используют различные схемы анализа литературных произведений. Главное, чтобы в результате анализа было определено идейно-эмоциональные оценки, что является необходимым условием дальнейшей деятельности учащихся по проектированию, ведь без детального рассмотрения идейно-эмоциональных оценок невозможно связать литературное произведение с жизнью, а это делает невозможным создание учащимися проектов, потому что не срабатывает фактор мотивации, личной ориентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Тематика эпического и драматического произведений - это круг тем, которые описывает автор (о чем говорится в произведении). Она определяется с помощью аналитико-синтетических умений по осознании сюжета (ход событий) и фабулы произведения. Проблематика является кругом проблем произведения как сложных нравственных, смысложизненных, мировоззренческих, личностных, философских вопросов, которые ставит целью решить автор (они формулируются как вопросительные или именительные предложения). Стоит отметить, что иногда проблемы до конца произведения остаются нерешенными. К такому шагу писатели прибегают намеренно, чтобы вызвать размышления читателей или чтобы подчеркнуть несостоятельность их решения, подчеркнув сложность жизни, многомерность действительности, неполноценность человека перед Богом и тому подобное. Конфликты произведения являются основными противоречиями, противоречиями между действующими лицами, группами персонажей, между личностью и обществом, между объективными общественными явлениями. Отдельно выделяют психологический конфликт между мировоззренческими позициями человека, чертами его характера, между "надо" и "хочу" в сознании личности и тому подобное. Различают также внешний конфликт (в основе развертывания сюжета) и внутренние конфликты.

Определение тематики, проблематики и конфликтов является основой для разработки идейного содержания (идей) произведения. Это квинтэссенция аналитико-синтетической деятельности по разработке художественного произведения. Именно осознание идейного содержания (идея-призыв, идея-вопрос, идея-утверждение, идея-возражение, какие уроки взяли для себя читатели, главная мысль произведения,  что хотел сказать автор) литературного произведения составляет содержательное наполнение жизнетворческого проектирования. Стоит отметить, что анализ художественного произведения не ограничивается обработкой выделенных элементов. Литературная компетенция предполагает обязательный анализ композиции (внешней и внутренней), позасюжетных компонентов, образной системы, средств психологической характеристики. Но эти аспекты анализа выполняют сопроводительную роль в осознании идейного содержания произведения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IІІ. Обобщение педагогического опыта учителя

3.1. Проектные технологии на уроках украинской литературы

На своих уроках Купрюшина Наталья Михайловна использует презентацию как вид реализации информационного проекта. Например, в начале изучения темы «Жизнь и творчество А. Довженко» была создана развернутая презентация о жизни и творчестве кинорежиссера, которая стала демонстрационным материалом на уроке с соответствующими задачами и акцентами. Примером такого проекта является презентация «Великое таинство создания в романе П. Загребельного «Чудо» или «Кто такой настоящий друг» по произведению В. Нестайко «Теадоры из Васюковки», или «Проблема преступления и наказания» в повести О. Кобылянской «Земля». Безусловно, учебный процесс требует разнообразия, поэтому Наталья Михайловна использует также в своей работе компьютерную программу Publisher, которая позволяет детям оформить исследованый материал в виде различных публикаций: газет, буклетов. Например, негативный аспект характера или поведения главных героев повести В.Нестайко «Теадоры из Васюковки» дети оформляли в виде альманаха. Эта публикация группы «журналистов» в некоторой степени являлась провокационной, поскольку призвана бала осветить только отрицательные черты героев произведения и таким образом побудить шестиклассников к дискуссии. Характеристика образов-персонажей литературного произведения учитель также проводит через творческие проекты. Например, ученики 8 класса создавали «киноленту» по произведению «Слово о полку Игореве». Класс работал в парах. Каждая пара получила задание –проиллюстрирован был определенный эпизод произведения. Затем из этих иллюстраций была создана кинолента, к каждому эпизоду ученики выбирали комментарии из произведения, переводили своими словами содержание произведения. Таким образом, учащиеся усвоили в интересной форме материал, получили коммуникативную компетенцию, получили оценку в соответствии с вкладом в проект, и никто на уроке не остался равнодушным. Интересным оказался проект - подбор по характеру современных актеров для исполнения ролей по пьесе Карпенко карие «Мартин Боруля». Игровые проекты представляют собой обыгрывание различных сюжетных ситуаций, ролевую игру, представления, рекламные акции и тому подобное. Купрюшиной Н.М. был проведён урок-ролевая игра в 8 классе «Человек и деньги» по пьесе И.Карпенко-Карого «Сто тысяч» без использования ИКТ.

Такие проекты позволяют ученикам Купрюшиной Н.М. попробовать себя в определенной роли, приближают их к соответствующей жизненной ситуации, к будущей профессии, учат убеждать других в своей позиции. На уроках обобщения материала учитель всегда старается использовать компьютер. Например, во время докладов представителей исследовательских групп ученики-программисты создали обобщающую схему по их выводам из разных народоведческих аспектов повести М. Стельмаха «Гуси-лебеди летят».

Обобщить тему «Творчество Т.Г.Шевченко» в 9 классе помог проект, когда ученики создавали стенгазеты, раскрывая тот или иной этап творчества Т.Шевченко. Затем каждая группа проводила защиту своего проекта, обосновывая уместность выбора того или иного материала. Во время обработки биографической темы учащиеся привлекаются к участию в творческом проекте "Виртуальный музей писателя". Для этого школьники объединяются в группы; каждая группа получает задание проработать определенный биографический материал (по учебнику или дополнительной литературой), составить перечень возможных экспонатов для отдельной музейной комнаты. Так, при изучении темы "Марко Вовчок" (9 класс) учащиеся подбирают экспонаты таких "музейных залов": "Мария Вилинская: становление писательницы. Орловский край. Афанасий Маркович"; "Жизнь в Украине. "Народные рассказы "литературный дебют Марка Вовчок"; "Марко Вовчок в Петербурге. Дружба с Т. Г. Шевченко"; "Марко Вовчок за рубежом (во Франции, Германии, Швейцарии, Англии, Италии)», «Переводческая деятельность. Литературное наследие Марка Вовчок"; "Марко Вовчок -фатальна женщина украинской литературы. Последние годы жизни". Каждая группа представляет свою работу, проводя "экскурсию" определенным залом виртуального музея Марка Вовчок. Во время обработки художественного произведения учащиеся были  привлечены к участию в творческих личностно ориентированных проектах: "Мое слово в защиту героя" (конечный продукт ¾ публичный выступление в защиту героя), "Мои советы герою" (конечный продукт-письмо герою с дружественными советами), "Дискутирую с героем" (конечный продукт -перечень поступков или жизненных позиций героя, с которыми юный читатель не согласен), "Я-герой художественного произведения" (конечный продукт -фрагменты произведения с описанием события, участником которой является школьник). "Переписанная" страница художественного произведения" (конечный продукт -фрагменты произведения, "переписанного" в соответствии с ученическим видением на развитие событий) и др. Осмыслить особенности характеров литературных героев ученикам помогает участие в ролевом проекте "Пресс-конференция литературных героев". Ученики по желанию выбирают роли (часть ¾ литературной герои, остальные корреспонденты различных газет и журналов). Учитель предлагает тему для обсуждения. Темы всегда разные,  может быть дружба, права и обязанности, семья, отношения к природе, нравственные принципы и т. "Корреспонденты" формулируют вопрос героям, а те отвечают на них в соответствии с темой и содержанием произведения. Чаще всего Купрюшина Н.М. использует метод проектов на этапе закрепления знаний, умений и навыков, когда текст прочитан и проанализированы. Метод проектов позволяет эффективно систематизировать и обобщить знания учащихся по определенной теме. Специфика предмету «украинская литература» позволяет предлагать ученикам различные проекты, которые соответствуют предпочтениям детей и направлены на развитие их способностей.

 

3.2. Практическая часть

Вот некоторые примеры практических проектных работ учащихся по украинской литературе.

Проект з української літератури

« Я  ХОЧУ  БУТИ  БАГАТИМ»

(І. Карпенко-Карий. Комедія "Хазяїн")

Мета:  формувати вміння використовувати обставини життя для духовного збагачення; виховувати прагнення матеріально збагачуватися, керуючись моральними принципами;  бажання духовно збагачувати оточуючих;  розвивати психічні процеси та мовлення учнів; удосконалювати навички комплексного аналізу драматичного твору.

Очікувані результати: душевна щедрість (бажання ділитися власним душевним світом, здатність до душевного спілкування);  моральність;  духовність; милосердя.

Ключове питання: Багатство¼ Чи добро це?

Тематичні питання: 1. Матеріальні багатства. 2. Духовні багатства. 3. Шляхи збагачення.  4. Хочеш бути багатим-віддай!

                             Методичні рекомендації

Під час аналізу комедії доцільно звернути увагу учнів на засоби творення комічного, їх роль у розкритті вдачі персонажів. Характеризуючи дійових осіб, варто звернути увагу учнів на залежність рис характеру героїв від їх матеріальних статків. Аналізуючи ідейний зміст твору, варто виділити ідею-ствердження, ідею-запитання, ідею-заклик.

Рекомендована форма презентації (захисту) проекту: частина уроку.

Операційна  карта  з  розробки  тематичного  питання

Матеріальні багатства

Багатство (із тлумачного словника) - майно, цінності, гроші; сукупність цінностей; цінне, важливе, значне.

Матеріальні цінності. Що ми до них відносимо?

Матеріальне збагачення. Як відбувається? Чи добре це?

 

                                         ПУЗИР

 

 

Яким шляхом збагачувався?                               Якими матеріальними   

                                                                      багатствами володів?

 

Викладач проводить паралель із сучасністю.

¾              Якими матеріальними цінностями володіють люди сьогодні?

¾              Які шляхи матеріального збагачення існують сьогодні?

¾              Наскільки матеріальне багатство важливе, значне для тебе?

¾              Чи варто присвятити своє життя матеріальному збагаченню?

¾              Матеріальне багатство для людини чи людина для матеріального багатства?

 

Духовні багатства

Багатство (із тлумачного словника) - майно, цінності, гроші; сукупність цінностей; цінне, важливе, значне.

Духовні цінності. Що ми до них відносимо?

Духовне збагачення. Як відбувається? Чи добре це?

 

                                               ПУЗИР

 

                               

Якими духовними багатствами володів?

 

Чи цінував це?

 

Яким шляхом збагачувався?

 
 

 

 

 


Викладач проводить паралель із сучасністю.

¾              Якими духовними цінностями володіють люди сьогодні?

¾              Які шляхи духовного збагачення існують сьогодні?

¾              Наскільки духовне багатство важливе, значне для тебе?

¾              Чи варто присвятити своє життя духовному збагаченню?

¾              Духовне багатство для людини чи людина для духовного багатства?

 

Шляхи збагачення

Збагачення (із тлумачного словника) - збільшення багатств; поповнення чим-небудь; набуття цінного; набуття досконалості, довершеності, змістовності.

¾              Як збагачувався Пузир (в усіх розуміннях)?

¾              Чи збагачував Пузир когось?

 

Викладач проводить паралель із сучасністю.

Збагачуватися - зворотне дієслово (дія суб'єкта спрямована на об'єкт – самого себе).

Збагачувати - перехідне дієслово (дія суб'єкта безпосередньо "переходить" на об'єкт).

 

ЗБАГАЧУВАТИ

Якими багатствами людина може збагачувати інших?

 

Чи важливе це питання для тебе?

 
Пятиугольник: Збагачуватися
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


¾              Чи погоджуєшся ти з цією схемою?

¾              Чи готовий ти так жити?

¾              Кого б хотів збагачувати (чи збагачуєш сьогодні)?

¾              Чи отримуєш користь? У чому вона?

 

Хочеш бути багатим — віддай

Спонсор (із тлумачного словника) - особа (організація), яка матеріально підтримує будь-яку діяльність без одержання від неї прибутку з метою популяризації винятково свого імені (назви), торгової марки.

Меценат (із тлумачного словника) - багатий покровитель наук, мистецтв, а також їх представників.

Добродійник (із тлумачного словника) - той, хто дає кому-небудь допомогу, підтримку.

Милосердя (із тлумачного словника) - добре, співчутливе ставлення до кого- небудь; готовність до добрих учинків.

 

¾               Висловіть своє ставлення до діяльності (дій) спонсорів, меценатів, добродійників, милосердних людей.

¾              Чи погоджуєшся ти з назвою тематичного питання?

¾              Чим збагачується людина, віддавши?

¾              Чи готовий ти віддавати? Чи хочеш збагачуватися, віддаючи?

Альтруїзм (із тлумачного словника) - безкорисливе піклування про благо інших і готовність жертвувати для інших своїми особистими інтересами.

Егоїзм (із тлумачного словника) - себелюбство, байдужість до людей, постійне нехтування суспільними інтересами задля особистих інтересів.

 

¾              Чи багато сьогодні альтруїстів,егоїстів? Чому?

¾              Ким хочеш бути ти? Яким?

 

 

Проект з української  літератури в 7  класі

«Образ вчителя в українській художній літературі»

Анотація проекту:

проект присвячений дослідженню теми «Образ вчителя в українській художній літературі» ( до свята День вчителя). Вивчаючи  факти біографії окремих письменників, аналізуючи їх твори, учні знайомляться із творами, присвяченими вчителю, роблять висновок про загальні особливості образу вчителя у них, пишуть творчі роботи на тему «Моє слово про вчителя». Проект  поширює світогляд,  розвиває творчі здібності.

Дидактична мета – створити умови для осмислення учнями образу вчителя в українській художній літературі  засобами нової технології - метода проектної діяльності

Мета за змістом:

·                     Навчальна познайомити учнів із творами, присвяченими вчителям.

·                     Розвиваюча створити умови для розвитку в учнів уміння аналізувати художні твори, працювати в творчих групах, знаходити інформацію в різних джерелах та опрацьовувати її.

·                     Виховна сприяти вихованню у школярів зацікавленості до теми вчителювання, прагнення до творчості; формування морально-естетичних ідеалів.

Задачі:

·                     Познайомитися із творами І.Франка, Г.Тютюнника, А.Малишко та Б.Грінченка про вчителів.

·                     Підготувати презентацію, яка буде відображати матеріали для відео альманаху «Якби не було вчителів…».

Проблема:  Яким бачать вчителя українські письменники?

Ідея проекту:  Створити відеоальманах, присвячений святу День вчителя.

План проекту

I етап: підготовчий (1 тиждень)

     Обговорення форм та терміну проведення проекту. Після обговорення було прийняте рішення створити альманах за допомогою презентації.

     Розподіл функцій учасників проекту. До складу групи увійшли головний редактор, два заступники редактора, художники-ілюстратори, коректори.

     Обговорення джерел інформації, складання плану роботи.

II етап: Реалізація проекті (2 тиждень)

Обговорення назви альманаху.

Пошук інформації в різних джерелах.

Аналіз знайденої інформації, вибір головного.    

Читання та аналіз творів.

Написання творчих робіт.

Складання ілюстрацій.

Підготовка та обробка інформації для використання в презентації. 

Обговорення результатів з учителем.

          III етап: Захист проекту (3 тиждень).

Підготовка до захисту проекту.

Захист проекту на уроці

Підведення підсумків.

Музика:

Пісня «Вчителько моя, зоре світова» музика Платона Майбороди, слова Андрія Малишко. 

ТЗН: комп’ютер, Microsoft PowerPoint 2003, проектор.

Хід уроку:                                     

Запис на дошці:

Учителю, ім’я твоє святе.
Ти з нами скрізь у будні і у свято.
З тобою і сміливість в нас росте,
І стільки щастя та тепла багато!
І радості безмежна дивина,
Бо вчитель з нами завжди і повсюди.
Шкільна пора яскрава та ясна…
І так завжди, в усі століття буде!

1.     Слово вчителя:

а) Повідомлення теми;

Слайд 1,2

б) знайомство з основними задачами, планом уроку;

Слайд 3,4

в) Читання вчителем вірша, записаного на дошці;

г) Постанова проблеми: «Яким ви бачите образ вчителя в художніх творах?»

Слайд 5

2. Захист проекту 1 групи (художники-ілюстратори):

Словесний опис  обкладинки альманаху:

Обкладинка золотого кольору; на цьому фоні яскраво-синій надпис: «Якби не було вчителя…». Внизу – зображення сови як символу мудрості. Зверху – надпис «Моєму вчителю присвячується».

На  форзацах – афоризми та вислови видатних людей про вчителів.

3. Захист проекту 2 групи (головний редактор та його заступники):

  Усне повідомлення із презентацією: обґрунтування назви альманаху, читання вступної статті із поясненням її призначення.  

Слайд 6,7               

4.Читання та обговорення яскравих цитат, дібраних для альманаху. 

Питання для обговорення:

1. Яке враження справило на вас ці твори?

2. Як письменники описують вчителя?

3. Що стверджує у своїх творах автор?

Слайд 8-13

Учні ведуть записи у зошитах

5.Читання творчих робіт «Моє слово про вчителя».

Слайд 14

6.Захист ілюстрацій художниками.

Слайд 15

6.Вчитель підводить підсумок, пропонує заповнити схему своїми асоціаціями зі словом «вчитель».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. Виконання групою учнів пісні «Найрідніша в світі вчителька моя»

 

Проект-заняття гуртка «Плекаймо рідну мову»

6клас

Тема. Поетична стежина. «Вчимося віршувати»

Мета. Повторити способи написання віршів, дати поняття про риму, звукопис, порівняння та інші художні засоби. Виховувати інтерес до віршування, написання творів.

Очікуваний результат.

1. Учні  знають, що таке рима, епітет, порівняння.

2.Учні вміють підбирати рими, виразно читати вірші, аналізувати їх мову.

3.Самостійно складений вірш про весну.

Обладнання. Комп’ютер, картки, роздатковий матеріал, мультимедійна презентація.

Хід уроку

       І. Організаційна частина

        Учитель. – Доброго дня, учні! Погляньте, який чудовий день за вікном, уже прилетіли птахи з теплих країв, скрізь чути їх веселий спів, аж душа радіє. І, мабуть, вам також як і мені не дуже хочеться сидіти на уроці в класі?

       Діти. –Так!

        Учитель. – Тому урок сьогоднішній буде незвичайним. Але про це ви дізнаєтеся трішки пізніше. А зараз, щоб підняти настрій, давайте пригадаємо урок музики. Всі ви знаєте ноти, зараз я буду називати ноту, а ви у відповідь дію, яка асоціюється з цією нотою.

Доброго дня усім!

Репетувати не будемо!

Міцного здоров’я!

Файного настрою!

Солідної поведінки!

Лякатись гостей не будемо!

Сімейного розуміння!

До роботи!

ІІ . Мотивація навчальної діяльності учнів, оголошення теми.

               Учитель. – Діти погляньте на дошку. До нас на урок прийшла весна. Ми зараз не можемо піти на вулицю, радіти її приходу, тому вона вирішила зробити  для нас сюрприз. Весна завітала до нас на урок, принесла безліч цікавих завдань. І зараз хоче щось сказати, а що саме, ви дізнаєтесь коли я зачитаю уривок з казки «Зима й Весна, Снігова Краля». Послухайте!

Зозуленька в лужку, в лужку

Заспівала ку-ку, ку-ку!

Соловейко обізвався,

Ліс змарнілий засміявся!

Ой водичка дзюрчить, дзюрчить,

І травичка шумить, шумить,

Буйний вітер присмирів,

Опрощення запросив.

Ой ти, Весно, Весно ясна,

Королівно наша красна,

На чім їздиш,

Де звертаєш,

Що робити нам накажеш ?

Весна хоче, щоб ви виконали перше цікаве завдання, без якого неможливим є продовження нашого уроку. Розгадайте тему, яка зашифрувалась ось у цьому годиннику. Молодці! Розгадали! Поетична стежина «Вчимося римувати». Ми помандруємо у подорож весняною стежинкою, але час від – часу будемо зупинятися, щоб отримати завдання від весни.

ІІІ. Основна частина уроку.

Учитель. – Працювати будемо в групах. Маємо дві команди. Завданням кожної було придумати назву та девіз. Представтесь.

(Представлення команд)

Команда «Юні поети»

Девіз. – Чесно будем ми змагатись,

               Щоб навчитись віршувати!

Команда «Фантазери»

Девіз. Любим ми фантазувати,

            а також вірші писати.

Учитель. – У кожної з команд є учень, який дещо краще володіє поетичним мистецтвом. Цей учень буде лідером. А зараз вони познайомлять вас із своїми творами. (Виступи супроводжуються мультимедійними презентаціями, підготовленими учнями ).

Учитель.  – Діти, ви любите слухати і самостійно декламувати вірші? Ми ще з дитинства знаємо багато віршів про тварин та рослин, про маму і школу, а сьогодні продовжимо їх вивчати.

Вірш написаний доладу, приємно читається і легко запам’ятовується. Писати може кожна людина, але щоб в неї добре виходило, потрібно вчитися це робити. Я впевнена, що вірші вчитимуться писати не один – два учні, а всі в класі. Є така приказка «Не святі горшки ліплять». Отож і вірші писати ми будемо вчитися.

Тож будьте уважні, не пропускайте жодної зупинки, бо нова зупинка – новий «секрет» віршування. Отож перша зупинка у нашій поетичній стежині має назву «Складно – нескладно».

Зупинка 1.

Складно – нескладно.

-                     Хто з вас пам’ятає , що таке рима?  Рима - це коли два  слова схожі за звучанням і часто закінчуються однаково. Я зачитаю для вас вірші, а ви слухайте уважно та назвіть слова що римуються.

Картка 1                                

 

Вода

Робота

Лисичка

Роса

Зірка

Відповідь

Руда

Марнота

Сестричка

Коса

Мірка

 

Картка 2

 

Мама

Сонечко

Весна

Гірка

Донечко

Відповідь

Піжама

Віконечко

Красна

Нірка

Сонечко

Зупинка 2

Звукопис

-                     На цій зупинці ми пригадаємо наступний «секрет» віршування. Це – звукопис. Ви отримуєте наступне цікаве завдання – загадки. У кожній з них потрібно підкреслити звуконаслідувальні слова та відгадати їх.

Що за крик біля води?

Ква-су, ква-су нам сюди.

Ква-су, ква-су, просто ква-ші,

Нам вода набридла наша.

(Жабки).

-                     Знову ми згадали жабок. До чого б це? Чи дивилися ви у народний календар? Що за день сьогодні?

-                     Якщо жабки на Мартина кричать, а після Мартина мовчать – неодмінно похолодає.

Не дзичу, коли сиджу.

Не дзичу, коли ходжу.

Не дзичу, коли тружусь

А дзичу, коли кручусь.

(Бджілка).

Кар-караул! Картину вкрали!

Раптом пташка закричала-

І картину, і картон,

І смачненький ма-ка-рон!

(Ворона).

Друг у мене є Тимур.

Він говорить: мур – мур – мур.

Любить вилізти на мур.

І хвалитись: «Я-Тимур!»

(Кіт)

Зупинка 3

Порівняння та художні засоби.

-                     А зараз уявіть себе поетами, яким треба дібрати порівняння, щоб написати вірш.

-                     (Команди отримують картки, де потрібно закінчити останні рядки, дібравши слова в риму. Час виконання 2 хвилини).

Картка 1

У небі темнім місяць повний,

Пливе,  мов у річці срібний…

                                 (Човник)

Картка 2

Ось пливе легка хмаринка,

Ну справжнісінька…

                                  (Пір’їнка)

Картка 3

Настала казкова ніченька,

І річка стала як…

                                   (Стрічечка)

Картка 4

Ой який у нас метелик!

Подивіться, діточки ,

Він літає, в небі грає,

Крильця наче…

                              (Квіточки).

Зупинка 4

Ми поети.

-                     Ось ви вже знаєте всі секрети віршування, зараз ми перевіримо, як ви їх запам’ятали. Отримуєте опорні слова, за якими потрібно написати вірш.

Картка 1

Сонечко, прокинулось, віконечко, всміхнулось, світло, тепло.

Відповідь

Прокинулось веселе сонечко,

Принесло світло і тепло.

Воно всміхнулось у віконечко

І радісно мені було…

Зупинка 5

Творча.

Ось і дійшли ми з вами до останньої зупинки у нашій поетичній стежині. І ось настав час найголовнішого та найвідповідальнішого моменту: написати рядки вірша за поданим початком.

Та перед тим подивіться відеоролик про чарівність приходу весняних днів.

Пригріва весняне сонце,

В рівчаках біжать струмки.

…………………….віконце,

…………………………….ластівки.

(Наступні рядки вірша діти складають самостійно).

ІІІ. Підсумки уроку.

1.          Оцінювання  навчальних досягнень учнів.

2.          Пояснення домашнього завдання.

-                     Учням, які бажають отримати оцінку середнього рівня знань,  підібрати до поданих слів рими:

сонечко-         світло-       весна-          зірка-         труджусь-

-                     Учням, які бажають отримати оцінку достатнього рівня знань, скласти вірш за опорними словами : дитини, є у кожної; сиротини, навіть; мати, солов’їна, наша, рідна, Україна.

-                     Учням, які хочуть отримати оцінку високого рівня знань, скласти вірш про весну.

3.          Вінок уподобань

-                     Ви, напевне, помітили, що на дошці весна розсипала безліч квітів. Зараз візьміть кожен по одній і вплетіть їх до віночка, сказавши те, що вам найбільше сподобалось на уроці.

4.          Коло друзів

Стратегія «Похвала і нагорода для всіх»

(Учні разом з вчителем стають у коло).

-                     Який ви гарний клас! Хоч матеріал уроку був об’ємним, ви намагалися його засвоїти. Ми якраз усе встигли. Ви молодці. Сьогодні ми працювали як одна дружня команда. Спасибі всім за роботу!

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Проектные технологии на уроках украинского языка

Современное языковое образование направлено на воспитание грамотного, продуктивно мыслящего человека, который обладает системой знаний и развитыми коммуникативными способностями, позволяющими ему представлять себя через речь. Наблюдения за практикой обучения учителем украинского язика и литературы Купрюшиной Н.М. свидетельствуют, что использование на уроках украинского языка метода проекта направляет на систематическое вовлечение учащихся к активному ситуативному общению на уроках украинского языка. Своеобразной чертой работы учителя над методом проекта является использование собственного опыта учащимися при решении проблемных вопросов. Учитель предоставляет школьникам максимальную свободу умственной деятельности в построении логических цепей. Это обусловлено необходимостью самостоятельно решать сложные проблемы, освобождая ученика от традиционной роли наблюдателя в учебном процессе. Ученики учат друг друга, следовательно, можно говорить об обучении диалогового характера. Купрюшина Н.М. часто применяет в своей деятельности кратковременные проекты, рассчитанные на 2 урока. Например, проектная технология как средство формирования исследовательских навыков учащихся при изучении темы «Союз» в 7 классе. Цель такого проекта -показать, как в процессе изучения темы «Союз» в 7 классе можно применить проектную технологию. Результатом деятельности была создана учениками презентация в Microsoft Office PowerPoint. Суть проектной технологии заключается в развитии познавательных навыков ученика, формировании умения самостоятельно добывать знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Используя данную технологию, учитель поставил перед собой задачу не только передать ученикам сумму знаний, а научить приобретать эти знания самостоятельно, через умение работать в различных группах, способствовать получению коммуникативных навыков, привить умение пользоваться исследовательскими приемами, а именно: сбор информации, уметь ее анализировать, делать выводы. На изучение темы «Союз» в 7 классе программой предусмотрено 4 часа. Купрюшина Н.М. распределила учебный материал так: Союз как часть речи. Употребление союзов в простом и сложном предложениях. Союзы сочинительные и подчинительные. Правописание союзов. Написание союзов вместе и отдельно. Обобщение по теме «Союз».

Представление ученических проектов. Перед изучением темы учащиеся объединились в 4 группы (в состав каждой группы входили дети с разным уровнем знаний), которые получили конкретные задачи:

Группа 1. Повторить материал о частях речи и разделение их на самостоятельные и служебные. Проработать тему «Союз как часть речи», определить «известное» и «новое». Подобрать упражнение на проверку этой части материала. Оформить слайд.

Группа 2. Обобщить самостоятельно разработанный и изученный на уроке материал о союзе как части речи, разрядах союза по значению и группах по строению. Подобрать упражнение на проверку этой части материала. Оформить слайд.

Группа 3. Через анализ языкового материала объяснить правописание союзов. Подобрать упражнение на проверку этой части материала. Оформить слайд.

Группа 4. Систематизировать знания по употреблению знаков препинания в простом предложении с однородными членами, соединяющимися с помощью союзов, и сложных союзных предложений. Проиллюстрировать примерами. Подобрать упражнение на проверку этой части материала. Оформить слайд.

Работая над проектом, каждая группа определилась с направлением работы, ожидаемыми результатами, этапами реализации проекта, распределила обязанности. Вместе с учителем ученики рассматривали форму и критерии оценки проекта. К каждому уроку дети самостоятельно разрабатывали очерченный учителем языковой материал. Во время таких уроков знания углубляются, расширяются, уточняются. В итоге группой создается слайд. Урок проводился в компьютерном классе, где каждая группа представляла созданный ею слайд и подобранные упражнения. Все слайды объединили после в единую презентацию. Последним этапом работы над проектом являлось заполнение учащимися таблиц «Самооценка знаний по теме» и «Оценка работы над проектом». Итоговая оценка работы над проектом¾ средний балл оценок ученика, членов группы, учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4. Практическая часть

Творчий міні-проект у 5 класі з української мови на тему: «Чи я на світі найгарніший…»

Створення образу  прикметника через різні види  роботи з текстом

Мета: створити умови для узагальнення та закріплення знань за темою «Прикметник».

Задачі:

Навчальні: перевірити рівень знань за темою і вміння застосовувати отримані знання на практиці, сприяти інтелектуальному та загальному розвитку учнів: розвивати мислення, вміння аналізувати, порівнювати і будувати аналогії пояснювати поняття, ставити і вирішувати проблеми

Розвиваючі: Розвивати творчі здібності учнів, вміння працювати в групах.

Виховні: прищеплювати любов до природи

 Обладнання: роздаткові картки, тексти із завданнями, портрети російських письменників і поетів, кластер, ілюстрації зимових пейзажів, епіграф.

Ход урока

I. Організаційний етап
Сьогодні у нас незвичайний урок,

сьогодні ми зробимо ще один крок

В країну  прекрасну, країну чудову,

Що нас так чекає й збагачує мову.  (Слайд 1)

2.Мотивація.

Любі друзі, сьогодні у нас справді незвичайний урок. Це творчий міні-проект «Чи я на світі найгарніший». (Слайд № 2) Ми будемо створювати образ однієї частини мови, а якої-ви спробуєте визначити самостійно. Може хто знає і так, яка частина мови у нас найкрасивіша, найгарніша і найчарівніша? (Відповіді дітей). А чи правильно ви думаєте, ви дізнаєтеся тільки після того, як виконаєте одне дуже цікаве завдання.

Лінгвістичний кросворд (Слайд 3)

Отже,  у вас правильно виконані всі завдання, і ключове слово нам підкаже, яка ж частина мови у нас найгарніша. (Ключове слово «Прикметник»)

А створювати образ прикметника ми будемо через…

А через що — розшифруйте даний запис і дізнаєтеся

(мотскет зі тібор имадив иминзір) (Слайд 4)

(Різними видами робіт із текстом)

Щоб визначити мету нашого уроку, продовжіть речення:

Повторити та поглибити знання про…. (прикметник)

Розвивати….. (творчу активність)

Виховувати відповідальне відношення до …. (навчання)

Таким чином, тема нашого міні-проекту «Створення образу прикметника через різні види роботи з текстом» (слайд № 5) 

- А епіграфом до уроку послугують ці строки. (слайд № 6)
А слово я
¾ найцікавіше,
У світі я найвидатніше:
Іменник за руку мене тримає,
Тому що кращого немає.
Мовлення зі мной виразне,
точне, світле і сучасне .
Щоб красиво говорити,
Треба мною дорожити.

Хто може пояснити, чому саме цей епіграф я обрала до нашого уроку?

(всі тексти уроку будуть присвячені прикметнику)

3. Мовленнєва розминка  «Я досліджую»
Завдання: Діти, я пропаную вашим групам кластери, це ваші підказки, за якими ви спробуєте розповісти від імені прикметника про себе. У кожного свій напрямок у роботі. Рекомендую попрацювати із словниками, пригадати вивчений матеріал у початкових класах та створити текст «Дослідження одного слова»

А) Походження /Лексико-етимологічний напрямок/

Всім доброго дня! Дозвольте представитися – моє  ім’я  Прикметник. Моє ім’я вказує на те , що я надаю всім оточуючим предметам якісь прикмети.

Моє коріння прикметника йдуть у давні часи. Дослівно переклад мого імені із грецької «епітет»  ¾ образне означення; з латинської ¾ «дещо додане», «докладене».

За українським тлумачним словником: «Прикметник ¾ частина мови, що виражає ознаку предмета і сполучається з іменником, узгоджуючись із ним у роді, числі й відмінку.

За словником української мови (офіційний сайт української мови) ¾ Прикметник називає ознаку предмета і відповідає на
питання який? чий?          

Прикметники називають колір (білий, синій, жовтий), роз­мір (великий, довгий, малий), смак (солоний, кислий, гіркий), якість (добрий, гарний, досконалий), вдачу людини (щедрий, скупий, розумний), відношення до матеріалу (дерев 'яний, кам 'яний, алюмінієвий), відношення до часу й місця (вчорашній, далекий, київський), належність (материн, сестрин, братів) тощо.

Свою функцію прикметники реалізують через поєднання з іменниками. Уточнюючи поняття, названі іменниками, вони увиразнюють, конкретизують висловлювання. Наприклад, ре­чення За землею і в небі скучно не зовсім зрозуміле, тим часом як прислів'я За рідною землею і в небі скучно висловлює завер­шену думку, і цього досягнуто саме завдяки точно вжитому прикметникові. Разом із тим треба пам'ятати, що надмірне на­громадження прикметників, навпаки, затемнює зміст вислов­лювання. Зайвих прикметників у реченні слід уникати.

 

Б) «Значення» /Морфологічний напрямок/

Я самостійна частина мови, відповідаю на питання який? яка? яке? які? чий, чия? чиє? чиї? Означає ознаку предмета.

У мене є морфологічні ознаки — це рід, число, відмінок. До того ж я поділяюся на групи:тверду, м’яку і мішану. Я товаришую із іменником та узгоджуюся з ним у роді числі та відмінку.

В) «Вживання» /Синтаксичний напрямок/

Із моїм другом іменником ми можемо бути ну просто найкращими друзями, тому у реченні можу бути означенням або частиною присудка. Ось вам такий приклад: «Прикметник — яскрава частина мови». Що тут думати-гадати, «яскрава»-це я , моя синтаксична роль — означення. А в реченні «Епітет був яскравим» ¾ я уже частина присудка.

Я прикметник, за частотою вживання займаю третє місце після дієслова та друге після іменника. Серед 9000 слів, які вважаються загальновживаними, нас прикметників, близько 2300.

 А які вірші пишуть за допомогою нас поети!

Пригадаймо хоч би цей: (Слайд 7)

           КОТИКИ
На вербі з’явився котик – 
Сірі очі, жовтий ротик.

Під вербою Мурчик грівся
І на котика дивився:

Ти ж такий, як я, м’якенький,
І пухнастий, і гладенький…

То чому ж не любиш сала
І не кажеш мені: «Ма-ло!»?
                                            Л. Новикова


Подобається? Мені теж. Не один письменник не може обійтися без мене, особливо тоді, коли за допомогою слів малюють пейзаж. А яким ви , молодь, мене бачите?  «Класним», «прикольним», «офігенним» і так далі. Отже, ви без мене — все одно, що я без вас. Тому ставтеся до мене із увагою, шануйте мене, і я завжди буду з вами. Хай щастить!


4. Калейдоскоп творчих текстів /лінгвистичних, художніх, поетичних/
а) Лінгвістична казка «Я пишу про прикметник казку»
б) Художній вернісаж «Я малюю прикметник»
в) Поетичний дебют «Я оспівую прикметник у віршах»

5.Фізкультхвилинка. 

6. Тест –гра «Я можу писати прикметники»
Завдання: пройдіть тест та визначте свій рівень знань про самостійну частину мови – прикметник.
7.Творчий етюд «Я розмірковую про місце прикметника у нашому мовленні. » /міні-твір-роздум на тему «Роль іменника у нашому мовленні»/
8. Вправа «Клаптикова ковдра» (для слабких учнів)

Що  таке прикметник?

Частина мови

На що він вказує?

На ознаку предмета

На які питання відповідає?

Який? Яка? Яке? Які?

Як змінюються?

за родами, числами та відмінками

З якою мовою найчастіше пов’язаний?

з іменником

Яким членом речення найчастіше буває?

Другорядним членом означенням

Яка роль прикметника у мовленні?

Прикметники збагачують наше мовлення, роблять його точнішим, виразнішим, образнішим.

Узагальнимо знання про прикметник. (Учні розповідають правила)

9. Колективна творча робота по вдосконаленню тексту (Слайд 8)

Розкрити дужки і поставити прикметники у відповідному відмінку, визначити їх відмінок.

Іду і милуюсь красою (зимовий) лісу. Скрізь лежить (глибокий) сніг. Зима подарувала (могутній) дубу (тепла) шапку. Стоїть у задумі (білокора) берізка. Святково погойдує пишним гіллям (зелена) ялинка.

10. Інтерактивна вправа «Сніжна грудка»

 - Ця вправа вимагає доповнення слова іншим, доки не утвориться повне поширене речення.

Сніг

Перший сніг

Випав перший сніг

Вранці випав перший сніг

Сьогодні вранці випав перший сніг

Сьогодні вранці випав перший лапатий сніг

 

 

11. Робота в групах

1група – Вправа «Антивірус»

 -  На аркушах уражена вірусом інформація. Ваше завдання: відредагувати інформацію.

Ліс. ... вечір. У ... ... кожухах сплять ялинки. ... замети вкрили ... пеньки та ... листя. Зима одягла у … шуби і шапки дерева та кущі. Холод запорошив все … снігом.

Слова для довідок: зимовий, білих, пухнастих, снігові, старі, осіннє, теплі, блискучим.

–   Запишіть утворений текст, додаючи слова із довідки.

 

2 група – «Склади вірш за римою» (Слайд 9)

______________ зима,                    

______________ нема.                    

______________ сніги,                   

______________ навкруги.

______________ кружляє,

______________  дрімає.

 

3 група – Вправа «Снігова куля»

Скласти текст-опис білочки за ілюстрацією та планом, використавши прикметники.

-         Яка ця тваринка за розміром? Де вона живе?

-         Білочка – це  маленька  лісова  тваринка.

-         Яку шубку має білка?

Вона має пухнасту руденьку шубку, а взимку – сіреньку.

-         Який  у  неї  хвіст? Яка його роль?

У білки великий хвіст. Він  допомагає їй швидко  стрибати по деревах.

Які  вушка, очі? 

 Вушка  гостренькі, з китичками  на  кінцівках. А очі чорненькі, мов  намистинки.

А   де   вона   зимує?

Зимує білочка у дуплі.

-         Чим харчується?

Восени вона збирає горішки, гриби,  насіння з шишок. Тому взимку їй є чим поживитися. Вона гарна господарка.

Інформаційне повідомлення

У природі білка харчується різними рослинними кормами: насінням смереки, сосни, ягодами і фруктами, горіхами, грибами, пагонами. Іноді вона поїдає комах, яйця птахів, дрібних гризунів і ящірок. У неволі білці дають волоські, кедрові, лісові горіхи, арахіс. Корисним є періодичне підгодовування  рибними або яловичими кістками, щоб в організм звірка надходили кальцій і фосфор. Води дають досхочу, іноді - молоко. Годують 2 рази на день - вранці і ввечері. Білки закопують їжу в землю, наколюють на гілки дерев або ховають у дуплах та інших схованках. Часто звірятка забувають про свої запаси, забутий горішок або насіння, закопані в землю, проростають і дають початок новій рослині.

12. Гра «Доповни вірш» (Слайд 10)

- Доповніть вірш прикметниками за змістом.

От випав сніг. Яка обнова!

Зима тоді така... (чудова).

Мороз у лід озера кута —

Зима, тоді всі кажуть.... (люта).

Вона буває і серйозна:

Суха і вітряна, й...(морозна).

А як насуне хмара сива,

Зима по-своєму... (красива).

Гілок під інеєм не видно.

Тоді вона, звичайно,...(срібна).

Синичка змерзла і голодна,

Бо видалась зима... (холодна).

Зима! Зима! Усякий знає,

Вона...(суворою) буває.

-    Записати в зошит:

Зима чудова, люта, морозна, красива, срібна, холодна.

 - Як можна назвати близькі за значенням слова?

-  Доберіть до іменника зима свої прикметники. Зима — білосніжна, сердита, колюча, похмура, казкова, сварлива, сумна.

 - Як називають слова протилежні за значенням? Доберіть до слів антоніми.

Люта - добра, морозна – спекотна, красива – бридка, холодна – тепла, сварлива – мирна, сумна – весела.

13. Домашнє завдання.

14. Рефлексія.

Самооцінка

           Оцініть свою роботу.  (У кожної групи на парті – смайлики)

ПРАЦЮВАВ ВІДМІННО

ПРАЦЮВАВ ДОБРЕ

ПРАЦЮВАВ ПОСЕРЕДНЬО

МАЙЖЕ НЕ ПРАЦЮВАВ

MCj04244660000[1]                               

MCj04244700000[1]

MCj04280810000[1]

MCj04244680000[1]

Оцінювання дітей із коментуванням.

Складання сенкану до слова «Прикметник» 
• Важливий, потрібний
• Узгоджується, змінюється, прикрашає 
• Означає ознаку предмета 
• Частина мови

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

 

В последнее время метод проектов приобретает все больше сторонников. Он направлен на то, чтобы развить активное самостоятельное мышление ученика и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике.

 Эта методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является по своей сути креативной и ориентированной на личность ученика. Она предполагает высокий уровень индивидуальной и коллективной ответственности за выполнение каждого задания по разработке проекта. Метод проектов является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой учащиеся занимают активную субъективную позицию. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, альманах, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях. Вся работа осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение задач среди учащихся; выполнения задач, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта.

Работа по проектной методике требует от учащихся высокой степени самостоятельности поисковой деятельности, координации своих действий, активного исследовательницы, исполнительской и коммуникативного взаимодействия. Роль учителя заключается в подготовке учащихся к работе над проектом, выборе темы, в оказании помощи при планировании работы, в текущем контроле и консультировании в процессе выполнения проекта на правах соучастника.

 Итак, основная идея метода проектов заключается в том, чтобы перенести акцент с различного вида упражнений на активную мыслительную деятельность школьников в ходе совместной творческой работы. Урок-проект формирует умение самостоятельной работы. Главной особенностью урока-проекта является доступность темы и возможность ее варьирования.

Более целесообразным и эффективным метод проектов является на уроках украинской литературы и во внеклассной работе. Результатом такого проекта могут быть произведения разных литературных жанров: сказка, рассказ, стихотворение, статья, сценарий, альманах, выставка, фольклорный праздник, альбом, газета, экскурсия и тому подобное.

Подготовка проекта по языку ориентирует больше не на поисковую, а творческую деятельность. В языковом проекте могут содержаться правила, определения по выбранной теме, схемы, таблицы, алгоритмы, упражнения на повторение, творческие задания, ребусы, кроссворды, акростихи тому подобное.

Чаще всего учитель практикует парные проекты и групповые. Такие проекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении.

Однако нельзя утверждать, что проектная работа поможет решению всех проблем обучения. Ведь в работе по данному методу существуют и проблемы: на подготовку к работе уходит много времени.

Проектная технология позволяет учителю использовать разнообразие интерактивных упражнений и изменить роль авторитарного транслятора готовых идей на вдохновителя интеллектуального и творческого потенциала ученика.

Подведение итогов проекта и всего процесса его реализации является неотъемлемым воспитательным и учебным этапом, во время которого очень важно правильно акцентировать успехи и недостатки проведенного исследования. Следует постоянно поощрять школьников к участию в проектах различного типа. Презентация и защита проектов - неотъемлемая и обязательная составляющая применения метода проектов.

Групповые проекты отличаются от индивидуальных и парных большей содержательностью и оригинальностью художественного оформления. Кроме того, участие в проекте дает возможность каждому участнику осуществить свои идеи, нормы, модели поведения, ученики несут ответственность за этот выбор, работают в атмосфере сотрудничества, потому что успех каждого - это успех всех.

Во время защиты проектов демонстрируется не только активность учащихся, рост их познавательного интереса, но и изрядная творчество; они представляют письма, очерки, поэтические сборники, научные доклады, акции памяти, компаративный анализ и тому подобное. Кроме материала по основным предметам, ученики используют различные виды искусства, в частности, живопись, музыку, графику, чертежи, прорабатывают дополнительную литературу, а главное - совершенствуют не только знания по украинской литературе, но и умения и навыки самостоятельной работы, учатся вместе ставить цели, задачи, достигать их, делать определенные выводы.

Работа над проектом - практика личностно ориентированного обучения в процессе конкретной работы ученика на основе его свободного выбора, с учетом его интересов.

Таким образом, суть проектной технологии - стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предусматривающие владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение приобретенных знаний.

Сегодня метод проектов считается одним из перспективных видов обучения, так как он создает условия для творческой самореализации, повышает мотивацию к получению знаний, способствует развитию интеллектуальных способностей. Работая над проектами на уроках, школьники приобретают опыт решения реальных проблем самостоятельной жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1. Бондар В.І. Дидактика / В.І. Бондар.-К.: Либідь, 2005.-264 с.

2. Варзацька Л. Інтерактивні методи навчання: лінгводидактичні засади / Л. Варзацька, Л. Кратасюк // Дивослово- 2005. - № 2. - С. 5 - 19.

3. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования./ Л.С.Выговский. –М.: Изд-во АПН РСФСР,1956. –с. 4. Давыдов.В.В. Виды обобщения и обучения./В.В. Давыдов. –М.: Педагогика, 1972. –с.

5. Єрмаков І. Г. Метод проектів: традиції, перспективи, життєві результати:  (практико-зорієнтований збірник) / І.Г.Єрмакова.- К.: Департамент, 2003. - 360 с. 

6. Каліманова О. Проектні технології на уроках мови і літератури. /О.Каліманова // “Вивчаємо українську мову та літературу”. - 2008. -  №28.- С. 5.

7. Мартинець Л. До професійної компетентності –через метод проектів./ Л.Мартинець // «Завуч». –. - №22 –. –С.46 –. 8. Пентилюк М.І. Сучасний урок української мови / М.І. Пентилюк, Т.Г. Окуневич. - Х.: Вид. група «Основа», 2007. —с. 9. Пехота О. М. Освітні технології: (навч.-метод, посібник) / О. М. Пехота, А.З.Кіктенко, О. М. Любарська та ін. - К.: А.С.К, 2004. - 256 с.

10. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, - М., 2000-420 с. 11. Пометун О. І.  Сучасний урок. Інтерактивні технології навчання: (науково –методичний посібник / О. І. Пометун, Л. В. Пироженко.- К.: А.С.К., 2004.- 192 с.

12. Присмицька Г.  Проектні технології на уроках літератури. /Г. Присмицька // “Вивчаємо українську мову та літературу”. - 2008. - № 1. –С.5.

13. Семко Г. Організація проектної діяльності учнів на уроках літератури. /Г.Семко // “Вивчаємо українську мову та літературу”. –. -№33 –С. 12.-14.

14. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: (учебное пособие)/ Г. К.  Селевко - М.: Народное образование, 1988. –с

15.  Сизоненко Г.С. Перспективні освітні технології: (навчально-методичний посібник) / Г.С.Сизоненко.- К.: Гопак, 2000. –с. 16. Сисоєвої С. О Педагогічні технології у безперервній професійній освіті / С. О. Сисоєвої.- К.: Либідь,  2001.- С. 44. 


Скачано с www.znanio.ru