Урок географии в 9 классе
Тема: Обобщение раздела «Поволжье»
Цели:Обобщение и систематизация знаний; воспитание любви к Родине, экологического мировоззрения; умения работать в группах, анализировать материал, работать с общегеографическими и тематическими картами; показать роль района в экономическом развитии страны, изучить влияние природных условий и ресурсов на развитие и размещение предприятий.
Ход урока
Оргмомент.
Закрепление изученного материала.
Задание №1. Назовите и покажите основные субъекты Российской Федерации, входящие в состав Поволжья.
Задание №2. (На доске расположена большая контурная карта, учащиеся выходят и наносят столицы республик, входящих объектов). Назовите столицы этих республик и областей и отметьте их на карте.
Задание №3. Оцените ЭГП Поволжья, определите отличительные черты ЭГП. Вставьте пропущенные слова в предложения и сделайте вывод.
1. Главной связующей осью Поволжья является __________. (Волга)
2. Район Поволжья вытянут с ____ на _____, а это значит, что климатические условия севера и юга ______. (Севера на юг, различны)
3. Поволжье находится между индустриальными ядрами России: ______ Россией и ___________. (Центральной, Уралом)
4. Поволжье – приграничный район. Он имеет «прозрачную границу» с _______. (Казахстаном)
5. На юге соседом Поволжья является ______________ (нестабильный регион с беженцами и вынужденными переселенцами). (Северный Кавказ)
6. Транспортное положение района ____________: 1) судоходная река, 2) транзитные железные дороги, автодороги, нефте- и газопроводы пересекают Поволжье с запада на восток (в широтном направлении) и вдоль Волги с севера на юг (железные дороги). На юге район имеет выход к ____ морю. (Благоприятное, Каспийскому)
Вывод: ______________. (Поволжье имеет выгодное ГП)
Задание №4 Выйти к доске, определить природные условия и ресурсы Поволжья и дописать их в схему.
Рельеф - _________________________. (равнинный)
Климат: _______, _______.(умеренно-континентальный, континентальный)
Природные зоны - _________ _______, _______, __________, ________. (смешанные леса, лесостепи, степи, полупустыни)
Задание № 5. Установите соответствие:
А. Смешанные леса
1. Астраханская область
Б. Лесостепи.
2. Волгоградская область
В. Степи.
3. Пензенская область
Г. Полупустыни.
4. Республика Татарстан
Задание № 6. Определите природные ресурсы Поволжья. (Необходимо выйти к доске и на физическую карту прикрепить значки природных ресурсов с пояснением ответа)
Задание № 7. Используя карту, самостоятельно заполните таблицу и сделайте вывод.
Природный ресурс
Отрасль специализации
Промышленные центры
1. Нефть и газ
Топливная, нефтепереработка
Самара, Казань, Саратов
2. Поваренная соль.
Пищевая
Казань, Астрахань, Пенза
3. Рыбные.
Рыбная (пищевая)
Астрахань
4. Агроклиматические, земельные.
АПК (сельское хозяйство, пищевая)
Волгоград, Саратов, Самара
Вывод: природные ресурсы разнообразны и позволяют развивать в Поволжье:
1. АПК;
2. Химическую промышленность;
3. Нефтепереработку.
Задание № 8 Дайте ответы на вопросы.
1. Какие государства существовали на территории Поволжья в историческом прошлом?(Булгарское, Хазарское, Золотая Орда, Казанское и Астраханское ханства)
2. Каков естественный прирост населения Поволжья? (отрицательный, кроме Калмыкии)
3. Сравните среднюю плотность населения России и Поволжья. (в Поволжье средняя плотность населения в три раза выше. Наибольшая плотность в Татарии, наименьшая – в Калмыкии)
4. Преобладающая национальность в Поволжье? (русские)
5. Когда в Поволжье поселились немцы? (в 18 веке)
6. Каков уровень урбанизации Поволжья? (74%)
7. Найдите соответствие:
А. Русские 1. Ислам
Б. Татары 2. Православие
В. Калмыки 3. Буддизм
8. Назовите города-миллионеры Поволжья? (Казань, Самара, Волгоград)
9. Какие города раньше назывались Царицын, Сталинград, Симбирск? (Царицын, Сталинград – ныне Волгоград, Симбирск – ныне Ульяновск)
10. Какой областной центр Приволжского района расположен не на берегу Волги? (Пенза)
Итоги урока.
Домашнее задание:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.