«Обобщение знаний об имени существительном как части речи». Открытый урок по русскому языку во 2 классе..
Оценка 4.6

«Обобщение знаний об имени существительном как части речи». Открытый урок по русскому языку во 2 классе..

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
7 кл—8 кл
25.10.2022
«Обобщение знаний об имени существительном как части речи». Открытый урок по русскому языку во 2 классе..
Открытый урок по русскому языку по формированию функциональной грамотности
функц грам урок русс яз откр.docx

     Открытый урок русского языка по формированию функциональной грамотности .

Ф.И.О. учителя: Батырова Фатима Аллиевна

Учебный  предмет: русский язык

Класс: 2 А класс

Тема урока. «Обобщение знаний об имени существительном как части речи».

Тип урока: урок - обобщение

Цель: обобщение знаний об имени существительном.

Учебные задачи :

1.Учебные задачи, направленные на достижение  личностных  результатов:

  • Проявление творческого отношения к процессу обучения, эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения взаимодействовать в паре, группе.
  • Формирование ответственности перед коллективом.

·         положительное отношение к учению, уважительное отношение к собеседнику.

  • Формирование познавательной потребности.

2.Учебные задачи, направленные  на достижение  метапредметных  результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):

Познавательные умения:

·      Определять отличительные особенности частей  речи  и обосновывать своё мнение.

·      Строить  предложения со словами.

·      Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 

·         Давать оценку своим действиям, оценивать результат.

·         Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

·         Различать слова с проверяемыми и непроверяемыми орфограммами.

Регулятивные умение:

·         Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

·         Планировать свои действия в соответствии с   поставленной задачей.

·         Работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке.

·         Формулировать затруднение, с которым столкнулись на уроке, оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

·         Наблюдать, выделять общие и существенные признаки, связи, отношения, выделять главное.

·         Готовность слушать и вести диалог.

Коммуникативные умения:

·         Умение слушать и понимать других.

·         Умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

·         Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.

·         2.Учебные задачи, направленные  на достижение предметных  результатов обучения:

·         Знать основные признаки имени существительного.

·         Иметь представление о значении  предметности, одушевленности и неодушевленности, вопросах существительных (кто? что?).

·          Уметь отличать имена существительные от других слов.

·         Уметь изменять имена существительные по числам.

·         Классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, собственные и нарицательные имена существительные.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая работа, работа в парах.

Оборудование: карточки с заданиями, рабочая тетрадь, цветочки, карточки со словами.

Ресурсы: интерактивная доска.

                       Ход урока

1.

Организационный момент.

 

-Здравствуйте, ребята.

-Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Давайте их поприветствуем, улыбнёмся им.

-Динь – динь -  динь,

звенит звонок,

Начинается урок.

Будем мы писать красиво,

Будем дружно отвечать,

Будем думать, рассуждать,

Дисциплину соблюдать.

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

Актуализация знаний. Постановка темы и  целей урока.

 

 

 

 

 

 

Словарная работа.

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 1

 

 

 

 

 

СЛАЙД 2

 

 

 

СЛАЙД 3

 

 

 

 

СЛАЙД 4

 

 

 

 

СЛАЙД 5

 

 

 

 

СЛАЙД 6

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 7

 

 

 

Постановка темы и цели урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщение и систематизация знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с правилами по теме «Имя существительное».

 

 

СЛАЙД 9

 

СЛАЙД 10

 

СЛАЙД 11

 

СЛАЙД 12

 

 

СЛАЙД 13

 

 

СЛАЙД 14

 

 

СЛАЙД 15

 

 

СЛАЙД 16

 

 

СЛАЙД 17

 

СЛАЙД 18

 

СЛАЙД 19

 

СЛАЙД 20

 

 

 

 

           Игра

«Орфографический мяч».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД21

 

 

Неодушевленные и одушевлённые имена существительные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

 

 

СЛАЙД 23

Продолжение работы на уроке.

 

 

 

Собственные и нарицательные имена существительные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙ 24 (ЗВУК)

 

Единственное и множественное число имён существительных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СЛАЙД 25

Итог урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия.

 

 

СЛАЙД 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее задание.

Выставление оценок.

 

 

 

-Какое сегодня число?(2 марта)

-Что вы можете рассказать про сегодняшнее число? (первый весенний месяц, ударение в слове, количество букв и звуков в слове, количество слогов).

- Молодцы!

-Записываем в тетрадь  число классная работа.

2 марта.

Классная работа.

- Задание на формирование естественнонаучной грамотности.

Сейчас вам нужно будет отгадать загадки. Я буду загадывать их, а вы  отгадку должны записать к себе в тетрадь.

-Обратите внимание, что это будут словарные слова, поэтому будем ставить ударение и подчёркивать безударную гласную.

Он коричневый, большой,

Спит в берлоге под сосной.

А весной начнет реветь

Косолапый зверь…

(медведь)

Рыжая плутовка 
Спряталась под ёлкой. 
Зайца ждёт хитрюга та. 
Как зовут её?

(лисица)

И красива, и стройна
Средь подруг стоит она.
Вся в кудряшках и серёжках.
Это белая...

(берёза)

Комочек пуха,

Длинное ухо,

Прыгает ловко,

Любит морковку.

(заяц)

Хоть поменьше воробья,
Не боюсь зимы и я,
Всем известная вам птичка.
А зовут меня…

(синица)

Дунул ветерок немножко

В серебристые ладошки,

Задрожала ими сильно

Боязливая …
(осина)

- Задание на формирование читательской грамотности.Проверьте, правильно ли вы написали. Откройте орфографический словарь  в конце учебника. Оцените себя на полях.

! - сделал всё правильно

+- допустил одну ошибку

-  - допустил более двух ошибок

- А теперь проверим все вместе с доской.

- Проговорим каждое слово с ударением и назовём безударную гласную в каждом слове, проверим проверяемые или непроверяемые это безударные гласные.

- К какой части речи относятся все эти слова?

- Давайте проверим. Будем задавать вопросы к каждому слову.

-Итак, мы выяснили, что все эти слова имена существительные.

-Как вы думаете, чем сегодня мы  будем заниматься на уроке?

-Чтобы вам было немного легче догадаться и правильно сформулировать тему нашего урока, я на доске приготовила для вас подсказку.

 -Прочитаем её. Нужно прочитать слово по стрелкам. Попробуем.

-Молодцы!

-Так, а теперь попробуем сформулировать тему нашего урока и цель.

-Тема нашего урока «Обобщение и повторение знаний об имени существительном».

 

- Сегодня на уроке мы будет повторять  и обобщать знания об имени существительном.

-На нашем уроке мы отправимся на прогулку в весенний лес. Ранней весной.

- Посмотрите, как красиво в лесу, тихо и дышится легко. Вдохните аромат леса. Воздух чистый, морозный. Вот выглянуло солнышко. Ещё много снега, но уже ощущается тепло весеннего солнца.

-Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.

-Перед прогулкой в лес вспомним лесные правила. Читают стихотворение.

Задание на формирование читательской грамотности.  

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только чур не забывай,

Что в лесу нельзя шуметь,

Даже очень громко петь,

Испугаются зверюшки,

Убегут с лесной опушки.

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги!

- А кого из лесных обитателей можно увидеть в лесу ранней весной?

-А можно увидеть в лесу животных название, которых мы записывали вначале урока?

-Мы с ними сегодня встретимся в лесу. Эти животные подготовили для вас много интересных заданий.

-Ну что вперёд?!

-Посмотрите, кого мы с вами первого встречаем в лесу.

-Правильно, это заяц.

-Давайте посмотрим, что он для нас приготовил.

Задания на формирование читательской и естественнонаучной грамотности.-Давайте прочитаем его задание на доске.

-Нам нужно будет вспомнить правила, с которыми мы знакомились по теме «Имя существительное».

-Это игра называется «Доскажи словечко…»

 Имя существительное-это ______________, обозначающая___,отвечающая на вопросы ____ и ____.

 Одушевлённые имена существительные обозначают _______________ и отвечают на вопрос____________.

Неодушевлённые имена существительные не обозначают___________________и отвечают на вопрос__________.

Собственные имена существительные-это_______________________________________.

Имена собственные пишутся с __________________.

 Нарицательные имена существительные- это______________________________.

Нарицательные имена существительные пишутся___________________________.

Имена существительные в единственном числе обозначают _______________.

Имена существительные во множественном числе обозначают __________________.

-Обрати ли вы внимание, что у зайца есть мяч?

-Он предлагает нам поиграть нам в мяч.

-Я называю вам имя существительное, а вы, кидая мне мяч обратно, должны назвать вопрос, на который отвечает это имя существительное.

-Начнём?    Задание на формирование естественнонаучной грамотности.  

    Игра«Орфографический мяч»

-Мама, конфета, стол, ягода, мяч, учитель, девочка, погода, земля, водитель, фотография, тетрадь, звезда, крокодил.

-Молодцы!

-В нашем лесу обитает лиса,
Вот, полюбуйтесь-ка - что за краса!
Хвостик пушистый с рыжинками.

-Кто же это?

-Правильно. Это рыжая лисица.

-Что же приготовила она для нас?!

-Давайте прочитаем задание.

 Задание на формирование естественнонаучной грамотности.  

-Данные слова,  записаны на карточках. Карточки  на ваших партах. Прочитаем эти слова.

-Давайте подумает, на какие Две группы  нужно их распределить?

-Правильно. Неодушевлённые и одушевлённые.

 

-Вспомните, на какой вопрос отвечают одушевлённые имена существительны и неодушевлённые имена существительные.

-Запишите в свою тетрадь эти слова, распределяя их в два столбика. В первый столбик мы запишем слова одушевлённые, а во второй столбик неодушевлённые.

Одуш.                                         Неодуш.

Кот                                             ручка

 жираф                                       хлеб

 мальчик                                    вьюга

 

-Давайте проверим, что у вас получилось. Проверьте, так ли вы разделили эти слова.

- Какие орфограммы встретились в словах?

-Посмотрите, какое интересное задание придумала ещё для нас лисица.

-Давайте подумаем, что здесь  нужно сделать.

-Нам необходимо рассадить пассажиров в свои поезда.

-В первом поезде поедут все предметы, которые отвечают на вопрос Кто? А во втором предметы, которые отвечаю на вопрос Что?

- Чтобы правильно сделать это задание, что необходимо делать нам?

-Правильно. Задавать вопрос к предметам.

-Начнём.

-А отдыхать мы сегодня будем с пользой.

-Мы с вами выучили небольшую песенку в стихах про имя существительное.

-Давайте познакомим наших гостей с этой песенкой.

Вещи, люди и цветы,
Носороги и коты,
Джинсы, майки и штиблеты – 
Называются ПРЕДМЕТЫ.
Шубы, шапки и зонты,
Гвозди, гайки и винты,
Сёла, города, планеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Ах, какие все слова восхитительные!
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Небоскрёбы и мосты,
Уши, ноги и хвосты,
Булки, яблоки, котлеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Ручки, ластики, листы,
И отвёртки, и болты,
Звёзды, облака, кометы –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Ну какие же слова поразительные!
Называются они СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ.

Зайцы, мышки и кроты,
Пальмы, ёлки и кусты,
Мухоморы и конфеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
Кубики и колобки,
Куклы и снеговики,
И компьютер, и дискеты –
Это тоже всё ПРЕДМЕТЫ!
До чего же все слова изумительные!
Не забудьте, все они – СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
.

 

- Посмотрите, что это такое.

-Это берлога медведя. В наших краях в это время он ещё не просыпается. Но задание для нас заранее приготовил.

 

Выполняется музыкальная физкультминутка.

 

- Задание на формирование читательской и  естественнонаучной грамотности.  

На ваших столах есть карточки с конвертиками. Это письмо от медведя. Сейчас вы будете работать в парах. На карточках есть два столбика.  - Обратите внимание,  в первом столбике слова есть, а во втором их нет. Вам  нужно дополнить словами второй столбик.

Имена                            __________________

Кличка животного         ________________

Город                             __________________

Река                                 ___________________

Фамилия                  ________________________

Страна                     ______________

-Задание понятно?

-Начинайте работать.

-Проверим, что у вас получилось.

-Скажите, чем отличаются слова правого столбика от слов левого столбика?

-Правильно. В левом столбике имена существительные собственные, а в правом нарицательные имена существительные.

-Как написали имена собственные?

-Как написаны имена нарицательные?

- Чтобы ещё раз закрепить орфограмму собственные имена существительные. Я попрошу вас записать в свою тетрадь имя и фамилию вашего соседа по парте.

-Давайте проверим, что у вас получилось.

-Молодцы!

(звук птицы)

-Что это за звук?

-Это синица.

-Что же она приготовила для нас?

- Задание на формирование читательской и естественнонаучной грамотности.  

Сейчас вам предстоит поработать в группах. На столах у вас есть карточки, на которых предложен набор букв, но среди этих букв спрятаны слова, которые вам необходимо найти. Найденное слово можно обвести или подчеркнуть.

-Давайте проверим, получилось ли вам найти все слова.

Дерево, белки, шкаф, молоко, сосны, кроты.

-А теперь давайте попробуем распределить эти слова на две группы. Подумайте, на какие две группы можно их распределить.

-Распределите их на островах. Потом проверим, что у вас получилось. Подумайте внимательно.

-Проверим. Действительно, слова, которые находятся в единственном числе и слова, которые находятся во множественном числе.

-А что вы можете сказать про слово молоко?

-Действительно, это слово может употребляться только в единственном числе.

-Выберите из данных слов и составьте с ним предложение. Запишите его в тетрадь. Подчеркните подлежащее и сказуемое.

-Молодцы!

-Наша прогулка по весеннему лесу подходит к концу.

-Пришло время подвести итоги.

-О какой части речи шла речь сегодня на уроке?

-Сейчас мы попробуем с вами обобщить все те знания, которые повторяли сегодня. На доске мы попробуем собрать большую схему про имя существительное.

-У вас на столах есть большие карточки.

- У каждого они разного цвета.

Задание на формирование естественнонаучной грамотности.  

Я начинаю говорить фразу, а вы поднимаете руку если у вас именно то слово, которое должно быть в этой фразе.

1. Имя существительное – это……

2. Обозначает …….

3.Отвечает на вопрос ……

4.Имена существительные бывают ……и …….

5. Имена существительные бывают……и ……..

6.Имена существительные могут употребляться в…….

7. Имена существительные могут употребляться во……………….

-Молодцы! Посмотрите, какая большая схема у нас получилась. Сколько много понятий мы знаем про имя существительное.

-Посмотрите, на полянке уже расцветают подснежники. Будем их рвать и собирать?

-Нет, так как подснежники – это первоцветы, которые занесены в Красную книгу. Находятся под охраной.

- Мы сделаем свою полянку из цветов. У вас на столах есть цветочки разного цвета.

-Если вы считаете, что у вас на уроке всё получилось - возьмите жёлтый цветок, если были небольшие затруднения - синий, если было  трудно и надо ещё поработать по этой теме – красный.

 

Задание на формирование естественнонаучной грамотности.  

-Дома вам нужно будет в тетрадь написать как можно  больше имен существительных, которые нас окружают. Посмотрим, кто больше напишет имён существительных.

-Давайте поставим за урок оценки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Открытый урок  русского языка

по формированию

функциональной грамотности .

Тема урока. «Обобщение знаний об имени существительном как части речи».

Учитель: Батырова Фатима Аллиевна

                                                                           2 А класс


 

Открытый урок русского языка по формированию функциональной грамотности

Открытый урок русского языка по формированию функциональной грамотности

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: ·

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: ·

Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока

Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока

Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока

Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока

Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока

Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока

Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока

Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока

Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока

Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока

Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока

Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока

Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока

Актуализация знаний. Постановка темы и целей урока

Открытый урок русского языка по формированию функциональной грамотности

Открытый урок русского языка по формированию функциональной грамотности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.10.2022