Тетрадь правил с дидактическими заданиями для закрепления знаний
по русскому языку
для 1 класса
Разработала:
учитель начальных классов
Русинова Анжелика Юрьевна
стаж работы: 3 года
ЗВУКИ.
При произношении слова состоят из звуков. Звуки обозначаются буквами.
Звуки, при произношении которых слышится только голос (без шума), а воздух во рту проходит свободно, называют гласными. Гласный звук образует слог.
Гласных звуков 6: [а], [о], [у], [и], [э], [ы].
Букв, обозначающих гласные звуки 10: а, о, у, и, э, ы, е, ё, ю, я.
Звуки, при произношении которых воздух во рту встречает преграду (губы, зубы, язык) и слышится только шум (например, [с]) или голос и шум (например, [з]) называются согласными.
Все согласные бывают звонкие (произносим их с голосом и шумом) и глухие (произносим их только с шумом).
Буквы, обозначающие звонкие согласные звуки: н, м, л, р, й, б, в, г, д, ж, з (верхняя строка ленты букв).
Буквы, обозначающие глухие согласные звуки: п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ (нижняя строк ленты букв)
Таким образом, согласные по
звонкости-глухости образуют пары.
Согласные звуки |
|
Звонкие |
Глухие |
[б] |
[п] |
[в] |
[ф] |
[г] |
[к] |
[д] |
[т] |
[ж] |
[ш] |
[з] |
[с] |
Есть непарные согласные:
звонкие ([р], [л], [м], [н])
или глухие ([ц], [ч], [щ], [х]).
ТЕКСТ.
Текст – это высказывание, в котором два или несколько предложений.
Предложение в тексте объединены общей темой и связаны по смыслу.
Текст имеет свою тему и главную мысль. Текст можно озаглавить.
Тема текста – это о чём говорится в тексте (Можно задать вопрос «О чём говорится в тесте?»).
Главная мысль текста – вывод, жизненный урок, это то, что хотел сказать автор (Можно задать вопросы «Чему учит текст?»)
СЛОВА-НАЗВАНИЯ.
Слова-предметы
Слова, отвечающие на вопросы кто? что?, обозначают предметы. Например: (кто?) конь, брат; (что?) свет, пальто.
Живые предметы отвечают на вопрос кто?, неживые – на вопрос что?
Слова-действия
Слова, отвечающие на вопросы что делать? что делает? что делал? что сделает?, обозначают действия предмета. Например: (что делает?) бежит, (что сделал?) посветил, (что сделает?) выучит.
Слова-признаки
Слова, отвечающие на вопросы какой? какая? какое? какие?, обозначают признак
предмета.
Например: (какой?) умный, (какая?) добрая, (какое?) верное, (какие?) лучшие.
Имена собственные
Имена, отчества и фамилии людей, клички животных, названия городов, сёл и деревень, рек и озёр, морей и океанов, гор, улиц и автомобилей, газет, журналов и книг – это имена собственные. Имена собственные пишутся с большой буквы.
Например: кот Дымок, девочка Аня Белова,
учительница Наталья Викторовна, река Клязьма, Тихий океан, книга «Азбука».
ОПАСНЫЕ СОЧЕТАНИЯ .
ЖИ-ШИ пиши с буквой И. (жизнь, ширма, кувшин)
ЧА-ЩА пиши с буквой А. (часто, пищать, задача)
ЧУ-ЩУ пиши с буквой У. (чулан, прощу, ворчун)
ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ пиши без Ь. (почки, вечно, почта, мощный, кончик)
ОРО - ОЛО пиши с буквой О. (горох,
молоко, ворона)
ЕРЕ - ЕЛЕ пиши с буквой Е. (теремок, поселение)
СЛОГИ.
Деление на слоги
Сколько в слове гласных, столько и слогов. В каждом слоге обязательно должна быть 1 гласная буква.
Если в слове двойная согласная, раздели её на 2 слога.
Согласная с Ь, Ъ , буква Й остаются
в предыдущем слоге.
Перенос слов
Слова переносятся по слогам. При переносе слово делится чёрточкой на 2 части. Две согласные, стоящие рядом, делятся в разные слоги. Разделительный Ь при
необходимости может переносится вместе с согласной на следующую строчку.
БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ.
Буквы А, О, Е, И, Я в безударных слогах нужно проверять.
Для этого нужно изменить слово так, чтобы безударный слог стал ударным.
Например: ГР? ЗА
ГРОЗЫ, ГРОЗНЫЙ – ГРОЗА
трава́ – тра́вы, гора́ – го́ры, река́ – ре́ки
Если
буква гласная вызвала сомнение,
ты её немедленно ставь под ударение.
ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ
Парные согласные на конце слова или перед другими согласными могут обманывать. Их нужно проверять. Для этого надо подобрать такое проверочное слово, чтобы после
парной согласной стояла гласная буква.
Например: ДРУ? ДРУГА - ДРУГ
ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ
по звонкости и глухости:
б – п, в – ф, г – к, з – с, д – т, ж – ш
Чтобы проверить парную согласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после этой согласной стояла гласная или буквы Н, М, Л, Р, Й.
Если
слышишь парный звук,
Будь внимательней, мой друг.
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй!
Карточки для закрепления
· Карточки на различение гласных и согласных звуков
Лента звуков раскрашивается по мере изучения звуков.
Карточка № 1
Раскрась схемы к словам и соедини с картинками.
|
|
|
|
МАМА
|
|
|
|
ЛИСА
|
|
|
|
|
ТРУБА
Карточка № 2
Отметь знаком «+» слова, которые начинаются с гласного звука.
книга дерево
Оксана автобус
мешок индюк
Яна утка
арбуз курица
вода яма
Карточка № 3
Отметь знаком «+» слова, которые начинаются с согласного звука.
город вода
река дыня
машина енот
осень Ирина
ветер заяц
осина лисица
· Карточки для работы с текстом
Карточка № 1
Озаглавь текст.
Допиши предложения.
_______________________________
Пришла __________________. Белка надела тёплую ________________. Она залезла в _______________. Лиса приготовила _____________. Там она сделала себе постельку. Только ходит и воет по лесу голодный ____________.
Он ищет ______________.
Карточка № 2
1.Спиши текст, расставляя нужные знаки препинания. Озаглавь текст.
Как хорошо летом в лесу густая зелень деревьев дарит прохладу кругом разлит запах лесных трав и цветов повсюду слышны птичьи голоса.
Карточка № 3
Из слов каждой строки составь и запиши предложения. Запиши их. Озаглавь текст.
Солнышко, в, ярко, светит, небе
Падают, с, дома, капли, крыши
Крыльца, у, лужа
Дорогах, потемнел, кругом, снег, на
Весна, это, пришла
· Карточки для работы по теме "Слова – название предметов, признаков предметов, действий предметов"
Карточка № 1
Распредели слова в соответствии с тем, что оно обозначает (предмет/явление, признак, действие), запиши в тетрадь по строчкам, подчеркни карандашом изученные буквосочетания:
Урок, дождь, льёт, зелёное, воробей, живёт, чаща, книга, новая, подарок, шьёт.
слова-предметы |
слова-признаки |
слова-действия |
|
|
|
Карточка № 2
Найдите и подчеркните в тексте слова-предметы одной линией, а слова-действия – двумя линиями.
Пришла весна, потекла вода. Дети взяли дощечки, сделали лодочку, пустили лодочку по воде.
Карточка № 3
Соедини слова названия с картинками.
![]() |
слова-предметы |
слова-признаки |
слова-действия |
· Карточки для отработки навыка написания слов с сочетаниями
ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЖИ-ШИ
Карточка № 1
Найди и исправь ошибки.
Жизнь, жыраф, щука, щявель, чюдеса, чулок, ширина, машына, чужой, тащу,
щюпальца, чяйник, чайка, чашка, передачя, чулок, учюсь, чудак, тащу, стучю,
роща, щявель, уши, шырокий, часы, чясто, чуточку, ворчун, ищю, жывотное.
Карточка № 2
Напиши названия.
_______________ ________________ _______________ _______________
___________________ _____________ ________________ _______________
Карточка № 3
Спиши, вставляя нужные буквы. Подчеркни жи, ши, чу, щу
Вася реш..л задач.. . В лесу цветут ландыш.. . В воскресенье мы поедем на дач.. . Коля поймал на рыбалке щ..ку. Настя полож..ла тетради в портфель.
· Задания на перенос слов
Карточка № 1
Спиши. Раздели слова на слоги.
Коля и Миша играют. У Коли конь. Он большой. У Миши олень. Он маленький. Мальчикам весело.
Карточка № 2
Спиши, разделяя слова на слоги и для переноса.
Школа, ящерица, дружба, читайте, чайка, ручейки, улица, курица, девочка, муравей, маяк, слушайте, юла, птичка, принесла, клетка, комната, растение, окно, заяц, узоры, яблоко, урожай, увидели.
Карточка № 3
Раздели слоги для переноса всеми возможными способами.
·
Карандаш______________________________
· Петрушка______________________________
·
Пушинка_______________________________
· Кукуруза_______________________________
· Лужайка_______________________________
· Заморозки______________________________
· Карточки по теме «Безударная гласная»
Карточка № 1
Подбери проверочные слова, вставь пропущенные
буквы.
к_за
ш_ги
стр_ла
пч_ла
м_сты
Карточка № 2
Вставь пропущенные буквы, подчеркни проверочные слова, выдели корни.
Письмо – письма, д..жди - _________, тр..ва - ___________-,
р..ды - ____________, стр..жи -_____ сл..ва - ________, п..ро - _______,
м..рской - ________, л..нейка - __________, оз..ро - _________ .
Карточка № 3
Спиши, раскрывая скобки. Подбери проверочные слова.
П(о,а)чтальон, д(о,а)чурка, к(а,о)менистая , д(е,и)ла, с(и,е)нева, т(и,е)снота, вр(е,и)мена, кр(а,о)снеют.
· Задания по теме «Парные согласные»
Карточка № 1
Вставь ж или ш.
Шала… , эта… , гара… , малы… .
Карточка № 2
Б ? П
Оши...ка, на ла...ках цара...ки, ре...ка, сер..., зу...ки, Гле..., прору...ь, ще...ка, хле..., улы...ка, Оси..., ли...ка, ле...ка, ло..., ши..., клу..., гер..., скри.:., голу...ь, оха:..ка, голу...ка, про...ка.
В ? Ф
Пуго...ка, тра...ка, сли...ки, коро...ка, була...ка, ло...кий, здоро..., поли...ка, Ле..., Кие..., плуто...ка, телегра..., много дро..., попла....ки, ла...ка, шка..
Карточка № 3
Вставь пропущенную орфограмму, устно подобрав проверочные слова.
Сапо…ки, оса…ки, бука…ка, ука…ка, карто…ка, пиро…ки, закла…ка, про…ьба, коро…кий, ша…ка, ре…ьба, дер…кий, голо…ка, площа…ка.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.