ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА учителя русского языка и литературы
МКОУ «Луговская СОШ» Каменского района, Алтайского края Шушаковой Елены Владимировны. В процессе своей педагогической деятельности в качестве учителя русского языка и литературы я выявила проблему отсутствия познавательного интереса у обучающихся, потерю интереса к прочтению произведений.К аттестации: обобщение опыта
ОБОБЩЕНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
учителя русского языка и литературы
МКОУ «Луговская СОШ» Шушаковой
Елены Владимировны
Я процессе работы я выявила
следующую проблему:
Отсутствие
познавательного
интереса
Актуальность:
Потеря интереса учащихся
к прочтению произведений
Необходимость формирования
познавательного интереса
школьников
Творческие задания на
уроках литературы как
средство активизации
познавательной
деятельности учащихся
Педагогические задачи:
Развивать самостоятельную активную
познавательную деятельность у
школьников;
Формировать логическое мышление,
сохраняя эмоционально-интеллектуальное
воздействие произведения
Создавать условия для развития
творчества (создание проблемных
ситуаций)
Сила воображения, богатство
фантазии.
Острая наблюдательность.
Богатство и яркость
ассоциирования.
Эмоциональность восприятия
действительности.
Чувство художественного слова.
Классификация заданий:
Задания, направленные на развитие
воображения.
Задания, способствующие развитию
наблюдательности.
Эта классификация была положена в основу
системы работы по формированию творческого
читателя.
Задания, развивающие ассоциативное мышление.
Задания, развивающие эмоциональную
отзывчивость.
Задания, формирующие чувство
художественного слова.
ТЕМА: Некрасов. Поэма
«Кому на Руси жить
хорошо»
Занятия,
развивающие
ассоциативно
е мышление
Задания,
развивающ
ие
воображени
е
Задания,
способствую-
щие
развитию
наблюдатель
ности
Задания,
формирующи
е
чувство
художествен-
ного слова
Задания,
развивающие
эмоциональн
ую
отзывчивость
Какие
фольклорные
жанры
используются
в поэме?
Где «Ключи от
счастья
женского…»?
Какие мысли и
чувства
рождает
описание
драки
мужиков
-Почему в
поэме
авторская речь
сливается с
крестьянской?
(приведите
примеры)
- Какие
чувства
испытывает
Савелий к
тем,кто не
способен на
борьбу?
- Какими вы
представляет
е себе
крестьян,пол
учивших
личную
свободу?
-
Представьте,
что вы –
реформаторы
. Пользуясь
образцом –
(манифестом
) измените
жизнь
«Преступление и наказание»
Задания,
Формирующие
чувство
художественног
о слова
Задания,
Развивающие
эмоциональную
отзывчивость
Задания,
развивающие
воображение
Задания,
Способствующие
развитию
наблюдательнос
ти
Задания,
Развивающие
ассоциативное
мышление
Что вы
увидели,
услышали
,почувств
овали,сле
дуя за
Раскольни
ковым?
Сходства
и различия
Петербург
а
Достоевск
ого и
Пушкина
какие
мысли и
чувства
вызывают
у вас
описания
интерьеро
в героев
романа?
Как же
может
себя
чувствоват
ь человек,
живущий в
таком
пространс
тве?
Определите
средства
выразительн
ости,
используемы
е автором
для
изображения
города,в
котором
живут его
главные
герои
Диалог
– это не только форма
деятельности, а способ
отношений, который позволяет
быть услышанным; где главное
не воспроизведение
информации, а размышление,
обсуждение проблемы.
А. Т. Твардовский сказал, что все
современные читатели делятся на тех,
кто прочитал «Капитанскую дочку» и
кто нет.
Сейчас век XXI. Что составляет основу
вашего мировоззрения?
Есть ли в нём место таким понятиям,
как честь, достоинство, порядочность?
Каким содержанием для каждого из вас
наполнены эти слова?
Исследовательская работа на
уроках литературы
1 группа
Сопоставительный анализ двух
стихотворений, относящихся к
одному периоду творчества. “Как
океан объемлет шар земной…”
(1830), “Как сладко дремлет сад
темнозеленый” (1835).
Вывод. Основные моменты поэтического мира Тютчева: зыбкость границ
реального и идеального миров (“двойное бытие”); образ хаоса,
окружающего человека; слияние человека с природой
2 группа
Сопоставительный анализ
стихотворений разных периодов
творчества. “Тени сизые
смесились” (1835), “Пламя рдеет,
пламя пышет” (1855).
Вывод:
Мировосприятие Тютчева претерпевает эволюцию. Лирический
герой проходит путь от трагического одиночества,
растерянности на пороге “двойного бытия” к обретению
гармонии
3 группа
Сопоставительный анализ
разных вариантов одного
стихотворения. “Весенняя
гроза” (1828 и 1854).
Вывод:
Картина утрачивает конкретность, она становится обобщенной,
переходя постепенно в философский план.)
Кластер
Интерьеры героев
Улицы города
Петербург
Достоевского
Истории жизни героев
Уличные сцены
СИНКВЕЙН
Петербург Достоевского
Душный, грязный
Давит, душит, убивает,
Заставляет идти на
преступление
Городубийца
ПРИНЦИП «6 ПОЗИЦИЙ»
нейтральная
позиция:
определите тему текста,
основную идею или тезис,
кратко перескажите
содержание.
позиция размышления
определите стиль текста
(разговорный, научный,
художественный, публицистический,
официально – деловой); тип речи
( описание, повествование,
рассуждение); композицию текста.
позиция отношения
существует ли в
действительности та проблема, о
которой говорится в тексте,
актуальна ли она для вас; каково
мнение окружающих (опросы,
анкеты и пр.).
позиция « ЗА »:
что положительного
можно извлечь из текста,
в чем согласны с
автором?
позиция « ПРОТИВ »:
во всем ли прав автор,
достаточно ли привел
аргументов, убедил ли в своей
правоте вас, с чем категорически
не согласны, предложил ли автор
конкретное разрешение
проблемы?
творческая позиция:
как можно развить идею автора,
что можно использовать в
сочинении, какую композицию
сочинения вы могли бы
предложить; если в ходе работы
с текстом сочинили чтото, можно
прочитать.
Определение поэта по его
стилю, работа с текстом
Мне нравится, что вы больны не мной.
Мне нравится, что я больна не вами,
Что никогда огромный шар земной
Не уплывет под нашими ногами…
Дорогая, сядем рядом,
Поглядим в глаза друг другу.
Я хочу под кротким взглядом
Слушать чувственную вьюгу…
Литературная гостиная «Живите так,
как вас ведет звезда…»
Творческие домашние
задания
Творческие домашние задания
имеют большое значение.
Результат труда выражается в
заинтересованности детей
предметом, развитии
творческих способностей,
мировоззрения.
Рукописные «книги»
Содержание:
Вступительная статья
Содержание 10
стихотворений
Комментарий одного из
стихотворений
Викторина по роману «Отцы
и дети»
Турецкая фетровая шапочка, которую носил Кирсанов?
(феска).
Название одного рассказа из цикла “Записки охотника”?
(Бирюк)
Имя младшего сына Николая Петровича? (Митя)
Убеждение человека, который все отрицает? (нигилист)
Фамилия одного из предполагаемых прототипов Базарова?
(Добролюбов)
Музыкальный инструмент, на котором играл Николай
Петрович?(виолончель)
Как звали борзую собаку в доме Одинцовой? (фи фи)
Фамилия базаровского ученика? (Ситников)
Чей портрет висел в гостиной Базаровых? (Суворов)
Имя приказчика в доме Базаровых? (Тимофей)
заметки;
зрительские и читательские отзывы;
рецензии;
очерки;
анализ и исследования литературного эпизода.
Результативность
опыта:
Итоги ГИА, ОГЭ
Год Предмет Качество знаний Успеваемость
20102011 Русский язык 77% 100 %
20112012 Русский язык 69% 100%
20142015 Русский язык 71% 100%
В 2015 году мои ученики по казали лучший
результат ОГЭ по русскому языку в
Каменском районе!