Обобщение опыта "Личностно-ориентированный подход на уроках математики"
Оценка 4.8
Работа в классе
docx
математика
6 кл—9 кл
17.12.2018
обобщение опыта по теме "Личностно-ориентированный подход на уроках к учащимся, имеющим низкую мотивацию к учебно-познавательной деятельности". В работе рассмотрены цели, задачи, условия создания среды для повышения учебно-познавательной деятельности учащихся, пути их достижения, организация, форма и структура урока, приемы и методы применяемые в ходе урока.
Личностно-ориентированный подход на уроках математики к учащимся.docx
«Личностноориентированный подход на уроках к учащимся, имеющим низкую
мотивацию к учебнопознавательной деятельности»
Холодилова О.В. 2018г.
«Не нужно доказывать, что образование
самое великое благо для человека.
Без образования люди и грубы, и бедны,
и несчастны».
Н.Г.Чернышевский
Система образования – это особая сфера практики, в которой, с одной стороны,
осуществляется воспроизводство накопленных в прошлом знаний и опыта, а с другой
стороны, закладывается и определяется облик будущей жизнедеятельности, как
отдельного человека, так и всего общества в целом.
Руководствуясь мнением М.Пришвина, «человек в обществе должен расти согласно
своей природе, быть самим собой и единственным, как на дереве каждый лист
отличается от другого. Но в каждом листике есть нечто общее с другими, и эта
общность перебегает по сучкам, сосудам и образует мощь ствола и единство всего
дерева», каждый ребёнок может быть познан как личность только с учётом его
действительной жизни, его радости, огорчений, потребностей и надежд. И только
тогда ребёнок захочет учиться, будет спешить в школу и от всего сердца радоваться
встрече со своим учителем.
Личностноориентированное обучение – способ организации обучения, в процессе
которого обеспечивается всемерный учёт возможностей и способностей обучаемых,
и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
Цель обучения – создать условия для обеспечения собственной учебной
деятельности обучающихся, учета и развития их индивидуальных способностей.
Организация личностноориентированного урока.
Личностноориентированный урок – это не просто создание учителем
благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъективному
опыту школьников, как к опыту их собственной жизнедеятельности.
Учитель на уроке помогает ученику преодолеть ограниченность его субъективного
опыта, существующего чаще всего в виде разрозненных представлений, относящихся
к различным областям знания, переводя этот опыт на научнозначимые образцы.
Готовясь к уроку, учитель должен продумать не только, какой материал он будет
сообщать на уроке, но и какие содержательные характеристики по поводу этого
материала возможны в субъективном опыте учащихся. Важна при этом и форма
обсуждения детских «Версий». Она не должна быть жесткой, в виде оценочных
ситуаций («правильнонеправильно»). Задача учителя выявить и обобщить «версии»
учеников, выделить и поддержать те из них, которые наиболее адекватны научному
содержанию, соответствуют теме урока, целям и задачам того или иного предмета. Основные особенности личностноориентированного урока.
Цель: создать условия для проявления познавательной активности учеников.
Средства достижения учителем этой цели:
∙ использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности,
позволяющих раскрыть субъектный опыт учащихся;
∙ создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
∙ стимулирование учащихся к высказываниям, использованию различных способов
выполнения заданий без боязни ошибиться, получить неправильный ответ…
∙ использование дидактического материала, позволяющего ученику выбирать
наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания;
∙ Оценка деятельности ученика не только по конечному результату («правильно
неправильно»), но и по процессу его достижения;
∙ поощрение стремления ученика находить свой способ работы (решения задачи),
анализировать способы работы других учеников в ходе урока, выбирать и осваивать
наиболее рациональные;
Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому
ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах
работы, предоставление возможности для естественного самовыражения ученика.
Достигнуть высоких результатов при обучении можно только при условии учёта
индивидуальнопсихологических развитий школьника.
При обучении детей с низким уровнем готовности следует учитывать:
индивидуальнопсихологические особенности детей с низким уровнем
готовности к обучению, их взаимодействие с учителем и одноклассниками,
особенности самоорганизации: неумение организовать свою деятельность,
запомнить последовательность составляющих одно действие операций и т. д.
состояние тех психических и психофизиологических функций и процессов,
которые обеспечивают успешное овладение грамотой и математикой:
зрительное и пространственное восприятие, мышление, память, воображение,
речь, внимание, зрительномоторные координации.
Особенности обучения этих детей можно разделить на две большие группы: в первую
входят способы организации деятельности детей, во вторую – особые приёмы
обучения, используемые учителем, разработка новых типов заданий, обусловленных
спецификой развития этих детей.
Учителю необходимо внести изменения в структуру урока и в соотношении
фронтальной, групповой и самостоятельной работы. Этим детям легче справиться с
заданием, если оно выполняется «вслух», фронтально, под руководством учителя. Но
постоянная фронтальная работа невозможна, так как существует вариативность имеющихся трудностей, разница в темпе работы; кроме того, длительная
фронтальная работа утомляет детей. В связи с этим в процессе работы с детьми
целесообразно увеличить долю групповой работы, при этом группы и задания для них
подбираются в зависимости от типа испытываемых трудностей. Такая организация
работы класса даёт и учителю дополнительное время для индивидуальной работы с
детьми.
Можно выделить несколько принципов организации таких групп. Первый – по
профилю трудностей: в результате диагностики учителю стали известны конкретные
трудности детей класса, на основании этого он сможет выделить группы детей с
трудностями ориентировки в пространстве или с нарушениями моторики или группу
с нарушением фонематической дифференциации звуков. Знание этих групп позволит
учителю выбирать определённые задания из рабочих тетрадей. Например, предложив
двум группам выполнить в тетради задания на развитие моторики и
пространственной ориентации, учитель сможет поработать с третьей группой устно.
Второй принцип организации групп связан со степенью успешности овладения
программным материалом, отрабатываемым на определённом этапе обучения. При
работе с детьми с низким уровнем готовности особое значение имеет поэтапность
формирования действий, отработка и закрепление каждого этапа. Темп же овладения
материалом у детей в классе разный, это и вызывает необходимость отработки
одного и того же действия на разном по сложности материала.
Очень важно увеличить количество упражнений, предлагаемых этим учащимся для
успешной автоматизации навыка. В математике это введение дополнительных
заданий на отработку определенных операций, например сложения и вычитания, или
умножения и т.д..
Предлагаемые в тетрадях учебнотренировочные упражнения нацелены на
активизацию трёх ведущих форм восприятия: зрительного, слухового, двигательного.
Это не только способствует отработке необходимых навыков, но и стимулирует
развитие познавательных способностей.
Учебная деятельность, которую мы должны сформировать у учащихся, это особая
форма активности ученика, направленная на изменение самого себя как субъекта
своего учения.
Задачи, которые я ставлю перед собой, следующие:
∙ обеспечение физического и духовного развития ребёнка в таких условиях, когда
обучение становится для него благом, радостью, основной формой выражения
детской жизни;
∙ создание проблемных, поисковых, исследовательских ситуаций на уроках,
моделирование ситуации успеха с учётом индивидуальных особенностей учащихся с
целью включения их в творческий поиск решения учебных задач.
Решение этих задач позволит воплотить в жизнь гипотезу: «Я верю в каждого ребёнка, верю и люблю его такого, каков он есть, стремлюсь сохранить и вырастить в
нём его индивидуальность, непохожесть на других».
Обобщение опыта "Личностно-ориентированный подход на уроках математики"
Обобщение опыта "Личностно-ориентированный подход на уроках математики"
Обобщение опыта "Личностно-ориентированный подход на уроках математики"
Обобщение опыта "Личностно-ориентированный подход на уроках математики"
Обобщение опыта "Личностно-ориентированный подход на уроках математики"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.