Обобщение опыта на тему: «Использование современных педагогических технологий при изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»
Оценка 4.6

Обобщение опыта на тему: «Использование современных педагогических технологий при изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Оценка 4.6
Педсоветы
doc
история
6 кл—9 кл
07.03.2018
Обобщение опыта на тему:  «Использование современных педагогических технологий при  изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»
В последнее время неуклонно возрастает роль краеведения в учебной и внеурочной работе. Это относится как к дисциплинам гуманитарного, так и естественно - научного цикла. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с введением, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», национально-регионального компонента школьного образования. Применительно к истории как к учебному предмету это означает: историческое краеведение стало его обязательной составляющей. Основные особенности школьного краеведения на современном этапе – высокая идейность, общественно полезная направленность, его поисково-исследовательский характер. В своей работе я попыталась обобщить свой опыт работы по применению краеведческого материала на уроках истории в основной школеобобщение педагогического опыта
окончательный вариант(испр).doc
Муниципальное казённое  общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 6 г.Омутнинска Кировской области Обобщение опыта на тему:  «Использование современных педагогических технологий при  изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»   Одегова   Ольга Подготовила: Николаевна, учитель истории и обществознания Омутнинск 2017 1 Содержание Введение…………………………………………………………………………3 Выявление противоречий…………………………………………………...3 Проблема……………………………………………………………………..3 Ведущая  идея опыта……………………………………………………………5 Постановка цели и задач  опыта……………………………………………5 Теоретические основы педагогического опыта……………………………….5 А) технология  критического мышления……………………………….5 Б) технология проблемного обучения…………………………………..6 В) исследовательская технология……………………………………….6 Г) аксиологический подход в  обучении и воспитании ……………….6  Новизна опыта………………………………………………………………….7  Организация учебно­воспитательного процесса…………………………….8 Технология опыта………………………………………………………………9  Результативность опыта……………………………………………………….20  Перспективность опыта………………………………………………………..22  Библиография………………………………………………………………….23  Приложения…………………………………………………………………….24                                                   2 Введение В   последнее   время   неуклонно   возрастает   роль   краеведения   в   учебной   и внеурочной работе. Это относится как к дисциплинам гуманитарного, так и естественно ­ научного цикла. Положительная тенденция роста в значительной мере связана с введением, в соответствии с Законом РФ «Об образовании», национально­регионального   компонента   школьного   образования. Применительно   к   истории   как   к   учебному   предмету   это   означает: историческое краеведение стало его обязательной составляющей.  Историческое   краеведение   –   это   не   самостоятельный   предмет   школьного изучения, а  средство обучения и воспитания на местном материале, важное средство   повышения   качества   знаний,   способствующее     формированию   у учащихся   научного   мировоззрения,   нравственного   воспитания   личности   и убежденности.   Основные   особенности   школьного   краеведения   на современном   этапе   –   высокая   идейность,   общественно   полезная направленность, его поисково­исследовательский характер Выявление противоречий   В программе по истории России авторы: Данилов А.А., Косулина А.Г. на изучение тем по родному краю выделено на год:  6 класс­2 часа 7 класс ­ 2 часа 8 класс­ 2 часа 9 класс – 3 часа за   это   время     необходимо   реализовать   следующие   задачи   Федерального компонента государственного стандарта:   сформировать целостное представление о родном крае,  воспитать патриотизм, уважение к истории и традициям нашей Родины. Однако   реализовать   в   полном   объёме   данные   задачи   представляется   для педагога трудным, так как появляется противоречие: высокие требования к уровню   знаний   краеведческого   материала     в   Федеральном   компоненте государственного   стандарта   и   недостаточностью   количества   краеведческих часов для реализации данных требований.    Возникла  проблема    интегрирования   знаний   о   родном   крае   в   уроки истории, определения содержания, форм и методов   подачи краеведческого материала для учащихся.    Для   решения   этой   проблемы   мною   разработана   рабочая   программа   по истории, где предусматривается не только проведение краеведческих часов, но и включение краеведческого материала в  основные темы уроков.  Во внеурочной деятельности реализуется программа «Мой край в истории страны» для учащихся 12­15 лет в кружковой деятельности. В   Федеральном   компоненте   государственного   стандарта  требования к выпускникам:  сформулированы 3  умение объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России;  умение   использовать   приобретённые   знания,   умения   и   навыки   в практической   повседневной   жизни   для   высказывания   собственного суждения об историческом наследии народов России и мира.  понимание исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни. Как показала практика, сформировать данные умения и навыки только на традиционных формах и методах обучения трудно. Таким образом, возникло противоречие:   применение   традиционных   технологий   в   изучении краеведческого   материала   и   необходимостью   использования   современных технологий обучения для формирования умений и навыков, предъявляемых Федеральным компонентом  государственного стандарта.  Возникла  проблема в   выборе   инструментария   учителя   при   подаче   краеведческого     материала. Выход   вижу     в   применении   педагогических   технологий:     проблемного обучения,   исследовательской   технологии   и     технологии   критического мышления.  Названные выше требования Федерального компонента государственного стандарта  свидетельствует о том, что мы должны рассматривать ребёнка, как субъекта   деятельности.  В  связи   с  этим  становится   возможным   определить субъектные качества:  ценностное отношение  интерес  избирательная направленность  инициативность  свобода выбора  самостоятельность  автономность  творчество, которые формируются при использовании форм, методов и приемов обучения и воспитания, присущих данным технологиям. Кроме   того,   формы   деятельности   этих   современных   педагогических технологий   позволяют   объединить   урочную   и   внеурочную   деятельность   в единое целое.   в   среднем   звене   (11­15   лет).   Технологии Мой   опыт   сформировался   проблемного   обучения,   исследовательской   деятельности   и     технологии критического мышления позволяют реализовать ведущий вид   деятельности подросткового возраста и его ведущие потребности.  4 Ведущей     идеей   опыта  является   теория   оптимизации   процесса   обучения  По   концепции   оптимизации   обучения  Ю.К.Бабанского.   Юрия Константиновича     Бабанского,   оптимизация   обучения   ­   это  научно обоснованный   выбор   и   осуществление   наилучшего   для   данных   условий варианта   обучения   с   точки   зрения   успешности   решения   его   задач   и рациональности   затрат   времени.   Согласно   концепции,   в   зависимости   от уровня   развития   учеников,   на   уроках   истории   применяю   современные технологии,     формы,   методы   и   приёмы   на   различных   этапах   урока,   для формирования   успешного   субъектного   опыта   учащихся,  на   историческом краеведческом материале.  Субъектом можно назвать того, кто способен вступить в особые отношения с самим   собой,   Его   характеризует самостоятельность,   самодеятельность,   самообучаемость,   за   которой   стоит более общее качество ­ открытость к самосовершенствованию и саморазвитию и т.д. Развитие субъектности обучающегося происходит, прежде всего, в ходе разрешения   определённых   противоречий,   проблем,   в   поиске   альтернатив, принятии   личной   ответственности   за   совершённый   выбор.   В   процессе   её целенаправленного   формирования   у   учащихся   складывается   активная позиция,   умение   различать   способы   и   результаты   собственной   учебной деятельности. Цель опыта:  Использование   современных   педагогических   технологий   при   изучении краеведческого материала с целью  развития субъектного опыта учащихся  Задачи:   обратиться   к   самому   себе. 1. Углубить и расширить знания  об исторических процессах и событиях родного края для формирования интереса к предмету; 2. Формировать   собственное   мнение   об   исторических   процессах   и событиях. 3. Вовлечь   учащихся     в     осуществление   самостоятельной,   творческой деятельности на основе индивидуального выбора; 4. Приобщить   формировать ценностные ориентации   учащихся   к   базовым   национальным   ценностям   Теоретические основы педагогического опыта. Опыт базируется на теоретических положениях современных педагогических технологий и подходов. 1. Технология  критического мышления.    и По мнению  Германа  Константиновича Селевко, критическое мышление  ­ это   один   из   видов   интеллектуальной   деятельности   человека,   который характеризуется   высоким   уровнем   восприятия,   понимания,   объективности подхода к окружающему его информационному полю.  5 Для   того   чтобы   учащийся   мог   воспользоваться   своим   критическим мышлением, ему важно развиваю в ряд качеств:  Готовность к планированию.  Гибкость.  Настойчивость.   Готовность исправлять свои ошибки.   Осознание..  Поиск компромиссных решений. 2. Технология проблемного обучения   В формировании   субъектных качеств личности помогает технология проблемного   обучения     (авторы   Н.А.   Менчинская,   П.Я.   Гальперин,   Н.Ф. Талызина, Т.В. Кудрявцев, Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, И.С. Якиманская и другие.). Уроки проблемного обучения позволяют вовлечь учащихся в активный познавательный процесс.  Проблемное обучение ­ это такая организация учебных занятий, которая предполагает   создание   под   руководством   преподавателя   проблемных ситуаций   и   активную   самостоятельную   деятельность   учащихся   по   их разрешению,   в   результате   чего   и   происходит   творческое   овладевание профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей (Г.Селевко,1998) 3. Исследовательская технология Вопросами исследования занимались такие учёные как Б.В.Всесвятский, Э.А.Красновский, Г.И Щукина и др. Исследовательский метод занимает   центральное место в технологии проблемного обучения. Это предполагает построение процесса обучения как процесса научного исследования в упрощённой, доступной учащимся форме. 4. Аксиологический подход в  обучении и воспитании  В   настоящее   время   в   педагогической   практике   используются   разные подходы   в   реализации   идей   духовно­нравственного   воспитания   детей. Широкая   инновационная   работа   проводится   в   рамках   ценностно­ ориентированной   –   аксиологической   парадигмы   (Т.И.Бакланова,   Т.И. Петракова,   В.А.Сластенин).     При   педагогическом   моделировании   в   русле аксиологического   подхода   духовно­нравственные   ценности   являются основным   «каналом»   осмысления   приобретаемого   опыта   и   знаний; средствами   раскрытия   духовных   способностей;   стимулами   активизации познавательной,   художественно­творческой   деятельности,   мотивации   и последующей   рефлексии   нравственных   поступков   с   соотнесением   их     с собственными убеждениями и общественными нормами. 6 В   фундаментальном   ядре   содержания   общего   образования   прописаны базовые     национальные   ценности.   Как   историк   выделяю     для   работы следующие:  Ценность   семьи   и   традиционных   семейных   отношений:   забота, помощь и поддержка, уважение к родителям, забота о продолжении рода.  Интеграция     перечисленных   семейных   ценностей   будет показана  в мастер­классе «Моя родословная»;  ценность других людей (ближних), ценность  человеческой жизни;  любовь   к   России,   к   своему   народу,   к   своей   малой   родине, гражданская  солидарность;  саморазвитие, самосовершенствование, смысл жизни; способность к личному и нравственному выбору. Новизна опыта  Новизна   опыта   заключается   в   интегративном   подходе,   который реализуется в многоступенчатой системе работы: на основе урочной и внеурочной   деятельности,   в   ходе   которой   формируется   личность школьника через ценностное отношение к культурному наследию края.  На   технологическом   уровне   ­    состоит   в   построении   учебного процесса   в   соответствии   с   технологиями   проблемного   обучения, проектной деятельности, исследовательской деятельности и технологии критического мышления.   В   структуре  –   применение   современных   алгоритмов   действий. Структура   уроков   адаптирована   для   изучения   краеведческого материала.  В   целях   и   задачах  –   формирование   потребности   в   деятельности, побуждение   к   новым   формам   деятельности,   способность   к самостоятельным активным действиям.  Во   взаимодействии   участников   воспитательного   процесса   – формирование субъект субъектные отношения. Открытость обществу.  В формах  ­ нерегламентированные активные и интерактивные формы деятельности.  В   содержании  ­   изменения   связаны   с     формированием   ключевых   когнитивной). компетентностей   (социальной, Разработана   рабочая   программа   по   истории   с   включением краеведческого материала   коммуникативной,  В   личностном   становлении   субъектов   воспитания  –   изменение позиции обучающегося и педагога. Позиция обучающегося:  самостоятельно моделируют социальные действия  проявляют инициативу 7  организуют деятельность, связанную с изменением себя и общества  осваивают лидерские навыки  получают результат Позиция педагога:   стимулируют создание и деятельность проектных групп  осуществляет   планомерную   и   систематичную   психолого­ педагогическую поддержку  консультант  наблюдатель  координатор  источник информации Организация учебно­воспитательного процесса. Углубить и расширить знания  об исторических процессах и событиях родного края   для   формирования   интереса   к   предмету     помогает   интегрирование краеведческого   материала   в   темы   уроков   по   истории,   кроме   специально отведённых тем для краеведения. Например, в 8 классе при изучении   темы «Россия во второй половине XIX века» включаю в следующие темы уроков: Тема урока Кол.ч Краеведческий материал 22.Накануне   отмены Крепостного права. §19 23­24.Отмена крепостного   права. §20.  Основные положения Манифеста. 25.Великие либеральные  реформы 1860­1870­х гг. §21­22. 26.Социально­ экономическое развитие   после   отмены крепостного права § 23. 27.Общественные движения половины   Либералы консерваторы. §24 2­й XIXв. и     1 2 1 1 1 Александр II на Вятке Отмена крепостного права на Вятке, на  Омутнинском металлургическим заводе Земская, судебная,  городская и военная  реформы  в  Вятской губернии Развитие сельского хозяйства,  промышленности и торговли в  Вятской  губернии Вятская ссылка. А.И.Герцен и   М.Э.Салтыков­Щедрин 8 Зарождение 28.  революционного народничества   и   его идеология. §25 34.Положение основных   общества.  §32­33. 37.Просвещение наука..§36. слоев   и  Литература   и 38. искусство. §37. 39.  Архитектура, музыка, театр, народное творчество.  §38 города 40.  Быт: новые черты в жизни     и деревни. §39. 42.Повторительно   – обобщ. урок  43Родной   край   во второй   половине   XIX века 1 1 Вятские революционеры Особенности жизни сословий на Вятке 1 Женские и мужские гимназии. Газета  «Вятский край» 1 1 1 1 1 П.В.Алабин, В.Г.Короленко, М.И.Ожегов,  И.И.Шишкин, В.М.Васнецов и А.М.Васнецов А.Л.Витберг, П.И.Чайковский,  художественные промыслы Вятская мода. Как вятчане отдыхали Включение краеведческого материала Вятская православная церковь во второй  половине XIX века При изучении истории России беру за основу принцип, что любой край – это неотъемлемая   часть   нашей   страны   и   его   история   должна   раскрываться   в диалектическом единстве с историей России.  Следовательно, изучая историю края   по теме «Гражданская война», всегда нахожу пути для установления связей между местными (в нашем районе это с. Залазна, п. Песковка), ещё и общеисторическими фактами и событиями.     Отмена крепостного права на Омутнинском   металлургическом   заводе   (8   класс),   «Внутренняя   политика Екатерины II» (7класс) (секуляризация земель Преображенского монастыря, Осокины)     Краеведческий   материал,   как   наиболее   близкий,   наглядный   и конкретный,   способствует   более   глубокому   пониманию   общих закономерностей   развития   общества.   И   наоборот,   знания,   полученные   на уроках истории России, поднимают научный уровень местного материала.  9 Для оптимизации процесса обучения  на краеведческом материале использую технологию    проблемного обучения, соблюдая при  этом структуру данной технологии  Например, урок в 8 классе «Накануне отмены крепостного права»   целеполагание учителем:  Это может быть побуждающий диалог который заканчивается формулировкой проблемы  познавательной задачи. (логически выстроенная цепочка заданий и  проблемных вопросов).Здесь можно использовать  приём « Мозговой штурм»  Что у вас ассоциируется с понятием «Николаевская Россия»?   Самодержавная    власть   Консерватизм   Укрепление роли государственного аппарата   Начало промышленного переворота  Цель: нахождение новых  решений, новых подходов к ситуации  Особенность: коллективный поиск оригинальных идей (учащиеся предлагают свои идеи, каждый может свободно высказаться). Преимущества данного приёма  В основу положен принцип сотрудничества.  Опора на демократическое общение.  Утверждается   вера   в   творческие   силы     и   способности. Участники выступают как равноправные партнеры  Используется оптимальное сочетание интуитивного и логического Первая фаза: ­ формирование групп из психологически совместимых людей (не более 7 человек). Выбор эксперта ­ секретаря в каждой группе. Вторая фаза: ­ формирование исходной задачи  Третья фаза: ­ высказывание всех относительно решения проблемы, какими бы   абсурдными   они   не   казались.   Эксперт   ­   секретарь   записывает   их   в беспорядке. Критические суждения исключены.  Четвёртая   фаза  ­   систематизация   и   классификация   идей   по   темам,  по подходам, типам и т.п. Иерархизация предложений  по их значимости.  Пятая фаза ­ оценка идей на реалистичность. Переход на дискуссию. Шестая фаза ­  эксперты работают над окончательным вариантом, выдвигают абсолютно пригодные идеи для практического воплощения, а затем следует выступление представителей групп. Создание проблемной ситуации может идти разными путями, например: 1. Подвести к противоречию и найти способ его разрешения 2. Предъявить противоречивые факты 3. Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос 4. Предложить рассмотреть вопрос с разных позиций 5. Высказывание полярных мнений 10 6. Дать задание с заведомо допущенными ошибками 7. Столкнуть житейское представление учеников и научный факт 8. Задание по поиску истины 9. Столкнуть противоречия практической деятельности Например, дать задание,  в котором  дети обнаружат неизвестное, удивить: Существует   не бесспорная,   но   весьма   интригующая   точка   зрения,   что   эта смерть   была   самоубийством   человека,   осознавшего,   что   он   привел   страну на грань   катастрофы,   выход   из которой   был   под силу   только   новому поколению людей, и своей смертью он открывал им этот путь. Миф это или реальность, но во всяком случае хорошо известно, что, умирая, Николай I сказал   наследнику   престола:   «Сдаю   тебе   мою   команду,   но,   к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот».  Вопрос: Какие же проблемы оставил Александру II его отец? Подведя итог ответам учащихся, учитель формулирует  проблемный вопрос: Какой   же   человек   вступил   на   российский   престол?   Был   ли   он   способен провести в стране назревшие реформы? Анализ проблемной ситуации, то есть  обнаружение смысла. Всегда провожу работу с историческим документом, которые берутся из разных источников. Учителем   задаётся   следующий   проблемный   вопрос:   «Что   могло способствовать   развитию   капитализма   в   Вятке?»   Ответ аргументируйте. Поиск    способов решения  Для   решения   проблемы   класс   делю   на   учебные   группы.     Учащимся предлагаются   разные   точки   зрения   историков   по   этому   вопросу,   как общероссийского масштаба, так и местного. При этом использую приёмы: 1. Выдвижение инициатив 2. Размышление вслух учащимися 3. Борьба мнений 4. Рассуждение Вопросы классу:  Какое было отношение в русском обществе к крепостному  праву? Какие тайные общества и организации выступали за отмену  крепостного права. Каковы причины отмены крепостного права? Решение проблемной ситуации   Использую приёмы: 1. Проблемный эксперимент 2. Игровая проблемная ситуация 3. Разработка нового решения Например:  Сначала дети высказывают свое мнение без опоры на текст, затем  читают два противоположных суждения и уже на основании прочитанного  отстаивают свою точку зрения, подкрепленную аргументами.  11 И делаю вывод:  Отсутствие личной свободы препятствовало развитию  капитализма  Применение знаний.  Приёмы применения знаний могут быть следующие:  1. Защита 2. Дискуссия 3. Творческое задание («Живая  картина») Итоговый контроль На   этапе   контроля   и   оценки   результатов   учебной   работы   предлагаю следующие  приемы:  незаконченное предложение:  1.  самым интересным для меня было..., потому что...;  сегодня на уроке я узнал(а)...;  мне понравилось..., потому что...;  мне не понравилось... 2. Тест 3. Графический диктант Считаю,   что   главным   результатом   использования   технологии   проблемного обучения является то, что у учащихся, как субъекта  складывается активная позиция,   умение   различать   способы   и   результаты   собственной   учебной деятельности,   обретается   опыт   творческой   деятельности,   что   он   готов   к межличностному и межкультурному сотрудничеству. Урок   в   вырабатывать у обучающихся  надпредметные умения, такие как:   умение работать в группе,   умение сжимать материал,    составлять графические схемы  умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от  технологии   критического   мышления,    дает   возможность постановки цели до получения и оценки результата);  составление на основе текста таблицы, схемы, графика;   составление тезисов, конспектирование.  Пример:  урок в 8 классе, тема: «Отмена крепостного права в России». На   стадии   вызова  учащиеся   сначала   индивидуально,   затем   в   парах, группах (приём «Снежный ком») формулируют важнейшие противоречия во всех   сферах   общественной   жизни   России   во   второй   половине   19   века   и сжимают информацию в виде кластера. Итог работы этапа – общеклассный кластер   «Крепостное   право»,  который   позволяет  раскрыть     причинно­ следственные связи. Далее учащиеся индивидуально, затем в парах, группах сравнивают общероссийские  и региональные противоречия. 12 Другим   графическим   способом   выявить   причинно   –   следственные   связи изучаемой   темы,   факта,   события  прием   “Фишбоун”.  Схема   фишбоуна представляет   собой   “рыбью   кость”,   в   голове   которой   записывается проблемный   вопрос   темы,   по   боковым   косточкам   напротив   друг   друга   – причины и следствия (или причины и конкретные факты, подтверждающие их наличие), в хвосте – формулируемый вывод.  2 этап –  осмысление.    Учащиеся работают в группах, используя приём «инсерт»:  во время чтения текста учащиеся делают пометки на полях  («+»   известно, «­»  думал иначе, «?»  непонятно, стоит обсудить, «v» ­ новая информация). Затем заполняется таблица «Условия отмены крепостного права», в которой значки являются заголовками   граф.   Последним   этапом   работы   станет   обсуждение   записей, внесённых в таблицу. Данный   приём   помогает   вдумчиво   и   внимательно   вникнуть   в   содержание текста и провести параллель между местным материалом и общероссийским.  3 этап урока – рефлексия.   Проводится в виде написания синквейна «Крестьянская реформа». Синквейн является   способом   рефлексивной   деятельности,   позволяющим   научить школьников   излагать   личное   отношение   к   историческому   событию   или деятелю, подводить итоги размышления.  В ходе проведения уроков по технологии критического мышления у учащихся складывается   активная   позиция,   умение   различать   способы   и   результаты собственной учебной деятельности. Урок – исследование.  Под    уроком­исследованием  я  представляю   себе деятельность   учащихся  и учителя,   связанную   с   решением   учащимися   (при   поддержке   учителя) творческой,   исследовательской   задачи   (пусть   и   с   заранее   известным решением, но незнакомым учащимся) и предполагающую наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: • постановку проблемы,  • повторение теории, посвященной данной проблематике,  • подбор инструментов для исследования и практическое владение ими,  • обработка полученного результата, его анализ и обобщение,  собственные выводы.  Любое   исследование,   неважно,   в   какой   области   естественных   или гуманитарных   наук   оно   выполняется,   имеет   подобную   структуру.   Такая цепочка   является   неотъемлемой   принадлежностью   исследовательской деятельности, нормой ее проведения Урок в технологии исследовательской деятельности обычно провожу, работая над историческими документами по определённому алгоритму. В зависимости 13 от   темы   урока   использую   определённые   памятки   –   алгоритмы   (см. приложение)   Например:   Анализ   исторического   документа   (Экономическое развитие вятского края в первой половине XIX века), памятка­алгоритм  для характеристики   исторической   личности   (Отечественная   война   1812   года. Надежда Андреевна Дурова) Уроки могут полностью проводится   в данных технологиях, но технологии могут быть использованы   как элементы на уроках. Урок – дискуссия.  В практике работы возможно использование различных видов дискуссии, но я использую  дискуссию с элементами игрового моделирования – дискуссия, где   проблема   ставится   и   разрешается   не   просто   с   позиции   современного человека,   а   под   углом   зрения   представителей   определенного   социального лагеря. (Решение вопроса, почему  «на вятке свои порядки») “Дебаты”   Форматизированная     дискуссия   на   заданную   тему.   Как   правило,   урок проходит   на   основе   соперничающих   команд.   Команды   ведут   спор   вокруг четко   сформулированного   тезиса,   который   опровергает   одна   команда   и защищает другая. (Кто был прав в гражданской войне: красные или белые? Вятские люди хватские:  быль или небыль?) Урок – семинар.  Эта   форма   организации,   при   которой   учащийся   самостоятельно   изучают материал,   решают   задание   с   последующим   коллективным   обсуждением (народные промыслы Вятки) Музейный урок Имеет свои специфические особенности. Он отличается от обычного урока тем, что основным источником новой информации для учащихся является не только   рассказ   учителя,   но   и   подлинные   памятники   истории   и   культуры, представленные   в   экспозиции.   Например,   темы   могут   быть   следующие: Укажите   мне   край,   где   светло   от   лампад. (Судьба   храмов   Омутнинка), Война: женское лицо (Женщины участницы военных событий), Как рубашка в   поле   выросла.  (Льнопроизводство)  Родники   Омутнинских     деревень (Народные   мастера,   умельцы   района),  О   том,   что   было,   что   прошло. (Вчерашний день наших предков: уклад жизни, взаимоотношение в семье, с соседями) Урок ­ экскурсия. При изучении темы «Культура»  в 5 – 7 классах  провожу  уроки­экскурсии. Например «Быт в XV­XVI веков» сначала сообщается   тема, цель и задачи урока (задачи они могут сами определить) Нам необходимо выяснить: каковы особенности русской культуры 15­16 веков и её отличия от вятской  культуры ПЛАН УРОКА­ЭКСКУРСИИ В МУЗЕЙ 14 1. Подготовка учащихся к экскурсии (например, дается задание прочитать, изучить материал по культуре, сделать сообщения, подготовить доклады.) 2. Изучение музейных экспонатов по теме. 3. 4. Экскурсия   заканчивается,   как   правило,   повторительно­обобщающей  Заслушать подготовленные учащимися заранее сообщения, доклады.  беседой. Что мы сегодня узнали на экскурсии в музее? 5. Такая  беседа проводится обычно после экскурсии в классе. В конце ее можно   продемонстрировать   научно­популярный   учебный   фильм   по   теме урока. По окончании урока­экскурсии учащимся дается задание: написать отчет или  сочинение­эссе  по теме урока­экскурсии Данные   уроки   предполагают   использование   нерегламентированных интерактивных   форм   деятельности.   Развиваются   субъектные   качества: самостоятельность,   самодеятельность,   самообучаемость,   за   которой   стоит более   общее   качество   ­     открытость   к   самосовершенствованию   и саморазвитию. Выбор методов и приёмов  зависят от уровня развития класса и от возраста учеников этапа структуры урока: При изучении нового материала использую следующие приёмы работы:  «Три предложения»  Ученикам необходимо внимательно выслушать и передать   содержание   рассказа   учителя   тремя   простыми предложениями.  «Переводчик»  Этот приём хорош при работе с терминами. Трудность усвоения   различных   дефиниций   определяется   сложностью   научного языка.   Зачастую   школьники   просто   зазубривают   определения,   не понимая   их   смысла. Таким   образом,     в   процессе   игры   школьникам предлагается   перевести   историческую   фразу   с   научного   языка   на доступный.   Например:   «Разночинцы   ­   межсословная   категория населения,   в   основном   занимавшаяся   умственным   трудом   =   люди разного чина и звания, получившие высшее образование = выходцы из разных сословий, пополнившие ряды русской интеллигенции».   «Найди   ошибки».         Учитель   заранее   подготавливает   несколько листов с текстом №1 (без ошибок) по изучаемой теме, а также столько же листов с подобным текстом №2, в котором нарочно сделаны ошибки (Отечественная война 1812 года 8 класс). Ребята могут работать с ними как   индивидуально,   так   и   разбившись   на   пары   или   на   группы   по   4 человека. Учитель объясняет суть игры: «Ребята, у каждого из Вас (у каждой   группы)   на   парте   лежит   лист   с   текстом.   Вы   должны внимательно изучить содержание рассказа. На эту работу Вам дается 10   мин.   За   это   время   каждый   должен   внимательно   ознакомиться   с содержанием.   По   усмотрению   учителя   разрешается   делать   записи   в 15 тетради. Ровно через 10 мин. этот текст будет собран, и Вы получите другие листы с похожим текстом. Только в нем будут ошибки, которые Вам надо найти. Победит тот (та группа), кто правильно обнаружит наибольшее количество ошибок. Итак, время пошло»   «Творческая лаборатория»  Учащиеся делятся на группы, каждая из которых   получает   задания,   выполняя   которые   они   становятся журналистами и пишут сообщения в воображаемую газету или письмо в министру.  Например: изучая тему “Экономические реформы»(9 класс), учащиеся выясняют особенности аграрной реформы Столыпина.  «Аукцион идей»  Заблаговременно готовлю опережающее домашнее задание учащимся и предлагаю им задания на выбор. Консультирую подготовку задания к уроку   и   рекомендую   различные   приемы   донесения   материала   до слушателей:   работа   с   картой,   историческим   документом,   схемой, плакатом, фотографией и т. д. Например,  по теме «Культура русских земель в XII­XIII веках» ( 6 класс), предлагается подготовка сообщений или презентаций   «Развитии промыслов вятского края».   «Что я могу добавить»  в конце урока предлагаю рассмотреть старую фотографию XIX века и задаю проблемный вопрос: О чём рассказала старая фотография? Ребята предлагают различные варианты ответов и приходят   к   выводу,   что   быт   омутнинцев   зависел   от   их конфессиональной   принадлежности.   Ребята   сами   предлагают подготовить доклады об особенностях быта омутнинцев XIX века при этом составляют план изучаемой темы. Так, например, при изучении темы   “Советская   страна   в   годы   гражданской   войны   (1918­1920)” учащиеся составили сложный план, включавший и местный материал об участии земляков в борьбе с белогвардейцами, и выбрали составление тематические   таблицы,   в   которые   наряду   с   общеисторическим материалом включается и местный материал.  При закреплении материала использую приёмы:  «Реставрация»   Данный   приём     рассчитан   на   учащихся,   которых нелегко   увлечь   предметом.   Выбирается   текст   по   изучаемой   теме. Каждое   предложение   должно   начинаться   с   новой   строки   и   нести самостоятельную смысловую нагрузку. Необходимо разрезать текст на полоски так, чтобы на каждой из них помещалось одно предложение. Полоски перемешиваются и помещаются в конверт. На уроке ученику необходимо восстановить текст. Текст может быть составлен по любой теме с 6­8 класс.  «Рекламный плакат» Например, обобщая материал по Истории России с древнейших времён до конца 16 века, учитель может сформулировать 16 задание следующим образом: «Мы ежедневно видим рекламу в газете, в транспорте,   на   улицах   города.   Слово   «реклама»   происходит   от латинского «громко кричать» и означает объявление, призванное при­ влечь общее внимание к определенным вещам, событиям, товарам и пр. Попробуйте   составить   такую   рекламу,   которая   вызовет   интерес   к путешествиям в наш край, где сохранились исторические памятники. Не нужно   охватывать   все   города,   можно   взять   одну   или   несколько,   по вашему выбору. Желательно, чтобы реклама была красочно оформлена. В   ней   не   должно   быть   слишком   много   слов.   Она   должна   быть достаточно яркой, чтобы привлечь внимание каждого. Главное, чтобы рекламный   лист   представил   это   путешествие   интересным   и привлекательным.  »   Реклама   может   включать:   небольшое   сти­ хотворение,   иллюстрации,   короткое,   но   эмоциональное   обращение   к желающим попутешествовать, символ путешествия и т.д. Текстовой и иллюстративный материал рекламы может хотя бы частично включать следующую информацию: а) Какие города и местечки можно посетить, какие памятники древности там находятся. б) Каким видом транспорта нужно воспользоваться, чтобы экскурсия была полноценной. в) Самая интересная информация типа: «Посетив..., вы узнаете...»  «Мнемотехника»  по   определённой   теме,   например   «Отечественная война 1812 года»  необходимо заранее подготовить 30 слов (фамилий, названий терминов) Эти слова учителем необходимо рассортировать по степени   мнемонической   сложности:   в   первом   десятке   –   достаточно простые для запоминания, во втором – сложнее, в третьем – наиболее трудные для запоминания. При обобщении материала использую приёмы:   «Аукцион»  Этот     приём   поводится   после   изучения   одного   из исторических   периодов,   например   на   повторительно­обобщающем уроке   по   теме   «Россия   во   второй   половине   19   века».   На   уроке обобщения ребятам предлагается игра: «Продается оценка»5». Каждый ученик   может   ее   «купить».   Для   этого   нужно   назвать   исторические лица, жившие  во второй половине 19 века на Вятской земле, которые сделали свой вклад. Любой другой «участник торгов» может назвать более   высокую   «цену»,  назвав   другого.  При   этом   имена   не   должны повторяться.   Каждое   имя   записывается   на   доске   и   в   тетради. Желательно о каждом сказать несколько слов. Если после очередного названного имени наступает пауза, учитель медленно ударяет три раза молотком. Выигрывает тот, кто последним назовет имя. После третьего 17 удара   никто   не   должен   называть   имен.   Победитель   получает   «5». Можно провести аукцион дат, понятий и т.д.  «Исторический   снежный   ком»  Могут   участвовать   как   несколько учеников, так и весь класс. Задаётся тема, например «Смутное время». Первый   участник   называется   имя   какого­либо   исторического   героя, относящееся   к   данной   теме.   Следующий   участник   должен   сначала сказанное первым, а затем назвать другое имя.  «Путешествие в прошлое» Класс делится на несколько групп  «путешественников во времени», например по теме «Родной край во второй   половине   18   века»   реконструкция   прошлого   в   данной   игре позволяет   развивать   историческое     воображение.     «Исторический диктант с ошибками» провидится аналогично приёму «Найди ошибки», «Творческая лаборатория» и другие. Таким   образом,     при   использовании   данных   приёмов     развиваются субъектные   качества:   самостоятельность,   самодеятельность,   активная жизненная   позиция,   умение   различать   способы   и   результаты     собственной учебной деятельности.   Основными особенностями внеклассной краеведческой работы в школе   возможность   удовлетворения   и   дальнейшего   развития являются: индивидуальных   познавательных   интересов   и   наклонностей   учащихся.   У учащихся   складывается   активная   позиция,   умение   различать   способы   и результаты   собственной   учебной   деятельности.     Это   возможно   при использовании исследовательских работ учащихся, экскурсий, работу в музее, которые   проводятся   на   краеведческих   часах.   Краеведческий   час   –   это основная   организационная   единица   краеведческого   кружка.     Кружок реализует авторскую программу «Мой край в истории страны», для учащихся 12­15 лет, срок реализации программы ­ 2 года. Режим и продолжительность занятий кружка: 1. Еженедельные теоретические занятия – не более  2 часов. 2. Еженедельные   практические   (включая   индивидуальные)   занятия   –   не менее 2  часов. Таким образом, общее количество ­  144 ч в год (4 ч в неделю) 3. Походная практика в осеннее, зимнее, весеннее и летнее время, 4. Краеведческих конференциях, конкурсах и олимпиадах. Направленность программы   кружка   «Мой   край в истории страны» заключается в воспитании чувства гордости за своих земляков, в     развитии духовной памяти, чувства родства, уважения   к   живущим рядом. Собирая сведения   о   своих   земляках,   записывая   биографии   односельчан,   ребята сохраняют  историю малой родины  для будущего поколения.  Кроме того, краеведческий материал,  как  более  близкий  и  знакомый, 18 усиливает   конкретность   исторического процесса  и  оказывает  воспитывающее  воздействие.   наглядность     и     восприятия     учащимися Курс     не   только     расширяет   знания   учащихся     о   своих   земляках, помогает   ощутить   свою   связь   с   прошлым   и   настоящим   малой   родины,   он помогает   овладеть   начальными   навыками   исследовательской   работы   с использованием информационных технологий. Ведущие принципы деятельности:   Принцип сознательности – реализуется в занятиях исследовательской деятельностью   и   заключается   в   активизации   у   обучающихся   высших логических приемов мышления, таких как анализ и синтез;  Принцип активности ­ предполагает детям целей обучения, творческое выполнение   ими   самостоятельных   работ,   активное   усвоение   знаний, активизацию   мыслительной   деятельности.   Активность   предполагает способность к самостоятельной работе и к творческой инициативе.  Принцип   связи   теории   с   практикой  –   заключается   в   практическом использовании получаемых знаний и умений;  Принцип доступности  – лежит в основе  содержания программы: от легкого   к   трудному,   от   известного   к   неизвестному,   от   простого   к сложному.  Принцип   систематичности   и   последовательности  реализуется   в   которая   по   своему   типу   является построении   программы, концентрической.   Принцип   наглядности  –   реализуется   не   только   в   контексте иллюстрации изучаемого материала, но и в качестве самостоятельного источника   знаний   (например,   работа   со   старыми   семейными   фото, старыми фото Омутнинска – как источник сведений о прошлом). Основными формами контроля знаний, умений и навыков, полученных детьми,   являются   их   поведение   во   время   походов,   результаты   участия   в соревнованиях,   конференциях,   олимпиадах,   конкурсах,   тематических викторинах   по   завершении   изучения   текущего   раздела   и   других мероприятиях. Программа   кружка   «Мой     край   в   истории   страны»   предполагает деятельность, которая осуществляется в форме исследовательских  работ.  Практика показала, что на кружок ходят, как мотивированные на учёбу учащиеся, так и трудные подростки. Мотивированным учащиеся интересно заниматься   исследовательской   деятельностью,   а   трудных   подростков увлекают   экскурсии и в походы Ещё   в   начале   учебного   года   определяются   темы     исследовательских работ   Дети   сами   формулируют   тему   или   выбирают   из   предложенных. Например,   в   9   классе   были   сформулированы   темы:   «Общественная   жизнь Омутнинска   начала   20   века»,     «Религиозная   жизнь   Омутнинска   начала   20 19 как   работника, века», «Омутнинцы ­ Герои Советского Союза», «Стахановское движение в Омутнинске»     и   другие.   Возьмём   для   примера   тему   исследовательской работы:   «Гений   труда   –   Николай   Кривцов».    Проблема  исследования заключается в попытке разобраться в феномене личности Николая Назаровича Кривцова,   предложившего   эффективную   модель производственной деятельности лесозаготовителей.   Отметим, что объектом данного исследования являются основные вехи   жизненного   пути Николая Назаровича   Кривцова.   Соответственно   предметом   данного   исследования является   его   производственная   деятельность   в   качестве   лесоруба Омутнинского   леспромхоза.     На   основе   проблемы   и   объекта   и   предмета исследования была установлена цель исследовательской работы. Цель  работы состоит в том, чтобы, на основе имеющихся материалов, проанализировать и обобщить деятельность стахановца Кривцова, выявив при этом незаурядные черты его личности. Следующий момент  ­ это построение гипотезы, то есть предположение,   мы   предположили,   что истинность   которого   не   очевидна.   Гипотеза:   Н.Н.Кривцов   стал   выдающимся   передовиком­стахановцем,   благодаря уникальным качествам личности и чертам характера.   Сформулированная цель   и   гипотеза   исследования   логически   определяют   его   задачи:   они указывают на то, что необходимо сделать для достижения цели и реализации гипотезы. При работе над исследованием, мы поставили следующие задачи: 1. Выяснить основные этапы биографии Николая Назаровича Кривцова.  2. Выявить его роль и положение как одного из самых ярких стахановцев в 1930­е годы.  3. Выявить роль Кривцова и его бригады в процессе модернизации лесной отрасли в послевоенный период. 4. Разобраться: что за человек был Кривцов? Какими чертами характера он обладал? В чем секрет его неизменного успеха в качестве передовика производства? 5. В ходе работы над биографией одного человека лучше понять время, в которое жил Кривцов, историческую обстановку и людей прошлого. Следующим шагом является  работа над задачами их описание. Для этого необходимо сбор   мемората,   работа в архиве, как в районном, так и в областном  с газетными статьями и с похозяйственными  книгами. По   мере   накопления   данных   необходимо   их   классифицировать,  то   есть разделить   на   группы   со   сходными   и   несходными   признаками.   Затем следует   анализ,   то   есть   исследование   внутренних   свойств   изучаемой личности.   Наконец,   наступает   момент   синтеза,   то   есть   сведение отдельного, частного, в общее целое. 20 «Жизненный путь»   исследовательской работы заканчивается с момента его   защиты.   Но   иногда   исследовательская   работа   может   перерасти   в курсовую или дипломную работу, если ученик продолжает образование. Таким образом идёт формирование субъектных качеств учащихся активная жизненная позиция, самостоятельность, саморазвитие , принятии личной ответственности     В   процессе   её целенонаправленного   формирования   у   учащихся   складывается   активная позиция,   умение   различать   способы   и   результаты   собственной   учебной деятельности. Следовательно, формируется активная гражданская позиция и любовь к своей Родине, семье. за   совершённый   выбор. Результативность Показателем   результативности   работы   являются   результаты   итоговой аттестации учащихся за курс основной школы в 2006­2007 учебном году. В рейтинге   предметов,   которые   учащиеся   выбирают   для   экзамена, обществознание занимает лидирующие позиции. В районных олимпиадах по краеведению ученики занимают призовые места Школьный этап 2005­2006 – 1 чел. (первое место) 2006­2007 – 2 чел. (2 и 3 место) 2007­2008 – 2 чел.( 2 и 3 место) Муниципальный этап 2005­2006 – 1чел. (первое место) 2006­2007 – 2 чел.( 2 и 3 место) 2007­2008­2чел.(2 и 3 место) В 2007­2008 учебном году моя ученица Екатерина Карсакова участвовала в Х областном конкурсе исследовательских работ по краеведению и заняла 2 место   в   номинации   "Биографии   земляков"   защитив   исследование   по   теме "Гений труда ­ Николай Кривцов" 2010­2011 учебном году  ученица 9 класса стала призёром олимпиады по обществознанию  Участие   в   муниципальных, конкурсах.   региональных   профессиональных № Мероприятие 1 Участие   в   областной Год 2008 Результат сертификат научно­практической конференции «Историческое краеведение:   проблемы теории и практики» 2. Участие   в   очном   этапе 2009 сертификат 21 областного   конкурса учителей,   преподающих историческое краеведение, посвящённом   520­летию вхождения   вхождения Вятского   края   в   состав Российского государства 3. Участие в III областном учителей,   конкурсе преподающих историческое краеведение, посвящённом   215­летию образования   Вятской губернии   «вятский   край в   к.XVIII­нач.XX  вв.: первые лица губернии» 2011 2 место(грамота)     Обобщение и распространение педагогического опыта    Выступление   на   окружном   методическом   объединении учителей   истории   и   обществознания   «Проблемы преподавания истории Великой Отечественной войны в 9, 11 классах общеобразовательной школы Выступление   на   окружном   методическом   объединении учителей   истории   и   обществознания   «Актуальные проблемы   преподавания   обществознания.   Россия   в глобальном мире»  Выступления   на   районном   МО   учителей     истории   и обществознанияс презентацией урока «Отечественная война 1812   года»,   а   также   представила   рабочую   программу   по истории для 8 класса.     Занятие   краеведением   помогает   учащимся   глубже   уяснить   смысл, сущность важных норм, включенных в Конституцию страны: «Каждый обязан заботиться   о   сохранении   исторического   и   культурного   наследия,   беречь памятники   истории   и   культуры»,   «Каждый   обязан   сохранять   природу   и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (статья 44, часть 3; статья 58). Он учится быть гражданином. Краеведение   способствует   решению   задач   социальной   адаптации воспитанников школы, формированию у них готовности жить и трудиться в 22 своем   селе,   районе,   крае,   участвовать   в   их   развитии,   социально­ экономическом   и   культурном   обновлении.   А,   следовательно,   учит   быть гражданином,   любящим   свою   страну.   Это   одна   из   актуальных   социально­ педагогических   задач   нашего   времени.   Важная   составляющая   системы исторического краеведения в школе — содержание краеведческих знаний по истории.   Сегодня,   когда   национально­региональный   компонент   стал обязательной составляющей школьной истории и других учебных дисциплин, каждый учитель истории должен быть краеведом.        Данным   опытом   могут     пользоваться     учителя   истории   и   учителям, преподающие   историческое краеведение всех образовательных учреждений района Перспективы педагогической деятельности по теме опыта – это адаптация опыта   к   новым   условиям,   определяемым   статусом   учреждения Муниципальное казённое вечернее сменное общеобразовательное учреждение центр образования Омутнинского района, где я сейчас работаю.                                                                 23 Библиография 1. Н.   В.   Богатенкова,   И.   В.   Муштавинская   «Технология   развития критического мышления на уроках истории и краеведения», Санкт ­ Петербургский университет педагогического мастерства, 2001 2. Е.С. Полат Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003. 3. Развитие   критического   мышления   через   чтение   и   письмо  http://ct­ net.net/ru/ct_about_ru 4. Селевко,Г.К.   Современные   образовательные   технологии:   Учебное пособие. [электронный ресурс]// http://www.pedlib.ru/Books/1/0474 5. Клестова Г.   Дорога к   храму // Вятская культура. – 2006. ­ №3. – с.10 – 11. 6. Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. – М.:1989. – 238с. 7. Киселёва Г. «Моё горячее желание, чтобы музей рос и развивался»// Вятская культура. – 2006.­ №3 – с. 6 – 8. 8. Энциклопедия   Омутнинского   района   /   И.В.   Журавлёва   и   др.   – Омутнинск: редакция газеты «Наша жизнь», 2009г. 9. Обухов   А.С.   Исследовательская   деятельность   как   способ формирования мировоззрения // Народное образование. – 1999. № 10. – С. 158­161.  10.  Обухов   А.С.   Исследовательская   позиция   и   исследовательская деятельность:   что   и   как   развивать?   //   Исследовательская   работа школьников. – 2003. № 4. – С. 18­24.  24 Приложение Анализ исторического документа  1. Вид документа, название 2. Кто авторы этого документа. Что вы знаете о них 3. Когда и кем был создан документ, какая историческая обстановка, как это можно понять из исторического документа. Как личность автора повлияла на содержание документа 4. Основные мысли каждой части документа 5. Можно ли составлять объективное впечатление о человеке или событии 6. Для кого был создан документ 7. какие ценности заложены в документе 8. Какие проблемы возникли в связи с его претворением в жизнь 9. На ваш взгляд, что изменилось в связи с претворением этого документа в жизнь Памятка­алгоритм для характеристики исторической личности 1.  Исторические условия, в которых происходит деятельность личности. 2.  Задачи, которые стремится решать исторический деятель, и методы их  решения. 3.  Интересы, какого класса выражает исторический деятель. 4.  3начение его личных качеств. 5.  Оценка результатов деятельности исторической личности.   Памятка­алгоритм к изучению материалов о революции  1.  Причины революции. 2.  Задачи революции («зеркально» причинам). 3.  Движущиеся силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и  осуществляют их). 4.  Класс­гегемон (класс­руководитель данной революции). 5.  Характер революции (определяется по лозунгам, задачам революции, а так  же по составу движущих сил). 6.  Ход революции (основные этапы, их краткая характеристика). 7.  Итоги революции. 8.  3начение:  а) международное,  б) внутреннее. 25

Обобщение опыта на тему: «Использование современных педагогических технологий при изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Обобщение опыта на тему:  «Использование современных педагогических технологий при  изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Обобщение опыта на тему: «Использование современных педагогических технологий при изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Обобщение опыта на тему:  «Использование современных педагогических технологий при  изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Обобщение опыта на тему: «Использование современных педагогических технологий при изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Обобщение опыта на тему:  «Использование современных педагогических технологий при  изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Обобщение опыта на тему: «Использование современных педагогических технологий при изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Обобщение опыта на тему:  «Использование современных педагогических технологий при  изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Обобщение опыта на тему: «Использование современных педагогических технологий при изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Обобщение опыта на тему:  «Использование современных педагогических технологий при  изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Обобщение опыта на тему: «Использование современных педагогических технологий при изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Обобщение опыта на тему:  «Использование современных педагогических технологий при  изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Обобщение опыта на тему: «Использование современных педагогических технологий при изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Обобщение опыта на тему:  «Использование современных педагогических технологий при  изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Обобщение опыта на тему: «Использование современных педагогических технологий при изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Обобщение опыта на тему:  «Использование современных педагогических технологий при  изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Обобщение опыта на тему: «Использование современных педагогических технологий при изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Обобщение опыта на тему:  «Использование современных педагогических технологий при  изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Обобщение опыта на тему: «Использование современных педагогических технологий при изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Обобщение опыта на тему:  «Использование современных педагогических технологий при  изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Обобщение опыта на тему: «Использование современных педагогических технологий при изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Обобщение опыта на тему:  «Использование современных педагогических технологий при  изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Обобщение опыта на тему: «Использование современных педагогических технологий при изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Обобщение опыта на тему:  «Использование современных педагогических технологий при  изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Обобщение опыта на тему: «Использование современных педагогических технологий при изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Обобщение опыта на тему:  «Использование современных педагогических технологий при  изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Обобщение опыта на тему: «Использование современных педагогических технологий при изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Обобщение опыта на тему:  «Использование современных педагогических технологий при  изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Обобщение опыта на тему: «Использование современных педагогических технологий при изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Обобщение опыта на тему:  «Использование современных педагогических технологий при  изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Обобщение опыта на тему: «Использование современных педагогических технологий при изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Обобщение опыта на тему:  «Использование современных педагогических технологий при  изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Обобщение опыта на тему: «Использование современных педагогических технологий при изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Обобщение опыта на тему:  «Использование современных педагогических технологий при  изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Обобщение опыта на тему: «Использование современных педагогических технологий при изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Обобщение опыта на тему:  «Использование современных педагогических технологий при  изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Обобщение опыта на тему: «Использование современных педагогических технологий при изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Обобщение опыта на тему:  «Использование современных педагогических технологий при  изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Обобщение опыта на тему: «Использование современных педагогических технологий при изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Обобщение опыта на тему:  «Использование современных педагогических технологий при  изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Обобщение опыта на тему: «Использование современных педагогических технологий при изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Обобщение опыта на тему:  «Использование современных педагогических технологий при  изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Обобщение опыта на тему: «Использование современных педагогических технологий при изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Обобщение опыта на тему:  «Использование современных педагогических технологий при  изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Обобщение опыта на тему: «Использование современных педагогических технологий при изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Обобщение опыта на тему:  «Использование современных педагогических технологий при  изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Обобщение опыта на тему: «Использование современных педагогических технологий при изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Обобщение опыта на тему:  «Использование современных педагогических технологий при  изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Обобщение опыта на тему: «Использование современных педагогических технологий при изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»

Обобщение опыта на тему:  «Использование современных педагогических технологий при  изучении краеведческого материала на уроках истории в среднем звене как средство формирования субъектного опыта учащихся»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2018