РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФК ГОС по предмету "обществознание " 6-9 класс
Оценка 5

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФК ГОС по предмету "обществознание " 6-9 класс

Оценка 5
Разработки курсов
doc
история +1
6 кл—9 кл
24.03.2017
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФК ГОС по предмету "обществознание " 6-9 класс
Данная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и авторской программы Обществознание. 6-9 классы: авт. Кравченко А.И. ООО Глобус, 2008. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации).Программа рассчитана на 135 часов. На основании учебного плана на изучение обществознания отводится: в 6 классе - 1 час в неделю, в 7 классе - 1 час в неделю, в 8 классе - 1 час в неделю, в 9 классе - 1 час в неделю; 34 часа в год, в 9 классе – 33 часа.Программа рассчитана на 135 часов. На основании учебного плана на изучение обществознания отводится: в 6 классе - 1 час в неделю, в 7 классе - 1 час в неделю, в 8 классе - 1 час в неделю, в 9 классе - 1 час в неделю; 34 часа в год, в 9 классе – 33 часа.
Об., 6-9.doc

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФК ГОС

по предмету "обществознание " 6-9 класс

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и авторской программы Обществознание. 6-9 классы: авт. Кравченко А.И. ООО Глобус, 2008. (Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации).

 

Основная цель(и) изучения предмета «обществознание» на ступени основного общего об­разования:

Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:

воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

• развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

• формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

• овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

• формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Кроме того, учебный предмет «Обществознание» в основной школе призван помогать предпрофильному самоопределению школьников, а также наиболее разносторонней подготовке к ЕГЭ.

 

Задачи изучения предмета обществознание

 

·         содействие самоопределению личности, созданию условий для её реализации;

·         формирование человека-гражданина, интегрированного в современную действительность и нацеленного на её совершенствование, ориентированного на развитие гражданского общества и утверждение правового государства;

·         воспитание гражданственности и любви к Родине;

·         создание у учащихся целостных представлений о жизни общества и человека в нём, адекватных современному уровню научных знаний;

·         выработка основ нравственной, правовой, политической, экологической культуры;

·         содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими и социальными группами;

·         помощь в реализации права учащихся на свободный выбор взглядов и убеждений;

·         ориентация учащихся на гуманистические и демократические ценности.

 

Исходя из заявленных целей выдвигаются сле­дующие образовательные задачи преподава­ния курса обществознания:

-  ознакомление школьников с отечественны­ми и зарубежными системами правовых отношений в обществе;

-  раскрытие закономерностей общественной жизни;

-  выявление внутренних связей между личным и общественным в человеке;

-  определение влияния политических процессов на повседневную жизнь человека;

-  утверждение неповторимости внутреннего мира каждого индивида и его самоценности;

-  формирование демократической системы ценностей подрастающего поколения;

-  создание условий для раскрытия творчес­ких способностей личности;

-  развитие навыков аналитического мышления и умения делать осознанный выбор;

-  моделирование актуальных и практически значимых для школьников ситуаций, разрешение которых помогает занять ту или иную позицию в реальной жизни;

-  выработка активного отношения подростков к жизни и окружающему миру;

-  развитие нестандартности мышления, креативности и творческих способностей;

-  понимание ценности образования в совре­менном мире и активизация стремления к самообразованию;

-  передача социальных ценностей, способствующих преемственности сложившихся соци­альных устоев и общественной стабильности.

 

 

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В 6-9 КЛАССАХ

 

Основным содержанием курса 6 класса является:

- знакомство учащихся на базе полученных ранее исторических представлений с сущностью общества, его происхождением и развитием, историческими ступенями, которое прошло человечество;

- раскрытие взаимосвязи человека, общества и природы;

- ознакомление учащихся с сущностью и основными проявлениями четырех сфер общественной жизни: экономической, социальной. политико-правовой и духовной;

- показ места ребенка в современном обществе, его взаимоотношений с родителями, друзьями, сверстниками, педагогами.

В 7 классе обществознание ориен­тируется на возможность учащихся получить гражданский опыт через практико-ориентированное изучение процессов общественной жиз­ни.

В 8 классе учащиеся учатся выделять характерные признаки общества, различать понятия: общество, государство, страна, приводить конкретные примеры, характеризующие явления каждой из сфер общества, объяснять взаимосвязь всех сфер общества. Анализировать характерные черты различных типов обществ, определять типы обществ типы обществ, формационный подход к типологии общества.

  «Обществознание» — учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета — общественной жизни — обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.

«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.

Обществознание представляется очень специ­фической школьной дисциплиной в российской системе образования. Уникальность обществоз­нания состоит в том, что здесь не только рассмат­риваются новые содержательные области (напри­мер, вопросы права), но и происходит интеграция других школьных предметов (истории, литерату­ры, географии, биологии и др.), а также привлека­ется социальный опыт школьников.

 

 3. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.

 

Программа рассчитана на 135 часов. На основании учебного плана на изучение обществознания отводится: в 6 классе - 1 час в неделю, в 7 классе - 1 час в неделю, в 8 классе - 1 час в неделю, в 9 классе - 1 час в неделю; 34 часа в год, в 9 классе – 33 часа.

 

4. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУСРА

 

6 класс

Глава I .ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК

Тема 1. Что такое общество?

Понятие «общество». Общество как исторический результат естественно складывающихся взаимоотношений людей. Обще​ственная жизнь. Роль общества и общественной жизни в станов​лении человека. Изменение содержания понятия «общество» на протяжении человеческой истории. Соотношение понятий «страна», «государство» и «общество». Разнообразие значений понятия «общество».

Общество — целостный социальный организм. Четыре глав​ные сферы общественной жизни: экономическая, политиче​ская, социальная, духовная. Содержание каждой из сфер обще​ственной жизни. Взаимосвязь сфер общественной жизни, их постоянное изменение и развитие.

Основные понятия темы: общество; общественная жизнь; страна; государство; сферы общественной жизни: экономиче​ская, политическая, социальная, духовная.

Тема 2. Происхождение и развитие человека

Способность к прогрессу как отличительная черта человека. Роль коллективной трудовой деятельности в выделении челове​ка из животного мира, его превращении в существо обществен​ное, социальное. Человек — биосоциальное существо.

Совершенствование орудий труда. Появление речи. Разви​тие мышления человека. Изменение форм объединения древ​них людей. Переход от собирательства и охоты к земледелию и скотоводству. Появление ремесла как результат разделения труда. Превращение культуры во вторую среду существования человека.

Основное понятие темы: человек — биосоциальное существо.

Тема 3. Исторические ступени развития общества

Выделение ступеней развития общества по способу добыва​ния средств существования и форм хозяйствования. Общество охотников и собирателей. Общество огородничества как пере​ходная форма хозяйствования от добывания готовых природ​ных продуктов к выращиванию продуктов окультуренных. Об​щество земледельцев и скотоводов. Аграрное общество. Инду​стриальное общество. Информационное (постиндустриальное) общество. Социальный процесс.

Основные понятия темы: аграрное общество; индустриаль​ное общество; информационное (постиндустриальное) обще​ство; социальный процесс.

Тема 4. Современное общество

Современное производство. Научно-техническая револю​ция. Современные средства транспорта и связи. Информа​ционная революция. Глобальная компьютерная сеть — Интер​нет. Состав современного общества. Мегаполисы — символы нашего времени.

Мировое сообщество. Проблемы современного общества.

Основные понятия темы: научно-техническая революция; информационная революция; Интернет; мировое сообщество.

Тема 5. Человечество как сумма поколений

Поколение. Взаимоотношение поколений в разные истори​ческие эпохи. Предки, современники и потомки. Культура. Культурная память поколений. Материальная и духовная куль​тура. Культурное наследие.

Основные понятия темы: поколение; культура; культурное наследие.

Тема 6. Человек, общество, природа

Взаимосвязь и взаимодействие человека, общества и природы. Биосфера. Изменение взаимодействия человека, общества и при​роды в различные исторические эпохи. Экологический кризис. Планетарный масштаб современного экологического кризиса.

Основные понятия темы: биосфера; экология; экологиче​ский кризис; охрана природы.

Глава II ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

Тема 7. Что такое экономика?

Происхождение понятия «экономика». Сущность экономи​ки. Экономика как главное условие и основной источник обес​печения жизни и деятельности людей. Потребности. Блага. Производство. Ограниченность ресурсов. Невосполнимые ре​сурсы. Экономика как способ рациональной организации хо​зяйственной деятельности. Организация производства. Затра​ты производства. Производитель. Потребитель.

Основные понятия темы: экономика; потребности; блага; производство; затраты производства; производитель; потреби​тель.

Тема 8. Рынок

Рынок как система экономических отношений, связанных с обменом товаров и услуг между продавцами и покупателями. Торговля. Зависимость рыночной цены от количества произве​денных товаров и спроса на них. Деньги как всеобщее средство обмена. Роль денег для измерения рыночной стоимости раз​личных товаров и услуг. Деньги как средство платежа. Банки.

Основные понятия темы: рынок; обмен; рыночная цена; деньги; банк; вклад.

Тема 9. Что такое предпринимательство и бизнес?

Предпринимательство. Предприниматель. Бизнес; его раз​новидности: производственный, финансовый, страховой; круп​ный, средний, мелкий. Наиболее распространенные формы ор​ганизации бизнеса: единоличное предприятие; товарищество; акционерное общество. Фирма. Условия успешного бизнеса. Этапы организации бизнеса. Капитал.

Основные понятия темы: предпринимательство; бизнес; фирма; капитал.

Тема 10. Домашнее хозяйство

Домашнее хозяйство семьи. Семейная экономика. Семей​ный бюджет. Доходы и расходы. Основные источники семейно​го бюджета. Обязательные и произвольные расходы. Сбаланси​рованный семейный бюджет. Дефицит бюджета.

Неравенство доходов семей. Прожиточный минимум. Ма​лоимущие семьи и государственная социальная помощь.

Основные понятия темы: домашнее хозяйство; семейный бюджет; доходы; расходы; прожиточный минимум; государ​ственная социальная помощь.

Тема 11. Экономическая деятельность подростков

Труд детей в разные исторические эпохи. Современная «мо​лодежная экономика». Российское законодательство об эконо​мической деятельности несовершеннолетних. Распростране​ние ответственности родителей за действия своих несовершен​нолетних детей в экономической сфере.

Проблема карманных денег подростков. Личный бюджет подростка.

Основные понятия темы: молодежная экономика; карман​ные деньги.

Тема 12. Труд с точки зрения закона

Право на труд. Всеобщая декларация прав человека о праве на труд. Положения Конституции Российской Федерации о том, что труд граждан является свободным. Сущность безрабо​тицы. Гарантии государства защиты от безработицы.

Регулятор трудовой деятельности — Трудовой кодекс Рос​сийской Федерации. Начальный возраст трудоустройства. Особые условия заключения трудового договора с несовер​шеннолетним. Трудовая книжка. Права и обязанности работ​ника и работодателя. Условия расторжения трудового договора Продолжительность рабочего времени. Право на отдых. Пенсионный возраст.

Особенности правового регулирования труда несовершен​нолетних.

Основные понятия темы: право на труд; безработица; работо​датель; работник; трудовой договор; трудовая книжка; заработ​ная плата; пенсия.

Глава III СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

Тема 13. Социальная структура общества

Общество как система. Социальные группы: малые и боль​шие. Социальное неравенство. Богатые. Бедные. Средний класс зажиточных людей. Крайняя бедность — нищета.

Основные понятия темы: социальная группа; малая группа; большая группа; социальное неравенство.

Тема 14. Семья

Семья — малая социальная группа. Функции семьи в обще​стве. Создание семьи. Семейные отношения. Брак как форма отношений между мужчиной и женщиной, одобряемая обще​ством. Законодательная охрана брака и семьи.

Основные понятия темы: семья; брак.

Тема 15. Правила и нормы поведения в обществе

Социальные нормы. Привычки. Обычаи и традиции. Мане​ры поведения. Этикет. Обряд. Нравы как особо оберегаемые, высокочтимые обществом массовые образцы действий. Табу. Ценности. Религиозные нормы. Правовые нормы.

Основные понятия темы: социальные нормы; обычаи; тради​ции; этикет; обряд; нравы; ценности; нравственность.

Глава IV ПОЛИТИКА И ПРАВО

Тема 16. Государство и граждане

Государство — фундамент политической сферы общества. Функции государства. История возникновения ранних госу​дарств. Развитие государств в различные исторические эпохи.

Демократические и недемократические государства. Мо​нархия. Республика. Главные признаки государства: единая территория; суверенитет; аппарат управления; налоги; наличие законов; гражданство или подданство.

Гражданство и граждане. Федеральный закон Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации». Паспорт. Государственные символы: Государственный герб; Государ​ственный флаг; Государственный гимн. Государственные сим​волы современной России. Государственный язык. Светский характер Российского государства.

Основные понятия темы: государство; демократические го​сударства; недемократические государства; монархия; респу​блика; гражданство; гражданин; паспорт; государственные символы.

Тема 17. Право на службе человека

Право. Различные источники выражения права. Норматив​ные правовые акты. Юридический закон как нормативный правовой, имеющий особую юридическую силу. Постановле​ния. Договор. Юридическая ответственность. Преступления. Уголовная ответственность за преступления.

Основные понятия темы: право; юридический закон; юриди​ческая ответственность; преступления.

Тема 18. Конституция — Основной закон страны

Конституция как главный закон государства. История воз​никновения и развития Конституции. Конституция Россий​ской Федерации 1993 года. Конституция — закон прямого дей​ствия. Структура современной Конституции Российской Феде​рации. Государственное устройство России. Президент РФ — глава государства. Федеральные собрания (Совет Федерации, Государственная Дума) - Парламент России. Депутаты. Прави​тельство Российской Федерации — высший орган системы ис​полнительной власти. Принцип разделения властей (законода​тельной, исполнительной, судебной). Местное самоуправление.

Основные понятия темы: Конституция; президент; депутаты; разделение властей.

Тема 19. Право и правопорядок

Законность. Закон един для всех. Правопорядок. Органы охраны правопорядка, их структура и функции: органы вну​тренних дел, суды, прокуратура. Адвокат.

Основные понятия темы: законность; правопорядок.

Тема 20. Как защититься от несправедливости

Суд и правосудие. Суды общей юрисдикции (районные, го​родские или областные, мировые). Арбитражные суды. Кон​ституционный суд. Способы защиты от несправедливости. За​прещение самосуда.

Основное понятие темы: правосудие.

Глава V ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

Тема 21. Наука и образование

Сущность науки. Зарождение науки. Условное деление наук на естественные, общественные, гуманитарные и технические. Сферы и методы исследования общественных наук. Образова​ние, его значение в жизни людей. Функции образования. Само​образование. Самовоспитание. Право на получение образова​ния как одно из конституционных прав граждан Российской Федерации.

Основные понятия темы: наука; общественные науки; обра​зование; самообразование; знание.

Тема 22. Мораль

Мораль как норма, регулирующая поведение человека в об​ществе. Соотношение морали и права. Общественное мнение людей. Нравственные ценности. Влияние религии на нрав​ственность человека.

Основные понятия темы: мораль; моральный поступок; амо​ральный поступок.

Тема 23. Идеал и ценности

Идеал как образец, высшая цель стремлений. Материали​сты и идеалисты. Общечеловеческие ценности. Конфликт цен​ностей. Три этапа нравственного развития человека: 1) человек не совершает дурных поступков из-за страха наказания; 2) не совер​шает их, поскольку дорожит мнением членов группы, в которой находится; 3) поведение человека определяется принципами, ко​торыми он руководствуется независимо от мнения группы.

Основные понятия темы: идеал; идеалист; идеализация.

Глава VI РЕБЕНОК В ОБЩЕСТВЕ

Тема 24. Ребенок в семье

Детство: сущность, хронологические рамки, стадии. Отно​шение к детям в разные исторические эпохи. Воспитание детей у разных народов. Воспитание в разные исторические периоды.

Основное понятие темы: детство.

Тема 25. Взаимоотношения детей и родителей

Роль семьи в формировании личности ребенка. Четыре ос​новных метода воспитания — решения принимаются: 1) исклю​чительно родителями; 2) совместно родителями и детьми; 3) на основе последнего слова подростка; 4) то родителями, то деть​ми, а иногда совместно.

Конфликты между детьми и родителями: причины, пути ре​шения.

Основные понятия темы: дети; родители.

Тема 26. Ребенок в школе

История школьного обучения. Современная школа. Три ступени школы Российской Федерации: начальное общее обра​зование, основное общее образование, среднее (полное) обра​зование. Общедоступность и бесплатность получения гражда​нами России общего среднего образования. Обязательность по​лучения основного общего девятилетнего образования. Роль школы в воспитании детей.

Основные понятия темы: общедоступность и бесплатность по​лучения образования; обязательность получения образования.

Тема 27. Друзья и ровесники

Дружба. Отношения дружбы. Верность. Основные понятия темы: дружба; верность

Итоговое повторение и обобщение .

7 класс.

Глава 1. Личность подростка

Тема 1. Переходный возраст

Возраст в: 1) хронологическом плане; 2) физическом и психологическом плане; 3) социальном плане. Подростковый возраст – период перехода от детства к подростковой жизни (юности). Физиологические и психологические изменения подросткового возраста. Особенности подросткового возраста. Характеристика старшего подросткового возраста (период от 13 до 15 лет). Подростковый возраст – отрезок жизни между детством и зрелостью.

Основные понятия темы: возраст; возрастная периодизация; подростковый возраст; тинейджеры; юность.

Тема 2. Задачи и трудности подросткового возраста

Задачи подросткового возраста. Задачи развития подростка: принятие своей внешности и умение эффективно владеть телом; формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками обоего пола; принятие мужской или женской роли; достижение эмоциональной независимости от родителей и других взрослых; подготовка к трудовой деятельности; подготовка к вступлению в брак и к семейной жизни; появление желания нести ответственность за себя и общество; обретение системы ценностей и этических принципов.

Проблемы подросткового возраста.

Основные понятия темы: эмоциональная независимость, система ценностей.

Тема 3. Быть взрослым

Период взросления. Сложности вхождения в мир взрослых. Выбор образов взрослого себя в подростковом возрасте. Роль избранного идеала во взрослении подростков. Противоречивость подросткового возраста. Особенности воспитания подростков.

Основное понятие темы: взрослый.

Тема 4. Физические изменения подростков

Бурный и неравномерный рост, развитие организма. Резкое ускорение роста. Половое созревание. Факторы физических изменений подростков. Проблемы питания подростков. Вопросы внешней привлекательности. Роль внешней привлекательности в становлении межличностных отношений. Опасность недовольства собой как фактора, формирующего комплекс неполноценности. Самооценка. Неравномерность развития подростков.

Основные понятия темы: самооценка; комплекс неполноценности.

Тема 5. Психологический портрет личности: темперамент и характер

Понятие «личность». Основные свойства психологического портрета личности: темперамент; характер; способности; интеллект; чувства; эмоции. Типы личности по темпераменту: сангвиник; холерик; флегматик; меланхолик. Характер человека. Морально-волевые качества личности как стержень характера.

Основные понятия темы: личность; темперамент; характер.

Тема 6. Психологический портрет личности: интеллект, эмоции и чувства

Способности человека. Общие и специальные способности. Интеллект как способность к познанию и логическому мышлению. Чувства человека: собственно чувства; аффекты; эмоции; настроение; стрессовые состояния. Эмоции – низший, чувства – высший тип психических реакций.

Основные понятия темы: способности человека; интеллект; настроение; стресс; эмоции.

Тема 7. Самооценка подростка

Самооценка как основа регулирования поведения личности. Опасности завышенной и заниженной самооценки. Факторы влияния на самооценку подростков. Взаимосвязь самооценки и успеваемости в школе. Роль самовоспитания в становлении личности. Некоторые методы самовоспитания: самоприказ; самовнушение; самоободрение.

Основные понятия темы: самооценка; самовоспитание.

Тема 8. Выдающаяся личность

Представления о выдающихся личностях у мыслителей прошлого (Н. Макиавелли, Т. Карнейль, Ф. Ницше). Роль природных задатков для формирования выдающейся личности. Становление выдающейся личности вопреки своей природе. Одаренные дети. Роль силы воли, трудолюбия и мотивации к достижению поставленной цели в развитии умственной одаренности. Социальная среда (семейное воспитание, школьное образование, влияние общества) в развитии умственной одаренности.Роль поощрения одаренности в ее развитии.

Основные понятия темы: выдающаяся личность; одаренность; одаренные дети.

Тема 9. Лидер и его качества

Лидер. Различные точки зрения на качества, которыми должен обладать лидер. Шесть основных элементов лидерства по С. Норткоту Паркенсону: воображение; знание; талант; решимость; жесткость; притяжение. Искусство общения как обязательная черта лидера. Умение ярко говорить самому и умение слушать, когда говорят другие, – основа искусства общения.

Основные понятия темы: лидер; искусство общения.

Глава 2. Подросток в социальной среде

Тема 10. Социальная среда подростка

Понятие «социальная среда». Роль социальной среды для предоставления условий развития личности, удовлетворения ее культурных потребностей, контактов с другими людьми. Ближайшая и дальняя среда подростков. Промежуточное положение школы между двумя мирами подростков – ближним и дальним. Степень доверия подростков различным кругам общения. Семья как малая группа, пользующаяся наибольшим доверием подростков. Влияние реакции окружающих людей на поведение подростков. Прямая и косвенная зависимость от реакции окружающих.

Основное понятие темы: социальная среда.

Тема 11. Подросток в группе

Общество – совокупность разных групп. Группы: большие и малые; постоянные и временные. Малые группы, или группы личного контакта. Одновременное вхождение человека в несколько групп. Законы группы. Жизнь человека по законам группы. Групповое давление. Конформизм как особая форма поведения в ответ на групповое давление. Ориентация на «значимых других». Значение уровня самооценки человека на степень влияния группового давления.

Основные понятия темы: группа; конформизм; «значимые другие».

Тема 12. Межличностные отношения

Межличностные отношения – отношения в малой группе. Роль психологических качеств и нравственных норм в межличностных отношениях. Важнейший закон межличностных отношений: как другие относятся к вам, во многом определяется тем, как вы относитесь к себе. Взаимопонимания в межличностных отношениях.

Основные понятия темы: межличностные отношения; взаимопонимание.

Тема 13. «Мы» и «они»

«Мы» и «они» как обозначение двух типов отношений: «мы» – те к кому испытываю симпатию, с кем постоянно общаюсь, кому доверяю; «они» – кого не знаю, с кем не общителен и неуживчив. «Мы» и «они» – два разных полюса, две противоположности, существующие в единстве, противостоящие друг другу, но и взаимодополняющие друг друга. Опасность превращения в неприязнь, а затем – в конфликт или столкновение, отграничения от других. «Свои» и «чужие». «Другие» и «иные». Различия между «своими» и «чужими».

Основные понятия темы: «мы»; «они»; «свои»; «чужие»; «другие»; «иные».

Тема 14. Мир знакомых и незнакомых людей

Знакомые и незнакомые люди. Взаимодействие со знакомыми и незнакомыми людьми. Влияние жизни в обществе знакомых или незнакомых людей на характер человека, его образ жизни, привычки и речь. Отношения с близкими знакомыми и друзьями как личные отношения. Отношения с незнакомыми как деловые (формальные) отношения. «Я» и «другие». «Чужие» и «чужаки». Защита «своих».

Основные понятия темы: знакомые; незнакомые; «я»; «другие»; «чужие»; «чужаки».

Тема 15. Социальный портрет молодежи .

Молодежь – большая социальная группа. Возрастные границы молодежи (от 14 до 30 лет). Важнейшие события, приходящиеся на молодежный возраст: завершение общего образования; выбор профессии и получение профессионального образования; начало трудовой деятельности; вступление в брак; рождение детей. Младшая (до 18 лет), средняя (от 18 до 24 лет) и старшая (от 25 до 30 лет) группы молодежи.

Проблемы молодежи в современном обществе: социальные, экономические, нравственные. Ценности современной молодежи.

Основное понятие темы: молодежь.

Глава 3. Подросток и закон

Тема 16. Юридические границы подросткового возраста

Наличие прав и обязанностей – юридическая характеристика человека. Деление подростков две категории людей: малолетних (дети от 6 до 14 лет) и несовершеннолетних (от 14 до 18 лет).

Характеристика юридического положения несовершеннолетних с позиций законодательства Российской Федерации. Осуществление законных интересов несовершеннолетних (полностью или частично) их родителями, опекунами, попечителями.Соотношение прав и обязанностей. Ответственность.

Основные понятия темы: права; обязанности; ответственность.

Тема 17. Подросток как гражданин

Паспорт как юридический документ, удостоверяющий личность человека. Гражданство. Пути приобретения и смены. Гражданин. Гражданские (личные) права и свободы. Политические права граждан. Проведение собраний, митингов и демонстраций как проявление политических прав граждан. Законодательные условия их проведения. Участие граждан в управлении государством.

Обязанности граждан Российской Федерации.

Основные понятия темы: паспорт; гражданство; гражданин; гражданские (личные) права и свободы; политические права граждан; обязанности граждан.

Тема 18. Подросток и его права

Гражданские (личные) права ребенка. Право на жизнь. Право на неприкосновенность личной жизни.

Социально-экономические и культурные права ребенка. Право на труд и свободный выбор профессии. Защита от экономической эксплуатации. Право на отдых. Защита детства и материнства. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.Культурные права – права, призванные обеспечить доступность образования, свободу творчества и преподавания, участия в культурной жизни и пользования учреждениями культуры.

Основное понятие темы: права ребенка.

Тема 19. Опасный путь преступной жизни

Преступления. Уголовная ответственность за совершения преступления. Возраст наступления уголовной ответственности для несовершеннолетних. Виды наказаний несовершеннолетних. Факторы, учитывающиеся при назначении наказания несовершеннолетним. Принудительные меры воспитательного воздействия. Организованная преступность. Рост строгости наказания за преступления, совершенные организованной группой.

Административные нарушения и меры административной ответственности.

Правила поведения несовершеннолетнего при задержании сотрудниками милиции.

Основные понятия темы: преступления; уголовная ответственность; административные нарушения.

Глава 4. Образ жизни подростка

Тема 20. Подросток в обществе риска

Рост факторов риска в современном обществе. Особые опасности оказаться в ситуации риска в период взросления. Влияние внешних препятствий, ограничение собственной активности, собственной беспомощности и неумение выразить свои чувства и стремления как основа для роста риска у подростков. Отличие положения подростка в обществе от положения взрослого.

Источники риска в жизни современных подростков. Рост шумового фона; городские дороги; отрицательные последствия телепросмотров; алкоголизм и наркомания.

Основные понятия темы: здоровье; алкоголизм; наркомания.

Тема 21. Проблема одиночества

Одиночество. Проблемы, возникающие у человека, чувствующего себя одиноким. Причины появления одиночества в юности. Одиночество – сложное явление, по-разному воспринимаемое разными людьми. Положительная сторона одиночества – удовлетворение стремления к уединению. Одиночество и связанная с ним депрессия. Сущность подростковой депрессии. Пути решения проблем подростковой депрессии.

Основные понятия темы: одиночество; подростковая депрессия.

Тема 22. Подростковая культура

Разнообразие подростковых обществ. Формальные и неформальные подростковые группы. Подростковая культура. Особенности подростковой культуры. Выражение подростковой культуры через ценности, взгляды и типы поведения, через вещи, которые используются в повседневной жизни.

Молодежная одежда. Разные функции одежды у подростков и взрослых.

Молодежная музыка. Роллеризм как особый образ жизни и особая субкультура.

Основные понятия темы: формальные группы; неформальные группы; подростковая культура.

Тема 23. Образ жизни

Структура образа жизни. Отражение образа жизни в манерах поведения, традициях, стиле жизни, обычаях, вкусах. Отражение в образе жизни элементов культуры не только типичных для данной социальной группы, но и отличающих ее от других групп. Образ жизни отражение как характерных, так и отличительных черт поведения.

Образ жизни у разных народов и категорий населения (древние римляне, бушмены, русские купцы, английский стиль жизни, американский образ жизни).

Основное понятие темы: образ жизни.

Тема 24. Досуг и отдых

Досуг и отдых – составная часть повседневного образа жизни людей. Основные черты досуга: продолжительность, место и способ проведения, структура.

Досуг и отдых в разные исторические эпохи. Влияние экономического уровня развития общества и бытующих в нем традиций на формы современного досуга у разных народов. Досуг как смена видов деятельности. Культурный досуг. Культурный досуг; его направленность на познание, духовное и эстетическое развитие человека. Роль библиотек и музеев в развитии человеческого общества и культуры, в организации досуга в прошлом и сегодня. История создания библиотек. Библиотеки как научно-информационные и культурно-просветительские учреждения. Библиотеки массовые (публичные) и специализированные (научные и технические). Работа одновременно в массовом и специализированном режимах наиболее крупных библиотек. Личные (домашние) библиотеки.

Музеи. История возникновения и развития музеев. Типы современных музеев.

Основные понятия темы: досуг; отдых; свободное время; культурный досуг; библиотека; музей.

Тема 25. Развитие спорта

Возникновение и история спорта. Спортивные развлечения в образе жизни различных групп населения. Зарождение современных видов спорта.

Современный спорт. Спорт профессиональный и любительский. Технические и военные виды спорта. Проблема приобщения к спорту современных подростков как путь сохранения и развития их здоровья.

Основные понятия темы: спорт; профессиональный спорт; любительский спорт.

Глава 5. Подросток и его жилая среда

Тема 26. Город и село

Город – особая среда обитания. Возникновение первых городов. Эволюция города. Восточный город. Римский форум. Средневековый город.

Современные города. Города: малые, средние, крупные и города-миллионеры. Характеристика современных российских городов. Город и урбанизация. Качество городской жизни: стоимость питания; жилищные условия; качество жилья; связь; образование; здравоохранение; общественная безопасность; уровень наружного шума; уличное движение; чистота воздуха и воды. Влияние коренных изменений современного города и села на образ жизни подростков.

Основные понятия темы: город; урбанизация; мегаполис; село; качество жизни; пригородные зоны; город-спутник.

Тема 27. Мой дом, мое жилище

Три территории обитания человека: общественная, домашняя, личная.

Дом – человеческая среда обитания, переплетения человеческих отношений и связей. Факторы, определяющие выбор жилья. Эволюция жилища в истории человечества. Современное жилище. Требования к современному жилищу – дом, в котором созданы условия для гармоничного развития человека. Особенности требований к современному жилищу в разных странах и у разных категорий населения. Взаимоотношения с соседями. Уровни взаимоотношений. Влияние района проживания горожанина на качество его жизни.

Основные понятия темы: дом; жилище; среда обитания; соседи.

Итоговое повторение и обобщение .

8 класс

Глава 1. Общество и человек

Тема 1. Что такое общество

Общество в узком и широком смысле. Общество как социальная организация страны. Основные признаки общества. Взаимосвязь четырех сфер общества. Представление о мировом сообществе и мировой системе. Процесс глобализации

Основные понятия темы: общество, страна, политическая сфера, экономическая сфера, духовная сфера, социальная сфера, мировое сообщество, глобализация.

Тема 2. Человек природа общество

Природа как предпосылка выделения человека и общества. Широкое и узкое значение природы. Влияние НТП на природу. Понятие антропогенных нагрузок. Опасность неконтролируемого изменения окружающей среды. Экологические программы и защита окружающей среды.

Основные понятия темы: природа, глобальные проблемы, экологические программы, ВООП, МСОП, «Гринпис»

Тема 3. Типология обществ

Дописьменные и письменные, простые и сложные общества. Общество охотников и собирателей: особенности хозяйства и образа жизни. Скотоводство и приручение животных, кочевой образ жизни. Зарождение земледелия, появление письменности, городов и возникновение государств. Доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные общества: их особенность и эволюция. Изменение способа производства, форм собственности, социальной структуры общества, его политического устройства, культуры и образа жизни.

Основные понятия темы: дописьменные общества, письменные общества, общественно-экономическая формация, традиционное общество, индустриальное, постиндустриальное общество.

Тема 4. Социальный прогресс и развитие общества

Социальный прогресс и ускорение истории. Цена и последствия ускорения социального прогресса. Закон неравномерного развития обществ. Соотношение прогресса и регресса в развитии человеческого общества. Реформы и революции. Сущность и признаки социальных реформ. Экономические и политические реформы в обществе, их роль и значение. Прогрессивные и регрессивные реформы. Классификация революций по масштабу и продолжительности.

Основные понятия темы: закон ускорения истории, закон неравномерности развития, прогресс, регресс, неолитическая революция, промышленная революция.

Тема 5. Личность и социальная среда

Прирожденные и приобретаемые качества человека. Роль семьи и социальной среды в воспитании ребенка. Представление о человеческой личности, особенностях и противоречиях её становления. Роль моральных норм и духовных ценностей в развитии личности.

Основные понятия темы: личность, человек, индивид.

Тема 6. Потребности человека

Сущность и иерархия потребностей. Первичные вторичные потребности. Процесс возвышения потребностей. Неудовлетворенные потребности. Роль духовных потребностей. Свобода выбора и приобщение к духовной культуре.

Основные понятия темыпотребность, удовлетворение потребностей, иерархическая теория потребностей.

Тема 7. Социализация и воспитание

Содержание и стадии процесса социализации. Негативное влияние социальной изоляции на развитие человеческой личности. Воспитание и социализация, сходство и различие. Составные элементы воспитания. Социализация и воспитание в подростковом возрасте. Последствия недостаточного воспитания в семье.

Основные понятия темы: социализация, культурные нормы, воспитание.

Тема 8. Общение

Общение как социально-психологический процесс. Виды общения: речевое и неречевое. Основные формы общения: служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное. Эмоциональная сторона общения. Проблемы общения дома.

Основные понятия темыобщение, этикет, манипуляция, речевое, неречевое.

Глава 2. Экономическая сфера

Тема 9. Что такое экономика

Влияние экономики на поведение людей. Основные ресурсы экономики. Роль труда и капитала в развитии экономики. Понятие инвестирования капитала. Представление об информационных ресурсах. Человеческие ресурсы и их разновидности. Основные агенты рыночной экономики. Понятие структуры экономики. Производство , потребление, распределение и обмен как основные экономические функции общества. Фирмы и рынок – основные институты современной экономики. Отрасль и промышленные предприятия как главные производители товаров.

Основные понятия темыэкономика, деньги, ресурсы, производство, распределение, потребление, предприятие, обмен, отрасль.

Тема 10. Товар и деньги

Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества. Коммерческие институты. Отличие товаров, услуг и продуктов. Деньги, их функции в экономике и исторические формы. Основные свойства денег. Формула «деньги-товар-деньги». Основной закон бизнеса. Начальная цена и прибыль в бизнесе.

Основные понятия темыденьги, товар, стоимость денег, инфляция, прибыль.

Тема 11. Спрос и предложение

Спрос и предложение как факторы рыночной экономики. Понятие о величине спроса и величине предложения. Зависимость между спросом и предложением. Роль маркетинга в рыночной экономике. Цены как регулятор спроса и предложения. Плановая и рыночная экономика.

Основные понятия темыспрос, предложение, маркетинг, закон спроса, закон предложения, цена.

Тема 12. Рынок, цена, конкуренция

Взаимосвязь обмена и рынка. Формы и виды рынков. Историческая эволюция рынка. Экономическая сущность конкуренции. Основные функции цены. Влияние цены на производство. Колебания спроса и предложения. Механизм выравнивания цен. Идеальная модель рынка и совершенная конкуренция. Олигополия и монополия. Конкуренция производителей и продавцов.

Основные понятия темыобмен, рынок, цена, выравнивание цен, монополия, дефицит, конкуренция.

Тема 13. Предпринимательство

Экономическое содержание и функции предпринимательства. Механизм получения прибыли в бизнесе. Экономический статус предпринимателя. Отличительные черты экономического поведения и функции предпринимателя. Менеджер, предприниматель, наемные работники. Понятие о предпринимательском и профессиональном риске. Экономическая сущность малого бизнеса, его функции и роль в экономике.

Основные понятия темыпредпринимательство, предприниматель, менеджер, профессиональный риск, малый бизнес.

Тема 14. Роль государства в экономике

Экономическая роль государства. Поддержание государством общественных институтов. Представление о социальном государстве. Способы воздействия государства на экономику. Налоги как источник доходов федерального правительства. Экономический, социальный, психологический и юридический аспекты налогообложения. Прямые и косвенные налоги. Подоходный и прогрессивный налог.

Основные понятия темыналогообложение, прямые налоги, косвенные налоги, социальная политика.

Тема 15. Бюджет, государства и семьи

Бюджет как финансовый документ. Составление бюджета. Долг и кредит. Основные статьи государственных расходов. Внешний и внутренний государственный долг. Проблема дефицита государственного бюджета и её решения. Сокращение бюджетных расходов и его социальные последствия.

Основные понятия темыдоходы, расходы, дефицит бюджета, профицит.

Тема 16. Труд

Сущность и виды труда. Труд и досуг. Формы и виды вознаграждения. Заработная плата и индивидуальный доход. Понятие о рабочей силе. Занятость и безработица. Причины и социальные последствия безработицы. Уровень и масштабы безработицы. Государственное регулирование занятости и помощь безработным. Подготовка и переподготовка рабочей силы, создание дополнительных рабочих мест, содействие найму, страхование безработицы.

Основные понятия темытруд, заработная плата, досуг, безработица.

Глава 3. Социальная сфера

Тема 17. Социальная структура

Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и роли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, её влияние на поведение человека. статусные символы и знаки отличия.

Основные понятия темысоциальная структура, социальная группа, статус, имидж, социальная роль, статусные символы.

Тема 18. Социальная стратификация

Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс.

Основные понятия темысоциальная стратификация, класс, престиж, образ жизни, доход.

Тема 19. Богатые

Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «старые» и «новые» богатые. Средний класс и приличествующий образ жизни.

Основные понятия темынеравенство, богатство, роскошь, «новые русские».

Тема 20. Бедные

Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Состав бедных. Масштабы, уровень и порог бедности. Колебание масштабов бедности по историческим эпохам. Прожиточный минимум. Абсолютная и относительная бедность.

Основные понятия темыбедность, порог бедности, нищета.

Тема 21. Этнос: нации и народности

Признаки и эволюция этноса. Этническое самосознание. Межпоколенная связь и поколение. Перемещение этносов и миграция. Семья, род, клан как разновидности кровнородственных групп. Племена, народности и нации, их историческая эволюция. Формирование нации и её отличительные черты.

Основные понятия темыэтнос, этнообразующие факторы, племя, народность, нация.

Тема 22. Межнациональные отношения

Отношения между разными национальностями внутри государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения и современные проявления.

Основные понятия темымежнациональные отношения, этноцентризм, этнические конфликты.

Тема 23. Конфликты в обществе

Предмет, субъект, повод, причины, цель и масштаб конфликта. Формы конфликта. Классификация конфликтов по способам протекания. Наиболее типичные конфликты в России. Особенности семейных конфликтов, их влияние на детей и родителей. Способы решения конфликтов.

Основные понятия темыконфликт, компромисс, посредничество, арбитраж, конфронтация.

Тема 24. Семья.

Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Функции семьи в обществе. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Многопоколенная семья. Эволюция форм семьи. Удовлетворенность браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.

Основные понятия темысемья, жизненный цикл семьи, нуклеарная семья, расширенная семья, развод.

Итоговое повторение и обобщение .

9 класс

Глава 1. Политическая сфера

Тема 1. Власть

Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества. Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.

Основные понятия темы: сила, авторитет, власть, иерархия власти.

Тема 2. Государство

Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции государства. Причины и условия появления государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные.

Основные понятия темы: государство, суверенитет, суверенность, функции государства, государственная монополия.

Тема 3. Национально-государственное устройство

Объединение и отделение наций. Формирование единой Европы. Распад СССР и проблема сепаратизма. Национально-освободительные войны и межнациональные конфликты. Централизованное и национальное государство, их сходство и различие. Одно многонациональные государства.

Основные понятия темы: национально-государственное устройство, сепаратизм, централизованное государство, империя.

Тема 4. Формы правления

Понятие об источнике власти. Классификация форм правления. Сущность и политическое устройство демократии. Особенности демократии в нашей стране. Природа и сущность республики. Сочетание законодательной и исполнительной ветвей власти. Основные разновидности республики: парламентская, президентская и смешанная.

Основные понятия темы: монархия, аристократия, демократия, тирания, олигархия, республика, импичмент.

Тема 5. Политические режимы

Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.

Основные понятия темы: авторитаризм, тоталитаризм, парламент.

Тема 6. Гражданское общество и правовое государство

Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства. Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве, история его становления. Признаки правового государства. Черты тоталитарного режима.

Основные понятия темы: гражданское общество, гражданство, правовое государство, тоталитаризм.

Тема 7. Голосование, выборы, референдум

Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Составные части процедуры голосования. Активность электората. Политические предпочтения людей. Электорат политических партий России. Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.

Основные понятия темы: активное избирательное право, пассивное избирательное право, электорат, референдум.

Тема 8. Политические партии

Определение и признаки политических партий. Понятие о программа политической партии. Одно-и многопартийная система, их особенности, преимущества и недостатки. Функции политических партий. Классификация политических партий. Роль политических партий в обществе.

Основные понятия темы: политическая партия, многопартийность, политическая программа.

Глава 2. Человек и его права

Тема 9. Право

Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов.

Основные понятия темы: социальные нормы, право, правовая культура, норма права, отрасль права.

Тема 10. Власть и закон

Равенство перед законом. Структура федерального собрания. Функции и роль депутатов. Состав и функции Госдумы и Совета Федерации. Институт президентства в России. Права и полномочия президента. Состав и функции правительства. Республиканские и местные органы власти. Структура и функции судебной власти. Структура и функции правоохранительных органов.

Основные понятия темы: Федеральное собрание, правительство, Президент, Конституционный суд, правоохранительные органы, адвокатура.

Тема 11. Конституция России

Конституция как основной закон страны, её структура. Правовой статус человека. Классификация конституционных прав. Характеристика личных прав. Содержание политических и гражданских прав. Нарушение прав и свобод гражданина, их защита.

Основные понятия темы: Конституция, правовой статус человека, гражданство, конституционные обязанности.

Тема 12. Право и имущественные отношения.

Участники имущественных отношений. Виды договоров. Изменение имущественных прав граждан. Право собственности. Арбитражный суд.

Основные понятия темы: имущественные отношения, право собственности, сделка, договор, иск.

Тема 13. Потребитель и его права

Имущественные отношения. Принцип равенства участников гражданских правоотношений. понятие физического и юридического лица. Право собственности на имущество. Сделка и договор. Потребитель и его права.

Основные понятия темы: потребитель, исполнитель, изготовитель.

Тема 14. Труд и право

Правовое регулирование трудовых отношений. Кодекс законов о труде РФ. Трудоустройство и его регулирование. Заключение трудового договора, расторжение контракта. Расторжение трудового контракта с администрацией и увольнение. Защита детского труда.

Основные понятия темы: трудовое право, ТК РФ, детский труд.

Тема 15. Право, семья, ребенок

Нормы семейного права и Семейный кодекс РФ. Юридическая трактовка брака. Понятие фиктивного брака. Юридические документы, подтверждающие заключение и расторжение брака. Взаимные обязанности родителей и детей. Понятие о правоспособности. Органы опеки и попечительства. Классификация прав и свобод ребенка.

Основные понятия темы: брачный контракт, правоспособность, дееспособность.

Тема 16. Преступление

Формы совершения преступления: действие и бездействие. Три признака преступления. Умысел или неосторожность как формы выражения вины. Соучастники преступления и преступная организация. Причины совершения преступления. Ответственность. Понятие административного проступка. Субъекты применение взысканий. Разнообразие мер воздействия. Представление о гражданском правонарушении. Нарушение трудовой дисциплины. Материальная ответственность. Принцип презумпции невиновности. Дознание и следствие. Основные виды наказания. Лишение свободы и меры воспитательного воздействия.

Основные понятия темы: преступление, проступок, наказание несовершеннолетних.

Глава 3. Духовная сфера

Тема 17. Что такое культура

Происхождение слова «культура» и его значение. Материальная и нематериальная культура, её состав и структура. Элементы культуры и культурный комплекс. Этикет, его происхождение и правила. Культурное наследие и культурные универсалии. Роль культурного наследия в сохранении и развитии культуры. Культурное наследие России, проблемы его сохранения.

Основные понятия темы: культура, культурный комплекс, этикет, культурное наследие, культурные универсалии.

Тема 18. Культурные нормы

Понятие о культурных нормах, их разновидности. Образ жизни. Привычки и манеры. Значение этикета в культуре. Обычай и традиции. Молодежная мода. Обряд, его символическое значение. Церемония и ритуал. Нравы и мораль. Обычное право и юридические законы. Санкции как регулятор человеческого поведения. Культурная относительность норм.

Основные понятия темы: культурные нормы, манеры, обычаи, традиции, привычки, мода, нравы, мораль, обычное право, санкции.

Тема 19. Формы культуры

Основные формы культуры. Характерные особенности элитарной культуры. Отличительные черты народной культуры. Массовая культура, её появление и средства распространения. Понятие о доминирующей культуре, субкультуре и контркультуре, их отличительные черты. Неформальные молодежные группы, их поведение и образ жизни. Молодежная субкультура и классовая принадлежность.

Основные понятия темы: элитарная культура, народная культура, массовая культура, субкультура, контркультура.

Тема 20. Религия

Различные определения религии, её значение и роль в обществе. Тотемизм, фетишизм, анимизм. Мировые религии: христианство, ислам, буддизм. Вера и верование. Миф и мифология. Культ и символ как важные элементы религии. Религиозные обряды и типы жертвоприношений. Культ предков и традиция уважения родителей. Вероучение в мировых религиях. Теология и Божественное откровение. Понятие о библейском и церковном каноне.

Основные понятия темы: религия, архаичные религии, мировые религии, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, культ.

Тема 21. Искусство

Различные трактовки искусства. Структура и состав изобразительного искусства. Субъекты художественной культуры и деятели искусства. Инфраструктура художественной культуры. Критерии произведений искусства. Изящные искусства, их история и развитие. «Свободные искусства»

Основные понятия темы: искусство, художественная культура, фольклор, «свободное искусство».

Тема 22. Образование

Основная задача и исторические формы образования. Приемы обучения, предметы и формы усвоения учебных знаний. Государственное и частное образование, школьное и домашнее. Общее образование и специальное образование. Школа как особый тип учебно-воспитательного учреждения. Правовые основы школьного образования.

Основные понятия темы: система образования, школа, гимназия, ученик.

Тема 23. Наука

Роль науки в современном обществе. Сочетание научной и педагогической функции в университете. Научно-исследовательские и академические институты. Классификация наук. Школа как способ приобщения к основам наук. Структура, функции, история и формы высшего образования. Зарождение и развитие университетов. История и разновидность академий.

Основные понятия темы: наука, университет, академия, РАН

Итоговое повторение.

 

5. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

 (6-9 КЛАСС)

 

6 класс

 

№ урока

Тема урока

Тип урока

Форма контроля

1

Что такое общество? Общество

Комбинированный

Устный опрос

 

2

Происхождение и развитие человека

Комбинированный

Индивидуальная работа по карточкам

 

3

Исторические ступени развития общества

Урок-практикум

Тест

 

4

Современное общество

Урок изучения нового материала

Беседа

 

5

Человечество как сумма поколений

Урок-практикум

Самостоятельная работа

 

6

Поколения вещей

Комбинированный

Устный опрос

 

7

Человек, общество, природа

Комбинированный

Индивидуальная работа по карточкам

 

8

Проверочная работа № 1: «Общество и человек»

Урок контроля знаний

Контрольная работа

 

9

Что такое экономика?

Урок изучения нового материала

Беседа

 

10

Рынок

Комбинированный

Устный опрос

 

11

Что такое предпринимательство и бизнес?

Урок-практикум

Самостоятельная работа

 

12

Домашнее хозяйство

Урок изучения нового материала

Беседа

 

13

Экономическая деятельность подростков

Урок контроля знаний

Тест

 

14

Труд с точки зрения закона

Урок-практикум

Практикум

 

15

Проверочная работа № 2: «Экономическая сфера общества»

Урок контроля знаний

Контрольная работа

 

16

Социальная структура общества

Комбинированный

Опрос

 

17

Семья

Урок контроля знаний

Тест

 

18

Правила и нормы поведения в обществе

Комбинированный

Индивидуальная работа по карточкам

 

19

Государство и граждане

Урок изучения нового материала

Беседа

 

20

Право на службе человека

Урок изучения нового материала

Беседа

 

21

Право на службе человека

Комбинированный

Самостоятельная работа

 

22

Конституция – основной закон страны

Урок-практикум

Практикум

 

23

Право и правопорядок

Комбинированный

Индивидуальная работа по карточкам

 

24

Как защититься от несправедливости

Урок-практикум

Практикум

 

25

Как защититься от несправедливости?

Комбинированный

Устный опрос

 

26

Проверочная работа № 3: «Политическая сфера общества»

Урок контроля знаний

Контрольная работа

 

27

Наука и образование

 

Устный опрос

 

28

Мораль

Урок-практикум

Практикум

 

29

Идеал и ценности

Урок изучения нового материала

Беседа

 

30

Ребенок в семье

Урок изучения нового материала

Беседа

 

31

Взаимоотношения детей и родителей

Комбинированный

Индивидуальная работа по карточкам

 

32

Ребенок в школе

Комбинированный

Самостоятельная работа

 

33

Друзья и ровесники

Урок изучения нового материала

Беседа

 

34

Итоговая проверочная работа

Урок контроля знаний

Контрольная работа

 

 

7 класс


№ урока

 

Тема урока

 

Тип урока

 

Форма контроля

1

Переходный возраст

Комбинированный урок

Устный опрос и фронтальная беседа

 

2

Место подростка в обществе

Комбинированный урок

Устный опрос и фронтальная беседа

 

3-4

Задачи и трудности подросткового возраста

Комбинированный урок

Устный опрос и фронтальная беседа

 

5

Быть взрослым

Комбинированный урок

Устный опрос и фронтальная беседа

 

6

Физические изменения у подростков.

Комбинированный урок

Устный опрос и фронтальная беседа

 

7

Психологический портрет личности.

Комбинированный урок

Устный опрос и фронтальная беседа

 

8

Самооценка подростка

Комбинированный урок

Устный опрос и фронтальная беседа

 

9

Выдающаяся личность

Комбинированный урок

Устный опрос и фронтальная беседа

 

10

Лидер и его качества

Комбинированный урок

Устный опрос и фронтальная беседа

 

11

 

Повт.-обобщающий урок

Тест

 

12

Социальная среда подростка

Комбинированный урок

Устный опрос и фронтальная беседа

 

13

Подросток в группе

Комбинированный урок

Устный опрос и фронтальная беседа

 

14-15

Межличностные отношения

Ролевая игра

Работа в группах

 

16

« Мы» и

 «они»

Комбинированный урок

Устный опрос и фронтальная беседа

 

17

Мир знакомых и незнакомых людей

Комбинированный урок

Устный опрос и фронтальная беседа

 

18

Социальный портрет молодежи

Комбинированный урок

Устный опрос и фронтальная беседа

 

19

Повторительно- обобщающий урок по теме « Подросток в социальной среде»

Повт.-обобщающий урок

Тест

 

20

Юридические границы подросткового возраста

Комбинированный урок

Устный опрос и фронтальная беседа

 

21

Подросток как гражданин

Комбинированный урок

Устный опрос и фронтальная беседа

 

22

Подросток и его права

Комбинированный урок

Устный опрос и фронтальная беседа

 

23

Опасный путь преступной жизни

Комбинированный урок

Устный опрос и фронтальная беседа

 

24

Повторительно- обобщающий урок по теме « Подросток и закон»

Повт.-обобщающий урок

Тест

 

25

Подросток в обществе риска

Комбинированный урок

Устный опрос и фронтальная беседа

 

26

Проблема одиночества

Комбинированный урок

Устный опрос и фронтальная беседа

 

27

Подростковая культура

Комбинированный урок

Устный опрос и фронтальная беседа

 

28

Образ жизни

Комбинированный урок

Устный опрос и фронтальная беседа

 

29

Досуг, отдых, спорт

Комбинированный урок

Устный опрос и фронтальная беседа

 

30

Повторительно- обобщающий урок по теме « Образ жизни подростка»

Повт.-обобщающий урок

Тест

31

Город и село

Комбинированный урок

Устный опрос и фронтальная беседа

 

32-33

Мой дом, мое жилище.

Комбинированный урок

Устный опрос и фронтальная беседа

 

34

Итоговое повторение

Повт.-обобщ. урок

Беседа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 класс

№ урока

Тема урока

Тип урока

Форма контроля

1

Что такое общество

Вводный урок

Опрос

Таблица

2

Человек, природа, общество

Урок формирования знаний

Рассказ

Индивидуальные задания

3

Типология обществ

Урок формирования знаний

Развернутый ответ

4

Социальный прогресс и развитие общества

Урок формирования и совершенствования знаний

Таблица

Словарный диктант

5

Личность и социальная среда

Урок формирования и совершенствования знаний

Презентация групп новой работы

6

Потребности человека

Комбинированный урок

Опрос

 

7

Социализация и воспитание. Общение

Урок совершенствования знаний умений и навыков

Таблица Тест

Защита проектов

8

Повторительно-обобщающий урок

Урок обобщения и систематизации знаний

Тестирование в форме КИМ ОГЭ

9

 

Экономика и её роль в жизни общества.

 

Урок формирования знаний

Обмен мнениями по теме «Роль экономики»

10

 

Экономика и потребности.

 

Урок формирования знаний

Опрос

11

 

Экономическая система и собственность.

 

Урок формирования и совершенствования знаний

Развернутый ответ

12

Производство и производительность труда.

Урок формирования и совершенствования знаний

Таблица

Словарный диктант

13

Товары и услуги.

 

 

Урок совершенствования знаний умений и навыков

Презентация групп новой работы

14

Деньги

Комбинированный урок

Опрос

Таблица Тест

Защита проектов

15

Спрос и предложение

Урок формирования знаний

Опрос

16

Рынок и рыночный механизм.

 

Урок формирования знаний

Опрос

17

Цена, Конкуренция

Урок формирования и совершенствования знаний

Развернутый ответ

18

Предпринимательство и организационно-правовые нормы.

 

 

Урок формирования и совершенствования знаний

Таблица

Словарный диктант

19

Мелкое предпринимательство и фермерское хозяйство.

Комбинированный урок

Презентация групп новой работы

20

Роль государства в экономике

Урок совершенствования знаний умений и навыков

Опрос

Таблица Тест

Защита проектов

21

Государственный бюджет.

 

Комбинированный урок

Опрос

22

Семейный бюджет

Урок формирования знаний

Опрос

23

Труд. Заработная плата и стимулирование труда.

 

Урок формирования знаний

Развернутый ответ

24

Безработица как социальное явление.

Урок формирования и совершенствования знаний

Таблица

Словарный диктант

25

Страхование.

Урок формирования и совершенствования знаний

Презентация групп новой работы

26

Неравенство доходов и экономические меры социальной поддержки.

Комбинированный урок

Опрос

27

Повторительно-обобщающий урок

Урок обобщения и систематизации знаний

Тестирование в форме КИМ ОГЭ

28

Социальная структура

Урок формирования знаний

Опрос

29

Социальная стратификация

Урок формирования знаний

Таблица

Словарный диктант

30

Богатые

Бедные

Урок формирования и совершенствования знаний

Презентация групп новой работы

31

Этнос: нации и народности. Межнациональные отношения

Комбинированный урок

Опрос

Таблица Тест

Защита проектов

32

Межнациональные отношения

Урок формирования знаний

Развернутый ответ

33

Конфликты и пути их разрешения

Комбинированный урок

Таблица

Словарный диктант

 

34

Семья

Урок совершенствования знаний умений и навыков

Презентация групп новой работы

 

 

9 класс

 

№ урока

Тема урока

Тип урока

Форма контроля

1

Власть

Тематическая лекция

Написать сочинение «Я и власть»

2

Государство

Комбинированный урок

 

Доработать таблицу «Государство»

 

3

Национально- государственное устройство

Комбинированный урок

Устный опрос

 

4

Формы правления

Тематическая лекция

 Устный опрос и фронтальная беседа

 

 

5

Политические режимы

Комбинированный урок

Устный опрос и фронтальная беседа

 

 

6

Гражданское общество и правовое государство

Комбинированный урок

 

Устный опрос и фронтальная беседа

 

 

7

Голосование, выборы, референдум

Тематическая лекция

Заслушать материал о политических партиях современной России

 

8-9

Политические партии

Семинар

 Устный опрос и фронтальная беседа

 

 

10-11

Политическая жизнь современной России

Повт.- обобщ. урок

Тестирование в форме ОГЭ

 

12-13

Право, его сущность и особенности

Вводная лекция

 Эссе «Право в моей жизни»

 

14

Закон и власть

Лекция с элементами беседы

 

Устный опрос и фронтальная беседа

 

 

15

Конституция-основной закон государства

Комбинированный урок

Заслушать сообщение на тему « Права, записанные в Конституции: формальность или действительность?»

 

16-17

Право и имущественные отношения. потребитель и его права

Тематическая лекция

Устный опрос и фронтальная беседа

 

 

18

Труд и право

Комбинированный урок

Устный опрос и фронтальная беседа

 

 

19

Правовые основы брака и семьи

Деловая игра

Устный опрос и фронтальная беседа

 

 

20

Правонарушения и виды юридической ответственности

Комбинированный урок

Устный опрос и фронтальная беседа

 

 

21

Правовая и социальная защита несовершеннолетних в РФ

Повт.-. обобщ.урок

Тестирование в форме ОГЭ

 

22

Местное самоуправление

Урок- практикум

Устный опрос и фронтальная беседа

 

 

23

Человек и его права

Повт.-обобщ.урок

Устный опрос и фронтальная беседа

 

 

24

Культура

Комбинированный урок

Устный опрос и фронтальная беседа

 

 

25

Культурные нормы

Комбинированный урок

Устный опрос и фронтальная беседа

 

 

26

Формы культуры

Комбинированный урок

 Устный опрос и фронтальная беседа

 

 

27

Религия

Комбинированный урок

 Устный опрос и фронтальная беседа

 

 

28

Искусство

Комбинированный урок

 Устный опрос и фронтальная беседа

 

 

29

Образование

Комбинированный урок

Устный опрос и фронтальная беседа

 

 

30

Наука

Комбинированный урок

Устный опрос и фронтальная беседа

 

 

31

Духовная сфера общества

Обобщающий урок

 

Тестирование в форме ОГЭ

 

32

Взаимосвязь права, политики и культуры

Итоговый урок по курсу

Устный опрос и фронтальная беседа

 

33-34

Итоговое повторение

Обобщающие уроки

Устный опрос и фронтальная беседа

 

 

 

 

 

6. ОПСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНСТИ:

 

УЧЕБНИК:

А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание», 6 класс. - М.: «Русское слово», 2010.

А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание», 7 класс. - М.: «Русское слово», 2009г

А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание»,8 класс. - М.: «Русское слово», 2008.

А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание», 9 класс. - М.: «Русское слово», 2009г

Авторской программы Кравченко А.И. «Обществознание». Программа курса для 6-9 классов общеобразовательных учреждений.- М.: ООО «Русское слово», 2011.

 

 

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ:

 

Электронное пособие. Обществознание. Технологические карты уроков. 5-6 классы. Издательство «Учитель»

1 С: Школа Обществознание 10-11 класс. Части 1-2

 

КОМПЛЕКТ СТЕНДОВ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 8-9»

ПОРТРЕТ В.В. ПУТИНА, СТЕНД «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ»

 

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:

 

1. Конституция РФ

2. Тесты для подготовки к ГИА в форме ЕГЭ

3. ЕГЭ Обществознание ФГБНУ «ФИПИ», 2015

 

   ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

 

        

 

 

 

1.      Персональный компьютер ASUS

2.      Монитор Acer

3.      Принтер HP

4.      Проектор VIVITEK

5.      Настенный экран

6.      Крепление к проектору

 

 

 

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:

 

1.      http://www.alleng.ru/edu/social2.htm - Образовательные ресурсы Интернета — обществознание.

2.       http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе (дистанционное обучение). 5. http://www.lenta.ru — актуальные новости общественной жизни.

3.      http://www.rsnet.ru/ — Официальная Россия (сервер органов государственной власти Российской Федерации).

4.       http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации. http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской

5.      Федеральный правовой портал «Юридическая Россия» и др.

 

 

Сайты учителей истории и обществознания:

 

1.http://uchitell.ucoz.ru/ - сайт Сладкевича Олега Ивановича предназначен для учителей истории и права.

2.http://ivanna-olga.narod.ru/ - сайт учителя истории Ивановой Ольги Ивановны. 

3.http://ant-m.ucoz.ru/ -  "Виртуальный кабинет истории и обществознания".  

4.http://pari1977.narod.ru/index.htm -  сайт учителя истории Больщиковой Натальи Федоровны.

5.http://www.lyamtseva.ru/ - персональный сайт Лямцевой Надежды Михайловны.

6.http://ideolog8.narod.ru/ - персональный сайт учителя истории Бочарова А.Ю. 

7.http://notik.ucoz.ru/ - персональный сайт учителя истории Зайцевой Н. В. 

8.http://tgi65.ucoz.ru/ - персональный сайт учителя истории Танченко Г.И.

9.http://history.ucoz.ua/ - школьная лаборатория по истории. 

 

 

8  Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

В результате изучения обществознания ученик должен: знать/понимать:

социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;

- сущность общества как формы совместной деятельности людей;

- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

- содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

уметь:

описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

- сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие чер​ты и различия;

- объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействие общества и природы, человека и общества, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

- приводить примеры социальных объектов определенного типа; социальных отношений; ситуа​ций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

- оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

- решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;

- осуществлять поиск социальной информации по заданной теме, используя различные носите​ли (СМИ, учебный текст и т.д.); различать в социальной информации факты и мнения;

- самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (заявления, доверенности);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и по​вседневной жизни для:

полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

- общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

- нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обя​занностей;

- первичного анализа и использования социальной информации;

- сознательного неприятия антиобщественного поведения.

 


Скачано с www.znanio.ru

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФК ГОС по предмету "обществознание " 6-9 класс 1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФК ГОС по предмету "обществознание " 6-9 класс 1

Исходя из заявленных целей выдвигаются сле­ дующие образовательные задачи преподава­ния курса обществознания: - ознакомление школьников с отечественны­ми и зарубежными системами правовых отношений в обществе; -…

Исходя из заявленных целей выдвигаются сле­ дующие образовательные задачи преподава­ния курса обществознания: - ознакомление школьников с отечественны­ми и зарубежными системами правовых отношений в обществе; -…

Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах

Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах

Поколение. Взаимоотношение поколений в разные истори​ческие эпохи

Поколение. Взаимоотношение поколений в разные истори​ческие эпохи

Глава III СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

Глава III СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

Тема 21. Наука и образование

Тема 21. Наука и образование

Проблемы подросткового возраста

Проблемы подросткового возраста

Влияние реакции окружающих людей на поведение подростков

Влияние реакции окружающих людей на поведение подростков

Законодательные условия их проведения

Законодательные условия их проведения

Основное понятие темы: образ жизни

Основное понятие темы: образ жизни

Экологические программы и защита окружающей среды

Экологические программы и защита окружающей среды

Тема 10. Товар и деньги Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества

Тема 10. Товар и деньги Понятие о товаре, его роль в экономической жизни общества

Основные понятия темы : социальная структура, социальная группа, статус, имидж, социальная роль, статусные символы

Основные понятия темы : социальная структура, социальная группа, статус, имидж, социальная роль, статусные символы

Тема 2. Государство Определение политической системы общества

Тема 2. Государство Определение политической системы общества

Основные понятия темы: социальные нормы, право, правовая культура, норма права, отрасль права

Основные понятия темы: социальные нормы, право, правовая культура, норма права, отрасль права

Тема 18. Культурные нормы Понятие о культурных нормах, их разновидности

Тема 18. Культурные нормы Понятие о культурных нормах, их разновидности

Происхождение и развитие человека

Происхождение и развитие человека

Тема урока Тип урока

Тема урока Тип урока

Проблема одиночества Комбинированный урок

Проблема одиночества Комбинированный урок

Тема урока Тип урока

Тема урока Тип урока

Предпринимательство и организационно-правовые нормы

Предпринимательство и организационно-правовые нормы

СемьяУрок совершенствования знаний умений и навыковПрезентация групп новой работы 9 класс № урокаТема урокаТип урокаФорма контроля 1Власть

СемьяУрок совершенствования знаний умений и навыковПрезентация групп новой работы 9 класс № урокаТема урокаТип урокаФорма контроля 1Власть

Конституции: формальность или действительность?» 16-17

Конституции: формальность или действительность?» 16-17

Итоговое повторение Обобщающие уроки

Итоговое повторение Обобщающие уроки

Президент Российской Федерации

Президент Российской Федерации
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2017