Рабочая программа основного общего образования по учебному предмету «Финансовая грамотность» 5 класс
Оценка 4.6

Рабочая программа основного общего образования по учебному предмету «Финансовая грамотность» 5 класс

Оценка 4.6
Разработки курсов
docx
обществознание
5 кл
24.12.2024
Рабочая программа основного общего образования по учебному предмету «Финансовая грамотность» 5 класс
Представлена программа по ФГОС
РП-ФГ5класс.docx

Основная образовательная программа основного общего образования

МБОУ «Лицей № 120 г.Челябинска»

 

                                                                                                            Приложение 1

«Рабочие программы учебных предметов»

 

 

 

 

 

 

 

 

              

Рабочая программа

основного общего образования

по учебному предмету «Финансовая грамотность»

5 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Рабочая программа учебного предмета «Экономика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования и авторской программы по экономике для 7 – 8 классов «Экономика (история и современная организация хозяйственной деятельности)» под руководством И.В.Липсица. 

Структура рабочей программы соответствует Положению  о рабочих программах учебных предметов, курсов МБОУ «Лицей № 120 г.Челябинска». Рабочая программа учебного предмета «Экономика»  включает разделы:

1) планируемые результаты освоения учебного предмета (личностные, метапредметные и предметные);

2) содержание учебного предмета;

3) тематическое планирование с указанием часов, отводимых на изучение каждой темы.

Рабочая программа учебного предмета разработана с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей, что отражено в разделе «Содержание НРЭО» тематического планирования.

В соответствии с учебным планом предмет «Финансовая грамотность» изучается в предметной области «Общественно-научные предметы» в 5 классе. Программа рассчитана  на 35 часов в год (по 1 часу в неделю).   

 

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета

1.1. Личностные планируемые результаты

 

Критерии

сформированности

Личностные результаты

 

Предметные результаты

Самоопределение (личностное, профессиона-льное, жизненное)

1.1.. Сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России

– личностные представления об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

– понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

– теоретические знания и опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни;

– наличие приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

– развитый социальный кругозор и познавательный интерес к изучению общественных дисциплин

1.2. Сформированность чувства ответственности и долга перед Родиной

– личностные представления об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

– понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

– теоретические знания и опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся;

– основы правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации;

– освоенные приемы работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитые способности обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам

1.3. Сформированность ответственного отношения к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов и потребностей региона, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде.

– теоретические знания и опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся;

– освоенные приемы работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам;

– развитый социальный кругозор и познавательный интерес к изучению общественных дисциплин

Смыслообразование

 

2.1. Сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию

– понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

– теоретические знания и опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся;

– основы правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством РФ, убежденность в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умения реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

– развитый социальный кругозор и познавательный интерес к изучению общественных дисциплин

2.2. Сформированность коммуникативной компетентности при взаимодействии со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

– понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

– теоретические знания и опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся;

– сформированные основы правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденность в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умения реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности

2.3. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания

– понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

– теоретические знания и опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся;

– наличие основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности

Нравственно-этическая ориентация

 

 

 

3.1. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества

– понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития;

– теоретические знания и опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся;

– сформированные основы правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности;

- освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитые способности делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам

 

1.2. Метапредметные планируемые результаты

 

Универсальные учебные действия

Метапредметные результаты

Типовые задачи применения УУД

Регулятивные универсальные учебные действия

Р1 Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание)

Р1.1 Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты

Р1.2 Идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему

Р1.3 Выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат

Р1.4 Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей

Р1.5 Формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности

Р1.6 Обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов

Постановка и решение учебных задач

Учебное сотрудничество

Технология формирующего (безотметочного) оценивания

Эколого-образовательнаядеятельность

Метод проектов

Учебно-исследовательская деятельность

Кейс-метод

Р2 Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование)

Р2.1 Определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения

Р2.2 Обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач

Р2.3 Определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи

Р2.4 Выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов)

Р2.5 Выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели

Р2.6 Составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования)

Р 2.7 Определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения

Р2.8 Описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса

Р2.9 Планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию

Постановка и решение учебных задач

Организация учебного сотрудничества

Метод проектов

Учебно-исследовательская деятельность

Кейс-метод

Р3 Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция)

Р3.1 Определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности

Р3.2 Систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности

Р3.3 Отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований

Р3.4 Оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата

Р3.5 Находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата

Р3.6 Работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата

Р3.7 Устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта

Р3.8 Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно

Постановка и решение учебных задач

Поэтапное формирование умственных действий

Организация учебного сотрудничества

Технология формирующего (безотметочного) оценивания

Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на саморегуляцию и самоорганизацию

Метод проектов

Учебно-исследовательская деятельность

Р4 Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения (оценка)

Р4.1 Определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи

Р4.2 Анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи

Р4.3 Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий

Р4.4 Оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности

Р4.5 Обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов

Р4.6 Фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов

Организация учебного сотрудничества

Технология формирующего (безотметочного) оценивания

Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на саморегуляцию и самоорганизацию

Метод проектов

Учебно-исследовательская деятельность

Р5 Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция)

Р5.1 Наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки

Р5.2 Соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы

Р5.3 Принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность

Р5.4 Самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха

Р5.5 Ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности

Р5.6 Демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности)

Постановка и решение учебных задач

Организация учебного сотрудничества

Технология формирующего (безотметочного) оценивания

Эколого-образовательная деятельность

Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на формирование рефлексии

Метод проектов

Учебно-исследовательская деятельность

Познавательные универсальные учебные действия

П6 Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД)

П6.1 Подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства

П6.2 Выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов

П6.3 Выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство

П6.4 Объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления

П6.5 Выделять явление из общего ряда других явлений

П6.6 Определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений

П6.7 Строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям

П6.8 Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки

П6.9 Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи

П6.10 Самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации

П6.11 Вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником

П6.12 Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения)

П6.13 Выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ

П6.14 Делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными

Учебные задания, обеспечивающие формирование логических универсальных учебных действий

Стратегии смыслового чтения

Дискуссия

Метод ментальных карт

Эколого-образовательнаядеятельность

Метод проектов

Учебно-исследовательская деятельность

Дебаты

Кейс-метод

П7 Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково-символические / моделирование)

П7.1 Обозначать символом и знаком предмет и/или явление

П7.2 Определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме

П7.3 Создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления

П7.4 Строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения

П7.5 Создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией

П7.6 Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область

П7.7 Переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот

П7.8 Строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм

П7.9 Строить доказательство: прямое, косвенное, от противного

П7.10 Анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата

Постановка и решение учебных задач, включающая моделирование

Поэтапное формирование умственных действий

Метод ментальных карт

Кейс-метод

Метод проектов

Учебно-исследовательская деятельность

П8 Смысловое чтение

П8.1 Находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

П8.2 Ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

П8.3 Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

П8.4 Резюмировать главную идею текста;

П8.5 Преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);

П8.6 Критически оценивать содержание и форму текста.

П8.7 Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах

П8.8 Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий – концептуальных диаграмм, опорных конспектов)

П8.9 Заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты

Стратегии смыслового чтения

Дискуссия

Метод ментальных карт

Кейс-метод

Дебаты

Метод проектов

Учебно-исследовательская деятельность

П9 Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем

П9.1 Определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы

П9.2 Осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями

П9.3 Формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска

П9.4 Соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью

Применение ИКТ

Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на, использование

Метод проектов

Учебно-исследовательская деятельность

Коммуникативные универсальные учебные действия

К10 Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение (учебное сотрудничество)

К10.1 Определять возможные роли в совместной деятельности

К10.2 Играть определенную роль в совместной деятельности

К10.3 Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории

К10.4 Определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации

К10.5 Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности

К10.6 Корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен)

К10.7 Критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его

К10.8 Предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации

К10.9 Выделять общую точку зрения в дискуссии

К10.10 Договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей

К11.11 Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.)

К11.12 Устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога

Организация учебного сотрудничества

Технология формирующего (безотметочного) оценивания

Дискуссия

Эколого-образовательнаядеятельность

Кейс-метод

Метод проектов (групповые)

Дебаты

К11 Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация)

К11.1 Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства

К11.2 Отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.)

К11.3 Представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности

К11.4 Соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей

К11.5 Высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога

К11.6 Принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником

К11.7 Создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств

К11.8 Использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления

К11.9 Использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя

К11.10 Делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его

Организация учебного сотрудничества

Дискуссия

Кейс-метод

Дебаты

Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на коммуникацию

Учебно-исследовательская деятельность

К12 Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность)

К12.1 Целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ

К12.2 Выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации

К12.3 Выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи

К12.4 Использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.

К23.5 Использовать информацию с учетом этических и правовых норм

К23.6 Создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности

Применение ИКТ

Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на использование ИКТ для обучения

Метод проектов

Учебно-исследовательская деятельность

 

1.3. Предметные планируемые результаты

 

Раздел (тема) программы

Предметные результаты

с учетом НРЭО Челябинской области

Финансовая грамотность

Обучающийся научится:

-     объяснять понятие финансовой грамотности;

-     выявлять разницу между мечтой и финансовыми целями человека в условиях ограниченности экономических ресурсов,

-     ставить измеримые и достижимые финансовые цели;

Деньги

-     определять понятие деньги, определит их назначение;

-     решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в финансовой сфере деятельности человека;

-     различать наличные, безналичные, электронные деньги;

-     определять подлинность купюр и монет;

-     выявит пути получения и заработка денежных средств;

-     определять возможности заработка: в деятельности по найму и самозанятости, в том числе в востребованных направлениях экономики Челябинской области;

-     выявлять потребности людей для распределения доходов;

-     сформирует понятия о банках России, о банках, действующих в Челябинской области

-     характеризовать функции денег и их роль в развитии экономики и личных финансах граждан;

Финансовый план семьи

-     определять  понятие финансового личного плана и плана семьи;

-     различать способы наполнения бюджета семьи;

-     распределять деньги в семейном бюджете;

-     избегать финансовых ошибок;

-     формировать долгосрочные и краткосрочные сбережения;

-     методы финансовой безопасности;

-     уметь решать познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей и социальные взаимодействия в финансовой сфере общественной жизни, в том числе направленные на определение качества жизни человека, семьи и финансового благополучия;

-     формировать умения решать познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей и социальные взаимодействия в финансовой сфере общественной жизни, в том числе направленные на определение качества жизни человека, его семьи в финансовом благополучии;

Потребление

-     изучать порядок изменения цен, в том числе в стране в целом, и в Челябинской области в частности;

-     правильно потреблять, экономно расходуя бюджет;

-     стать устойчивым потребителем;

-     уметь распознавать влияние рекламы на покупки;

-     изучит способы экономного потребления:

-     сформирует опыт использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для принятия рациональных финансовых решений в потребления в рамках финансового плана;

-     сформирует умение распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе фишинг);

Производители товаров и услуг

-     раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства в отношении личных финансов;

-     умение устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений, процессов в финансовой сфере общественной жизни, их элементов и основных функций;

-     сформировать опыт использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления собственной карьерой для приобретения личных финансов с определением моделей целесообразного финансового поведения, составления личного финансового плана;

-     обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха, аккумулирования личных финансов.

-     сформировать умение с опорой на знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик);

 

Обучающийся получит возможность научиться:

-     анализировать с опорой на полученные знания несложную  информацию о финансах, получаемую из неадаптированных источников;

-     выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния личных и семейных финансов;

-     анализировать и оценивать с позиций знаний о финансах сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

-     решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в финансовой сфере деятельности человека;

-     грамотно применять полученные знания для определения финансово- рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

-     сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

-     анализировать с опорой на полученные знания несложную информацию о финансах, получаемую из неадаптированных источников;

-     выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния экономики Челябинской области

 

2. Содержание учебного предмета

 

Понятие о финансовой грамотности в составе грамотности функциональной. Взаимосвязь финансов и мечты. Постановка финансовых целей: измеримых и достижимых. Потребности и блага. Понятие о богатстве и факторах, определяющих его размеры.

Причины изобретения денег. Виды товарных денег. Причины и закономерности возникновения монет. Причины расцвета и замирания торговли на протяжении истории человечества. Роль торговли в улучшении условий хозяйственной деятельности человечества.

Драгоценные металлы и причины их использование для чеканки монет. История российской монетной системы. Возникновение национальных монетных систем.

История возникновению бумажных денег. Банковские и государственные бумажные деньги. Причины вытеснения монет из драгоценных металлов бумажными деньгами.

Механизм платежей с помощью чеков. Основы функционирования системы безналичных расчетов. Различия в масштабах наличных и безналичных расчетов в разных странах мира и причины этих различий. Достоинства и недостатки чековых расчетов.

Причины возникновения платежных карточек. Достоинства платежных карточек. Выгоды от использования карточек для их владельцев и торговцев. Механизм оплаты покупок при использовании банковских карточек.

Различия между дебетовыми и кредитными карточками. Что такое кредитная история. Компьютеризация и прогресс карточного бизнеса. Смарт - карты.

Правила финансового планирования семьи. Составление финансового плана семьи. Бюджет семьи. Понятие о доходах. Что такое заработная плата и когда она возникла. Виды доходов наемного работника. Доходы в системе самозанятости, бизнеса.

Понятие о профессиональной карьере и ее основные этапы. Различные подходы к формированию своей карьеры.

Система профессионального образование и ее роль в подготовке кадров и обеспечении роста заработков. История профессионального образования. Квалификационные системы и их значение в регулировании размеров оплаты труда. Университеты и бизнес-школы как организации подготовки специалистов высшей квалификации. Законодательная защита продуктов творческого труда и проблемы ее реализации в России. Интеллектуальная собственность и ее признаки.

Расходы семьи по потребностям. Распределение доходов без ошибок. Долгосрочные и краткосрочные сбережения 20/80, 15/5. Долгосрочные сбережения в размере 5 % ль дохода. Финансовая подушка как способ обеспечения рисков 15%.

Потребитель и его права. Виды торговли и опасность торговых сделок. Причины изменения цен. Контроль изменения цен и корректировка бюджета. Планирование покупок. Применение посезонных покупок вне сезона. Покупки по наиболее выгодным ценам.

Законы рекламирования товаров. Реклама, как способ сотрудничества с потребителем.

Экономия денежных средств. Личные доходы в грамотном потреблении

История возникновения производства как особой формы хозяйственная деятельности. Понятие о производственных ресурсах и производительности как мере эффективности их использования. Роль торговли в развитии производства.

Изменение значения различных отраслей в обеспечении жизни общества. Производство продуктов питания в сфере сельского хозяйства. Изготовление продуктов питания в пищевой промышленности

Производство товаров народного потребления.

Услуги, работы для развития общества. Значение малого бизнеса в предоставлении услуг.

Различия моделей поведения людей с точки зрения склонности к сбережению денег. Роль банков в организации использования сбережений. Процентный доход и депозит. Типы депозитов. Причины кредитования. Проценты по кредиту и доход банка. Каналы поступления и оттока денег из банков. Роль банков в экономике

 


3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

 

5 класс (35 часов)

 

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Текущий контроль успеваемости

Содержание НРЭО

Материал учебника

Введение (1 час)

1.

Введение в финансовую грамотность

1

 

 

записи

Раздел I. Экономика и е основные элементы (4 часа)

2.

Мечты людей

1

 

 

записи

3.

Финансовые цели

1

 

 

записи

4.

Измеримые и достижимые цели

1

 

Что необходимо иметь жителям Челябинской области

записи

5.

Как ставить финансовые цели

1

Практическая работа № 1. Ставим финансовые цели.

 

записи

Раздел 2. Деньги ( 10 часов)

6.

Деньги их значение

1

 

 

записи

7.

История денег

1

 

 

записи

8.

Деньги наличные и безналичные

1

 

 

записи

9.

Электронные деньги

1

Практическая работа № 2 Функции денег

 

записи

10.

Ваши деньги на карте

1

 

 

записи

11.

Неправильные деньги

1

 

 

записи

12.

Как деньги приходят в дом

1

 

 

записи

13.

Работа, самозанятость

1

 

Профессии, востребованные в Челябинской области

записи

14.

Деньги в доме

1

 

 

записи

15.

Доходы: распределяем

 

Контрольная работа № 1. «Личный бюджет»

 

записи

Раздел 3. Финансовый план семьи (6 часов)

16.

Финансовый план семьи

1

 

 

записи

17.

Бюджет: доходы и расходы

1

Практическая работа № 3 «Нужды м потребности»

 

записи

18.

Финансовые ошибки

1

 

 

записи

19.

Краткосрочные сбережения

1

 

 

записи

20.

Долгосрочные сбережения

1

 

 

записи

21.

Финансовая безопасность

1

 

 

записи

Раздел 4. Потребление (6 часов)

22.

Изменение цен

1

 

 

записи

23.

Потребляем правильно

1

 

 

записи

24.

Устойчивое потребление

1

 

 

записи

25.

Как влияет на покупки реклама

1

 

Благотворительные организации Челябинской области

записи

26

Как экономить, потребляя

1

Контрольная работа № 2. Способы и значение экономии потребителя

 

записи

Раздел 5. Производители товаров и услуг (8 часов)

27.

Заводы и фабрики - производители товаров

1

 

 

записи

28.

Заводы и фабрики - рабочие места

1

 

 

записи

29.

Отличие услуг от товаров

1

 

 

записи

30.

Предприятия по предоставлению услуг

1

 

 

записи

Раздел 6. Деятельность банков

31.

Новые виды банковских услуг

1

 

 

записи

32.

Как работает электронная карточка

1

 

Банковская система Челябинской области

записи

33.

Что такое кредитование

1

Практическая работа № 3 «Банки и банковская деятельность»

 

записи

Итоговое повторение (2 часа)

34-35

Итоговое обобщение курса

 

2

Представление портфолио

 

записи

 


 


Список источников:

 

Айчувакова, Е. Р. Проектная деятельность школьников в условиях наставничества в технологическом образовании лицея / Е. Р. Айчувакова, Г. В. Зайцева, Н. Л. Подобряева // Современное технологическое образование : сборник статей, докладов и материалов XXVII Международной научно-практической конференции, Москва, 22–23 ноября 2021 года. – Москва: Ассоциация технических университетов, 2021. – С. 136-146. – EDN CFVLSP.

Зайцева, Г. В. Математика в школе как основа формирования финансовой грамотности / Г. В. Зайцева, Л. В. Мартыненко, Е. Р. Айчувакова // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров : Материалы XXIII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 20 апреля 2022 года. – Челябинск: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2022. – С. 330-338. – EDN YWHGKN.

Зайцева, Г. В. Формирование финансово-управленческих знаний и технологических умений как основа создания бизнеса от изучения к апробации и созданию предпринимательства / Г. В. Зайцева, Е. Р. Айчувакова // Управление в современных системах : Cборник трудов XII Всероссийской (национальной) научно-практической конференции научных, научно-педагогических работников и аспирантов, Челябинск, 14 декабря 2022 года. – Челябинск: Южно-Уральский технологический университет, 2022. – С. 328-335. – EDN AGKGAS.

Зайцева, Г. В. Формирование идеи бизнеса в курсе изучения финансовой грамотности в технологическом лицее / Г. В. Зайцева, Е. Р. Айчувакова // Актуальные вопросы устойчивого развития регионов, отраслей, предприятий : материалы Международной научно-практической конференции. В 4-х томах., Тюмень, 23 декабря 2022 года. Том 2. – Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2023. – С. 375-381. – EDN INQIDU.

Зайцева, Г. В. Формирование предпринимательских компетенций в программе наставничества технологического лицея / Г. В. Зайцева, Е. Р. Айчувакова // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса : СБОРНИК ТРУДОВ II МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, Евпатория, 08–09 декабря 2022 года. – Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2023. – С. 58-67. – EDN GJGDVZ.

Зайцева, Г. В. Формирование финансовой грамотности на уроках географии в 5-6 классах технологического лицея / Г. В. Зайцева, Т. А. Елунина // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров : материалы XXIV Международной научно-практической конференции, Челябинск, 20 апреля 2023 года. – Челябинск: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2023. – С. 444-449. – EDN TFLVUL.

Зайцева, Г. В. Формирование финансовой грамотности на уроках математики / Г. В. Зайцева, Л. В. Мартыненко // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров : материалы XXIV Международной научно-практической конференции, Челябинск, 20 апреля 2023 года. – Челябинск: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2023. – С. 426-430. – EDN BXWDKL.

Зайцева, Г. В. Карманные деньги для детей, как фактор формирования финансовой культуры семьи в устойчивом развитии экономики государства / Г. В. Зайцева // Финансовое просвещение : Сборник материалов XXII Всероссийской научно-практической онлайн-конференции по финансовому просвещению в России, Москва, 26–28 марта 2024 года. – Москва: Ассоциация развития финансовой грамотности, 2024. – С. 62-72. – EDN HGRLGY.

Приффер, Д. Н. Личное финансовое планирование как условие финансовой грамотности гражданина / Д. Н. Приффер, А. Г. Скалозубова, Т. В. Раенко // Сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых с международным участием "Россия молодая" : Конференция проходит при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, Кемерово, 18–21 апреля 2017 года / Ответственный редактор Костюк Светлана Георгиевна. – Кемерово: Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 2017. – С. 75011. – EDN ZQWCSL.

Созыкин, И. С. Доступное правильное питание школьника в бюджете семьи / И. С. Созыкин // Инновационные процессы в науке и технике XXI века : Материалы XX Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, ученых, педагогических работников и специалистов-практиков. В 3-х томах, Нижневартовск, 21 апреля 2023 года / Отв. редактор В.Я. Мауль [и др.]. Том 1. – Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2023. – С. 217-222. – EDN YHPNQG.


 

Скачано с www.znanio.ru

Основная образовательная программа основного общего образования

Основная образовательная программа основного общего образования

Рабочая программа учебного предмета «Экономика» составлена в соответствии с требованиями

Рабочая программа учебного предмета «Экономика» составлена в соответствии с требованиями

Рабочая программа учебного предмета «Экономика» составлена в соответствии с требованиями

Рабочая программа учебного предмета «Экономика» составлена в соответствии с требованиями

РФ, убежденность в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умения реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности; – развитый социальный кругозор и познавательный…

РФ, убежденность в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умения реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности; – развитый социальный кругозор и познавательный…

Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности; - освоение приемов работы с…

Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности; - освоение приемов работы с…

Р 2.6 Составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования)

Р 2.6 Составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования)

Р 4.5 Обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов

Р 4.5 Обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов

УУД ) П 6.1 Подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства

УУД ) П 6.1 Подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства

П 7.9 Строить доказательство: прямое, косвенное, от противного

П 7.9 Строить доказательство: прямое, косвенное, от противного

К 10 Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на…

К 10 Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на…

К 11.1 Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства

К 11.1 Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства

Деньги - определять понятие деньги, определит их назначение; - решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в финансовой сфере деятельности человека;…

Деньги - определять понятие деньги, определит их назначение; - решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в финансовой сфере деятельности человека;…

Производители товаров и услуг - раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства в отношении личных финансов; - умение устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений, процессов в финансовой…

Производители товаров и услуг - раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства в отношении личных финансов; - умение устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений, процессов в финансовой…

Механизм платежей с помощью чеков

Механизм платежей с помощью чеков

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 5 класс (35 часов) № п/п

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 5 класс (35 часов) № п/п

Как деньги приходят в дом 1 записи 13

Как деньги приходят в дом 1 записи 13

Как экономить, потребляя 1

Как экономить, потребляя 1

Список источников: Айчувакова,

Список источников: Айчувакова,

Зайцева, Г. В. Карманные деньги для детей, как фактор формирования финансовой культуры семьи в устойчивом развитии экономики государства /

Зайцева, Г. В. Карманные деньги для детей, как фактор формирования финансовой культуры семьи в устойчивом развитии экономики государства /
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.12.2024