Основная образовательная программа основного общего образования
МБОУ «Лицей № 120 г.Челябинска»
Приложение 1
«Рабочие программы учебных предметов»
Рабочая программа
основного общего образования
по учебному предмету «Финансовая грамотность»
5 класс
Рабочая программа учебного предмета «Экономика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования и авторской программы по экономике для 7 – 8 классов «Экономика (история и современная организация хозяйственной деятельности)» под руководством И.В.Липсица.
Структура рабочей программы соответствует Положению о рабочих программах учебных предметов, курсов МБОУ «Лицей № 120 г.Челябинска». Рабочая программа учебного предмета «Экономика» включает разделы:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета (личностные, метапредметные и предметные);
2) содержание учебного предмета;
3) тематическое планирование с указанием часов, отводимых на изучение каждой темы.
Рабочая программа учебного предмета разработана с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей, что отражено в разделе «Содержание НРЭО» тематического планирования.
В соответствии с учебным планом предмет «Финансовая грамотность» изучается в предметной области «Общественно-научные предметы» в 5 классе. Программа рассчитана на 35 часов в год (по 1 часу в неделю).
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета
1.1. Личностные планируемые результаты
Критерии сформированности |
Личностные результаты |
Предметные результаты |
Самоопределение (личностное, профессиона-льное, жизненное) |
1.1.. Сформированность российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России |
– личностные представления об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; – понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития; – теоретические знания и опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни; – наличие приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам; – развитый социальный кругозор и познавательный интерес к изучению общественных дисциплин |
1.2. Сформированность чувства ответственности и долга перед Родиной |
– личностные представления об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; – понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития; – теоретические знания и опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся; – основы правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации; – освоенные приемы работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитые способности обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам |
|
1.3. Сформированность ответственного отношения к осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов и потребностей региона, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде. |
– теоретические знания и опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся; – освоенные приемы работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам; – развитый социальный кругозор и познавательный интерес к изучению общественных дисциплин |
|
Смыслообразование
|
2.1. Сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию |
– понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития; – теоретические знания и опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся; – основы правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством РФ, убежденность в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умения реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности; – развитый социальный кругозор и познавательный интерес к изучению общественных дисциплин |
2.2. Сформированность коммуникативной компетентности при взаимодействии со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. |
– понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития; – теоретические знания и опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся; – сформированные основы правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденность в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умения реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности |
|
2.3. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания |
– понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития; – теоретические знания и опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся; – наличие основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности |
|
Нравственно-этическая ориентация
|
|
|
3.1. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества |
– понимание основных принципов жизни общества, основ современных научных теорий общественного развития; – теоретические знания и опыт применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся; – сформированные основы правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законодательством Российской Федерации, убежденности в необходимости защищать правопорядок правовыми способами и средствами, умений реализовывать основные социальные роли в пределах своей дееспособности; - освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление; развитые способности делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам |
1.2. Метапредметные планируемые результаты
Универсальные учебные действия |
Метапредметные результаты |
Типовые задачи применения УУД |
Регулятивные универсальные учебные действия |
||
Р1 Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (целеполагание) |
Р1.1 Анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты Р1.2 Идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему Р1.3 Выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат Р1.4 Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей Р1.5 Формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности Р1.6 Обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов |
Постановка и решение учебных задач Учебное сотрудничество Технология формирующего (безотметочного) оценивания Эколого-образовательнаядеятельность Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность Кейс-метод |
Р2 Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (планирование) |
Р2.1 Определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения Р2.2 Обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач Р2.3 Определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи Р2.4 Выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов) Р2.5 Выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели Р2.6 Составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования) Р 2.7 Определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения Р2.8 Описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса Р2.9 Планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию |
Постановка и решение учебных задач Организация учебного сотрудничества Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность Кейс-метод |
Р3 Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией (контроль и коррекция) |
Р3.1 Определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности Р3.2 Систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности Р3.3 Отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований Р3.4 Оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата Р3.5 Находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата Р3.6 Работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата Р3.7 Устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта Р3.8 Сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно |
Постановка и решение учебных задач Поэтапное формирование умственных действий Организация учебного сотрудничества Технология формирующего (безотметочного) оценивания Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на саморегуляцию и самоорганизацию Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность |
Р4 Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения (оценка) |
Р4.1 Определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи Р4.2 Анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи Р4.3 Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий Р4.4 Оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности Р4.5 Обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов Р4.6 Фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов |
Организация учебного сотрудничества Технология формирующего (безотметочного) оценивания Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на саморегуляцию и самоорганизацию Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность |
Р5 Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной (познавательная рефлексия, саморегуляция) |
Р5.1 Наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки Р5.2 Соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы Р5.3 Принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность Р5.4 Самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха Р5.5 Ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности Р5.6 Демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности) |
Постановка и решение учебных задач Организация учебного сотрудничества Технология формирующего (безотметочного) оценивания Эколого-образовательная деятельность Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на формирование рефлексии Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность |
Познавательные универсальные учебные действия |
||
П6 Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы (логические УУД) |
П6.1 Подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства П6.2 Выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов П6.3 Выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство П6.4 Объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления П6.5 Выделять явление из общего ряда других явлений П6.6 Определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений П6.7 Строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям П6.8 Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки П6.9 Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи П6.10 Самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации П6.11 Вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником П6.12 Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения) П6.13 Выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ П6.14 Делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными |
Учебные задания, обеспечивающие формирование логических универсальных учебных действий Стратегии смыслового чтения Дискуссия Метод ментальных карт Эколого-образовательнаядеятельность Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность Дебаты Кейс-метод |
П7 Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (знаково-символические / моделирование) |
П7.1 Обозначать символом и знаком предмет и/или явление П7.2 Определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме П7.3 Создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления П7.4 Строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения П7.5 Создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией П7.6 Преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область П7.7 Переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот П7.8 Строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм П7.9 Строить доказательство: прямое, косвенное, от противного П7.10 Анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата |
Постановка и решение учебных задач, включающая моделирование Поэтапное формирование умственных действий Метод ментальных карт Кейс-метод Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность |
П8 Смысловое чтение |
П8.1 Находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности); П8.2 Ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст; П8.3 Устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов; П8.4 Резюмировать главную идею текста; П8.5 Преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction); П8.6 Критически оценивать содержание и форму текста. П8.7 Систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах П8.8 Выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий – концептуальных диаграмм, опорных конспектов) П8.9 Заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты |
Стратегии смыслового чтения Дискуссия Метод ментальных карт Кейс-метод Дебаты Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность |
П9 Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем |
П9.1 Определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы П9.2 Осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями П9.3 Формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска П9.4 Соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью |
Применение ИКТ Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на, использование Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность |
Коммуникативные универсальные учебные действия |
||
К10 Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение (учебное сотрудничество) |
К10.1 Определять возможные роли в совместной деятельности К10.2 Играть определенную роль в совместной деятельности К10.3 Принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории К10.4 Определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации К10.5 Строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности К10.6 Корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен) К10.7 Критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его К10.8 Предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации К10.9 Выделять общую точку зрения в дискуссии К10.10 Договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей К11.11 Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.) К11.12 Устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога |
Организация учебного сотрудничества Технология формирующего (безотметочного) оценивания Дискуссия Эколого-образовательнаядеятельность Кейс-метод Метод проектов (групповые) Дебаты |
К11 Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью (коммуникация) |
К11.1 Определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства К11.2 Отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.) К11.3 Представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности К11.4 Соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей К11.5 Высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога К11.6 Принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником К11.7 Создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств К11.8 Использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления К11.9 Использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя К11.10 Делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его |
Организация учебного сотрудничества Дискуссия Кейс-метод Дебаты Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на коммуникацию Учебно-исследовательская деятельность |
К12 Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентность) |
К12.1 Целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ К12.2 Выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации К12.3 Выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи К12.4 Использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др. К23.5 Использовать информацию с учетом этических и правовых норм К23.6 Создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности |
Применение ИКТ Учебно-познавательные (учебно-практические) задачи на использование ИКТ для обучения Метод проектов Учебно-исследовательская деятельность |
1.3. Предметные планируемые результаты
Раздел (тема) программы |
Предметные результаты с учетом НРЭО Челябинской области |
Финансовая грамотность |
Обучающийся научится: - объяснять понятие финансовой грамотности; - выявлять разницу между мечтой и финансовыми целями человека в условиях ограниченности экономических ресурсов, - ставить измеримые и достижимые финансовые цели; |
Деньги |
- определять понятие деньги, определит их назначение; - решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в финансовой сфере деятельности человека; - различать наличные, безналичные, электронные деньги; - определять подлинность купюр и монет; - выявит пути получения и заработка денежных средств; - определять возможности заработка: в деятельности по найму и самозанятости, в том числе в востребованных направлениях экономики Челябинской области; - выявлять потребности людей для распределения доходов; - сформирует понятия о банках России, о банках, действующих в Челябинской области - характеризовать функции денег и их роль в развитии экономики и личных финансах граждан; |
Финансовый план семьи |
- определять понятие финансового личного плана и плана семьи; - различать способы наполнения бюджета семьи; - распределять деньги в семейном бюджете; - избегать финансовых ошибок; - формировать долгосрочные и краткосрочные сбережения; - методы финансовой безопасности; - уметь решать познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей и социальные взаимодействия в финансовой сфере общественной жизни, в том числе направленные на определение качества жизни человека, семьи и финансового благополучия; - формировать умения решать познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей и социальные взаимодействия в финансовой сфере общественной жизни, в том числе направленные на определение качества жизни человека, его семьи в финансовом благополучии; |
Потребление |
- изучать порядок изменения цен, в том числе в стране в целом, и в Челябинской области в частности; - правильно потреблять, экономно расходуя бюджет; - стать устойчивым потребителем; - уметь распознавать влияние рекламы на покупки; - изучит способы экономного потребления: - сформирует опыт использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для принятия рациональных финансовых решений в потребления в рамках финансового плана; - сформирует умение распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе фишинг); |
Производители товаров и услуг |
- раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства в отношении личных финансов; - умение устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений, процессов в финансовой сфере общественной жизни, их элементов и основных функций; - сформировать опыт использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления собственной карьерой для приобретения личных финансов с определением моделей целесообразного финансового поведения, составления личного финансового плана; - обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха, аккумулирования личных финансов. - сформировать умение с опорой на знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик); |
|
Обучающийся получит возможность научиться: - анализировать с опорой на полученные знания несложную информацию о финансах, получаемую из неадаптированных источников; - выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния личных и семейных финансов; - анализировать и оценивать с позиций знаний о финансах сложившиеся практики и модели поведения потребителя; - решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в финансовой сфере деятельности человека; - грамотно применять полученные знания для определения финансово- рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях; - сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет. - анализировать с опорой на полученные знания несложную информацию о финансах, получаемую из неадаптированных источников; - выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния экономики Челябинской области |
2. Содержание учебного предмета
Понятие о финансовой грамотности в составе грамотности функциональной. Взаимосвязь финансов и мечты. Постановка финансовых целей: измеримых и достижимых. Потребности и блага. Понятие о богатстве и факторах, определяющих его размеры.
Причины изобретения денег. Виды товарных денег. Причины и закономерности возникновения монет. Причины расцвета и замирания торговли на протяжении истории человечества. Роль торговли в улучшении условий хозяйственной деятельности человечества.
Драгоценные металлы и причины их использование для чеканки монет. История российской монетной системы. Возникновение национальных монетных систем.
История возникновению бумажных денег. Банковские и государственные бумажные деньги. Причины вытеснения монет из драгоценных металлов бумажными деньгами.
Механизм платежей с помощью чеков. Основы функционирования системы безналичных расчетов. Различия в масштабах наличных и безналичных расчетов в разных странах мира и причины этих различий. Достоинства и недостатки чековых расчетов.
Причины возникновения платежных карточек. Достоинства платежных карточек. Выгоды от использования карточек для их владельцев и торговцев. Механизм оплаты покупок при использовании банковских карточек.
Различия между дебетовыми и кредитными карточками. Что такое кредитная история. Компьютеризация и прогресс карточного бизнеса. Смарт - карты.
Правила финансового планирования семьи. Составление финансового плана семьи. Бюджет семьи. Понятие о доходах. Что такое заработная плата и когда она возникла. Виды доходов наемного работника. Доходы в системе самозанятости, бизнеса.
Понятие о профессиональной карьере и ее основные этапы. Различные подходы к формированию своей карьеры.
Система профессионального образование и ее роль в подготовке кадров и обеспечении роста заработков. История профессионального образования. Квалификационные системы и их значение в регулировании размеров оплаты труда. Университеты и бизнес-школы как организации подготовки специалистов высшей квалификации. Законодательная защита продуктов творческого труда и проблемы ее реализации в России. Интеллектуальная собственность и ее признаки.
Расходы семьи по потребностям. Распределение доходов без ошибок. Долгосрочные и краткосрочные сбережения 20/80, 15/5. Долгосрочные сбережения в размере 5 % ль дохода. Финансовая подушка как способ обеспечения рисков 15%.
Потребитель и его права. Виды торговли и опасность торговых сделок. Причины изменения цен. Контроль изменения цен и корректировка бюджета. Планирование покупок. Применение посезонных покупок вне сезона. Покупки по наиболее выгодным ценам.
Законы рекламирования товаров. Реклама, как способ сотрудничества с потребителем.
Экономия денежных средств. Личные доходы в грамотном потреблении
История возникновения производства как особой формы хозяйственная деятельности. Понятие о производственных ресурсах и производительности как мере эффективности их использования. Роль торговли в развитии производства.
Изменение значения различных отраслей в обеспечении жизни общества. Производство продуктов питания в сфере сельского хозяйства. Изготовление продуктов питания в пищевой промышленности
Производство товаров народного потребления.
Услуги, работы для развития общества. Значение малого бизнеса в предоставлении услуг.
Различия моделей поведения людей с точки зрения склонности к сбережению денег. Роль банков в организации использования сбережений. Процентный доход и депозит. Типы депозитов. Причины кредитования. Проценты по кредиту и доход банка. Каналы поступления и оттока денег из банков. Роль банков в экономике
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
5 класс (35 часов)
№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Текущий контроль успеваемости |
Содержание НРЭО |
Материал учебника |
Введение (1 час) |
|||||
1. |
Введение в финансовую грамотность |
1 |
|
|
записи |
Раздел I. Экономика и е основные элементы (4 часа) |
|||||
2. |
Мечты людей |
1 |
|
|
записи |
3. |
Финансовые цели |
1 |
|
|
записи |
4. |
Измеримые и достижимые цели |
1 |
|
Что необходимо иметь жителям Челябинской области |
записи |
5. |
Как ставить финансовые цели |
1 |
Практическая работа № 1. Ставим финансовые цели. |
|
записи |
Раздел 2. Деньги ( 10 часов) |
|||||
6. |
Деньги их значение |
1 |
|
|
записи |
7. |
История денег |
1 |
|
|
записи |
8. |
Деньги наличные и безналичные |
1 |
|
|
записи |
9. |
Электронные деньги |
1 |
Практическая работа № 2 Функции денег |
|
записи |
10. |
Ваши деньги на карте |
1 |
|
|
записи |
11. |
Неправильные деньги |
1 |
|
|
записи |
12. |
Как деньги приходят в дом |
1 |
|
|
записи |
13. |
Работа, самозанятость |
1 |
|
Профессии, востребованные в Челябинской области |
записи |
14. |
Деньги в доме |
1 |
|
|
записи |
15. |
Доходы: распределяем |
|
Контрольная работа № 1. «Личный бюджет» |
|
записи |
Раздел 3. Финансовый план семьи (6 часов) |
|||||
16. |
Финансовый план семьи |
1 |
|
|
записи |
17. |
Бюджет: доходы и расходы |
1 |
Практическая работа № 3 «Нужды м потребности» |
|
записи |
18. |
Финансовые ошибки |
1 |
|
|
записи |
19. |
Краткосрочные сбережения |
1 |
|
|
записи |
20. |
Долгосрочные сбережения |
1 |
|
|
записи |
21. |
Финансовая безопасность |
1 |
|
|
записи |
Раздел 4. Потребление (6 часов) |
|||||
22. |
Изменение цен |
1 |
|
|
записи |
23. |
Потребляем правильно |
1 |
|
|
записи |
24. |
Устойчивое потребление |
1 |
|
|
записи |
25. |
Как влияет на покупки реклама |
1 |
|
Благотворительные организации Челябинской области |
записи |
26 |
Как экономить, потребляя |
1 |
Контрольная работа № 2. Способы и значение экономии потребителя |
|
записи |
Раздел 5. Производители товаров и услуг (8 часов) |
|||||
27. |
Заводы и фабрики - производители товаров |
1 |
|
|
записи |
28. |
Заводы и фабрики - рабочие места |
1 |
|
|
записи |
29. |
Отличие услуг от товаров |
1 |
|
|
записи |
30. |
Предприятия по предоставлению услуг |
1 |
|
|
записи |
Раздел 6. Деятельность банков |
|||||
31. |
Новые виды банковских услуг |
1 |
|
|
записи |
32. |
Как работает электронная карточка |
1 |
|
Банковская система Челябинской области |
записи |
33. |
Что такое кредитование |
1 |
Практическая работа № 3 «Банки и банковская деятельность» |
|
записи |
Итоговое повторение (2 часа) |
|||||
34-35 |
Итоговое обобщение курса
|
2 |
Представление портфолио |
|
записи |
Список источников:
Айчувакова, Е. Р. Проектная деятельность школьников в условиях наставничества в технологическом образовании лицея / Е. Р. Айчувакова, Г. В. Зайцева, Н. Л. Подобряева // Современное технологическое образование : сборник статей, докладов и материалов XXVII Международной научно-практической конференции, Москва, 22–23 ноября 2021 года. – Москва: Ассоциация технических университетов, 2021. – С. 136-146. – EDN CFVLSP.
Зайцева, Г. В. Математика в школе как основа формирования финансовой грамотности / Г. В. Зайцева, Л. В. Мартыненко, Е. Р. Айчувакова // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров : Материалы XXIII Международной научно-практической конференции, Челябинск, 20 апреля 2022 года. – Челябинск: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2022. – С. 330-338. – EDN YWHGKN.
Зайцева, Г. В. Формирование финансово-управленческих знаний и технологических умений как основа создания бизнеса от изучения к апробации и созданию предпринимательства / Г. В. Зайцева, Е. Р. Айчувакова // Управление в современных системах : Cборник трудов XII Всероссийской (национальной) научно-практической конференции научных, научно-педагогических работников и аспирантов, Челябинск, 14 декабря 2022 года. – Челябинск: Южно-Уральский технологический университет, 2022. – С. 328-335. – EDN AGKGAS.
Зайцева, Г. В. Формирование идеи бизнеса в курсе изучения финансовой грамотности в технологическом лицее / Г. В. Зайцева, Е. Р. Айчувакова // Актуальные вопросы устойчивого развития регионов, отраслей, предприятий : материалы Международной научно-практической конференции. В 4-х томах., Тюмень, 23 декабря 2022 года. Том 2. – Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2023. – С. 375-381. – EDN INQIDU.
Зайцева, Г. В. Формирование предпринимательских компетенций в программе наставничества технологического лицея / Г. В. Зайцева, Е. Р. Айчувакова // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса : СБОРНИК ТРУДОВ II МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, Евпатория, 08–09 декабря 2022 года. – Симферополь: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Типография «Ариал», 2023. – С. 58-67. – EDN GJGDVZ.
Зайцева, Г. В. Формирование финансовой грамотности на уроках географии в 5-6 классах технологического лицея / Г. В. Зайцева, Т. А. Елунина // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров : материалы XXIV Международной научно-практической конференции, Челябинск, 20 апреля 2023 года. – Челябинск: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2023. – С. 444-449. – EDN TFLVUL.
Зайцева, Г. В. Формирование финансовой грамотности на уроках математики / Г. В. Зайцева, Л. В. Мартыненко // Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров : материалы XXIV Международной научно-практической конференции, Челябинск, 20 апреля 2023 года. – Челябинск: Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2023. – С. 426-430. – EDN BXWDKL.
Зайцева, Г. В. Карманные деньги для детей, как фактор формирования финансовой культуры семьи в устойчивом развитии экономики государства / Г. В. Зайцева // Финансовое просвещение : Сборник материалов XXII Всероссийской научно-практической онлайн-конференции по финансовому просвещению в России, Москва, 26–28 марта 2024 года. – Москва: Ассоциация развития финансовой грамотности, 2024. – С. 62-72. – EDN HGRLGY.
Приффер, Д. Н. Личное финансовое планирование как условие финансовой грамотности гражданина / Д. Н. Приффер, А. Г. Скалозубова, Т. В. Раенко // Сборник материалов IX Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых с международным участием "Россия молодая" : Конференция проходит при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований, Кемерово, 18–21 апреля 2017 года / Ответственный редактор Костюк Светлана Георгиевна. – Кемерово: Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 2017. – С. 75011. – EDN ZQWCSL.
Созыкин, И. С. Доступное правильное питание школьника в бюджете семьи / И. С. Созыкин // Инновационные процессы в науке и технике XXI века : Материалы XX Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, ученых, педагогических работников и специалистов-практиков. В 3-х томах, Нижневартовск, 21 апреля 2023 года / Отв. редактор В.Я. Мауль [и др.]. Том 1. – Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2023. – С. 217-222. – EDN YHPNQG.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.