Обобщение опыта по биологии на тему" Формирование познавательных УУД на уроках биологии через использование различных источников информации"
Оценка 4.6

Обобщение опыта по биологии на тему" Формирование познавательных УУД на уроках биологии через использование различных источников информации"

Оценка 4.6
Библиография
docx
биология
5 кл—9 кл
30.08.2019
Обобщение опыта по биологии на тему" Формирование познавательных УУД на уроках биологии через использование различных источников информации"
Данный материал содержит обобщение опыта моей работы по данной теме. В материале приведены примеры заданий, которые можно использовать в своей практике. В своей работе я использую учебник, электронные пособия, ИКТ, дополнительную литературу. Мною и ребятами созданы презентации, а также совместные проекты.
обобщение опыта работы.docx
Обобщение опыта работы учителя биологии  Кузнецовой Валентины Анатольевны Тема «Формирование познавательных УУД на уроках биологии  через использование различных источников информации».           В   последние   годы   активно   развивается   педагогика   на   основе   требований   ФГОС, позволяющая   запустить   механизм   саморазвития   и   самореализации   личности.   Учащиеся, добывающие знания самостоятельно, запоминают до 60% учебного материала на уроке, объяснение   учителя   обеспечивает   не   более   20%   материала,   поэтому   задачей   педагога является организовать работу на уроке так, чтобы обучить детей самостоятельно добывать знания, а затем применять их на практике. Важно грамотно подбирать материал, который должен быть интересен ученику, вызвать у него удивление, желание познать новое.       В системе ФГОС качество усвоения знаний определяется многообразием и характером универсальных учебных действий, среди них ведущими выступают познавательные учебные действия. Именно они являются основой всех видов учебно­познавательной деятельности учащихся, реализуются в урочной и внеурочной работе и проявляются в действиях других групп   УУД.  Что   же   такое   УУД   по   ФГОС,   говоря   простыми   словами?   Это   действия, помогающие «научить человека учиться».       Познавательные УУД – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.      Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические универсальные действия, действия постановки и решения проблем. Познавательные УУД  – это общеучебные действия, которые включают в себя:  Самостоятельную постановку познавательной цели  Поиск и структурирование необходимой информации при помощи различных средств  Смысловое чтение  Моделирование В ряде познавательных УУД выделяют группу логических универсальных действий. Это:  Создание гипотез и их проверка  Установление причинно­следственных связей  Определение логических рассуждений  Осуществление классификаций, сравнений Развитию   познавательных   УУД   способствуют   такие   приёмы   и   методы:   задания   на нахождение соответствий, составление кластера, логической цепочки, разработка тестовых вопросов и ответов на них, работа с дополнительной литературой.      В своей работе я хочу показать, как можно формировать познавательные универсальные учебные действия на уроках биологии, используя различные источники информации. На современных школьников буквально обрушиваются потоки информации:  Наглядные (карты, схемы, макеты)  Письменные (учебники, сборники, журналы, печатные тесты)  Новые информационные носители (СD­диски, электронные учебники, Интернет)  Устные   (речь   учителя,   речь   одноклассников,   информационные   сообщения:   ТВ, радио)       Известно, что тот, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, которому всё объяснили, поэтому задача учителя – не давать знания в готовом виде, а научить самостоятельно их добывать. Чтобы самостоятельно учиться и развиваться, ученик должен свободно ориентироваться в огромном потоке информации и уметь получать её из разных источников.       Обучение приемам поиска информации – одно из самых востребованных на практике действий.   Такой   метод,   как   самостоятельная   работа   с   учебником   может   быть репродуктивным, но когда учащиеся по заданию учителя читают текст, преобразуя его в план, схему, таблицу, этот метод становится активным, так как эта работа сопряжена с мыслительными операциями (анализ, сравнение, выделение главного). Метод активизирует логическое мышление, позволяет дифференцировать работу с учащимися.       В ходе обучения биологии использую разнообразные приемы работы с текстом, которые могут играть важнейшую роль в формировании познавательных УУД: Рассмотрим некоторые приемы формирования познавательных УУД  в курсе биологии для 5­6 классов. Для формирования   общеучебных универсальных действий   использую приемы поиска информации. Поиск  информации  –  это  такое  универсальное  учебное  действие,   которое позволяет   быстро   находить   необходимый   материал   для   решения   конкретной   учебной задачи.   На   своих   уроках   большое   внимание   уделяю   работе   с   учебником   и использую разнообразные   приемы   работы   с   текстом   учебника,   которые   играют важнейшую роль в формировании познавательных УУД: следующие приемы: ­ найти место в учебнике, где описываются объекты, явления или процессы; ­ разбить текст одного параграфа учебника на части и озаглавить их; ­ придумать названия к тексту по изучаемой теме; ­ найти смысловую ошибку в тексте:  ­ заполнить «слепой» текст терминами из изучаемой темы. Например: 1)Клетка   заполнена   полужидкой   …..,   в   которой   находятся…,   ….   И   другие внутриклеточные образования. ­ выделить ключевые слова в отрывке текста, написать их в тетрадь; ­ расскажи по опорным словам (разверни информацию); ­найти формулировку понятия. В ходе обучения биологии ­ предлагаю сравнить объекты по рисункам, найти общее и различия. Например, по теме «Семя, его строение и значение» сравнивают строение семян однодольных и двудольных растений; Для более эффективной работы с текстом   учебника или других источников предлагаю использовать прием  свертывания информации в таблицу или схему, который позволяет вести поиск   и   выделение   необходимой   информации,   умение   структурировать   знания, определять основную  и второстепенную информацию и выполнять знаково­символическое моделирование. При   изучении   нового   материала,   повторении   и   обобщении   использую биологические задачи.   Считаю,   что   решение   задач   меняет   характер   познавательной   активности   от репродуктивной   к   поисковой,   формирует   общеобразовательные   компетенции учащихся. Пример: Часто   на   берегах   морей   можно   встретить   деревья,   кроны   которых более или менее флагообразны. Иногда все дерево как бы пригнуто или прижато к земле, а корневая система вытянута в противоположную сторону. Почему вырастают деревья такой необычной формы и с чем связано такое развитие корневой системы? Или: в Бразилии, в тех местностях, где часто бывает засуха, встречаются деревья с бочкообразными стволами. Объясните значение этих необычных стеблей в жизни растений? Включаю   в   учебный   процесс познавательные   игры.   Они   способствуют   раскрытию творческого потенциала, активизируют мыслительную деятельность учащихся. В процессе игры   происходит   обучение   действию   посредством   самого   действия.   Учебная   игра осуществляет  мотивационно  ­ побудительную функцию, т.е. мотивирует  и стимулирует учебную   и   познавательную   деятельность   обучающихся.   Например,   при   изучении   темы «Клетка» я предлагаю учащимся следующие игровые задания: 1)Переставь и добавь вместо пропусков буквы в словах так, чтобы получились названия частей клетки: 1.ЗАТОМАПЦИЛ (Цитоплазма) 2.КОУЛЬВА (Вакуоль) 3…..ОПЛА…(Хлоропласты) 4. .Д..О (Ядро) 2) Правильное ли утверждение? 1.Цитоплазма ­ бесцветное, густое, тягучее содержимое клетки(+) 2. Хлоропласты ­ это пластиды(+) 3.Клетка основная структурная единица организма растения(+) 4. В вакуолях находятся хромосомы(­) 5. Хлоропласты – это бесцветные пластиды(­) На этапе осмысления и закрепления, полученных данных я использую следующие приемы, активизирующие познавательный интерес к учебному предмету: ­ использую натуральные объекты в заданиях для учащихся. Пример. Перед уроком обучающиеся получают раздаточный материал, с использованием которого на уроке выполняют следующие задания: рассмотрите корни у предложенных растений, определите типы корневых систем, найдите главный, боковые и придаточные корни   (6   класс,   тема   «Корень.   Внешнее   и   внутреннее   строение   корня»);   рассмотрите растения засушливых районов и найдите признаки приспособленности к недостатку влаги (6 класс, тема «Характеристика основных экологических групп растений»); ­ моделирование; Пример: при   изучении   тем   «Строение   клетки»,   «Органы   цветкового   растения», «Простейшие»   учащимся   предлагаю,   используя   любой   удобный   материал,   изготовить модели клетки … (изделия из пластилина, аппликация, вышивка). Вопросы   перевода   ученика   из   пассивного   объекта   обучения   к   деятельной   творческой деятельности   достаточно   эффективно   решаются   в   процессе   использования бригадной (групповой) формы организации познавательной деятельности учащихся. Именно так я провожу уроки­экскурсии (осень, весна) для учащихся 5­6 классов на пришкольном – опытном   участке.   Общая   схема   этих   уроков   следующая:   учащиеся   с   разным   уровнем знаний   по   предметам   объединяются   в   группы   по   4­6   человек   и   получают   задания, содержание которых рассчитано на работу всего коллектива. По окончании урока бригада составляет отчёт и на следующем уроке выступает с сообщением о проделанной работе. Приведу   пример   заданий   самостоятельной   работы   учащихся   5   класса   при   проведении экскурсии на пришкольный участок по теме «Осенние явления в жизни растений»: Формированию   логических   универсальных   учебных   действий   способствуют следующие приемы.   Прием сравнения ­ это умение устанавливать черты сходства (сопоставлять) и различия (противопоставлять).         Пример. Очень часто дети объединяют и путают процессы дыхания и фотосинтеза, а это два   абсолютно   разных   процесса.   Предлагаю   заполнить   сравнительную   таблицу.   Затем провести сравнительный анализ процессов, используя результаты таблицы. Дыхание Фотосинтез Вопросы для сравнения Значение для организма Что удаляется во внешнюю среду? Что поглощается из внешней среды? Где происходит? Этот приём формирует  умение устанавливать черты различия. Прием «Синквейн». Пример. Структурной единицей всех живых организмов является клетка и все процессы жизнедеятельности   происходят   на   уровне   клетки,   поэтому   целесообразно   детям предложить выполнить следующее задание: составить синквейн  по теме «Клетка». Результат выполненного задания: 1. Клетка. 2. Структурная, функциональная. 3. Дышит, питается, воспроизводит. 4. Основной элемент живой материи. 5. Жизнь. Приём незаконченного предложения. Этот   прием   способствует   формированию   умения   устанавливать   причинно­следственные связи. Пример. При изучении темы «Ткани» учащимся   предлагаю задание: изучив содержание рисунка и текста учебника,   закончить предложения: «Совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, строение и выполняющих определенные функции……………….» «Прочность растениям придают………….» «На поверхности корней, стеблей, листьев……………» «Мертвые, полые клетки, без перегородок…………»  Пример. По   любой   теме   предлагаю   выполнить   задание: изучив   текст   учебника,  составить предложения, используя следующие конструкции: ……….………., поэтому………………. ……………….., потому что …………. ………………., следовательно, ………. ………………., так как………………. Например, по теме «Клеточное строение организмов» результатом работы учащихся по данному алгоритму могут быть следующие высказывания: «В   старой   клетке   обычно   имеется   одна   большая   вакуоль, поэтомуцитоплазма,   в которой   находится   ядро,   прилегает   к   клеточной   оболочке,   а   молодые   содержат много мелких вакуолей». «Разрезая спелый плод или другую сочную часть растения, вытекает жидкость, так как повреждаются клетки и из их вакуолей вытекает сок». «Если   раздавить   семя   подсолнечника   на   салфетке, пятно, следовательно, в клетках семени содержится растительный жир» Кроме установления причинно­следственных связей, данные упражнения направлены   на формирование умения работать с информацией, представленной в знаково­символическом виде.   А на следующем уроке использую  прием «Интеллектуальной атаки»: в быстром темпе фронтально задаю  понятия, а учащиеся  их определение. Прием ­  найти «лишнее». Пример. Найдите лишнее слово, объясните, почему оно лишнее: 1. Клеточная стенка, поры, кустарник, пластиды   появится   жирное 2. Хлоропласты, хромосома, лейкопласты, хромопласты.  Задания такого  рода формируют мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах и явлениях. Прием ­  классификация. Прием на установление  соотнесения.   Пример. При   изучении   темы   «Вегетативное   размножение   растений»   целесообразно предложить   задание: «Установить   соответствия   между   растениями   и   формами вегетативного размножения». Луковица         смородина Стеблевой черенок        ландыш Отводки         малина Усы         ирга Клубни         яблоня Прививка          картофель Корневые отпрыски       земляника Корневище         крыжовник Корневой черенок        тюльпан Листовой черешок        фиалка          Данный прием способствует развитию таких мыслительных операций как анализ и  сравнение. Действия постановки и решения проблемы: ­ формулирование проблемы; Прием ­ постановка проблемного вопроса. Пример.  Изучая тему «Семя», спрашиваю у ребят: «Почему ваши мамы семена хранят в бумажных   кулечках   или   в   мешочках   из   ткани?»,   «Почему   для   посева   мы   используем крупные семена?». Тема «Корень»­ «Почему песчаный карьер, расположенный напротив нашей школы не осыпается?» и другие вопросы.       Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию   универсальных   учебных   действий   является создание   проблемных ситуаций на   уроке.   Проблемные   ситуации   необходимо   создавать   с   учетом   реальных противоречий, значимых для учащихся. Для того чтобы учащиеся приняли поставленную проблему, то есть начали активный поиск ее решения, проблема не должна быть чрезмерно трудна, но должна находиться в зоне ближайшего развития учащегося, соответствовать его возможностям. Пример. В теме «Рост и развитие растений» предлагаю решить следующую проблемную ситуацию: «Осенью, во время уборки урожая, зерно хранят в зернохранилищах. Время от времени зерно необходимо проверять. Предложите способы проверки сохранности зерна». Прием ­ сообщение фактов, выдвижение гипотез, предположений; Пример. Монстера,   которая   стоит   в   кабинете,   имеет   дыхательные   корни,   а   еще   ее называют   деликатесной,   и   она   может   предсказывать   дождь.   Подумайте,   почему   ее называют монстерой? Деликатесной? И как ей удается узнать, когда испортиться погода? ­   самостоятельное   создание   способов   решения   проблем   творческого   и   поискового характера. Успех любой познавательной деятельности в значительной степени зависит от ее мотивации.   Устойчивый   познавательный   интерес   школьников,   их   мотивация   ­   один   из критериев эффективности педагогического процесса. На   своих   уроках   я   использую   следующие   приемы,   способствующие   развитию познавательного интереса учащихся: Прием   новизны,   предполагающий   включение   в   содержание   учебного   материала интересных фактов, сведений и др. Например при   изучении   темы   «Внешнее   и   внутреннее   строение   стебля»   учащимся предлагается небольшое сообщение, подготовленное учеником « Оладьи через 15 лет».      Жители Новой Гвинеи дороже всех ценят невысокую пальму Метроксилон. Пятнадцать лет растет пальма и не цветет. А потом выбрасывает огромную метелку цветов. Но жители не ждут, пока созреют плоды. «Хлеб» у пальмы внутри ствола. Цветение – сигнал: хлеб созрел.   Пальму   срубают,   раскалывают   ствол   пополам,   добывают   оттуда   крахмалистую сердцевину и пекут вкуснейшие оладьи. Островитяне едят оладьи почти каждый день – ведь одна пальма дает почти тонну оладий! А европейцы из сердцевины пальмы делают крупу саго, за что и пальму называют саговой. Далее учитель рассказывает о деревьях великанах: секвойях, эвкалиптах и ставится вопрос: что обеспечивает рост стебля, за счет чего стебли деревьев достигают таких величин? Таким образом, создается проблемный вопрос, ответ на который находится на протяжении урока. Прием   ­   дискуссия (учащимся   задаются   вопросы,   требующие   размышления,   учащиеся высказывают мнения);   Пример. Весной садовод обнаружил два поврежденных дерева ­ у одного     мыши кору частично   погрызли,   а   у   другого   зайцы   ствол   объели   кольцом.   Какое   дерево   может погибнуть?   Докажите.   (Дискуссия   проводится   с   опорой   на   знания   учащихся   по   темам «Органы растения», «Ткани»).            И  ещё   что  важно  для   учителя,  правильно  выбрать  учебник.   С  этой  проблемой   я столкнулась в этом году в 7 классе. По программе Н.И. Сонина в 7 классе изучаются бактерии,   грибы,   растения.   Но   задания   олимпиадные   были   по   растениям,   а   ВПР   по животным, поэтому было трудно подготовиться к ВПР. В большей степени я использовала презентации,   т.е.   вернулась   к   традиционному   обучению:   показ,   рассказ,   объяснение, проверка   знаний   тоже   на   слайдах.   Но   я   заметила,   что   животных   им   изучать   было интереснее, чем растения, т.е. нужно учитывать возрастные особенности школьников.      Слайд: учебники. Работа с дополнительной литературой.      Разнообразные формы работы с научно­популярной литературой не только привлекают внимание   школьников   к   интересным   фактам,   но   и   стимулируют   интерес   к информационному   поиску,   создают   условия   для   развития   мышления   и   творческих способностей. 1. «Информационный поиск». Учитель даёт задания, на которые нужно составить краткий письменный ответ, информационную справку, используя дополнительную литературу. Где обитают бактерии? 2. «Викторина». Учащимся предлагается в течение определенного периода ответить на вопросы по изучаемой теме. Часть ответов можно найти в учебнике, а часть в дополнительной литературе. Например по теме «Покрытосеменные растения». 3. «Информационные подборки» ­ предлагается найти в дополнительной литературе 10   –   15   интересных   фактов   по   изучаемой   теме:   «Самые   –   самые…»,   «Это интересно…», «Знаете ли вы, что..» 4. «Информационные   справки» ­   это   краткое   связное   изложение   информации   по какому ­ либо вопросу. 5. «Сообщения» ­   учащимся   увлечённым   биологией   предлагается   подготовить сообщение по нескольким источникам информации (2­3). 6. «Информационно­поисковые и творческие проекты». Учащиеся объединяются в группы, находят информацию по теме или проблеме и интересно представляют её. Результатом   работы   может   стать:   газета,   информационный   стенд,   презентация, рекламный ролик. 7. «Реклама   интересной   книги» ­   ученик,   прочитавший   интересную   книгу   по биологии,   готовит   рекламную   листовку,   которая   должна   заинтриговать одноклассников и вызвать желание прочитать эту книгу. 8.  «Творческая переработка информации». Примером может являться составление синквейна   –   своеобразного   стихотворения   в   прозе,   состоящее   из   пяти   строк., ментальная карта. Формируются   такие   познавательные   УУД,   как  поиск   и   структурирование необходимой информации при помощи различных средств. Приемы использования ИКТ на уроках биологии. 1. Использование   программных   продуктов:   электронные   приложения   к   учебникам, учебные   электронные   пособия,   дополнительная   информация,   полученная посредством сети Интернет, учебные презентации и др. 2. Использование наглядных пособий: фотоколлекции, видеозаписи, таблицы, схемы, презентации (как учителя, так и ученика), анимации различных явлений и процессов жизнедеятельности живых организмов, что позволяет в динамике проследить тот или иной процесс. 3. Контроль посредством ИКТ. Также с применением ИКТ привлекаю школьников к созданию   презентаций   и   проектов.   Данный   вид   деятельности   повышает познавательную   активность   обучающихся,   позволяет   им   реализовать   свои творческие способности. Познавательные: находить, систематизировать, отбирать информацию, делать выводы, создавать конечные программные продукты по теме проекта. 4. Выступление школьников с собственной мультимедийной презентацией: развивает речь, мышление, память, учит конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи. Заключение.       Любому современному человеку необходимо уметь находить информацию, критически оценивать   её,   выбирать   нужную,   использовать,   создавать   новую   информацию   и обмениваться   ею   с   другими   людьми.   Именно   эти   умения   являются   составляющими информационной   грамотности,   основы   которой   закладываются   в   школе.   Приёмы, изложенные   в   статье,   позволяют   превратить   обычную   работу   с   учебной   литературой   в интересное   и   увлекательное   дело,   способствующее   интеллектуальному   и   творческому развитию учеников. Для формирования всех этих умений нужна систематическая работа не только с учебником, но и с другими источниками информации.           Чтобы   ребенок   развивался,   необходимо   организовать   его   деятельность.   Именно собственное   действие   ребенка   может   стать   основой   формирования   в   будущем   его способностей.   Значит,   моя   образовательная   задача   состоит   в   организации   условий, провоцирующих   детское   действие.   Предложенные   приемы   позволяют   сформировать познавательные   универсальные   учебные   действия,   что   приводит   к   следующим  результатам: ­ учащиеся самостоятельно осуществляют деятельность учения; ставят учебные цели; ­ результативно мыслят и работают с информацией; ­ ориентируются в своей системе знаний, осознают необходимость нового знания; ­ делают предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; ­ добывают новые знания из различных источников и разными способами; ­ перерабатывают информацию для получения необходимого результата ­ в том числе и для создания нового продукта; ­ преобразуют информацию из одной формы в другую и вырабатывают наиболее удобную для себя форму; ­ работая с информацией, умеют перерабатывать ее содержимое в сжатом или развернутом виде, составлять план текста, тезисы, конспект  и т.д.           Только   стимулируя   познавательную   деятельность   самих   ребят,   повышая   их собственные   усилия   в   овладении   знаниями   на   всех   этапах   обучения,   можно   добиться развития познавательного интереса к  биологии. Использование рассмотренных приёмов в учебном процессе способствует развитию познавательного интереса, углублению знаний учащихся по курсу «биология». Кузнецова Валентина Анатольевна, учитель биологии МКОУ СОШ №2 г. Малмыжа Кировской области 2019 год

Обобщение опыта по биологии на тему" Формирование познавательных УУД на уроках биологии через использование различных источников информации"

Обобщение опыта по биологии на тему" Формирование познавательных УУД на уроках биологии через использование различных источников информации"

Обобщение опыта по биологии на тему" Формирование познавательных УУД на уроках биологии через использование различных источников информации"

Обобщение опыта по биологии на тему" Формирование познавательных УУД на уроках биологии через использование различных источников информации"

Обобщение опыта по биологии на тему" Формирование познавательных УУД на уроках биологии через использование различных источников информации"

Обобщение опыта по биологии на тему" Формирование познавательных УУД на уроках биологии через использование различных источников информации"

Обобщение опыта по биологии на тему" Формирование познавательных УУД на уроках биологии через использование различных источников информации"

Обобщение опыта по биологии на тему" Формирование познавательных УУД на уроках биологии через использование различных источников информации"

Обобщение опыта по биологии на тему" Формирование познавательных УУД на уроках биологии через использование различных источников информации"

Обобщение опыта по биологии на тему" Формирование познавательных УУД на уроках биологии через использование различных источников информации"

Обобщение опыта по биологии на тему" Формирование познавательных УУД на уроках биологии через использование различных источников информации"

Обобщение опыта по биологии на тему" Формирование познавательных УУД на уроках биологии через использование различных источников информации"

Обобщение опыта по биологии на тему" Формирование познавательных УУД на уроках биологии через использование различных источников информации"

Обобщение опыта по биологии на тему" Формирование познавательных УУД на уроках биологии через использование различных источников информации"

Обобщение опыта по биологии на тему" Формирование познавательных УУД на уроках биологии через использование различных источников информации"

Обобщение опыта по биологии на тему" Формирование познавательных УУД на уроках биологии через использование различных источников информации"

Обобщение опыта по биологии на тему" Формирование познавательных УУД на уроках биологии через использование различных источников информации"

Обобщение опыта по биологии на тему" Формирование познавательных УУД на уроках биологии через использование различных источников информации"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.08.2019