Тема: «Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности в связи с жизнью на суше.
Предмет: биология.
Тип урока: Комбинированный урок.
Цель урока: Изучить особенности внешнего и внутреннего строения класса паукообразных, их жизнедеятельность, ознакомиться с вредителями и паразитами и их ролью.
Задачи урока:
образовательные: дать общую характеристику класса паукообразных, раскрыть особенности строения, жизнедеятельности, связанные с наземной средой, умений узнавать изученные виды (Паукообразные), выявлять их основные признаки, объяснять особенности организации;
воспитательные: привлекать внимание учащихся к проблемам охраны природы, в целях профилактики утомления учащимися на уроке сменять виды деятельности, следить за их осанкой;
развивающие: формировать умения выделять главное в изучаемом материале, проводить сравнения процессов жизнедеятельности класса паукообразных и ракообразных, развивать у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать своё мнение, развивать образную память, логическое мышление и речь.
Планируемые результаты:
Предметные
Учащиеся узнают: особенности строения паукообразных, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека.
Учащиеся научатся: находить отличия паукообразных от других многоклеточных организмов; объяснять взаимосвязь строения и функции органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных; раскрывать значение животных в природе и в жизни человека.
Метапредметные:
Познавательные: исследование, поиск и отбор информации, её структурирование; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные: определение последовательности действий при работе с учебником; прогнозировать результат и уровень усвоения материала; определять новый уровень отношения к самому себе как к субъекту деятельности.
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учащимися; выражение своих мыслей при ответах на вопросы, отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
Личностные: имеют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; овладение на уровне общего образования системой биологических знаний; владеют интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы).
Основные понятия: сенокосцы, паутина, пауки, класс паукообразные, клещи, скорпионы, ядовитые железы, хелицеры , педипальпы.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, учебник, демонстративный материал (макеты пауков и плакаты), энтомологический словарь.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент |
Приветствует учеников и создаёт доброжелательную рабочую атмосферу: «Добрый день, ребята. Я рада приветствовать вас на этом уроке. Говорят, если день начинать с улыбки, то он пройдет удачно. Улыбнитесь друг другу. Давайте сегодняшнее занятие проведем с хорошим настроением. Главная задача – быть внимательными, активными, находчивыми, трудолюбивыми. Я желаю вам успехов и хорошего настроения. Перекличка. |
Приветствуют учителя, настраиваются на урок, сосредотачиваются и готовятся воспринимать материал учителя. |
Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Проверка готовности класса к уроку. Эпиграфом к нашему уроку являются слова Чарльза Дарвина: «Чем больше мы познаём законы природы, тем всё более невероятными становятся для нас чудеса». Активизация познавательной деятельности. «Отгадайте загадку: о ком идёт речь? Весь день работали ткачи, по кружевам бегут лучи. Можно ли назвать паука прекрасным? Почему?» |
Слушают, отвечают на поставленные вопросы. Высказывают свои мнения, пытаются их доказать с помощью известных фактов. В диалоге с учителем формулируют тему и цели урока. |
Проверка усвоения материала прошлого урока (домашнего задания) |
Акцентирует внимание учащихся на вопросах классификации животных, характерных особенностях типичных представителей членистоногих. Интеллектуальная разминка:
Предлагает обучающимся выполнить задания для самостоятельной работы с опорой на ранее изученный материал. Использует электронный образовательный контент.
После выполнения работы демонстрирует на экране вопросы работы и призывает к их обсуждению во фронтальном режиме. |
Участвуют в интерактиве от учителя, отвечают на наводящие вопросы. Выполняют на своих индивидуальных устройствах вопросы самостоятельной работы. Участвуют в обсуждениях вопросов работы после её выполнения. |
Освоение новых знаний. Этап «Осмысление». Изучение нового материала. |
«А какие ассоциации возникают у вас при виде пауков. (Страшный, ужасный, ядовитый, и т. д.). А почему у человека сложилось такое мнение о пауках? Поднимите руки. Что плохого каждому из вас сделал паук?». Беседует с учениками и вызывает интерес к Паукообразным. «Давайте сегодня на уроке возьмем на себя задачу оправдать или подтвердить негативное отношение к паукам. Работа это непростая. Приступим!»
Выводит на экран электронный образовательный материал «Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности».
Дополняет новый материал, излагая и объясняя научную информацию. Формулирует ключевые понятия урока. |
Просматривают и прослушивают видеоматериал. После просмотра задают имеющиеся у них вопросы. Принимают участие в обсуждении. |
Применение изученного материала |
Использует электронный образовательный контент для организации работы по развитию функциональной грамотности, проверки первичного усвоения материала урока:
Демонстрирует всему классу на экране интерактивной доски вопросы и задания, предлагает их обсудить. Организует деятельность учащихся. |
Выполняют задания самостоятельной работы работают с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничают с одноклассниками и учителем при обсуждении результатов выполнения задания. |
Проверка приобретённых знаний, умений и навыков (закрепление новой темы). |
Использует электронный образовательный материал для проведения диагностики, организации самодиагностики (рассылает вопросы на индивидуальные устройства учащихся).
Демонстрирует всему классу на экране интерактивной доски вопросы и задания диагностики, предлагает их обсудить. Организует деятельность учащихся. |
Выполняют задания самостоятельной работы работают с текстом и иллюстрациями учебника, сотрудничают с одноклассниками и учителем при обсуждении результатов выполнения задания. |
Подведение итогов Рефлексия |
«Предлагаю подвести итог и заполнить пропуски в тексте:» Выводит на экране текст задания: Почти все виды паукообразных обитают на суше. У пауков 4 пары ходильных ног. На голове расположены простые глаза. По способу питания паукообразные - хищники. Для ловли добычи они используют ядовитую железу и паутинные бородавки. Пищеварение у пауков происходит вне кишечника. Кровеносная система незамкнутого типа.
Рефлексия: «Изменилось ли ваше отношение к паукам? Что вам запомнилось больше всего? Что вызвало у вас трудности? Как вы оцениваете свою работу на уроке? Выставление отметок. |
Отвечают на вопросы учителя, задают свои. Выполняют предложенное задание, обсуждают ответы. Оценивают свою работу на уроке. Выслушивают комментарии учителя по оцениванию учеников. Подводят итоги урока и обсуждают достижение поставленной цели. |
Комментарий к домашнему заданию |
«Изучите дома параграф №25 в учебнике (Пасечник В.В., Биология, 8 класс, 2023г.), устно ответьте на вопросы после параграфа. |
Записывают домашнее задание в тетради. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.